УДК 37.015.3:159.922.7
https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_4_123 EDN: BZNGHT
Научная статья
Т.В. Рюмина1 ■> И, Н.В. Сергеев2
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия И [email protected]
Условия формирования психологической безопасности личности ребенка в
процессе семейного воспитания
Аннотация. Исследование подчеркивает важность семьи в формировании личности ребенка, закладывающей моральные качества и жизненные принципы. Трансформации в российском обществе последних тридцати лет изменили семейную идеологию, цели и задачи воспитания, однако семья по-прежнему играет ведущую роль в воспитании ребенка, несмотря на влияние внешних факторов, таких как образовательные учреждения и окружениесверстников. Анализ, основанный на исследованиях в области педагогикии психологии, рассматривает различные стили и методы воспитания и их влияние на формирование личности ребенка, принципы семейного воспитания. Доказывается, что психологическое здоровье детей зависит от взаимоотношений в семье, особенно от эмоциональной связи между родителями и ребенком, что делает семейное воспитание основой для формирования целостной и устойчивой личности, готовой к взрослой жизни. Установлено, что ключевыми условиями оптимального воспитания являются искренняя любовь к ребенку, последовательность в поведении родителей, единство требований со стороны взрослых, адекватность воспитательных мер и отсутствие конфликтов среди взрослых. Эти факторы создают теплую и надежную атмосферу, обеспечивающую внутреннее спокойствие и психологическую безопасность ребенка. Определено, что в разных типах семейного воспитания существуют условия: одинаково влияющие на психологическую безопасность, и условия, которые характерны для разных типах семейного воспитания (традиционной семьи, неполной семьи, многодетной семьи, приемной семьи).
Ключевые слова: психологическая безопасность, семейное воспитание, типы семейного воспитания, принципы воспитания, психологическое здоровье
Для цитирования: Рюмина Т.В., Сергеев Н.В. Условия формирования психологической безопасности личности ребенка в процессе семейного воспитания // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 4. С. 123-128. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_4_123 ЕРЫ: Б2№НТ
Original article
T.V. Ryumina ED, N.V. Sergeev Novosibirsk State Pedagogical University Novosibirsk, Russia И [email protected]
Conditions of formation of psychological safety of the child's personality in the process of family upbringing
Abstract. The study emphasizes the importance of the family in the formation of the child's personality, laying down moral qualities and life principles. Transformations in Russian society over the last thirty years have changed family ideology, goals and objectives of upbringing, but the family still plays a leading role in the upbringing of a child, despite the influence of external factors such as educational institutions and peer
© Рюмина Т.В., Сергеев Н.В., 2024
'If) Check for Updates
I
123
environment. The analysis, based on research in pedagogy and psychology, examines different styles and methods of upbringing and their influence on the formation of the child's personality, and the principles of family upbringing. It is proved that the psychological health of children depends on the relationships in the family, especially on the emotional connection between parents and child, which makes family upbringing the basis for the formation of a holistic and stable personality, ready for adulthood. It has been established that the key conditions for optimal upbringing are sincere love for the child, consistency in parental behavior, unity of requirements from adults, adequacy of educational measures and absence of conflicts among adults. These factors create a warm and reliable atmosphere that provides inner peace and psychological safety of the child. It is determined that there are conditions in different types of family upbringing: equally affecting psychological safety, and conditions that are characteristic of different types of family upbringing (traditional family, single-parent family, large family, foster family).
Keywords: psychological safety, family upbringing, types of family upbringing, principles of upbringing, psychological health
For citation: Ryumina TV, Sergeev NV. Conditions of formation of psychological safety of the child's personality in the process of family upbringing. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(4):123-128. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_4_123 EDN: BZNGHT
Введение
Значение семьи в формировании личности велико. Семья закладывает в человека моральные качества, жизненные принципы и формирует целостную личность. Интенсивные процессы трансформации, происходящие в российском обществе последнего тридцатилетия, привели к изменению семейной идеологии в целом, в том числе целей, задач и содержания семейного воспитания [1].
Семья выполняет роль первого и важнейшего агента воспитания в жизни ребёнка и сохраняет своё ведущее положение в конкурентных условиях воспитательного воздействия внесемейных референтов, таких как дошкольные, внешкольные, школьные учреждения, окружение ребенка, сверстники и т.д. Даже в подростковом возрасте, когда влияние семьи на ребёнка значительно ослабевает, ей так же принадлежит приоритет в осуществлении воспитательной функции.
Семейное воспитание является крайне сложным, комплексным процессом, который сочетает в себе большое количество целей и задач, стоящих перед родителями для проведения успешной социализации ребенка. Каждая семья выбирает свой подход в воспитании. Одни опираются на опыт воспитания их своими родителями, другие изучают литературу, чтобы выбрать более объективную модель, третьи действуют из своих соображений. Как бы то ни было, нельзя не учитывать тот факт, что воспитатель в детском саду перед трудоустройством проходит профессиональную подготовку, так как это трудоёмкий и очень тонкий процесс, требующий не только индивидуального подхода к каждому малышу, ребенку, подростку, но и большого объема знаний. В связи с этим хочу подчеркнуть факт, что будущим и действующим родителям просто необходимо пополнять свой багаж знаний касаемо воспитательной работы своих будущих или настоящих детей, дабы избежать не-
гативных последствий.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [2, с. 51]. Соответственно, формирование личности ребенка и его социализация напрямую зависит от системы семейного воспитания.
Обзор литературы
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что сопровождающим элементом семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям [3]. Под оптимальным типом воспитания мы понимаем воспитание, направленное на формирование психологической безопасности ребенка.
Работы, освещающие данную проблематику разнообразны: «Психологическая безопасность ребенка: как не вырастить невротика» Е. Васильевой, «Hold On to Your Kids: Why Parents Need to Matter More Than Peers» Гордона Нойфельда и Габора Мате, где подробно рассматривается важность привязанности и близости с родителями для формирования уверенности в себе и психологической устойчивости ребенка. Авторами данной статьи проанализированы работы Д. Сигела, Т. Пейн Брайсон, Е.Н. Романовой, B.K. Barber, в которых доказывается негативное влияние психологического давления и контроля со стороны родителей на психологическое благополучие детей.
В качестве основных условий, обеспечивающих оптимальный тип семейного воспитания, ученые выделяют искреннюю любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований со стороны окружающих взрослых, адекватность воспитательных мер, наказаний, невключение в конфликтные отношения взрослых [4]. Все пере-
численные требования направлены на то, чтобы обеспечить ребенку теплоту и надежность атмосферы, что является залогом его внутреннего спокойствия и стабильности психики, т.е. основанием психологической безопасности его личности [5].
Сегодня вопросами семьи занимаются многие науки, например, педагогика, психология, право, экономика, социология, демография и другие. Исходя из своей специализации, каждая из наук исследует те или иные стороны ее развития и функционирования. Педагогика рассматривает воспитательную функцию современной семьи с точки зрения целеполагания, методов и приемов воспитания, прав и обязанности родителей, взаимодействия с социальными институтами.
Современные исследователи определяют цель семейного воспитания как «формирование качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути» [6]. Несмотря на это родители и другие участники воспитательного процесса могут корректировать воспитательные цели, опираясь на собственный опыт, представления о «воспитанном человеке», или опираясь на общественные взгляды на процесс воспитания ребенка.
Материалы и методы
Для решения задач исследования был применен теоретический метод, который позволяет систематизировать информацию. В качестве инструментария использовались: анализ педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; методы систематизации. Дополнительные источники: научно-практический журнал «Семейная психология и семейная терапия», журнал «Вопросы психологии», Ресурсы психологических центров и организаций, работающих с семьей и детьми.
Результаты исследования и их обсуждение
Основными задачами семейного воспитания являются:
• сохранение здоровья ребенка, поддержка его природно-естественных сил;
• забота о самореализации потенциала, задатков, склонностей ребенка (развитие творческой воли, способностей, стремления к творческой деятельности);
• всесторонняя помощь в социализации ребенка (забота о его социальном статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблюдение гражданских прав и обязанностей);
• формирование опыта эмоционально-нравственных отношений (развитие души, добросердечности, отзывчивости, ответственности);
• трудовое воспитание, помощь в выборе профессии, профориентация (развитие трудолюбия, способов самостоятельного, ответственного труда, поддержка в профессиональном
выборе);
• забота об общекультурном и информационном развитии, обеспечение социальной компетентности ребенка (развитие интеллекта, ума, сознания, способов самоорганизации поведения);
• половое воспитание, подготовка детей к будущей семейной жизни (поддержка желания к продолжению рода, умений ведения домашнего хозяйства, помощи родным и их защиты) [7].
И.Ф. Дементьева в ходе своих исследований выделила девять основных принципов семейного воспитания:
Принцип системности говорит о порядке воспитательных действий, упорядоченных в систему, с учетом мнения родителей, детей и других членов семьи в единой воспитательной парадигме. Если иметь общую воспитательную позицию семьи, то можно добиться наибольшей эффективности в семейном воспитании.
Принцип вариативности воспитания предполагает учёт индивидуальности ребенка и разнообразия ценностей различных семей. Вариативность воспитания в семье может выражаться через следующие компоненты:
• многообразие типов семей;
• различие в методах воспитания;
• ценностные ориентации;
• психологический климат;
• потребности семей и т. д.
Принцип комплексности, основанный на едином содержании и форме воспитательных действий в парадигме общей ценностной идее семьи, позволяет сформировать личность ребенка, которая будет ориентирована как на семейные ценности, так и на ценности общества, в котором находится семья.
Гуманистическая направленность семейного воспитания - принцип, позволяющий создать благоприятные условия для формирования личности ребенка, когда родители относятся к ребенку как к равноправному, самостоятельному члену семейного коллектива.
Принцип природосообразности воспитания говорит о гармоничном сочетании поведенческих желаний и проявлений с правилами жизни ребенка и формирование целесообразного отношения к окружающей действительности.
Принцип культуросообразности - учёт общечеловеческих ценностей и норм, нахождение баланса в современном мире.
Принцип диалогичности в семейном воспитании предполагает равноправное взаимодействие воспитателя и воспитуемого. Принцип схож с принципом гуманистической направленности и говорит о том, что нужно проявлять внимание и уважение к воспитуемому, корректировать воспитательный процесс, учитывая индивидуальные
запросы воспитуемого. Иными словами, данный принцип ориентирует процесс воспитания в сторону «субъект-субъектных» отношений, а не «субъект-объектных».
Принцип личностной ориентированности воспитания в семье - процесс семейного воспитания должен быть направлен на удовлетворение индивидуальных интересов ребенка и его развитие. Такое воспитание позволяет сформировать независимую личность ребенка, социально зрелого индивида.
Принцип учёта интересов социального окружения предполагает адаптацию личности ребенка к условиям окружающей внешней среды в процессе его развития. В таком случае, залогом успеха в воспитании является уровень согласованности личностных и ценностных установок родителей с правилами динамично развивающегося общества.
Л.Н. Филиппова и Ю.М. Щербакова выделяют следующие принципы в воспитании детей:
Учёт интересов, желаний и потребностей ребенка, проявление к нему уважения и интереса.
Создание обстановки, в которой ребенок будет ощущать себя полноправным членом социального окружения.
Формулировка требований с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Обеспечение эмоционального, душевного и физического комфорта со стороны родителей к ребенку.
Оказание своевременной помощи и поддержки при возникновении у ребенка сложной ситуации.
Принятие достоинств и недостатков ребенка в качестве его индивидуальности.
Реальность такова, что все семьи можно разделить на две группы: полные и неполные. Соответственно, условия воспитания в таких семьях отличаются. В большинстве случаев, неполная семья является т.н. «материнской», т.е. состоит из матери и ребенка или нескольких детей, что сказывается на формировании целостной личности ребенка.
О.В. Лишин [8] считает, что все семьи можно разделить на три основные категории:
семьи, которые хотят и могут воспитывать своих детей. В целом, эти семьи социально благополучны, их ошибки в воспитании, в основном, несущественны. Соответственно, с такими родителями можно взаимодействовать через педагогов и психологов;
семьи, имеющие желание правильно воспитывать своих детей, но у них это не получается, потому что в таких семьях «царит» напряженность, неорганизованность и озабоченность внутренними конфликтами. Ошибки и промахи взрослых в подобных семьях, как правило, сильно сказываются на воспитании ребенка;
семьи, не разделяющие общественные ценно-
сти. Они находятся в зоне так называемого «социального риска» и не могут полноценно воспитывать своих детей вследствие того, что между такой семьей и обществом происходит конфликт ценностей.
Психологическое здоровье детей напрямую зависит от того, какие взаимоотношения складываются в семье между родителями и ребенком. В первую очередь они закладывают основу обеспечения психологического здоровья и безопасности ребенка. Степень эмоциональной связи между членами семьи зависит от того, как сильно близки и честны будут отношения у родителей между собой и, соответственно, ребенком [9].
Анализируя процесс семейного воспитания можно увидеть связь между ним и психологической безопасностью личности ребенка. Полагаем, что в разных типах семейного воспитания существуют условия:
- одинаково влияющие на психологическую безопасность: любовь и принятие ребенка родителями, стабильность в семье, предсказуемые правила и нормы поведения, открытое общение, поощрение самостоятельности;
- условия, которые характерны для разных типах семейного воспитания. Рассмотрим их подробнее.
1. Традиционная семья: Для нее характерны четкие роли и правила: родители ясно определяют свои роли и роли детей в семье, устанавливают правила поведения и ответственности. Стабильность и предсказуемость: ребенку знакомо окружение, он знает, что его ждут в семье, и может рассчитывать на поддержку родителей. Традиционные ценности: в семье передаются и воспитываются традиционные ценности - семья, патриотизм, трудолюбие, уважение к старшим. Взаимопомощь и единение: в традиционной семье часто господствует дух взаимопомощи и единения, дети чувствуют себя частью единого целого, что придает им чувство безопасности.
2. Неполная семья: Открытая коммуникация: важно откровенно обсуждать с ребенком ситуацию в семье, отвечать на его вопросы откровенно и честно. Поддержка родителя: одинокий родитель должен демонстрировать ребенку свою любовь и поддержку, уделять ему достаточно времени и внимания. Расширение социальных связей: важно включить ребенка в социальные группы, где он сможет найти поддержку и общение: школьные кружки, спортивные секции, клубы по интересам. Сотрудничество с другим родителем: если есть возможность, важно сохранить позитивные отношения с другим родителем и организовать взаимодействие во благо ребенка.
3. Многодетная семья: Справедливое распределение внимания: важно уделять внимание каждому ребенку в семье, не выделяя кого-то осо-
бо или не забывая о ком-то. Создание семейных традиций: совместные традиции и ритуалы способствуют сплочению семьи, создают ощущение принадлежности и уверенности у детей. Взаимопомощь и сотрудничество: важно воспитывать у детей чувство ответственности и взаимопомощи друг к другу, что поможет им чувствовать себя в безопасности в семейной среде.
4. Приемная семья: Прозрачность и честность: важно быть откровенным с ребенком о его прошлом, объяснить причины появления в новой семье, и создать атмосферу доверия и открытости. Стабильность и предсказуемость: важно создать для ребенка стабильную и предсказуемую среду, где он будет чувствовать себя в безопасности и может рассчитывать на поддержку родителей. Индивидуальный подход: учитывать индивидуальные особенности ребенка, его опыт, ценности и нужды.
Заключение
Исследование условий формирования психологической безопасности личности ребенка связано в потенциальной разработкой новой модели формирования психологической безопасности ребенка в семье. Эта модель может включать в себя описание ключевых компонентов (например, отношения родителей к ребенку, стиль воспитания, семейные традиции, границы поведения), а также механизмы взаимодействия между ними, способствующие развитию чувства безопасности у ребенка. Также важно а дальнейшем выявление специфических условий формирования психологической безопасности в разных типах семей (полная, неполная, многодетная, приемная), так как это может указать на особенности воспитательного процесса, обеспечивающего максимальную
защищенность ребенка.
Список литературы
1. Дементьева И.Ф. Изменение принципов семейного воспитания в условиях глобализации // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 2. С. 57-67. EDN: WCEYED
2. Словарь педагогического обихода / под ред. проф. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2003. 71 с.
3. Малкина С.Е. Семейное воспитание // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1 № 65 С. 383-386. EDN: YMVCPP
4. Abu-Ras W. Psychological wellbeing: Understanding risk and protective factors // Handbook of Arab American psychology / (eds.) M.M. Amer, G.H. Awad. New York: Routledge, 2015. P. 175187.
5. Арутюнян А.К. Родительская опека как фактор формирования безопасного поведения ребенка // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 30-2. С. 215-220. EDN: XEIHHZ
6. Мухатаева Ж.А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. Пермь, 20-23 мая 2012 г. Пермь: Меркурий, 2012. С. 180-182. EDN: VMQWBH
7. Бабасиева Э.А., Раджабова К.Р Психология семейного воспитания как психолого-педагогическая проблема // Актуальные вопросы психологического состояния общества как фактора общего благополучия: сборник материалов II Межрегиональной науч.-практ. конф. Дербент, 22 ноября 2021 г. Махачкала: Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный ун-т», 2021. С. 186-193. EDN: VBMHLO
8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие / под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Академкнига, 2003. 332 с.
9. Иванова Е.А., Иванова А.Е. Семья как фактор психологического здоровья детей // Молодой ученый. 2019. № 46 (284). С. 385-387. EDN: GUNHPQ
References
1. Dementieva IF. Changing the principles of family education in the context of globalization. Teorii i problemy politicheskikh issledovanii. 2016;(2):57-67. (In Russ.). EDN WCEYED
2. Luzina LM. (ed.) Slovar'pedagogicheskogo obikhoda = Pedagogical vocabulary. Pskov: Perm State Humanitarian and Pedagogical University Publ.; 2003. 71 p. (In Russ.).
3. Malkina SE. Semeinoe vospitanie = Familially. NovaInfo.Ru. 2017;1(65):383-386. (In Russ.).EDN: YMVCPP
4. Abu-Ras W. Psychological wellbeing: Understanding risk and protective factors. In: Amer MM, Awad GH. (eds.) Handbook of Arab American psychology. New York: Routledge; 2015: 175-187.
5. Arutiunian AK. Roditel'skaia opeka kak faktor formirovaniia bezopasnogo povedeniia rebenka =
Parental care as a factor in shaping a child's safe behavior. Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 2016;(30-2):215-220. (In Russ.). EDN: XEIHHZ
6. Mukhataeva ZhA. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy semeinogo vospitaniia = Psychological and pedagogical foundations of family education. In: Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia: Materialy II Mezhdunar. nauch. konf. = Problems and Prospects of Education Development: Materials of the II International Scientific Conf. 20-23 May 2012, Perm. Perm: Merkurii Publ.; 2012. p. 180-182. (In Russ.). EDN: VMQWBH
7. Babasieva EA, Radzhabova KR. Psikhologiia semeinogo vospitaniia kak psikhologo-pedagogicheskaia problema = Psychology of family upbringing as a psychological and pedagogical problem. . In: Aktual'nye voprosy psikhologicheskogo sostoianiia obshchestva kak faktora obshchego blagopoluchiia: sbornik materialov II Mezhregional'noi nauch.-prakt. konf. = Actual Questions of Psychological State of Society as a Factor of General Well-Being: Collection of Materials of Ii Interregional Scientific-Practical Conf. 21 November 2021, Derbent. Makhachkala: Derbent branch of "Moscow Pedagogical State University"; 2021. p. 186-193. (In Russ.). EDN: VBMHLO
8. Lishin OV. Pedagogicheskaia psikhologiia vospitaniia = Pedagogical psychology of education. Feldshtein DI. (ed.) Moscow: Akademkniga Publ.; 2003. 332 p. (In Russ.).
9. Ivanova EA., Ivanova AE. Sem'ia kak faktor psikhologicheskogo zdorov'ia detei = Family as a factor of psychological health of children. Molodoi uchenyi. 2019;(46):385-387. (In Russ.)
Информация об авторах:
Рюмина Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института естественных и социально-экономических наук, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28, Россия), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8078-4957, SPIN-код: 5760-9910, AuthorID: 168554, e-mail: [email protected] Сергеев Никита Владиславович, студент, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28, Россия), e-mail: [email protected]
Вклад авторов:
Т.В. Рюмина - разработка теоретико-методологических оснований исследования; теоретический анализ проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе; объяснение полученных данных Н.В. Сергеев - проведение исследования, сбор и систематизация данных, анализ и обобщение результатов исследования.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Поступила в редакцию: 02.08.2024 Одобрена после рецензирования: 14.09.2024 Принята к публикации: 16.09.2024
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Information about the authors:
Tatyana V. Ryumina, Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (28 Viljujskaja st., Novosibirsk 630126, Russia), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8078-4957, SPIN-код: 5760-9910, AuthorID: 168554, e-mail: [email protected]
Nikita V. Sergeev, student, Novosibirsk State Pedagogical University (28 Viljujskaja st., Novosibirsk 630126, Russia), e-mail: [email protected]
Contribution of the authors:
T.V. Ryumina - development of theoretical and methodological foundations of the study; theoretical analysis of the research problem in Russian and foreign science; explanation of the data obtained N.V. Sergeev - conducting research, collecting systematisation of data, analysing and summarising the results of the study
Conflict of interests: The authors declares no relevant conflict of interests.
Received: 02.08.2024
Approved after reviewing: 14.09.2024
Accepted for publication: 16.09.2024
The authors have read and approved the final version of the manuscript