ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(4), 2020
ՄԱՆԿԱՎԱՐԺՈՒԹՅՈՒՆ, ՀՈԳԵԲԱՆՈՒԹՅՈՒՆ
PEDAGOGY, PS YCHOLOGY ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ ПОДХОДАМИ К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА*
МЕРИ АВЕТИСЯН
Ереванский государственный университет,
Центр педагогики и развития образования, преподаватель кафедры педагогики, канд. пед. наук, ассистент, г.Ереван, Республика Армения [email protected]
В данной статье рассматриваются некоторые понятия, касающиеся семьи, воспитания детей в семье, а также представлены различные конструктивные подходы к семейному воспитанию детей и ряд современных методов семейного воспитания. Целью статьи является исследование различных конструктивных подходов к семейному воспитанию детей, их значения при социализации личности ребенка и выявление соответствующих им современных методов семейного воспитания в виде игровых технологий, социально-педагогических тренингов, педагогического консультирования и др.
Для достижения названных целей автором были решены задачи по исследованию различных конструктивных подходов к семейному воспитанию и выявлению соответствующих им современных методов семейного воспитания.
При проведении исследования использовались следующие методы: описание, сопоставление, научный анализ, обобщение.
В результате исследования мы пришли к выводу, что современные методы семейного воспитания, способствуя развитию у ребенка сознания, чувства и воли, активно стимулируют формирование опыта в поведении как родителя, так и ребенка, детскую жизнедеятельность, а также полноценное моральное и духовное развитие личности ребенка. Выбирая современные методы семейного воспитания, необходимо учитывать взаимоотношения членов семьи, родственные связи, эмоции в семье. Наряду с возрастными, психологическими и физиологическими особенностями ребенка, при совместном применении современных и традиционных методов семейного воспитания важную роль играют также индивидуальные особенности родителей, их способность оценивать нравственные и духовные ценности, опыт и желание излишне идеализировать и преувеличивать способности своих детей и т.д.
Ключевые слова: семья, современные методы семейного воспитания, модели семейного воспитания, конструктивные семейные подходы, родительская рефлексия, игровые технологии, социально-педагогический тренинг, педагогическое консультирование, арт-технология.
* Հոդվածը ներկայացվել է ընդունվել' 10.04.2020թ.:
17.03.2020թ., գրախոսվել' 23.03.2020թ., տպագրության
162
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(4), 2020
Семья, представляющая собой социально-педагогическую группу людей, позволяет продолжать самосохранение своего рода. Семья также является основой для самоутверждения каждого его члена.
Совокупность социально-культурных и эмоциональных связей семьи помогают сделать воспитание ребенка процессом любви, счастья, так как именно в семье формируются чувства, эмоции ребенка, здесь он чувствует себя долгожданным, любимым, понимаемым и защищенным. Семья обеспечивает продолжение традиций. Благодаря ей у ребенка впервые формируются индивидуальные и социально-психологические особенности характера.
Судьбоносное значение семьи в процессе развития подрастающей личности особенно проявляется в результатах семейного воспитания. Успешность процесса семейного воспитания зависит от взаимоотношений между мужчиной и женщиной в семье и выполняемых ими функций, их знаний и отношения к различным ценностям260.
Семья – это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, принимая культуру этой семьи и через нее – и общества (среды жизнедеятельности)261. Благодаря семье дом, в котором проживает ребенок, представляет собой важнейшее место для формирования, развития и социализации его личности.
Целью семейного воспитания является развитие таких личностных качеств в ребенке, которые помогут ему достойно встретить любые жизненные вызовы и препятствия.
На протяжении тысячелетий семья, являясь источником самосохранения нации, выполняет ряд основных функций – репродуктивную, экономическую, социальную, воспитательную, каждая из которых оказывает свое социально-педагогическое влияние на процесс формирования и развития личности ребенка262.
Таким образом, семья, осуществляя социализацию личности ребенка, обеспечивает преемственность традиций. Воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, а также законопослушного члена общества – все это является важнейшей социальной функцией современной семьи. Семья оказывает также определенное влияние на выбор профессии ребенка.
В обязанности семьи входит формирование физически и психически здорового индивидуума, личности, нравственно-интеллектуально развитой и готовой к дальнейшей трудовой, семейной жизни в обществе.
Одной из основных целей демократического общества является постановка семейного воспитания. Семейное воспитание – сложная система, в которой при активном содействии членов семьи формируется и развивается личность ребенка. Семейное воспитание неразрывно связано с социальным и школьным воспитанием, триединство которых помогает ребенку в его всестороннем и гармоничном развитии. Тесно взаимосвязанные формы воспитания отличаются однако содержанием, средствами и способами осуществления.
В настоящее время постоянного внимания заслуживает изучение широкого спектра актуальных проблем воспитания детей в современной семье: тип семьи, моральный облик родителей, авторитет родителей для ребенка и изучение интересов ребенка родителями, приводящие к позитивному воспитанию в здоровой морально-психологической атмосфере семьи, с выбором правильных традиционных и современных методов семейного воспитания.
В процессе семейного воспитания, выбирая методы, необходимо учитывать
260 Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание, М., ЮРАЙТ, 2017, стр. 25.
261 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика, Москва, Гардарики, 2005, стр. 149.
262 Հարությունյան Ն.Կ., Ղազարյան Ա.Փ., Ղուկասյան Լ.Հ. Սոցիալական
մանկավարժություն, Երևան, ԵՊՀ, 2017, էջ 111:
163
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(4), 2020
«элементы» содержания воспитания ребенка, которыми и являются физическое, нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и другие. Игнорирование каждого из этих «элементов» в содержании семейного воспитания может сыграть важную роль в жизни каждого ребенка. Поэтому при организации семейного воспитания применяют ряд современных методов и технологий, направленных на их соразмерное развитие, что помогает составить целостную картину эффективности воспитания и способствует перевоплощению родителя из наблюдателя в сопровождающего.
Выбор метода семейного воспитания родителем в вопросе воспитания ребенка – это в какой-то мере результат осознанного им выбора, частично выбор автоматического способа преодоления ситуации или же предпосылка формирования его образцового поведения.
В современных семьях в процессе воспитания ребенка существует ряд конструктивных подходов. Рассмотрим некоторые из них, проанализировав
соответствующие им современные методы и технологии семейного воспитания.
Подход 1. Назовем этот подход «Другой, а не я».
В настоящее время при сложных социально-экономических отношениях человек иногда неправильно распределяет время, отведенное семье и работе. Эта ситуация родителя работают. В результате рабочая нагрузка родителей не позволяет им активно участвовать в процессе воспитания ребенка, вследствие чего большинство родителей уход за ребенком доверяют воспитателю, учителю или другим ответственным за воспитание ребенка лицам. В данной ситуации родители успокаивают себя мыслью, что таким образом не только воспитание, но и обучение ребенка идет «систематичным и разумным» образом, основываясь на «грамотное управление» специалиста. Однако следует отметить, что в таких случаях эмоциональные взаимоотношения между родителем и ребенком не развиваются, а проблема формирования социального поведения ребенка не всегда решается в его пользу.
В данных ситуациях, одним из наиболее продуктивных современных методов семейного воспитания является использование игровых технологий «родитель – ребенок», с помощью которых может сформироваться и укрепиться слабо выраженная эмоциональная связь между ними. Разнообразие игровых технологий создает хорошую возможность для родителей, которые могут проводимое по выходным время с ребенком сделать интересным, таким образом сблизиться с ним, слушая его, понимая, как и каким образом решает он проблемы, с которыми сталкивается.
С помощью игровых технологий может быть реализован ряд функций:
- развлекательная (доставляет удовольствие, воодушевляет, вызывает интерес),
- самоутверждающая,
- терапевтическая (преодоление игровых трудностей, которые совпадают также с жизненными трудностями),
- предсказывающая (в процессе игры можно познать себя, показать свои скрытые силы),
- коррекционно-реабилитационная (в игровой практике меняются личностные качества, происходит социализация личности).263
Таким образом, игровые интерактивные технологии полезны для укрепления связи родитель – ребенок.
Подход 2. Этот подход назовем «Ребенок должен».
В семьях с таким подходом ребенок является исполнителем мечты и воли родителя. В течение дня он должен посещать ряд секций, добросовестно выполнять все домашние задания, а также участвовать во всех мероприятиях, независимо от своего желания. В этом
263 Գևորգյան Լ.Վ. Ժամանակակից մանկավարժական ինտերակտիվ տեխնոլոգիաների առանձնահատկությունները, http://gspi.am/media/joumal/2015n1b/8.pdf/ (Հասանելիության
ամսաթիվ' 23.02.2020, Ժ. 16.00)
164
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(4), 2020
случае отношения между родителями и детьми становятся чрезвычайно напряженными. При этом похвала родителей в отношении ребенка во многом зависит от того, каким образом ребенок выполнил поставленные перед собой задачи. При таком подходе многие формы деятельности, характерные для возрастных особенностей ребенка в семье, отвергаются, и основным критерием становится школьная успеваемость. По этой причине в отношениях со сверстниками у ребенка возникают социальные затруднения.
В данной ситуации для родителя внешний мир интерпретируется не как среда новых возможностей, а как опасное место, единственным же местом для безопасности ребенка является семья. В результате воспитания в страхе ребенок сталкивается с трудными для своего возраста задачами, излишней загруженностью, вследствие чего он практически лишается возможности общения со сверстниками вне школы.
Родитель превращает ребенка в конкурирующую, а не в сотрудничающую личность, он как бы «покоряет» личное пространство ребенка. Накопленные усилиями многих лет достижения часто не помогают ребенку преодолевать в своей жизни личные затруднения, находить пути выхода из кризисных ситуаций, вследствие чего появляются проблемы в самом себе и в общении с обществом.
Фактически, самое важное в отношениях ребенка и родителя – безоговорочная любовь к нему, однако родитель всегда должен ощущать чувство личного пространства между собой и ребенком, выступая в качестве посредника между ребенком и окружающим миром.
В таких ситуациях вызывают большой интерес развивающие родительскую рефлексию социально-педагогические тренинги, которые учат более эффективным родительским стратегиям и тактикам процесса воспитания.
Социально-психологический тренинг – активный групповой метод, прямо ориентированный на вмешательство в развитие группы или личности с целью оказать определенное воздействие, вызвать те или иные изменения, и направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг это средство развития компетентности в общении264.
Социально-психологический тренинг обеспечивает развитие у родителей специальных умений, с приобретением диагностических знаний и навыков. Этот метод развивает у родителей самодиагностику по отношению к особенностям восприятия самого себя, личности ребенка и всей ситуации общения, одновременно осуществляя личностное развитие, развитие коммуникативных и интерактивных аспектов.
Таким образом, социально-психологический тренинг направлен на использование активных методов групповой работы в семье с целью облегчения преодоления дальнейших трудностей в жизни ребенка.
Социально-педагогические тренинги в наши дни не очень распространены, однако они могут оказать качественное влияние на родителя-организатора процесса семейного воспитания, выводя взаимоотношения ребенка с родителями на новый качественный уровень, а также регулируя процесс активной социализации личности ребенка.
Подход 3. Этот подход назовем «Исключительно духовным...».
Согласно данному подходу, родители принимают такие идеи о воспитании, которые как бы «стерильны», направлены на защиту ребенка от опасности и безвкусицы внешнего мира. Они заставляют ребенка посещать с ними театры, выставки, не носить рваные джинсы, ограничивают доступ к компьютерным играм и многое другое.
Безусловно приветствуется желание семьи приложить все усилия для духовного развития ребенка. У каждой семьи должны быть свои правила, традиции и т.д. Очевидно, что такая более богатая культурная среда действительно необходима для пробуждения
264 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика, Москва, Гардарики, 2005, стр. 149.
165
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(4), 2020
творческого потенциала ребенка и порождения новых устремлений. Тем не менее при экстремальном подходе часто может возникнуть противоположный эффект – в дальнейшем иметь и приобрести запрещенное.
В этом случае большое значение имеет проведение педагогических консультаций, связанных с организацией встреч между несколькими семьями, с представлением семейных обрядов и традиций, что может быть полезным с точки зрения приобретения новых навыков совместного использования ценностей. Большое значение имеет также организация выступлений и докладов о традиционных ритуалах, ценностях разных семей, при которых родители и дети совместно показывают свой опыт, уча других и обучаясь.
Важную роль в процессе социализации личности ребенка в семье с данным подходом играет также проведение групповых дискуссий. Метод групповой дискуссии является базовым для реализации и освоения общения-диалога. Проведение общения-диалога без предварительной подготовки к групповой дискуссии вызывает большие затруднения. С помощью дискуссии устанавливается собственная позиция, проясняется многообразие подходов, точек зрения по тому или иному вопросу, обмен которыми помогает придти к общему представлению и решению данной проблемы. Она развивает у родителей умения импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая приверженность старым образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох и т. д. 265
Таким образом, проведение подобных групповых семейных мероприятий играет важную роль при семейном воспитании с точки зрения регулирования процессов формирования, развития и социализации личности ребенка.
Подход 4. «Правил нет. Вседозволенность».
Пожалуй, этот подход к семейному воспитанию мы называем наиболее болезненным. В этом случае родители рассматривают ребенка как сокровище и разрешают ему все, без воспитательной ориентации, без указаний. Необходимо признать, что жизнь ребенка психологически не проста, так как в будущем он может оказаться в различных общественных ситуациях.
В семьях с этим подходом к воспитанию родитель является исполнителем желания и воли ребенка. Ребенок, который не знаком со словом «нельзя», имеет беспрепятственное воображение, дающее впоследствии свободу в действиях. Свобода является важным источником счастья ребенка, однако неправильное использование ее в социальных отношениях может привести к серьезным проблемам и даже к правонарушениям.
В случае подобного семейного воспитания ребенок не готов к сотрудничеству с другими в обществе, не может приспосабливаться и существовать в конкурентных условиях, подвергаясь различным бытовым опасностям. Это приводит к агрессии, а затем к бессилию в построении отношений с окружающей средой.
Такое содержание семейного воспитания нуждается в пересмотре. Семья должна восстановить нормальную семейную иерархию, где родители должны управлять процессом воспитания ребенка, а не ребенок должен диктовать им, как поступать.
При воспитании детей в семьях с этим подходом могут быть очень полезны различные формы воспитательного консультирования: личные, семейные, а также технологии имитационных и ролевых игр, при которых можно провести содержательный пересмотр разных социальных ролей участников.
Для эффективной организации современного семейного воспитания применяются также арт-технологии, которые в какой-то мере являются как развлекательными, так и воспитательно-консультативными. Одной из таких форм является технология совместной реализации проектов – совместное рисование, театральная постановка и другие, где
265 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика, Москва, Гардарики, 2005, стр. 149.
166
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(4), 2020
родителю и ребенку отведены отдельные функции, роли, и успех одного зависит от выполненной работы другого.
К современным методам семейного воспитания относится также анкетирование. Цель данного метода заключается в том, что при его использовании участники заполняют соответствующие бланки с различными вопросами. В результате применения этого метода возможно получение содержательной информации, касающейся степени соответствия жизнедеятельности семьи представлению о действиях, взглядах и жизненных ценностях родителей и ребенка.
Современные методы воспитания детей в семье являются такими педагогическими путями, посредством которых становится возможным целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Как мать, так и отец должны обладать родительской компетенцией для эффективной организации процесса воспитания и социализации личности ребенка.
При использовании современных методов семейного воспитания не менее важен и вопрос выбора родителем воспитательной модели, которая обуславливается его стилем. Они представляют собой три модели воспитания: свободного или демократического, авторитарного и либерального воспитания. Из представленных трех моделей, в частности, демократическая модель считается наиболее эффективной и современной с гуманистической точки зрения своих воздействий на личность. Таким образом, воспитание, организованное по этой модели, развивает в человеке качества саморегулирования, самоконтроля, саморазвития и самовоспитания, выявляет в ребенке элементы индивидуальности, формирует творческие подходы в разработке собственной поведенческой модели.
Заметим, что немало случаев, когда родители не могут оценить воспитательную ситуацию, исходя из социально-педагогической точки зрения, не представляют критерии отбора методов, обусловленных возрастными особенностями ребенка, результатом чего и являются неудачи, которые становятся очевидными на уровне индивидуальных и социальных поведенческих проявлений ребенка.
Выбор современных методов семейного воспитания в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. При выборе современных методов семейного воспитания отдают предпочтение поставленным родителями целям и задачам воспитания, учитывая некоторые нюансы: взаимоотношения членов семьи, родственные связи, эмоции в семье и т.д.
Важную роль играют также индивидуальные особенности родителей, их способность оценивать нравственные и духовные ценности, опыт и желание излишне идеализировать и преувеличивать возможности и способности своих детей, а также совместное применение современных и традиционных методов семейного воспитания, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности ребенка.
Современные методы семейного воспитания, как способы взаимодействия родителей с детьми, помогающие ребенку развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта в поведении родителя, самостоятельную детскую жизнедеятельность, а также полноценное моральное и духовное развитие личности ребенка.
Современные методы семейного воспитания направлены на:
• создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка,
• обеспечение социально-экономической и психологической защиты прав ребенка,
• передачу опыта создания и сохранения семьи, воспитания детей и отношения к старшим,
• обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким,
167
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(4), 2020
• воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, ценность собственного
«Я»266.
Таким образом, для получения более продуктивного результата в области семейного воспитания ребенка необходимо применение родителями большой тактичности, обладание умением и желанием организовать правильный исход процесса семейного воспитания, а также дальнейшее углубление познаний в данной сфере.
Итак, как традиционные, так и современные методы семейного воспитания играют важную роль в процессе формирования и развития личности ребенка, и лишь в их комплексном использовании можно добиться успехов.
ԸՆՏԱՆԵԿԱՆ ԴԱՍՏԻԱՐԱԿՈՒԹՅԱՆ ԺԱՄԱՆԱԿԱԿԻՑ ՄԵԹՈԴՆԵՐԻ ԿԻՐԱՌՈՒԹՅՈՒՆԸ ԵՐԵԽԱՅԻ ԱՆՁԻ ՍՈՑԻԱԼԱԿԱՆԱՑՄԱՆ ԳՈՐԾԸՆԹԱՑԻ ՆԿԱՏՄԱՄԲ ՏԱՐԲԵՐ ՄՈՏԵՑՈՒՄՆԵՐ ՈՒՆԵՑՈՂ
ԸՆՏԱՆԻՔՆԵՐՈՒՄ
ՄԵՐԻ ԱՎԵՏԻՍՅԱՆ
Երևանի պետական համալսարան, մանկավարժության և կրթության զարգացման կենտրոն, մանկավարժության ամբիոնի դասախոս, մանկավարժական գիտությունների թեկնածու, ասիստենտ, ք. Երևան, Հայաստանի Հանրապետություն
Սույն հոդվածի շրջանակներում ուսումնասիրվում են ընտանիքի, ընտանիքում երեխաների դաստիարակության վերաբերյալ մի շարք հասկացություններ, ինչպես նաև ներկայացվում են երեխաների ընտանեկան դաստիարակության տարբեր կառուցողական մոտեցումներ և ընտանեկան դաստիարակության մի շարք ժամանակակից մեթոդներ:
Հոդվածի նպատակն է երեխաների ընտանեկան դաստիարակության նկատմամբ տարբեր մոտեցումների ուսումնասիրությունը՝ շեշտադրելով երեխայի անձի սոցիալականացման գործում նրանց կարևորությունը և դրանց համապատասխան ընտանեկան դաստիարակության ժամանակակից մեթոդների բացահայտումը, որոնցից են՝ խաղային տեխնոլոգիաները, սոցիալական ու մանկավարժական դասընթացները, մանկավարժական խորհրդատվությունը և մի շարք այլ մեթոդներ:
Այս նպատակներին հասնելու համար հեղինակի կողմից առաջադրվել են հետևյալ խնդիրները՝ ուսումնասիրել ընտանեկան դաստիարակության տարբեր մոտեցումները և բացահայտել դրանց համապատասխան ընտանեկան դաստիարակության ժամանակակից մեթոդները:
Ուսումնասիրության ընթացքում օգտագործվել են հետևյալ մեթոդները՝ նկարագրություն, համադրում, գիտական վերլուծություն, ընդհանրացում:
Ուսումնասիրության արդյունքում հանգել ենք այն եզրակացության, որ ընտանեկան դաստիարակության ժամանակակից մեթոդները, նպաստելով երեխայի գիտակցության, զգացմունքների ու կամքի զարգացմանը, ակտիվորեն խթանում են ինչպես ծնողի, այնպես էլ երեխայի վարքագծի ձևավորումը, երեխաների կենսական ակտիվությունը, ինչպես նաև երեխայի անձի լիարժեք բարոյական ու հոգևոր
266 https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnava-rabota/2017/12/15/metodv-izucheniva-osobennostev-semevnogo-vospitaniva/ Редченко М.А., Методы изучения особенностей семейного воспитания (Дата доступа: 20/02/2020, 12.00).
168
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(4), 2020
զարգացումը:
Ընտանեկան դաստիարակության ժամանակակից մեթոդների ընտրության ժամանակ անհրաժեշտ է հաշվի առնել ընտանիքի անդամների
փոխհարաբերությունները, ընտանեկան կապերն ու զգացմունքները: Երեխայի տարիքի, հոգեբանական ու ֆիզիոլոգիական առանձնահատկություններից զատ կարևոր դեր են խաղում նաև ծնողների անհատական բնութագրերը, նրանց փորձը և իրենց երեխաների կարողությունները անհարկի իդեալականացնելու և ուռճացնելու ցանկությունը՝ ընտանեկան դաստիարակության ժամանակակից ու ավանդական մեթոդների համատեղ օգտագործմամբ:
Հիմնաբառեր' ընտանիք, ընտանեկան դաստիարակության ժամանակակից մեթոդներ, ընտանեկան դաստիարակության մոդելներ, ընտանեկան կառուցողական մոտեցումներ, ծնողական ռեֆլեկսիա, խաղային տեխնոլոգիաներ, սոցիալ-
մանկավարժական թրեյնինգ, մանկավարժական խորհրդատվություն, արտ-տեխնոլոգիա:
THE USE OF MODERN METHODS OF UPBRINGING IN FAMILIES WITH DIFFERENT APPROACHES TO THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF A CHILD’S PERSONALITY
MERI AVETISYAN
Yerevan State University, Department of Pedagogy, Ph.D., Lecturer,
Yerevan, Republic of Armenia
This article discusses some concepts related to the family, upbringing of children in the family, and also presents various constructive approaches to the upbringing of children and a number of modern methods of upbringing.
The research aims to study various constructive approaches to family upbringing of children, importance of socializing the child's personality and identifying the relevant modern methods of upbringing through gaming technologies, social and pedagogical trainings, pedagogical counseling etc.
The study used the following methods: description, comparison, scientific analysis, generalization.
To achieve these goals, the author solved the problems of exploring various constructive approaches to family upbringing and identified its relevant modern methods.
As a result of the study, we came to the conclusion that modern methods of family upbringing, contributing to the development of a child's consciousness, feelings and wills, actively stimulate the formation of experience in the behavior of both a parent and a child, children's vital activity, as well as the full moral and spiritual development of the child's personality.
When choosing modern methods of family upbringing, it is necessary to take into account the relationships of family members, family ties, and emotional backgrounds in the family. Considering the age of a child, as well as his/her psychological and physiological characteristics, individual features of parents, their experience and desire to unnecessarily idealize and exaggerate the abilities of their children, along with modern and traditional methods of family upbringing, play a very important role.
Keywords: family, modern methods of family upbringing, models of family upbringing, constructive family approaches, parental reflection, game technology, social and pedagogical training, pedagogical counseling, art technology.
169