Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

8203
968
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / PARENTING / FAMILY / PARENTS / CHILDREN / PARENTING METHODS / FAMILY PARENTING / FORMS / METHODS AND MEANS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатович Арина Владленовна, Мамбеталина Алия Сактагановна

Данная статья посвящена особенностям современного семейного воспитания ребенка. Воспитание зависит от многих факторов, это и социокулътурные правила и нормы, представленные в виде национальных традиций и педагогические позиции, используемые родителями в семье. Показано, что в век новых технологий большинство родителей и детей находятся в виртуальном мире. Делается акцент на том, что сегодня очень важно учитывать современные особенности воспитания и использовать самые передовые методы развития ребенка. Обосновано, что современные родители должны представлять себе определенные модели и образцы своего поведения в общении с собственными детьми. Для правильного воспитания своего ребенка родителю необходимо постоянно обучаться и освоить разнообразные современные подходы. Выделены несколько вариантов поведения родителей. Охарактеризованы факторы, от которых зависит воспитание детей. Сделан вывод о том, что сегодня родитель несет на себе груз ответственности за правильное воспитание своего ребенка, и ему необходимо освоить разнообразные подходы современного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатович Арина Владленовна, Мамбеталина Алия Сактагановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODERN CHILD NUTRITION

This article is devoted to the features of modern family education of a child. Education depends on many factors, these are sociocultural rules and norms presented in the form of national traditions and pedagogical positions used by parents in the family. It is shown that in the age of new technologies, most parents and children are in the virtual world. The emphasis is placed on the fact that today it is very important to take into account the modern features of education and use the most advanced methods of child development. It is proved that modern parents should imagine certain models and patterns of their behavior in communicating with their own children. For the correct upbringing of their child, the parent must constantly learn and master a variety of modern approaches. Several behaviors of parents are highlighted. The factors on which the upbringing of children depend are characterized. It is concluded that today a parent bears the burden of responsibility for the correct upbringing of his child, and he needs to master the various approaches of modern education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

УДК 37.04

Игнатович Арина Владленовна

г. Москва, Россия arign90@mail.ru

Мамбеталина Алия Сактагановна

ЕНУ им. Л. Гумилева г. Астана, Казахстан mambetalina@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям современного семейного воспитания ребенка. Воспитание зависит от многих факторов, это и социо-кулътурные правила и нормы, представленные в виде национальных традиций и педагогические позиции, используемые родителями в семье. Показано, что в век новых технологий большинство родителей и детей находятся в виртуальном мире. Делается акцент на том, что сегодня очень важно учитывать современные особенности воспитания и использовать самые передовые методы развития ребенка. Обосновано, что современные родители должны представлять себе определенные модели и образцы своего поведения в общении с собственными детьми. Для правильного воспитания своего ребенка родителю необходимо постоянно обучаться и освоить разнообразные современные подходы. Выделены несколько вариантов поведения родителей. Охарактеризованы факторы, от которых зависит воспитание детей. Сделан вывод о том, что сегодня родитель несет на себе груз ответственности за правильное воспитание своего ребенка, и ему необходимо освоить разнообразные подходы современного воспитания.

Ключевые слова: воспитание, семья, родители, дети, методы воспитания, семейное воспитание, формы, методы и средства педагогического воздействия.

Для цитирования: Игнатович А.В., Мамбеталина А.С. Особенности современного воспитания ребенка. Педагогика: история, перспективы. 2019. Том. 2. № 6. С. 07-11.

Anna V. Ignatovich

Moscow, Russia arign90@mail.ru

Aliya S. Mambetalina

L.N. Gumilyov Eurasian National University Astana, Kazakhstan mambetalina@mail.ru

FEATURES OF MODERN CHILD EDUCATION

Annotation. This article is devoted to the features of modern family education of a child. Education depends on many factors, these are sociocultural rules and norms presented in the form of national traditions and pedagogical positions used by parents in the family. It is shown that in the age of new technologies, most parents and children are in the virtual world. The emphasis is placed on the fact that today it is very important to take into account the modern features of education and use the most advanced methods of child development. It is proved that modern parents should imagine certain models and patterns of their behavior in communicating with their own children. For the correct upbringing of their child, the parent must constantly learn and master a variety of modern approaches. Several behaviors of parents are highlighted. The factors on which the upbringing of children depend are characterized. It is concluded that today a parent bears the burden of responsibility for the correct upbringing of his child, and he needs to master the various approaches of modern education.

Key words: parenting, family, parents, children, parenting methods, family parenting, forms, methods and means of pedagogical influence.

For citation: Ignatovich A.V., Mambetalina A.S. Features of modern child nutrition. Pedagogy: history, prospects. 2019.Vol. 2. No. 6. PP. 07-11 (In Russ., Hbstr. in Engl.).

Особое внимание в современной реальности уделяется семейному воспитанию. Каждый знает, что это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми и главную роль в ней играют родители. Они должны овладеть необходимыми знаниями и формами взаимоотношений с собственными детьми, которые будут способствовать гармоничному развитию ребенка и его личностных качеств, и которые, наоборот, могут препятствовать формированию нормального поведения и в большинстве своем могут в дальнейшем привести к тому, что личность становится трудновоспитуемой и деформируется.

Если неправильно выбирать формы, методы и средства педагогического воздействия, то это может привести к тому, что у детей возникают нездоровые представления, привычки и потребности, которые не способствуют появлению нормальных отношений с обществом. В основном родителями представляется воспитательная задача в том, чтобы главное добиться, чтобы дети их слушались. Родители не стремятся понять своего ребенка. Они больше поучают, ругают, читают нотации и забывают, что с детьми нужно беседовать, разговаривать по душам, а не навязывать прописные истины. Ребенок не воспринимает и не принимает их, потому что просто не понимает, о чем говорит взрослый [1].

Данный способ воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен, а где-то и вреден для воспитываемых в таком ракурсе детей.

Важной составляющей семейного воспитания выступает образец поведения взрослых. Подражая родителям, дети копируют все образцы поведения: положительные, отрицательные, воспринимают и используют в дальнейшем правила тех отношений между людьми, которые зачастую не соответствуют нормам. В результате это выступает асоциальными и противоправными формами поведения.

Сегодня, в век новых технологий, все мы знаем о том, что большинство родителей находятся в виртуальном мире, как их дети. Нередко, находясь на прогулке с маленькими детьми, нам представляется картина, как мама троих детей, сидит возле коляски, уткнувшись в телефон, а ее двое маленьких детей бегают вокруг нее и при этом мать не видит, чем заняты старшие дети. Еще одна картина, когда в коляске лежит маленький ребенок, неопределенного возраста, явно еще находящийся в возрасте раннего детства и держащий в руках сотовый телефон или планшет. Мы можем предположить, что ребенок смотрит там мультипликационный фильм, хотя, сейчас часто слышим от родителей, что их дети очень грамотные и сами находят все в телефоне. Но ни один гаджет не заменит родительского внимания, заботы и воспитания.

Существует целый ряд специфических особенностей семейного воспитания, которые необходимы в применении родителями, но не всегда последние делают попытки в получении нового опыта, в обучении и собственном развитии для успешного воспитания своих детей и, как следствие допускают ошибки, которые могут привести к негативным формам развития личности ребенка. Поэтому сегодня очень важно учитывать современные особенности воспитания и использовать самые передовые методы развития ребенка.

Воспитание зависит от многих факторов: это и социокулътурные правила и нормы, представленные в виде национальных традиций и родительский взгляд на то, какими должны быть детско-родительские отношения, и как они должны строиться, и какие личностные черты и качества должны формироваться у детей. Поэтому родители должны представлять себе определенные модели и образцы своего поведения в общении с детьми. В современных исследованиях можно выделить несколько вариантов поведения родителей [2].

У строгих родителей в основном силовые, директивные методы. Они навязывают свою систему требований, жестко требуют, чтобы ребенок шел путем социальных достижений, но при этом блокируют активность и инициативность ребенка. Этот авторитарный стиль воспитания.

Объяснительным называется стиль, когда родители апеллируют к здравому смыслу своего ребенка, объясняют. При этом они видят ребенка, способного понимать обращенные к нему разъяснения.

Автономным выступает стиль, когда родитель не навязывает ребенку решение, дает шанс ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему при этом свободу выбора и принятия решений, самостоятельность, независимость. При этом родитель способен поощрять ребенка за то, что тот проявляет эти качества.

Компромиссным называется стиль, когда для того чтобы решить какую -либо проблему взрослый предполагает ребенку выполнять вместе все обязанно-

сти и делить трудности. Родитель знает интересы и предпочтения своего ребенка, что он может предложить ребенку взамен и на что переключить его внимание. Когда родитель понимает, что ребенок нуждается в помощи, старается участвовать в жизни ребенка, идет на помощь, делит с ним его трудности - это содействующий стиль.

При сочувствующем стиле родитель может сопереживать ребенку в конфликтной ситуации, но не предпринимает конкретные действия. Он может искренне сочувствовать, реагировать на происходящие изменения в состоянии и настроении ребенка.

При потакающем - родитель предпринимает любые действия, зная, что ему самому будет хуже, лишь бы ребенку было комфортно. В этом случае родитель ставит потребности и интересы ребенка выше не только своих, но и интересов всей семьи.

При ситуативном стиле решение принимаемое родителем зависит от ситуации, в которой он находится. У него не существует определенной на все случаи жизни стратегии воспитания. требований и стратегия в данном случае лабильны и гибки.

При зависимом стиле родитель не уверен в себе, в своих силах. Он ждет помощи и поддержки от компетентных людей - воспитателей, педагогов и ученых. А может и полностью переложить на них свои обязанности.

Огромное влияние сегодня на родителя оказывает литература по педагогике и психологии, а также Интернет-ресурсы [3]. Он надеется там найти информацию о правильном воспитании своих детей. Общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации, зависит от общеобразовательного уровня родителей. Образование родителей и состав семьи еще не влияют на образ жизни семьи, ценностные ориентации родителей, на материальные и духовные потребности семьи, на психологический климат и эмоциональные отношения. Ошибаются родители зачастую в семейном воспитании, когда наказывают и поощряют детей. Здесь важно относиться особенно осторожно, осмотрительно, с чувством меры. Важно услышать, что подсказывают родительская интуиция и любовь. Чрезмерное попустительство, чрезмерная жестокость родителей, чрезмерная гиперопека, - все это одинаково опасно в воспитании ребенка.

Исходя из вышесказанного, сегодня родитель несет на себе груз ответственности за правильное воспитание своего ребенка, и ему необходимо освоить разнообразные подходы современного воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Юдкина А.Д. Профилактика жестокого обращения с детьми в неблагополучных семьях. Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 54-е ЕВСЕВЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Саранск, Россия. 28 - 29 марта 2018. С. 168 - 172.

2. Савина Е.А., Смирнова Е.О.. Родители и дети. Психология взаимоотношений. М., Ы1те8.2019. 325 с.

3. Мамбеталина А.С., Рыскулова М.М., Жумагалиева З.Н. Применение нейропе-дагогического подхода в процессе обучения в Казахстане и в зарубежных странах. Педагогика: история, перспективы. 2019. Том. 2. No 5. С. 99-107

REFERENCES

1. Yudkina A.D. Prevention of child abuse in dysfunctional families. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, 54th EVSEVIEV READINGS Saransk, Russia. March 28 - 29, 2018. 168 - 172.

2. Savina E.A., Smirnova E.O.. Parents and children. The Psychology of Relationships. M., Litres. 2019. 325р.

3. Mambetalina A.S., Ryskulova M.M., Zhumagalieva Z.N. Application of the neu-ropedagogical approach in the learning process in Kazakhstan and in foreign countries. Pedagogy: history, prospects. 2019.Vol. 2.No 5. PP. 99-107

Информация об авторе: Игнатович Арина Владленовна, магистр психологии и педагогики, медиатор г. Москва, Россия

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4377-946X arign90@mail.ru

Мамбеталина Алия Сактагановна, кандидат психологических наук, доцент ЕНУ им. Л. Гумилева, г. Астана, Казахстан

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-4158-8368 mambetalina@mail.ru

Поступила: 07.11.2019 После доработки: 19.12.2019 Принята к публикации: 27.12.2019

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the author: Ignatovich Arina Vladlenovna, master of psychology and pedagogy, mediator Moscow, Russia arign90@mail.ru

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-4377-946X

Aliya S. Mambetalina Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Social Studies Department Studies L.N. Gumilyov Eurasian National University ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-4158-8368 Astana, Kazakhstan mambetalina@mail.ru

The paper was submitted: 07.11.2019

Received after reworking: 19.12.2019

Accepted for publication: 27.12.2019

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.