Научная статья на тему 'ЦЕЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ'

ЦЕЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА / РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Полина Александровна, Ефтимицэ Максим, Иванова Евгения Владимировна, Прогацкая Татьяна Константиновна, Калабина Инна Александровна

Статья посвящена исследованию взглядов современных родителей на цели семейного воспитания. В статье представлены данные опроса 108 родителей разных возрастных групп (от 20 до 60 лет). Родители отвечали на вопросы о цели семейного воспитания и личностных качествах, которые они считают необходимыми воспитать у своих детей. Полученные данные позволяют говорить о приоритете нравственной сферы личности как в формулировках целевых ориентиров, так и в предпочитаемых личностных качествах ребенка. Благополучие ребенка относится к числу приоритетов родителей и может рассматриваться и как желаемый результат воспитания, и как необходимое условие достижения воспитательных целей в семье. Выявлена разница в подходах к цели воспитания в разных возрастных группах родителей. Определены наиболее предпочитаемые качества, которые большинство родителей стремятся воспитать в своем ребенке: доброта, ответственность, честность, целеустремленность, самостоятельность. Всего родители называют 93 качества в различных комбинациях. Все названные качества проанализированы согласно пятифакторной модели личности. Показана разница в предпочитаемых качествах у родителей разных возрастных групп: ориентация родителей старших возрастных групп на фактор «Самоконтроль», на фактор «Привязанность (сотрудничество)» - родителей самой молодой возрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Полина Александровна, Ефтимицэ Максим, Иванова Евгения Владимировна, Прогацкая Татьяна Константиновна, Калабина Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOALS OF FAMILY EDUCATION: THE PERSPECTIVE OF MODERN PARENTS

The paper explores the views of modern parents on the goals of family education. It discusses the data of a survey conducted of 108 parents of different age groups (from 20 to 60 years old). The parents answered questions about the goal of family education and personality traits they find necessary to develop in their children. The obtained data show that parents tend to prioritise morality both as a target indicator and a desirable personality trait of their children. Another priority is the child’s well-being. It is viewed both as a desirable educational outcome and a necessary prerequisite for achieving the family’s educational goals. The study revealed that parents of different age groups approach the goals of family education differently. Below are the most popular traits that most parents strive to educate in their children: kindness, responsibility, honesty, determination, and independence. In total, the parents mentioned 93 qualities in different combinations. All the given qualities have been analyzed using the Five Factors Model. The study identified the traits favoured by parents from different age groups. It was found that the parents from older age groups focus on ‘self-control’, while the parents of the youngest age group focus on ‘attachment (cooperation)’.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ»

Комплексные исследования детства, 2021, т. 3, № 2 Comprehensive Child Studies, 2021, vol. 3, no. 2 _www.kid-journal.ru

Ц) Check for updates Статьи

УДК 37.018.1 https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100

Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей

П. А. Антонова1, М. Ефтимицэ1, Е. В. Иванова1, Т. К. Прогацкая1, И. А. Калабинаш

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Аннотация. Статья посвящена исследованию взглядов современных родителей на цели семейного воспитания. В статье представлены данные опроса 108 родителей разных возрастных групп (от 20 до 60 лет). Родители отвечали на вопросы о цели семейного воспитания и личностных качествах, которые они считают необходимыми воспитать у своих детей. Полученные данные позволяют говорить о приоритете нравственной сферы личности как в формулировках целевых ориентиров, так и в предпочитаемых личностных качествах ребенка. Благополучие ребенка относится к числу приоритетов родителей и может рассматриваться и как желаемый результат воспитания, и как необходимое условие достижения воспитательных целей в семье. Выявлена разница в подходах к цели воспитания в разных возрастных группах родителей. Определены наиболее предпочитаемые качества, которые большинство родителей стремятся воспитать в своем ребенке: доброта, ответственность, честность, целеустремленность, самостоятельность. Всего родители называют 93 качества в различных комбинациях. Все названные качества проанализированы согласно пятифакторной модели личности. Показана разница в предпочитаемых качествах у родителей разных возрастных групп: ориентация родителей старших возрастных групп на фактор «Самоконтроль», на фактор «Привязанность (сотрудничество)» — родителей самой молодой возрастной группы.

Ключевые слова: воспитание, личностные качества ребенка, результат воспитания, родитель, семейное воспитание, цели воспитания.

Сведения об авторах

Полина Александровна Антонова, SPIN-код: 7820-7905, ResearcherlD: J-3680-2013, Scopus AuthorlD: 55808517100, ORCID: 0000-0003-3094-8444, e-mail: apolllinaria@mail.ru

Максим Ефтимицэ, ORCID: 0000-0003-4072-7880, e-mail: Meftimitse@gmail.com Евгения Владимировна Иванова, ORCID: 0000-0002-4060-6248, e-mail: sasha iv08@mail.ru

Татьяна Константиновна Прогацкая,

ORCID: 0000-0001-5592-9472, e-mail: tprogackaya@mail.ru Инна Александровна Калабина, SPIN-код: 9424-6379, Scopus Author ID: 57202912937, ORCID: 0000-0002-7634-4155, e-mail: ikalabina@herzen.spb.ru

Для цитирования:

Антонова, П. А., Ефтимицэ, М., Иванова, Е. В., Прогацкая, Т. К., Калабина, И. А. (2021) Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей. Комплексные исследования детства, т. 3, № 2, с. 91-100.

https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100

Получена 24 марта 2021; прошла рецензирование 5 апреля 2021; принята 6 апреля 2021. Права: © Авторы (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

The goals of family education: The perspective of modern parents

P. A. Antonova1, M. Eftimitse1, E. V. Ivanova1, T. K. Progatskaya1, I. A. Kalabina™

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Abstract. The paper explores the views of modern parents on the goals of family education. It discusses the data of a survey conducted of 108 parents of different age groups (from 20 to 60 years old). The parents answered questions about the goal of family education and personality traits they find necessary to develop in their children. The obtained data show that parents tend to prioritise morality both as a target indicator and a desirable personality trait of their children. Another priority is the child's well-being. It is viewed both as a desirable educational outcome and a necessary prerequisite for achieving the family's educational goals. The study revealed that parents of different age groups approach the goals of family education differently. Below are the most popular traits that most parents strive to educate in their children: kindness, responsibility, honesty, determination, and independence. In total, the parents mentioned 93 qualities in different combinations. All the given qualities have been analyzed using the Five Factors Model. The study identified the traits favoured by parents from different age groups. It was found that the parents from older age groups focus on 'self-control, while the parents of the youngest age group focus on 'attachment (cooperation).

Keywords: education, child's personality traits, educational outcome, parent, family education, educational goals.

Одной из ведущих задач семьи является реализация родителями функций воспитателей. Результативность семейного воспитания зависит от многочисленных факторов, из которых складывается воспитательный потенциал семьи. Но прежде всего конструирование воспитательного процесса в семье обусловлено пониманием родителями цели воспитания, т. е. того, к чему стремятся родители в воспитании своего ребенка. И если раньше, в частности в советский период, когда цели воспитания транслировались государством, родители знали, к чему готовить ребенка, каков идеал человека, то сейчас, в быстро меняющемся информационном обществе с его идеологическим многообразием, в про-

Authors

Polina A. Antonova, SPIN: 7820-7905, ResearcherID: J-3680-2013, Scopus AuthorID: 55808517100, ORCID: 0000-0003-3094-8444, e-mail: apolllinaria@mail.ru

Maksim Eftimitse, ORCID: 0000-0003-4072-7880, e-mail: Meftimitse@gmail.com Evgenia V. Ivanova, ORCID: 0000-0002-4060-6248, e-mail: sasha iv08@mail.ru

Tatiana K. Progatskaya, ORCID: 0000-0001-5592-9472, e-mail: tprogackaya@mail.ru

Inna A. Kalabina, SPIN: 9424-6379, Scopus Author ID: 57202912937, ORCID: 0000-0002-7634-4155, e-mail: ikalabina@herzen.spb.ru For citation:

Antonova, P. A., Eftimitse, M., Ivanova, E. V., Progatskaya, T. K., Kalabina, I. A. (2021) The goals of family education: The perspective of modern parents. Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 2, pp. 91-100.

https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100

Received 24 March 2021; reviewed 5 April 2021; accepted 6 April 2021. Copyright: © The Authors (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

цессе воспитания возникают трудности. Перед современной семьей все чаще встает вопрос: на какие приоритеты и ценности ориентироваться, что будет нужно ребенку, когда он станет взрослым?

Запрос в научной электронной библиотеке по теме «цели семейного воспитания» предлагает 1049 работ, но большинство из них посвящено изучению широких вопросов семьи, семейного воспитания, различных аспектов взаимодействия детей и родителей. Исследования целевых установок родителей в семейном воспитании немногочисленны и посвящены определенной возрастной группе (Собкин, Марич 2002; Собкин, Халутина 2017), кросс-

культурным аспектам (Орлова 2015). На наш взгляд, исследование представлений современных родителей о семейном воспитании, его целях помогает специалистам увидеть современную ситуацию семейного воспитания и необходимо для развития практики психолого-педагогической поддержки семьи.

Данное исследование проводилось магистрантами института детства РГПУ им. А. И. Герцена в рамках изучения модуля «Детство в пространстве семьи», магистерская программа «Психология и педагогика современного Детства». В исследовании предпринята попытка изучить представление современных родителей о целях семейного воспитания.

Цель семейного воспитания как педагогическая категория

Существуют различные подходы к определению воспитания, одного из центральных педагогических понятий. В разных трактовках воспитание определяется и как процесс формирования личности, и как управление этим процессом, и как помощь в самоактуализации, и как создание условий для развития личности. Однако общим в большинстве существующих определений остается указание на целенаправленность этого процесса: цель воспитания традиционно выделяется как первый компонент стратегии воспитания (Зимняя 2006).

Вопрос о целях воспитания поднимается с древнейших времен и до сих пор остается дискуссионным, так как цель воспитания «во многом определяется социально-экономическими потребностями и политическим устройством общества» (Тонков 2010, 41).

Описывая период с 20-х по 90-е гг. прошедшего столетия, Ж. С. Максимова говорит о том, что в советской педагогической системе целью воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности: «В философии диалектического материализма обосновывалось, что всесторонне развитая личность — цель исторического процесса, в обществе существует необходимость морального единства, нравственный идеал есть совершенное активное, творческое исполнение моральных требований общества (государства)» (Максимова 2014, 19). Однако автор подчеркивает, что постановка цели, основной компонент которой — разностороннее развитие — не имеет точного определения, вела к резкому расхождению поставленной цели и результата воспитательной деятельности. В связи с этим, по мнению Максимовой, стали выделять две группы целей

воспитания: идеальные и актуальные (Максимова 2014).

Говоря о современной философии воспитания, исследователи указывают на то, что она направлена на изучение «взаимосвязи ценностей воспитания и ценностей культуры, обоснование приоритетных целевых ориентиров воспитания, создание нового образа человека, способного принимать вызовы современности» (Орлова 2015, 9). Как отмечает Н. Ф. Голованова, в отечественной теории воспитания можно выделить следующие подходы: формирующий, культурологический, синергетический, социализирующий, герменевтический, аксиологический, антропологический, психотерапевтический (Голованова 2007). Каждому из указанных подходов на практике соответствуют различные комплексы воспитательных целей: от передачи новым поколениям общественного исторического опыта, формирования определенных качеств личности, связанных с социальным заказом общества, до создания условий гармоничного развития и поддержки ребенка.

Трактовка и исследование именно цели семейного воспитания в отечественной педагогике прежде всего связаны с именем П. Ф. Капте-рева. Рассматривая задачи и цель семейного воспитания, П. Ф. Каптерев писал о подготовке детей к жизни в существующих социальных условиях, формировании личности ребенка на разных возрастных этапах в условиях семьи, подчеркивал связь цели и средств семейного воспитания с общественно-экономическим строем, общественной культурой и ее идеалами (Каптерев 1999).

Определяя основные категории семейной педагогики, И. А. Хоменко отмечает, что само содержание термина «семейное воспитание» детерминируется целью воспитания, то есть ответом на вопрос «Что должно получиться в результате приложения педагогических усилий родителей?» (Хоменко 2012).

В современных исследованиях семейное воспитание рассматривается как сложная система взаимодействия и взаимовлияния членов семьи. В качестве его цели в психолого-педагогических работах выделяется «формирование качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути» (Мухатаева 2012). Взрослые могут ставить перед собой воспитательные цели, основываясь на собственных представлениях о тех качествах, которые необходимы ребенку для социализации, либо руководствоваться общественными представ-

лениями о воспитанном человеке. Исследователи отмечают, что опыт организации системы семейного воспитания в каждом конкретном случае практически уникален: «По своему существу, любая система семейного воспитания есть не что иное, как проявление субъективности родителя в ее понимании и реализации» (Мардахаев 2014, 173).

Методы и выборка исследования

Сбор данных производился через платформу Google Forms. Участникам исследования было предложено ответить на восемь вопросов: шесть закрытых и два открытых. Закрытые вопросы анкеты касались социально-демографического положения респондентов: возраст, пол, уровень образования, количество и возраст детей. Открытые вопросы были сформулированы исходя из цели получить максимально развернутый ответ.

Открытые вопросы звучали следующим образом:

1) «В чем, на Ваш взгляд, заключается основная цель семейного воспитания?»;

2) «Перечислите качества, которые Вы хотели бы воспитать в своем ребенке (не более пяти)».

В анкетировании приняли участие 108 человек. Из них 91,6% (99)—женщины и 8,4% (9) — мужчины. Возраст респондентов составил от 20 до 60 лет. По возрастным группам респонденты распределены следующим образом: родители в возрасте 20-30 лет — 24% (26); 31-40 лет — 45,4% (49); 41-50 лет — 26,9% (29); 51-60 лет — 3,7% (4).

Из общего числа респондентов у 77,8% (84) есть высшее образование, у 3,7% (4) — ученая степень, 2,8% (3) респондента получили среднее (полное общее) образование и 15,7% (17) — среднее профессиональное.

На вопрос о количестве детей 45,3% (49) респондентов ответили, что воспитывают одного ребенка, 41,7% (45) — двоих детей, 10,2% (11) — троих детей, 2,8% (3) — четверых детей. При этом у 38% (41) респондентов дети женского пола, у 33,3% (36) дети мужского пола, у 28,7% (31) разнополые дети.

Результаты исследования

Анализ полученных данных показал широкий спектр целей, которые ставят перед собой родители в семейном воспитании. Абсолютно идентичных ответов в процессе проведения исследования получено не было. Тем не менее внутри всего массива данных можно выделить наиболее популярные и часто упоминаемые родителями темы (рис. 1).

Рис. 1. Цели семейного воспитания

Так, чуть более 20% родителей в разных формулировках ответили, что цель семейного воспитания — приобщить ребенка к моральным и нравственным нормам. Респонденты, чей ответ был отнесен к этой группе, использовали как общие формулировки: формирование нравственности; научить определять добро и зло; воспитать человеком во всех смыслах слова; понимание того, что плохо, что хорошо, — так и упоминали конкретные качества, которые хотели бы воспитать: честность; справедливость; бережное отношение к планете; быть добрым к людям. Второй по популярности целью воспитания, согласно полученным данным, является подготовка ребенка к жизни в обществе, его социализация. Респонденты отмечали, что хотят в процессе воспитания дать знания, которые помогут в дальнейшем; обеспечить готовность к социуму; подготовить личность к социальным взаимодействиям. На третьем месте среди ответов о цели семейного воспитания оказались передача ценностей, традиций и приобщение к культуре, а также любовь, понимание и уважение внутри семьи. Также в число популярных вошли ответы о развитии (гармоничном/всестороннем) и воспитании счастливого человека; о воспитании самостоятельного и самодостаточного человека; о сохранении здоровья ребенка (как физического, так и психического).

При этом в ответах большинства респондентов — 57,4% (62) — указана одна цель семейного воспитания, а 38% (41) обозначили в своем ответе сразу несколько целей, которые можно отнести к разным группам. Кроме того, небольшая часть респондентов — 3,7% (4) — дали ответ, в котором прослеживается осознанное отрицание необходимости формулировать в процессе семейного воспитания какие-либо цели. Так, родители дали следующие ответы: для продолжения рода; наличия мамы и папы; правильное воспитание; семья формирует в человеке все. Один респондент дал ответ не знаю.

Анализ ответов респондентов по возрастным группам позволил выявить различия в целях воспитания, которые ставят перед собой родители в возрасте 20-30 лет, 31-40 лет, 41-60 лет. В частности, родители самой молодой группы не ставят перед собой таких целей, как передача собственного опыта детям и воспитание в детях уважения к себе. Наиболее популярными целями у молодых родителей являются подготовка детей к взрослой жизни, развитие (гармоничное/разностороннее), а также сохранение здоровья ребенка (как физического, так и психического). Среди родителей средней возрастной

группы — 31-40 лет — популярны такие цели семейного воспитания, как передача ценностей, традиций и приобщение к культуре; формирование моральных и нравственных качеств; воспитание в ребенке самостоятельности и самодостаточности; подготовка к взрослой жизни. Наименее популярны обеспечение безопасности ребенка; воспитание «нормального человека»; воспитание уважения к родителям. Тем не менее в ответах респондентов в возрасте 31-40 лет были упомянуты все группы целей, выделенных нами в процессе анализа результатов исследования. Среди ответов самой старшей группы родителей первое место по частоте упоминания занимает формирование моральных и нравственных качеств. При этом никто из респондентов в возрасте 41-60 лет не ответил, что целью воспитания для него является передача собственного опыта.

В процессе анализа данных нами также было выявлено, что группы целей воспитания могут быть обобщены в более крупные, исходя из их направленности: цели, направленные на образ ребенка в будущем (его качества и навыки); цели, направленные на образ родителя в процессе воспитания; цели, направленные на ожидания и запросы общества (табл. 1). Отдельно отметим, что цели первого и второго направления в некоторых ответах родителей представлены совместно, и в таком случае цели второго направления возможно трактовать как задачи, которые необходимо выполнить для воспитания в ребенке указанных качеств: окружить ребенка любовью и заботой, создать вокруг него атмосферу доверия и защищенности; заложить основы для формирования самодостаточной личности; организовать пространство вокруг ребенка так, чтобы у него была возможность быть разносторонне развитой личностью.

Цели, связанные с требованиями к себе как к родителю по созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, чаще всего (19,2%) встречались в ответах родителей возрастной группы 20-30 лет, в группе 31-40 лет подобная цель упоминалась дважды (0,5%). Примечательно, что практически все родители, давшие подобный ответ, воспитывают единственного ребенка дошкольного возраста. Исключение составили один респондент (группа 20-30 лет) — мама ребенка младшего школьного возраста и один респондент (группа 31-40 лет) — мама, воспитывающая двоих детей дошкольного возраста. Подобная трактовка целей может быть связана как с особенностями возраста детей, когда именно благополучная ситуация является главным условием развития

Табл. 1. Классификация целей семейного воспитания в зависимости от их направленности

Направленность Группы целей

• здоровье ребенка • развитие ребенка

На ребенка • самодостаточность и самостоятельность • счастье • формирование моральных и нравственных качеств • подготовка к взрослой жизни и социализация

• любовь к ребенку

На себя как на родителя • взаимное уважение в семье • понимание ребенка • забота о ребенке • создание ощущения безопасности • создание условий для развития и самореализации • взаимный рост членов семьи

На общество • передача опыта • передача традиций, ценностей и приобщение к культуре

ребенка, так и с возрастом самих родителей, выросших в новых условиях. В возрастной группе 41-60 лет схожие ответы упоминались дважды (6%), оба родителя уже имеют совершеннолетних детей.

Отвечая на вопрос о качествах, которые родители хотели бы воспитать в своих детях, респонденты перечислили 93 качества в разных комбинациях, что, на наш взгляд, подтверждает тезис об уникальности воспитательной траектории каждой семьи (рис. 2).

В пятерку самых упоминаемых в ответах родителей вошли следующие качества: доброта — 39,8% (43); ответственность — 33,3% (36); честность — 27,8% (30); целеустремленность — 25% (27); самостоятельность — 18,5% (20). Также родители называли такие качества, как

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

уверенность — 16,7% (18); отзывчивость — 12% (13); уважение — 12% (13); порядочность — 11,1% (12); трудолюбие — 10,2% (11); общительность/коммуникабельность — 9,2% (10). Остальные качества были упомянуты среди всех ответов респондентов менее десяти раз. В представленных ответах мы видим, что приоритетным является развитие нравственных и волевых качеств ребенка. Также отметим, что четверо из общего числа респондентов не перечислили конкретные качества, которые они хотели бы воспитать в своих детях. Ответы этой группы респондентов представлены следующим образом: те, которые обеспечат себя и близких качественной жизнью; не могу ответить; быть счастливым; те, с которыми он пришел в этот мир.

lililí

■ Доброта ■ Ответственность "Честность

• Самостоятельность ■ Уверенность ■ Отзывчивость

' Порядочность ■ Трудолюбие ■ Общительность

Целеустремленность ¡Уважение

Рис. 2. Качества, которые родители хотели бы воспитать в своих детях

Все названные качества были распределены нами по группам согласно пятифакторной модели личности «Большая пятерка факторов» (Воронкова, Радюк, Басинская 2017):

1) Экстраверсия (вовлеченность во внешний мир): жизнерадостность; дружелюбность; храбрость; коммуникабельность; общительность; позитивность; жизнелюбие; чувство юмора; лидерство; предприимчивость; активность в делах; умение дружить; инициативность.

2) Привязанность (сотрудничество):

• высокий уровень: доброта; верность; неравнодушие; умение сострадать; отзывчивость; уважение; сочувствие; сопереживание; искренность; любовь (к себе/людям/миру); толерантность; терпимость; эмпатия; умение работать в коллективе; вежливость; умение любить; нравственность; милосердие; умение идти на компромисс; забота; щедрость; понимание; умение договариваться; дипломатичность; чувство семьи; легкий нрав; отсутствие ехидства; отсутствие лебезения перед другими;

• низкий уровень: умение отстаивать свои интересы/позицию/точку зрения; прямолинейность; независимость; наличие своего мнения; не жить за чужой счет; принципиальность.

3) Самоконтроль (саморегуляция): справедливость; ответственность; целеустремленность; мудрость; трудолюбие; настойчивость; порядочность; рассудительность; осторожность; самостоятельность; честность; эрудированность; усидчивость; упорство; мужественность; воспитанность; вера в себя; критическое мышление; умение размышлять и анализировать; уверенность; доверие себе; сила воли; твердость характера; стойкость; собранность; логика; усердие; умение выбирать главное; выносливость; достоинство; работоспособность; организованность; чистоплотность; ум; обучаемость; понимание того, кто он, зачем он здесь; культурность.

4) Эмоциональная устойчивость: удовлетворенность; умение слушать себя; стрессо-устойчивость.

5) Оригинальность (открытость опыту):

• высокий уровень: любознательность; желание знать; внимательность; внимание; интерес; стремление; любовь к развитию; гибкость; креативность; творческое мышление; умение находить увлечения по душе; находчивость; открытость;

• низкий уровень: практичность.

Как видно из таблицы 2, больше всего респондентов в своих ответах упоминали качества, которые относятся к фактору «Самоконтроль».

При этом данные личностные качества являются наиболее часто упоминаемыми в возрастных группах 30-40 лет и 41-60 лет, а в группе 20-30 лет эта категория качеств занимает лишь четвертое место по популярности. Также почти треть всех названных родителями качеств относится к фактору «Привязанность/сотрудничество» (высокий уровень). Однако здесь распределение по возрастным группам родителей происходит иначе: в группе 20-30 лет качества, связанные с гармоничным существованием в социуме, занимают первое место по популярности; в группах 30-40 и 41-60 лет — второе место. На втором месте в группе 20-30 лет находятся качества, относящиеся к факторам «Экстраверсия/вовлеченность» и «Оригинальность/открытость опыту (высокий уровень)».

Интересно, что сочетание качеств, относящихся к факторам «Самоконтроль» и «Привязанность/сотрудничество» (высокий уровень), могут обеспечить личности, которая ими обладает, успешное продвижение по социальной и карьерной лестнице, в то время как сочетание категорий «Экстраверсия/вовлеченность», «Привязанность/сотрудничество» (высокий уровень) и «Оригинальность/открытость опыту (высокий уровень)» описывает энергичную личность, стремящуюся к социальным контактам и саморазвитию, но не обязательно к успеху в обществе. Также примечательно, что наименее популярным фактором во всех возрастных группах стала «Эмоциональная устойчивость». Тем не менее в группе родителей 20-30 лет качества, относящиеся к этой категории, упоминались чаще, чем в других возрастных группах. Это может свидетельствовать о том, что идеи о важности психического здоровья и психологического комфорта становятся более популярны у молодых родителей.

Анализ полученных ответов родителей о качествах, которые они хотели бы воспитать в своих детях, в зависимости от пола ребенка показал, что родители девочек чаще называют качества, относящиеся к фактору «Привязанность/сотрудничество» (высокий уровень), чем родители мальчиков. Так, только 19,5% (8) родителей девочек не упомянули эти качества в своих ответах, тогда как среди родителей мальчиков 50% респондентов не включили их в свой ответ. Также отличия прослеживаются при рассмотрении фактора «Экстраверсия/вовлеченность»: качества из этой категории хотели бы воспитать в своих детях 22,2% (8) родителей мальчиков и 36,5% (15) родителей девочек. Однако при сопоставлении ответов родителей по упоминанию качеств, относящихся к фактору

Табл. 2. Распределение качеств, названных респондентами по модели «Большая пятерка факторов»

Фактор Ответы респондентов (20-30) Ответы респондентов (31-40) Ответы респондентов (41-60) Общее количество ответов

Экстраверсия / вовлеченность 16,4% (9) 8,8% (16) 6,6% (7) 8,2% (32)

Привязанность / сотрудничество (высокий уровень) 49,1% (27) 28% (51) 34,9% (37) 29,5% (115)

Привязанность / сотрудничество (низкий уровень) 3,6% (2) 1,6% (3) 3,8% (4) 2,3% (9)

Самоконтроль 9,1% (5) 54,9% (100) 49% (52) 52,3% (204)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоциональная устойчивость 5,4% (3) 1,1% (2) 0,9% (1) 1,5% (6)

Оригинальность / открытость опыту (высокий уровень) 16,4% (9) 5,5% (10) 3,8% (4) 5,9% (23)

Оригинальность / открытость опыту (низкий уровень) — — 0,9% (1) 0,2% (1)

«Самоконтроль», выявленная разница оказалась не такой значительной: их упомянули 85,4% (35) родителей девочек и 75% (27) родителей мальчиков.

Выводы

Проведенное исследование позволяет выделить некоторые особенности в трактовке целей семейного воспитания современными родителями. Спектр названных целей охватывает разнообразные подходы к воспитанию: приобщение к культуре, выработка определенных качеств, создание условий развития ребенка. В качестве целевых ориентиров большинство родителей называют приобщение ребенка к моральным и нравственным нормам, подготовку ребенка к взрослой жизни в современном обществе. Приоритет нравственных целей занимает ведущее место в ответах родителей возрастных групп 41-60 лет и 31-40 лет. Наибольший спектр целей семейного воспитания представлен в возрастной группе родителей 31-40 лет.

Благополучие ребенка относится к числу приоритетов родителей и часто упоминается как в формулировке целей воспитания счастливого, самодостаточного, благополучного человека, так и в формулировке цели семейного воспитания через предъявление требований к себе как к родителю в создании условий безопасности, где ребенок окружен любовью близких взрослых и может рассчитывать

на поддержку в трудных ситуациях, а также в ситуациях самоопределения и инициативы. Такой подход чаще встречается в ответах родителей 20-30 лет, воспитывающих единственного ребенка дошкольного возраста.

Анализ качеств, которые родители хотят воспитать у своего ребенка, показывает, что наиболее упоминаемые ответы относятся к нравственным и волевым качествам, что совпадает с приоритетами, выделенными родителями в целях семейного воспитания. Особенности в зависимости от возрастной группы родителей прослеживаются при анализе групп качеств с позиций пятифакторной модели личности, где молодые родители детей дошкольного возраста больше ориентированы на фактор «Привязанность/сотрудничество (высокий уровень)», а остальные возрастные группы чаще упоминают качества группы «Самоконтроль». Разница в зависимости от пола ребенка также прослеживалась в распределении предпочитаемых качеств.

Большинство родителей, принимавших участие в исследовании, имели высшее образование, в связи с чем мы не представили анализ данных в зависимости от уровня образования родителей. Перспективным и необходимым мы считаем изучение приоритетов и целей семейного воспитания в зависимости от социокультурного статуса семьи, что позволит учесть все характеристики семьи, включая ее культурный уровень и социальное благополучие.

Литература

Воронкова, Я. Ю., Радюк, О. М., Басинская, И. В. (2017) «Большая пятерка», или пятифакторная модель личности. В кн.: Е. Н. Ткач (ред.). Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, с. 39-45.

Голованова, Н. Ф. (2007) Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике. Педагогика, № 10, с. 38-47.

Зимняя, И. А. (2006) Стратегия воспитания: возможности и реальность. Знание. Понимание. Умение, № 1, с. 67-74.

Каптерев, П. Ф. (1999) Детская и педагогическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 336 с.

Максимова, Ж. С. (2014) Цели воспитания в современной России: социальное содержание в социальном контексте. Вестник Томского государственного педагогического университета, № 5 (146), с. 18-24.

Мардахаев, Л. В. (2014) Семейное воспитание: проблемы и особенности. Вестник Челябинского государственного университета, № 13 (342), с. 173-178.

Мухатаева, Ж. А. (2012) Психолого-педагогические основы семейного воспитания. В кн.: Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, с. 180-182.

Орлова, К. М. (2015) Цели воспитания и образ ребенка у современных родителей: кросс-культурное исследование. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский городской психолого-педагогический университет, 22 с.

Собкин, В. С., Марич, Е. М. (2002) Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. М.: Центр социологии образования РАО, 247 с. (Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII).

Собкин, В. С., Халутина, Ю. А. (2017) Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания. Современное дошкольное образование. Теория и практика, № 7 (79), с. 4-16.

Тонков, Е. В. (2010) К проблеме цели воспитания и его сущности. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, № 6 (77), с. 39-44.

Хоменко, И. А. (2012) К вопросу об определении понятия «семейное воспитание». Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, т. 17, № 1, с. 88-92.

References

Golovanova, N. F. (2007) Podkhody k vospitaniyu v sovremennoj otechestvennoj pedagogike [Approaches to upbringing in modern Russian pedagogy]. Pedagogika, no. 10, pp. 38-47. (In Russian)

Kapterev, P. F. (1999) Detskaya i pedagogicheskaya psikhologiya [Child and educational psychology]. Moscow: MPSU Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 336 p. (In Russian)

Khomenko, I. A. (2012) K voprosu ob opredelenii ponyatiya "semejnoe vospitanie" [The problem of the "family education" definition]. UchenyezapiskiSankt-Peterburgskogogosudarstvennogo institutapsikhologii isotsial'noj raboty — Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, vol. 1, no. 17, pp. 88-92. (In Russian)

Maksimova, Zh. S. (2014) Tseli vospitaniya v sovremennoj Rossii: sotsial'noe soderzhanie v sotsial'nom kontekste [The goals of upbringing in contemporary Russia: Social content in social context]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 5 (146), pp. 18-24. (In Russian)

Mardahaev, L. V. (2014) Semejnoe vospitanie: problemy i osobennosti [Family education: Problems and features]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Chelyabinsk State University, no. 13 (342), pp. 173-178. (In Russian)

Mukhataeva, Zh. A. (2012) Psikhologo-pedagogicheskie osnovy semejnogo vospitaniya [Psychological and pedagogical foundations of family education]. In: Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy II Mezhdunarodnoj nauchoj konferentsii [Problems and prospects of education development: Proceedings of the II International Scientific Conference]. Perm': Merkurij Publ., pp. 180-182. (In Russian)

Orlova, K. M. (2015) Tseli vospitaniya i obraz rebenka u sovremennykh roditelej: kross-kul'turnoe issledovanie [The goals offamily education and image of the child: Cross-cultural study of parental opinion]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State University of Psychology and Education, 22 p. (In Russian)

Sobkin, V. S., Khalutina, Yu. A. (2017) Tsennostno-tselevye ustanovki roditelej po vospitaniyu detej starshego doshkol'nogo vozrasta i ikh svyaz' so stilyami vospitaniya [Value-goal orientations of senior preschool aged children's parents and their connection with parenting styles]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika — Preschool Education Today: Theory & Practice, no. 7 (79), pp. 4-16. (In Russian)

Sobkin, V. S., Marich, E. M. (2002) Sotsiologiya semejnogo vospitaniya: doshkol'nyj vozrast [Sociology of family education: Pre-school age]. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO, 247 p. (Trudy po sotsiologii obrazovaniya [Proceedings on sociology of education]. Vol. VII. Iss. XII). (In Russian) Tonkov, E. V. (2010) K probleme tseli vospitaniya i ego sushchnosti [The problem of educational goal and its essence]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki — Scientific Bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences, no. 6 (77), pp. 39-44. (In Russian) Voronkova, Ya. Yu., Radyuk, O. M., Basinskaya, I. V. (2017) "Bol'shaya pyaterka" ili pyatifaktornaya model' lichnosti [The "Big five" or five-factor model of personality]. In: E. N. Tkach (ed.). Smysl, funktsii i znachenie raznykh otraslej prakticheskoj psikhologii v sovremennom obshchestve [Meaning, functions and significance of different branches of practical psychology in the modern society]. Khabarovsk: Pacific National University Publ., pp. 39-45. (In Russian)

Zimnyaya, I. A. (2006) Strategiya vospitaniya: vozmozhnosti i real'nost' [Upbringing strategy: Opportunities and reality]. Znanie. Ponimanie. Umenie — Knowledge. Understanding. Skill, no. 1, pp. 67-74. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.