Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Дата публикации: 31.08.2020 УДК 37.01; 159.9.072
Е. А. Быкова, С. В. Истомина, О. А. Сдмыловд
Особенности родительской компетентности современной российской семьи
В настоящее время институт семьи претерпевает значительные изменения, что обусловлено нестабильностью экономической, политической обстановки в стране и в мире. Это влечёт за собой перестройку морально-нравственных приоритетов, ценностей, традиций и системы воспитательных воздействий внутри семьи. Зачастую современные семьи не способны эффективно реализовать воспитательные функции, что обусловлено низким уровнем родительской компетентности, психологической неготовностью к родительству и низким уровнем осведомлённости родителей о возрастных особенностях детей и эффективных стратегиях семейного воспитания. В связи, с чем возникает проблема изучения особенностей компетентности родителей в вопросах психологии детей и семейного воспитания с целью разработки в дальнейшем стратегии помощи современной семье.
В качестве экспериментального метода исследования использован опрос родителей. В онлайн анкетировании приняли участие 132 респондента, имеющих 1 и более детей, из них 111 женщин и 21 мужчина, возрастной диапазон 27-55 лет.
36,4% родителей не осведомлены о деятельности служб психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, в том числе о возможности повышения своей грамотности посредством психолого-педагогического сопровождения. Знания родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о специфике семейного воспитания скудны и разрознены: лишь 38,6% родителей смогли верно указать возрастные периода детства, все кризисы детского возраста не смог написать ни один родитель, а 36,4% респондентов даже не знают что это такое; 43,2% опрошенных затруднились указать типы высшей нервной деятельности, 40,9% - определить стиль воспитания в собственной семье, а также типы взаимоотношений с детьми. Потребность в повышении психологической компетентности выявлена у 63,6% респондентов.
Полученные результаты позволяют осуществлять процесс формирования родительской компетентности посредством следующих психологических механизмов: осознание, понимание, рефлексия, поддержание мотивации и интереса к процессу родительства, научение.
Ключевые слова: семья, семейное воспитание, ответственное родительство, компетентность, психологическая компетентность родителей, родительская компетентность, механизмы формирования родительской компетентности
Ссылка для цитирования:
Быкова Е. А., Истомина С. В., Самылова О. А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 111125. сМ: 10.32744^.2020.4.7
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-04/ Accepted: 19 June 2020 Published: 31 August 2020
E. A. BYKOVA, S. V. ISTOMINA, O. A. SAMYLOVA
Features of parental competence of a modern Russian family
Currently, the institution of the family is undergoing significant changes due to the instability of the economic and political situation in the country and in the world. This entails a transformational change in moral and ethical priorities, values, traditions and the system of educational influences within the family. Often, modern families are unable to effectively implement the educational functions, which is due to a low level of parental competence, psychological unwillingness to parenthood and a low level of parental awareness of the age characteristics of children and effective family education strategies. In this connection, the problem arises of studying the characteristics of the competence of parents in matters of child psychology and family education in order to develop further strategies for helping a modern family.
The survey of parents was used as an experimental research method. 132 respondents with 1 child or more took part in the online survey, of which 111 were females and 21 were males, age range 27-55 years.
About 36.4% of parents are unaware of the activities of the services of psychological and pedagogical support of the educational process of educational institutions, including the possibility of increasing their literacy through psychological and pedagogical support. The knowledge of the parents about the age and individual characteristics of children, about the specifics of family upbringing is scarce and scattered: only 38.6% of the parents were able to correctly indicate the age of childhood, none of the parents could write all the crises of childhood, at the same time 36.4% of the parents do not even know what it is; 43.2% of the respondents found it difficult to indicate the types of higher nervous activity, 40.9% could not determine the style of education in their own family, as well as the types of relationships with children. The need to improve psychological competence was identified in 63.6% of the respondents.
The results obtained make it possible to form parental competence through the following psychological mechanisms: awareness, understanding, reflection, learning, maintaining motivation and interest in the parenting process.
Keywords: family, family education, responsible parenting, competence, psychological competence of parents, parental competence, mechanisms for the parental competence formation
For Reference:
Bykova, E. A., Istomina, S. V., & Samylova, O. A. (2020). Features of parental competence of a modern Russian family. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 46 (4), 111-125. doi: 10.32744/pse.2020.4.7
_Введение
еремены, происходящие в различных сферах российского общества, привели к изменениям в структуре семейных ценностей, детско-родительских отношений, семейных ролей и функций. При этом главенствующая роль семьи в формировании и развитии личности ребенка по-прежнему не подвергается сомнению. Однако, как отмечают специалисты, семья, вступившая в эпоху глобальных перемен, не выработала новых стратегий воспитания, в то время как традиционные оказались недостаточно эффективными [7; 16].
Система взаимоотношений детского сада, школы и семьи давно изменилась: в настоящее время у родителей (законных представителей) есть возможность стать полноправными участниками процесса воспитания и обучения своих детей. «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. №1618-р) провозглашает принцип ответственности каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья, а приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи [8].
Анализ феномена родительства, представленный Р.В. Овчаровой, показывает, что помощь родителям в реализации ответственной родительской позиции необходима; и многие осознают важность и ощущают потребность в психолого-педагогических знаниях в области развития и воспитания детей [10]. Этот блок включает сведения о психологических особенностях развития ребёнка на каждом возрастном этапе; характере развития общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, типичными трудностями и часто встречающимися конфликтными ситуациями; об индивидуально-типологических особенностях ребёнка и др. Безусловно, только овладение системой знаний сразу не решит проблему и не гарантирует их эффективное использование в условиях семейного воспитания, так как формальное применение рекомендаций специалистов без учета индивидуальности ребенка не даст должного эффекта. Однако многие родители не информированы о достижениях современной психологии и педагогики и соответственно не могут использовать знания в области собственной воспитательной деятельности [14]. А при наличии потребности актуальным становится вопрос повышения уровня родительской компетентности. Необходимость реализации данного направления закреплена в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р): обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей [17].
Проблема эффективности родительского воспитания нашла своё отражение в классических психоаналитических зарубежных исследованиях З. Фрейда и его последо-
вателей. Согласно концепции психоанализа родительская любовь является основой гармоничных, оптимальных отношений родителя с ребенком. В работах А. Адлера, подчёркивается, что фундамент личности, или стиль жизни, закладывающийся в детстве, основан на стремлении преодолеть чувство неполноценности. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь родителей способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса [1]. Э. Бадинтер отмечает, что родителям важно понимать и чувствовать своего ребенка. Возможность понимания родителями детей лежит в знании их возрастных, индивидуальных особенностей, специфике психосексуального развития [22]. Таким образом, эффективное воспитание ребенка напрямую соотносится с характером детско-родительского взаимодействия и базируется на знании родителей возрастно-психологических особенностей детей.
Задачей воспитательной системы семьи, согласно бихевиоризму, является формирование «функционального человека» - исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Воспитание предлагается строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя им здесь и сейчас, а также влияя на его формирование [2; 25].
В целом анализ зарубежных исследований проблемы семейного воспитания показывает, что в современной западной психологической науке, начиная с 60-х годов наблюдается положительная тенденция обращения к эффективному родительству, основными характеристиками которого является воспитательная активность, увлеченность жизнью и развитием ребенка, выбор оптимальных для развития ребёнка стилей семейного воспитания [3; 23; 24].
Что касается современных отечественных реалий, семья оказалась в кризисе своей компетентности. Это, наряду с высокой занятостью родителей, конкуренцией ро-дительства с ценностью профессиональной и жизненной успешности, деформацией семейных отношений привело к появлению достаточного количества проблем: инфантилизму родителей, минимизации и формализму общения с детьми, отсутствию заинтересованности в их жизни, исчезновению совместного досуга, различных форм деятельности, сотрудничества, перенос проблем родителей на ребенка, и в целом -потери родителями ответственности за собственных детей. По мнению К.Н. Поливановой многие дети растут в условиях родительской депривации, не имеют базовых чувств защищенности, принятия, безопасности, при этом может быть нанесен непоправимый вред их психическому и психологическому здоровью. Как следствие - социальная и педагогическая запущенность, задержка психического развития, различные формы отклоняющегося поведения, неадекватные формы самовыражения, искаженное самоотношение, низкая самооценка, повышенная тревожность и т. п. [12].
Многие семьи не способны эффективно и грамотно реализовывать свои воспитательные, социализирующие функции, перекладывая их на образовательные организации, которые посещает ребенок на протяжении своего детства. Так, по мнению Д.И. Фельдштейна, последствия кризиса семейного воспитания сказываются для любой образовательной организации усложнением психолого-педагогического сопровождения так называемых «трудных» детей, а также их семей [19]. При этом устранение родителей от решения вопросов воспитания, обучения и развития собственных детей приводит лишь к усугублению сложившейся ситуации.
Следует отметить, то существует различные точки зрения на толкование понятий «компетентность», «родительская компетентность», ее структурных составляющих. В уз-
ком смысле под компетентностью понимают наличие знаний и способностей, которые помогают человеку эффективно действовать в определенной области [15]; в широком - как некий опыт, наколенный на протяжении жизни и деятельности человека, который базируется на знаниях, интеллектуальном и личностном потенциале [4]. А.В. Хуторской описывает следующие составляющие компетентности: систему компетентностью знаний (теоретико-информационный компонент), систему умений и навыков (деятельност-но-практический компонент) и опыт (компонент, связывающий первые два) [21].
Что же касается родительской компетентности, то она преимущественно рассматривается как способность родителя решать сложные ситуации во взаимодействии и общении с ребёнком на основе имеющихся знаний, умений и опыта с особым эмоциональным состоянием и настроем [20]. По мнению В.В. Селиной, родительская компетентность определяется личностными характеристиками родителя, позволяющими ему адекватно понимать и принимать ребёнка как ценность, помогать ему в процессе социализации, а также эффективно выполнять функции воспитания. Такие родители открыты опыту овладения новыми психолого-педагогическими знаниями и умениями, что и делает их успешными родителями, способными вырастить психологически здорового ребёнка [15].
По мнению Е.А. Кабанченко психологически компетентные родители способны правильно сориентироваться в ситуации воспитания и могут достаточно адекватно выбрать методы родительского воздействия [5]. С точки зрения наличия определённых качеств личности родителя рассматривается данный феномен и в работах Т.В. Коваленко. Автор включает сюда ряд составляющих, которые позволяют родителям качественно реализовывать воспитательные воздействия (когнитивную, ценностно-мотивационную, эмоциональную и поведенческую) [7]. Данный подход рассматривается нами как наиболее содержательный.
Как отдельные феномены выделяются психологическая и педагогическая компетентность родителя О.В. Суворовой. При этом в психологическую компетентность автором включаются знания о специфике разных детских возрастов, их психологических особенностях, о психологии общения, готовность к саморазвитию, рациональному планированию собственных воспитательных воздействий, их планированию и предвидению, с последующей оценкой, рефлексией, саморазвитием. Ключевыми составляющими педагогической компетентности родителей, аналогом которой выступает методическая компетентность педагога, является способность разъяснения определённого материала таким образом, чтобы он в полном объеме был усвоен ребенком [18]. Хотя, на наш взгляд, данное разделение может быть условным, так как четко разделить психологическую и педагогическую составляющие компетентности проблематично.
Анализ различных теоретико-методологических подходов к проблеме, структуре и составляющим родительской компетентности позволяет трактовать её как многокомпонентное явление, включающее в себя мотивационно-ценностный, личностный, когнитивный, гностический, коммуникативный, креативно-рефлексивный компоненты [9; 13]. При этом в большинстве исследований когнитивный компонент представлен совокупностью знаний о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, о себе как о родителе и о родительских функциях. В структуру эмоционального компонента включены субъективное отношение к себе как к родителю, определенный взгляд на свою роль. Показателями поведенческого компонента родительской компетентности являются умения применить знания при решении жизненных задач, поведенческие проявления [6].
Взаимосвязь описанных компонентов составляют целостную структуру компетентности, при этом каждая составляющая имеет огромное значение для «работы» структуры в целом. Однако, как показывает анализ исследований, посвящённых данной проблеме, феномен родительской компетентности требует дополнительного внимания и организации психолого-педагогического сопровождения со стороны специалистов психологических служб. Так, исследования замещающих семей, проведённые В.Н. Ослон, показывают, что особенностью формирования специфических родительских компетенций является тот факт, что существует невозможность переноса уже сформированных родительских компетенций при воспитании одного ребенка на воспитание другого [11]. Это требует включения семьи в систему постоянного психолого-педагогического сопровождения.
Выбор родительской компетентности в качестве объекта нашего исследования не случаен. Для разработки стратегии психолого-педагогического сопровождения необходимо знать исходный уровень когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих родительской компетентности, что и является целью исследования.
_Материалы и методы
Материалы статьи основаны на результатах исследования, проведенного в апреле-мае 2020 года в рамках реализации гранта «Теоретические и прикладные аспекты семейного воспитания в контексте психологической компетентности родителей и педагогов» (конкурс на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» - ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»).
Ситуация в стране внесла свои коррективы в планирование и проведение эмпирического исследования: в условиях карантина и самоизоляции населения было принято решение о проведении анкетирования в онлайн формате. Оптимальным вариантом мы посчитали распространение анкеты посредством электронной почты и социальных сетей.
Анкета состоит из 20 вопросов, позволяющих выявить:
• осведомленность родителей о функционировании психолого-педагогической службы в образовательной организации, которую посещают дети, и мероприятиях, проводимых с целью повышения родительской компетентности, частота обращения за помощью к специалистам-психологам;
• знания родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
• самоанализ уровня собственных знаний, стиля семейного воспитания, специфике взаимоотношений с детьми;
• потребность родителей в получении психологических знаний, предпочитаемые формы взаимодействия с психологом.
В анкетировании приняли участие 132 родителя, из них 111 женщин (84%) и 21 мужчина (16%). Распределение респондентов по возрастам: 20-30 лет - 11,4%, 31-40 лет - 50%, 41 год и старше - 38,6%. Уровень образования родителей: 3 человека (2,3%) окончили 9 классов, 38,6% имеют среднее профессиональное образование, 59,1% -высшее образование. Большинство родителей (56,8%) имеют двоих детей, 31,8% - одного ребенка, 9,1% - троих детей и 2,3% - более троих детей.
Качественный и количественный состав респондентов показывает разнородность по всем рассматриваемым характеристикам.
_Результаты исследования и их обсуждение
Обратимся к поэтапному анализу данных, полученных в результате анкетирования. Анализ ответов родителей показал, что не все родители осведомлены о деятельности психолого-педагогический службы образовательной организации (см. табл.1). Исходя из того, что родители проживают в Курганской, Свердловской и Челябинской областях, то можно сделать вывод, что в большинстве образовательных организаций (детских садах и школах) введена ставка педагога-психолога и психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляется. Однако, профессиональную деятельность педагоги-психологи осуществляют в городских школах (это отметили 100% городских родителей) и только 20,8% (10 чел.) сельских жителей ответили «да» на данный вопрос. Это свидетельствует об отсутствии ставок в районных образовательных организациях либо нехватке желающих работать на небольшую часть ставки. Для иллюстрации данного вывода приведем следующий пример: в Ша-дринском районе Курганской области из двадцати четырех образовательных организаций в восемнадцати отсутствует должность «педагог-психолог». Объясняется это зачастую недостаточным количеством обучающихся в детском саду или школе (менее 100) при нормативе 500 человек на одну ставку психолога.
Таблица 1
Распределение ответов родителей на вопросы анкеты, %
Да Нет Не знаю
«Функционирует ли психологическая служба в учреждении, в котором обучается ваш ребенок?» 63,6 20,4 16
Считаете ли вы свои знания о психологии семейного воспитания детей достаточными?» 38,6 59,1 2,3
«Проводятся ли в вашем учреждении мероприятия по повышению уровня психологических знаний у родителей?» 54,5 29,5 16
«Нуждаетесь ли вы в приобретении психологических знаний по вопросам семейного воспитания детей?» 63,6 27,3 9,1
«Знаете ли вы, что такое возрастные кризисы?» 63,6 36,4 -
«Знаете ли вы границы возрастных периодов детства?»: 75 25 -
Анализ ответов позволяет говорить о том, что уровень психологической грамотности, следовательно, и компетентности родителей в области семейного воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, не высок. При этом, как отмечалось выше, 68,2% родителей имеют двоих и более детей и, безусловно, нуждаются в повышении уровня психологической культуры в вопросах развития и воспитания подрастающего поколения.
Среди форм психологического просвещения, проводимых для родителей в образовательных учреждениях, «лидируют» родительские собрания, консультации, реже представлены лекции, «Семейные гостиные».
Радует, что большинство респондентов отметили, что нуждаются в пополнении «багажа» психологических знаний по вопросам семейного воспитания детей, что свиде-
тельствует о понимании респондентами реального уровня собственной родительской компетентности. Однако у трети родителей отмечается недостаточная потребность в психологических знаниях, желании и умении их использовать в целях самопознания, саморазвития, а также воспитания и развития детей (см. табл.1).
При уточнении насколько хорошо респонденты владеют знаниями о психологии детей разных возрастов по 5-тибалльной шкале (5 - я знаю достаточно много чтобы грамотно воспитывать своих детей, 0 - не знаю ничего о психологии детей) ответы родителей распределились следующим образом: 5 баллов - 15,9%, 4 балла - 22,7%, 3 балла - 45,4%, 2 балла - 13,6%, 0 баллов - 2,3%. Большинство родителей отметили средний уровень собственных психологических знаний. Настораживает тот факт, что 21 человек, а это шестая часть опрошенных, имеют уровень ниже среднего и низкий уровень психологических знаний.
81,8% родителей хотели бы получать информацию о психологии воспитания и развития детей, остальные родители ответили отрицательно. Также родители указали оптимальные формы психологического просвещения (см. рис. 1). Как мы видим, родители предпочитают условно активные формы психологического просвещения в отличие от пассивных.
5 г, зом
34,1094
15 % 15%
27,30%
индивид, консультации
Еидео-лекции
практические занятия
родительские собрания
наглядный материал
Рисунок 1 Предпочтительные для родителей формы повышения их компетентности, в %
В анкете респонденты указали источники, из которых они получают информацию о психологии воспитания детей (см. рис. 2). Следует отметить, что родители пытаются восполнить «пробелы» в знаниях различными способами, включая чтение специализированной литературы, консультации и беседы со специалистами. Именно эти варианты, на наш взгляд, позволяют родителям получать профессиональные, компетентные рекомендации по воспитанию детей.
70,4094
34,10*
34,10«
4,50К 4,5Ш
СМИ, интернет
I книги по психологии
I беседы с друзьями и знакомыми I свой собственный опыт
I консультации у специалистое
Рисунок 2 Источники получения информации о психологии развития и воспитания
детей, в %
Среди проблем в воспитании ребенка в семье, стоящих на первом месте, родители указали отсутствие времени у родителей (47,7%), некомпетентность родителей в вопросах воспитания детей (40,9%), засилье гаджетов (25%), нарушение поведения детьми (6,8%), непослушание детей (4,5%). Респонденты также указали свои вариантов ответов: отсутствие мотивации у ребенка к достижению успеха при хороших возможностях, психологические проблемы родители. Как мы видим, родители не снимают с себя ответственности за воспитание детей и в первую очередь указывают собственные трудности, сложности, мешающие полноценно включиться в воспитательный процесс. Это говорит об их заинтересованности, осознании важности собственного участия в воспитании детей, не перекладывая ответственность на самих детей и образовательные организации.
Следующий блок вопросов позволил нам оценить знания родителей об особенностях психического развития детей и их воспитания. Большинство родителей указали, что знают, что такое «кризисы возрастного развития». Однако ни один человек не
V»
указал все кризисы детского возраста. С одной стороны, это свидетельствует о выполнении нашей просьбы в инструкции анкеты (при ответах на вопросы не использовать информацию сети Интернет и другие справочные материалы для получения нами достоверной информации), а с другой - говорит об отсутствии информации у родителей по такому важному вопросу. Соответственно и систему воспитания они выстраивают без учета кризисных либо литических периодов развития собственных детей, а это, безусловно, приводит к трудностям и осложнениям во взаимоотношении и взаимодействии всех членов семьи. Кризис одного года указали 20,4% родителей, трех лет - 34,1%, семи лет - 43,2%, подросткового возраста - 63,6%, 18 лет - 11,4%, среднего возраста - 6,8%.
36,4% респондентов не знают, что такое возрастные кризисы и указать их возрастные границы не смогли. Это свидетельствует о крайне низком уровне знаний родителей (см. табл.1).
На вопрос: «Знаете ли вы что такое «тип высшей нервной деятельности» (тип темперамента) утвердительно ответили 63,6%, отрицательно - 36,4% опрошенных. При этом указать все 4 типа темперамента смогли 56,8% родителей, три типа - 6,8% (не прописали «меланхолика»). Как мы видим более трети респондентов не знают особенностей различных типов высшей нервной деятельности и не учитывают их во взаимодействии с детьми, супругами, окружающими. Вследствие чего и на уровне взаимодействия с другими членами семьи, по всей вероятности, есть сложности.
Отвечая на вопрос о границах возрастных периодов большинство указало, что знакомы с ними (см. табл. 1). Однако, из них менее половины 38,6% смогли верно указать данные границы (при анализе мы ориентировались на периодизацию возрастного развития Д.Б. Эльконина).
59,1% (78 чел.) родителей знают какой стиль семейного воспитания реализуется в их семье, чуть более 40% - ответили «не знаю». 38,6% указали «демократический стиль воспитания», 6,8% - авторитарный, 2,3% -, по 4,5% - «кнута и пряника», опекающий и попустительский.
Далее в анкете представлены вопросы, характеризующие взаимодействие детей и родителей, наличие определенных моделей поведения в ситуациях семейного воспитания (см. рис. 3). При этом в случае ссор, конфликтных ситуаций первым на примирение идет сам родитель - 40,9%, ребенок - 13,6%, свой вариант ответа (смотря какая ситуация) - 45,5%.
11,30%
25%
2,30i%
61,40%
когда как I дружеские I конфликтные ¡спокойные, роЕные
Рисунок 3 Взаимоотношения детей и родителей, в %
Вопросы, о темах, из-за которых в семье чаще всего возникают конфликты: нежелание детей выполнять домашнее задание - 25%, невыполнение обязанностей по дому - 45,5%, невыполнение режимных моментов - 34,1%, длительное времяпрепровождение за компьютером, с телефоном и т.п. - 54,5%, свой вариант ответа (большая учебная нагрузка) - 1,5%. 6 родителей (4,5%) написали, что у них нет конфликтов с детьми; анализ их анкет показал, что у двоих дети раннего возраста (1,5 и 2 лет), у одного - 5 лет, у троих - старше 18 лет.
84,1% респондентов отметили, что стиль взаимодействия с ребенком меняется по мере его взросления, 2,3% - не меняется, 13,6% - затруднились однозначно ответить на данный вопрос. Но, в целом, это свидетельствует о гибкости родителей, умении менять, корректировать паттерны своего поведения, исходя из изменяющихся психологических особенностей детей.
Стиль семейного воспитания, который реализуется по отношению к собственным детям представлен на рисунке 4. При этом 45,4% родителей считают свой стиль воспитания эффективным, 6,8%-так не считают и 47,8% респондентов затруднились ответить.
6,80% 6,ВОЙ 13,70%
2,30%
| гипоопека I гиперопека I демократический авторитарный "не знак"
Рисунок 4 Стили семейного воспитания респондентов, в %
Родители описали формы поощрения и наказания детей, практикующиеся в семье: наказание: запреты (6,8%), лишение телефона (25%), «словесное наказание» (13,6%), «угол» (4,5%), лишение прогулок (6,8%), «ремень» (2,3%); поощрение: похвала (27,3%), подарки (18,2%), сладости, «вкусности» (11,4%), покупка того, что просит ребенок (11,4%), разрешение играть в игры на гаджетах (9,1%), исполнение желаний ребенка (9,1%).
Ответы родителей на вопрос: «Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?» распределились следующим: ничего - 34,1%, больше взаимопонимания - 11,4%, увеличить доверие со стороны детей - 9,1%, принимать мнение других членов семьи, быть терпеливее, проводить с детьми больше времени, чаще с ними общаться - по 4,5%, умение уступать, принимать ребенка таким как он есть, снизить контроль и гиперопеку - 2,3%, затрудняюсь ответить - 6,8%.
Факторы, в большей степени оказывающие влияние на формирование личности ребенка по мнению родителей, представлены на рисунке 5.
семья
образоват. организация
СМИ, интернет
9^90* _|_
1В, 20%
4,50%
сам ребенок
его друзья, окружение
Рисунок 5 Факторы, влияющие по мнению родителей на формирование личности
ребенка, в %
Анализ ответов показал, что большинство родителей именно семье отводят главенствующую роль в развитии ребенка и формировании его личности. В связи с этим считаем наше исследование довольно актуальным и дальнейшую работу по формированию родительской компетентности необходимым и важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения семьи.
Заключение
Родительская компетентность - сложный многокомпонентный феномен, требующий пристального внимания психологов. Некомпетентный родитель характеризуется незнанием особенностей возрастного и индивидуального развития, основ воспитательных воздействий, отсутствием потребности в психолого-педагогических знаниях, а также умения и навыков эффективного взаимодействия с детьми, недооценке значимости семейного воспитания для развития личности ребенка. Как показало наше исследование, уровень родительской компетентности низок: родители не осведомлены о деятельности служб психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, в том числе о возможности повышения своей грамотности посредством психологического сопровождения и консультирования; знания родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей скудны и разрознены. Однако большинство родителей отметили наличие потребность в получении психолого-педагогических знаний в целях эффективного семейного воспитания.
Многокомпонентность изучаемого феномена подразумевает длительное и разностороннее психолого-педагогическое сопровождение повышения уровня родительской компетентности.
В связи с этим возникает необходимость поэтапной работы по формированию каждого компонента, входящего в структуру родительской компетентности.
Формирование когнитивного компонента родительской компетентности предполагает структурирование системы убеждений, представлений и знаний родителей о психологии детей разных возрастов, основами психологии семьи и семейного воспитания, о родительстве как феномене, эффективных стратегиях взаимодействия с детьми. На наш взгляд психологическими механизмами формирования данного компонента могут выступать осознание собственной родительской позиции, родительских ожиданий; понимание специфики возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, влияющих на его поведение и деятельность; рефлексия - механизм осмысления и анализа себя как родителя, своих воспитательных функций, своего поведения во взаимодействии с детьми. Мы предполагаем, что включение данных механизмов в работу с родителями позволит скорректировать образ родительства и выстроить некую модель оптимального воспитательного потенциала семьи, базирующегося на педагогических и психологических знаниях и представлениях родителей.
Эмоциональный компонент, включающий в себя оценочное отношение к себе, как к родителю, родительским функциям, своему поведению и взаимоотношениям в семье, общий эмоциональный фон во взаимодействии с ребёнком, наиболее полно представлен в единстве механизмов поддержания мотивации и интереса к процессу родительства, к освоению и применению на практике психологических знаний и умений. Ключевая задача - сформировать потребность к приобретению и развитию родительской компетентности и интерес к психологическим аспектам семейного воспитания. На наш взгляд положительные эмоции, связанные родительством, желание родителей стать более эффективными поможет избежать ряда конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми, обеспечит более грамотное реагирование на сложные ситуации семейного взаимодействия, усилит их веру в собственные потенциальные возможности и успехи.
Реализация процесса формирования поведенческого компонента предусматривает отработку умений и навыков на основе механизма научения, как принятия и тренировки в ходе тренинговых занятий способов и приёмов эффективного взаимодействия и поддержания контактов с ребёнком, использования эффективных воспитательных стратегий, реализации полученных психологических знаний в поведении.
На основе представленной структуры и механизмов формирования родительской компетентности планируется подготовка учебно-методического пособия «Психология семейного воспитания», которое будет полезно широкому кругу читателей, а также разработка и реализация программы дополнительного образования для родителей и педагогов, которая будет реализована на базе Шадринского государственного педагогического университета.
_Финансирование
Работа выполнена при поддержке гранта «Теоретические и прикладные аспекты семейного воспитания в контексте психологической компетентности родителей и педагогов» ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», 2020 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 448 с.
2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
3. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-13.
5. Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. № 1 (3). М.: Изд-во «МЦНО», 2017. С. 43-47.
6. Кабанченко Е.А. Холодкова О.Г. К проблеме феномена родительской компетентности в русле современного детства» // Содружество. 2017. № 14 (70). С. 22-24.
7. Коваленко, Т.В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 4 (48). С. 102-113. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/roditelskaya-kompetentsiya-kak-faktor-sovremennogo-soderzhaniya-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 01.06.2020)
8. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/ (дата обращения: 28.05.2020)
9. Минина А. В. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. №6. С. 67-76. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/elibrary_32855461_53004281.pdf (дата обращения: 01.06.2020)
10. Овчарова, Р. В. Психология родительства: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 368 с
11. Ослон ВН. Замещающая профессиональная семья как условие компенсации депривационных нарушений у детей-сирот : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04. Москва, 2002. 281 с
12. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 3. С. 1-11. URL: http://psyedu.rU/journal/2015/3/Polivanova.phtml (дата обращения: 01.06.2020)
13. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
14. Саралиева З.Х. Субинститут родительства в современных семейных системах // Вестник Нижегородского унта им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2 (34). С. 118-123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subinstitut-roditelstva-v-sovremennyh-semeynyh-sistemah/viewer (дата обращения: 30.05.2020)
15. Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. № 45. С. 68-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-kompetentnosti-roditeley-v-vospitanii-detey-rannego-vozrasta-v-gruppah-kratkovremennogo/viewer (дата обращения: 30.05.2020)
16. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития. Магнитогорск: МаГУ, 2013. 292 с.
17. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/43281.html/ (дата обращения: 01.06.2020)
18. Суворова О.В., Пец О.И Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). С. 241-242. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/spetsifika-struktury-psihologicheskoy-kompetentnosti-roditeley-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения: 01.06.2020)
19. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития (доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г.). М.: Изд-во: МПСИ, МОДЭК, 2010. 16 с.
20. Хитрюк В.В. Родительская компетентность как объект внимания педагога инклюзивного образования // Специальное образование : материалы XII междунар. науч. конф., 21-22 апр. 2016 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. I. С. 249-253. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/roditelskaya-kompetentnost-kak-obekt-vnimaniya-pedagoga-inklyuzivnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 30.05.2020)
21. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С.117-137. URL: https://www.khutorskoy.ru/books/2008/
AV.Khutorskoy_LN.Khutorskaya_Compet.pdf (дата обращения: 30.05.2020)
22. Badinter E. The Myth of Motherhood. The Historical View of the Maternal Instinct. L., 1981.
23. Baumrind D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / ed. W. Damon. San Francisco, CA, US: Jossey6Bass Publishers, 1989.
24. Cerrato Javier, Cifre Eva. Gender Inequality in Household Chores and Work-Family Conflict. Frontiers in Psychology, 2018, vol. 9, p. 1330. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01330
25. Maccoby E.E. Social Development: Psychological Growth and the Parent-Child Relationship. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1980.
26. Sears R., Maccoby E., Levin H. Patterns of Child Rearing. Evanston, 1957.
REFERENCES
1. Adler A. Education of children. Interaction of sexes / Translated from English. A.A. Valeeva and R.A. Valeeva. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 1998. 448 p. (in Russian)
2. Bandura A. Theory of social learning. Saint Petersburg, Eurasia Publ., 2000. 320 p. (in Russian)
3. Bowlby J. Affection. Moscow, Gardariki Publ., 2003. 477 p. (in Russian)
4. Zimnyaya I.A. Key competencies - a new paradigm of educational outcomes. Experiment and innovations in school, 2009, no. 2, pp. 7-13. (in Russian)
5. Kabanchenko E. A. Parental competence as a psychological phenomenon. Scientific forum: Pedagogy and psychology: collection of articles. Art. based on the materials of the III Intern. scientific-practical conf, no. 1 (3), Moscow, Publishing house "MCNO", 2017, pp. 43-47. (in Russian)
6. Kabanchenko E. A., Kholodkova O.G. On the problem of the phenomenon of parental competence in the mainstream of modern childhood. Sodruzhestvo, 2017, no. 14 (70), pp. 22-24. (in Russian)
7. Kovalenko T.V. Parental competence as a factor in the modern content of education. Modern studies of social problems, 2015, no. 4 (48), pp. 102-113. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentsiya-kak-faktor-sovremennogo-soderzhaniya-obrazovaniya/viewer (accessed 1 June 2020) (in Russian)
8. The concept of state family policy in the Russian Federation for the period up to 2025. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167897/ (accessed 1 June 2020) (in Russian)
9. Minina A.V. The problem of parental competence in the domestic psychological and pedagogical literature. Bulletin of the Pskov State University. Series: Psychological and pedagogical sciences, 2017, no. 6, pp. 67-76. (in Russian)
10. Ovcharova R.V. Psychology of parenthood: a tutorial for students. higher. study. institutions. Moscow, Academy Publ., 2005. 368 p. (in Russian)
11. Oslon V. N. A substitute professional family as a condition for compensation for deprivation disorders in orphans: Diss. PhD Pychol. Sciences. Moscow, 2002. 281 p. (in Russian)
12. Polivanova K.N. Modern parenting as a subject of research. Psychological Science and Education www.psyedu.ru, 2015, vol. 7, no. 3, pp. 1-11. Available at: http://psyedu.ru/journal/2015/3/Polivanova.phtml (accessed 1 June 2020)
13. Raven J. Competence in modern society: identification, development and implementation. Moscow, Kogito-Center Publ., 2002. 396 p. (in Russian)
14. Saralieva Z.Kh. Subinstitute of parenting in modern family systems. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky, 2014, no. 2 (34), pp. 118-123. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ subinstitut-roditelstva-v-sovremennyh-semeynyh-sistemah/viewer (accessed 1 June 2020) (in Russian)
15. Selina V.V. Pedagogical conditions for the development of parents' competence in the upbringing of young children in groups of short-term stay. Bulletin of the Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, 2008, no. 45, pp. 68-70. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-kompetentnosti-roditeley-v-vospitanii-detey-rannego-vozrasta-v-gruppah-kratkovremennogo/viewer (accessed 1 June 2020) (in Russian)
16. The modern Russian family: contradictions of functioning and development. Magnitogorsk, MAGU Publ., 2013. 292 p. (in Russian)
17. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025. Available at: http:// www.consultant.ru/law/hotdocs/43281.html/ (accessed 1 June 2020) (in Russian)
18. Suvorova O.V., Pets O.I Specificity of the structure of the psychological competence of parents of primary schoolchildren. World of science, culture, education, 2014, no. 6 (49), pp. 241-242. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-struktury-psihologicheskoy-kompetentnosti-roditeley-mladshih-shkolnikov/ viewer (accessed 1 June 2020) (in Russian)
19. Feldshtein D.I. Priority areas of psychological and pedagogical research in the context of significant changes in the child and the situation of his development (report at the visiting meeting of the Presidium of the Russian Academy of Education in Nizhny Novgorod, April 19-20, 2010). Moscow, MPSI, MODEK Publ., 2010.16 p. (in Russian)
20. Khitryuk V. V. Parental competence as an object of attention of the teacher of inclusive education. Special education: materials of the XII international. scientific. Conf., 21-22 Apr. 2016 / under total. ed. prof. V.N.Skvortsova.
Perspectives of Science & Education. 2020, Vol. 46, No. 4
St. Petersburg: Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2016, vol. I, pp. 249-253. Available at:
https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentnost-kak-obekt-vnimaniya-pedagoga-inklyuzivnogo-
obrazovaniya/viewer (accessed 1 June 2020) (in Russian)
21. Khutorskoy A.V., Khutorskaya L.N. Competence as a didactic concept: content, structure and design models
/ Design and organization of students' independent work in the context of a competence-based approach:
Interuniversity collection of papers. scientific. tr. / Ed. A.A. Orlova. Tula, Publishing house Tul. state ped. high
fur boots them. L.N. Tolstoy, 2008, issue 1, pp. 117-137. Available at: https://www.khutorskoy.ru/books/2008/
AV.Khutorskoy_LN.Khutorskaya_Compet.pdf (accessed 1 June 2020) (in Russian)
22. Badinter E. The Myth of Motherhood. The Historical View of the Maternal Instinct. Leningrad, 1981.
23. Baumrind D. Rearing competent children / Child development today and tomorrow / ed. W. Damon. San Francisco,
CA, US: Jossey6Bass Publishers, 1989.
24. Cerrato Javier, Cifre Eva. Gender Inequality in Household Chores and Work-Family Conflict. Frontiers in Psychology,
2018, vol. 9, p. 1330. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01330
25. Maccoby E.E. Social Development: Psychological Growth and the Parent-Child Relationship. N.Y.: Harcourt Brace
Jovanovich, 1980.
26. Sears R., Maccoby E., Levin H. Patterns of Child Rearing. Evanston, 1957.
Информация об авторах Information about the authors
Быкова Елена Анатольевна Elena A. Bykova
(Россия, г. Шадринск) (Russia, Shadrinsk)
Доцент, кандидат психологических наук, доцент Associate Professor,
кафедры психологии развития и педагогической PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of
психологии the Department of Developmental Psychology and
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный Educational Psychology
педагогический университет» Shadrinsk State Pedagogical University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-2700-2762 ORCID ID: 0000-0003-2700-2762
Scopus ID:57203728649 Scopus ID:57203728649
Истомина Светлана Владимировна Svetlana V. Istomina
(Россия, г. Шадринск) (Russia, Shadrinsk)
Доцент, кандидат психологических наук, доцент Associate Professor,
кафедры психологии развития и педагогической PhD In Psychological Sciences, Associate Professor of
психологии the Department of Developmental Psychology and
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный Educational Psychology
педагогический университет» Shadrinsk State Pedagogical University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0001-6624-8875 ORCID ID: 0000-0001-6624-8875
Scopus ID: 57203724464 Scopus ID: 57203724464
Самылова Ольга Анатольевна Olga A. Samylova
(Россия, г. Шадринск) (Russia, Shadrinsk)
Доцент, кандидат психологических наук, доцент Associate Professor,
кафедры психологии развития и педагогической PhD in Psychological Sciences, Associate Professor of
психологии the Department of Developmental Psychology and
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный Educational Psychology
педагогический университет» Shadrinsk State Pedagogical University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ORCID ID: 0000-0003-1864-1466 ORCID ID: 0000-0003-1864-1466
125