Научная статья на тему 'Программа организации психологической поддержки родителей в формировании родительской компетентности'

Программа организации психологической поддержки родителей в формировании родительской компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА / РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / TRAINING FOR PARENTS / ORGANIZATIONAL CHART / PARENTAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова М.А.

В статье представлено описание программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности. Цель статьи описание проведенного исследования, основных этапов психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности, организационной структуры программы. В статье обоснована необходимость системного комплексного сопровождения формирования родительской компетентности. Сформулированы целевые ориентиры и задачи реализации программы, структура, этапы проведения мероприятий, организационная схема. Представлена последовательность этапов реализации блоков программы. Описано их основное содержательное наполнение. В заключение обоснована эффективность проведенного исследования и комплексность подхода по оказанию психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности. Материал представляет интерес для педагогов и психологов, работающих в образовательных организациях, родителей детей подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program of Organizing Psychological Support for Parents in Forming Parental Competence

Problem and goals. The article describes the program of psychological and pedagogical support for the formation of parental competence. The purpose of the article is to analyze the methods currently proposed for increasing the level of parental competence, describe the notion of “parental competence”, highlight the main tasks of psychological and pedagogical support in the formation of parental competence, and describe this in the proposed program. The article substantiates the necessity of systemic comprehensive support for the formation of parental competence. Target goals and objectives of the program implementation, structure, stages of the activities, organizational chart are formulated. The sequence of stages of implementation of program blocks is presented. Their main content is described. In conclusion, the effectiveness of the conducted research and the complexity of the approach to providing psychological and pedagogical support in the formation of parental competence are justified. The material is of interest for teachers and psychologists working in educational organizations, parents of children of adolescence.

Текст научной работы на тему «Программа организации психологической поддержки родителей в формировании родительской компетентности»

DOI: 10.15293/1813-4718.1804.15 УДК 37.0+373+159.962

Евдокимова Марина Александровна

Психолог, руководитель центрародительства и детства «Фэмили студия», m.yevdokmova@ yandex.ru, ORCID 0000-0001-6664-5889, Новосибирск

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ В фОРМИРОВАНИИ РОДИТЕЛьСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. В статье представлено описание программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности. Цель статьи - описание проведенного исследования, основных этапов психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности, организационной структуры программы. В статье обоснована необходимость системного комплексного сопровождения формирования родительской компетентности. Сформулированы целевые ориентиры и задачи реализации программы, структура, этапы проведения мероприятий, организационная схема. Представлена последовательность этапов реализации блоков программы. Описано их основное содержательное наполнение. В заключение обоснована эффективность проведенного исследования и комплексность подхода по оказанию психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности. Материал представляет интерес для педагогов и психологов, работающих в образовательных организациях, родителей детей подросткового возраста.

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, тренинг для родителей, организационная схема, родительская компетентность.

Актуальность проблемы. Вопросы оказания помощи и поддержки родителям в формировании родительской компетентности и эффективной реализации родительской функции в настоящий момент выступают как острая потребность современного мира. По исследованиям многочисленных авторов (И. Н. Андреева, А. Я. Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, К В. Дубровина, М. И. Лисина, И. М. Марковская, А. С. Спиваковская и др.) возник ряд противоречий между существующими навыками и компетенциями современных родителей и изменившимися вслед за трансформацией среды требованиями к реализации ро-дительства. Низкая готовность родителей к осуществлению воспитательных функций, несформированность необходимых компетенций приводят к нарастанию проблематики и необходимости специальных мероприятий по ее решению. Программы, направленные на коррекцию детско-ро-

дительских отношений могут выступать в роли методологической и практической помощи для улучшения ситуации, однако получаемые в рамках таких программ знания и навыки взаимодействия обычно не решают проблемы. Постоянные изменения и усложнения социальной среды, высокая неопределенность и многообразие возможных ситуаций приводят к неэффективности полученных родителями знаний.

Постановка задачи. Выходом из сложившейся ситуации могут стать программы, направленные на формирование необходимой для реализации родительских функций компетентности. В этом случае целевой мишенью работы становится комплекс личностных изменений, называемых родительской компетентностью. Родительская компетентность рассматривается нами как интегративное свойство личности, возникающее в процессе освоения родителем деятельности, связанной с реализацией роди-

тельства и актуализирующейся в процессе её осуществления. При этом необходимо помнить, что формирование компетентности возможно только в рамках специально организованной деятельности, требующей сопровождения и особых условий.

Описание программы. Предложенная нами программа опирается на проведенный теоретический анализ, в результате которого выделена иерархическая модель родительской компетентности, обозначены основные критерии, позволяющие сделать вывод о ее сформированности, выделены динамические и структурные компоненты компетентности родителя.

Цель программы в организации психолого-педагогической поддержки формирования компетентности у родителей детей подросткового возраста в рамках образовательной организации.

Данная программа способствует выстраиванию системы комплексной психологической помощи родителям в формировании всех уровней родительской компетентности. Составлена программа с опорой на рекомендованные технологии и упражнения таких авторов, как А. Я. Варга, А. И. Захаров, Ю. Б. Гип-пенрейтер, Т. Гордон, О. А. Карабанова, И. М. Марковская, В. М. Минияров, Р. В. Овчарова, В. Сатир, многие из которых представлены в авторской редакции.

Для достижения целей программы были сформированы ключевые ориентиры, определенные в качестве задач, выступивших одновременно критериями эффективности реализации программы. В качестве целевых ориентиров деятельности были определены:

1) формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций, возникновение мотиваци-онной готовности к повышению родительской компетентности, появление ценности родительства;

2) первичная диагностика развития ос-

новных компонентов родительской компетентности с последующим развитием недостающих компетенций;

3) повышение компетентности родителей в области понимания специфики прохождения подросткового возраста, возникающих сложностей и путей их решения;

4) обучение методам эффективной коммуникации с ребёнком, основанных на принципах сотрудничества и взаимного уважения; появление навыков адекватной организации воспитательных воздействий, эффективного контроля и санкций;

5) развитие способности к рефлексии и саморефлексии, оценке собственных границ и возможностей их коррекции в контексте выполнения родительских функций;

6) формирование навыков оптимизации функционального состояния и актуализации функциональных ресурсов, позволяющих реализовать эффективную саморегуляцию родительской деятельности;

7) формирование основных компетенций родителей (коммуникативные, языковые, рефлексивные, регуляторные, эмоциональные);

8) повышение уверенности родителей в собственных силах.

При учете сквозных задач программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности для каждого отдельного участника диагностическим исследованием определялся собственный перечень мишеней воздействия, которые зависели от степени сформированности конкретных блоков родительской компетентности. Организационная схема определения задач представлена на рисунке 1.

Организация исследования. Реализация программы психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности проводится с опорой на следующие принципы: опора на данные диагностического исследования проблем детско-родительских отношений и первичного уровня сформированности

компетентности родителей; системность и комплексность воздействия; осознанность; добровольность; активность; убежденность родителя, что подростко-

вые проблемы связаны с родителем и его компетентностью, а эффективность изменений зависит от его внутреннего потенциала [5].

Целевой блок

Компоненты компетентности

Мотивационно-ценностный компонент Когн итивный компонент Операционально-деятельностный компонент Социально-пс ихол о гическ ий компонент

• повышение личностной ценности родительства; • способность к выбору приоритетных родительских задач и форм взаимодействия; • сущностное наполнение взаимодействия ребенка и родителя. • формирование потребности в получении психолого-педагогических знаний о инструментах решения воспитательн ых задач; * потребность к самопониманию, выявлению ролевых родительских позиций и установок. * потребность в получении навыков поведенческих стратегий и моделей решения воспитательн ых задач; • усвоение технологий саморегуляции и самопознания. » развитие эмоциональной компетентности; • формирование уверенности в с обет ве н н ых дей ств иях и родительской позиции.

Рис. Организационная схема определения задач психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности

Система последовательной реализации программы (психолого-педагогическая диагностика, информационно-просветительский блок, психологическое консультирование, коррекционно-развивающие мероприятия) выступает основой для выстраивания логических связей усвоенного материала, его более полного запоминания и перехода на уровень компетенции с выраженной готовностью к применению полученных навыков в различных вариативных ситуациях.

Вопросы диагностического исследования решаются в порядке группового тестирования родителей в рамках организационного занятия. Диагностика детей также проводится в рамках группового занятия, факультативно.

Реализация экспериментальной программы «Психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности» проводилась в определенной последовательности. Последовательность реализации содержатель-

но-деятельностного модуля программы представлена в таблице 1.

Начинается программа с мотивацион-но-ценностного компонента, направленного на повышение личностной ценности родительства и способности к выбору приоритета родительских интересов и потребностей. Для этого были проведены родительские дискуссии с просмотром отобранных видеофрагментов, показывающих ценность конструктивных отношений родителей и детей, сложности подросткового возраста, потребности подростков в родительском внимании (2-часовое занятие).

Продолжение программы осуществлялось в рамках содержательно-деятельност-ного модуля, связанного с разработкой системы коррекционных, консультативных и информационных мероприятий, соответствующих выделенной структуре компетенций и сформированным целевым задачам.

Таблица

Последовательность этапов реализации содержательно-деятельностного модуля программы

Количество занятий Продолжительность занятия Форма проведения занятий Ведущий компонент Ожидаемые результаты

1 занятие 2 часа Родительские дискуссии с просмотром отобранных видеофрагментов Мотивацион-но-ценностный компонент, повышение личностной ценности родительства Сформированность мотивации родителя как выраженной и устойчивой тенденции в проявлении родительских интересов

6 занятий 2 часа Цикл лекций для родителей Когнитивный компонент Повышение общего уровня владения теоретическими и прикладными знаниями об особенностях развития и воспитания ребенка; знаниями о технологиях воспитания, решения возникающих проблемных ситуаций, управление ситуацией

10 занятий 3 часа Коррекционно-обучаю-щий тренинг с родителями Формирование основных компетенций родителей (коммуникативных, языковых, социально-психологической рефлексии, регуляторных, эмоциональных) Сформированность конкретных поведенческих стратегий родителя в рамках разрешения возникающих конфликтных ситуаций; выбор эффективных стратегий воспитания; способности к эмоциональному саморегулированию и эмоциональной компетентности

5 занятий 3 часа совместный коррекци-онно-развивающий тренинг родителей и детей Операционно- деятельностный компонент Умение родителя выстраивать эффективную коммуникацию с ребёнком

На протяжении всего времени. 1 раз в неделю 1,5 часа Родительский клуб Подбор литературы. Обсуждение основных проблем Повышение общего уровня владения теоретическими и прикладными знаниями об особенностях развития и воспитания ребенка; знаниями о технологиях воспитания, решения возникающих проблемных ситуаций, управление ситуацией; специфики родительских установок

Вначале проведен цикл лекций для родителей (6 занятий) по возрастным и индивидуально-типологическим особенностям и проблемам детей подросткового возраста. Кроме того, на протяжении всего периода реализации программы действовал родительский клуб, в рамках которого родителям подбиралась и рекомендовалась литература по основным проблемам, возникающим в подростковом возрасте. Затем проводился коррек-ционно-обучающий тренинг с родителями (10 занятий), направленный на формирование основных компетенций родителей (коммуникативных, языковых, социально-психологической рефлексии, регуляторных, эмоциональных), после этого проводился совместный коррекционно-развивающий тренинг родителей и детей (5 занятий). Временной режим проведения коррекционно-развивающих занятий 1 раз в две недели, в вечернее время.

В программе коррекционно-обучающе-го тренинга были использованы элементы таких технологий, как «Тренинг эффективного родителя» Т. Гордона [3], «Коррекци-онная программа отношений родителей с детьми с учетом социально-психологического типа личности ребенка» В. М. Миниярова [6], «Уроки общения» Ю. Б. Гиппенрейтер [1], тренинг взаимодействия родителей с детьми И. М. Марковской [5], элементы технологий взаимодействия между родителями и детьми Э. Берна, упражнения из тренинговых комплексов О. Головнёвой [2], О. Н. Котко [4], Е. В. Сидоренко [7], К. Фопель [8], Кикуйо Аоки [9].

Группы родителей формировались на добровольной основе, были постоянными и закрытыми. Общее количество участников в группе было от 15 до 22 человек. Каждое занятие тренинга раскрывало какую-либо тему, касающуюся родительской компетентности. Многие темы, предложенные в рамках тренинга, пересекались с ранее изученными в теоретическом разделе программы и подкреплялись практиче-

скими упражнениями на повышение родительской компетентности и выстраивание адекватного взаимодействия с детьми. Каждое занятие включало себя вводную, основную и заключительную части, решающие свои конкретные задачи.

После прохождения совместных тре-нинговых занятий родителей с детьми в рамках содержательно-деятельностного модуля разрабатывалась индивидуальная психологическая коррекционная программа трансформации отношений с ребенком, с учетом полученных теоретических и практических навыков. Кроме того, проводилось психолого-педагогическое и психопрофилактическое консультирование, в рамках которого принималось решение о выборе стратегии и тактики разрешения возникших проблем, расширялся диапазон форм и средств самоподдержки родителя. В случае необходимости оказывались индивидуальные консультации, направленные на рефлексивный анализ возникающих затруднений и выявление собственных проблем родителя, связанных с переживанием негативного опыта прошлого.

Окончание программы осуществлялось в рамках оценочно-результативного блока модели, направленного на организацию процесса мониторинга сформированности родительской компетентности для коррекции необходимых изменений. Вся программа ре-ализовывалась на протяжении двух лет.

По окончании программы в рамках педагогических советов образовательного учреждения проводился анализ перспектив внедрения экспериментальной программы «Психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности» в систему психолого-педагогической поддержки родителей подростков.

Выводы. Таким образом, обеспечивалась комплексность подхода по оказанию психолого-педагогической поддержки в формировании родительской компетентности.

Общим результатом работы в модели

формирования родительской компетентности выступает эффективность в осуществления родительской деятельности при

переживании всеми участниками взаимодействия положительных эмоций и ощущения благополучия.

Библиографический список

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?. - М.: ЧеРо, 2001. - 240 с.

2. Головнёва О. Родительский практикум: тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений [Электронный ресурс] // Школьный психолог - 2006. - № 10 (май). -С. 23-32. - URL: http://www.psy.1september. ru/article.php?ro=200601008 (дата обращения: 27.09.2017).

3. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя [Электронный ресурс]. - URL: http://www. koob.ru/gordon_t/trening_effect. (дата обращения: 29.10.2017).

4. Котко О. Н. Психологические игры с родителями. Сценарии мероприятий // Психолог в школе. - 2015. - № 5. - С. 24-37.

5. Марковская И. М. Тренинг взаимодей-

- СПб.: Речь, 2000.

ствия родителей с детьми. -150 с.

6. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК», 2000. - 256 с.

7. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: в 4 т. - М.: Генезис, 1998.

9. Kikuyo Aoki. Psychology of Parent-Child Relationship [Электронный ресурс]. -Ochanomizu: JMAJ, 2003. - URL: http://www. med.or.jp/english/pdf/2003_02/075_079.pdf (дата обращения: 29.01.2018).

Поступила в редакцию 15.06.2018

Evdokimova Marina Alexandrovna

Psychologist, Head of the Center for Parenthood and Childhood «Family Studio», m.yevdokimova@yandex.ru, ORCID 0000-0001-6664-5889, Novosibirsk

PROGRAM OF ORGANIZING PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR PARENTS IN FORMING PARENTAL COMPETENCE

Abstract. Problem and goals. The article describes the program of psychological and pedagogical support for the formation of parental competence. The purpose of the article is to analyze the methods currently proposed for increasing the level of parental competence, describe the notion of "parental competence", highlight the main tasks of psychological and pedagogical support in the formation of parental competence, and describe this in the proposed program. The article substantiates the necessity of systemic comprehensive support for the formation of parental competence. Target goals and objectives of the program implementation, structure, stages of the activities, organizational chart are formulated. The sequence of stages of implementation of program blocks is presented. Their main content is described. In conclusion, the effectiveness of the conducted research and the complexity of the approach to providing psychological and pedagogical support in the formation of parental competence are justified. The material is of interest for teachers and psychologists working in educational organizations, parents of children of adolescence.

Keywords: psychological-pedagogical support, training for parents, organizational chart, parental competence.

References

1. Gippenreiter, Yu. B., 2001. Communicate with the child. How?. Moscow: CheRo Publ., 240 p. (In Russ.)

2. Golovneva, O., 2006. Parent's Workshop: Training Harmonious Child-Parent Relationships. Shk. Psychologist, 10 (May), pp. 23-32. Available at: http://www.psy.1september.ru/article. php?ID=200601008 (Accessed 27 September 2017). (In Russ.)

3. Gordon, T. Training an Effective Parent. Available at: http://www.koob.ru/gordon_t/ trening_effect (Accessed 29 November 2017). (In Russ.)

4. Kotko, O. N., 2015. Psychological games with parents. Scenarios of events. Psychologist in school, 5, pp. 24-37. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Markovskaya, I. M., 2000. Training of parents' interaction with children. Moscow: Speech, 150 p. (In Russ.)

6. Miniyarov, V. M., 2000. Psychology of family education. Voronezh, 256 p. (In Russ.)

7. Sidorenko, E. V., 2008. Training of communicative competence in business interaction. St. Petersburg: Speech Publ., 208 p. (In Russ.)

8. Fopel', K., 1998. How to teach children how to cooperate? Psychological games and exercises: A practical guide: in 4 volumes. Moscow: Genesis Publ. (In Russ.)

9. Kikuyo, Aoki, 2003. Psychology of Parent-Child Relationship. Ochanomizu: JMAJ. Available at: http://www.med.or.jp/english/pdf/2003_02/075_079. pdf (Accessed 29 January 2018).

Submitted 15.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.