Научная статья на тему 'Из опыта работы по развитию родительской компетентности'

Из опыта работы по развитию родительской компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PARENTAL COMPETENCE / SCHOOL FOR PARENTS / РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова И. Н., Козилова Л. В.

Данная статья подготовлена в рамках прошедшего Всероссийского семинара по реализации проекта «Создание и опытная реализация модели дополнительного образования, включающей программы обучения родителей детей дошкольного возраста, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности, а также программы подготовки специалистов-организаторов самостоятельных учебных программ» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. В статье представлен накопленный двадцатилетний педагогический опыт деятельности родительской школы по развитию родительской компетентности у родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Подробно раскрыты цель, задачи, основные направления родительской школы (аналитика, профилактика и коррекция, просветительство, практика). Авторы описывают предполагаемые результаты педагогической деятельности родительской школы по окончании каждого учебного года, некоторые показатели для оценки результативности деятельности родительской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульянова И. Н., Козилова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE ON DEVELOPMENT OF PARENTAL COMPETENCE

This paper is prepared as part of the all-Russian seminar on the implementation of the project “Creation and pilot implementation of the model of additional education, including parent education program for preschool age children who are interested in developing their parental competence and training of the professionals of the organizers independent study programmes”. The project was commissioned by the Ministry of education and science of the Russian Federation, which presents twenty years of accumulated teaching experience of parental school for the development of parental competence among parents with children of preschool age. The paper presents the purpose, tasks and main directions of the parent school (analyst, prevention and correction, education, practice) in detail. The authors describe the expected results of the pedagogical activity in the parent school at the end of each academic year and some of the indicators to assess the effectiveness of the parental school.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы по развитию родительской компетентности»

УДК 37 (373.2)

Ulyanova I.N., Head of "Rodnichyok" School for Parents, graduate student, Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Kozilova L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of psychological and pedagogical education, Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

FROM THE EXPERIENCE ON DEVELOPMENT OF PARENTAL COMPETENCE. This paper is prepared as part of the all-Russian seminar on the implementation of the project "Creation and pilot implementation of the model of additional education, including parent education program for preschool age children who are interested in developing their parental competence and training of the professionals of the organizers independent study programmes". The project was commissioned by the Ministry of education and science of the Russian Federation, which presents twenty years of accumulated teaching experience of parental school for the development of parental competence among parents with children of preschool age. The paper presents the purpose, tasks and main directions of the parent school (analyst, prevention and correction, education, practice) in detail. The authors describe the expected results of the pedagogical activity in the parent school at the end of each academic year and some of the indicators to assess the effectiveness of the parental school.

Key words: parental competence, school for parents.

И.Н. Ульянова, руководитель родительской школы «Родничок», аспирант Московского Государственного Гуманитарного Университета имени М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: [email protected] Л.В. Козилова, канд. пед. наук, доц. Московского Государственного Гуманитарного Университета имени М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail: [email protected]

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Данная статья подготовлена в рамках прошедшего Всероссийского семинара по реализации проекта «Создание и опытная реализация модели дополнительного образования, включающей программы обучения родителей детей дошкольного возраста, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности, а также программы подготовки специалистов-организаторов самостоятельных учебных программ» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. В статье представлен накопленный двадцатилетний педагогический опыт деятельности родительской школы по развитию родительской компетентности у родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Подробно раскрыты цель, задачи, основные направления родительской школы (аналитика, профилактика и коррекция, просветительство, практика). Авторы описывают предполагаемые результаты педагогической деятельности родительской школы по окончании каждого учебного года, некоторые показатели для оценки результативности деятельности родительской школы. Ключевые слова: родительская компетентность, родительская школа.

С 25 по 27 октября 2014 года на педагогическом факультете МГГУ имени М.А. Шолохова состоялся Всероссийский семинар в рамках реализации проекта «Создание и опытная реализация модели дополнительного образования, включающей программы обучения родителей детей дошкольного возраста, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности, а также программы подготовки специалистов-организаторов самостоятельных учебных программ» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) от 04 июня 2014, договор № 0090-ПРГ26/06, № 0091-ПРГ27/06).

В ходе семинара состоялось обсуждение и оценка трёх программ:

- программы обучения родителей детей дошкольного возраста, нацеленной на повышение их собственной родительской компетентности;

- программы повышения квалификации педагогов (тьюторов) для проведения занятий с родителями по повышению их собственной родительской компетентности;

- программы повышения квалификации для специалистов - потенциальных организаторов самостоятельных учебных программ.

В обсуждении проекта принимали участие учёные, преподаватели вузов, специалисты, студенты, родители. Активность аудитории в ходе семинара, ряд высказанных конкретных замечаний, одобрений, обозначенных в проекте проблематики, позволяют сделать вывод о том, что тема предложенного проекта актуальна, требует глубокой теоретической разработки и в дальнейшем, широкого практического применения разработанной модели в сфере дополнительного образования современного общества.

Ориентируясь на длительную и кропотливую работу по созданию единой Всероссийской образовательной модели: компетентный родитель - компетентный тьютор - компетентный потенциальный организатор, мы предлагаем учитывать имеющийся опыт уже существующих родительских школ.

В качестве примера предлагается рассмотреть модель родительской школы «Родничок». Школа функционирует более 18 лет на базе РОО клуба ЮНЕСКО «Сфера», под руководством

организатора-методиста дошкольного образования, клинического психолога, в настоящее время аспиранта МГГУ имени М.А. Шолохова И.Н. Ульяновой (соискатель учёной степени кандидата педагогических наук, научный руководитель - канд. пед. наук, доц. Л.В. Козилова).

Работа в родительской школе ведётся в формате преобразования и совершенствования детско-родительских отношений в измененных условиях современного общества.

Изменения, произошедшие в нашей стране в течение последних 20 лет, коснулись не только экономики, политики, но и социальной сферы, семьи и детства в том числе.

В современных условиях обозначенные цели и задачи реформирования всей системы образования РФ, а именно ее стандартизация, предопределяют необходимость разработки и реализации новых форм и методов работы научного сообщества с педагогическими работниками образовательных организаций, а также родителей (законных представителей) обучающихся, так как они являются участниками образовательного процесса [1].

Одной из самых актуальных проблем современного образования, по мнению А.С. Удаловой, является недостаточный уровень сформированности родительской компетентности. Обуславливается это необходимостью проектирования социального партнёрства между семьёй и школой, а также необходимостью планирования работы по формированию родительской компетентности [2].

В связи с этим следует отметить, что в основе планирования и осуществления работы по формированию родительской компетентности лежит деятельностный подход. Известный российский психолог А.А. Леонтьев акцентирует внимание на трех важнейших чертах деятельностного подхода:

1) Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

2) Деятельностный подход предполагает создание у ребёнка установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор возможностей.

3) Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя [3].

Исходя из этого, необходимо заметить, что особая роль принадлежит педагогу, как организатору деятельности, профессионалу своего дела, а роль родителя заключается в сопровождении своего ребёнка.

Анализируя нововведения в нормативно-правовой базе дошкольных образовательных учреждений, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем именно семье придётся самостоятельно решать вопросы, которые до последнего времени находились в ведении государства.

Перевод ДОУ на самоокупаемость, увеличение количества развивающих занятий в ДОУ на платной основе, сокращение в ДОУ ставок специалистов по коррекционным направлениям, предъявляет к работникам дополнительного образования новые требования: посредством просветительства и творчества помочь родителям преодолеть их психолого-педагогическую неграмотность, укрепить тем самым семейные связи.

На сегодняшний день разработано достаточно большое количество моделей, программ, учебно-методических пособий, которые ориентированы на профессиональную подготовку родителей. Так, например, в учебно-методическом пособии С.А. Домрачевой, Н.С. Моровой представлен учебно-тематический план модуля образовательной программы, в которой особое внимание уделяется условиям успешного социального воспитания детей 3 - 6 лет, взаимодействию родителей с другими социальными институтами, особенностям детско-родительских отношений с учетом возрастных кризисов 3 - 6 лет, гармонизации детско-родительских отношений, использованию опыта старших поколений, национальных традиций в воспитания детей. [4]. Безусловно, всё это является важным и неотъемлемым компонентом в формировании родительской компетентности.

В данной статье мы предлагаем ознакомиться с опытом работы по развитию родительской компетентности в школе «Родничок» г. Москвы.

Главными участниками образовательного процесса в родительской школе «Родничок», бесспорными лидерами в освоении психолого-педагогических инноваций, являются мамы. Именно мамам приходится заниматься рядом проблем, требующих неотложного решения, вписывающихся в повседневную жизнь семьи с рождением малыша. Именно мамы, осуществляя беспрерывный уход за ребёнком, первыми осознают существование своих собственных внутриличностных проблем. Именно мамы стремятся найти конструктивные воспитательные и образовательные средства воздействия на своих детей и близкое окружение. Именно мамы пытаются совместить материнство с возможностью самореализации и финансового обеспечения семьи. Поэтому образовательный процесс в нашей родительской школе направлен, в первую очередь, на развитие и разностороннее содействие полноценной реализации материнского потенциала.

Цель родительской школы: гармонизация семейного пространства посредством целенаправленного, систематического просвещения матерей в вопросах педагогики и смежных науках на основе лучших традиционных и инновационных воспитательных отечественных и зарубежных методик (обучение родителей продуктивным формам взаимодействия с детьми, налаживание детско-родительских взаимоотношений, проработкой собственных личностных проблем и др.).

Задачи родительской школы:

1. Выполнять аналитическую работу.

2. Проводить работу по профилактике и коррекции психологических семейных проблем на основе выводов, полученных в ходе аналитических разработок.

3. Организовывать курс лекций и практических семинаров для матерей, с целью ознакомления их с лучшими традиционными и инновационными отечественными и зарубежными психолого-педагогическими методиками.

4. Осуществлять трудоустройство матерей, успешно освоивших лекционный материал и практические занятия, без отрыва от ухода и присмотра за своим ребёнком на социально-значимую работу на должности воспитателей в семейные детские сады, помощников педагогов дополнительного образования в центрах и клубах, помощников социальных работников (организация семейных праздников, досуговых мероприятий).

Психолого-педагогическая работа с семьёй в различных формах осуществляется в студии на базе Клуба на протяжении двух десятилетий. Вопрос о целенаправленном просветитель-

ском курсе для матерей неоднократно поднимался родителями, посещающими со своими детьми студии и кружки клуба, то есть созданная школа явилась ответом на инициативу родителей. Также, периодически организуются и проводятся различные социологические исследования, в которых отмечается возрастающая потребность матерей в частичной трудовой занятости на дому, либо на территории социально-педагогического центра, а также острую нехватку дошкольных учреждений типа семейный детский сад, отсутствие у женщин, способных работать в таких садах минимальных педагогических знаний.

Следует отметить, что родительская школа осуществляет тесное сотрудничество с районным центром занятости.

В деятельности нашей родительской школы мы делаем акцент именно на матерей, потому что именно женщина по своей сути более коммуникативна, более социально активна, по сравнению с мужчиной. От женщины - жены, в большей мере зависит микроклимат в семье, от женщины-матери - личность ребёнка.

Участие женщины в родительской школе помогает женщине решить волнующие её проблемы. Получая знания в вопросах психологии, педагогики, она получает возможность грамотно воздействовать на большой круг окружающих её людей: родственников, подруг, соседей. Изменяясь, женщина изменяет мир вокруг себя.

Родительская школа работает по четырем основным направлениям:

1. Аналитика. На основе результатов проведённых ранее наблюдений, анкетирования, тестирования женщин, имеющих детей и посещающих студии, кружки и секции Клуба выполняется аналитическая и классификационная работа по:

- возрастному диапазону, образованию, социальному статусу;

- особенностям поведенческих родительских стереотипов;

- особенностям материнских установок у женщин;

- характеру детско-родительских проблем.

2. Профилактика и коррекция. На основе выводов, полученных в ходе аналитических разработок, проводится работа по профилактике и коррекции психологических проблем, возникающих у женщины в семье:

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися в целях развития познавательных процессов, формирования положительной самооценки и психологической поддержки (помощь в решении личностных проблем и проблем социализации; формирование жизненных установок; профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с членами семьи и общества; ведение портфолио личностных достижений; беседы, консультации с женщинами-матерями детей «группы риска»;

- групповые занятия по программам («Учимся решать проблемы»; «Профилактика стресса»);

- просветительско-терапевтический семинар «Природа чувств»;

- проведение конференции «Экология семьи» (профилактика разводов).

3. Просветительство. Проведение курса лекций и практических семинаров для матерей, для ознакомления их с лучшими традиционными и инновационными воспитательными отечественными и зарубежными методиками:

- теоретический блок включает следующие материалы: адаптированный для родителей теоретический курс «История и философия образования», адаптированный для родителей практико-теоретический курс «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями», адаптированный для родителей практико-теоретический курс «Возрастая и педагогическая психология», выездной практический семинар «Применение народных и авторских игр в воспитании детей;

- практический блок подразумевает проведение практических занятий в группах (мама + ребёнок) и в мастерских семейного творчества («Семейный театр», «Дизайн-студия», «Театр семейной Моды», «Рукотворная игрушка», «Бальное движение», «Семейные чтения») по основным видам детской деятельности.

4. Практика. В работе по этому направлению осуществляется:

- трудоустройство матерей, успешно освоивших лекционный материал и практические занятия, без отрыва от ухода и присмотра за своим ребёнком на социально-значимую работу на должности воспитателей в семейные детские сады, помощников педагогов социально-досуговых центров и клубов, помощников

социальных работников (организация семейных праздников, до-суговых мероприятий и т. д):

- взаимодействие с административными органами района;

- содействие увеличению количества семейных детских садов в городе, предоставление рабочих мест матерям, освоившим просветительский курс;

- реклама для жителей района по набору детей дошкольного возраста в семейные детские сады;

- тесное сотрудничество родительской школы с ДОУ и образовательными школами;

- тесное взаимодействие с центром занятости.

Результатами педагогической деятельности родительской

школы предполагается считать (по окончании каждого учебного года):

- краткосрочный результат: выполнение аналитической работы, классификация семей по возрастному диапазону, образованию, социальному статусу; особенностям поведенческих родительских стереотипов; особенностям материнских установок у женщин; характеру детско-родительских проблем; проведение работы по профилактике и коррекции психологических семейных проблем на основе выводов, полученных в ходе аналитических разработок; проведение курса лекций и практических семинаров для матерей, по ознакомлению их с лучшими традиционными и инновационными воспитательными отечественными и зарубежными методиками; осуществление трудоустройства матерей, успешно освоивших лекционный материал и практические занятия, без отрыва от ухода и присмотра за своим ребёнком на социально-значимую работу на должности воспитателей в семейные детские сады района, помощников педагогов социально-досуго-вых центров, помощников социальных работников (организация семейных праздников, досуговых мероприятий и т. д).

- среднесрочный результат: повышение в семьях родительской компетентности; получение возможности женщинам-матерям трудоустроиться без отрыва от ухода и присмотра за своим ребёнком на социально-значимую работу, что решает вопрос с их личностным самовыражением и финансовым обеспечением; благодаря обученным мамам, появляется возможность разместить в семейных детских садах города около 800 детей дошкольного возраста (в среднем по 5 человек детей на одну маму-воспитательницу), что особенно актуально сегодня при наличии очередей в ДОУ.

Показателями (критериями) для оценки результативности деятельности родительской школы считаются:

Библиографический список

- повышение уровня информированности аудитории по вопросам и темам, обсуждаемым в ходе обучения;

- формирование установок на изменение поведения, отношения к детям, близким, улучшение детско-родительских отношений в семье.

Оценка деятельности родительской школы, как процесса, может осуществляться по следующим критериям:

- эмоциональное состояние участников (комфортность);

- опрос обучающихся с целью определение «сильных» и «слабых» блоков (информационных и практических). Для этой работы используются: обсуждение с персональными высказываниями, анкетирование, заметки специалиста, проводившего занятия, «интервью-выход»;

- количество привлечённых пап и других родственников в ходе обучения;

- популярность родительской школы среди населения (привлечение к занятиям других семей в течение учебного года);

- желание и уверенность мам реализовать себя в социально-значимой роли по окончанию обучения;

- количество трудоустроенных мам по окончанию обучения.

По окончании каждого учебного года осуществляется подведение итогов работы, а также планирование дальнейшей активной деятельности в более широком масштабе с углубленным изучением того теоретического материала и практических навыков, которыми желают овладеть сами родители.

Родительское участие в различных мероприятиях можно классифицировать по нескольким критериям, в том числе по целевой направленности:

- создание для своего ребёнка фактом родительского присутствия психологически комфортных условий при процессе ознакомления с новым материалом;

- демонстрация для своего ребёнка для решения поставленной задачи;

- наглядного поведенческого примера для подражания;

- обеспечение индивидуальным творческим пространством во время групповых занятий;

- оказание помощи своему ребёнку в спектре упражнений, ориентированных на зону ближайшего развития ребёнка;

- содействие закреплению на эмоциональном уровне образца успешности;

- демонстрация для остальных присутствующих детей примера многовариантности решения поставленной задачи [5].

1. Козилова Л.В., Мавродиева Н.В. Стандарты компетенций педагогов в образовательной организации: примеры описания. Преемственность в образовании. 2014; 6 (11).

2. Удалова А.С. Родительская компетентность как актуальная проблема современного образования. Непрерывное педагогическое образование. 2014; 9.

3. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? Начальная школа: плюс - минус. 2001; 1.

4. Домрачева С.А., Морова Н.С. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей в возрасте от 3 до 6 лет: учебное пособие. Москва: 2013.

5. Ульянова И.Н. Влияние совместной детско-родительской деятельности на развитие интеллекта дошкольника. Сборник научных статей МГГУ имени М.А. Шолохова. Москва: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2014; Выпуск 1: 121 - 126.

References

1. Kozilova L.V., Mavrodieva N.V. Standarty kompetencij pedagogov v obrazovatel'noj organizacii: primery opisaniya. Preemstvennost' v obrazovanii. 2014; 6 (11).

2. Udalova A.S. Roditel'skaya kompetentnost' kak aktual'naya problema sovremennogo obrazovaniya. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2014; 9.

3. Leont'ev A.A. Chto takoe deyatel'nostnyj podhod v obrazovanii? Nachal'naya shkola: plyus - minus. 2001; 1.

4. Domracheva S.A., Morova N.S. Povyshenie professional'noj roditel'skoj kompetentnosti v social'nom vospitanii detej v vozraste ot 3 do 6 let: uchebnoe posobie. Moskva: 2013.

5. Ul'yanova I.N. Vliyanie sovmestnoj detsko-roditel'skoj deyatel'nosti na razvitie intellekta doshkol'nika. Sbornik nauchnyh statej MGGU imeni M.A. Sholohova. Moskva: MGGU imeni M.A. Sholohova, 2014; Vypusk 1: 121 - 126.

Статья поступила в редакцию 21.06.15

УДК 371

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,

E-mail: [email protected]

KabardiBva F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teaching assistant, Dagestan State Pedagogical University,

E-mail: [email protected]

MULTITHERAPY AS A METHOD OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF SOCIALIZATION OF ORPHANS.

The article is devoted to the problem of socialization of young orphans. A special emphasis is placed on the possibilities of multith-

erapy in the process of the educational support provided for them. The article presents the competencies that enable multitherapy

effectively form the active position. The authors concluded that the systematic use of the methods of art therapy will be of great ped-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.