ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.01
Елена Константиновна Погодина
г. Минск, Республика Беларусь
Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся
Статья посвящена вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей учащихся учреждений общего среднего образования. Актуализируется проблема оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки семьям в воспитании детей, формирования необходимой для реализации родительских функций компетентности. Представлена программа социально-педагогической поддержки и психологической помощи родителям в воспитании детей. Определены цель и задачи программы непрерывного психолого-педагогического сопровождения процесса семейного воспитания на протяжении всего периода обучения ребенка в учреждении образования. Выделены и описаны этапы реализации программы, принципы социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье. Приведены формы и методы психолого-педагогической работы с родителями, ожидаемые результаты реализации программы социально-педагогической поддержки и психологической помощи родителям в воспитании детей в учреждениях общего среднего образования.
Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, психологическая помощь, семейное воспитание, повышение родительской компетентности, учреждения общего среднего образования.
Elena Konstantinovna Pahodzina
Minsk, Belarus
Formation of psychological and pedagogical competence of pupils' parents
The article is devoted to the formation of psychological and pedagogical competence of pupils' parents of institutions of secondary education. The problem of providing psychological assistance and social and pedagogical support to families in upbringing children, the formation of the competence which is necessary for the realization of parental functions, is becoming more urgent. A program of social and pedagogical support and psychological assistance to parents in upbringing children is presented. The purpose and objectives of the program of continuous psychological and pedagogical support of the process of family education throughout the entire period of education of a child in an educational institution are determined. The stages of the program realization, the principles of socio-pedagogical support and psychological assistance to the family are emphasized and described. The forms and methods of psychological and pedagogical work with parents and the expected results of the realization of the program of social and pedagogical support and psychological assistance to parents in upbringing children in institutions of secondary education are presented.
Keywords: social and pedagogical support, psychological assistance, family education, increasing parental competence, institutions of secondary education.
Вопросы оказания помощи и поддержки родителям в формировании родительской компетентности и эффективной реализации родительской функции в настоящий момент выступают как острая потребность современного мира. Исследования многочисленных авторов (И. Н. Андреева, Ю. Б. Гиппенрейтер, К. В. Дубровина, О. А. Кара-банова, И. М. Марковская, Р. В. Овчарова, В. Г. Рындак, В. М. Целуйко, В. В. Чечет и др.) показывают, что в настоящее время существует ряд противоречий между существующими навыками и компетенциями современных родителей и изменившимися вслед за трансформацией среды требованиями к реализации родительства. Низкая готовность родителей к осуществлению воспитательных функций, несформированность необходимых компетенций приводят к нарастанию проблем и необходимости специальных мероприятий по их решению [5, 7]. Постоянное усложнение социальной среды, высокая неопределенность и многообразие возможных ситуаций приводят к неэффективности родителей как воспитателей [2, 3]. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи
[8, 9]; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания [1, 4, 6].
Все вышесказанное актуализирует необходимость разработки программы социально-педагогической поддержки и психологической помощи родителям в воспитании детей, направленной на формирование необходимой для реализации родительских функций компетентности.
Родительская компетентность рассматривается как интегративное свойство личности, возникающее в процессе освоения родителем деятельности, связанной с реализацией родительства и актуализирующееся в процессе её осуществления. Формирование компетентности возможно только в рамках специально организованной деятельности, требующей сопровождения и особых условий.
Цель программы - создание условий, направленных на оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей, направленной на повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей, гармонизацию детско-родительских отношений.
PEDAGOGICAL SCIENCES
Задачи программы:
1) формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций, возникновение мотивационной готовности к повышению родительской компетентности;
2) повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей, оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся;
3) формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков родительского самообразования;
4) обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Целевая группа - родители (законные представители) учащихся учреждений образования.
Программа предполагает непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на протяжении всего периода обучения ребенка в учреждении образования, формирование у родителей навыков педагогического взаимодействия с детьми, анализ типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции родительской позиции при решении этих проблем, профилактику девиантного поведения детей, создание единого воспитательного пространства «семья -учреждение образования - ребенок».
Принципы социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье:
- принцип системности обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов модели (целей, задач, принципов, технологий, стратегий и т.д.);
- принцип комплексности предполагает использование комплекса традиционных, нетрадиционных, инновационных и интегрированных форм, методов и средств, обеспечивающих эффективность и результативность социально-психолого-педагогической деятельности;
- принцип вариативности и гибкости обеспечивает дифференцированный подход к каждой семье с учетом ее потребностей и возможностей;
- принцип социального и педагогического взаимодействия предполагает включение семей с
детьми и различных социальных институтов в разнообразные отношения;
- принцип интерактивности осуществляется через продуктивное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов на различных этапах совместной деятельности;
- принцип гуманизации реализуется через взаимодействие с семьей на основе ценностного и личностно-ориентированного отношения к семье, опоры на положительный опыт семейного воспитания;
- принцип индивидуальной направленности обеспечивает адресную поддержку с учетом индивидуальных, возрастных и социально -педагогических характеристик ребенка и его семьи.
Реализация программы включает в себя ряд этапов.
Этапы реализации программы:
1этап - аналитико-диагностический:
- изучение потребности родителей в психолого-педагогической поддержке и помощи в повышении воспитательного потенциала своей семьи;
- изучение актуальных проблем родителей в вопросах воспитания детей в семье.
По итогам диагностических процедур определяется содержание родительского образования, наиболее продуктивные формы его организации, а также осуществляется подбор необходимого инструментария, способствующего раскрытию заявленных родителями тем.
2 этап - проектировочный:
- разработка содержания деятельности специалистов СППС по психолого-педагогическому просвещению и обучению родителей (соответствующей возможностям и потребностям родителей);
- определение оптимальных технологий, форм и методов психолого-педагогической работы с родителями.
3 этап - деятельностно-практический:
- организация и проведение психолого-педагогического просвещения родителей;
- организация и проведение семейного консультирования;
- организация профилактической работы с родителями.
Эффективность психолого-педагогической работы с родителями достигается сочетанием коллективных форм (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) с групповой и индивидуальной работой (консультации социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и др.), а сам процесс повышения воспитательного потенциала семьи - с активным включением родителей в воспитательную работу с детьми, во взаимообмен опытом по семейному воспитанию, проведение педагогических практикумов с элементами социально-педагогического тренинга, разбор кон-
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
131
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
кретных педагогических ситуаций и решение практических задач с родителями и компетентным комментарием специалистов.
4 этап - рефлексивно-оценочный:
- оценка и анализ достижения целей и полученных результатов работы,
- проведение мониторинга эффективности процесса формирования ключевых воспитательных компетенций родителей. Проведение мониторинговых процедур предусматривает использование психологических, педагогических методов и методик диагностики, опросов и анкетирования родителей, как в бумажном, так и электронном виде, в том числе, в онлайн формате;
- диагностическое исследование уровня удовлетворенности родителей, результаты которого рассматриваются как один из элементов оценки качества образовательных услуг.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- эффективная организация психолого-педагогического просвещения родителей, сформи-рованность ключевых компетенций родителей;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- владение родителями психологической, информационной, коммуникативной компетенциями как основой построения эффективного воспитания в семье;
- повышение мотивации родителей на освоение модели позитивного родительства - устойчивость проявления и социальная активность родителей;
- сформированность ответственной и позитивной родительской позиции;
- повышение статуса семьи, укрепление традиционных семейных ценностей;
- снижение проявления семейного неблагополучия и гармонизация детско-родительских отношений;
- повышение социальной активности родителей в распространении позитивного опыта семейного воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. - СПб. : Речь, 2004. - 244 с.
2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : АСТ, 2016. - 304 с.
3. Дубровина, И.В. Семья и социализация ребенка / И.В. Дубровина // Мир психологии. - 1998. - № 1. - С. 54-57.
4. Карабанова, O.A. Психология семейных отношений и основы консультирования / O.A. Карабанова. - М. : Гар-дарики, 2005. - 320 с.
5. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб. : Речь, 2000. - 150 с.
6. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. - М. : Академия, 2005. - 368 с.
7. Педагогическое просвещение родителей / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко ; под ред. проф. В.А. Лабузова. - Оренбург : ГУ «РЦРО», 2009. - 205 с.
8. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. - Мозырь : Содействие, 2006. - 224 с.
9. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет. - Мозырь : Белый Ветер, 2003. - 292 с. REFERENCES
1. Andreeva, T.V. Semejnaya psihologiya [Family psychology]. Sankt-Peterburg: Rech', 2004. 244 p.
2. Gippenrejter Yu.B. Obshchat'sya s rebenkom. Kak? [Communicate with a child. How?]. Moscow: AST, 2016. 304 p.
3. Dubrovina I.V. Sem'ya i socializaciya rebenka [Family and socialization of the child]. Mir psihologii [Мир психологии], 1998, no. 1, pp. 54-57.
4. Karabanova O.A. Psihologiya semejnyh otnoshenij i osnovy konsul'tirovaniya [Family Psychology and the Basics of Counseling]. Moscow: Garda-riki, 2005. 320 p.
5. Markovskaya I.M. Trening vzaimodejstviya roditelej s det'mi [Parent-child interaction training]. Sankt-Peterburg: Rech', 2000. 150 p.
6. Ovcharova R.V. Psihologiya roditel'stva [Psychology of Parenthood]. Moscow: Akademiya, 2005. 368 p.
7. Ryndak V.G., Nasyrova M.B., Mihajlova N.M., Naumenko N.M. Pedagogicheskoe prosveshchenie roditelej [Parent Education]. In Labuzova V.A. (ed.). Orenburg: GU «RCRO», 2009. 205 p.
8. Celujko V.M. Roditeli i deti: psihologiya vzaimootnoshenij v sem'e [Parents and children: psychology of family relationships]. Mozyr': Sodejstvie, 2006. 224 p.
9. Chechet V.V. Pedagogika semejnogo vospitaniya [Pedagogy of family education]. Mozyr': Belyj Veter, 2003. 292 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Е.К. Погодина, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск, Беларусь, e-mail: pogodinaek@mail.ru, ORCID: 00000002-8162-2375.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
E.K. Pahodzina, Senior Lecturer of the Department of Social Pedagogics, Belarusian state pedagogical university named after Maxim Tank, Minsk, Belarus, e-mail: pogodinaek@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8162-2375.