Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКА / СЕМЕЙНАЯ ТРЕВОГА / ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ / PARENTAL COMPETENCE / RESEARCH / ONLINE-DIAGNOSTICS / FAMILY ANXIETY / PARENTS'ATTITUDE TOWARDS THE CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Ю. В., Кечина М. А.

Актуальность статьи обусловлена дефицитом сформированности родительских компетенций, необходимых для реализации полноценного взаимодействия родителей и детей в современных условиях обучения, воспитания, социализации и развития. Возникают многие проблемы общения родителей с детьми вследствие несформированности родительских компетенций, неумения родителей услышать, понять и защитить ребенка, не «навредив» ему. Цель статьи заключается в исследовании факторов, влияющих на формирование родительских компетентций. В статье представлены результаты онлайн-диагностики таких составляющих компонентов родительских компетенций, как удовлетворенность качеством жизни и собственными родительскими компетенциями, семейная тревога, отношение родителей к ребенку. Авторами предложены психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие родительских компетенций в решении групп обнаруженных проблем в условиях образовательной среды. Особое внимание уделено раскрытию развивающего потенциала вовлечения студентов в процесс приобретения опыта онлайн-диагностики родительских компетенций и последующего содействия в решении обнаруженных проблем, который способствует совершенствованию профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов в области профилактики возникновения аналогичных проблем родителей обучающихся и развития родительских компетенций с учетом полученных эмпирических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PARENTAL COMPETENCIES VIA MEANS OF ONLINE-DIAGNOSTICS

The relevance of the article is due to the lack of formation of parental competencies necessary for the implementation of full-fledged interaction between parents and children in the modern conditions of education, upbringing, socialization and development. There occur many problems of communication between parents and children due to the lack of parental competence, the inability of parents to hear, understand and protect the child without "harming" him. The purpose of the article is to study the factors that influence the formation of parental competence. The article presents the results of diagnostics of such components of parental competence as satisfaction with the quality of life and their own parental competencies, family anxiety, parents’ attitude towards the child. The authors suggest psycho-pedagogical recommendations for the development of parental competencies in the educational environment. It is emphasized the role of the developing potential of involving students in the process of acquiring experience in the process of online-diagnostics of parental competencies and subsequent assistance in solving the found out problems, which contributes to improving the professional competencies of future teachers-psychologists in the field of preventing the occurrence of similar problems among students’ parents and developing parental competencies, taking into account the obtained empirical data.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКИ»

ПСИХОЛОГИЯ Педагогическая психология

УДК 159.9 (045)

Исследование родительских компетенций средствами онлайн-диагностики

Research of parental competencies via means of online-diagnostics

Варданян ^Ю.В., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, [email protected]

Кечина М.А., Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, [email protected]

Vardanyan Y., Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev, [email protected]

Kechina M., Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev, [email protected]

DOI: 10.51379/KPJ.2020.80.33.033

Статья подготовлена в рамках сетевого гранта ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по теме «Развитие психологических компетенций современных родителей обучающихся средствами онлайн-обучения» (руководитель - Ю.В. Варданян, зав. кафедрой психологии, профессор).

Ключевые слова: родительская компетенция, исследование, онлайн-диагностика, семейная тревога, отношение родителей к ребенку.

Keywords: parental competence, research, online-diagnostics, family anxiety, parents 'attitude towards the child.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена дефицитом сформированности родительских компетенций, необходимых для реализации полноценного взаимодействия родителей и детей в современных условиях обучения, воспитания, социализации и развития. Возникают многие проблемы общения родителей с детьми вследствие несформированности родительских компетенций, неумения родителей услышать, понять и защитить ребенка, не «навредив» ему. Цель статьи заключается в исследовании факторов, влияющих на формирование родительских компетентций. В статье представлены результаты онлайн-диагностики таких составляющих компонентов родительских компетенций, как удовлетворенность качеством жизни и собственными родительскими компетенциями, семейная тревога, отношение родителей к ребенку. Авторами предложены психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие родительских компетенций в решении групп обнаруженных проблем в условиях образовательной среды. Особое внимание уделено раскрытию развивающего потенциала вовлечения студентов в процесс приобретения опыта онлайн-диагностики родительских компетенций и последующего содействия в решении обнаруженных проблем, который способствует совершенствованию профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов в области профилактики возникновения аналогичных проблем родителей обучающихся и развития родительских компетенций с учетом полученных эмпирических данных.

Abstract. The relevance of the article is due to the lack offormation of parental competencies necessary for the implementation of full-fledged interaction between parents and children in the modern conditions of education, upbringing, socialization and development. There occur many problems of communication between parents and children due to the lack of parental competence, the inability of parents to hear, understand and protect the child without "harming" him. The purpose of the article is to study the factors that influence the formation of parental competence. The article presents the results of diagnostics of such components of parental competence as satisfaction

with the quality of life and their own parental competencies, family anxiety, parents' attitude towards the child. The authors suggest psycho-pedagogical recommendations for the development of parental competencies in the educational environment. It is emphasized the role of the developing potential of involving students in the process of acquiring experience in the process of online-diagnostics ofparental competencies and subsequent assistance in solving the found out problems, which contributes to improving the professional competencies of future teachers-psychologists in the field of preventing the occurrence of similar problems among students' parents and developing parental competencies, taking into account the obtained empirical data.

Введение. В настоящее время актуальной проблемой практической психологии является формирование родительских компетенций посредством реализации онлайн-технологий. Многие родители испытывают дефицит в вопросах организации психологически безопасного семейного пространства и гармонизации детско-родительских отношений. В воспитании детей они желают достичь счастливого позитивного родительства, но не всегда это удается. Вместе с тем родители признают, что ребенку очень важно постепенно становиться самостоятельным. Воспитание заключается не только в формировании самостоятельности, но и в развитии собственных личностных ориентиров. Современные родители, являясь активными пользователями социальных сетей, большую часть информации о воспитании детей находят в интернет-пространстве. Поэтому необходимо определить возможности

имеющихся и вновь создаваемых интернет-ресурсов для диагностики личностных свойств, связанных с родительством и препятствующих успешному решению внутрисемейных проблем, для выстраивания вектора конструктивного преодоления возникающих препятствий и последующей профилактики дефицитов компетенций, необходимых для успешной реализации этой важной миссии.

Актуальными проблемами детско-родительских взаимоотношений на современном этапе выступают такие, как: роль родителей в психологическом благополучии ребенка, конфликты между детьми и родителями, формирование благоприятного психологического климата в семье, воспитывающей особенного ребенка, эмоциональное состояние ребенка в ситуации развода родителей, деструктивные формы общения в семье, доверие и надежность в детско-родительских отношениях, границы дозволенности и запретов, психологическая культура современных родителей.

Достаточно часто родители обращаются за онлайн-консультациями по поводу формирования семейных ресурсов профилактики зависимого поведения и суицидальных намерений детей. Формирование родительской компетентности позволяет семье справиться с возрастными кризисами детей, трудностями в учебной

деятельности, рациональным распределением внимания между несколькими детьми в семье, преодолением возникшей психологической травмы ребенка вследствие потери (ухода из жизни) одного из родителей.

Распространенными проблемами, с которыми сталкиваются родители, являются

неблагоприятные («токсичные») отношения родителей с ребенком, имеющие разнообразные способы проявления. Это может быть низкая самооценка ребенка, вызванная тем, что родитель больше советует, чем поощряет; протестное поведение ребенка, спровоцированное ущемлением права выбора, желанием сбросить оковы и расширить пространство самостоятельности; выраженная скрытность ребенка, обусловленная повышенной

раздражительностью родителя; неуважение чувств окружающих людей, провоцированная настойчивостью родителей в выполнении ребенком определённых требований без учета его желания; ревность ребенка, возникшая из-за постоянного его сравнения с кем-либо.

Многие мероприятия, организуемые образовательными организациями, способствуют оптимизации детско-родительских отношений, формированию способов конструктивного выстраивания отношений с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха, а также решают задачи психологического просвещения и профилактики нежелательного взаимодействия всех членов семьи. Однако для их систематического проведения необходимы психолого-педагогические кадры, готовые к организации эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.

Формирование профессиональной

компетентности будущих педагогов-психологов в отношении освоения новых форм работы с родителями является наиболее актуальным вопросом в их практической подготовке. Проектирование и участие студентов в онлайн-мероприятиях для родителей открывает дополнительные ресурсы для создания конструктивной стратегии взаимодействия в триаде ребенок ^ психолог ^ родитель.

Анализ психолого-педагогических

публикаций подтверждает, что изменения в обществе требуют совершенствования

подготовки выпускников педагогических вузов за счет применения современных средств [2], создания организационно-педагогических

условий, представляющих определенные обстоятельства, интегрирующие теоретическую и практическую сторону инновационной модели подготовки к предстоящей профессиональной деятельности [10], в том числе к работе с родителями обучающихся. Поэтому необходимо на этапе вузовского обучения способствовать приобретению будущими педагогами-психологами профессионального опыта выявления проблем в сфере детско-родительских отношений и содействия в их решении разнообразными традиционными и

современными средствами, включая онлайн-технологии.

Лейтмотивом многих публикаций является мысль о том, что благополучие ребенка в семье в значительной мере определяется развитием компетенций самих родителей [5]. Важно содействовать развитию родительских компетенций, которые позволяют осознать ценность собственного родительского опыта, приобрести новые умения конструктивной коммуникации с ребёнком. Родительская компетентность - это грамотность в вопросах образования, развития и воспитания своего ребёнка [3]. Важнейшими родительскими компетенциями являются технологическая, представляющая собой овладение технологиями организации эффективного взаимодействия со своими детьми; коммуникативная, включающая ориентацию родителей на конструктивное общение [1]. Эффективность детско-родительских отношений зависит от множества факторов жизни семьи, включая уровень безработицы [8]. Современный родитель стремится овладеть знаниями о развитии личности ребенка, обладать способностью проектировать образовательные и личностные результаты [9].

Современная ситуация с пандемией еще больше усилила интерес к разнообразным онлайн-технологиям работы с семьей обучающихся в условиях объективных ограничений личных контактов педагогов-психологов с родителями обучающихся в сочетании с востребованностью психолого-педагогической помощи в разрешении проблем, возникающих в детско-родительских

отношениях. Таким образом, подтверждается необходимость полноценной организации работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи обучающихся, включая возможность широкого применения онлайн-технологий. Это

повышает актуальность онлайн-диагностики уровня сформированности родительских компетенций в широком контексте психологических проблем и способов их решения в семье.

Материалы и методы исследования. Материалом для исследования стали эмпирические данные, полученные от 18 родителей обучающихся в процессе онлайн-диагностики удовлетворенности качеством жизни и собственными родительскими компетенциями. Исследование родительских компетенций происходило посредством онлайн-диагностики в период производственной педагогической практики студентов бакалавриата Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева психолого-педагогического направления образования профиля «Психология в образовании и социальной сфере», которые работали с младшими школьниками и подростками на базе онлайн-лагеря «Каникулы в МП1И» в дистанционном формате на электронной образовательной площадке вуза с использованием технологии BigBlueButton. Родители обучающихся, посещающих онлайн-лагерь, по желанию проходили обследование, касающееся сформированности родительских компетенций, по электронной ссылке. Студенты, организующие онлайн-диагностику,

использовали полученные эмпирические данные для оптимизации индивидуальной и групповой онлайн-работы с детьми, а также для онлайн-консультирования, просвещения и содействия развитию родителей своих подопечных.

В процессе исследования использованы: блок 5 «Оценка удовлетворенности качеством жизни и собственными родительскими компетенциями» методики стандартизированного интервью (В.Н.Ослон) [4], опросник «Анализ семейной тревоги» (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис) [6] и тест определения отношения родителей к ребенку [7]. После проведенной онлайн-диагностики выделялись проблемы, возникающие у родителей обучающихся, и давались рекомендации по их решению за счет включения в процесс формирования родительских компетенций в трудных и проблемных ситуациях.

Результаты исследования. Для получения общей ориентировки в проблеме рассмотрим эмпирические данные, полученные с помощью методики стандартизированного интервью (Ослон В.Н.), из структуры которой использован блок 5, непосредственно связанный с предметом нашего исследования. Результаты этого этапа исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Оценка удовлетворенности качеством жизни и собственными родительскими компетенциями

Уровень Количество ответов

абс. %

Высокий 8 44,4

Средний 6 33,4

Низкий 4 22,2

Данные, полученные с помощью этой методики, показывают, что почти половина обследованных родителей удовлетворены качеством жизни и собственными родительскими компетенциями, оценивая собственную удовлетворенность изучаемыми показателями на высоком уровне. Однако 55,6% обследованных родителей отметили среднюю и низкую удовлетворенность качеством жизни и собственными родительскими компетенциями, что служит маркером для их включения в группу риска развития неблагополучных детско-родительских отношений и усиления психологических проблем между обучающимися и их родителями.

Важным индикатором благополучия внутрисемейных отношений является семейная тревожность, которая представляет собой состояние тревоги у членов семьи, проявляющаяся в их сомнениях, страхах, опасениях относительно семьи. С целью диагностики семейной тревожности мы

Сохранению и развитию полноценных детско-родительских отношений препятствует и переоценка проблемности той или иной ситуации обладателями высокого уровня семейной тревожностью (когда ими преувеличено ожидание неблагоприятности ее исхода), и ее недооценка обладателями низкого уровня исследуемого свойства личности (когда они

использовали опросник Э.Г. Эйдемиллер и В.В.Юстицкис «Анализ семейной тревоги». Результаты представлены в таблице 2.

Анализ результатов диагностики показывает, что значительному количеству обследованных родителей (от 44,4% до 50%) свойственен высокий уровень общей семейной тревожности, которая включает в себя тревогу, напряженность, вину. У 33,4% респондентов исследуемые показатели обнаружены на среднем уровне. От 16,6% до 22,2% обследованных родителей отметили низкий уровень показателей семейной тревожности. Таким образом, почти две трети от количества обследованных родителей находится в группе риска недостаточно адекватной оценки опасностей и угроз, которые влияют на их семейные взаимоотношения, в том числе их переоценкой обладателями высокого уровня семейной тревожностью и их недооценкой обладателями низкого уровня исследуемого свойства личности.

равнодушно отстраняются от ее решения и могут упустить время конструктивного вмешательства, пуская ситуацию на самотек).

Важной стороной детско-родительских отношений является эмоциональность, для изучения которой был использован тест определения отношения родителей к ребенку. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 2. - Оценка семейной тревоги

Показатель Уровень Количество ответов

абс. %

высокий 9 50

Тревога средний 6 33,4

низкий 3 16,6

высокий 9 50

Вина средний 6 33,4

низкий 3 16,6

высокий 8 44,4

Напряженность средний 6 33,4

низкий 4 22,2

высокий 9 50

Общая семейная тревожность средний 6 33,4

низкий 3 16,6

Таблица 3. - Диагностика отношения родителей к ребенку

Показатель Количество ответов

абс. %

Оптимальность эмоционального контакта 5 27,8

Избыточность эмоциональной дистанции 6 33,4

Избыточность концентрации на ребенке 7 38,8

Анализ позволил выявить, что оптимальный эмоциональный контакт с ребенком имеет примерно четвертая часть респондентов. Они своевременно реагируют на изменение эмоционального фона отношений и выстраивают взаимодействие с ребенком, обеспечивая баланс ожиданий и достижений. В то же время примерно три четверти обследованных родителей входят в группу риска, так как характеризуются наличием эмоциональных проблем, выраженных излишней эмоциональной дистанцией с ребенком в форме гипоопеки или излишней концентрацией на ребенке в форме гиперопеки.

Заключение. Анализ полученных результатов онлайн-диагностики позволяет сформулировать ряд выводов:

1) Оценка удовлетворенности качеством жизни и собственными родительскими компетенциями показывает, что более половины обследованных родителей осознают наличие возможностей для повышения исследуемых показателей, признавая их фактическую сформированность на низком или среднем уровне.

2) Оценка семейной тревожности показывает, что для большинства обследованных родителей характерен неоптимальный уровень ее выраженности. У обладателей высокого уровня тревожности выявлена сформированность чувства вины перед членами семьи и напряженность в семейных отношениях, а у обладателей низкого уровня определена значительная индифферентность к оценке семейной жизни по рассматриваемым показателям и некоторая отстраненность от рефлексии их проявления.

3) Оценка отношения родителей к ребенку показывает, что для значительного большинства обследованных родителей характерны такие типы отношений, как излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (гипоопека) или излишняя концентрация на ребенке (гиперопека), что свидетельствует о наличии выраженных эмоциональных проблем, которые снижают эффективность детско-родительских отношений.

В целом анализ полученных результатов онлайн-диагностики родительских компетенций показывает, что их рассмотрение в контексте оценки удовлетворенности качеством жизни, выраженности семейной тревожности и

эмоциональности позволяет более точно оценить риск возникновения внутрисемейных проблем в сфере детско-родительских отношений. В рамках исследования студентами - будущими педагогами-психологами была организована консультационная, просветительская и развивающая работа с родителями обучающихся. Это обеспечило осознание родителями причин возникающих проблем и освоение способов, способствующих их преодолению и предотвращению возникновения в будущем.

Рефлексия процесса и результатов проведенной работы позволила студентам осознать и оценить собственный опыт решения профессиональных задач на основе интеграции традиционных и современных онлайн-технологий. В результате систематизации и обобщения опыта поиска решений и их апробации разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию родительских компетенций в решении следующих групп проблем:

- личностного смысла участия в профилактических и психопросветительских мероприятиях, реализующихся в образовательных организациях с родительской аудиторией, в том числе - в онлайн-формате;

- развития умения слушать и слышать ребенка, интересоваться его образовательными и личностными результатами;

- целесообразности участия в вебинарах, психологических студиях для родителей;

- путей повышения собственной психологической культуры;

- организации в лоне семьи мероприятий с целью совершенствования навыков конструктивного общения или их посещение в образовательных и культурно-просветительских организациях совместно с детьми;

- развития родителями эмоциональной саморегуляции поведения ребенка;

- путей выработки и сохранения положительного отношения к ребенку независимо от его образовательных и личностных результатов;

- способов достижения адекватного уровня семейной тревоги.

Опыт, полученный студентами в процессе онлайн-диагностики родительских компетенций и содействия в решении проблем в детско-

родительских отношениях, способствует совершенствованию профессиональных

компетенций будущих педагогов-психологов в области профилактики возникновения аналогичных проблем родителей обучающихся с учетом полученных эмпирических данных.

В качестве перспективы совершенствования процесса психолого-педагогического

сопровождения семьи обучающихся на основе

современных онлайн-технологий выделяем проблемы исследования диагностической информативности методик оценки родительских компетенций, используемых в онлайн-варианте, и развивающего потенциала методик приобщения родителей обучающихся к саморазвитию родительских компетенций средствами онлайн-обучения.

Литература:

1. Бадер О.А. Родительская компетентность как основа успешности обучения / О.А. Бадер // Трибуна ученого.

- 2020. - № 1. - С. 493-501.

2. Вдовина Н.А. Развитие теоретического мышления студентов педагогического вуза средствами проектной деятельности / Н. А. Вдовина, Р.Д. Чуманина, М.А. Кечина, Т.В. Савинова // Гуманитарные науки и образование. - 2019. -Т. 10. - № 4(40). - С. 25-32.

3. Денисова Е.В. Формирование родительских компетенций в ДОО / Е.В. Денисова // Преемственность в образовании. - 2019. - № 21(03). - С. 56-59.

4. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. - Ангарск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Иркутск: УМЦ РСО, 2017. - 104 с.

5. Лесина А.А. Родительские компетенции, определяющие готовность кровной замещающей семьи к приему ребенка / А.А. Лесина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 6(129). - С. 80-85.

6. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. -СПб., 2006. - С. 281-283.

7. Психологические тесты; под ред. А.А. Карелина. -М., 2001. - Т. 2. - С. 144-152.

8. Федоренко М.В. Детско-родительские отношения в семьях подростков проживающих в районах с разным уровнем безработицы / М.В. Федоренко // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 2 (133). - С. 180-185.

9. Халикова В.В. Становление родительской компетентности как ключевой компонент развития личности ребенка дошкольного возраста // В.В. Халикова // Преемственность в образовании. - 2020. - № 25(3). - С. 368379.

10. Шукшина Т.И. Организационно-педагогические условия реализации инновационной модели «вуз - базовая кафедра - общеобразовательная организация» / Т.И. Шукшина, С.Н. Горшенина, М.Ю. Кулебякина // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 2(30). - С. 89-93.

References:

1. Bader O.A. Parental competence as the basis of learning success / O.A. Bader // Tribune of the scientist. - 2020. - № 1. - P. 493-501.

2. Vdovina N.A. Development of theoretical way of thinking at students of the pedagogical University by means of project activity / N.A. Vdovina, R.D. Chumanina, M.A. Kechina, T.V. Savinova // The Humanities and Education. - 2019. - T. 10. -№ 4(40). - P. 25-32.

3. Denisova E.V. Formation of parental competence in pre-school education / E.V. Denisova // Continuity in education. -2019. - № 21 (03). - P. 56-59.

4. Diagnostics of identifying problems in child-parent relations: a methodological guide. - Angarsk-Irkutsk: UMTS RSO, 2017. - 104 p.

5. Lesina A.A. Parental competencies which determine the readiness of a blood substitute family to accept a child / A.A. Lesina // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. - 2018. - № 6(129). - P. 80-85.

6. Olifirovich N.I. Psychology of family crises / N.I. Olifirovich, T.A. Zinkevich-Kuzemkina, T.F. Velenta. - S-Pb., 2006. - P. 281-283.

7. Psychological tests; ed. by A.A. Karelin. - M., 2001. -Vol. 2. - P. 144-152.

8. Fedorenko M.V. Children-parental relationships in the families with teenagers living in the districts with different level of unemployment / M. V. Fedorenko // Kazan pedagogical journal. -2019. - № 2(133). - P. 180-185.

9. Khalikova V.V. Formation of parental competence as a key component for the development of a pre-school child's personality // V.V. Khalikova // Continuity in education. - 2020. -№ 25(3). - Pp. 368-379.

10. Shukshina T.I. The organizational-pedagogical conditions of realization the innovative model "higher educational institution -basic department - educational institution" / T.I. Shukshina, S.N. Gorshenina, M.Yu. Kulebyakina // The Humanities and Education. - 2017. - №2 2(30). - P. 89-93.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторах:

Варданян Юлия Владимировна (г. Саранск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, заведующий кафедрой психологии.

Кечина Марина Александровна (г. Саранск, Россия), старший преподаватель кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.