Velieva Svetlana Vitalevna, Pavlova Anna Vladimirovna INFLUENCE OF RELATIONSHIP IN THE PARENT-CHILD ..
pedagogical sciences
УДК 373.2 : 159.923.2
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0012
ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК» НА АКТУАЛИЗАЦИЮ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
© 2020
AuthorlD 6602979096 ResearcherlD AAE-2923-2019 ORCID: 0000-0001-7343-4780
Велиева Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии Павлова Анна Владимировна, аспирантка Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (428000, Россия, Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38, e-mail: [email protected]) Аннотация. Исследованиями установлено, что отношения в диаде «родитель-ребенок» определяют характер и качество социального и личностного развития ребенка, показателями благополучия/неблагополучия которого выступают его устойчивые психические состояния. Высокая восприимчивость и чувствительность дошкольника опосредует его уязвимость к родительским воздействиям, что обуславливает особую актуальность в изучении влияния отношения родителя на психическое состояние своего ребенка. В настоящем исследовании, проводимом на базе дошкольных общеразвивающих образовательных организаций, задействовано 174 добровольных участника: 80 детей старшего дошкольного возраста и 94 родителя (79 матерей, 15 отцов). Измерение психических состояний дошкольников, анализ отношений в диаде «родитель-ребенок» с применением подсчета средних значений, коэффициента конкордации t-Кендалла в статистической программе SPSS, позволили установить, что наиболее оптимальными, ресурсными для развития ребенка оказываются типы отношений родителей: «принятие» и «кооперация», при которых формируются безопасная надежная привязанность. При восприятии ребенком подобного родительского отношения коэффициент вегетативного тонуса находится в диапазоне нормативных значений, актуализируются позитивные и равновесные психические состояния, обеспечивающие баланс волевой и эмоциональной составляющей устойчивых состояний (активности, бодрости, оптимизма, радости, веселости, удовлетворенности, дружелюбия (синтонии)).
Ключевые слова: позитивные и негативные психические состояния, родительское отношение, детское отношение, дети старшего дошкольного возраста, принятие, отвержение, симбиоз, кооперация, диктат, маленький неудачник.
INFLUENCE OF RELATIONSHIP IN THE PARENT-CHILD DIAD ON THE ACTUALIZATION OF MENTAL STATES OF SENIOR PRESCHOOLERS
© 2020
Velieva Svetlana Vitalevna, candidate of psychological sciences, Associate Professor, Department of Age, Pedagogical and Special Psychology Pavlova Anna Vladimirovna, postgraduate Chuvash State Pedagogical University named after and I. Yakovleva (428000, Russia, Cheboksary, st. K. Marx, house 38, e-mail: [email protected]) Abstract. Studies have established that relationships in the parent-child dyad determine the nature and quality of the child's social and personal development, the indicators of well-being / woes of which are his stable mental states. High sensitivity and sensitivity of the preschooler mediates his vulnerability to parental influences, which causes particular relevance in the study of the influence of the parent's relationship on the mental state of his child. In this study, conducted on the basis of preschool general developing educational organizations, 174 volunteers were involved: 80 children of preschool age and 94 parents (79 mothers, 15 fathers). Measurement of mental states of preschoolers, analysis of relationships in the dyad "parent-child" using the calculation of average, t-kendall concordance coefficient in the SPSS statistical program, made it possible to establish that the most optimal, resource-based types of parental relationships for the development of the child are: «acceptance» and «assistance», at which a secure secure attachment is formed. When a child perceives such a parental relationship, the coefficient of autonomic tone is in the range of normative values, positive and equilibrium mental states are updated that provide a balance of the volitional and emotional component of stable states (activity, vivacity, optimism, joy, gaiety, satisfaction, friendliness (syntony)).
Keywords: positive and negative mental states, parental relationship, baby attitude, preschool children, acceptance, assistance, rejection, symbiosis, dictate, little loser.
Введение
Вопрос социально-личностного развития, социализации и адаптации человека является одной из ключевых задач междисциплинарных научных и практических исследований. Понимание закономерностей и факторов развития невозможно без анализа взаимодействия личности в контексте семейной системы, той социально-культурной среды, в которой ребенок оказывается с самого рождения. Система отношений ребенка со значимыми близкими взрослыми, формы совместной деятельности образуют уникальную социальную ситуацию развития, определяют зону актуального, потенциального и ближайшего развития ребенка. Семья и ее члены объединены целым культурным, жизненным пространством, специфическими интеракциями, воздействуя и преобразуя каждого из них. Жизнеустройство и жизнедеятельность семьи, степень и качество удовлетворения потребностей ее членов имеют решающее значение для развития и воспитания личности. Известно, что именно в семье закладывается фундамент мировосприятия и
мировоззрения, разнообразных форм поведения, общения и деятельности, накапливается аффективный опыт, выстраивается система моральных и нравственных идеалов, норм и ценностей. Характер включения и вовлечения в семейную общность развивает базовое доверие к миру, чувство сопричастности, соборности, формирует образ «Я», самоидентичность, уровень притязаний, самоотношение, личные стандарты.
Обзор литературы
Круг вопросов, связанных с типом взаимодействия близкого взрослого и ребенка, влияния родительского отношения на формирование личности ребенка широко обсуждается в научных изысканиях. Теоретико-методологические основы разработки проблемы исследований родительско-детских отношений заложены Л.И. Божович [1], Л.С. Выготским [2], Ю.Б. Гиппенрейтер [3], С.Л. Рубинштейном и продолжены последователями (А.А. Бодалевым, А.Я. Варгой [4], В.В. Столиным [5], Г.Т. Хоментаускас [6]). Л.С. Выготский [2] подчеркивал значимость адекватных семейных взаимоотношений как
66
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
педагогические науки
Велиева Светлана Витальевна, Павлова Анна Владимировна ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК» ...
залога сбалансированного личностного и психического развития, социальной адаптации и социализации ребенка.
В настоящее время вопросы развития детско-ро-дительских отношений поднимаются в трудах Н.Ф. Абдурашитова [7], Р. Атаханова [7], А.Э. Вейц, С.А. Дракиной, К.Е. Кузьминой [8], Л.А. Николаевой [9], И.Н. Кириленко, С.В. Куваева, Л.В. Кузнецовой, В.М. Минияровым, Л.Н. Парцхаладзе [10], Н.В. Пожит-киной, Г.В. Скобло, Е.В. Тарасовой и др. [11-14]. Исследованиями установлено, что тип детско-родительских, супружеских, прародительских отношений в семье -первичный и неоспоримый образец социальных связей, обуславливающий личностные свойства, особенности мировоззрения, субъективный эмоциональный опыт. Именно в семье ребенок, будучи вовлеченным в семейные отношения, усваивает нормы и правила социального и нравственного поведения, стиль межличностной коммуникации, средства познания и выражения мира и себя. В зависимости от стиля и характера взаимоотношений с родителями ребенок вырастет либо доброжелательным, открытым, коммуникабельным, либо тревожно-мнительным, лицемерным, лживым, замкнутым (Е.И. Изотова, В.М. Минияров [15], Е.В. Никифорова).
Родительские отношения определяются А.Я. Варгой [4], В.В. Столиным [5] как система разнообразных чувств близкого взрослого к ребенку, практикуемых поведенческих паттернов, особенностей восприятия, представлений (субъективно-оценочных, сознательно-избирательных) и оценки индивидуально-характерологических особенностей личности и поступков ребенка. Родительское отношение тесно взаимосвязано с качеством эмоциональной связи, восприятием и способами межличностного общения и поведения ребенка.
Типология, структура и функции детско-роди-тельских отношений описаны А.И. Захаровым, Ю.А. Кочетовой, Р.В. Овчаровой, Э.Г. Эйдемиллером [16] и другими. Э.Г. Эйдемиллер [16] систематизирует типы детско-родительских отношений по уровню протекции и строгости санкций, степени предъявления запретов и требований, меры удовлетворения потребностей. А.Я. Варга [4], Е.Ю. Дубовик [17], И.И. Обидион [18], В.В. Столин [5], В.С. Чернявская [18] предлагают различать такие стили воспитания как принятие, отвержение, симбиоз, кооперация, диктат, отношение к неуспехам ребенка. Эффективность стиля взаимодействия родителя и ребенка оценивается по степени эмоционального благополучия ребенка (Н.Н. Авдеева [19], М.Б. Аппаев [20], Л.В. Доманецкая, С.Г. Краснова [21], С.С. Сухорукова), формирования базовых личностных качеств (А.А. Баранова, Л.В. Домченко, О.Н. Комарова, A. Kuranchie, M.K. Mensah [22]) и нормативности поведения (Т.П. Маралова [23], Н.В. Карнацкая, Ю.В. Ковалева). Не менее важно детское восприятие родительского отношения к своей личности.
Исследованиями Г.Ш. Габдреевой [24], А.О. Прохорова [25] и других установлено, что психическое состояние способствует формированию и закреплению определенного личностного качества. В связи с чем важное место должно быть уделено знаку, интенсивности, длительности и качеству психических состояний детей, актуализирующихся в семейной системе при разных стилях взаимодействия в диаде «родитель-ребенок».
Методология исследования
Целью данной части исследования стало изучение связи психических состояний старших дошкольников с типом отношений в диаде «родитель-ребенок». Для решения задач исследования использовались методики «Паровозик», «Цветик-восьмицветик» (С. В. Велиева), тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), «Рисунок семьи» (в интерпретации Г. Фьюри) с 80 детьми 5-7 лет и их родителями (79 матерей, 15 отцов) на базе дошкольных общеразвивающих образовательных организаций.
Анализ данных, полученных с помощью вышеуказанных методик, подсчета средних значений, корреляционного анализа (коэффициент конкордации t-Кендалла) в статистической программе SPSS, позволил установить некоторые связи психических состояний детей с типами отношений в диаде «родитель-ребенок».
Результаты экспериментальных исследований
У родителей, обнаруживших тип родительского отношения «принятие», у детей превалирует оптимизм. Регистрируются типы детского отношения «Близко, рядом, вместе» (75%), «Надежда и опора» (69%). Родитель воспринимается ребенком как сопричастный к его интересам, включенным в события его жизни и деятельности. Преобладают позитивные психические состояния (радость, веселость, удовлетворенность, дружелюбие (синтония), спокойствие) (83%); коэффициент вегетативного тонуса выявляется оптимальный (1,2); эмоциональная составляющая психических состояний (12,1) практически равна волевой (11). Формируется устойчивая безопасная надежная привязанность к родителю, его значимость и авторитет.
При типе родительского отношения «кооперация» регистрируются типы детского отношения к родителю: «Активное взаимодействие» (60%), «Надежда и опора» (50%), «Близко, рядом, вместе» (45%). У таких детей преобладают позитивные психические состояния (32%) в сочетании с негативными психическими состояниями низкой степени (5%) в ответ на гибкую оценку, одобрение, поддерживающее поведение родителя. Коэффициент вегетативного тонуса свидетельствует об эрготоропном реагировании (1) и согласуется с незначительным торможением (4), возбуждением (2%). Эмоциональная составляющая (12,1) практически равна волевой (11,2), что означает равноценное развитие и волевой, и эмоциональной сферы ребенка. Типичные психические состояния детей в семье - оптимизм, радость, веселость, удовлетворенность, дружелюбие (синтония), бодрость. Развивается устойчивая привязанность к родителю, который значим и авторитетен для ребенка.
При таком типе родительского отношения как «симбиоз» (85%) фиксируются типы детского отношения: «Близко, рядом, вместе» (60%), «Надежда и опора» (22,5%), «Активное взаимодействие» (20%), признается авторитет взрослого. У детей превалируют позитивные психические состояния (веселость, радость, оптимизм (32%)), негативные психические состояния низкой степени (апатия, истощение - 20%) и высокой степени (напряжение и возбуждение - 2%). Коэффициент вегетативного тонуса указывает на преобладание эрготроп-ного реагирования (1,4) с тенденцией к возбуждению; эмоциональная составляющая (12,2) преобладает над волевой (8,7). Детям характерна неудовлетворенная потребность в самостоятельности и активности; формируется тревожно-амбивалентная привязанность к родителю, взрослый преимущественно рассматривается как удовлетворяющий эмоциональную потребность.
При типе родительского отношения «инфантили-зация» у детей отмечаются типы детского отношения: «Близко, рядом, вместе» (70%), «Надежда и опора» (22,5%), «Состояние, близкое к игнорированию данного лица» (5%). У дошкольников преобладают позитивные психические состояния (28%) наряду с негативными психическими состояниями низкой степени (18%), регистрируются апатия, истощение - по 14%, психические состояния высокой степени (напряжение и возбуждение - 2%). Коэффициент вегетативного тонуса свидетельствует о равновесном реагировании (1); торможение, утомление и апатия, истощение - по 14% сочетаются с возбуждением и напряжением - 2%. Эмоциональная составляющая (11,9) преобладает над волевой (8,5); типичными состояниями оказываются веселость и тревожность. Родитель выступает значимой фигурой, с которым формируется дезорганизованная привязанность.
При типе родительского отношения «авторитарная
Velieva Svetlana Vitalevna, Pavlova Anna Vladimirovna pedagogical
INFLUENCE OF RELATIONSHIP IN THE PARENT-CHILD ... sciences
гиперсоциализация», указывающее на преобладание жесткого родительского контроля, требований абсолютной дисциплины, отмечено детское отношение: «Состояние, близкое к игнорированию данного лица», «Агрессивный», «Неэмоционален, угнетает активность», «Самолюбив, критичен, придирчив». У детей преобладают негативные психические состояния средней степени (20%). Наряду с негативными психическими состояниями высокой степени (16%) имеют место и позитивные психические состояния (14%); регистрируются торможение, утомление и апатия, истощение (по 20%), возбуждение, напряжение и оптимизм (по 14%). Коэффициент вегетативного тонуса свидетельствует о трофотропном типе реагирования (0,9); волевая составляющая (9,1) незначительно преобладает над эмоциональной (8,9); типичные состояния - подавленность, депрессия, тревожность, страх, растерянность, неуверенность.
При типе родительского отношения «отвержение» фиксируются типы детского отношения: «Угнетает активность ребенка», «Агрессивный»; негативные психические состояния низкой (20%), средней (13%) и высокой (16%) степени; типичные состояния: подавленность, депрессия, высокая тревожность, страх, агрессия; психофизические состояния (торможение, утомление - 20%, возбуждение, напряжение - 16%, апатия, истощение
- 15%), оптимизм - 5%. Коэффициент вегетативного тонуса равен 0,9, следовательно, характерен трофотроп-ный тип реагирования, пассивная реакция; волевая составляющая (9,1) преобладает над эмоциональной (8,9).
Типы родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» и «отвержение» провоцируют развитие у ребенка избегающей и дезорганизованной привязанности с родителем, от которого ребенок ожидает наказаний, агрессии, угроз и обид. В следствие этого складываются устойчивые конфликтные отношения. Родитель воспринимается неэмоциональным, самолюбивым, критичным, придирчивым, подавляющим инициативность ребенка. У таких детей отмечается замкнутость, сверхзависимость, готовность к подчинению; отношение к родителю - чувство «выученной беспомощности».
Выводы
Итак, установлено, что в зависимости от типов дет-ско-родительских отношений у детей 6-7 лет преобладают те или иные психические состояния, а именно: позитивные психические состояния (1=0,783 при р<0,01) будут актуализироваться чаще при типах родительских отношений «принятие» и «кооперация»; позитивные психические состояния (1=0,714 при р<0,05) и негативные психические состояния - при типах отношений «симбиоз» (1=0,399 при р<0,05) и «инфантилизм» (1=0,456 при р<0,05); при типах «авторитарная гиперсоциализация» (1=0,600 при р<0,05) и «отвержение» (1=0,893 при р<0,01)
- превалируют негативные психические состояния.
В ходе анализа материала были выделены типичные психические состояния у дошкольников при типе дет-ско-родительских отношений «принятие» и «кооперации»: радость, веселость, синтония (дружелюбие), удовлетворенность, спокойствие, активность, бодрость.
При типе отношений «симбиоз» характерным являются позитивные психические состояния (веселость, активность) и негативные психические состояния низкой степени (тревога, страх, раздражительность). Позитивные психические состояния актуализируются и при типе отношений «инфантилизация». Здесь наряду с веселостью и активностью, регистрируются тревожность, возбужденность и утомляемость.
При «авторитарной гиперсоциализации» чаще встречаются неравновесные негативные психические состояния низкой и средней степени: страх, обида, злость, тревожность, безразличие, утомляемость.
При «отвержении» превалируют неравновесные негативные психические состояния средней и высокой 68
степени; характерны злость, обида, тревога, страх, возбуждение, агрессивность/агрессия.
Таким образом, сверхвысокая требовательность в беспрекословном подчинении, непоследовательность, жесткость родителя, отсутствие эмоциональной близости, слабый телесный контакт, игнорирование психического состояния ребенка, вторжение, избыток или низкая степень вовлеченности в его жизнь и деятельность,
- приводят к возникновению у ребенка-дошкольника негативных неравновесных состояний низкой и высокой степени.
Разделение родителем детских чувств и переживаний, интересов, удовлетворение базовых потребностей, готовность к содействию, сотрудничеству и соучастию в деятельности, интерес к внутренней жизни, - актуализируют позитивные психические состояния ребенка в диаде «родитель-ребенок».
Учет выявленных особенностей может помочь специалистам в определении и выборе направления, тактики, методов и технологий коррекции нарушенных отношений и негативных психических состояний в диаде «родитель-ребенок».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва ; Воронеж : Ин-т практ. психологии. 1995. 348 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. — М., 1982.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М. : АСТ, 2016. - 304 с.
4. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01. — М., 1986.
— 206 с.
5. Варга А. Я., Столин В. В. Тест-опросник родительского отношения //Практикум по психодиагностике. — М., 1989. 79 с.
6. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М. : Педагогика, 1989.
7. Атаханов Р., Абдурашитов Н. Ф. Деструктивные детско-родительские отношения и возможности совершения подростками правонарушения // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 4А. С. 165-179.
8. Кузьмина К. Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе // Концепт. 2015. №11. С. 1-7.
9. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. №2. С. 187-192.
10. Парцхаладзе Л. Н. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника //Концепт. 2015. №S1.
11. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова ДА. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 183-186.
12. Ибрагимова Л.А., Чубанова Г.Р. Проблема психологического исследования семьи и детско-родительских отношений в семьях педагогов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 105-110.
13. Смалько О.В. Родительское отношение и родительская ответственность как основные составляющие родительства // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 70-73.
14. Atmadzhov L.S. How parents can help their children deal with divorce or separation // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 29-34.
15. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагности-ко-коррекционный аспект). — М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
16. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. — СПб. : Питер, 2008. 672 с.
17. Дубовик Е. Ю. Особенности проявления тревожности в дет-ско-родительских отношениях часто болеющим ребёнком дошкольного возраста // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2006. №1. С. 134-141.
18. Чернявская В. С., Обидион И. И. Тревожность дошкольников и стили родительского воспитания //МНКО. 2015. №3 (52). С.272-275
19. АвдееваН. Н., КочетоваЮ. А. Влияние стиля детско-родитель-ских отношений на возникновение страхов у детей //Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 4. С. 35—47.
20. Аппаев М. Б., Койчуева Ф. Х., Джанкёзова Т. С. Влияние особенностей детско-родительских отношений на компоненты эмоционально-волевой сферы //Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2. С. 1-12.
21. Краснова С. Г. Взаимосвязь психических состояний и межличностных отношений дошкольников в социальном окружении : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07. — Нижний Новгород, 2011. — 201 с.
22. Mensah M. K., Kuranchie A. Influence of Parenting Styles on the
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
педагогические науки
Велиева Светлана Витальевна, Павлова Анна Владимировна ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДИАДЕ «РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК» ...
Social Development of Children // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. 2013. Vol. 2. № 3. DOI: 10.5901/ajis.2013.v2n3p123.
23. Шарапова Т. П. Взаимосвязь стиля воспитания, отношения к родителям и нормативности поведения в старшем подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 6 (июнь). С. 1-10.
24. Габдреева Г. Ш. Роль переживаний в рефлексивной регуляции состояний // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2014. №6. С. 6-17.
25. Прохоров А. О., Кимберг А. Н. Психология состояний и психология идентичности // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2010. Том 152. №5. Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologiya-sostoyaniy-i-psihologiya-identichnosti/viewer.
Статья поступила в редакцию 19.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020