Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
833
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
семья / детско-родительские отношения / стиль воспитания / ценности / мотивы воспитания / положительный образ / взаимодействие / социум / family / child-parent relations / parenting style / values / parenting motives / positive image / interaction / society

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шельшакова Наталья Николаевна

Многие родители стремятся, как можно раньше вывести ребенка в социум, развивать его интеллект, способности, совершенно забывая о том, что самое главное в дошкольном возрасте – это семейное воспитание, благоприятное развитие детско-родительских отношений, укрепление в сознании детей важности теплых семейных взаимоотношений. Несмотря на высокие стремления современных родителей, проблема развития детско-родительских отношений остается прежней. И причинами нарушения детско-родительских отношений так же, как и раньше, являются отсутствие желания или интереса к семейному воспитанию, занятость родителей, нехватка времени, незнание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка и низкий воспитательный потенциал в семьях. Все это приводит к развитию неадекватного стиля воспитания, например, гиперопеке или гипоопеке, и нарушению детско-родительских отношений, важных для развития личности ребенка [5, 7, 8, 9]. Исследование проводилось с 20 семьями с детьми 3-4 лет. Изучение детско-родительских отношений проводилось посредством следующих методик: 1. «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ). 2. «Родительское сочинение» А.А. Шведовская. Формирование отклонений в поведении детей 3-4 лет обусловлено различными факторами: негативное развитие социальной ситуации в семье, завышенные требования к интеллектуальному развитию ребёнка, зависимость ребёнка от матери, поддерживаемое ею. Практическая значимость работы состоит в том, чтобы после проведения коррекционно-развивающей программы по устранению нарушений в детско-родительских отношениях родители стремились к повышению уровня развития личности ребенка, основываясь на положительном образе собственного ребенка и укрепляя его сильные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шельшакова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF CHILD-PARENT RELATIONS IN FAMILIES WITH YOUNG CHILDREN

Many parents strive to bring the child into society as early as possible, to develop his intelligence, abilities, completely forgetting that the most important thing in preschool age is family education, the favorable development of child – parent relations, strengthening the importance of warm family relationships in the minds of children. Despite the high aspirations of modern parents, the problem of the development of child-parent relations remains the same. And the reasons for the violation of child-parent relations are the same as before: lack of desire or interest in family education, parents ‘ employment, lack of time, as well as ignorance of the age and individual characteristics of the child and low educational potential in families. All this leads to the development of an inadequate parenting style, for example, hyperopecia or hypoopecia, and the violation of child-parent relations important for the development of the child’s personality [5, 7, 8, 9]. The study was conducted with 20 families with children aged 3-4 years. The study of child-parent relations was carried out using the following methods: 1. “Analysis of family education” E.G. Eidemiller, V.V. Justitskis (DIA). 2. “Parental essay” by A.A. Shvedovskaya. The formation of deviations in the behavior of children aged 3-4 years is due to various factors: the negative development of the social situation in the family, excessive demands on the intellectual development of the child, the child’s dependence on the mother supported by her. The practical significance of the work is that after conducting a correctional and developmental program to eliminate violations in child-parent relations, parents strive to increase the level of development of the child’s personality, based on the positive image of their own child and strengthening his strengths.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

С©4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D

DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-300-304 ШЕЛЬШАКОВА Наталья Николаевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Петрозаводского государственного университета,

e-mail: naty_sy@mail.ru

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Многие родители стремятся, как можно раньше вывести ребенка в социум, развивать его интеллект, способности, совершенно забывая о том, что самое главное в дошкольном возрасте - это семейное воспитание, благоприятное развитие детско-ро-дительских отношений, укрепление в сознании детей важности теплых семейных взаимоотношений. Несмотря на высокие стремления современных родителей, проблема развития детско-родительских отношений остается прежней. И причинами нарушения дет-ско-родительских отношений так же, как и раньше, являются отсутствие желания или интереса к семейному воспитанию, занятость родителей, нехватка времени, незнание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка и низкий воспитательный потенциал в семьях. Все это приводит к развитию неадекватного стиля воспитания, например, гиперопеке или гипоопеке, и нарушению детско-родительских отношений, важных для развития личности ребенка [5, 7, 8, 9]. Исследование проводилось с 20 семьями с детьми 3-4 лет. Изучение детско-родительских отношений проводилось посредством следующих методик: 1. «Анализ семейного воспитания» - Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ). 2. «Родительское сочинение» - А.А. Шведовская. Формирование отклонений в поведении детей 3-4 лет обусловлено различными факторами: негативное развитие социальной ситуации в семье, завышенные требования к интеллектуальному развитию ребёнка, зависимость ребёнка от матери, поддерживаемое ею. Практическая значимость работы состоит в том, чтобы после проведения коррекционно-развивающей программы по устранению нарушений в дет-ско-родительских отношениях родители стремились к повышению уровня развития личности ребенка, основываясь на положительном образе собственного ребенка и укрепляя его сильные стороны.

Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, стиль воспитания, ценности, мотивы воспитания, положительный образ, взаимодействие, социум.

SHELSHAKOVA Natalya Nikolaevna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Petrozavodsk State University

HARMONIZATION OF CHILD-PARENT RELATIONS IN FAMILIES WITH YOUNG CHILDREN

Annotation. Many parents strive to bring the child into society as early as possible, to develop his intelligence, abilities, completely forgetting that the most important thing in preschool age is family education, the favorable development of child - parent relations, strengthening the importance of warm family relationships in the minds of children. Despite the high aspirations of modern parents, the problem of the development of child-parent relations remains the same. And the reasons for the violation of child-parent relations are the same as before: lack of desire or interest in family education, parents ' employment, lack of time, as well as ignorance of the age and individual characteristics of the child and low educational potential in families. All this leads to the development of an inadequate parenting style, for example, hyperopecia or hypoopecia, and the violation of child-parent relations important for the development of the child's personality [5, 7, 8, 9]. The study was conducted with 20 families with children aged 3-4 years. The study of child-parent relations was carried out using the following methods: 1. "Analysis of family education" - E.G. Eidemiller, V.V. Justitskis (DIA).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

2. "Parental essay" by A.A. Shvedovskaya. The formation of deviations in the behavior of children aged 3-4 years is due to various factors: the negative development of the social situation in the family, excessive demands on the intellectual development of the child, the child's dependence on the mother supported by her. The practical significance of the work is that after conducting a correctional and developmental program to eliminate violations in child-parent relations, parents strive to increase the level of development of the child's personality, based on the positive image of their own child and strengthening his strengths.

Key words: family, child-parent relations, parenting style, values, parenting motives, positive image, interaction, society.

Обоснование проблемы

В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания [1; 2; 4; 6]. Тем не менее, проблема изучения детско-роди-тельских отношений в семьях, имеющих детей младшего дошкольного возраста, и формирование положительного образа собственного ребенка является недостаточно изученной и требует более детального рассмотрения [13; 14; 15; 16]. Это связано с тем, что стиль семейного воспитания у родителей опосредован собственным прошлым, порой негативным опытом, а процесс формирования положительного образа ребенка однозначно противоречив, т.к. накладываются воспоминания собственных детско-родительских отношений и представления о себе как об идеальном родителе [10; 11; 12]. При этом не учитывается позиция второго родителя, влияние общественных стереотипов и т.д. По большей части к раннему дошкольному возрасту родителям следует понять, что необходимо переходить от процесса формирования положительного образа ребенка к процессу создания у самого ребенка положительных представлений о родителях [3; 5]. Так процесс воспитания ребенка и стиль воспитания к 3-4 годам трансформируется в согласованный процесс создания семьи, в котором родители и ребенок занимают одинаковые руководящие позиции. При этом надо учитывать, что главенствующими факторами в создании семьи как целого гармоничного настоящего и будущего являются индивидуальные возможности ребенка и нравственные установки родителей [7; 8; 9].

Цель - формирование детско-родительских отношений в семьях с детьми 3-4 лет в условиях ДОУ.

Организация исследования

Исследование проводилось с 20 семьями с детьми 3-4 лет. Изучение детско-родительских отношений проводилось посредством следующих методик: 1. «Анализ семейного воспитания» - Э.Г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ). 2. «Родительское сочинение» - А.А. Шведовская.

Результаты исследования

Из полученных данных можно сделать вывод о наличии в группе следующих показателей нарушения процесса воспитания:

Неразвитость родительских чувств (НРЧ). Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом (пример любящих бабушек и дедушек). Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь» - 5 семей (25%). Из приведенных показателей нарушения процесса воспитания можно выделить сочетания различных отклонений в воспитании, определяющие наличие типов негармоничного семейного воспитания. Воспитание в семьях без выраженных симптомов нарушения более соответствуют гармоничному стилю воспитания в семье - 6 семей (30%).

Анализ результатов по методике «Родительское сочинение» - автор А.А. Шведовская

В группе преобладают следующие типы взаимодействия: гармоничный - 6 семей; дистантный - 2 семьи; родитель-диктатор - 4 семьи; конфликтный - 2 семьи; ребёнок-диктатор - 2 семьи; также сочетание типов взаимодействия: гармоничный и дистантный - 1 семья; дистантный -конфликтный - 1 семья; родитель-диктатор и гармоничный - 1 семья; родитель-диктатор и дистантный - 1 семья. Центрация высказываний на ребенке - 13 семей; на семье - 4 семьи; на отношениях с ребёнком - 3 семьи. Эмоциональный знак высказываний: максимально-положительный (симбиоз матери и ребёнка) - 4 семьи; положительный - 10 семей, амбивалентный - 5 семей; нейтральный - 1 семья.

Основные проблемы развития детей и стремления родителей, определяемые родителями группы: развитие речи - 7 семей (35%); физическое развитие и здоровье - 8 семей (40%); развитие самостоятельности у ребёнка - 4 семьи (20%); застенчивость - 8 семей (40%); речевая и двигательная расторможенность - 3 семьи (15%); капризы, непослушание 6 семей (30%); агрессивность - 1 семья (5%); интеллектуальное развитие

- ; не определяют проблем развития - 4 семьи (20%). Стремления родителей к развитию у детей: большинство родителей стремятся к интеллектуальному, творческому, физическому развитию своих детей - 14 семей (70%), не могут определить - 6 семей (30%).

Формирование отклонений в поведении детей 3-4 лет обусловлено различными факторами: негативное развитие социальной ситуации в семье, завышенные требования к интеллектуальному развитию ребёнка, зависимость ребёнка от матери поддерживаемое ею.

Анализ мероприятий по гармонизации детско-родительских отношений в ДОУ

Разработанный нами комплекс развивающих занятий включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам и продолжительности:

I этап - ориентировочный включает 2 занятия: «Знакомство», «Все мы разные, но все любимые. Знакомство с индивидуальными особенностями детей группы».

Задачи этапа:

1. Создать благоприятный климат в группе; 2. Способствовать повышению активности детей и родителей на занятиях; 3. Повышать мотивацию родителей на дальнейшее взаимодействие; 4. Познакомить родителей с планом и целями комплекса занятий; 5. Способствовать развитию у родителей безусловного принятия собственного ребенка, имеющего индивидуальные особенности; 6. Развивать у детей чувство доверия и желание общаться со сверстниками и взрослыми.

II этап - объективирование трудностей включает 4 занятия: «Ребятки - Поскакушки», «Ребятки - Тихони», «Ребятки - Трусишки», «Ребятки - Драчунишки».

Задачи: 1. Подробнее раскрыть индивидуальные особенности: гиперактивность, застенчивость, тревожность, агрессивность; 2. Развивать адекватное отношение родителей к индивидуальным особенностям ребенка; 3. Познакомить с играми, направленными на преодоление влияния данных особенностей; 4. Способствовать развитию желания родителей благополучно преодолевать трудности, связанные с данными индивидуальными особенностями; 5. Способствовать развитию у родителей безусловного принятия собственного ребенка, имеющего индивидуальные особенности; 6. Развивать у детей чувство доверия и желание общаться со сверстниками и взрослыми.

III этап - формирующий включает 8 занятий: «Неуверенность в себе», «Как слушать ребёнка?», «Позитивная переориентация поведения детей», «Поиграй со мною, мама!», «Веселые спортивные игры для детей и взрослых», «Когда звучит музыка», «Весёлый язычок. Артикуляционная

гимнастика», «Весёлый язычок. Развитие мелкой моторики».

Задачи:

1. Дать представление родителям о различных способах преодоления трудностей в процессе воспитания; 2. Обучить родителей конкретным приемам эффективного взаимодействия с детьми; 3. Повышать желание родителей развивать способности детей, играя с ними; 4. Познакомить с играми, направленными на развитие личности ребенка; 5. Способствовать развитию у родителей безусловного принятия собственного ребенка, имеющего индивидуальные особенности; 6. Развивать у детей чувство доверия и желание общаться со сверстниками и взрослыми.

IV этап - обобщающе-закрепляющий (1 занятие).

Задачи: 1. Закрепить полученные результаты позитивного взаимодействия детей и родителей; 2. Способствовать развитию желания родителей к дальнейшему сотрудничеству с воспитателями группы и специалистами; 3. Способствовать развитию желания у родителей заниматься воспитанием и обучением собственных детей.

I этап - ориентировочный.

Занятие «Знакомство» сопровождалось отсутствием каких-либо ярких эмоций со стороны детей и родителей, все присматривались друг к другу, отвечая на вопросы простыми однозначными ответами, дети с интересом наблюдали за родителями. Дети, родители которых были более открыты и предрасположены к общению, - улыбались, другие проявляли сдержанность и были скованы. Мини-лекция сопровождалась презентацией «уникальность дошкольного возраста». Во время лекции родители внимательно слушали лекцию и наблюдали за работой своих детей, но вопросов не задавали, инициативу не проявляли. Дети с удовольствием занимались рисованием и демонстрировали свои рисунки родителям. Большинство детей рассказывали про свои рисунки, перебивая друг друга. Артём Е. показал каждому из присутствующих свой рисунок, ожидая похвалы. Некоторые дети, например, Витя, Василий, Филипп и Света говорили тихим голосом лично мамам. Артём Ч. молчал, не отвечая на вопросы мамы, которая также не знала, как похвалить его, была сдержана. В это время родители и дети расслабились и стали чувствовать себя увереннее. Так же детям и родителям понравилась игра «снежные комочки», по словам родителей, они вновь почувствовали себя детьми и пережили минуты искренней радости, а дети отмечали, что играть с родителями весело и интересно.

После активной игры дети с радостью устроились отдохнуть на коленях у родителей, а они в это время в более свободном стиле зачитывали и комментировали «заповеди для родителей». В

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

конце занятия родители получили памятки «10 заповедей для родителей». Позже в беседах с педагогами родители проявляли интерес к анализу заповедей и рассуждали о возможности их выполнения.

Таким образом, во время проведения занятия можно было наблюдать различные варианты взаимодействия родителей со своими детьми: принятие, сдержанность, эмоциональную отгороженность, неумение искренне радоваться достижениям своих детей, но в процессе совместной работы менялось отношение родителей к детям от сдержанности к проявлению доброжелательности.

На втором занятии «Знакомство с индивидуальными особенностями детей группы» родители чувствовали себя более уверенно, свободно и большинство детей, глядя на родителей, называли свои имена и имена своих родителей, а более активные дети называли и положительные качества своих мам, такие как красота и доброта. Как и на прошлом занятии сложнее всех на контакт шли: Света, Витя и Артём Ч. Витя назвал только своё имя, на просьбу назвать имя мамы он только опускал голову и отворачивался, Света назвала своё имя только очень тихо и один раз, после чего закрыла лицо рукой и больше ничего не отвечала. Артём тихо назвал своё имя и имя мамы, Лёня сказал ему, что у него тоже есть тетя Наташа, как у Артёма. На эти слова Артём проявил агрессию - стал замахиваться рукой на Лёню и говорить, что это его мама Наташа, а не Лёнина. Пока родители слушали мини-лекцию, дети занимались аппликацией. Родители с интересом наблюдали со стороны за работой детей, а дети очень старались, чтобы их работа понравилась родителям. Несколько раз Лёня и Артём Е. подбегали к своим родителям с незаконченными работами и ждали похвалы.

Во время совместного рассматривания работ педагог обратила внимание на работу каждого ребёнка, дети наперебой давали свои работы, чтобы их отметили, в т.ч. и Никита В., Егор, Света, Витя, Ваня, отличающиеся высоким уровнем тревожности. На развитие безусловного принятия родителями своих детей также положительно повлияла игра «я вижу...», направленная на установление доверительных отношений между родителями и детьми и релаксационное упражнение под музыку «глажу деточку нежно я», предполагающее тактильное взаимодействие родителей и детей. После занятия родители подходили и интересовались результатами диагностики и определением индивидуальных особенностей у детей, делились собственными наблюдениями за детьми.

Таким образом, считаем, что проведенное мероприятие положительно повлияло на укрепле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

ние детско-родительских отношений и повышение мотивации родителей к дальнейшему сотрудничеству и изучению индивидуальных особенностей развития детей.

Так же анализ первого этапа нашего комплекса развивающих занятий показал эффективность выбранных нами методов и приемов для решения задач, поставленных на данном этапе.

II этап - объективирование трудностей.

Занятие «Ребятки - Поскакушки» разработано специально для детей, в поведении которых наблюдаются проявления гиперактивности, но при этом оно также подходит и для детей с проявлением агрессивности и остальных членов группы, т.к. способствует развитию коммуникативных навыков, эмпатии, чувства доверия и желанию общаться с взрослыми и сверстниками.

Дети с интересом восприняли игру-приветствие «маленькая птичка», всем хотелось взять её в руки, погладить. Пока птичка находилась в руках у одного ребёнка, остальные уже стояли с подготовленными ладошками и просили дать им птичку поскорее. Особенно сложно было ждать своей очереди детям с проявлением гиперактивности, Артём Е. несколько раз подбегал к тому, у кого в руках была птичка, и пытался её отобрать или выпросить. Также отличительной особенностью детей с проявлением гиперактивности и агрессивности было желание сжать птичку посильнее, потрясти и перекинуть её другому (Никита П., Василий, Артём Е.).

Для удобства работы с родителями к мини-лекции родителям были розданы памятки, в которых указаны критерии гиперактивности, правила эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми и игры для них. Так же использовалась презентация, содержащая основные моменты лекции. Родители активно участвовали в диалоге, задавали вопросы. После занятия некоторые родители подходили с дополнительными вопросами. Совместный просмотр детских работ, как и на предыдущих занятиях, вызвал радость у детей и родителей. Теперь родители более открыто выражали свое удовлетворение детскими работами, старались похвалить своего ребенка.

В качестве практического примера игры с гиперактивными детьми мы провели игру «подпрыгни, пожалуйста», направленную на развитие внимания и контроль импульсивности. У многих детей не сразу получилось действовать правильно, детям с проявлением гиперактивности понадобилось приложить больше усилий для решения поставленной задачи. Игра «прогулка с компасом» была интересна как детям, так и родителям, в связи с тем, что родителям пришлось довериться своим детям. Родители гиперактивных и тревожных детей (Владика, Артёма Ч., Никиты П., Светы, Филиппа) в начале чувствовали

себя неуверенно, но постепенно расслаблялись и начинали доверять детям.

Таким образом, задачи, поставленные перед нами на этом занятии, можно считать выполненными в полном объеме. Однако надо учитывать, что воспитание детей 3-4 лет с признаками эмоциональных нарушений требует комплексного подхода, участия родителей, специалистов разной направленности.

Список литературы:

[1] Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд.

- М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

[2] Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

[3] Выготский Л.С. Кризис трех лет // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. - Т. 4.

[4] Гаврилушкина О.П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).

[5] Гальперин Я.П., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978.

[6] Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Сфера, 2003.

[7] Довгая Н.А. Влияние семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в детском саду. - 2006. - № 4.

[8] Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М.: «Сфера», 2002.

[9] Дошкольная педагогика: учеб. для студ. сред. проф. учеб. завед. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 10-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2009.

- 416 с.

[10] Ефимкина Р.П. Детская психология. -Новосибирск: Науч.-учеб. центр психологии НГУ, 1995.

[11] Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

[12] Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

[13] Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989.

- № 5.

[14] Корчак Я. Как любить ребёнка, книга о воспитании. - М.: Политиздат, 1990. - 493 с.

[15] Косов А.В., Мазина О.В. Специфика изменений в эмоционально-личностной сфере ребенка, воспитывающегося в условиях деприва-

ции отцовского влияния // Психолог в детском саду. - 2006. - № 4.

[16] Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: Сфера: Юрайт, 2001.

Spisok literatury:

[1] Aleshina Yu.E. Individual'noe i semejnoe psihologicheskoe konsul'tirovanie. - 2-e izd. - M.: Nezavisimaya firma Y'KlassY', 1999.

[2] Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lich-nosti / pod red. D.I. Fel'dshtejna / Vstupitel'naya stat'ya D.I. Fel'dshtejna. - 2-e izd. - Voronezh: NPO «MODEK», 1997.

[3] Vygotskij L.S. Krizis trekh let // Vygotskij L.S. Sobr. soch.: v 6 t. - M., 1984. - T. 4.

[4] Gavrilushkina O.P. Komplekt diagnostich-eskih metodik dlya izucheniya razvitiya detej mlad-shego doshkol'nogo vozrasta (3-4 let).

[5] Gal'perin Ya.P., Zaporozhec A.V., Karpova S.N. Aktual'nye problemy vozrastnoj psihologii. - M., 1978.

[6] Gippenrejter Yu.B. Obshchat'sya s reben-kom. Kak? - M.: Sfera, 2003.

[7] Dovgaya N.A. Vliyanie semejnoj situacii na emocional'noe razvitie doshkol'nika // Psiholog v det-skom sadu. - 2006. - № 4.

[8] Doronova T.N. Vzaimodejstvie doshkol'nogo uchrezhdeniya s roditelyami. - M.: «Sfera», 2002.

[9] Doshkol'naya pedagogika: ucheb. dlya stud. sred. prof. ucheb. zaved. / S.A. Kozlova, T.A. Kulik-ova. - 10-e izd., ster. - M.: IC «Akademiya», 2009. -416 s.

[10] Efimkina R.P. Detskaya psihologiya. -Novosibirsk: Nauch.-ucheb. centr psihologii NGU, 1995.

[11] Zvereva O.L., Krotova T.V. Obshchenie pedagoga s roditelyami v DOU. Metodicheskij aspekt.

- M.: Tvorcheskij centr «Sfera», 2005.

[12] Kolominskij Ya.P., Pan'ko E.A., Igumnov S.A. Psihicheskoe razvitie detej v norme i patologii: psihologicheskaya diagnostika, profilaktika i korrek-ciya. - SPb.: Piter, 2004. - 480 s.

[13] Koncepciya doshkol'nogo vospitaniya // Doshkol'noe vospitanie. - M: Prosveshchenie, 1989.

- № 5.

[14] Korchak Ya. Kak lyubit' rebyonka, kniga o vospitanii. - M.: Politizdat, 1990. - 493 s.

[15] Kosov A.V., Mazina O.V. Specifika izme-nenij v emocional'no-lichnostnoj sfere rebenka, vospityvayushchegosya v usloviyah deprivacii otcov-skogo vliyaniya // Psiholog v detskom sadu. - 2006. -№ 4.

[16] Kulagina I.Yu. Vozrastnaya psihologiya. Razvitie cheloveka ot rozhdeniya do pozdnej zrelosti.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- M.: Sfera: Yurajt, 2001.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.