ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД
Научная статья УДК 159.9
DOI: 10.20323/1813-145X-2022-5-128-144-151 EDN: RCAXLD
Роль семейного воспитания в формировании психологической культуры
детей дошкольного возраста
Нина Петровна Ансимова1Н, Анна Германовна Ерофеева2
1 Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1
2Преподаватель психологии и педагогики, методист ГПОАУ ЯО «Ярославский педагогический колледж». 150029, г. Ярославль, ул. Маланова, 12а 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0459-6502 2eш[email protected]н, https://orcid.org/0000-0002-4142-1675
Аннотация. В статье предпринята попытка обосновать роль семьи, а также стилей семейного воспитания в формировании психологической культуры детей дошкольного возраста. В качестве методологической основы исследования выступают культурно-историческая теория Л. С. Выготского, а также теория семейных отношений В. Н. Дружинина. В исследовании авторами были применены методы анализа литературных источников, сравнительный метод, синтез, обобщение и сопоставление.
Авторы предлагают свое понимание психологической культуры дошкольников. В частности, утверждается, что она тесным образом связана с психологической культурой родителей. На формирование психологической культуры детей дошкольного возраста оказывают влияние многие факторы. В частности, индивидуально -личностные особенности родителей и детей, психологический климат в семье, а также стили воспитания ребенка в семье. Авторы показывают, каким образом стили семейного воспитания могут оказывать влияние на формирование психологического здоровья и психологической культуры дошкольников. Так, демократический стиль воспитания рассматривается как оптимальное условие формирования психологической культуры детей дошкольного возраста, поскольку предполагает гармоничные и равноправные отношения между родителями и детьми. Этот стиль подразумевает уважительное и гуманное отношение к детям, что способствует их благоприятному развитию. В рамках демократического стиля воспитания у детей могут формироваться навыки самостоятельности, ответственности и нравственного поведения как в семье, так и в обществе, что является важнейшими критериями психологической культуры детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: психологическая культура; психологическое здоровье; дошкольники; семья; воспитание; стили воспитания; развитие
Для цитирования: Ансимова Н. П., Ерофеева А. Г. Роль семейного воспитания в формировании психологической культуры детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 144-151. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-144-151. https://elibrary.ru/rcaxld
© Ансимова Н. П., Ерофеева А. Г., 2022
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS OF DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENTS
Original article
The role of family education in formation of preschool children's psychological culture Nina P. Ansimova113, Anna G. Erofeeva2
:Doctor psychological sciences, professor of the department of general and social psychology, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1
2Teacher of psychology and pedagogy, methodologist, Yaroslavl pedagogical college. 150029, Yaroslavl, Malanov st., 12a
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0459-6502
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-4142-1675
Abstract. This article attempts to substantiate the role of the family, as well as the styles of family education in the formation of preschool children's psychological culture. The methodological basis of the research is the cultural and historical theory of Lev Semenovich Vygotsky, as well as the theory of family relations of Vladimir Nikolaevich Druzhinin. In this study, the authors applied methods of literary sources analysis, comparative method, synthesis, generalization and comparison. The authors offer their understanding of the psychological culture of preschoolers. In particular, it is argued that the psychological culture of preschoolers is closely related to the psychological culture of parents. Many factors influence the formation of the psychological culture of preschool children. In particular, these are the individual and personal characteristics of parents and children, the psychological climate in the family, as well as the styles of raising a child in the family. The authors show how the styles of family education can influence the formation of psychological health and psychological culture of preschoolers. The democratic style of upbringing is considered as the most optimal and effective condition for the formation of the psychological culture of preschool children, since it presupposes harmonious and equal relations between parents and children. The democratic style of upbringing implies a respectful and humane attitude towards children and contributes to their favorable development. Within the framework of a democratic style of upbringing, children can develop skills of independence, responsibility and moral behavior both in the family and in society, which are the most important components of the criteria of psychological culture of preschool children.
Keywords: psychological culture; psychological health; preschoolers; family; upbringing; parenting styles; development
For citation: Erofeeva A. G., Ansimova N. P. The role of family education in formation of preschool children's psychological culture. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(5): 144-151. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-144-151. https://elibrary.ru/rcaxld
Введение
Дошкольный возраст является основополагающим в формировании личности, поскольку именно в этом возрасте закладываются и определяются важнейшие свойства личности, возможности человека, формируется его отношение к миру. В дошкольном возрасте начинают складываться первые межличностные взаимоотношения со сверстниками: ребенок оценивает себя с разных точек зрения, расширяет представления о себе, активно изучает окружающих людей и мир в целом. В дошкольном возрасте начинают складываться отношение к себе, самооценка [Кукушкина, 2018].
Л. С. Выготский отмечал важную роль социального окружения в развитии ребенка. В своих исследованиях он писал: «Взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым является не фактором
развития, не тем, что действует извне на уже имеющееся, а источником развития» [Выготский, 1984, с. 388]. А. Н. Леонтьев в своих исследованиях также отмечал, что дошкольный возраст — период начального формирования склада личности, развития личностных механизмов поведения [Леонтьев, 2004]. «В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [Иванова, 2011, с. 342]. От того, насколько грамотно родители воспитывают ребенка, во многом зависит его дальнейшее становление и развитие. Взрослый человек (прежде всего, родители) для дошколь-
ника являются носителями культуры, а она, в свою очередь, способствует формированию личности ребенка [Выготский, 2010; Выготский, 2003].
Методология и краткая характеристика методов исследования
При написании данного исследования мы опирались, прежде всего, на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского [Выготский, 2010], суть которой заключается, по мнению В. В. Хоминской, в том, что «поведение и характер человека формируются с помощью исторического развития, то есть соотносятся с конкретно-историческим контекстом» [Хоминская, 2016, с. 34]. Развивая идеи Л. С. Выготского, В. В. Давыдов выделяет следующие принципы культурно-исторической психологии: основой психического развития человека служит качественное изменение социальной ситуации развития, важнейшими условиями формирования психики — обучение и воспитание; значительная роль в процессе формирования психики человека отведена символическим и знаковым системам; в деятельности и сознании человека важную роль играют эмоции и интеллект, находящиеся в единстве [Рубцов, 2016]. Также методологической основой исследования послужила теория семейных отношений В. Н. Дружинина, сущность которой заключается в рассмотрении и анализе структуры и типологии семей, особенностей взаимоотношений между ее членами. В своих исследованиях В. Н. Дружинин большую роль отводил вопросам, связанным со стилями семейного воспитания, и их влиянию на формирование личности [Дружинин, 2006].
В данном исследовании нами были применены методы анализа литературных источников, сравнительный метод, синтез, обобщение и сопоставление.
Чтобы лучше понимать, что представляет собой психологическая культура детей дошкольного возраста, необходимо кратко обозначить психологические особенности дошкольников, закономерности их психического развития.
Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста
В исследованиях Л. И. Божович отмечалось, что специфику психики человека определяют высшие психические функции, которые формируются в двух направлениях: физиологическом (при созревании и формировании нервной системы и коры головного мозга) и культурном (в про-
цессе усвоения опыта, духовных достижений общества) [Божович, 1999; Гуткина, 2018]. Так, у детей дошкольного возраста постепенно усложняются структура и деятельность коры головного мозга, развивается зрительная, слуховая чувствительность, что также оказывает значительное влияние на становление психических процессов ребенка [Николаева, 2019]. Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца,
Я. З. Неверовича, Т. А. Данилиной показывают тесную взаимосвязь познавательных и эмоциональных процессов, сформированность которых выступает составляющей психологической культуры [Карелина, 2017].
Необходимо отметить, что в современной психологии феномен психологической культуры среди детей дошкольного возраста практически не исследовался, однако такие попытки были предприняты. Так, по замечанию Я. Л. Коломинского и О. В. Стрелковой, психологическая культура дошкольника — это «сложный феномен, представляющий собой своеобразный сплав психологических знаний и умений, полученных из жизненного опыта, спонтанно приобретенных, а также психологических знаний и умений, усвоенных в процессе целенаправленной деятельности педагога» [Коломинский, 2013, с. 17]. На наш взгляд, с данным определением можно согласиться отчасти, поскольку психологическая культура дошкольника — это не только «сплав психологических знаний и умений», но и эмоциональное отношение ребенка, его индивидуально-личностные особенности, его внутренний потенциал. Определяющую роль в понимании психологической культуры дошкольника играют семья, психологическая атмосфера, в которой воспитывается дошкольник. В нашем понимании, психологическая культура дошкольника — совокупность сформированных нравственных представлений семьи и ребенка о самих себе и окружающем мире; эмоционально-личностное восприятие ребенком окружающей действительности [Ерофеева, 2021]. Мы предполагаем, что психологическая культура дошкольника тесным образом взаимосвязана, прежде всего, с психологической культурой воспитывающих его родителей. Согласимся с мнением Я. Л. Коломинского и О. В. Стрелковой в том, что «элементы психологической культуры детей восходят к психологической культуре взрослых, прежде всего, родителей» [Коломинский, 2013, с. 4]. В связи с этим очевидно, что взаимоотношения родителей, их стиль воспитания влияют на становление психо-
логической культуры дошкольника, на формирование его личности в целом.
Роль семьи в становлении психологической культуры дошкольников
В данном исследовании нами предпринята попытка изучить роль семьи в формировании психологической культуры детей дошкольного возраста, поскольку семья — первый социальный институт, в котором ребенок постигает азы общения и взаимодействия.
В исследованиях И. В. Дубровиной подчеркивается, что одна из важнейших составляющих психологической культуры личности — психологическое здоровье [Дубровина, 2009]. Мы рассматриваем психологическое здоровье как состояние духовного и нравственного благополучия, совокупность жизненных ресурсов, обеспечивающих человеку жизнь в гармонии с самим собой и окружающим миром, в том числе с членами своей семьи [Корнеева, 2007].
Множество исследований посвящено проблеме семейного воспитания и благополучия. Среди исследователей, занимающихся проблемами семьи, стоит отметить Г. Крайга, А. И. Захарова, В. И. Гарбузова, А. Я. Варгу, А. С. Спиваковскую и целый ряд других ученых [Крайг, 2005; Захаров, 2000; Гарбузов, 2015; Варга, 2001; Спиваковская, 1986]. В своих работах они также акцентируют внимание на значительной роли семьи в формировании личности дошкольника. От того, насколько конструктивно и грамотно выстроены детско-родительские взаимоотношения, взаимоотношения между супругами, напрямую зависит нравственное и духовное состояние не только отдельно взятого человека, но и общества в целом.
М. И. Лисина справедливо отмечает, что первооснова формирования психически и психологически здорового ребенка — это поддержание эмоционального контакта, уважение, принятие и любовь в семье, ограждение от неблагоприятных и психотравмирующих факторов [Лисина, 2009]. Е. В. Головнева выделяет следующие постулаты семейного воспитания: это, в первую очередь, безусловное принятие ребенка и создание эмоционально благоприятной атмосферы в семье, опора на позитивные качества ребенка и др. [Голов-нева, 2000].
А. В. Орлова отмечает, что «степень воздействия на развитие личности ребенка может зависеть от возраста, темперамента, менталитета, интересов, детско-родительских отношений и стиля воспитания, который оказывает влияние на формирование жизненных установок, убеждений,
представлений, а также помочь адаптироваться к условиям социальной среды» [Орлова, 2017, с. 111]. К сожалению, в семьях часто используются непродуктивные стратегии воспитания. На наш взгляд, это может быть связано с низкой педагогической культурой самих родителей, индивидуально-личностными особенностями семьи.
В исследованиях А. В. Орловой стиль семейного воспитания понимается как «способ взаимоотношений в семье, подразумевающий применение родителями комплекса методик и приемов воздействия на ребенка, определяющихся манерой вербального и невербального воздействия, характеризующихся степенью контроля и заботы, уровнем психоэмоционального контакта между ребенком и родителями» [Орлова, 2017, с. 111].
В современной педагогической психологии существует несколько классификаций стилей семейного воспитания. Рассмотрим их более подробно. Среди отечественных ученых, занимающихся этой проблемой, стоит выделить В. В. Столина, А. В. Петровского,
В. М. Миниярова, А. С. Спиваковскую и др. Д. Баумринд выделял авторитарный, либеральный и демократический стили воспитания [ВаитйМ, 1971; Ваитгт«!, 1973; Орлова, 2017]. Ряд ученых (Дж. Мартин, Э. Маккоби) расширили и дополнили позицию Д. Баумринда, предложив включить в классификацию стилей индифферентный тип семейного воспитания [Кузьми-шина, 2014]. Отметим, что все классификации стилей воспитания, предложенные как отечественными, так и зарубежными исследователями, так или иначе перекликаются между собой, поэтому в нашем исследовании мы будем придерживаться общепринятой точки зрения, предложенной Д. Баумринд [ВаитйМ, 1971; ВаитпМ, 1973].
Попытаемся предположить, каким образом стратегии родительского воспитания влияют на формирование психологической культуры дошкольника. При авторитарном стиле воспитания родители демонстрируют абсолютную власть над ребенком, все инициативы жестко подавляются, к детям применяются жесткие требования, упреки и угрозы. Данный стиль воспитания характеризуется эмоциональной отстраненностью родителей, отсутствием духовной близости. В результате подобного воздействия у ребенка формируется заниженная самооценка, страх совершить ошибку, боязнь быть отвергнутым, наблюдаются повышенные тревожность, агрессия либо наоборот, пассивность. Такие дети часто демонстрируют
147
конфликтное поведение с окружающими людьми [Гогицаева, 2021; Маркова, 2020]. Таким образом, авторитарный стиль воспитания характеризуется эмоциональной отстраненностью, отчужденностью от ребенка, высоким уровнем контроля со стороны родителей. Скорее всего, авторитарный стиль воспитания неблагоприятно сказывается на формировании психологической культуры дошкольника. Ребенок достаточно остро реагирует на поведение взрослых и усваивает опыт, полученный в процессе воспитания. Как справедливо замечают В. В. Тараканова и К. А. Слабожанинова, перевоспитать ребенка из проблемной семьи трудно. Усвоив определенные правила и нормы в своей семье, уже во взрослом возрасте он рискует столкнуться с различными трудностями: это и неумение выстраивать отношения с окружающими, и риск девиантного и асоциального поведения и др., что, безусловно, характеризует низкую сформированность психологической культуры личности [Тараканова, 2012].
Рассматривая либеральный стиль воспитания, мы также можем утверждать, что он может неблагоприятно воздействовать на формирование психологической культуры. Либеральный, или по-другому попустительский, стиль воспитания, характеризуется вседозволенностью, потаканием. В таких семьях отсутствуют правила и запреты, все пускается на самотек, контроль низкий либо отсутствует полностью. При этом отношения с ребенком могут быть теплыми, доброжелательными, доверительными, однако ошибочно полагать, что подобный стиль воспитания формирует в ребенке самостоятельность. Попустительство чревато эмоциональной отчужденностью, безответственностью, недоверием к окружающим, риском асоциального поведения, что, в свою очередь, также отражает несформированные компоненты психологической культуры человека [Ульянова, 2017]
На наш взгляд, демократический стиль воспитания является наиболее эффективен для формирования психологической культуры дошкольника, поскольку именно он предполагает равноправные отношения взрослого и ребенка. При демократическом стиле воспитания взрослые относятся к ребенку с уважением, возникающие разногласия решаются путем конструктивного диалога, убеждения, что, как отмечают многие исследователи, благоприятствует формированию самостоятельной, инициативной, нравственной личности, способной успешно адаптироваться в
обществе. Это, в свою очередь, характеризует высокую сформированность психологической культуры личности [Орлова, 2017].
Заключение
Таким образом, психологическая культура дошкольников — явление малоизученное, требующее системного и подробного изучения. В нашем исследовании мы рассмотрели значение семьи, а также стили семейного воспитания и оценили роль семьи в становлении психологической культуры детей дошкольного возраста, проанализировали, как та или иная стратегия воспитания влияет на нее.
Как уже отмечалось ранее, дошкольный возраст является важнейшим в формировании личности — в это время формируется отношение к окружающим людям и к миру в целом. Исходя из всего вышеизложенного, отметим необходимость проведения исследований, связанных с феноменом психологической культуры дошкольников и их родителей и дальнейшим внедрением результатов в практику. Формирование психологической культуры дошкольников и их родителей является фундаментальной основой для становления нравственного, психологически и психически здорового общества [Гогицаева, 2021].
В завершение хочется вспомнить слова советского педагога А. С. Макаренко: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить» [Макаренко, 1984, с. 167]. Поэтому еще раз подчеркнем значительную роль семьи в становлении психологически здоровой, социально адаптированной, духовно развитой личности и обратим внимание на перспективу исследований, связанных с феноменом психологической культуры.
Библиографический список
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва ; Воронеж : МОДЭК, 1999. 368 с.
2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс/ А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. Санкт-Петербург : Речь, 2001. 144 с.
3. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка в семье: Советы психотерапевта. Санкт-Петербург : КАРО, 2015. 296 с.
4. Выготский Л. С. Детская психология : в 6 томах. Том 4. Москва : Педагогика, 1984. 388 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. Москва : АСТ : Астрель, 2010. 671 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. Избранные психологические исследования. Москва : Эксмо-Пресс : Смысл, 2003. 512 с.
7. Гогицаева О. У Влияние семейного воспитания на возникновение страхов у младших школьников : монография / О. У Гогицаева, В. К. Кочисов, З. Т. Марзоева. Ульяновск : Зебра, 2021. 106 с.
8. Головнева Е. В. Теория воспитания : учеб. пособие для студентов педагогических вузов по специальности «031200 — Педагогика и методика начального обучения». Стерлитамак : СГПИ, 2000. 227 с.
9. Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14 № 2. С. 116-128.
10. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2006. 176 с.
11. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3 (20). С. 17-21.
12. Ерофеева А. Г. Феномен психологической культуры и основные подходы в ее понимании / А. Г. Ерофеева, Е. Н. Корнеева // Психология образования будущего: От традиций к инновациям : материалы V Международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов [27 апреля 2021] / под научной редакцией доктора психологических наук, профессора Н. В. Нижегородцевой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. С. 85-91.
13. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. Москва : ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
14. Иванова Ю. А. Историко-методологические основы исследования самоутверждения дошкольников в семье // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 10. С. 342.
15. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации : избранные научные статьи. Прага : Socюsfëra-Сг, 2017. 122 с.
16. Коломинский Я. Л. Психологическая культура детства : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я. Л. Коломинский, О. В. Стрелкова. Минск : Вышая школа, 2013. 109 с.
17. Корнеева Е. Н. Субъектная регуляция образовательного взаимодействия : монография. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2007. 153 с.
18. Крайг Г. Психология развития. 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум. Санкт-Петербург : Питер, 2005. 940 с.
19. Кузьмишина Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина, Е. С. Амелина, А. А. Пермякова, Е. А. Хохлова, 2014. С. 16-25.
20. Кукушкина М. Д. Психологическая безопасность среды для дошкольника // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института
психологии и социальной работы. 2018. Том 30. № 2. С. 40-45
21. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие. Москва : Смысл : Академия, 2004. 352 с.
22. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / под ред. А. Г. Рузской. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 320 с.
23. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 томах. Том 4. Москва : Директ-Медиа, 2014. 167 с.
24. Маркова Н. М. Особенности и проявления авторитаризма в детско-родительских отношениях // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-proyavleniya-avtoritarizma-v-detsko-roditelskih-otnosheniyah (дата обращения: 01.06.2022).
25. Николаева В. В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ В. В. Николаева, А. Е. Байкенова, В. Е. Шевченко // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2019. № 1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-emotsionalnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 28.05.2022).
26. Орлова А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // МНИЖ. 2017. № 8-2 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-semeynogo-vospitaniya-na-razvitie-lichnosti-detey-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 30.05.2022).
27. Рубцов В. В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л. С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 4-14.
28. Спиваковская А. С. Как быть родителями : о психологии родительской любви. Москва : Педагогика, 1986. 160 с.
29. Тараканова В. В. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками / В. В. Тараканова, К. А. Слабожанинова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-semeynogo-vospitaniya-i-osobennosti (дата обращения: 27.05.2022).
30. Ульянова Е. Н. Актуальные вопросы стилей воспитания ребенка-дошкольника в семье // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-stiley-vospitaniya-rebenka-doshkolnika-v-semie (дата обращения: 01.06.2022).
31. Хоминская В. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как философская методология современного образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 3. С. 34.
32. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. 1971. № 1. PP. 1-103.
33. Baumrind D. The development of instrumental competence through socialization. In A. Pick (Ed.), Minnesota symposia on child psychology. Minneapolis : University of Minnesota Press, 1973. PP. 3-46.
Reference list
1. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste = Personality and its formation in childhood. Moskva ; Voronezh : MODJeK, 1999. 368 s.
2. Varga A. Ja. Sistemnaja semejnaja psihoterapija: kratkij lekcionnyj kurs = Systemic family psychotherapy: a brief lecture course / A. Ja. Varga, T. S. Drabkina. Sankt-Peterburg : Rech', 2001. 144 s.
3. Garbuzov V I. Vospitanie rebenka v sem'e: Sovety psihoterapevta = Bringing up a child in a family: Advice from a psychotherapist. Sankt-Peterburg : KARO, 2015. 296 s.
4. Vygotskij L. S. Detskaja psihologija : v 6 tomah. Tom 4 = Children's psychology: in 6 volumes. Volume 4. Moskva : Pedagogika, 1984. 388 s.
5. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaja psihologija = Pedagogical psychology / pod red. V. V Davydova. Moskva : AST : Astrel', 2010. 671 s.
6. Vygotskij L. S. Psihologija razvitija rebenka. Iz-brannye psihologicheskie issledovanija = Psychology of child development. Selected psychological research. Moskva : Jeksmo-Press : Smysl, 2003. 512 s.
7. Gogicaeva O. U. Vlijanie semejnogo vospitanija na vozniknovenie strahov u mladshih shkol'nikov = The impact of family education on the occurrence of fears in junior school students : monografija / O. U. Gogicaeva, V. K. Kochisov, Z. T. Marzoeva. Ul'janovsk : Zebra, 2021. 106 s.
8. Golovneva E. V Teorija vospitanija = Parenting theory: ucheb. posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov po special'nosti «031200 — Pedagogika i metodika nachal'nogo obuchenija». Sterlitamak : SGPI, 2000. 227 s.
9. Gutkina N. I. Koncepcija L. I. Bozhovich o stroenii i formirovanii lichnosti (kul'turno-istoricheskij podhod) = Concept of L. I. Bozhovich on the structure and formation of personality (cultural and historical approach) // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2018. T. 14 № 2. S. 116-128.
10. Druzhinin V N. Psihologija sem'i = Psychology of the family. 3-e izd. Sankt-Peterburg : Piter, 2006. 176 s.
11. Dubrovina I. V. Psihicheskoe i psihologicheskoe zdorov'e v kontekste psihologicheskoj kul'tury lichnosti = Mental and psychological health in the context of psychological personality culture // Vestnik prakticheskoj psi-hologii obrazovanija. 2009. № 3 (20). S. 17-21.
12. Erofeeva A. G. Fenomen psihologicheskoj kul'tury i osnovnye podhody v ee ponimanii = The phenomenon of psychological culture and the main approaches in its understanding / A. G. Erofeeva, E. N. Korneeva // Psihologija obrazovanija budushhego: Ot tradicij k innovacijam : materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, magistrantov i aspirantov [27 aprelja 2021] / pod nauchnoj redakciej doktora psi-
hologicheskih nauk, professora N. V. Nizhegorodcevoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2021. S. 85-91.
13. Zaharov A. I. Proishozhdenie detskih nevrozov i psihoterapija = The origin of childhood neuroses and psychotherapy. Moskva : JeKSMO-Press, 2000. 448 s.
14. Ivanova Ju. A. Istoriko-metodologicheskie osno-vy issledovanija samoutverzhdenija doshkol'nikov v sem'e = Historical and methodological foundations of the study of preschoolers' self-affirmation in the family // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. 2011. № 10. S. 342.
15. Karelina I. O. Razvitie jemocional'noj sfery detej v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii: izbrannye nauchnye stat'i = Development of the children's emotional sphere in a preschool educational organization: selected scientific articles. Praga : Sociosféra-CZ, 2017. 122 c.
16. Kolominskij Ja. L. Psihologicheskaja kul'tura detstva: posobie dlja pedagogov uchrezhdenij dosh-kol'nogo obrazovanija = Psychological culture of childhood: a manual for preschool education institutions teachers / Ja. L. Kolominskij, O. V. Strelkova. Minsk : Vyshaja shkola, 2013. 109 s.
17. Korneeva E. N. Sub#ektnaja reguljacija obra-zovatel'nogo vzaimodejstvija: monografija = Subject regulation of educational interaction: monograph. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2007. 153 s.
18. Krajg G. Psihologija razvitija = Developmental psychology. 9-e izd. / G. Krajg, D. Bokum. Sankt-Peterburg : Piter, 2005. 940 s.
19. Kuz'mishina T. L. Stili semejnogo vospitanija: otechestvennaja i zarubezhnaja klassifikacija = Styles of family education: national and foreign classification / T. L. Kuz'mishina, E. S. Amelina, A. A. Permjakova, E. A. Hohlova, 2014. S. 16-25.
20. Kukushkina M. D. Psihologicheskaja bezopas-nost' sredy dlja doshkol'nika = Psychological safety of the environment for a preschooler // Uchjonye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psihologii i social'noj raboty. 2018. Tom 30. № 2. S. 40-45.
21. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' = Activities. Consciousness. Personality: uchebnoe posobie. Moskva : Smysl : Akademija, 2004. 352 s.
22. Lisina M. I. Formirovanie lichnosti rebenka v ob-shhenii = Forming a child's personality in communication / pod red. A. G. Ruzskoj. Sankt-Peterburg : Piter, 2009. 320 s.
23. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochinenija : v 8 tomah. Tom 4 = Pedagogical works: in 8 volumes. Volume 4. Moskva : Direkt-Media, 2014. 167 s.
24. Markova N. M. Osobennosti i projavlenija avtori-tarizma v detsko-roditel'skih otnoshenijah = Features and manifestations of authoritarianism in child-parent relations // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-proyavleniya-avtoritarizma-v-detsko-roditelskih-otnosheniyah (data obrashhenija: 01.06.2022).
25. Nikolaeva V. V Osobennosti razvitija jemocional'noj sfery detej doshkol'nogo vozrasta = Features of the
development of the preschool children's emotional sphere / V V Nikolaeva, A. E. Bajkenova, V E. Shevchenko // Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshhestvo. 2019. № 1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-emotsionalnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta (data obrashhenija: 28.05.2022).
26. Orlova A. V. Vlijanie stilja semejnogo vospitanija na razvitie lichnosti detej shkol'nogo vozrasta = Influence of family education style on personality development of school-age children // MNIZh. 2017. № 8-2 (62). URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie -stilya-semeynogo-vospitaniya-na-razvitie-lichnosti-detey-shkolnogo-vozrasta (data obrashhenija: 30.05.2022).
27. Rubcov V. V. Kul'turno-istoricheskaja nauchnaja shkola: problemy, kotorye postavil L. S. Vygotskij = Cultural and historical scientific school: the problems designated by L. S. Vygotsky // Kul'turno-istoricheskaja psi-hologija. 2016. T. 12. № 3. S. 4-14.
28. Spivakovskaja A. S. Kak byt' roditeljami: o psi-hologii roditel'skoj ljubvi = How to be parents: about the psychology of parental love. Moskva : Pedagogika, 1986. 160 s.
29. Tarakanova V. V. Stil' semejnogo vospitanija i osobennosti obshhenija doshkol'nika so sverstnikami = The style of family education and the peculiarities of communication between a preschooler and peers /
V. V Tarakanova, K. A. Slabozhaninova // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment. 2012. № 5. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/stil-semeynogo -vospitaniya-i-osobennosti (data obrashhenija: 27.05.2022).
30. Ul'janova E. N. Aktual'nye voprosy stilej vospi-tanija rebenka-doshkol'nika v sem'e = Topical issues of the preschool child's upbringing styles in the family // Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta : sbornik materialov Ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-stiley-vospitaniya-rebenka-doshkolnika-v-semie (data obrashhenija: 01.06.2022).
31. Hominskaja V. V. Kul'turno-istoricheskaja teorija L. S. Vygotskogo kak filosofskaja metodologija sov-remennogo obrazovanija = Cultural and historical theory of L. S. Vygotsky as a philosophical methodology of modern education // Kontekst i refleksija: filosofija o mire i cheloveke. 2016. № 3. S. 34.
32. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. 1971. № 1. PP. 1-103.
33. Baumrind D. The development of instrumental competence through socialization. In A. Pick (Ed.), Minnesota symposia on child psychology. Minneapolis : University of Minnesota Press, 1973. PP. 3-46.
Статья поступила в редакцию 26.07.2022; одобрена после рецензирования 24.08.2022; принята к публикации 22.09.2022.
The article was submitted on 26.07.2022; approved after reviewing 24.08.2022; accepted for publication on 22.09.2022.