Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №1, Том 10 / 2022, No 1, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-1-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN122.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Мороз, Т. С. Особенности развития жизнеспособности детей дошкольного возраста в ситуации неопределенности / Т. С. Мороз, Н. В. Разина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN122.pdf
For citation:
Moroz T.S., Razina N.V. Features of the development of the viability of preschool children in a situation of uncertainty. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(1): 22PSMN122. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Работа осуществлялась при поддержке института психологии им. Л.С. Выготского города Москвы
Мороз Татьяна Сергеевна
АНО ВПО «Международная полицейская академия ВПА», Тула, Россия ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Тула, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1930-6942 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=664446
Разина Наталья Викторовна
ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]
Особенности развития жизнеспособности детей дошкольного возраста в ситуации неопределенности
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития психологической жизнеспособности ребенка дошкольного возраста в современном мире неопределенности. Представлен анализ категории неопределенности, категории психологической жизнеспособности. Жизнеспособность личности в современном многонациональном мире неопределенности является важнейшим ресурсом, рассматривается как составляющая человеческого капитала, которая сможет обеспечить стабильность бытия. Цель исследования состояла в изучении психологического благополучия ребенка дошкольного возраста в мире неопределенности. В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста и их родители. В работе были использованы методики — семейная доска Геринга К. Людевига и У. Уилкена, методика Рисунок семьи Л. Корман, методика Лесенка В.Г. Щур, опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина, опросник родительской любви и симпатии Е.В. Милюковой. Получены данные, свидетельствующие, что психологическое благополучие ребенка в условиях неопределенности обусловлено здоровой эмоциональной привязанностью. Способность к установлению здоровой эмоциональной привязанности формируется при родительской любви и стилем родительского отношения — принятие, кооперация. Образ семьи у детей дошкольного возраста связан со стилем родительского отношения. Тип семейной ситуации «группировки» и «доминирование» демонстрировали дети, родители которых выбирают следующие стили родительского отношения — отвержение, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. У детей выявлена заниженная самооценка, образ семьи и семейные ценности недостаточно сформированы. При типе семейной ситуации
«взаимодействие рядом», выявлена адекватная и высокая самооценка, образ семьи сформирован, представлен позитивный эмоциональный климат в семье. Родительская любовь обуславливает жизнеспособность личности ребенка в ситуации неопределенности. Родительская любовь дает чувство психологической безопасности ребенку, а также представления о будущей родительской роли.
Ключевые слова: жизнеспособность; неопределенность; психологическое благополучие; образ семьи; стиль родительского отношения; дошкольный возраст
Условия жизни современного человека характеризуются огромными нагрузками и высоким ритмом, высокой скоростью изменений, лавиной информации, нехваткой времени, неопределенностью будущего, что способствует развитию стресса [1; 2]. Исследователи К.А. Абульханова, В.В. Знаков, А.Б. Купрейченко, А.В. Юревич считают, что социальная, экономическая непредсказуемость, неясность в отношении будущей жизненной перспективы, ведут к невысокому уровню жизнеспособности и различным формам дезадаптации поколений в новых условиях постоянно изменяющегося мира. В многонациональном мире неопределенности человеку необходимо быть жизнеспособным, чтобы в современных условиях реализовать свои профессиональные способности. Несмотря на высокую актуальность, термин неопределенность, и термин жизнеспособность личности в психологии стали рассматриваться не так давно. Изначально категория неопределенность была введена в физике в теореме Геделя о соотношении неопределенностей. Самыми известными работами в концепции неопределенности считаются работы И.Р. Пригожина о философии нестабильности, порядке из хаоса [3]. Работы Н.Н. Талеб как получить пользу из хаоса и Э. Гидденса последствия современности. В психологии категория неопределенности у разных исследователей трактуется с позиций предлагаемой концепции. У К. Роджерса неопределенность является главным компонентом в творчестве [4]. Э. Эриксон неопределенность представляет с точки зрения кризиса идентичности. Т.В. Корнилова предлагает рассматривать неопределенность в концепции принятия решения как недостаточность информации. Наиболее полно и развернуто вопросы неопределенности предложены в работе А.Г. Асмолова [5]. Автор предлагает рассматривать изменяющийся мир и изменяющуюся личность.
Жизнеспособность личности в современном многонациональном мире неопределенности является важнейшим ресурсом, рассматривается как составляющая человеческого капитала, которая сможет обеспечить стабильность бытия. Понятие жизнеспособность применяется в социологии, антропологии, психологии, педагогики, политологии. Феномен жизнеспособность в психологии изучали с разных позиций — как жизненная эффективность A. Hogue, жизнестойкость S.R. Maddi, посттравматический рост D. Hartman, как ресурс Б.Г. Ананьев, А.В. Махнач, А.И. Лактионова как способность человека к возможности управления своими ресурсами, к которым относятся здоровье, мотивационная сфера, волевая, эмоциональная и когнитивная сфера [6]. Понятие жизнеспособность с точки зрения удовлетворенности собственной жизнью рассматривает Е.А. Рыльская [7]. Остается очень важным вопрос о развитии жизнеспособности личности, исследований, посвященных благополучию личности ребенка, его жизнеспособности в ситуации неопределенности в настоящий момент недостаточно.
По мнению Столина В.В. любовь родителей является обязательным условием для психологического развития ребенка. В период старшего дошкольного возраста происходит первое рождение личности, идет формирование самосознания, самооценки, строится иерархия
Введение
и соподчинение мотивов [8]. В современной науке изучением феномена родительская любовь занимается психология семьи. Исследования А. Бодалева, С. Броди, Г. Варга, С. Ковалевой, А. Личко, В. Столина, Л. Шипицина, Е. Эйдемиллера убедительно доказывают, что стиль родительского воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка. От родителей зависит, как будет формироваться психическое развитие, как будут удовлетворяться те или иные потребности, особенно потребность в любви к ребенку [9]. Дж. Боулби считает, что здоровая привязанность является важнейшим условием для формирования будущих отношений и взаимодействий с другими людьми [10]. Потребность в привязанности является базовой. При формировании беспорядочной привязанности у детей во взрослом возрасте появляются проблемы с контролем эмоций и поведения, а также непредсказуемой агрессивностью. Ребенок не понимает, кому можно доверять, он не чувствует защищенности в младенчестве, поэтому появляется агрессия или отстраненность [10]. Спиваковская А.С. считает, что без любви родителей невозможно развитие и удовлетворение базовых потребностей ребенка. С ребенком без родительской любви могут происходить психологические и физиологические изменения, такие как раздражительность, агрессивность, тревожность [11]. В работе Овчаровой Р.В. показано, что мнения о себе детей как глупых, плохих возникает в связи с тем, что родители их не любят, а они являются самыми близкими людьми, которые их отвергают. Именно отсутствие родительской любви приводит к низкой самооценке, недоверию к людям, неверию в себя [12]. По мнению Карлен Лайонес-Рут влияние матери на поведение ребенка во взрослом возрасте является определяющим. Именно взаимоотношения матери с ребенком, связанных с привязанностью, является причиной различных психологических патологий во взрослом возрасте. Младенцы, чья эмоциональная связь со своими матерями была сильно нарушена, выросли молодыми людьми с нестабильным чувством собственного Я, склонностью к саморазрушению (включая чрезмерную трату денег, беспорядочные половые связи, злоупотребление спиртным и наркотиками, агрессивное вождение и обжорство), чрезмерной агрессии и суициду [13]. В исследованиях российских психологов Гарифулиной Э.Ш., Игнатовой А.А. качество жизни детей предлагается оценивать с помощью индекса детского благополучия, который складывается из нескольких позиций, важнейшей является чувство безопасности, которое дает родительская любовь. Детям были предложены вопросы, касающиеся отношений в семье, как они видят взаимодействия с родителями. Желаемая родительская позиция была оценена как «просто любить» [14].
Без родительской любви невозможно полноценное психическое развитие и психологическое благополучие ребенка, что в свою очередь, будет негативно сказываться на удовлетворенности жизнедеятельностью и даже на продолжительности его жизни. Цель исследования состояла в изучении психологического благополучия личности ребенка дошкольного возраста в ситуации неопределенности. Гипотеза заключается в том, что родительская любовь обуславливает жизнеспособность личности ребенка в ситуации неопределенности. Родительская любовь взаимосвязана с типом семейной ситуации и стилем родительского отношения. Родительская любовь обуславливает образ семьи у детей дошкольного возраста.
В работе были использованы методики — семейная доска Геринга К. Людевига и У. Уилкена, методика Рисунок семьи Л. Корман, методика Лесенка В.Г. Щур, опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина, опросник родительской любви и симпатии Е.В. Милюковой. Методологической основой стала культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, концепции, связанные с особенностями личностного развития и стиля родительского воспитания А.Я. Варга, Е.Е. Кравцовой; концепции, направленные на изучение
1. Методы
проблемы неопределенности в работах И. Пригожина, А.Г. Асмолова; исследования Я-концепции В.В. Столина, В.С. Агапова; концепции жизнеспособности человека Б.Г. Ананьева, Махнача А.В., Лактионовой А.И., Рыльской Е.А., концепции семейной системы М. Боуэна, Т. Вайта, Б. Колк [3; 5-7; 15-19]. Исследование проводилось в институте психологии им. Л.С. Выготского и Международной полицейской академией ВПА. Выборка исследования: 54 человека, в которую вошли 27 детей в возрасте 5-6 лет, и 27 родителей на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Етышинская СОШ» и Центра образования № 29 г. Тулы.
2. Результаты и их обсуждение
На основании опросника родительской любви и симпатии Е.В. Милюковой было выявлено, что у 80 % респондентов доминирующим чувством является любовь, у 20 % — чувство симпатии. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что чувство родительская любовь значительно преобладает над чувством симпатии к детям. На основании методики В.Г. Щура Лесенка были получены следующие результаты: адекватная самооценка обнаружена у 70 % дошкольников, завышенная самооценка обнаружена у 10 %, заниженная самооценка выявлена у 20 % детей. Детско-родительские отношения определялись на основании методики А.Я. Варга и В.В. Столина. У 80 % респондентов преобладает тип родительского отношения — принятие, кооперация, симбиоз. При этом у 20 % респондентов выявлено — отвержение, авторитарная гиперсоциализация и маленький неудачник.
На следующем этапе исследования с детьми была проведена методика Семейная доска Геринга авторы К. Людевига и У. Уилкена. Семейная доска представляет собой настольную игру, размером 50х50 см с цилиндрическими и конусовидными фигурами, которые имеют лица с изображением глаз, что позволяет увидеть направление взгляда.
Работа проводилась в индивидуальном порядке. Каждая фигура, которую выбирал ребенок, соответствовала члену его семьи. Ребенок самостоятельно должен был расставить всех, выбранных членов семьи на доске, так как он сам хотел, иными словами, расстояние между фигурами было разное и направление взгляда у фигур относительно друг друга выбиралось ребенком самостоятельно. Далее у ребенка выяснили вопросы относительно его семьи, состава, а также отношений между ними. В работе определились типы расстановок. Типы расстановок определялись по трем параметрам. Первый параметр — это выбор формы фигур для членов семьи, включая самого ребенка, второй параметр выбор количества фигур, который показывал состав семьи, сюда входили члены нуклеарной, а также могли входить члены расширенной семьи. Третий параметр расстояние между фигурами. Для выделения типов расстановок были выделены следующие критерии: количество фигур, размер фигур, размещение фигур относительно друг друга с направлением глаз на лицах. В результате исследования было выявлено, что среди детей преобладает такой тип расстановки, как «взаимодействие рядом». Данный тип расстановки был выявлен у 80 % детей. Такой вид расстановок характеризуется тем, что фигуры выбираются разные, количество фигур может быть больше или соответствовать реальному количеству членов семьи. Фигуры располагают так, что они смотрят в одно направление, то есть друг за другом, в ряд на равном расстоянии. Формальное выстраивание фигур в ряд может использоваться как альтернатива исключению членов семьи из расстановки. В то же время этот вариант позволяет диагностировать гармоничные отношения с одним или несколькими близкими взрослыми. У 10 % детей выявлен такой тип расстановки, как «группировки». При данном варианте расстановки, характерно выделение групп из нескольких членов семьи, обозначенными разными фигурами взрослых и детей. Дистанция между группами представлена большая, а расстояние внутри группы маленькое, то есть тесная эмоциональная связь. Таким образом, внутри семейной системы
ребенок входит в подсистему с жесткими границами. Еще 10 % детей продемонстрировали вид семейной расстановки «доминирование». При «доминировании» фигуры выбираются разные, с равным и большим числом членов семьи, главная особенность состоит в том, что одна фигура ставится впереди, остальные на расстоянии выстраиваются в ряд или полукругом. Фигура, стоящая впереди — является лидером и может смотреть в разные стороны. О положении лидера и остальных фигур можно сделать вывод о взаимоотношениях в семейной системе.
В результате анализа полученных данных по методике «Рисунок семьи» (Л. Корман) было выявлено, что дети начинали рисовать и рассказывать с наиболее значимого члена семьи, того к кому они наиболее привязаны. В основном такой фигурой является мать. Данный аспект еще обусловлен тем, что мать выполняет больше функций в семье относительно ведения хозяйства, воспитания, ухода за ребенком, поддержании его эмоционально. Некоторые дети, 36 % выборки начинали рисунок с себя, такое проявление эгоцентризма характерно для дошкольного возраста. Было выявлено, что 23 % детей первой фигурой изображали не маму, и не себя, а другого члена семьи, который входит в расширенную семейную систему, то есть прародителей, к которым наиболее сильно привязан ребенок. При анализе рисунков, было выявлено, что та фигура, которая была нарисована первой, являлась самой большой, следовательно, самой значимой в жизни ребенка. Но если фигура нарисована схематично, отношение со стороны ребенка к ней не является положительным. Такой фигурой испытуемые называли отца. Если фигура прорисовывалась тщательно, значит, член семьи любим, такой фигурой являлась мама.
Рассматривая полученные результаты, было установлено, что 64 % детей изображали семьи в полном составе. Дети, не удовлетворенные семейной ситуацией, 36 % испытуемых рисовали семью, отличающуюся от реального состава. О взаимоотношении в семье можно судить по расположению членов семьи друг с другом. Были выявлены группы, в которых дети рисовали себя отдельно, то есть чувствовали себя отчужденно, при изображении родителя отдаленно, можно сделать вывод о негативном чувстве ребенка. По расположению членов семьи можно выделить коалиции, если дети рисовали себя рядом с мамой, брата с папой, подчеркивая ролевые конфликты.
При преобладающем чувстве любви родители выбирают следующие стили родительского отношения — принятие, симбиоз, кооперация. Дети выбирают такой тип взаимодействия, как «взаимодействие рядом». Тип семейной ситуации «взаимодействие рядом» диагностируется как гармоничные отношения с одним или несколькими родителями. Образ родителей, следующий: добрый, любящий и играющий. Ребенок такого родителя рисует его цветными карандашами, прорисовывая детали, индивидуальные черты. У таких детей порисованы такие дополнительные предметы: солнце, детали одежды. В большинстве случаев образ доброго и любящего родителя связан с образом матери, а стремление избежать порицания и наказания ассоциируется с образом отца. У детей выявлена адекватная и высокая самооценка, образ семьи сформирован, представлен позитивный эмоциональный климат в семье.
При преобладающем чувстве симпатии родители выбирают следующие стили родительского отношения — отвержение, авторитарная гиперсоциализация , маленький неудачник. У детей выявлен тип семйной ситуации «группировки» и «доминирование». Тип семейной ситуации «группировки» диагностируется дистанциирование от одних членов семьи и благополучные взаимоотношения с членами «своей» группировки. Тип семейной ситуации «доминирование диагностируется как переживание ребенком доминирующей позиции в семье. При этом дошкольники прорисовывают образ членов своих семей схематично. Плохо видны
Выводы/заключение
лица родителей, черты их лица, используют в основном темные цвета. Рисунки прорисованы недостаточно четко, черты лица не прорисованы, между членами семьи есть какие-то предметы и у дошкольника получение поощрения ассоциируется с образом матери. У детей выявлена заниженная самооценка , образ семьи и семейные ценности недостаточно сформированы.
Таким образом, в ситуации неопределенности психологическое благополучие личности ребенка обусловлена здоровой эмоциональной привязанностью. Способность к установлению здоровой эмоциональной привязанности формируется при родительской любви и стилем родительского отношения — принятие, кооперация. Образ семьи у детей дошкольного возраста связан со стиелем родительского отношения. При типе семейной ситуации «взаимодействие рядом», выявлена адекватная и высокая самооценка, образ семьи сформирован, представлен позитивный эмоциональный климат в семье.
Родительская любовь обуславливает жизнеспособность личности ребенка в ситуации неопределенности. Жизнеспособность личности в современном многонациональном мире неопределенности является важнейшим ресурсом, рассматривается как составляющая человеческого капитала, которая сможет обеспечить стабильность бытия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мороз Т.С., Агапов В.С., Кучина Т.И. Особенности психологического благополучия личности в ситуации неопределенности. В книге: Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций. 2019. С. 106-109.
2. Мороз Т.С., Карпов Е.Б. Устойчивый образ "Я" — залог социально-психологической адаптации в мире неопределенности // Человек в мире неопределенности. Методология культурно-исторического познания. сб. ст. К 120-летию со дня рождения Междунар. науч.-практ. конф.: [Л.С. Выготского Россотрудничество; ФИРО] / — М.: Федеральный институт развития образования, 2017. — 234-240 с. [Электронный ресурс]. http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2017/06/Sbornik_Vygotskiy.pdf (Дата обращения: 10.01.2022).
3. Prigogine, I., Stengers I. Order out of chaos Man' s new dialogue with nature. Heinemann. London. 1984.
4. Rogers. C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1995. р. 351.
5. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов [сайт] https://tovievich.ru/news/6781-asmolov-ag-psihologiya-sovremennosti-vyzovy-neopredelennosti-slozhnosti-i-raznoobraziya.html Дата обращения: 5.01.2022.
6. Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2007. С. 290312.
7. Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: теория, методология, методы исследования / Е.А. Рыльская. — СПб. — Челябинск, 2007 — 189 с.
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. 19.
Столин В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики. / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Академия, 2009. — 145 с.
Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2005 (ГУП Тип. Наука). — 434 с.
Bowlby, J. Attachment. Harmondsworth: Pelican. 1971.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464 с.
Овчарова Р.В. Социально-психологическая запущенность детей и подростков: монография / Р.В. Овчарова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Курганский гос. ун-т. — Курган: Курганский гос. ун-т, 2008. — 376 с.
Lyons-Ruth, K. Contributions of the mother-infant relationship to dissociative, borderline, and conduct symptoms in young adulthood. Infant Mental Health Journal, 29(3), 203-218. https://doi.org/10.1002/imhj.20173.
Гарифулина Э.Ш., Ипатова А.А. Опрос детей как обязательный элемент формирования индекса детского благополучия // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 139-148. doi: 10.17759/pse.2021260611.
Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч.-М., 2012. — т. 4.
Варга А.Я., Структура и типы родительских отношений / А.Я. Варга. — М.: ВЛАДОС, 2014. — 358 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс] / Е.Е. Кравцова [сайт] https://search.rsl.ru/ru/record/010015 91224 Дата обращения: 4.01.2022.
Агапов В.С., Козлова О.Н. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности в структуре Я-концепции будущих специалистов [Текст]: монография. — Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2012. — 185, [7] с.
White T. Working with suicidal individuals. A guide to providing understanding, assessment and support. Jessica Kingsley Publishers London and Philadelphia. 2011.
Moroz Tatyana Sergeevna
International Police Academy VPA, Tula, Russia Tula State University, Tula, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1930-6942 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=664446
Razina Natalia Viktorovna
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Features of the development of the viability of preschool children in a situation
of uncertainty
Abstract. The article deals with the problem of developing the psychological viability of a preschool child in the modern world of uncertainty. An analysis of the category of uncertainty, the category of psychological viability is presented. The vitality of the individual in the modern multinational world of uncertainty is the most important resource, is considered as a component of human capital, which can ensure the stability of being. The purpose of the study was to study the psychological well-being of the personality of a preschool child in a situation of uncertainty. The study involved preschool children and their parents. The following methods were used in the work — the family board of Goering K. Ludewig and W. Wilken, the method of Drawing the family of L. Korman, the method of Lesenok V.G. Shchur, questionnaire of parental relations A.Ya. Varga, V.V. Stolin, a questionnaire of parental love and sympathy by E.V. Milyukova. Data have been obtained showing that the psychological well-being of a child in conditions of uncertainty is due to a healthy emotional attachment. The ability to establish a healthy emotional attachment is formed with parental love and the style of parental attitude — acceptance, cooperation. The image of the family in preschool children is associated with the style of parenting. The type of family situation "grouping" and "dominance" was demonstrated by children whose parents choose the following styles of parental attitude — rejection, authoritarian hypersocialization, little loser. Children have low self-esteem, the image of the family and family values are not sufficiently formed. In the type of family situation "interaction nearby", adequate and high self-esteem was revealed, the image of the family was formed, a positive emotional climate in the family was presented. Parental love determines the viability of the child's personality in a situation of uncertainty. Parental love gives a sense of psychological security to the child, as well as ideas about the future parental role.
Keywords: viability; uncertainty; psychological well-being; family image; parenting style; preschool age
22PSMN122