Научная статья на тему 'Психологические особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в полной семье'

Психологические особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в полной семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
859
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБЛИНГИ / SIBLINGS / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / CHILD-PARENT RELATIONSHIPS / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / PROJECTIVE TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конарева И.Н., Шентябина С.А.

В работе рассматриваются особенности отношения старшего ребенка дошкольного возраста к младшему и к родителям в полной двухдетной семье. Межличностные отношения ребенка диагностируются с помощью проективных методик, а детско-родительские отношения тестом Варга и Столина. В исследовании приняло участие 30 детей в возрасте 5-7 лет, возрастная разница между ними в семье составляла 2-4 года. Согласно методике «Капитан корабля», отрицательное отношение к брату/сестре было проявлено в 37 % случаев. Показано, что девочки в семье больше испытывали тревожность и чувство неполноценности, а мальчики конфликтность и враждебность. Положительное отношение старших детей к членам своей семьи в целом сопровождалось высокими уровнями родительского принятия и симбиоза с ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SIBLINGS AND CHILD-PARENT RELATIONSHIP IN A FULL FAMILY

In the given research we analyze characteristics of sibling and parent-child relationship in the full two-child family. The research involved 30 preschool children 5-7 years old (15 girls and 15 boys). The age difference between younger and elder children in families was 2-4 years. A psychological test has been carried out with elder children in the family with use of "Figure family", "Self-Portrait", "Captain of the ship" projective techniques. Mothers of children answered the “Test of parental attitudes” of Varga and Stolin. The implementation of test of "Figure family" showed that children perceived the situation in the family to be favorable and besides girls the mark had higher than boys did. Girls have shown anxiety and feel inferiority more, while boys experience conflict and hostility in the family. The implementation of test of "Self-portrait" identified that children experienced anxiety, aggressiveness and hostility, low self-esteem. For boys it was essential to experience aggressiveness and hostility, while for girls it was hard to adapt to society, being stressed, having low self-esteem and anxiety. According to the results of test of "Captain of the ship" we came to conclusion the children demonstrated their positive attitudes to the members of family significantly more often than negative ones. In addition it concerned parents more often than brothers or sisters. Girls used to choose Moms and boys were inclined to Dads. The negative attitude towards parents was demonstrated slightly: 10% towards Moms, 17% towards Dads, but concerning brothers or sisters it was about 37% of choices. According to the results test Varga and Stolin the parents got the mark high enough on scale "acceptance" and "symbiosis". They accept a child the way he is (high figures on “acceptance” scale); parents feel as if they are a single unit together and they attempt to protect their kid from the tough world and difficulties of life (high figures on “symbiosis” scale). A positive correlation was revealed among parents’ scores (on “cooperation” scale) and child’s figures of complex symptoms “sense of inferiority in a family” due to test “Figure family”.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности сиблинговых и детско-родительских отношений в полной семье»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 2. С. 82-92.

УДК 159.922.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИБЛИНГОВЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНОЙ СЕМЬЕ Конарева И. Н., Шентябина С. А.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь

E-mail: i.n.konareva@mail.ru

В работе рассматриваются особенности отношения старшего ребенка дошкольного возраста к младшему и к родителям в полной двухдетной семье. Межличностные отношения ребенка диагностируются с помощью проективных методик, а детско-родительские отношения - тестом Варга и Столина. В исследовании приняло участие 30 детей в возрасте 5-7 лет, возрастная разница между ними в семье составляла 2-4 года. Согласно методике «Капитан корабля», отрицательное отношение к брату/сестре было проявлено в 37 % случаев. Показано, что девочки в семье больше испытывали тревожность и чувство неполноценности, а мальчики - конфликтность и враждебность. Положительное отношение старших детей к членам своей семьи в целом сопровождалось высокими уровнями родительского принятия и симбиоза с ребенком.

Ключевые слова: сиблинги, детско-родительские отношения, межличностные отношения, дошкольный возраст, проективные методики.

ВВЕДЕНИЕ

Дети дошкольного возраста находятся в семье в узком кругу интимно-личностных отношений с родителями и другими членами. Эти отношения являются прообразом всех других связей ребенка в социуме и участвуют в становлении межличностных отношений со сверстниками, формировании личности и самосознания ребенка. В связи с этим большое значение имеет общение детей между собой в общей семейной ситуации, т. е. сиблинговые отношения [1].

При воспитании в семье двух и более детей в их межличностных отношениях могут проявляться негативные эмоции - соперничество, ревность, зависть, агрессивность и другие. Известно, что чем меньше возрастная разница между детьми, тем сильнее старшие и младшие дети конкурируют друг с другом в попытке найти свое место в семейной системе [2].

Малевана А. Ю. и Белогур Е. В. показали гендерный аспект таких отношений [1] для детей младшего школьного возраста: старшие мальчики и младшие девочки более положительно характеризуют свои отношения с сибсами, а старшие девочки и младшие мальчики склонны оценивать их более негативно.

82

Несмотря на давнюю историю изучения межличностных отношений в семье, существует явный пробел знаний о сиблинговых взаимоотношениях детей дошкольного возраста [3]. Дети этого возраста еще с трудом вербализируют свои эмоции и отношения, поэтому в данном исследовании мы использовали проективные тесты и опрос родителей. Цель работы - выявить психологические особенности отношения старшего ребенка дошкольного возраста к младшему и то, как они опосредованы родительским отношением.

В исследовании приняло участие 30 детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет (15 девочек и 15 мальчиков) из полных двухдетных семей. Психологическая диагностика проводилась только со старшими детьми в семье. Возрастная разница между детьми составляла от 2 до 4 лет.

Тестирование детей включало проведение с ними проективных методик «Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана, «Автопортрет» в адаптации Р. Бернса, «Капитан корабля» Смирновой Е. О. Мамы детей отвечали на тест-опросник родительского отношения Варга А. Я. и Столина В. В. Математический аппарат исследования представлен критериями и Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера ф* и R Спирмена.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Результаты изучения особенностей отношения старшего ребенка к семье и сиблингу с помощью проективной методики «Рисунок семьи» находятся в таблице 1. Рисунки анализировались по системе оценки пяти симптомокомплексов. Рогач М. С. в своей работе [4] достаточно подробно описала, как можно характеризовать сиблинговые позиции с помощью данной проективной методики.

В рисунках исследуемых нами детей преобладали члены семьи, занятые общим делом (на 28 рисунках из 30) и люди в целом (30 случаев из 30), изолированные члены семьи встречались редко (8 рисунков из 30), что характеризует семейную ситуацию как благоприятную. Не встречался в рисунках элемент «член семьи, стоящий спиной», «неподвижная по сравнению с другими фигура автора», «автор стоит спиной», «одна фигура на другом листе», «деформированная фигура», «обратный профиль».

Иногда дети не рисовали какого-то члена семьи (14 раз из 30), причем чаще игнорировали младшего брата или сестру. Бенькова О. А. [2] на основе анализа детских рисунков семьи выделила три типа отношений между сиблингами: позитивные отношения, отсутствие эмоционального контакта между сиблингами и отношения соперничества. Мы можем констатировать, что в изучаемых семьях в целом преобладали позитивные отношения между сиблингами.

Мальчики (М) при рисовании семьи чаще применяли штриховку, стирание всего рисунка (фэмп=2,260 при р<0,05) и отдельных его деталей (фэмп=2,437 при р<0,01), проводили двойные или прерывистые линии, не рисовали какого-то члена семьи, что свидетельствовало об их некоторой напряженности, скованности и конфликтности. Только у мальчиков встречался элемент рисунка «агрессивная позиция фигуры» и «руки раскинуты в стороны».

83

Девочки (Д) чаще, чем мальчики, в рисунках преувеличивали детали, указывали линию основания и проводили линию над рисунком, рисовали барьеры между фигурами и изолировали отдельные фигуры, располагали членов семьи на нижней части листа, рисовали все фигуры небольшого размера, что указывало на наличие признаков эмоциональной разобщенности между членами семьи.

Таблица 1

Данные методики «Рисунок семьи» (в %)

Элемент рисунка Все Д М Интерпретация

Общая деятельность всей семьи 93 93 93 благоприятная семейная ситуация

Преобладание людей на рисунке 100 100 100

Отсутствие изолированных членов 73 67 80

Хорошее качество линий 77 73 80

Отсутствие показателей враждебности 87 100 73

Адекватное распред. людей на листе 60 67 53

Штриховка 50 40 60 тревожность напряженность скованность

Стирание 50 27 67

Преувеличенное внимание к деталям 33 47 20

Указана линия основания 10 13 7

Указана линия над рисунком 10 20 0

Двойные или прерывистые линии 10 7 13

Барьеры между фигурами 30 33 27 конфликтность в семье, непринятие членов семьи

Стирание отдельных фигур 33 13 53

Изоляция отдельных фигур 27 33 20

Отсутствие на рисунке какого-то члена семьи 47 40 53

84

Расположение фигур на нижней части листа 37 47 27 чувство неполноцен. ребенка

Все фигуры маленькие 23 27 20

Отсутствие автора на рисунке 27 27 27

Агрессивная позиция фигуры 13 0 27 враждебность в семейной ситуации

Руки раскинуты в стороны 13 0 27

Частота встречаемости элемента «отсутствие автора на рисунке» не зависела от пола ребенка. У девочек доминировал чаще симптомокомплекс «чувство неполноценности ребенка», а у мальчиков - «враждебность в семейной ситуации».

Малевана А. Ю. и Белогур Е. В. показали, что девочки младшего школьного возраста, согласно рисунку семьи, испытывают недостаток общения, оценивают себя малозначащими членами семьи и больше конкурируют с младшими сиблингами (средний возраст которых 4,8 года), а старшие мальчики проявляют агрессивность и конфликтность к младшим [1]. В свое время Кох (Koch, 1957) выявил, что среди детей 5-6 лет уровень враждебности был выше в парах сиблингов-мальчиков [цит.: по 3]. В целом эти факты согласуются с установленными нами закономерностями.

Рассматривая частоту встречаемости элементов рисунка у каждого ребенка как баллы, выраженность симптомокомплексов можно представить в виде чисел (таблица 2). В целом дети воспринимали ситуацию в семье как благоприятную, причем у девочек этот показатель был несколько выше, чем у мальчиков. У девочек не встречались показатели враждебности к членам семьи.

Таблица 2

Числовое выражение симптомокомлексов по методике «Рисунок семьи»

Симптомокомплекс среднее значение ± стандартное отклонение

Все дети Д М

Благоприятная семейная ситуация 5,93 ± 1,39 6,25 ± 1,24 5,57 ± 1,50

Тревожность у ребенка 2,00 ± 1,17 2,06 ± 1,18 1,93 ± 1,21

Конфликтность в семье 0,47 ± 0,51 0,37 ± 0,50 0,57 ± 0,51

85

Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации 0,93 ± 0,87 1,06 ± 0,93 0,78 ± 0,80

Враждебность в семейной ситуации 0,33 ± 0,88 0,00 ± 0,00 0,71 ± 1,20

Согласно усредненным баллам, девочки несколько больше испытывали тревожность и чувство неполноценности, а мальчики - конфликтность и враждебность в семейной ситуации. Достоверных различий в выраженности этих показателей между мальчиками и девочками получено не было.

Результаты изучения психологических особенностей старшего ребенка в семье с помощью проективной методики «Автопортрет» находятся в таблице 3.

Таблица 3

Данные методики «Автопортрет» (в %)

Элемент рисунка Все Д М Интерпретация

Сильный нажим 23 13 33 агрессивность

Жирные контуры 20 13 27

Ноги расставлены 23 7 40

Выделены ноздри, рот 30 47 13

Наличие оружия 3 0 7

Маленькие рисунки 13 13 13 депрессивность

Отсутствие частей тела 17 20 13 трудности адаптации в социуме

Рисование простым карандашом 10 13 7 стрессовые состояния

Расположение фигур в нижней части листа 10 20 0 заниженная самооценка

Отсутствие рук и ног 17 20 13

Непропорциональные руки и ноги 20 13 27

Руки раскинуты в стороны 17 0 33 враждебность

86

Интенсивно затушеванные волосы 23 33 13 тревожность

У детей всей выборки наблюдались признаки агрессивности, тревожности, трудности адаптации в социуме и заниженной самооценки. Так, мальчики применяли сильный нажим и рисовали жирные контуры рисунка, достоверно чаще рисовали человека с широко расставленными ногами (фэмп=2,320 при р<0,01), также встретился один рисунок с оружием. Девочки достоверно чаще выделяли в автопортрете ноздри и рот (фэмп=2,072 при р<0,05). Таким образом, в рисунках детей встречались признаки агрессивности, причем чаще у мальчиков.

У мальчиков и девочек признаки депрессивности были выражены одинаково (13 % случаев), проявляясь в очень маленьких рисунках. У девочек несколько чаще в рисунках отмечалось отсутствие частей тела, что указывало на большую трудность адаптации в социуме (20 % против 13 % у мальчиков). Также девочки немного чаще выбирали для рисования простой карандаш, что связывают со стрессовым состоянием (13 % против 7 % у мальчиков). Девочки достоверно чаще располагали фигуры на нижней части листа, не рисовали руки или ноги, что указывает на заниженную самооценку, в то время как у мальчиков эти элементы рисунка вовсе не встречались, а наблюдалось чаще рисование непропорциональных рук и ног. Мальчики достоверно чаще рисовали человека с раскинутыми руками в стороны, что характеризует их большую враждебность (у девочек такого элемента не было). Девочки же интенсивно прорисовывали волосы, что связывают с повышенной тревожностью.

Таким образом, по выполнению детьми методики «Автопортрет» можно констатировать, что для мальчиков была характерна большая агрессивность и враждебность, а для девочек - трудность адаптации в социуме, стрессовые состояния, заниженная самооценка и тревожность.

В ходе выполнения методики «Капитан корабля» ребенку было предложено несколько вопросов, связанных с отношениями в семье: Если бы ты был капитаном корабля, кого из членов семьи ты бы взял с собой в плавание? Кого из них ты бы взял своим помощником? Кого еще пригласил бы в команду? А кого из семьи ты не взял бы с собой в плавание? Все ответы оценивались в баллах, выявляя позитивное, нейтральное и отрицательное отношение к членам семьи. Результаты отношения старшего ребенка к семье по методике «Капитан корабля» находятся в таблице 4.

Таблица 4

Данные методики «Капитан корабля» (в %)

Член семьи и отношение к нему Д М Все дети

Положительное отношение

Мама 100 73 87

Папа 67 100 83

87

младший брат / младшая сестра 60 47 53

Отрицательное отношение

Мама 0 20 10

Папа 27 0 17

Младший брат / младшая сестра 33 40 37

Дети из рассмотренных семей достоверно чаще показывали положительное отношение к членам своей семьи, чем отрицательное. Однако хотели взять с собой в плавание маму или папу достоверно чаще, чем сестру или брата (фэмп=2,568 при р<0,01). Девочки достоверно чаще выбирали маму (фэмп=3,371 при р<0,01), чем папу; а мальчики достоверно чаще выбирали папу (фэмп=2,972 при р<0,01), чем маму. Отрицательное отношение к родителям было проявлено незначительно: для мам - в 10 % случаев, а для отцов - в 17% случаев.

Более всего не хотели брать с собой в плавание младших брата или сестру 37 % детей, причем братья или сестры исключались достоверно чаще по сравнению с родителями (фэмп=1,781 при р<0,05). Известно, что в большей степени ревность выражена у старших сестер к младшим, причем, когда второй ребенок того же пола, что и первый, «угроза» старшему возрастает [2]. Показано, что младшие сиблинги отмечают дефицит эмоций при взаимодействии со старшими и готовы к совместной деятельности с ними. Старшие же склонны негативно описывать младших, акцентируя их личностные особенности [1]. Таким образом, именно старшие дети, по сравнению с младшими, в большей степени склонны к конфликтному, доминантному поведению в отношении сиблинга [3].

Взаимоотношения старших и младших детей в семье опосредованы и обусловлены родительским отношением. Семья как сложная социальная система характеризуется реципрокными отношениями между всеми своими членами. Так, «борьба» за внимание и любовь матери старшего ребенка вызывает ревность и соперничество между детьми, проявляющиеся во враждебности и агрессивности к младшему сиблингу [2]. В свою очередь, низкий уровень родительского принятия и эмоциональной близости с детьми формирует отношения антагонизма в сиблинговой паре [3]. В связи с этим мы дополнительно провели психологическое тестирование матерей исследуемых детей с помощью тест-опросника родительского отношения Варга А. Я. и Столина В. В. (таблица 5).

88

Таблица 5

Результаты родителей по опроснику ОРО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкалы опросника Среднее знач. ± станд. отклон. Процентили

Отвержение - принятие 26,43 ± 4,68 82,59 %

Кооперация 5,37 ± 1,27 59,67 %

Симбиоз 5,57 ± 0,97 79,57 %

Контроль 4,17 ± 1,34 69,50 %

Отношение к неудачам ребенка 2,87 ± 1,52 41,00 %

Матери исследуемой выборки в целом принимают своего старшего ребенка таким, какой он есть (высокие показатели по шкале «принятие»). Они ощущают себя с ребенком единым целым и стремятся оградить его от трудностей жизни, ребенок им кажется маленьким и беззащитным (высокие показатели по шкале «симбиоз»). Стремятся также контролировать ребенка и требуют от него послушания и дисциплины (достаточно высокие показатели по шкале «контроль» или «гиперсоциализация»). По-видимому, этот паттерн отношений матери к старшему ребенку способствует поддержанию благоприятных отношений между сиблингами.

Известно, что мать оказывает большее влияние, чем отец, на старшего ребенка в семье и на его отношение к младшему ребенку. Чем более авторитетной она будет для старшего ребенка, тем лучше он будет относиться к младшему, проявляя заботу и эмоциональную близость. Старший ребенок, в свою очередь, рассматривая строгое отношение матери к нему как проявление внимания, будет меньше ревновать младшего. А непоследовательность матери в воспитательном отношении к младшему сибсу может способствовать проявлению у него делинквентного поведения [5]. Выраженность в родительском отношении негативности, навязчивости и сверхконтроля вызывает агрессивное поведение у сиблингов [цит. по: 3].

Достоверных различий в родительском отношении к мальчикам и девочкам выявлено не было (критерий и Манна-Уитни). Данные расположены в таблице 6.

89

Таблица 6

Результаты родителей по опроснику ОРО (в %)

Шкалы опросника Все дети Д М

Отвержение - принятие 82,59 78,31 87,50

Кооперация 59,67 57,67 61,88

Симбиоз 79,57 79,43 79,57

Контроль 69,50 65,67 73,83

Отношение к неудачам ребенка 41,00 45,57 35,71

Родители мальчиков характеризовались большими показателями по шкалам «принятие», «кооперация» и «контроль», а родители девочек - большими показателями по шкале «отношение к неудачам ребенка».

Выявление взаимосвязи родительского отношения к ребенку с отношением самого ребенка к семье (показатели из методики «Рисунок семьи») продемонстрировало одну достоверную положительную корреляцию между оценками по шкале «кооперация» и баллами по симптомокомплексу «чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации»: г=0,379 при р=0,039. Получилось, что чем сильнее проявляется социально желательный образ родительского отношения, тем больше развито чувство неполноценности у ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Выполнение методики «Рисунок семьи» показало, что дети в целом воспринимали ситуацию в семье как благоприятную, причем у девочек этот показатель был несколько выше, чем у мальчиков. Девочки несколько больше испытывали тревожность и чувство неполноценности, а мальчики - конфликтность и враждебность в семейной ситуации.

2. Выполнение методики «Автопортрет» выявило, что в выборке детей наблюдались признаки агрессивности, тревожности, трудности адаптации в социуме и заниженной самооценки. Для мальчиков была характерна большая агрессивность и враждебность, а для девочек - трудность адаптации в социуме, стрессовые состояния, заниженная самооценка, тревожность.

3. По результатам методики «Капитан корабля» можно заключить, что дети достоверно чаще демонстрировали положительное отношение к членам своей семьи, чем отрицательное; причем к маме и папе достоверно чаще, чем к сестре или брату. Девочки достоверно чаще выбирали маму, а мальчики - папу. Отрицательное отношение было проявлено к родителям незначительно: для мам в 10 % случаев,

90

для отцов - в 17 % случаев, а для братьев или сестер - в 37 % случаев из всей выборки.

4. Родители исследуемой выборки детей в целом имели высокие показатели по шкалам «принятие» и «симбиоз». Они принимают ребенка таким, какой он есть (высокие показатели по шкале «принятие»); ощущают себя с ребенком единым целым и стремятся оградить его от трудностей жизни (высокие показатели по шкале «симбиоз»).

5. Выявлена положительная взаимосвязь между баллами родителей по шкале «кооперация» и показателями ребенка по симптомокомплексу «чувство неполноценности в семейной ситуации» методики «Рисунок семьи».

Список литературы

1. Малевана А. Ю. Половозрастные особенности отношений детей к младшим и старшим сиблингам / А. Ю. Малевана, Е. В. Белогур // Вестник Омского университета. Серия «Психология», 2008. -№ 2. - С. 48-58.

2. Бенькова О. А. Исследование отношений сиблингов в семье / О. А. Бенькова // Сборник конференции НИЦ «Социосфера». - 2012. - № 7. - С. 52-55.

3. Козлова И. Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2010. - № 4(12). - URL: http://psystudy.ru.

4. Рогач М.С. Психологический анализ сиблинговых отношений в семье с помощью проективной методики «Рисунок семьи» / М. С. Рогач // Актуальные проблемы психологического знания. -2012. - № 3. - С. 89-94.

5. Красильникова Е. Н. Взаимосвязи характеристик сиблинговых и детско-родительских отношений Е. Н. Красильникова, Ф. В. Дериш // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 2. Психологические и педагогические науки. - 2014. -№ 1. - С. 47-56.

UDC 159.922.6

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SIBLINGS AND CHILD-PARENT RELATIONSHIP IN A FULL FAMILY

Konareva I. N., Shentiabina S. А.

V I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol E-mail: i.n.konareva@mail.ru

In the given research we analyze characteristics of sibling and parent-child relationship in the full two-child family. The research involved 30 preschool children 5-7 years old (15 girls and 15 boys). The age difference between younger and elder children in families was 2-4 years. A psychological test has been carried out with elder children in the family with use of "Figure family", "Self-Portrait", "Captain of the ship" projective techniques. Mothers of children answered the "Test of parental attitudes" of Varga and Stolin. The implementation of test of "Figure family" showed that children perceived the situation in the family to be favorable and besides girls the mark had higher than boys did. Girls have

91

shown anxiety and feel inferiority more, while boys experience conflict and hostility in the family. The implementation of test of "Self-portrait" identified that children experienced anxiety, aggressiveness and hostility, low self-esteem. For boys it was essential to experience aggressiveness and hostility, while for girls it was hard to adapt to society, being stressed, having low self-esteem and anxiety. According to the results of test of "Captain of the ship" we came to conclusion the children demonstrated their positive attitudes to the members of family significantly more often than negative ones. In addition it concerned parents more often than brothers or sisters. Girls used to choose Moms and boys were inclined to Dads. The negative attitude towards parents was demonstrated slightly: 10% towards Moms, 17% towards Dads, but concerning brothers or sisters it was about 37% of choices. According to the results test Varga and Stolin the parents got the mark high enough on scale "acceptance" and "symbiosis". They accept a child the way he is (high figures on "acceptance" scale); parents feel as if they are a single unit together and they attempt to protect their kid from the tough world and difficulties of life (high figures on "symbiosis" scale). A positive correlation was revealed among parents' scores (on "cooperation" scale) and child's figures of complex symptoms "sense of inferiority in a family" due to test "Figure family".

Keywords: siblings, child-parent relationships, interpersonal relationships, preschool age, projective techniques.

References

1. Malevana A.Y. and Belogur E.V., Sex and agefeatures relationship of children to the younger and the older siblings, Herald of Omsk University. "Psychology" series, No. 1, 48-58 (2008).

2. Benkova O.A., Research relations siblings in the family, Proceedings of the conference SIC "Sociosphere", No. 7, 52-55 (2012).

3. Kozlova I.E., Peculiarities of sibling relationships in two-child families, Psychological Research, № 4(12), (2010). Retrieved from http://psystudy.ru. 0421000116/0039.

4. Rogac M.S., Psychological analysis of sibling relationships in the family by using projective technique "Family Picture", Actual problems of psychological knowledge, No. 3, 89-94 (2012).

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.