D0l:10.25198/1814-6457-230- 183 УДК 37.018.26
Имангалиева Ш.Д., Ахметова А.С.
Кызылординский университет имени Коркыт Ата, г Кызылорда, Казахстан E-mail:[email protected], [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Реалии современного цифрового развития мира поднимают проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с использованием мобильных приложений для родителей. Особый интерес представляют мобильные приложения, используемые в семейной практике. Интерес представляет опыт разработки наиболее эффективных направлений, форм, методов и технологий подобных приложений.
Нами проведено теоретическое исследование существующих в настоящее время приложений психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста. Установлено, что существует специфический потенциал мобильного приложения на основе учета личностных, кросс-культурных особенностей, а также сензитивных, кризисных периодов психологического развития детей дошкольного и школьного возраста. Особенностью ряда приложений является сопровождение процесса семейного воспитания детей от рождения до вступления во взрослую жизнь. Для изучения детско-родительских отношений использовались проективные методики. Взаимоотношения между родителями и детьми изучали с помощью методики «Моя семья». Методики для исследования взаимоотношений взрослых и детей позволяют компетентно выстраивать межличностные отношения субъектов семьи и формировать культуру отношений взрослых и детей в современном мире
Таким образов мобильное приложение можно использовать в качестве помощника для родителей по психолого-педагогическому сопровождению ребенка. Отличием мобильного приложения является учет личностных, кросс-культурных особенностей и сензитивных, кризисных периодов психологического развития ребенка.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дошкольный и школьный возраст, проективные методы, мобильное приложение
Imangalieva Sh.D., Akhmetova A.S.
Korkytta Kyzylorda University, Kyzylorda, Kazakhstan E-mail: [email protected]; [email protected]
COMPARATIVE ANALYSIS OF MOBILE APPLICATIONS FOR PARENTS ON PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRESCHOOL AND SCHOOL AGE CHILDREN
The realities of the modern digital development of the world raise the problems of psychological and pedagogical support of preschool and school children using mobile applications for parents. Of particular interest are mobile applications used in family practice. The experience of developing the most effective directions, forms, methods and technologies of similar applications is of interest.
We have carried out a theoretical study of the currently existing applications of psychological and pedagogical support for preschool and school children. It has been established that there is a specific potential of a mobile application based on taking into account personal, cross-cultural characteristics, as well as sensitive, crisis periods of psychological development of preschool and school children. A feature of a number of applications is the support of the process of family education of children from birth to entry into adulthood. To study parent-child relationships, projective methods were used. The relationship between parents and children was studied using the "My Family" methodology. Methods for the study of the relationship between adults and children make it possible to competently build interpersonal relationships of family subjects and form a culture of relations between adults and children in the modern world.
Thus, the mobile application can be used as an assistant for parents in psychological and pedagogical support of the child. The difference between the mobile application is the account of personal, cross-cultural characteristics and sensitive, crisis periods of the child's psychological development.
Key words: psychological and pedagogical support, preschool and school age, projective methods, mobile application
В середине XX века с появлением новых информационно-коммуникативных технологий детям оказались не столь нужны специальные навыки для того, чтобы воспринимать информацию, т.к. они могут воспринимать зрительную картинку и это приводит к исчезновению инфор-
мационного барьера между взрослыми и детьми, но увеличивается тревожность, связанная со статусом родительства. У детей наблюдается сокращение времени произвольного внимания и оно составляет примерно десять минут. Новые информационно-коммуникативные технологии
меняют не только индивидуальное сознание, они меняют культуру общества, поскольку теперь взрослый человек не является носителем мудрости и не вызывает уважения просто за то, что он старший, т.к. младший умеет больше и адекватней этому обществу, чем старший. То есть, знания предыдущего поколения не актуальны последующему, и встает вопрос: как надо воспитывать? Родители уже не обладают авторитетом просто потому, что они старшие.
Исчезла граница между детством и взрослостью, нужны специальные усилия, чтобы скрыть некоторую информацию, нужен родительский контроль, нужно договариваться с провайдером. Формы и способы воспитания детей меняются в зависимости от идей, взглядов, культуры, а эмоциональные связи не меняются, поэтому важно сохранить с детьми эмоциональные связи , т.к. в семье есть понятные и стабильные требования к ребёнку, т.е. если дети здоровы, веселы, активны, если они открыты к своим взрослым, проявляют доверие, встречают у взрослых неж-
ность, заботу, если вместе им весело, интересно, то в семье все развивается правильно [1]. Приступая к разработке мобильного приложения для родителей по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного и школьного возраста, мы пронализировали уже созданные приложения, определили их преимущества и недостатки (таблица 1).
Приложения, которые мы представили в этой таблице, помогут родителям в решении самых разных задач. С ними телефон или планшет могут стать устройством, которое позволяет рационально тратить свое время и быстро получать нужные знания. Глядя на то, как родители используют гаджеты, дети сами будут относиться к ним не только как к игрушке.
Анализируя доступные приложения, мы определили актуальность нашей задачи создания мобильного приложения в решении таких проблем, как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у детей и создание комфортной развивающейся воспитательной
Наименование мобильного приложения Краткое описание мобильного приложения Недостатки мобильного приложения
Kaspersky Safe Kids Показывает местоположение ребенка и уведомляет, если он покидает установленные вами безопасные зоны; можно смотреть, сколько времени ребенок провел в Facebook и ВКонтакте и получить отчет его активности; позволяет получить консультацию психолога об активности ребенка в сети Ограниченный функционал в мобильных версиях по сравнению с версией для компьютера
PSme я вся моя семья Функция Чёрный ящик — возможность записывать и просматривать историю перемещения ребёнка при отсутствии доступа к сети (функция доступна только в Premium версии); наличие кнопки SOS и громких уведомлений; чат тех. поддержки; отображение всех детей на одной карте Недостатки пока не выявлены
Колыбельные: Крепкий сон Музыка разных направлений: колыбельные, звуки природы и др.; таймер, который включит музыку в нужное время Недостатки пока не выявлены
Мамина книга Все статьи и справочная информация разбиты по темам; читать можно без доступа к интернету; статьи снабжены иллюстрациями и схемами Тексты составлены с орфографическими и грамматическими ошибками
BabyCare Все статьи и справочная информация разбиты по темам; читать можно без доступа к интернету; статьи снабжены иллюстрациями и схемами Тексты составлены с орфографическими и грамматическими ошибками.
Радуга — дневник ребёнка Игры для детей до 5 лет и интересные статьи для мам; расписание дел, меню и режима дня на неделю; «мамский» форум; хранение всех данных из приложения (записей, фото и видео материалов) на Google Drive; дополнительный контент: сказки для детей, песни и колыбельные. Недостатки пока не выявлены
Таблица 1- Анализ мобильных приложении для родителей
среды в семье, устранение психологических причин нарушений межличностных отношений детей с воспитателями, сверстниками, родителями и другими людьми, диагностирование интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей, выявление интересов, склонностей, способностей детей. Родители смогут оперативно и адекватно решать возникающие проблемы, анализировать свои отношения с детьми. Используя проективные методики, например «Моя семья», можно исследовать взаимоотношения взрослых и детей.
В психоанализе термин «проекция» понимается как защитный механизм, приписывание своих бессознательных чувств, мыслей, идей. Зигмунд Фрейд 1896 году в статье «О защитных механизмах» проекцию определил: приписывание своих потребностей, чувств, установок другим, а также как защитный механизм. В психодиагностике проекция понимается (Л.Франк, 1939ж.) как результат работы испытуемого с объективным нейтральным неструктурированным материалом ( «метод чернильных пятен», «неизвестные ситуации», «темы для рисования»), в ходе которых личность проецирует свои мысли,чувства и переживания. Читая и анализируя рисунки, можно выявить индивидуальные особенности личности.
Взаимоотношения между родителями и детьми можно изучать с помощью методики «Моя семья». С ее помощью анализируется вну-
тренную позицию ребенка и осознание его роли и места в семье. Различные исследователи изучали значимость и взаимосвязь таких смысловых категорий, как: любовь родителей и «принятие» ребенка (М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга), эмоциональная близость (В.В. Сто-лин) (симпатия - антипатия) и дают понять нам эмоциональную близость между детьми и родителями, отношение детей к своим родителям. Проблемы проявления родительской любви и их сложность требует глубинного изучения. В четырех типах внутренней позиции ребенка, представленных ниже, анализируется отношение ребенка к своим родителям (таблица 2) [2].
Эмпатическое «активное слушание» по Т. Гордону (1997) поможет развить у ребенка базовое доверие, содействие.
К неэффективным приемам коммуникации, создающим барьеры для содействия относят [3]: воздействие и требование к ребенку, угроза и наказание за плохое поведение; использование таких слов, как «надо», «обязан», ослабляющие активностьребенка; негативная оценка личности ребенка, насмешки, осуждение настраивают ребенка на избегание сложных личных ситуаций; чрезмерная похвала развивает и формирует негативную установку ребенка к другим; неадекватная оценка поведения детей формирует чувства превосходства взрослых.
Охарактеризуем возможности методики «Моя семья» для распознания и диагностики
Таблица 2 - Типы внутренней позиции ребенка по Г.Т. Хоментаускасу
№ Внутренние позиции Особенности семейного воспитания Особенности личностного развития ребенка
1 «Я нужен и любим», я тоже вас люблю Эмоциональное сопровождение, взаимоуважение, демократический стиль воспитания, воспитание используя свой авторирет. Вера в людей и содействию, адекватная самооценка, самопринятие, эмоциональная близость, сотрудничество, высокая социально-психологическая компетентность
2 «Я нужен и любим, живу ради вас» Воспитание ребенка в виде правителя, быстрое и сиуминутное выполнение его требовании Эмоционально-личностный эгоцентризм, изменение я концепции, низкая социально-психологическая компетентность
3 «Я не любим, но но хочу и желаю быть с вами» Низкое эмоциональное принятие ребенка, амбивалентность, высокая моральная ответственность, требовательность к себе Неадекватная самооценка, самопринятие, изменение развития эго концепции, фобия, фрустрация, эмоциональная зависимость, чувсто вины
4 «Я не нужен и не любим, меня оставьте в покой» Явное и скрытое отчуждение, жестокость, жестокое обращение, плохое воспитание родителей Неадекватная самооценка и самопринятие, агрессия, высокая фобия, фрустрация любви и заботы, базового доверия
скрытых проблем. Г. Т. Хоментаускас писал, что эта методика позволяет «посмотреть на мир глазами ребенка», дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношении с другими членами семьи [4].
Наиболее полно процедура проведения теста и интерпретация рисунка описаны в работах Г.Т. Хоментаускаса, который считает нужным анализировать рисунок семьи по трем уровням. На первом уровне выделяется и интерпретируется обобщенная структура рисунка. На втором дается интерпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования.
В. Хьюлс (1951) и М. Резников (1956), В. Вульф (1947) и К. Аппель (1931) исследовали эту методику. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов [5]-[7].
Анализируя один из рисунков подростка, нарисовавшего, по нашей просьбе, всех членов своей семьи, включая себя самого, занятых каким-либо делом, мы отмечаем, что выбор методики «Моя семья», связан с тем, что она быстра в применении, доступна для младших школьников и подростков, информативна, позволяет разнообразить форму проведения, помогает снять напряжение у испытуемого в ситуации обследования, а также получить достаточно обширный материал в ходе беседы с родителями, установить контакт с педагогом, психологом; рисунок ярко и открыто передает смысл изображенного, выявляет эмоциональные проблемы взаимоотношений в семье, чувства и переживания ребенка в семье.
В работе используется стандартный лист белой бумаги (А4), простой карандаш и цветные карандаши. По окончании рисования выясняется, кто и где нарисован, чем они заняты, сопоставляются размеры нарисованных фигур.
Рисунок и беседа с испытуемым позволяет выявить наличие проблемных отношений между подростком и родителями. Комментируя рисунок 1, отметим адекватность распределения по росту, доминантность, значимость фигуры отца; присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью и на близком расстоянии, а также стоящих вплотную друг к другу, держащихся за руки говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию. По словам В.К. Лосевой, Г.Т. Хоментаускаса и других, линейная дистанция между фигурами (не только людьми, но и вещами) представляет собой дистанцию психологическую. Речь идет о перцептивной линейной дистанции на плоскости [8], [9], [11].
А.И. Захаров отмечает, что с известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок [10].
В рисунке семьи видим, что для Исламбе-ка являются авторитетными братья, особенно влияние старшего брата очень сильно и ярко проявляется стремление ребенка к мужественному поведению.
В своем рисунке мальчик рисует папу с мамой и старшего брата, а себя отказывается рисовать, он показывает свое отчужденное отношение.
В рисунке 3 отражается эмоциональную близость и теплые взаймоотношения между членами семьи.
Несмотря на достоинства методики «Моя семья», ее использование требует практического опыта применения и критического осмысления интерпретации рисунков. Не нужно забывать, что данные проективной методики
Рисунок 1
-«Моя семья», Исламбек, 8 лет Рисунок 2 - «Моя семья», Ерлан, 6 лет
Рисунок 3 - «Моя семья», Диляра, 8 лет
нуждаются в проверке и подтверждении другими методами.
Итак, эмпатические отношения и определение социальных ролей в семейных ситуациях являются актуальными для закрепления навыков в широком диапазоне форм поведения. Также важны консультирование и коррекция приобретенных коммуникативных навыков, используемых в реальной жизни. Разделение на этапы позволяет эффективнее структурировать процесс семейной педагогики, доказывает последовательность использования различных психотерапевтических методов в зависимости
Рисунок 4 - «Моя семья», Каусар, 7 лет
от цели и объема диагностической информации.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания детей должно определяться современными подходами к научным исследованиям, изучающим человека на всех этапах его жизнедеятельности, но особенно, от рождения до вступления во взрослую жизнь. Анализ мобильных приложений, используемых в настоящее время в семейной практике, позволит учесть лучший опыт и продолжить разработку наиболее эффективных направлений, форм, методов и технологий исследуемой проблемы.
20.01.2021
В рамках проекта №AP08956973 «Научно-педагогические основы создания мобильного приложения для родителей по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного и школьного возраста».
Список литературы:
1. Варга, А. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания / А. Варга. - Москва, Издательство: ОГИ, 2006. - 640 с. -ISBN: 5-94282-380-4 , 5-98392-003-2
2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 199 с. -ISBN: 5-88687-094-6.
3. Альманах психологических тестов. - 2-е изд. - Москва: КСП, 1996. - 400 с. - ISBN: 5-88694-019-7.
4. Бернс, Р.С. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Р.С. Бернс, С.Х. Кауфман. - Пер. с англ. - Москва: Смысл, Издание 2-е, стер. 2003. - 146 с. - ISBN: 5-89357-158-4.
5. Хоментаускас, Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г.Т. Хоментаускас // Журнал «Вопросы психологии». - 1986. - № 1. - С. 165-171.
6. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. - М.: Дидакт, 1992. -256 с. - ISBN:5-86776-017-0.
7. Семаго, Н. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка / Н. Семаго // Журнал «Школьный психолог». - 2003. -№35 (273). - С. 35-40.
8. Остер, Дж. Рисунок в психотерапии / Дж. Остер, П. Гоулд. - Москва: Издательство ИОИ, 2018. - 184 с. - ISBN:978-5-88230-117-3
9. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка [Электронный ресурс] / Р.Ф. Бе-ляускайте // Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. - Москва: УМК 'Психология', 2003. - С. 220-231. - URL: http://www.psychlib.ru/inc/ absid.php?absid=179435.
10. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. - Москва:Эксмо-Пресс,2000. - 448 с. -ISBN:5-04-004707-X.
11. Лосева, В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений / В.К. Лосева. - М.: А.П.О., 1995. - 40 с.
References:
1. Varga A. Sovremennyj rebenok. Enciklopediya vzaimoponimaniya [Modern child. Encyclopedia of Mutual Understanding]. Moscow, Publisher: OGI, 2006, 640 p. ISBN: 5-94282-380-4, 5-98392-003-2
2. Druzhinin V.N. Psihologiya sem'i [Family psychology]. 3rd ed., Rev. and add. Yekaterinburg: Business book, 2000, 199 p. ISBN: 5-88687094-6.
3. Al'manahpsihologicheskih testov [Almanac of psychological tests]. 2nd ed. Moscow: KSP, 1996, 400 p. ISBN: 5-88694-019-7.
4. Burns R.S., Kaufman S.H. Kineticheskij risunok sem'i: vvedenie vponimanie detej cherez kineticheskie risunki [Kinetic drawing of a family: an introduction to understanding children through kinetic drawings]. Trans. from English. Moscow: Meaning, Edition 2, erased. 2003, 146 p. ISBN: 5-89357-158-4.
5. Khomentauskas G.T. The use of children's drawing for the study of intrafamily relations. ZHurnal «Voprosypsihologii» [Psychology Issues Journal], 1986, no. 1, pp. 165-171.
6. Romanova E.S., Potemkin O.F. Graficheskie metody v psihologicheskoj diagnostike [Graphic methods in psychological diagnostics]. M.: Didakt, 1992, 256 p. ISBN: 5-86776-017-0.
7. Semago N. Children's drawing. Stages of development and qualitative assessment. ZHurnal «SHkol'nyj psiholog» [Journal «School psychologist»], 2003, no. 35 (273), pp. 35-40.
8. Oster J., Gould P. Risunok v psihoterapii [Drawing in psychotherapy]. Moscow: IOI Publishing House, 2018, 184 p. ISBN: 978-5-88230117-3
9. Belyauskaite R.F. Picturesque tests as a means of diagnosing the development of a child's personality. Psihologicheskoe obsledovanie detej doshkol'nogo—mladshego shkol'nogo vozrasta: Teksty i metodicheskie materialy [Psychological examination of children of preschool - primary school age: Texts and methodological materials] Ed.-comp. G.V. Burmese. Moscow: UMK 'Psychology', 2003, pp. 220-231. Available at: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=179435.
10. Zakharov A.I. Proiskhozhdenie detskih nevrozov i psihoterapiya [The origin of children's neuroses and psychotherapy]. Moscow: Eksmo-Press, 2000, 448 p. ISBN: 5-04-004707-X.
11. Loseva V.K. Risuem sem'yu: Diagnostika semejnyh otnoshenij [Drawing a family: Diagnostics of family relations]. M.: A.P.O., 1995, 40 p.
Сведения об авторах:
Имангалиева Шолпан Дуйсенбаевна, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Кызылординского университета имени Коркыт Ата E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5532-1256
Ахметова Аян Сеилхановна, магистр педагогики и психологии, преподаватель кафедры «Педагогика и психология» Кызылординского университета имениКоркыт Ата Е-mail:[email protected],https://orcid.org/0000-0003-0156-7458