Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
352
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / МИКРОСОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Л.А., Кузнецова Л.Э.

Авторы раскрывают проблемы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе. Психологическая готовность к школе - это достаточный и необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения на уровне со сверстниками. В работе раскрывается сущность личностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению, проявляющаяся в развитии речевой, произвольной, интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Авторами показано, что важной составляющей психологической готовности к школьному обучению является сформированная мотивация к обучению и социальная позиция школьника: умение контактировать со сверстниками, контролировать свое поведение и эмоции, выполнить требования педагога. Поэтому авторами поднимается такой важный компонент школьной готовности как поведенческий. В статье рассматриваются социально-психологические аспекты психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе на примере детей, которые являются воспитанниками детских садов и детей, которые не посещают детские сады. Научная новизна исследования заключается в том, что авторами изучено влияние микросоциального окружения на уровень психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе; а также авторами разработана и апробирована комплексная программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе. Полученные в исследовании результаты расширяют и углубляют существующие в психологии представления об особенностях формирования взаимоотношений «ребенок-взрослый» и их влияние на уровень психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад. В ходе реализации программы подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе, были разработаны практические рекомендации, направленные на осуществление психологической поддержки детей дошкольного возраста и формирование психологической готовности к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волкова Л.А., Кузнецова Л.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE TO THE CONDITIONS OF SCHOOLING

The authors disclose the problems of psychological readiness of children of senior preschool age to the conditions of schooling. Psychological readiness for school is a sufficient and necessary level of mental development of the child for mastering the school curriculum in conditions of training at the level with peers. The work reveals the essence of personal and intellectual readiness for school education, manifested in the development of the speech, arbitrary, intellectual and motivational spheres of the individual. The authors show that an important component of the psychological readiness for schooling is the formed motivation for learning and the social position of the student: the ability to contact peers, control one's behavior and emotions, and fulfill the requirements of the teacher. Therefore, the authors raise such an important component of school readiness as behavioral. The article deals with the socio-psychological aspects of the psychological preparation of children of senior preschool age to the conditions of schooling by the example of children who are pupils of kindergartens and children who do not attend kindergartens. The scientific novelty of the study is that the authors studied the influence of the microsocial environment on the level of psychological readiness of children of senior preschool age to the conditions of schooling; and also the authors developed and tested a comprehensive program for the preparation of children of senior preschool age to the conditions of schooling. The results obtained in the study broaden and deepen the existing ideas in psychology about the peculiarities of the formation of the "child-adult" relationships and their influence on the level of psychological readiness for schooling of children of senior preschool age who are brought up in the family and children of senior preschool age attending kindergarten. During the implementation of the program for the preparation of children of senior preschool age to the conditions of schooling, practical recommendations were developed aimed at providing psychological support to children of preschool age and forming a psychological readiness for schooling.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УДК 159.9.075

Социально-психологические аспекты психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе

Л. А. Волкова

канд. псих. наук, доцент,

Институт сферы обслуживания и предпринимательства филиал Донского государственного технического университета ул. Шевченко 147, Шахты, 346500 e-mail: liliya56a@mail.ru

Л. Э. Кузнецова

канд. псих. наук, доцент,

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета, г. Шахты, Ул. Шевченко 147, Шахты, 346500 e-mail: kuznezleila@list.ru

Аннотация.

Авторы раскрывают проблемы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе. Психологическая готовность к школе - это достаточный и необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения на уровне со сверстниками. В работе раскрывается сущность личностной и интеллектуальной готовности к школьному обучению, проявляющаяся в развитии речевой, произвольной, интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Авторами показано, что важной составляющей психологической готовности к школьному обучению является сформированная мотивация к обучению и социальная позиция школьника: умение контактировать со сверстниками, контролировать свое поведение и эмоции, выполнить требования педагога. Поэтому авторами поднимается такой важный компонент школьной готовности как поведенческий. В статье рассматриваются социально-психологические аспекты психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе на примере детей, которые являются воспитанниками детских садов и детей, которые не посещают детские сады. Научная новизна исследования заключается в том, что авторами изучено влияние микросоциального окружения на уровень психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе; а также авторами разработана и апробирована

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

комплексная программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе. Полученные в исследовании результаты расширяют и углубляют существующие в психологии представления об особенностях формирования взаимоотношений «ребенок-взрослый» и их влияние на уровень психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад. В ходе реализации программы подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе, были разработаны практические рекомендации, направленные на осуществление психологической поддержки детей дошкольного возраста и формирование психологической готовности к школьному обучению.

Ключевые слова. Психологическая готовность, дошкольный возраст, школьное обучение, психическое развитие, социально-психологический аспект, взаимоотношение, микросоциальное окружение.

UDC 159.9.075

Socio-psychological aspects of the psychological preparation of children of senior preschool age to the conditions of schooling

L. A. Volkova

PhD in psychology, Associate Professor, Institute of Service and Entrepreneurship branch of Don State Technical University, Shakhty, Ul. Shevchenko 147, Shakhty, 346500 e-mail: liliya56a@mail.ru

L. E. Kuznetsova

PhD in psychology, Associate Professor, Institute of Service and Entrepreneurship branch of Don State Technical University, Shakhty, Ul. Shevchenko 147, Shakhty, 346500 e-mail: kuznezleila@list.ru

Abstract.

The authors disclose the problems of psychological readiness of children of senior preschool age to the conditions of schooling. Psychological readiness for school is a sufficient and necessary level of mental development of the child for mastering the school curriculum in conditions of training at the level with peers. The work

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

reveals the essence of personal and intellectual readiness for school education, manifested in the development of the speech, arbitrary, intellectual and motivational spheres of the individual. The authors show that an important component of the psychological readiness for schooling is the formed motivation for learning and the social position of the student: the ability to contact peers, control one's behavior and emotions, and fulfill the requirements of the teacher. Therefore, the authors raise such an important component of school readiness as behavioral. The article deals with the socio-psychological aspects of the psychological preparation of children of senior preschool age to the conditions of schooling by the example of children who are pupils of kindergartens and children who do not attend kindergartens. The scientific novelty of the study is that the authors studied the influence of the microsocial environment on the level of psychological readiness of children of senior preschool age to the conditions of schooling; and also the authors developed and tested a comprehensive program for the preparation of children of senior preschool age to the conditions of schooling. The results obtained in the study broaden and deepen the existing ideas in psychology about the peculiarities of the formation of the "child-adult" relationships and their influence on the level of psychological readiness for schooling of children of senior preschool age who are brought up in the family and children of senior preschool age attending kindergarten. During the implementation of the program for the preparation of children of senior preschool age to the conditions of schooling, practical recommendations were developed aimed at providing psychological support to children of preschool age and forming a psychological readiness for schooling.

Keywords. Psychological readiness, preschool age, schooling, mental development, socio-psychological aspect, relationship, microsocial environment.

Введение.

В научной литературе психологами и педагогами поднимается вопрос о необходимости осуществления психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, от ее сформированности зависит отношение ребёнка к учебному процессу, учителю, одноклассникам.

В последнее время необходимость разработки комплексных программ подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе обусловлена значительным снижением готовности к школьному обучению современных первоклассников. Не способность первоклассников адаптироваться к школьному обучению объясняется влиянием личностно-ситуационных факторов. Неблагоприятный невротический, соматический статус детей, поступающих в школу, а также сложная образовательная программа, неготовность родителей осуществлять сопровождение детей в процессе обучения ведут

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

к формированию процесса школьной дезадаптации личности ребёнка, к интеллектуальной и личностной неготовности к школьному обучению. Зарубежные психологи: Ст. Холл, Я. Йирасек, Ф. Керн, С. Штебл, Г. Гетцер, Ф. Игл, Л. Б. Эймс и др., рассматривая психологическую готовность ребенка к обучению в школе, определяют степень её развития в основном через когнитивные показатели. Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной показали, что психологическая готовность ребенка к школьному обучению -один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия, 2005, с. 38].

Под психологической готовностью к школе понимается достаточный и необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения на уровне со сверстниками. Психологическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению - это процесс развития познавательной и личностной сферы ребенка в процессе специально-организованной системы обучения и психологического сопровождения. Одним из факторов данной подготовки выступает микросоциальное окружение, система социальных отношений: родитель - ребенок, воспитатель - ребенок [Абрамова, 2006, с. 62].

В современной научной литературе выделяют три основных компонента психологической готовности к школе: интеллектуальный - наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний; мотивационный - наличие у ребенка мотивации к обучению; волевой - уровень развития произвольности. Однако, выявление уровня развития каждого из этих компонентов у старших дошкольников не позволяет в полной мере оценить его психологическую готовность к школе [Агапова, 2014, с. 19; Довгая, 2016, с. 14].

На наш взгляд, чтобы узнать готов ребенок к школьному обучению или нет, нужно изучить его поведение. Поэтому мы предлагаем выделять наряду с тремя основными компонентами поведенческий аспект психологической готовности к школе, включающий в себя систему отношений ребёнка к окружающему миру, потребности и мотивы поведения, которые проявляются в действиях и поступках [Кан-Калик, 2015, с. 108].

Не смотря на теоретическую разработанность проблемы психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, до сих пор не хватает практических наработок, эффективных коррекцион-но-развивающих программ, позволяющих за короткие сроки осуществлять интеллектуальную и личностную подготовку детей к школьному обучению.

Важно заранее, еще до начала школьного обучения, выявить уровень психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению и, в случае необходимости, обратиться за помощью к педагогам и психологам с целью прохождения комплексной программы подготовки детей

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

к школьному обучению. Данная программа должна быть направлена на развитие у детей познавательных процессов, коррекцию их эмоционально-волевой сферы, формирование способности к эмоционально-волевой саморегуляции [Парамоновой, 1987, с. 16]. Необходимо уделять внимание развитию школьной мотивации и таких личностных качеств ребенка как ответственность, самостоятельность, познавательная активность, поведенческая гибкость, общительность. Актуальна выработка у дошкольников практического опыта самостоятельного преодоления трудностей, как в общении, так и в учебной деятельности, необходимого для успешной адаптации к школе.

Материалы и методы исследования.

Цель исследования: разработка и апробация комплексной программы подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе.

Гипотезы исследования:

1. Психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад, и детей, воспитывающихся в семье, будет отличаться. Благоприятная социальная ситуация развития ребёнка будет способствовать формированию психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.

2. Применение комплексной программы подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе будет способствовать повышению интеллектуального, мотивационного, волевого и поведенческого уровней психологической готовности к школьному обучению.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Центр развития ребенка - детский сад первой категории № 21» г. Шахты Ростовской области. В исследование приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: методика «Степень психосоциальной зрелости» С. А. Банкова; опросник «Отношение ребенка к школе»; методика «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасика»; методика «Мышление и речь»; методика «Умозаключения» Э. Замбацявичене, Л. Чупрова; опросник «Анализ семейного воспитания» Э. Г. Эйдемиллера; тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина; методика «Стиль педагогического общения воспитателя»; методика «Диагностика профессиональной позиции педагога и воспитателя».

Дискуссия.

Психологическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению - это процесс развития познавательной и личностной сферы ребенка в процессе специально-организованной системы обучения и психологического сопровождения. В отечественной психологии проработка проблемы

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

подготовки детей к школьному обучению содержится в работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Салминой. Основной упор делался на значение моти-вационной сферы в формировании личности ребенка [Божович, 2008, с. 75].

В исследованиях Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой показателем готовности к школьному обучению было умение ребенка осознанно подчинять собственные действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого [Ежова, 2015, с. 15]. Такое умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи.

В работах М. И. Лисиной рассматриваются несколько форм контакта ребенка с взрослым: ситуативно-деловая, ситуативно-личностная, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная [Дубровина, 1987, с. 262].

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются [Капчеля, 1987, с. 102].

Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития.

Психологическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях и в семье. Ее содержание определяется системой требований, предъявляемых к ребенку педагогами и родителями.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

Развитию поведенческого аспекта психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста способствуют дошкольные учреждения. Идет приобретение практического опыта общения и преодоления трудностей, формируется самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных целей, дети учатся справляться с негативными эмоциями [Венгер, 2007, с. 129].

Распространено мнение, что дети, пришедшие в первый класс из детского сада, лучше адаптируются к ситуации группового обучения, а так называемые «домашние» дети труднее входят в школьную жизнь. В действительности все не так однозначно. Дети из детских садов, привыкшие к постоянному шуму

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

и резким фразам - командам взрослых, легче переносят то же самое в школе. Для домашних детей такие школьные условия являются намного неожиданней, и на привыкание к ним дошкольникам нужно время. В то же время, по мнению многих учителей начальных классов, домашние дети более организованны, добросовестны, ответственны, внимательны. Иногда им не хватает боевитости и самостоятельности детсадовских ребятишек, у которых уже сформировались психологические защиты от травмирующих обстоятельств внешней среды и поведенческие стереотипы в этих обстоятельствах. Иногда такие стереотипы поведения совсем не радуют ни родителей, ни учителей, но, скорее всего, они останутся характерными для детей надолго. Домашним детям только предстоит сформировать у себя способы переживания трудных ситуаций и соответствующие формы поведения. Так как процесс формирования поведенческих стереотипов у домашних детей приходится на более старший возраст, чем у детсадовских, их поведение может иметь более «взрослые» формы [Кравцов, 2013, с. 50].

Решающее влияние на психологическую готовность ребенка к школе оказывает личность воспитателя. Воспитатель должен владеть глубокими знаниями психологии ребенка, уметь согласовывать свое воздействие с особенностями детского развития [Эльконин, Венгер, 2007, с. 120].

Огромную роль в развитии личности ребенка и подготовке его к школьному обучению играет семья. Важными факторами развития являются тип семьи, стиль семейного воспитания, модель семейных отношений, степень эмоциональной привязанности ребенка к родителям и уровень удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка [Михайленко, 2013, с. 35].

Таким образом, психологическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях и в семье. Ее содержание определяется системой требований, предъявляемых к ребенку педагогами и родителями.

Подготовка к школе детей дошкольного возраста включает формирование мотивационного, волевого, интеллектуального, личностного и поведенческого аспектов. Развитию поведенческого аспекта психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста способствуют дошкольные учреждения. Идет приобретение практического опыта общения и преодоления трудностей, формируется самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных целей, дети учатся справляться с негативными эмоциями.

Результаты исследования.

Исследование проводилось в групповой форме с родителями и педагогами и в индивидуальной форме с детьми, на стандартизированных бланках, по

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

стандартным инструкциям. Все дети, принимающие участие в исследовании являются будущими учащимися первых классов средних образовательных школ г. Шахты (МБОУ СОШ № 21, МБОУ СОШ № 5).

Психодиагностическое обследование проходило в три этапа:

На первом этапе исследования было выделено 2 группы испытуемых: дети старшего дошкольного возраста, воспитывающие в семье и дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад. Изучен уровень и особенности психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в выделенных группах.

На втором этапе исследования изучены особенности взаимоотношений «ребенок-взрослый» у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад. Проведено сравнение полученных результатов, сделаны выводы. Показано влияние микросоциального окружения на уровень психологической готовности детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе исследования была разработана и апробирована комплексная программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе. Основными задачами, решаемыми в процессе проведения комплексной коррекционно-развивающей программы, стали:

1. Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

2. Развитие эмоционально-волевой устойчивости личности.

3. Формирование социальной зрелости и школьной мотивации.

4. Формирование устойчивой адекватной самооценки, коммуникативных навыков, поведенческой гибкости, социальной нормативности, способности преодолевать трудные жизненные ситуации.

Коррекционно-развивающая работа проводилась в групповой форме, в программе участвовали дети дошкольного возраста со сниженным уровнем психологической готовности к школьному обучению.

Использовались методы: беседа, дискуссия, ролевая игра, арттерапия, медитативные техники, дыхательная гимнастика и др. Программа включала в себя 10 занятий длительностью 45 мин. каждое.

Для определения эффективности применения комплексной коррекционно-развивающей программы было выделено 2 группы испытуемых:

1. Экспериментальная - дети дошкольного возраста со сниженным уровнем психологической готовности к школьному обучению, участвующие в коррек-ционно-развивающей работе.

2. Контрольная - дети дошкольного возраста со сниженным уровнем психологической готовности к школьному обучению, не участвующие в коррек-ционно-развивающей работе.

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Эффективность проведенной коррекционно-развивающей программы, определялась путем повторного психодиагностического обследования экспериментальной и контрольной групп с помощью методик: методика «Степень психосоциальной зрелости» С. А. Банкова, опросник «Отношение ребенка к школе», методика «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасика» и сравнения результатов до и после проведения коррекционно-развивающей работы.

В таблице 1 представлен уровень психосоциальной зрелости детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, воспитывающихся в семье и детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад, полученный с помощью методики «Степень психосоциальной зрелости» С. А. Банкова.

Таблица 1 - Степень психосоциальной зрелости детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад (б.)

Показатели Дети старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в семье Дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад Q-критерий Розенбаума

Степень психосоциальной зрелости 21 26 <2=15; р<0.01

Результаты исследования отношения к школе детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад с помощью опросника «Отношение ребенка к школе» представлены в таблице 2. Таблица 2 - Отношение к школе детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье и детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад (б.)

Показатели Дети старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в семье Дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад Q- критерий Розенбаума

Отношение к школе 2 3 <2=9; р<0.01

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

Результаты исследования особенностей взаимоотношений между воспитателями и старшими дошкольниками в группе детей, посещающих детский сад представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Особенности отношения воспитателей к детям старшего дошкольного возраста, посещающим детский сад

воспитатель стиль общения профессиональная позиция

авторитарный демократический либеральный

воспитатель 1 27% 38% 35% 29 б. - сильная

воспитатель 2 25% 49% 26% 25 б. - сильная

Сравнение выборок с использованием непараметрического Q-критерия Розенбаума показало значимые различия в типе отношения родителей к дошкольникам, воспитывающимся в семье и дошкольникам, посещающим детский сад. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Особенности отношения к детям родителей дошкольников, воспитывающихся в семье и дошкольников, посещающих детский сад (%)

Показатели Дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад Дети старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в семье Q критерий Розенбаума

Кооперация 76 47 Q=87; р<0,01

Принятие-отвержение 56 64 Q=21; р<0,01

Симбиоз 42 84 Q=126; р<0,01

Контроль 59 31 Q=84; р<0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инфантилизация 17 23 Q=18; р<0,01

Эффективность проведенной коррекционно-развивающей программы, определялась путем повторного психодиагностического обследования экспериментальной и контрольной групп с помощью методик: методика «Степень психосоциальной зрелости» С. А. Банкова, опросник «Отношение ребенка к школе»,

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

методика «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасика» и сравнения результатов до и после проведения коррекционно-развивающей работы. Была выявлена положительная динамика в уровне психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий (Таблица 5).

Таблица 5 - Эффективность коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста со сниженным уровнем психологической готовности к школьному обучению экспериментальной группы (б.)

Показатели До коррек-ционно-раз-вивающих занятий После коррек-ционно-развива-ющих занятий Т - критерий Стьюдента

Степень психосоциальной зрелости 21 24 t= -3,6; р<0.05

Отношение к школе 2 3 t= -0,9; р<0.05

Уровень школьной зрелости 7 10 t=3,6; р<0.05

Уровень психологической готовности к школьному обучению 38 42 t=3,6; р<0.05

Выводы.

Проведенное исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад, уровень психологической готовности к школе значительно выше, чем у дошкольников, воспитывающихся в семье. Наиболее значимые различия у дошкольников выявлены в уровне психосоциальной и школьной зрелости.

Дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад, показали высокий уровень психологической готовности к школе, умеренный с тенденцией к высокому уровень психосоциальной и школьной зрелости. Дети старшего дошкольного возраста, не посещающие детский сад и воспитывающиеся в семье, показали средний уровень психологической готовности к школе, сниженный уровень психосоциальной зрелости.

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

На следующем этапе исследования были изучены особенности взаимоотношений между воспитателями и старшими дошкольниками в группе детей, посещающих детский сад. Результаты исследования показали, что взаимоотношения между воспитателем и ребенком создают благоприятные условия для формирования психологической готовности к школе. У воспитателей детского сада доминирует демократический стиль взаимодействия с детьми, сильная профессиональная позиция. Наблюдение за детьми, беседа, позволили выяснить отношение дошкольников к воспитателям и родителям. У дошкольников, посещающих детский сад, хорошо сформированы навыки культуры общения как со взрослыми, так и со сверстниками. При этом, в поведение девочек можно отметить более частое использование вежливых слов (спасибо, пожалуйста), а также оказание помощи воспитателю, проявление заботы. Зато мальчики спокойней реагируют на отказ взрослого в выполнении какой-либо просьбы. Во взаимодействии между детьми превалируют доброжелательные отношения, конфликты возникают редко, решаются путем нахождения компромисса с помощью воспитателей.

У дошкольников, не посещающих детский сад, навыки культуры общения как со взрослыми, так и со сверстниками сформированы недостаточно. Они проявляют в поведение импульсивность, конфликтность, сближают дистанцию со взрослыми, чувствительны к отказу взрослого в выполнении какой либо просьбы. Поэтому детям, воспитывающимся в семье полезно многостороннее содержательное общение со взрослыми и сверстниками, в ходе которого они могли бы расширить границы своего кругозора, а соответственно повысить готовность к школьному обучению.

Таким образом, в системе отношений «взрослый-ребенок» наблюдается положительное отношение дошкольников, воспитывающихся в детском саду, к родителям и воспитателям. У дошкольников, воспитывающихся в семье, наблюдается избирательное отношение к родителям и будущим педагогам, присутствуют как положительные, так и отрицательные оценки.

При изучении отношения родителей к детям, патологические стили воспитания не выявлены. Однако, в стиле воспитания родителей детей, воспитывающихся в семье и родителей детей, посещающих детский сад, выявлены существенные отличия. У родителей дошкольников, посещающих детский сад, преобладающий стиль воспитания - гиперпротекция, повышенная требовательность в выполнении запретов. Преобладает адекватное удовлетворение потребностей ребенка, умеренная адекватность санкций, устойчивость стиля воспитания. Преобладающий тип отношения к детям - кооперация и контроль. У родителей дошкольников, воспитывающихся в семье и не посещающих детский сад, преобладающий стиль воспитания - гиперпротекция, чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка, минимальность санкций, сниженная

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

требовательность в выполнении запретов. Характерна неустойчивость стиля воспитания. Преобладающий тип отношения к детям - симбиоз и принятие.

В целом, родители принимают своих детей такими, какие они есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы.

На третьем этапе исследования была разработана и апробирована комплексная программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе. Эффективность проведенной коррекционно-развивающей программы, определялась путем повторного психодиагностического обследования экспериментальной и контрольной групп с помощью методик: методика «Степень психосоциальной зрелости» С. А. Банкова, опросник «Отношение ребенка к школе», методика «Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасика» и сравнения результатов до и после проведения коррекци-онно-развивающей работы.

Можно говорить об эффективности проведенных коррекционно-раз-вивающих занятий с детьми дошкольного возраста со сниженным уровнем психологической готовности к школьному обучению.

У дошкольников значительно улучшилась внимательность, способность сосредотачиваться на материале и распределять внимание при выполнение нескольких заданий. Проведенные упражнения способствовали развитию памяти, мышления, воображения, речи, увеличился словарный запас. Значительно выросла социальная зрелость дошкольников: дети стали владеть элементарной информацией о себе и своих близких, запомнили сколько им лет, какое у них отчество и фамилия, дату своего рождения. Улучшились навыки счета от 1 до 10, стали более осознанными.

Значительно улучшились пространственно-временные представления: дошкольники заучили времена года и их признаки, месяцы, дни недели, время суток. Мотивация учебной деятельности повысилась за счет снижения чувствительности к своим ошибкам, более серьезного отношения к учебной деятельности, способности к планированию своей деятельности и завершению начатого дела до конца. Увеличилась способность к эмоционально-волевой саморегуляции дошкольников, активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, открытость и уверенность в общении. Стабилизировалась самооценка дошкольников как личности и как будущего первоклассника, школьника, готового достигать серьезных успехов в учебной деятельности. Произошло осознание основных правил поведения в школе, авторитета личности ребенка, процесса учебной деятельности.

Таким образом, применение комплексной программы подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе способствовало повышению интеллектуального, мотивационного, волевого и поведенческого

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

уровней психологической готовности к школьному обучению. На основании полученных результатов были разработаны практические рекомендации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2006. - 702 с.

Агапова И. Ю. Подготовка детей к школе // Начальная школа. - 2014. - № 3. - С. 19-20.

БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Хрестоматия. -СПб.: Питер. - 2008. - 276 с.

Довгая Н. А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в детском саду. - 2016. - № 4. - С. 14-15.

Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2004. - 562 с.

Дубровина И. В., Зацепин В. В., Прихожан А. М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога. - Ростов-н/Д: Феникс, 2015. - 315 с.

Ерохина Е. Л. Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. - М.: Олимп, 1999. - 160 с.

Кан-Калик В. Психологические аспекты педагогического общения // Народное образование. - 2015. - № 5. - С. 104-112.

Капчеля Г. И., Лисина М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Калинин: Речь, 1987. - 132 с.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 80 с.

Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

Михайленко Н.О. Воспитатель детского сада // Дошкольное воспитание. -2013. - № 4. - С. 34-37.

Эльконин А. Л., Венгер Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста.- М.: Владос, 2007. - 350 с.

References

Abramova G. S. Vozrastnaja psihologija : Uchebnoe posobie dlya vuzov [Age Psychology]. Moscow, Academic Project Publ., 2005. 702 p.

Agapova I. Yu. Preparing children for school. Nachal'naja shkola - Elementary School., 2014, no. 3, pp. 19-20 (in Russian).

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg, Publ., 2008, 276 p.

Dovgaya N. A. The influence of family situation factors on the emotional development of a preschooler. Psiholog v detskom sadu - Psychologist in a kindergarten, 2016, no. 4, pp. 14-15 (in Russian).

Dubrovina I. V. Prakticheskaja psihologija obrazovanija: Uchebnoe posobie [Practical psychology of education] . St. Petersburg, Peter Publ., 2007. 562 p.

Dubrovina I. V., Zatsepin V.V., Prikhozhan A.M. Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija: Hrestomatija [Age and pedagogical psychology]. Moscow, Academy Publ., 2005, 368 p.

El'konin A. L. Venger D. B. Osobennosti psihicheskogo razvitija detej 6-7 letnego vozrasta: Uchebnoe posobie [Features of mental development of children 6-7 years of age]. Moscow, Vlados Publ., 2007. 350 p.

Erokhina E. L. Gotovimsja k shkole: Kniga dlja roditelej budushhih pervoklass-nikov [Preparing for school: A book for parents of future first-graders]. Moscow6 Olimp Publ., 1999. 160 p.

Ezhova N. N. Rabochaja kniga prakticheskogo psihologa [The workbook of a practical psychologist]. Rostov-on -Don, Phoenix Publ., 2015, 315 p.

Kan-Kalik V. Psychological aspects of pedagogical communication. Narodnoe obrazovanie - Public education, 2015, no. 5, pp. 104-112 (in Russian).

Kapchelya G. I., Lisina M.I. Obshhenie so vzroslymi i psihologicheskaja podgo-tovka detej k shkole [Communication with adults and psychological preparation of children for school]. Kalinin, Speech Publ., 1987. 132 p.

Kravtsov G. G. Kravtsova E. E. Shestiletnij rebenok. Psihologicheskaja gotovnost' k shkole [Six-year-old child. Psychological readiness for school]. Moscow, Knowledge Publ., 1987. 80 p.

Loginova V. I., Samorukova P. G. Doshkol'naja pedagogika: Uchebnoe posobie [Pre-school pedagogy]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1983 304 p.

Mikhaylenko N. O. Kindergarten teacher. Doshkol'noe vospitanie - Preschool education, 2013, no. 4, pp. 34-37 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.