Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/73PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Борзова О.М., Данилова М.В. Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/73PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Borzova O.M., Danilova M.V. (2019). Psychological readiness for educational activity of senior preschoolers. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/73PSMN619.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.31
Борзова Ольга Михайловна
ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых», Владимир, Россия
Студент-магистрант E-mail: [email protected]
Данилова Марина Владимировна
ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых» Владимир, Россия Заведующий кафедрой «Социальной педагогики и психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4527-9095 РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=218672
Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, целью которой является исследование психологической готовности старших дошкольников к учебной деятельности в школе. Авторами рассматривается содержание понятий «психологическая готовность к учебной деятельности», «игровая технология». Целью исследования является составление программы по формированию психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе с помощью игровых технологий. Для достижения данной цели проанализированы подходы отечественных исследователей относительно компонентов школьной готовности, изучены особенности применения игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении. В статье представлены результаты диагностики компонентов психологической готовности старших дошкольников в возрасте 6-7 лет в количестве 30 человек. После проведенного анализа результатов диагностических методик был сделан вывод, что проблемы развития выявлены во всех рассматриваемых компонентах психологической готовности к обучению в школе: интеллектуальном, личностном, волевом. Но в интеллектуальной и волевой сфере у большинства детей наблюдаются большие недостатки, нежели в личностной сфере. Именно на эти показатели авторы опираются при разработке программы по формированию психологической готовности к учебной деятельности старших дошкольников с помощью игровых технологий.
https:// mir-nauki. com
Перед составлением программы так же был проанализирован опыт апробации ряда программ по теме исследования с использованием игровых технологий. На основании анализа литературы и результатов диагностики составлена программа по формированию психологической готовности старших дошкольников к учебной деятельности. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе психолога по формированию психологической готовности к учебной деятельности старших дошкольников с помощью игровых технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: старший дошкольник; дошкольное образование; психологическая готовность к обучению; компоненты психологической готовности к обучению; учебная деятельность; школьное обучение; игра; игровые технологии
В последние годы педагоги и исследователи в области начального образования отмечают тенденцию увеличения количества детей, у которых возникают сложности адаптации на первых этапах обучения. Исследователи выделяют ряд причин данной проблемы: психофизические, биологические, социальные, психологические, педагогические. В статье мы рассмотрим психологические проблемы, а именно компоненты психологической готовности старших дошкольников (возрастные границы от 5-7 лет) к учебной деятельности в школе.
Существует достаточно много определений понятия «психологическая готовность к обучению», которые, по сути, взаимодополняют друг друга. Так Б.С. Волков, Н.В. Волкова под психологической готовностью к учебной деятельности понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [1].
Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков психологическую готовность ребенка к обучению в школе определяют, как готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности - представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики [2].
Готовность к обучению в школе является многокомпонентным образованием, к такому выводу приходят отечественные ученые, которые изучали данную проблему.
В отечественной психологии решением данного вопроса одной из первой занялась Л.И. Божович. В ее работах указывается на то, что наличие у ребенка определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности поведения и принятие новой социальной позиции школьника, делает его способным к школьному обучению [3].
Н.Г. Салмина в качестве компонентов психологической готовности к учебной деятельности выделяет: (1) сформированность произвольности поведения; (2) уровень сформированности семиотических функций; (3) личностная готовность [4].
Современные исследователи данной проблематики Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова отмечают, что общим показателем готовности ребенка к обучению в школе является его положительное отношение к школьному учению. Так же авторы выделяют три группы трудностей, с которыми ребенок может столкнуться на первых этапах обучения. Первая группа трудностей, возникнувших у ребенка, связана с непонимание роли учителя. Вторая группа относится к неумению ребенка построить общение со сверстниками. Третья группа определяется неадекватной самооценкой ребенка. Именно эти группы трудностей характеризуют психологически не готовых к школе детей [5].
https:// mir-nauki. com
Н.И. Гуткина в своей работе отмечает, что не смотря на большое количество подходов к определению компонентов психологической готовности традиционно принято выделять интеллектуальный, эмоциональный, социальный компоненты. Интеллектуальный компонент включает перцептивную зрелость ребенка; аналитическое мышление; логическое запоминание и т. д. Эмоциональный компонент подразумевает под собой сформированность произвольности у дошкольника. Социальный компонент включает в себя умение строить взаимоотношения со сверстниками и принятие новой социальной роли - ученика [6].
Современная подготовка дошкольника к учебной деятельности происходит либо в семье, либо в дошкольном образовательном учреждении, которое позволяет более качественно подготовить ребенка к образовательной деятельности благодаря использованию разнообразных методов и технологий обучения и привлечения различных специалистов.
В связи с увеличением количества детей психологически не готовых к школьному обучению, педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений начали интенсивно внедрять в работу инновационные технологии [7].
В настоящее время в ДОУ для образования и развития детей используется больше десятка образовательных технологий, но поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, в связи с этим использование игровых технологий в формировании психологической готовности к учебной деятельности является приоритетной [8].
Советский психолог С.Л. Рубинштейн, специально не рассматривал проблему готовности к учебной деятельности, но отмечал принцип единства сознания и деятельности, а его проявление в учебном процессе трактует с позиции единства обучения и развития. С.Л. Рубинштейн большую роль отводил игре при подготовке ребенка к школьному обучению, в которой происходит развитие не только способностей ребенка, но и самой деятельности ребенка [9].
По определению Г.К. Селевко, игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [10].
Игровые технологии позволяют решать дидактические, развивающие, воспитывающие, социализирующие задачи.
С целью определения уровня психологической готовности к обучению дошкольников нами проведено исследование с опорой на следующие компоненты: интеллектуальный, личностный (социальный) и волевой (эмоциональный). Нами было продиагностировано 30 дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Для диагностики уровня психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе использовались следующие методики: тестовая беседа (С.А. Банков) -диагностика общего уровня психологической готовности, методика МЭДИС - диагностика интеллектуального компонента психологической готовности, Тест "Мотивационная готовность" (ПО Т.Д. Марцинковской) - диагностика личностного компонента, методика «Графический диктант» (автор Д.Б. Эльконин) - диагностика волевого компонента.
Тестовая беседа (автор С.А. Банков) предназначена для определения уровня психосоциальной зрелости дошкольника. По результатам данной методики был сделан вывод, который отображен на рисунке 1. Таким образом, у 20 % старших дошкольников отмечается высокий уровень психосоциальной зрелости, у 33 % - средний уровень, у 47 % - низкий.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
47%
33%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рисунок 1. Результаты Тестовой беседы (С.А. Банков)
Методика «МЭДИС» предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет. По методике были получены следующие результаты (рисунок 2). У 17 % старших дошкольников уровень интеллекта выше среднего, у 33 % дошкольников уровень средний, у 50 % - уровень ниже среднего.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
50%
Выше среднего Средний | Ниже среднего
Рисунок 2. Результаты по методике «МЭДИС»
Тест «Мотивационная готовность», диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской) показал, что у 47 % внутренняя позиция школьника сформирована, а у 53 % внутренняя позиция не сформирована (рисунок 3).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Внутренняя позиций школьника сформирована
Внутренняя позиция школьника не сформирована
Рисунок 3. Результаты по тесту «Мотивационная готовность» (по Т.Д. Марцинковская)
Страница 4 из 8
73PSMN619
Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) предназначена для диагностики умения дошкольника действовать по речевой инструкции взрослого. На рисунке 4 показано, что у 23 % детей присутствует высокий уровень умения действовать по инструкции взрослого, у 30 % дошкольников средний уровень, а у 47 % - низкий уровень.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
47%
i Высокий уровень I Средний уровень I Низкий уровень
Рисунок 4. Результаты по методике «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)
Таким образом, на основании результатов диагностики можно сделать вывод, что проблемы развития были выявлены во всех рассматриваемых нами компонентах психологической готовности к обучению в школе: интеллектуальном, личностном, волевом. Но в интеллектуальной и волевой сферах у большинства детей наблюдаются значительные недостатки, нежели в личностной сфере. Именно на эти показатели мы будем опираться при разработке программы по формированию психологической готовности к учебной деятельности старших дошкольников с помощью игровых технологий.
На основании результатов диагностики нами составлена программа «Дошколенок» по формированию психологической готовности дошкольников к учебной деятельности с помощью игровых технологий. Для составления данной программы был проанализирован опыт апробации ряда программ по формированию психологической готовности старших дошкольников к учебной деятельности в школе, в которых использовались игровые технологии:
1. Программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Формирование психологической готовности к школьному обучению» МБОУ города Кострома «Средняя общеобразовательная школа 38».
2. Образовательный проект «Скоро в школу мы пойдём» (для детей 6-7 лет) МКДОУ Детский сад №18 «Веснянка» с. Красногвардейское.
3. Информационно-творческий проект «Скоро в школу я пойду» МКДОУ детский сад «Сказка» г. Тайшет.
При составлении программы использовались дидактические пособия (В.П. Новикова, Л.И. Тихонова, Н.А. Шарикова) и материалы с сайта Международного образовательного портала1.
Программа предполагает поведений занятий три раза в неделю; каждое занятие ориентировано на развитие одного из компонентов: интеллектуальный, личностный, волевой,
1 Международный образовательный портал // https://www.maam.ru/.
73PSMN619
при приоритете двух последних. Программа содержит 30 занятий продолжительностью 30-35 минут в группах по 15 человек.
Цель программы: формирование психологической готовности к учебной деятельности старших дошкольников с помощью игровых технологий.
Задачи программы:
• развитие познавательных процессов;
• развитие произвольности поведения;
• развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
• развитие речи, словарного запаса, мелкой моторики;
• формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
• формирование позитивного отношения к обучению в школе.
Развитие интеллектуального компонента предполагает использование дидактических игр, направленных на изучение основ математики, русского языка, окружающего мира.
Формирование личностного компонента планируется осуществлять с помощью дидактических и сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию представлений о школе, правилах поведения в школе и т. д.
При формировании волевого компонента запланировано применение дидактических и сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие произвольности поведения, внимания, навыков волевой регуляции; корректировку гиперактивности, импульсивности.
В результате реализации программы «Дошколенок» планируется достижение следующих результатов:
1. повышение уровня интеллектуальных показателей у старших дошкольников;
2. повышение уровня произвольности поведения;
3. приобретение конструктивных навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
4. усвоение знаний о правилах поведения в школе;
5. повышение у старших дошкольников мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
6. положительное отношение старших дошкольников к школьному обучению.
Таким образом, одним из значимых итогов развития в период дошкольного детства, является психологическая готовность ребенка к учебной деятельности, под которой понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Как показало наше исследование, наиболее проблемными в общей структуре психологической готовности являются личностный и волевой компоненты. Разработанная нами программа с использованием игровых технологий направлена на решение данной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецова А.А. Учебные пособия по возрастной психологии Б.С. Волкова, Н.В. Волковой как ресурс психолого-педагогического просвещения родителей // Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся. 2017. №7. С. 119-122.
2. Киселева И.А. Проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов // Проблемы педагогики. 2017. №5. С. 45-49.
3. Макарова А.С. Характеристика компонентов психологической готовности к школьному обучению // Наука и образование: новое время. 2016. №2 (13). С. 904908.
4. Путимцева Н.Г. Исследование компонентов психологической готовности детей ДОУ к школьному обучению (из опыта работы) // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2016. №5(20). С. 26-30.
5. Горбунова К.В. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению // Аллея науки. 2016. №6. С. 348-351.
6. Нижегородцева Н.В. Основные этапы исследования проблемы готовности к обучению // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2. С. 205-210.
7. Белкина В.Н. Традиции и инновации в дошкольном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. С. 25-28.
8. Лыжина А.А. Игровые технологии в детском общественном объединении // Вестник Марийского государственного университета. 2015. №7. С. 25-27.
9. Куриленко М.В. Игровые технологии в ДОУ // Актуальные вопросы образования и науки. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2018. С. 67-68.
10. Хамзина Г.Г. Игровые технологии в ДОУ // Образование, наука и технологии: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2019. С. 27-29.
Borzova Ol'ga Mikhaylovna
Vladimir state university, Vladimir, Russia E-mail: [email protected]
Danilova Marina Vladimirovna
Vladimir state university, Vladimir, Russia E-mail: [email protected]
Psychological readiness for educational activity of senior preschoolers
Abstract. The article is devoted to a relevant topic, the purpose of which is to study the psychological readiness of senior preschoolers for educational activities at school. The authors consider the content of the concepts of "psychological readiness for educational activities", "gaming technology". The aim of the study is to draw up a program to form the psychological readiness of senior preschoolers to study at school using gaming technology. To achieve this goal, the approaches of domestic researchers regarding the components of school readiness are analyzed, the features of the application of gaming technologies in a preschool educational institution are studied. The article presents the results of the diagnosis of the components of psychological readiness of senior preschoolers aged 6-7 years in the amount of 30 people. After an analysis of the results of diagnostic methods, it was concluded that development problems were identified in all considered components of psychological readiness for learning at school: intellectual, personal, volitional. But in the intellectual and volitional spheres, most children have greater shortcomings than in the personal sphere. It is precisely these indicators that the authors rely on when developing a program to form the psychological readiness for educational activities of senior preschoolers using gaming technology.
Before compiling the program, the experience of testing a number of programs on the topic of research using gaming technologies was also analyzed. Based on an analysis of the literature and diagnostic results, a program has been drawn up to form the psychological readiness of senior preschool children for educational activities. The practical significance lies in the fact that the results of the study can be used in the work of a psychologist in the formation of psychological readiness for educational activities of senior preschoolers using gaming technology in a preschool educational institution.
Keywords: senior preschooler; preschool education; psychological readiness for training; components of psychological readiness for training; educational activity; schooling; game