Научная статья на тему 'ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ'

ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
707
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕСС / ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рукавишникова Наталья Георгиевна

Статья посвящена исследованию психологической готовности ребенка к школе и детской тревожности. Данное исследование было проведено с целью выявления связи между тревожностью и психологической готовности детей к школе. В статье рассмотрены результаты теоретического и эмпирического исследования тревожности у детей и их готовность к школе в дошкольном возрасте. Проведен анализ теоретических подходов к исследованию вопроса тревожности у детей в отечественной и зарубежной литературе, освещающей вопросы психологии. По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Рассматривая разные подходы к изучению психологической готовности к школе (школьной зрелости), автор выделяет их общее и отличное, а также проводит анализ компонентной структуры данного конструкта. Автором проведено эмпирическое исследование интеллектуального компонента психологической готовности к школе у детей с разным уровнем тревожности. В эмпирическом исследовании участие приняли 30 дошкольников в возрасте 6-7 лет, посещающих МДОУ. Анализ результатов проведенного психодиагностического исследования показал, что подавляющее большинство детей (63,4 %) имеет повышенный уровень тревожности. У большинства детей достаточно хорошо развит вербальный интеллект, но при этом слабо развит невербальный интеллект. Выявлена нелинейная связь между уровнем тревожности дошкольников и интеллектуальным компонентом психологической готовности к школе. Максимально высоким уровнем тревожности обладают дети с самой высокой степенью интеллектуальной готовности к школе. Таким образом, существует нелинейная связь между тревожностью и интеллектуальной готовностью детей к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL AND CHILDREN'S PRESCHOOL AGE ANXIETY

The article is devoted to the study of a child's psychological readiness for school and childhood anxiety. The aim of this study was to identify the relationship between anxiety and the psychological readiness of children for school. The article presents the results of a theoretical and empirical study of anxiety and readiness for school in preschool children. The article analyzes theoretical approaches to the study of the problem of anxiety in children in foreign and domestic psychological literature. The analysis showed that among elder preschool children, anxiety has not yet a stable character trait and is relatively reversible when appropriate psychological and pedagogical activities are carried out. Considering various approaches to the study of psychological readiness for school (school maturity), the author identifies their common things and differences, and also analyzes the component structure of this construct. The author conducted an empirical study of the intellectual component of psychological readiness for school in children with different levels of anxiety. The empirical study involved 30 preschoolers aged 6-7 years attending MPEI. The analysis of the results of the conducted psychodiagnostic research showed that the overwhelming majority of children (63.4%) have an increased level of anxiety. Most children have fairly well developed verbal intelligence, but non-verbal intelligence is poorly developed. A nonlinear relationship was revealed between the level of anxiety in preschoolers and the intellectual component of psychological readiness for school. The highest level of anxiety is inherent in children with the highest degree of intellectual readiness for school. Thus, there is a non-linear relationship between anxiety and children's intellectual readiness for school.

Текст научной работы на тему «ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, _ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД_

УДК 159.9

Н. Г. Рукавишникова https://orcid/0000-0002-6414-085Х

Тревожность детей дошкольного возраста в контексте психологической готовности к школе

Для цитирования: Рукавишникова Н. Г. Тревожность детей дошкольного возраста в контексте психологической готовности к школе // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4 (121). С. 128-136. DOI 10.20323/1813-145X^021-4-121-128-136

Статья посвящена исследованию психологической готовности ребенка к школе и детской тревожности. Данное исследование было проведено с целью выявления связи между тревожностью и психологической готовности детей к школе. В статье рассмотрены результаты теоретического и эмпирического исследования тревожности у детей и их готовность к школе в дошкольном возрасте. Проведен анализ теоретических подходов к исследованию вопроса тревожности у детей в отечественной и зарубежной литературе, освещающей вопросы психологии. По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Рассматривая разные подходы к изучению психологической готовности к школе (школьной зрелости), автор выделяет их общее и отличное, а также проводит анализ компонентной структуры данного конструкта. Автором проведено эмпирическое исследование интеллектуального компонента психологической готовности к школе у детей с разным уровнем тревожности. В эмпирическом исследовании участие приняли 30 дошкольников в возрасте 6-7 лет, посещающих МДОУ Анализ результатов проведенного психодиагностического исследования показал, что подавляющее большинство детей (63,4 %) имеет повышенный уровень тревожности. У большинства детей достаточно хорошо развит вербальный интеллект, но при этом слабо развит невербальный интеллект. Выявлена нелинейная связь между уровнем тревожности дошкольников и интеллектуальным компонентом психологической готовности к школе. Максимально высоким уровнем тревожности обладают дети с самой высокой степенью интеллектуальной готовности к школе. Таким образом, существует нелинейная связь между тревожностью и интеллектуальной готовностью детей к школе.

Ключевые слова: тревожность, стресс, школьная зрелость, психологическая готовность к школе, интеллектуальная готовность к школе, вербальный интеллект, невербальный интеллект.

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS OF DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENTS

N. G. Rukavishnikova

Psychological readiness for school and children's preschool age anxiety

The article is devoted to the study of a child's psychological readiness for school and childhood anxiety. The aim of this study was to identify the relationship between anxiety and the psychological readiness of children for school. The article presents the results of a theoretical and empirical study of anxiety and readiness for school in preschool children. The article analyzes theoretical approaches to the study of the problem of anxiety in children in foreign and domestic psychological literature. The analysis showed that among elder preschool children, anxiety has not yet a stable character trait and is relatively reversible when appropriate psychological and pedagogical activities are carried out. Considering various approaches to the study of psychological readiness for school (school maturity), the author identifies their common things and differences, and also analyzes the component structure of this construct. The author conducted an empirical study of the intellectual component of psychological readiness for school in children with different levels of

© Рукавишникова Н. Г., 2021

anxiety. The empirical study involved 30 preschoolers aged 6-7 years attending MPEI. The analysis of the results of the conducted psychodiagnostic research showed that the overwhelming majority of children (63.4%) have an increased level of anxiety. Most children have fairly well developed verbal intelligence, but non-verbal intelligence is poorly developed. A nonlinear relationship was revealed between the level of anxiety in preschoolers and the intellectual component of psychological readiness for school. The highest level of anxiety is inherent in children with the highest degree of intellectual readiness for school. Thus, there is a non-linear relationship between anxiety and children's intellectual readiness for school.

Keywords: anxiety, stress, school maturity, psychological readiness for school, intellectual readiness for school, verbal intelligence, non-verbal intelligence.

В становлении личности ребенка особая, определяющая, роль отводится детскому а именно дошкольному, возрасту. Данный выбор обосновывается тем, что формирование основных свойств и качеств личности происходит именно в этот период. Данные качества в дальнейшем будут определять все последующее развитие.

В период адаптации к школе дети особенно часто начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми, поэтому особую важность приобретает осуществление контроля за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.

Цель настоящего исследования - выявить связь тревожности с психологической готовностью детей к школе.

Мы предполагаем, что имеется зависимость между тревожностью детей старшего дошкольного возраста и интеллектуальным компонентом их психологической готовности к школе.

Во время работы применялись следующие общенаучные методы: анализ психологической литературы по проблеме исследования, психологическое тестирование, методы математической статистики и др.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что тревожность - это самый часто встречающийся феномен психического развития, имеющийся в практической работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время особое внимание уделяется данному вопросу, поскольку успешность обучения в школе взаимосвязана с уровнем тревожности, которая также существенно влияет на взаимоотношения ребенка со сверстниками и его эффективную адаптацию к изменившемся условиям. По данным отечественной статистики, только у 45 % дошкольников отсутствуют признаки болезненных отклонений психики, у 60 % школьников диагностирован высокий уровень тревожности [Актуальные проблемы ... , 2018; Захаров, 1995; Кочубей, 1998;

Микляева, 2004; Овчарова, 1998; Прихожан, 2009; Рукавишникова, 2018; Рукавишникова, 2019; Хухлаева, 2003].

Многие выдающиеся психологи (З. Фрейд, П. Жане, В. Франкл, Дж. Тейлор, Ч. Спилбергер, Р. Бендлер, Дж. Гриндер и др.) рассматривали вопросы тревожности, но анализ проводили только в рамках своих концепций. У авторов отсутствовала цель комплексно изучить данный вопрос и возможность применить полученные результаты в школьной практике [Болотова, 2018; Крайг, 2019; Марцинковская, 2018; Прихожан, 2009; Шлыкова, 2015].

Принято считать, что тревожность как психологическая проблема была впервые выявлена, рассмотрена и проанализирована в трудах З. Фрейда, понимал ее как неприятное переживание, служащее сигналом о предвосхищаемой опасности. Фрейд считал, что тревожность - это повторение различных ситуаций в наших мыслях, в результате которых при прошлом опыте человек испытал чувство беспомощности [Прихожан, 2009]. Дальнейшее рассмотрение вопроса тревожности последовало в русле неофрейдизма. Наиболее значимыми можно назвать труды Г. С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма. В работах К. Хорни особое внимание уделяется проблематике неудовлетворенной потребности в межличностной надежности. В работе как главная цель рассматривается развитие человека, его стремление к самореализации. К. Хорни считает, что тревога является самым сильным противодействием для данной тенденции. В ее работах основным источником детской тревожности выступает неудовлетворенная потребность в межличностной безопасности и надежности [Прихожан, 2009]. Э. Фромм в своих трудах обращал внимание на то, что тревожность и внутреннее беспокойство возникают из-за чувства отчужденности, связанного с представлениями человека о себе как об индивиде, личности, которая ощущает беспомощность перед силами природы и об-

щества. Решение данной проблемы Э. Фромм видел в многообразных формах любви между людьми. Совершенно по-иному проблемы тревожности рассматривали последователи бихевиоризма. По их мнению, тревожность и страх являются эмоциональными реакциями, которые формируются на базе условного рефлекса. Это, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень вариативности инструментов для реакций избегания, на которых базируется социализация индивида, формируются (в случае фиксации неадаптивных форм) различные невротические нарушения [Прихожан, 2000]. «Концепция влечения» К. Л. Халла оказала значимое воздействие на развитие учения о тревожности в русле теории научного обоснования, которая послужила базой для работ по вопросам тревожности социальной школы научения и исследований Р. Спенса и Дж. Тейлор. Последняя подвергала анализу тревожность, при этом различала ее со страхом. По мнению исследователей, тревожность - приобретенное влечение, обладающее стойким характером.

В отечественной науке изучению тревожности посвящены труды Г. М. Бреслава,

Р. В. Кисловской, Б. И. Кочубей, Е. В. Новиковой, А. М. Прихожан и др. [Кочубей, 1998; Прихожан, 2009; Прихожан, 2002; Прихожан, 2000].

По мнению А. М. Прихожан, тревожность следует рассматривать как «переживания эмоционального дискомфорта, связанного с предчувствием неблагополучия, с ожиданием грозящей опасности» [Прихожан, 2000, ^ 87]. Тревожность подразделяют на эмоциональное состояние, устойчивое свойство, черту темперамента или личности.

Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Е. Е. Шотт полагают, что тревожность является многозначным психологическим термином. По мнению авторов, тревожность - это определенное состояние индивидов, которое ограничено во времени, или устойчивая черта любого человека [Захаров, ^ 91].

Следовательно, дети старшего дошкольного возраста обладают тревожностью, но она является неустойчивой чертой характера и относительно обратима при воздействии на ребенка через соответствующие психолого-педагогические мероприятия. Работа с тревожностью является часто встречающейся формой работы школьного психолога.

Далее рассмотрим связь таких понятий, как психологическая готовность к школе и детская тревожность. Готовностью к школе, прежде всего, понимают как готовность к обучению в школе или учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, Е. Е. Кравцова, Н. И. Гуткина, Л. И. Божович и др.) [Буршит, 2011; Гуткина, 2004; Кисляков, 2018; Кравцова, 1991].

Вопросы психологической готовности детей к школе изучались в зарубежных исследованиях, к которым относятся работы, освещающие проблемы школьной зрелости таких авторов, как А. Анастази, Г. Гетцер, А. Керн, С. Штребел, Я. Иирасек, Й. Шванцара и др. В отечественной учебно-методической литературе по психологии проблема психологической готовности детей к школе теоретически была проработана в трудах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Элькони-на, А. Л. Венгера, Е. Е. Кравцовой, Н. Г. Салми-ной, Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова и др. [Готовность к школе ... 2001; Гуткина, 2004; Нижегородцева, 2001; Шлыкова, 2015].

Готовность ребенка к современному школьному образованию рассматривается как результат системы воспитания, которая обеспечивает полноценное, разностороннее развитие любого дошкольника как личности. В качестве подтверждения готовности к школе рассматривают ряд сформировавшихся черт, которые начинают проявляться в конце дошкольного детства как качественно новые характеристики и потенциал деятельности, поведения, взаимоотношения ребенка и социального, предметного мира.

«Школьная зрелость» (schoolmaturity), «готовность к школе» (school readiness) и «психологическая готовность к школе» - это понятия, наиболее часто встречающиеся в психологии в качестве показателя уровня психического развития ребенка, готового обучаться в школе. Значит, можно сделать вывод о том, что данные понятия являются синонимами (если рассматривать их в общем виде), поскольку они определяют наличие или отсутствие у ребенка предрасположенности к обучению в школе.

Однако понятие «готовность к школе» многозначно. Существует множество работ (представленных в большей степени американскими психологами), в которых готовность к школе проявляется через наличие или отсутствие у ребенка предрасположенности к обучению в виде «вводных навыков» [Анастази, 1982]. Последние счи-

тают, что это особый набор умений, знаний, навыков, способностей и мотивации, обеспечивающих качественное освоения школьной программы.

Другое представление о «готовности к школе» наблюдается в работах психологов, которые, вслед за Л. С. Выготским, считают обучение основой развития. Это свидетельствует о том, что обучение можно начинать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели, следовательно, функциональная зрелость психики не рассматривается как предрасположенность к обучению. Также авторы данных исследований предполагают, что успешное школьное обучения достигается не только с помощью набора определенных знаний, умений и навыков, которыми владеет ребенок, но и с помощью определенного уровня личностного и интеллектуального развития, который включает и психологическую предрасположенность к обучению в школе.

Важным условием психологического развития ребенка является готовность к школьному обучению, которая рассматривается с точки зрения успешного усвоения учебной программы в коллективе сверстников.

Л. И. Божович выделяет две составляющие психологической готовности к школе: личностную и интеллектуальную. Описание интеллектуальной готовности ребенка к школе сосредоточено на уровне развития его интеллектуальных процессов, а не на количественном запасе представлений. По мнению Л. С. Выготского и Л. И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе, если обладает умением обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира [Гуткина, 2004].

Личностную готовность к школьному обучению, в первую очередь, понимают как развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Е. Е. Кравцова, Н. И. Гуткина) [Гуткина, 2004; Кравцова, 1991; Нижегородцева, 2001].

Ребенок, готовый к школе, желает узнавать новое, так как у него сформировалась потребность занять определенную позицию в обществе людей, которая откроет ему доступ в мир взрослости (социальный мотив учения). У него возникает познавательная потребность, которую ему сложно удовлетворить в домашних условиях. Совмещение этих двух потребностей формирует

совершенно новое отношение ребенка к окружающей среде. Данное явление Л. И. Божович понимает как «внутреннюю позицию школьника». Этой новой черте она придавала особое значение, полагая, что внутренняя позиция школьника может служить индикатором его готовности к обучению.

Внутренняя позиция школьника, сформировавшаяся при переходе из дошкольного в младший школьный возраст, позволяет ребенку начать учебный процесс как субъекту деятельности, что проявляется в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, то есть в произвольном поведении.

Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предрасположенности, значимой для успешного овладения учебной программой, рассматривают умения ребенка, сформировавшиеся на базе произвольной регуляции действий. Н. Г. Салмина также считает, что произвольность следует рассматривать как предрасположенность к учебной деятельности.

По мнению Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова, психологическая готовность к обучению в школе - это структура, частью которой являются учебно важные качества (УВК). Определено, что разные учебно важные качества по-разному влияют на успешность школьного обучения. В связи с этим УВК разделяют на базовые и ведущие, оказывающие наибольшее влияние на успешность усвоения программного материала [Нижегородцева, 2001].

В зарубежной литературе школьную зрелость рассматривают как трехфакторную модель, которая включает в себя эмоциональную, интеллектуальную и социальную зрелость.

Интеллектуальная зрелость включает дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, определяющие способность понимать основные связи между явлениями; логическое запоминание, умения воспроизводить образец, а также совершать тонкие движения руками, демонстрируя сенсомо-торную координацию.

Эмоциональная зрелость - снижение импульсивных реакций и способность долгое время выполнять действия, которые не являются привлекательными.

Социальная зрелость - это потребность ребенка в общении со сверстниками, способность к адаптации своего поведения в рамках законов

131

детских групп, умение исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

При вступлении в школьную жизнь у ребенка достаточно часто формируется страх нового, страх посещения школы. Здесь необходимо понимать, что он базируется на страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым он тревожно привязан, что ухудшается частыми болезнями. Такие дети обычно находятся в условиях гиперопеки. В практике встречаются ситуации, когда родители по той или иной причине сами боятся школы и неосознанно внушают этот страх детям или излишне драматизируют проблемы, связанные с началом обучения, и сами выполняют домашние задания вместо детей, а кроме того, излишне контролируют их [Прихожан, 2002; Рукавишникова, 2020; Шлыкова, 2015].

Как показывает практика, страх перед посещением школы отсутствует у уверенных в себе, любимых, активных и любознательных детей, которые хотят самостоятельно решать проблемы обучения и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Другое дело, если речь идет о гипертрофированном уровне притязаний у детей, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе.

В такой ситуации у детей также формируется страх не оправдать ожидания родителей, они испытывают трудности в процессе адаптации в школьном коллективе и боятся учителя. Кроме страха идти в сад, а в последствии и в школу, у таких детей часто формируется боязнь опросов. Данный страх базируется на боязни допустить ошибку, сделать глупость, сконфузиться, быть осмеянным. Как правило, боятся отвечать на вопросы тревожные, боязливые дети. Самый большим страхом у таких детей вызывает ответ у доски. Таким образом, энергия расходуется не на образовательную деятельность, а на подавление тревожности.

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что школьная готовность - это комплексное явление, включающее в себя эмоционально-волевую, интеллектуальную, личностную, речевую, мотивационную и коммуникативную готовность. Дошкольный, младший школьный возраст является одним из проблемных периодов, когда дети склонны к переживанию тревоги, беспокойства.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и психологической готовности к обучению в школе у дошкольников. Исследование проводилось на базе МДОУ № 228 г. Ярославля. Испытуемыми были 30 старших дошкольников в возрасте 6-7 лет - 17 девочек (57 %) и 13 мальчиков (43 %). Выборка являлась репрезентативной.

Для изучения взаимосвязи тревожности и готовности детей к школе нами были выбраны следующие диагностические методики:

— Тест на тревожность детей 3,5-7 лет (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);

— «Скрининговый тест школьной зрелости» (авторы адаптации В. И. Чирков, О. Л. Разумовская [Александров, 2008; Методы психодиагностического ... , 2002].

На основании результатов теста вычислялся индекс тревожности (ИТ) каждого ребенка -процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков.

После обработки полученных с помощью этой методики данных нам удалось определить уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании. Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Распределение результатов по индексу тревожности, в %

Больше половины детей (63,4 %) имеют высокий и выше среднего индекс тревожности, 36,6 % - имеют средний или низкий индекс тревожности.

При проведении тестирования дети, имеющие высокий уровень тревожности, были беспокойными, нервозными, волновались. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например, потели ладони.

Индекс тревожности Уровень выраженности

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Количество детей в % 4 12,2 20,4 42 21,4

Таблица 3

Ранговые коэффициенты корреляции между показателями тревожности и школьной зрелости дошкольников_

Показатели школьной зрелости дошкольников Взаимосвязь с уровнем тревожности по результатам тестирования дошкольни-

ков

г Уровень значимости р

Невербальный субтест 0,17 0,3783838 7

Вербалный субтест 0,20 0,2998605 5

В ходе диагностики психологической готовности детей дошкольного возраста к школе использовался «Скрининговый тест школьной зрелости» (авторы адаптации: В. Н. Чирков, О. Л. Разумовская).

Поскольку данный тест включает в себя два разнонаправленных субтеста (невербальный и вербальный), необходимо оценивать выполнение заданий детьми отдельно по каждому субтесту. Обобщенные результаты представлены в Таблице 2.

Сравнивая результаты, полученные по двум субтестам, мы видим, что показатели вербального интеллекта намного выше, чем показатели невербального. Можно предположить, что высокие результаты вербального субтеста свидетельствуют об «обученности» (социальном опыте ребенка), так как содержание субтеста базируется на как на обобщении и классификации элементарных понятий, входящих в программу детского сада, так и на осведомленности ребенка об окружающем его мире. С другой стороны, результаты невербального субтеста (больше половины детей показали уровень ниже средний и ниже среднего) могут свидетельствовать о том, что развитие тонкой моторики и зрительно-двигательной координации находится на начальном этапе, что может создавать трудности при овладении школьной программой.

Таблица 2

Распределение результатов двух субтестов, в %

Для изучения взаимосвязи между уровнем тревожности дошкольников и уровнем их школьной зрелости был использован ранговый коэффициент корреляции Спирмена (см. Таблицу 3).

Как видно из таблицы, ни один из вычисленных коэффициентов корреляции не является значимым на минимальном уровне значимости 0,05.

Следовательно, можно утверждать, что линейных взаимосвязей между уровнем тревожности дошкольников и уровнем их школьной зрелости в нашем исследовании не выявлено.

Дальнейший анализ взаимосвязей переменных был направлен на поиск и доказательство существования нелинейных форм связи между ними.

Для выявления и исследования нелинейных взаимосвязей было проведено сравнение уровня тревожности по результатам тестирования дошкольников с интеллектуальным компонентом готовности к школе.

Для анализа различий средних значений и степени разброса индивидуальных значений показателей школьной зрелости в сравниваемых выборках были построены коробчатые диаграммы для каждого показателя.

Как показал визуальный анализ диаграммы, значения показателя невербального субтеста школьной зрелости дошкольников демонстрируют нелинейную связь с уровнем их тревожности. При низких значениях тревожности (1-й и 2-й уровни) значения показателя невербального теста школьной зрелости близки к средним значениям по выборке (10,26 баллов), при более высоком уровне тревожности - они снижаются, и при самом высоком уровне имеют самые высокие значения.

Далее была построена диаграмма по результатам вербального субтеста школьной зрелости дошкольников с различными уровнями тревожности.

Как показал визуальный анализ диаграммы, значения показателей вербального субтеста школьной зрелости дошкольников демонстрируют еще более выраженную нелинейную связь с уровнем тревожности. При самых низких значениях тревожности (1-й уровень) значения показателя вербального теста школьной зрелости выше среднего значения по выборке (26,7 баллов), да-

Показатели школьной зрелости Уровень развития

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Невербальный субтест 36,6 40 13,4 3,4 6.6

Вербальный субтест 0 0 90 10 0

лее достаточно резко снижаются и на третьем уровне демонстрируют минимальные значения, но при дальнейшем повышении уровня тревожности возрастают, и при самом высоком уровне тревожности у детей наблюдаются самые высокие значения школьной зрелости.

Исходя из анализа данных диаграмм, мы можем предположить, что повышенная тревожность не всегда способствует снижению готовности к школе. Вероятно, дети с высокой тревожностью более подвержены страху возможной неудачи, оценки со стороны взрослых или сверстников, что является специальным механизмом приспособления, повышающим ответственность перед лицом общественных требований: дошкольное учреждение, школа, родители, сверстники. Наши данные подтверждаются результатами исследования О. Н. Шлыковой [Шлыкова, 2015]. Однако, как показывает анализ теоретических и практических исследований по проблеме тревожности, наличие высокой тревожности у детей может в дальнейшем привести к ее закреплению в качестве личностной черты, что, в свою очередь, будет препятствовать гармоничному развитию личности ребенка. В связи с этим необходима специально организованная коррек-ционная работа психолога МДОУ, направленная на снижение детской тревожности.

Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить следующее:

1. Подавляющее большинство детей (63,4 %) имеют повышенный уровень тревожности.

2. У большинства детей вербальный интеллект развит достаточно хорошо (90 % детей имеют средний уровень развития и ни один ребенок не получил оценок низких или ниже среднего), однако невербальный интеллект развит слабо (76,6 % имеют низкий и ниже среднего уровень развития).

3. Выявлена нелинейная связь между уровнем тревожности дошкольников и интеллектуальным компонентом психологической готовности к школе. Самый высокий уровень тревожности присущ детям с самой высокой степенью интеллектуальной готовности к школе.

Таким образом, гипотеза о наличии связи между уровнем тревожности и интеллектуальным компонентом психологической готовности к школе доказана, при этом связь является нелинейной: при различных уровнях тревожности

имеются разные показатели интеллектуальной готовности к школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Александров А. А. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. Санкт-Петербург : Питер, 2008. 384 с.

2. Актуальные проблемы современной семьи : монография / Л. Г. Жедунова [и др.]. Ярославль : ЯГПУ, 2018. 163 с.

3. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов. Санкт-Петербург : Питер, 2018. 478 с.

4. Бороздина Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 104-113.

5. Буршит И. Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2011. № 1. С. 47-51.

6. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сборник статей / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. Москва : Международный образовательный и психологический колледж, 1995. 144 с.

7. Готовность к школе: развивающие программы / под ред. И. В. Дубровиной. Москва : Академический Проект, 2001. 98 с.

8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 208 с.

9. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Санкт-Петербург : Гиппократ, 1995. 126 с.

10. Кисляков П. А. Психология развития человека как субъекта деятельности : учебное пособие для вузов / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, Е. А. Петрова. Москва : Русайнс, 2018. 184 с.

11. Кочубей Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. Москва : Сфера, 1998. 96 с.

12. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва : Педагогика, 1991. 152 с.

13. Крайг Г. Психология развития : монография / Г. Крайг, Д. Бокум. Санкт-Петербург : Питер, 2019. 940 с.

14. Марцинковская Т. Д. Психология развития : учебник. Москва : Academia, 2018. 256 с.

15. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : метод. пособие к семинарским и практическим занятиям / сост. Н. В. Шутова, В. В. Кисова. Нижний Новгород : НГПУ, 2002. 64 с.

16. Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. Санкт-Петербург : Речь, 2004. 247 с.

17. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. Москва : ВЛАДОС, 2001. 256 с.

18. Овчарова Р. В. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников // Практическая психология в начальной школе. Москва : Сфера, 1998. С. 30-50.

19. Прихожан А. М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 192 с.

20. Прихожан А. М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика // Школьный психолог. 2002. № 4. С. 4-8.

21. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

22. Рукавишникова Н. Г. Девиантное поведение детей и подростков и его профилактика // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2018. С. 161-164.

23. Рукавишникова Н. Г. Профилактика агрессивного поведения детей и подростков // Взаимодействие академической и практико-ориентированной психологии в сфере образования : материалы II национальной научно-практической конференции / под науч. рук.

B. А. Мазилова. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2019.

C. 104-105.

24. Рукавишникова Н. Г. Я-концепция воспитанников детского дома // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1. С. 171-178.

25. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. Москва : Академия, 2003. 110 с.

26. Шлыкова О. Н. Школьная тревожность в контексте интеллектуального компонента психологической готовности к школе первоклассников / О. Н. Шлыкова, А. П. Каспер // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. Москва : Буки-Веди, 2015. С. 26-29.

Reference list

1. Aleksandrov A. A. Psihodiagnostika i psi-hokorrekcija = Psychodiagnostics and psychocorrection / pod red. A. A. Aleksandrova. Sankt-Peterburg : Piter, 2008. 384 s.

2. Aktual'nye problemy sovremennoj sem'i : Current problems of the modern family monografija / L. G. Zhedunova [i dr.]. Jaroslavl' : JaGPU, 2018. 163 s.

3. Bolotova A. K. Psihologija razvitija i vozrastnaja psihologija : Developmental psychology and age-related

psychology:uchebnik dlja vuzov. Sankt-Peterburg : Piter, 2018. 478 s.

4. Borozdina L. V Uvelichenie indeksa trevozhnosti pri rashozhdenii urovnej samoocenki i pritjazanij = Increased anxiety index for differences in self-assessment levels and claims / L. V. Borozdina, E. A. Zaluchenova // Voprosy psihologii. 1993. № 1. S. 104-113.

5. Burshit I. E. Kompleksnyj podhod k formirovaniju gotovnosti k obucheniju v shkole detej, ne poseshhajush-hih DOU = Integrated approach to school readiness for children who do not attend preschool organisation // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2011. № 1. S. 47-51.

6. Voprosy psihologii rebenka doshkol'nogo vozras-ta = Issues of psychology of a preschool child: sbornik statej / pod red. A. N. Leont'eva, A. V Zaporozhca. Moskva : Mezhdunarodnyj obrazovatel'nyj i psihologicheskij kolledzh, 1995. 144 s.

7. Gotovnost' k shkole: razvivajushhie programmy = School readiness: developmental programs / pod red. I. V. Dubrovinoj. Moskva : Akademicheskij Proekt, 2001. 98 s.

8. Gutkina N. I. Psihologicheskaja gotovnost' k shkole = Psychological readiness for school. Sankt-Peterburg : Piter, 2004. 208 s.

9. Zaharov A. I. Kak pomoch' nashim detjam iz-bavit'sja ot straha = How to help our children to get rid of fear. Sankt-Peterburg : Gippokrat, 1995. 126 s.

10. Kisljakov P. A. Psihologija razvitija cheloveka kak sub#ekta dejatel'nosti : Psychology of human development as a subject of activity: uchebnoe posobie dlja vuzov / P. A. Kisljakov, E. A. Shmeleva, E. A. Petrova. Moskva : Rusajns, 2018. 184 s.

11. Kochubej B. I. Jemocional'naja ustojchivost' shkol'nika = Emotional resilience of a schoolstudent / B. I. Kochubej, E. V. Novikova. Moskva : Sfera, 1998. 96 s.

12. Kravcova E. E. Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniju v shkole = Psychological problems of children's readiness for school. Moskva : Pedagogika, 1991. 152 s.

13. Krajg G. Psihologija razvitija = Developmental psychology : monografija / G. Krajg, D. Bokum. Sankt-Peterburg : Piter, 2019. 940 s.

14. Marcinkovskaja T. D. Psihologija razvitija = Developmental psychology : uchebnik. Moskva : Academia, 2018. 256 s.

15. Metody psihodiagnosticheskogo issledovanija detej starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo voz-rasta : metod. posobie k seminarskim i prakticheskim zanjatijam = Methods of psychodiagnostic research of children of senior preschool and primary school age / sost. N. V. Shutova, V. V. Kisova. Nizhnij Novgorod : NGPU, 2002. 64 s.

16. Mikljaeva A. V. Shkol'naja trevozhnost': diagnos-tika, korrekcija, razvitie = School anxiety: diagnosis, cor-

rection, development / A. V Mikljaeva, P. V Rumjanceva. Sankt-Peterburg : Rech', 2004. 247 s.

17. Nizhegorodceva N. V. Psihologo-pedagogicheskaja gotovnost' rebenka k shkole = Psychological and pedagogical readiness of the child for school: manual for practical psychologists, teachers and parents : posobie dlja prakticheskih psihologov, pedagogov i roditelej / N. V. Nizhegorodceva, V D. Shadrikov. Moskva : VLADOS, 2001. 256 s.

18. Ovcharova R. V. Korrekcija shkol'nyh strahov i trevozhnosti u mladshih shkol'nikov = Correction of school fears and anxiety in junior schoolchildren // Prak-ticheskaja psihologija v nachal'noj shkole. Moskva : Sfera, 1998. S. 30-50.

19. Prihozhan A. M. Psihologija trevozhnosti: Dosh-kol'nyj i shkol'nyj vozrast = Psychology of anxiety: Preschool and school age. 2-e izd. Sankt-Peterburg : Piter, 2009. 192 s.

20. Prihozhan A. M. Trevozhnost' u detej: javlenie, prichiny, diagnostika = Anxiety in children: phenomenon, causes, diagnosis // Shkol'nyj psiholog. 2002. № 4. S. 4-8.

21. Prihozhan A. M. Trevozhnost' u detej i po-drostkov: psihologicheskaja priroda i vozrastnaja dina-mika = Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics. Moskva : Moskovskij psi-hologo-social'nyj institut ; Voronezh : Izd-vo NPO «MODJeK», 2000. 304 s.

22. Rukavishnikova N. G. Deviantnoe povedenie de-tej i podrostkov i ego profilaktika = Deviant behaviour and prevention of children and adolescents // Pedagogika i

psihologija sovremennogo obrazovanija: teorija i praktika : Pedagogy and psychology of modern education: theory and practice:materialy nauchno-prakticheskoj konfer-encii «Chtenija Ushinskogo». Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2018. S. 161-164.

23. Rukavishnikova N. G. Profilaktika agressivnogo povedenija detej i podrostkov = Prevention of aggressive behaviour of children and adolescents // Vzaimodejstvie akademicheskoj i praktiko-orientirovannoj psihologii v sfere obrazovanija : materialy II nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod nauch. ruk. V. A. Mazilova. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2019. S. 104-105.

24. Rukavishnikova N. G. Ja-koncepcija vospitanni-kov detskogo doma = Self- concept of pupils of an orphanage // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 1. S. 171-178.

25. Huhlaeva O. V. Korrekcija narushenij psiholog-icheskogo zdorov'ja doshkol'nikov i mladshih shkol'ni-kov = Correction of psychological health disorders of preschoolers and junior schoolchildren. Moskva : Akad-emija, 2003. 110 s.

26. Shlykova O. N. Shkol'naja trevozhnost' v kontek-ste intellektual'nogo komponenta psihologicheskoj gotov-nosti k shkole pervoklassnikov = School anxiety in the context of the intellectual component of psychological readiness for the school of first-graders / O. N. Shlykova, A. P. Kasper // Psihologicheskie nauki: teorija i praktika : materialy III Mezhdunar. nauch. konf. Moskva : Buki-Vedi, 2015. S. 26-29.

136

Н. R PymeuMHumea

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.