Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалева М.А.

В статье дается анализ теоретических основ проблемы психологической готовности к обучению в школе детей в зависимости от особенностей воспитания родителей. Приведены результаты исследования, полученные на основе обработки полученных данных с помощью методов математической статистики, где используется критерий Пирсона. Результаты статистической обработки позволили выявить взаимосвязь уровня психологической готовности в различных сферах к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста и особенностей их воспитания родителями, значимость степени включенности родителей в процесс формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе. Автором статьи разработана специальная анкета для анализа оценивания родителями уровня психологической готовности своих детей к школе, показана недостаточная компетентность родителей, незрелость родителей в осознании своей роли в процессе формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению. Проведенный анализ позволил определить необходимость комплексного подхода родителей к процессу формирования психологической готовности их детей к школьному обучению и связанную с этим необходимость повышения родительской компетентности в этой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE FEATURES OF FAMILY EDUCATION AND PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOLING IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article provides the analysis of the theoretical foundations of the problem of psychological readiness of children for school education depending on the particular characteristics of parenting. The paper presents the results of research obtained on the basis of processing the data from using the methods of mathematical statistics, including the Pearson criterion. The results of statistical processing revealed the relationship between the level of psychological readiness for school in various fields in children of senior preschool age and the characteristics of their upbringing by parents, as well as the significance of the degree of involvement of parents in the process of shaping the child's psychological readiness for school. The author of the article has developed a special questionnaire for analyzing parents' assessment of the level of psychological readiness of their children for school. The paper shows insufficient competence of parents, immaturity of parents in realizing their role in the process of forming a child's psychological readiness for school. The analysis made it possible to determine the need for an integrated approach of parents to the process of shaping the psychological readiness of their children for schooling and the related need to increase parental competence in this problem.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9.072

Взаимосвязь особенностей семейного воспитания и психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста

М.А. Ковалева

Донской Государственный Технический Университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация E-mail: kma-azov@mail.ru

Аннотация

В статье дается анализ теоретических основ проблемы психологической готовности к обучению в школе детей в зависимости от особенностей воспитания родителей. Приведены результаты исследования, полученные на основе обработки полученных данных с помощью методов математической статистики, где используется критерий Пирсона. Результаты статистической обработки позволили выявить взаимосвязь уровня психологической готовности в различных сферах к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста и особенностей их воспитания родителями, значимость степени включенности родителей в процесс формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе. Автором статьи разработана специальная анкета для анализа оценивания родителями уровня психологической готовности своих детей к школе, показана недостаточная компетентность родителей, незрелость родителей в осознании своей роли в процессе формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению. Проведенный анализ позволил определить необходимость комплексного подхода родителей к процессу формирования психологической готовности их детей к школьному обучению и связанную с этим необходимость повышения родительской компетентности в этой проблеме.

Ключевые слова

психологическая готовность к школьному обучению, дошкольный возраст, особенности семейного воспитания, родительская компетентность, родительские представления о готовности ребенка к школе.

UDC 159.9.072

The relationship between the features of family education and psychological readiness for schooling in children of senior preschool age

M.A. Kovaleva

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation E-mail: kma-azov@mail.ru

Annotation

The article provides the analysis of the theoretical foundations of the problem of psychological readiness of children for school education depending on the particular characteristics of parenting. The paper presents the results of research obtained on the basis of processing the data from using the methods of mathematical statistics, including the Pearson criterion. The results of statistical processing revealed the relationship between the level of psychological readiness for school in various fields in children of senior preschool age and the characteristics of their upbringing by parents, as well as the significance of the degree of involvement of parents in the process of shaping the child's psychological readiness for school. The author of the article has developed a special questionnaire for analyzing parents' assessment of the level of psychological readiness of their children for school. The paper shows insufficient competence of parents, immaturity of parents in realizing their role in the process of forming a child's psychological readiness for school. The analysis made it possible to determine the need for an integrated approach of parents to the process of shaping the psychological readiness of their children for schooling and the related need to increase parental competence in this problem.

Keywords

psychological readiness for school, preschool age, features of family education, parental competence, parental ideas about a child's readiness for school

Введение

Начало обучения ребенка в школе — очень важный момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи ребенка в учебной деятельности в школе, адаптация к новым социальным условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности к школьному обучению.

Актуальность статьи обусловлена проблемой формирования школьной зрелости дошкольников. Переход от дошкольного детства к школьной жизни

- один из переломных моментов в психическом развитии человека. В настоящее время проблема влияния семейного воспитания на формирование психологической готовности дошкольника к обучению актуальна, так как семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В семье у ребенка дошкольного возраста происходит формирование модели психического, которая включает в себя представления об осведомленности других людей о текущих событиях, способность понимать точку зрения другого человека [Ермаков и др., 2016].

Родители, стремясь подготовить ребенка к обучению в школе, стараются уделить много времени развитию навыков чтения, письма, счета. Именно эти требования выдвигаются при поступлении в первый класс и при этом мало внимания уделяется личностному развитию ребенка (его мотивации к обучению, самостоятельности, инициативности, произвольной регуляции поведения), а также социальной компетентности ребенка, что часто ведет к дезадаптации первоклассников. Часто причины трудностей в формировании учебно-познавательной деятельности и нарушений поведения у детей, будущих первоклассников, состоят в отсутствии у них любознательности, усидчивости, трудолюбия, заинтересованности в успешном выполнении заданий, а также чувства долга и ответственности. Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием и иметь ближайшие и отдаленные нежелательные последствия [Воробьева и др., 2015; Моталова и др., 2016; Воробьева и др., 2016]. Проблемой готовности детей к школьному обучению занимались такие психологи, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, и др. [Выготский, 1999; Божович, 1968; Венгер и др., 1994; Гуткина, 2004]. Проблема взаимосвязи психологической готовности детей к школьному обучению и особенностей семейного воспитания стала предметом научных исследований многих современных авторов [Воробьева, 1996; Лидерс, 2007; Овчарова, 2010; Абакумова и др., 2017; Васягина и др., 2017; Долгова и др., 2016; Новицкая, 2014; Сорокина, 2017; Volkova й а1., 2018].

Проведенный анализ психологической литературы, современных научных исследований и наш психолого-педагогический опыт указывает на наличие взаимосвязи между особенностями семейного воспитания и развитием дошкольника. Новизна исследования заключается в том, что в работе изучена взаимосвязь уровня психологической готовности ребенка к школьному обучению с опытом самого родителя, его образованием, мотивацией и такими особенностями родительского воспитания как: степень включенности родителей в процесс формирования психологической готовности к школьному обучению, качество и количество совместного общения, чтения, досуга, представление родителей о степени самостоятельности детей. В работе рассматривается соответствие

результатов оценивания самими родителями и результатов психодиагностического исследования уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Предмет исследования - особенности семейного воспитания и психологическая готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучить взаимосвязь особенностей семейного воспитания и психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезы исследования:

Особенности семейного воспитания могут различаться в семьях детей с высокой и низкой психологической готовностью к школьному обучению по таким параметрам, как гиперпротекция и гипопротекция, недостаточность требований, недостаточность запретов, недостаточность санкций, предпочтение детских качеств, воспитательная неуверенность, интенсивность общения родителей с ребенком, интенсивность занятий родителей и ребенка совместным чтением.

2. У детей старшего дошкольного возраста психологическая готовность к школьному обучению может быть прямо взаимосвязана с особенностями семейного воспитания, а именно: включенностью родителей в семейное воспитание, интенсивностью общения родителей с ребенком, а также занятий родителей и ребенка совместным чтением, недостатком запретов, избытком родительских санкций и может находиться в обратной взаимосвязи с выраженностью гиперпротекции, гипопротекции, недостаточностью требованиий, недостатком родительских санкций и воспитательной неуверенностью.

Задачи исследования:

Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эмпирического исследования на основе выбранных методик.

Выявление связи между особенностями воспитания родителей и психологической готовность детей к школьному обучению.

Теоретическая значимость: настоящее исследование расширяет представление о факторах, оказывающих влияние на формирование психологической готовности детей к школьному обучению. Выявлена важность родительской компетентности в формировании психологической готовности к школьному обучению будущих первоклассников, конкретизированы значимые составляющие родительских стратегий в формировании психологической готовности их детей к предстоящему обучению.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и разработанные на их основе рекомендации для родителей и специалистов по формированию готовности дошкольников к обучению в школе могут быть использованы в практике психолого-педагогического

сопровождения детей дошкольного возраста, коррекционно-развивающей работе специалистов с детьми.

Методы

Исследование степени осведомленности ребенка о мире, о школе - опросник Т.В. Беловой [Белова и др., 2007];

Исследование сформированности мотивации к обучению - методика М.Р. Гинзбург «Определение мотивов учения» [Баранова, 2005];

Исследование сформированности психических функций: восприятие - методика «Эталоны» Л. Венгера в модификации Т.В. Беловой, внимание - методика Пьерона-Рузена в модификации Т.Б. Ивановой, словесно - логическая (слуховая) память - методика «10 слов» А.Р. Лурия в модификации С.Я. Рубинштейна, методика для оценки зрительной произвольной памяти в модификации Т.Б. Ивановой, мыслительные операции - методика «Четвертый - лишний» в модификация Т.Б. Ивановой, методика «Последовательные картинки» в модификации М.М. Семаго [Белова и др., 2007; Иванова и др., 2011; Рубинштейн, 1999; Акимова и др., 2006];

Исследование уровня сформированности речемыслительной деятельности - методика М.М. Семаго «Составление рассказа по сюжетной картинке» [Семаго и др., 2007];

Исследование психомоторного развития: крупной моторики - методика Т.Б. Ивановой; мелкой моторики, координации зрения и движения руки -«Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека [Иванова и др., 2011];

Исследование самооценки у детей, представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди - методика В.Г. Щур «Лесенка» [Ильина, 2006].

Для исследования особенностей семейного воспитания использовался опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, Ю.В. Юстицкиса [Эйдемиллер и др., 2006].

Нами была разработана анкета для родителей, направленная на изучение степени их включенности в процесс формирования готовности ребенка к школе, качество и количество совместного общения, чтения, досуга, а также представлений родителей о степени сформированности самостоятельности ребенка в социальных отношениях.

Для статистической обработки результатов исследования (корреляционный анализ по Пирсону) использовалась программа Statistica 17.0.

Выборка включала 40 детей (22 мальчиков и 18 девочек) 6-7 лет, посещающих МБУО Центр «Содействие» и другие ДОУ г. Азова Ростовской области, а также их родителей в количестве 40 человек (возраст родителей составлял 24-48 лет).

Результаты

В результате проведенного обследования было выявлено, что из 40 обследуемых детей 15% (6 детей) имеют высокий уровень психологической готовности к школьному обучению, 67,5% (27 детей) имеют средний и близкий к низкому уровню и 17,5% (7 детей) имеют низкий уровень, недостаточно подготовлены к обучению в школе (рисунок 1).

Рисунок 1. Частота встречаемости различных уровней психологической готовности детей к школьному обучению.

Анализ представленных на рисунке 1 данных показал, что: 15% обследуемых детей имеют высокий уровень подготовленности к предстоящему школьному обучению, а значит полностью готовы к школьному обучению, имеют высокий уровень сформированности высших психических функций, обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками, имеют верное представление о школьной жизни и готовы получать новые знания; 67,5% детей имеют средний уровень готовности к школьному обучению, имеют достаточный уровень сформированности высших психических функций, показателей памяти, внимания, логического мышления, осведомленности о мире, готовы получать новые знания; 20% детей при среднем уровне развития познавательных процессов имеют недостаточный уровень развития эмоционально-волевых и социальных навыков; 17,5% детей не готовы к школьному обучению, у них недостаточно сформированы познавательные процессы, дети не обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками, у них низкая мотивация к школьному обучению.

На основе полученных данных оценки школьной готовности дети были разделены на две группы: первая - с высоким и средним уровнем готовности

к школе и вторая группа - с низким уровнем готовности к школе.

На рисунке 2 приведены средние арифметические значения показателей готовности к школе у детей двух групп.

Рисунок 2. Средние значения показателей готовности к школе у детей 1 (высокая и средняя готовность) и 2 (низкая готовность) групп.

Исходя из данных рисунка 2, нами были выявлены различия в выраженности показателей компонентов психологической готовности к школьному обучению двух групп детей

Таким образом, дети входящие в группу с достаточным уровнем готовности к школьному обучению, по сравнению с группой детей с низкими показателями, более компетентны, обладают лучшим запоминанием и удержанием информации, более устойчивым вниманием, более успешно осуществляют мыслительные операции (обобщение, исключение, синтез, анализ, классифицирование и т.д.), более развита крупная и мелкая моторика, они легче вступают в контакт, более общительны, заинтересованы в предлагаемом задании (готовы принимать задание, критически относятся к своим неудачам, радуются успехам), более развиты критические и прогностические функции и имеют более адекватное оценивание себя и оценивание другими.

По результатам опросника АСВ было выявлено, что из 40 обследованных родителей выраженные нарушения семейного воспитания, проявляющиеся в противоречивости стилей воспитания у 25% (10 родителей), у 17,5% (7 родителей) отмечается потворствующая и тенденция к потворствующей гиперпротекции, у 10% (4 родителей) выявлены гипопротекция и склонность к этому нарушению, и 47,5% (19 родителей) не показали значимых отклонений.

На основе полученных показателей различных факторов особенностей родительского воспитания родители, чьи дети, готовы к школьному обучению, были отнесены к первой группе, а родители, чьи дети с низким, недостаточным уровнем готовности отнесены ко второй группе. Для сравнения показателей

факторов стилей воспитания разных групп родителей нами были определены средние значения выраженности показателей по каждому из исследуемых факторов (рисунок 3).

Рисунок 3. Уровни показателей факторов стилей воспитания родителей группы 1(чьи дети готовы к школьному обучению) и группы 2 (чьи дети не готовы к школьному обучению).

Из представленных на рисунке 3 данных можно сделать вывод, что стили воспитания родителей первой и второй группы различаются, особенно по таким факторам как: гиперопека, гипоопека, недостаточность требований, запретов, санкций, а также воспитательная неуверенность.

Также подтверждаются статистически значимые различия по 1-критерию Стьюдента в двух сравниваемых группах родителей по следующим шкалам: гиперпротекция (1=3,069** при р=0,005); гипопротекция (1=2,529* при р=0,018); недостаточность требований (1=3,372** при р=0,002) недостаточность запретов (1=2,598* при р=0,015); недостаточность санкций (1=4,019*** при р=0,000); поддерживание детских качеств (1=2,311* при р=0,029); воспитательная неуверенность (1=2,798* при р=0,01).

Из группы родителей, чьи дети не готовы к обучению в школе, было выявлено, что из 7 родителей 28,57% (2 родителя) используют стиль воспитания как потворствующая гиперпротекция, 28,57% (2 родителя) используют стиль воспитания как гипопротекция, 14, 29% (1 родитель) имеет склонность к гипо-протекции и 28,57% (2 родителя) имеют противоречивый стиль воспитания. Это указывает, что родители второй группы используют неэффективные стили воспитания, проявляющееся в гиперконтроле, гипоопеке, вседозволенности,

недостаточности или чрезмерности требований, запретов, санкций, противоречивости воспитания, что оказывает патологизирующее воздействие не только на формирование психологической готовности к обучению в школе, но и на личность ребенка в целом. При этом родители, чьи дети недостаточно подготовлены к обучению в школе, проявляют заботу, доброжелательность, заинтересованность в воспитание своих детей, что говорит о недостаточной родительской компетентности в вопросе подготовленности ребенка к обучению в школе.

В таблице 1 приведены результаты корреляционного анализа между показателями готовности детей к школе и особенностями семейного воспитания (приведены только значимые коэффициенты корреляции, р< 0,05; р<0,01).

Таблица 1.Результаты корреляционного анализа между показателями готовности детей к школе и особенностями семейного воспитания (* - р< 0,05; **- р<0,01)

Особенности семейного воспитания Суммарные результаты диагностирования детей

Включенность родителей в семейное воспитание 0,59**

Образование родителей 0,40*

Интенсивность общения родителей с ребенком 0,45**

Интенсивность занятий родителей и ребенка совместным чтением 0,41**

Посещение ребенком ДОУ 0,38*

Самостоятельность ребенка 0,47**

Оценка родителями уровня готовности ребенка к школе 0,71**

Гиперопека - 0,38*

Гипоопека - 0,35*

Недостаточное удовлетворение потребностей ребенка - 0,38*

Требования -0,32*

Недостаток запретов 0,36*

Избыток родительских санкций 0,32*

Недостаток родительских санкций -0,44**

Воспитательная неуверенность -0,36*

Анализ таблицы 1 позволяет сделать вывод о том, что показатели результатов диагностирования психологической готовности к школьному обучению детей положительно взаимосвязаны с такими факторами воспитания родителей как включенность родителей в процесс формирования школьной готовности, образование родителей, совместное общение, чтение, посещение ДОУ, соответствие оценивание родителями уровня школьной готовности ребенка, а также с такими составляющими как недостаточность запретов и чрезмерность санкций. При этом обнаружена отрицательная взаимосвязь показатели результатов диагностирования школьной готовности детей и таких составляющих, как гиперопека, гипоопека, недостаточность удовлетворения потребностей, недостаточность требований, санкций, воспитательная неуверенность.

Таким образом, важными условиями для формирования успешной психологической готовности ребенка к обучению в школе является наличие положительного опыта самого родителя в обучение, образование родителя, осознано направленная включенность родителей в процессе формирования психологической школьной готовности ребенка, совместное, обогащающее общение, чтение, посещение детских учреждений, адекватное оценивание родителями уровня развития ребенка, а также сбалансированный подход в воспитательных стратегиях, стилях воспитания. Выявленная обратная корреляция говорит о том, что чем меньше гиперконтроль, гипоопека, недостаточность удовлетворения потребностей ребенка, недостаточность требований и санкций, а также воспитательной уверенности родителей, тем больше создается условий для формирования доверительных, эмоционально близких детско-родительских отношений, создания ситуации успешности, формирования любознательности, самостоятельности и уверенности.

По результатам анализа ответов родителей на открытые вопросы анкеты 82,5% (33 родителя) опрошенных родителей из 40 имеют достаточно значительную степень включенности в процесс формирования психологической готовности у своих детей (рисунок 4.)

В качестве показателя включенности родителей выступили полученные баллы в результате суммирования положительных ответов родителей на первые два из четырех вопросы анкеты. Для сравнения включенности родителей разных групп выводилось среднее арифметическое значение.

Из представленных на рисунке 4 данных можно сделать вывод, что родители, чьи дети достаточно подготовлены к обучению в школе и чьи дети не готовы к школьному обучению, имеют различия по степени включенности в процесс формирования психологической готовности своих детей по следующим факторам: образование, общение, чтение, наличие семейных правил, домашних обязанностей, посещение ДОУ, при этом уровень мотивации к формированию готовности своих детей к школе родители обеих групп показали достаточно высокий.

Рисунок 4. Показатели факторов включенности родителей группы 1(чьи дети готовы к школьному обучению) и родителей группы 2 (чьи дети не готовы к школьному обучению).

Выявлены статистически значимые различия по ^критерию Стьюдента в двух сравниваемых группах родителей по следующим факторам: интенсивность общения родителей с ребенком (1=2,509* при р=0,019); интенсивность занятий родителей и ребенка совместным чтением ^=2,603* при р=0,015).

В результате проведенного исследования было выявлено, что 15% (6 родителей) уделяют мало времени (менее одного часа в день) совместному общению со своим ребенком, а также многие родители недостаточно уделяют времени совместному чтению и обсуждению прочитанного: 37,5% (15 родителей) - 1 раз в день читают с ребенком; 55% (22 родителя) - 1 раз в неделю; 2,5% (1 родитель) - 1 раз в месяц; 5% (2 родителя) - отметили, что нет времени для чтения. При этом только 15 % (6 родителей) отметили, что их дети предпочитают в свободное время читать книги наряду с другими занятиями, а 85% (34 родителя) указали, что их дети предпочитают в свободное время играть в компьютерные игры, с игрушками, гулять.

Также было выявлено, что 80,5% (37 родителей) оценивают уровень самостоятельности своих детей как высокий и средний, 7,5% (3 родителя) -низкий. При этом 22,5% (9 чел.) родителей отметили, что им часто приходится делать замечания своим детям и лишь 5% (2 чел.) родителей редко делают замечания их детям, остальные 72,5% (29 чел.) родителей делают замечания своим детям периодически. Таким образом, большая часть родителей имеют недостаточный уровень включенности в формирование у ребенка самостоятельности, ответственности, инициативности и участие в семейном и общественном труде, что может вызывать трудности в социальной адаптации у будущих первоклассников.

В таблице 2 приведены результаты корреляционного анализа по Пирсону между особенностями семейного воспитания, заключающимися в интенсивности

общения родителей и ребенка, занятий совместным чтением и показателями готовности ребенка к школе (приведены только значимые коэффициенты корреляции, р<0,05; р<.0,01).

Таблица 2.Результаты корреляционного анализа между особенностями семейного воспитания и показателями готовности ребенка к школе (* - р<0,05; ** - р<0,01)

Особенности семейного воспитания Показатели готовности ребенка к школе

Осведомленность Восприятие Внимание Слуховая память Мысли тельные операции Рече-мыслительная деятель-ность Моторика

Интенсивность общения родителей с ребенком 0,31* 0,36* 0,43** - 0,42** 0,36* 0,43**

Интенсивность занятий родителей и ребенка совместным чтением 0,46* 0,32* - 0,33* 0,40** 0,34* -

Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод о том, что интенсивность общения, совместного чтения родителей со своими детьми положительно взаимосвязаны с составляющими готовности ребенка к школе, такими как осведомленность о мире, восприятие, внимание, слуховая память, мыслительные операции, речемыслительная деятельность, развитие моторики.

Обсуждение

Полученные нами данные о том, что существует взаимосвязь особенностей семейного воспитания и психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста согласуются с данными других авторов. Так, было выявлено, что чем более выражен стиль родительского воспитания, основанный на сотрудничестве взрослого и ребенка, тем выше

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровень подготовки детей к обучению, тем больше словарный запас, тем больше способности к мыслительным операциям, тем выше общий уровень школьной адаптации [Абакумова и др., 2017].

В другой работе было показано, что дети, воспитывающиеся в семьях с преобладающей благоприятной психологической атмосферой, значительно превосходят своих сверстников в психологической готовности к систематическому школьному обучению, произвольному поведению, у них на достаточном уровне сформирован фонематический слух, хорошо развито внимание, они хорошо владеют такими операциями мышления, как классификация, выделение существенных признаков [Volkova, 2018].

В нашей работе получено, что родители при подготовке ребенка к школьному обучению ориентируются преимущественно на интеллектуальные достижения дошкольника, недостаточно уделяя внимание развитию коммуникативной, эмоционально-личностной, социальной и другим компетенциям детей дошкольного возраста.

Также исследователями Л.Б. Вяткиной и А.В. Красновым, Н.И. Васягиной было выявлено, что на фоне достаточно высокого интеллектуального развития у детей проявляется недостаточная социальная подготовленность, затруднения в следовании новым для них правилам школьной жизни, выполнении новой социальной роли школьника [Вяткина и др., 2014; Васягина, 2017].

Авторы Т.Л. Безносова и Л.Д. Андреева, Е.С. Новицкая проводили исследование в изучение проблемы семейного общения и пришли к выводу о том, что развитие ребенка определяется деятельностью непосредственного эмоционального общения ребенка с близкими ему людьми [Новицкая, 2014; Безносова и др., 2015].

В своем исследовании В. И. Долгова и И.А. Аплеева, А.В. Минина на основе проведенного анализа, как и в нашей работе, отмечают, что одной из важных причин недостаточной подготовленности дошкольников к школьному обучению является недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к школьному обучению, что приводит к формированию дошкольника пассивным потребителем информации, к отсутствию любознательности, самостоятельности и ответственности [Минина, 2014; Долгова и др., 2016].

Как и в нашей работе в эмпирическом исследовании В.А Сорокиной было установлено, что завышенные требования родителей к ребенку, ожидание от него высоких результатов (которые могут не совпадать с возможностями ребенка, его интересами и наклонностями) могут стать фактором, обусловливающим школьную дезадаптацию. Это согласуется с теорией Л.С. Выготского о том, что успешное обучение ребенка осуществляется на основе максимальной активизации зоны ближайшего развития ребенка, а для этого воспитателям

и психологам необходимо достоверно знать актуальный уровень развития ребенка [Выготский, 1999; Сорокина, 2017].

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

В проведенном исследовании подтвердилась гипотеза о взаимосвязи особенностей семейного воспитания и уровня психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению. Выяснено, что важными условиями для формирования успешной психологической готовности ребенка к обучению в школе являются: наличие положительного опыта самого родителя в школьном обучении, образование родителя, включенность родителей в процесс формирования психологической школьной готовности ребенка, совместное общение, чтение, посещение детских учреждений, адекватное оценивание родителями уровня развития ребенка, а также сбалансированный подход в воспитательных стратегиях и стилях воспитания.

Была подтверждена гипотеза о том, что особенности воспитания родителей первой (чьи дети готовы к школьному обучению) и родителей второй группы (чьи дети не готовы к школьному обучению) различаются по степени включенности родителей (образование родителей, мотивация. общение, чтение, наличие семейных правил, домашних обязанностей, посещение ДОУ) в процесс формирования у ребенка психологической готовности, а также различаются по стилям воспитания родителей (гиперопека, гипоопека, недостаточность требований, запретов, санкций, воспитательная неуверенность). Успешность в подготовке к школьному обучению наблюдается у тех детей, чьи родители грамотно подходят к вопросу контроля.

Проведенный анализ позволил определить необходимость повышения родительской компетентности в процессе формирования психологической готовности их детей к школьному обучению, просвещения родителей и специалистов в необходимости комплексного подхода к этой проблеме, на основании чего были разработаны и апробированы рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Литература

Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Гришина А.В., Коленова А.С. Влияние стиля родительского воспитания на формирование психологической готовности к обучению в дошкольном возрасте // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М: Мозаика-Синтез - 2017. № 6. С. 262-263.

Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей - СПб: Питер, 2006. Серия «Детскому психологу». 240 с.

Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? Определение психологической готовности ребенка к школе - М.: Ювента, 2007. 64 с.

Безносова ТЛ., Андреева Л.Д. Роль семейного общения в социально-эмоциональном развитии дошкольного развития. //Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием. Чебоксары: ЦНС «Интерак-тив плюс», 2015. С. 61-63.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М: Просвещение, 1968. 296 с.

Баранова ЭА. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005.128 с.

Васягина Н.Н., Шакирова К.А. Трудности семьи в период подготовки ребенка к школе // Психология семьи в современном мире: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2017. С. 83-90.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: 1999. 560 с.

ВенгерЛ.А., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994. 192 с.

Воробьева Е.В. Стиль воспитания в семье как средовой фактор развития общих познавательных способностей // Психологический вестник. Том. № 1. Ростов-на-Дону: РГУ, 1996. С. 155-169.

Воробьева Е.В., Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Бодруг В.В., ТалалаеваЛ.Б., Земская Н.Е., Фокина Т.С., Гуменюк Н.В., Емельянова М.В., Дудко Л.В. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста с дизартрией / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 105-111. https://elibrary.ru/item.asp?id=25630632

Воробьева Е.В., Шульгина И. П., Ермаков П.Н. Влияние ретроспективной оценки материнского стиля воспитания, реализуемого в детстве, на проявления алекситимии и эмпатии у молодежи с полинаркоманией / Российский психологический журнал. 2015. Т. 12 № 3. С. 114-133. http://elibrary.ru/item. asp?id=24312935

Вяткина Л.Б., Краснов А.В. Психологические особенности готовности к обучению в школе детей из приемной семьи // Современные проблемы науки и образования. Электрон. Журн. 2014. № 5. http://science-education.ru/ru/article/ view?id=15008

ГуткинаН.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

Долгова В.И., Аплеева И.А. Влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развитие ребенка. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 7. С. 81-85.

Ермаков П.Н., Воробьева Е.В., Кайдановская И.А., Стрельникова Е.О. Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста /

Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 3. - С. 72-80. - 0,7 п.л. https:// elibrary.ru/download/elibrary_27349183_44406106.pdf

Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР. Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 112 с.

Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. СПб.: Питер, 2006. 205 с.

Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М: Издательский центр «Академия», 2007. 432 с.

Моталова Ю.И., Воробьева Е.В. Влияние ретроспективных оценок стилей родительского воспитания на пищевое поведение молодых женщин / Ананьевские чтения - 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25-29 октября 2016 г., в 2-х томах. Том 1 /отв. ред. А.В. Шаболтас, Н.В. Гришина, С.В. Медников, Д.Н. Волков - СПб.: ИД «ФАРМиндекс», 2016. - Т. 1. С. 116-117.

Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста// Теория и практика общественного развития. М: Издательский дом « ХОРС», 2014. № 3. С. 100-104.

Новицкая Е.С. Представления родителей в структуре готовности ребенка к школе // Современные проблемы науки и образования. Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014. № 5. С. 231-244.

Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М., 2010. 470 с.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. Серия «Мир психологии». 448 с.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический комплект психолога. Методическое руководство. - М.: АПКиПРО РФ, 2007. 128 с.

Сорокина В.А. Влияние родительского контроля на успеваемость младших школьников /ТИ им. А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) - Таганрог, 2017.

Эйдемиллер Э.Д., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб: Речь, 2006. 352 с.

Volkova, Ь., Kuznetsova, Ь. Социально-психологические аспекты психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста к условиям обучения в школе. Инновационная наука и образование: Психология, Педагогика, Дефектология, 2018. 1(1), 54-68. https://inov-ppd.rU/index.php/inov/artide/view/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.