ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ С ОДАРЕННЫМ ДОШКОЛЬНИКОМ
Е.С. БЕЛОВА*
ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Москва
Статья посвящена проблеме детско-родительских отношений в современной семье. Обсуждаются вопросы их влияния на развитие ребенка дошкольного возраста. Психологические аспекты детско-родительских отношений рассматриваются в связи с проблематикой детской одаренности. Дошкольный возраст выделяется как начальный и значимый этап раскрытия высокого творческого потенциала - основы одаренности. Именно на этом этапе ее развитие в наибольшей степени зависит от влияния микросреды и, прежде всего, внутрисемейных отношений. Приводятся результаты исследования отношений «родители - одаренный дошкольник» в современной семье. По полученным данным, все родители стремились проявлять уважительное отношение к своим детям, заинтересованность в успешном развитии их способностей и дарований. Вместе с тем гармоничный стиль взаимоотношений с ребенком был характерен только для 44,4% родителей. У некоторых родителей были выявлены такие особенности стиля воспитания: гиперпротекция (11% родителей); недостаточное стремление к удовлетворению потребностей ребенка / неуверенность в том, что делают все необходимое для ребенка (30%); недостаточность требований-запретов (37%). Оценки взаимоотношений с позиций родителей и с позиции ребенка не всегда совпадали. Менее половины одаренных дошкольников воспринимали внутрисемейные отношения как эмоционально комфортные. Подчеркивается необходимость оказания психологической помощи родителям в понимании особенностей развития одаренного дошкольника, гармонизации взаимоотношений в семье.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, семья, одаренность, одаренные дети, дошкольный возраст, родители.
Введение
Современная ситуация в обществе, характеризующаяся экономической нестабильностью, социальной напряженностью, высоким темпом жизни обусловливает возникновение трудностей, и рисков и во внутрисемейных отношениях, в частности, взаимоотношениях родителей и детей.
На этапе дошкольного детства развитие ребенка в наибольшей степени подвержено влиянию семейной микросреды. Трудности и нарушения отношений роди-
© Белова Е.С., 2019
* Для корреспонденции: Белова Елена Сергеевна
канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО» E-mail: elenasbelova@mail.ru
телей с дошкольником могут негативно отражаться на его развитии, раскрытии детских способностей и дарований. В связи с этим изучение детско-родительских отношений в контексте проблемы поддержки одаренности дошкольника приобретает особую актуальность и значимость.
Детско-родительские отношения в современной семье. В настоящее время детско-родительские отношения чаще всего рассматриваются: как сложный комплекс взаимодействий со стороны родителей и ребенка; характеризуются высокой значимостью для развития ребенка; находятся в процессе постоянного развития (А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Карабанова, И.М. Марковская, Е.И. Николаева, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова, А.И. Спива-ковская, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер,
Щ Grusek, и др.). При анализе детско-ро-дительских отношений выделяют такие категории, как: родительские позиции/ установки, модели, типы семейного воспитания [3, 4, 11, 15, 29, 34]. Отмечается двойственный характер воспитательной позиции родителей: с одной стороны, они должны заботиться о ребенке, принимать, любить, а с другой, контролировать, научить его самостоятельности.
Значительные изменения, которые испытывает современная семья, проявляются и в возникновении новых моделей ро-дительства [1, 23, 36]. Все большее распространение получает модель интенсивного/ активного родительства. В работе Е.В. Си-вак [25] на основе анализа интервью с матерями дошкольников были рассмотрены особенности этой модели: родители обосновывали необходимость интенсивных (трудоемких) методов воспитания и оптимизации всей среды вокруг малыша как особо определяющих его развитие не только в настоящий момент, но и в будущем. Такие установки порождают повышенную родительскую тревожность. Как отмечает А.Д. Андреева, модель активного родительства как способ самореализации матерей препятствует развитию инициативности, самостоятельности и ответственности детей, становится причиной их медленного взросления [1].
Эмпирические исследования взаимодействий современных родителей и детей дошкольного возраста выявили ряд особенностей. Так, по данным Е.В. Мелентье-вой [18], родители безусловно принимают своих детей, уверены в них, однако испытывают трудности в сопереживании, понимании детских эмоциональных состояний и их учете во взаимодействии. Наблюдение также показало, что матери нечасто проявляют инициативу в общении с дошкольниками, лишь изредка склонны к сотрудничеству с детьми и стимулированию детской самостоятельности.
В работе Л.А. Головей, В.Е. Василенко, С.С. Савенышевой [6] изучалась структура
семьи и семейное воспитание как факторы развития личности современного дошкольника. Было подтверждено, что важным ресурсом для развития личности ребенка выступает благополучие в эмоциональном взаимодействии в семье: понимание причин его состояния, эмпатия матери. Вместе с тем установлено, что около трети матерей испытывают трудности в эмоциональном взаимодействии с детьми. Анализ влияния определенных стилей воспитания показал: доминирование гиперпротекции и авторитарного стиля связано с понижением самооценки, повышением тревожности и враждебности детей; попустительский и неустойчивый стиль способствуют повышению детской агрессивности.
Нарушения детско-родительских отношений обусловливают также проявления негативизма и упрямства дошкольников [31], манипулятивного общения [14], связаны с риском возникновения игровой компьютерной зависимости у старших дошкольников [20]. Особенности детско-родительских отношений обнаруживают взаимосвязь с реакцией ребенка дошкольного возраста в ситуации фрустрации, его социометрическим статусом в группе сверстников [30].
Детско-родительские отношения могут рассматриваться как важный фактор личностного и социального благополучия ребенка [5]. Стиль родительского воспитания, характеризующийся эмоциональным принятием ребенка, построением взаимодействия, основанном на сотрудничестве, дисциплине и уважении, способствует гармоничному развитию ребенка дошкольного возраста [13].
Следует отметить, что в приведенных исследованиях проблематика детской одаренности не рассматривалась.
Одаренный дошкольник и родители: особенности взаимоотношений. Особая роль родителей в развитии одаренности ребенка-дошкольника неоднократно подчеркивалась как отечественными, так и зарубежными исследователями (О.М. Дья-
ченко, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, А.И. Савенков, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, J. Freeman, F. Monks, и др.). В настоящее время можно выделить преобладающие тенденции в понимании рано проявляющейся одаренности: чаще всего она рассматривается как сложное явление, характеристика которого предполагает определенную долю условности; процесс раскрытия отличается неоднозначностью, обусловлен воздействием ряда факторов (психологических, генетических/ биологических, социальных и др.). На ранних этапах развития детей, в частности, в дошкольном детстве, исследователи обращаются к понятию «потенциал» при выделении ключевого показателя одаренности [10, 16, 19, 24, 33, 35].
В концептуальных положениях А.М. Матюшкина [16] о творческой одаренности подчеркивается значение творческого потенциала, который определяется как основа одаренности, заложен с рождения и раскрывается в течение жизни (при благоприятно складывающихся условиях); у одаренных - высокий творческий потенциал, который может проявиться уже в дошкольном возрасте. Наиболее личност-но заинтересованными людьми в раннем выявлении и развитии одаренных детей, по мнению А.М. Матюшкина, являются родители. Однако стремление воспитать любого ребенка по типу высокоодаренного приведет к непосильным для ребенка требованиям и травмам. «Воспитывать нужно тот талант, предпосылки которого есть у ребенка (и которые нередко есть у родителей)» [17, с. 114]. Родители первыми замечают признаки дарований у малыша, и от отношения родителей, их любви к ребенку, веры в его возможности во многом зависит раскрытие детского потенциала.
Исследование Н.С. Денисенковой [7] внутрисемейных условий развития умственно одаренных дошкольников показало, что большинство из них росло в атмосфере доброжелательности и поддержки со стороны родителей. 80% родителей оце-
нивали адекватно одаренность ребенка и принимали с радостью. В отношении развития, образования ребенка такие родители занимали активную позицию. Очень редко наблюдались случаи игнорирования или неприятия родителями детской одаренности. Было установлено, что стиль родительского отношения и позиция родителей по поводу развития дошкольника связаны с уровнем развития его воображения. Развитию воображения способствовало принятие ребенка, учет его возрастных особенностей и активность родителей [8].
Т.Н. Тихомировой [28] в процессе изучения внутрисемейного межличностного взаимодействия было выявлено, что значимыми предикторами уровня интеллекта дошкольников выступают категории воспитательных воздействий родителей: «вовлеченность взрослого в жизнь ребенка» (матери), «поощрение общения и взаимодействия» (отцы).
В дошкольном возрасте у неординарного ребенка возможно неравномерное развитие психических функций, способностей [2, 21, 37, 38]. Очень важно, чтобы родители понимали это и принимали малыша таким, какой он есть, создавая при этом условия для гармонизации его развития.
Как отмечает Г.И. Климантова [12 ], в современных условиях возрастает роль семьи, родителей в выявлении, поддержке и развитии одаренных детей.
Вместе с тем обнаруживается недостаточность исследований по данной актуальной тематике.
Проведенный С.О. Петровой [22] аналитический обзор 73 диссертаций (защищенных в 2011-2018 гг. и посвященных разным аспектам, связанным с проблемой одаренности) показал, что меньше всего оказалось исследований детей дошкольного возраста (4,2%). Такая особенность характерна не только для отечественной психологии, но и для мировой, хотя признается большое значение этого возрастного этапа в раскрытии одаренности. Влияние семейных условий на развитие способно-
стей, одаренности также редко становилось предметом изучения.
Цель настоящего исследования состояла в изучении взаимоотношений «родите-ли-одаренный дошкольник».
Теоретическое основание исследования составила разработанная А.М. Ма-тюшкиным концепция «Творческая одаренность» [16].
Исследование проводилось в два этапа:
- На первом этапе решались задачи: диагностика творческого потенциала дошкольников; выделение двух групп дошкольников, различающихся уровнем творческого мышления, воспитывающихся в сходных (структура, экономический статус) семейных условиях.
- На втором этапе в задачи входило: анализ семейного воспитания детей из двух выделенных групп; выделение особенностей восприятия дошкольниками родителей, отношений с ними и семейной микросреды в целом. При этом основное внимание было сконцентрировано на изучении взаимоотношений «родители-ода-ренный дошкольник».
Методика
В исследовании приняли участие 175 детей 5-6 лет, посещавшие дошкольные образовательные учреждения Москвы; родители (преимущественно матери) 54 дошкольников.
Использовались следующие методы/ методики: Фигурный тест творческого мышления Е.П. Торренса (адаптация для дошкольников Е.С. Беловой и Е.И. Щебла-новой); наблюдения за детьми на занятиях и в условиях свободных игр; беседы с детьми, воспитателями, родителями; экспертная оценка творческих работ детей (рисунки, поделки и др.), проективная методика «Рисунок семьи»; методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйде-миллера., В.В. Юстицкиса [34]. Осуществлялся качественный и количественный анализ данных (SPSS Statistics 22).
Процедура исследования. На первом этапе проводилась диагностика творческого потенциала всех дошкольников с помощью Фигурного теста творческого мышления Е.П. Торренса (адаптация для дошкольников Е.С. Беловой и Е.И. Ще-блановой), проводились наблюдения за детьми, беседы с детьми и воспитателями, экспертная оценка творческих работ дошкольников. В результате была выделена группа I дошкольников с высоким уровнем творческого мышления - главного компонента творческого потенциала, которых можно отнести к одаренным. Учитывая данные исследователей о влиянии структуры (полнота) и экономического статуса семьи на детско-родительские отношения, восприятие их дошкольником [26, 27, 32], в данную группу включены были дети из полных семей с экономическим статусом не ниже среднего. Количество мальчиков и девочек было примерно равным. Была сформирована группа II дошкольников, сходная по составу (N=27) и семейным условиям, но отличавшаяся уровнем творческого потенциала (средний, ниже среднего и низкий). При этом в качестве приема использовалась случайная стратегия для обеспечения репрезентативности.
На втором этапе изучались особенности взаимоотношений родителей и детей. Родители дошкольников из двух выделенных групп заполняли опросники для детей 3-10 лет (АСВ), потом с ними проводилась беседа об особенностях воспитания детей в семье. Каждый ребенок из двух групп выполнял «Рисунок семьи», по окончании с ним проводилась беседа. Полученный фактический материал подвергался количественной и качественной обработке.
Результаты и обсуждение
На первом этапе исследования были выделены две группы дошкольников, различающихся творческими возможностями. Группа I состояла из детей с высоким уровнем творческого мышления, которых
можно было отнести к одаренным. Они имели высокие результаты по Тесту Торренса (М=64,33; ББ=4,46). В группу II вошли их сверстники, творческий потенциал которых проявлялся слабее (М=46,07; ББ=4,59). Сравнительный анализ показал, что различия между группами по творческому мышлению высоко достоверны (р=0,000 по ^критерию Стьюдента).
На втором этапе проводилось изучение особенностей взаимоотношений дошкольников из выделенных групп со своими родителями. Детско-родительские отношения рассматривались с двух сторон: изучались отношения родителей к ребенку и то, как ребенок воспринимает отношения с родителями.
Отношение родителей к ребенку. Из бесед с родителями следовало, что отношения с детьми очень значимы для них. Родители заинтересованы в благополучном и
успешном развитии дошкольников, стремятся уделять внимание и время их воспитанию. Озабочены будущим детей и, в первую очередь, предстоящим (через год или два) поступлением в школу и школьным обучением. В связи с этим многие родители заранее узнают о школах, школьных требованиях, занятиях по подготовке к школе, обращают больше внимания на развитие у ребенка школьных навыков. Общение с детьми стремятся выстраивать на уважении, доверии. Это было характерно для родителей детей из обеих групп. Не было родителей, которые проявляли бы равнодушие к детям и их воспитанию.
Обследование с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса позволило более подробно проанализировать родительские позиции и выявить следующие особенности (табл. 1).
Таблица 1
Особенности отношений родителей к дошкольникам (с учетом различий творческого потенциала детей)
Особенности отношений родителей к ребенку/ шкалы опросника АСВ, отражающие стили семейного воспитания Родители дошкольников группы I, % Родители дошкольников группы II, %
Гиперпротекция (Г+) 11,1 25,9
Гипопротекция (Г-) 3,7 7,4
Потворствование (У+) 11,1 11,1
Недостаточное удовлетворение потребностей ребенка (У-) 29,6 25,9
Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) 0 3,7
Недостаточность требований-обязанностей (Т-) 7,4 25,9
Чрезмерность требований-запретов (3+) 0 25,9
Недостаточность требований-запретов (3-) 37,0 33,3
Чрезмерность санкций (С+) 0 11,1
Минимальность санкций (С-) 37,0 22,2
Как видно из таблицы 1, у части родителей дошкольников из обеих групп выявлены особенности отношения к ребенку, которые могут свидетельствовать об определенных нарушениях воспитательного процесса в семье.
Гиперпротекция (Г+) характерна для родителей, которые уделяют малышу очень много сил, времени, внимания; воспитание занимает центральное место в их жизни. Родителям кажется, что если они что-то не проконтролируют, упустят из вида, то случится страшное, непоправимое. Такая особенность выделена у 11,1% родителей дошкольников группы I и у 25,9% родителей дошкольников группы II. Для оценки достоверности различий использовался критерий ф* - Угловое преобразование Фишера (здесь и далее). Сравнительный анализ выявил различие на уровне тенденции (р=0,07).
Дополнительный анализ показал, что среди родителей одаренных дошкольников такая особенность наблюдалась в тех случаях, когда: а) зачатие и рождение малыша было связано с проблемами, и родители очень трепетно относились к здоровью ребенка, стремились всячески уберечь от любых трудностей, сверхопекали; б) установки, позиции родителей соответствовали модели интенсивного/активного роди-тельства [1, 23, 25, 36], воспитание малыша являлось основной сферой их реализации.
Гипопротекция (Г-) - ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, воспитанием занимаются лишь время от времени, когда случается что-то серьезное, выявлялась редко: только у 3,7% родителей дошкольников группы I и у 7,4% родителей дошкольников группы II. Также редко обнаруживалась Чрезмерность требований-обязанностей (Т+): только у 3,7% родителей дошкольников группы II.
Потворствование (У+) отражает стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» ре-
бенка. Небольшая часть (11,1%) родителей детей как группы I, так и группы II была склонна к такому стилю воспитания.
Недостаточное удовлетворение потребностей ребенка (У-) выявлено у 29,6% родителей детей группы I и 25,9% родителей дошкольников группы II. Следует отметить, что такие результаты отчасти можно объяснить излишней критичностью некоторых родителей к себе самим. Особенно явно видно это в ситуациях, когда родители очень загружены по работе (или другой член семьи требует большой заботы), и испытывают чувство вины из-за недостатка времени на общение с малышом.
Недостаточность требований-обязанностей (Т-) - в этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и, прежде всего, это относится к навыкам самообслуживания. Для родителей одаренных детей это менее характерно, чем для родителей сверстников (7,4% и 25,9%, различие значимо р=0,029).
Чрезмерность требований-запретов (3+), когда ребенку предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его самостоятельность, не наблюдалась в воспитании одаренных, но отмечалась в 25,9% семей сверстников. Чрезмерность санкций (С+) тоже выявлена была только у 11,1% родителей дошкольников группы II.
Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-) и минимальность санкций (С-) характерны для 37% родителей одаренных и несколько меньшей части (22,2% и 33,3%) родителей дошкольников группы II, но различия не достигают уровня значимости.
Нарушения отношения родителей, выявляемые по другим шкалам опросника АСВ, отсутствовали или были очень слабо выражены у данной обследованной выборки.
Комплексный анализ данных позволил выделить родителей, которых отличало чуткое и доброжелательное отношение к детям, гармоничный стиль воспитания. Их
было больше среди родителей одаренных дошкольников (44,4%), чем среди родителей детей с менее выраженными творческими возможностями (22,2%); различия статистически значимы (р=0,039).
Отношение ребенка к родителям. Использование проективной методики «Рисунок семьи» рассматривается многими исследователями как один их эффективных способов познания внутреннего мира дошкольника, его переживаний, отношений.
Каждый ребенок из двух выделенных групп выполнил рисунок своей семьи. При
интерпретации детских работ использовался подход А.И. Захарова [9], Г. Хомента-ускаса [29]. Были проанализированы следующие аспекты: 1. Представления ребенка о родителях (присутствие на рисунке, особенности изображения). 2. Представление ребенка о себе в семейной микросреде (присутствие на рисунке Я-фигуры, особенности изображения Я-фигуры, структура рисунка). 3. Эмоциональная комфортность отношений с родителями (как результат комплексной оценки всех аспектов при анализе детских рисунков семьи). Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2
Проявление особенностей отношений дошкольников к родителям в рисунках семьи (с учетом различий творческого потенциала детей)
Аспекты анализа рисунка семьи группа I, % детей группа II, % детей
Изображение родителей 100,0 92,6
Изображение Я-фигуры 100,0 89,9
Адекватное распределение фигур на рисунке 74,1 70,4
Эмоциональная комфортность в отношениях с родителями 44,4 22,2
Результаты, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что для одаренных дошкольников и для большинства их сверстников отношения с родителями очень значимы и в целом воспринимаются положительно. Вместе с тем, как показал комплексный анализ, комфортно и уверенно себя чувствуют в отношениях с родителями только 44,4% дошкольников из группы I и значительно меньшее число (22,2%) детей из группы II (различия достоверны, р=0,039). У большей части дошкольников (55,6% группы I и 59,3% группы II) при анализе восприятия отношения с родителями выделяются как признаки комфортности, так и признаки (разной степени выраженности) определенного дискомфорта (при-
знаки неуверенности, тревожности и др.). И только у 18,5% детей группы II выявлены признаки выраженного дискомфорта в отношениях с родителями: в рисунках этих дошкольников отсутствуют фигуры родителей или Я-фигура, отмечается неадекватное распределение фигур на рисунке.
Представлял интерес вопрос о взаимосвязанности того, как выстраивают отношения родители с одаренным ребенком и как он воспринимает эти отношения. Если принимать во внимание только данные количественного анализа, то можно заметить одинаковые количественные значения результатов, полученных при обследовании одаренных детей и их родителей: 44,4% дошкольников воспринимают от-
ношения с родителями как комфортные и со стороны 44,4% родителей стиль воспитания отличается гармоничностью. Однако вывод о полном совпадении был бы преждевременным. Качественный анализ выявил более сложную картину: у небольшой части одаренных детей (7,4%) признаки дискомфорта присутствовали при восприятии отношений с родителями, хотя их стиль взаимодействия был выделен как гармоничный. И столько же одаренных дошкольников ощущали себя уверенно и комфортно в отношениях с родителями, хотя в стиле воспитания были выделены проблемные аспекты.
Эти факты еще раз подтверждают представление о детско-родительских отношениях как сложной системе взаимодействия и необходимости тщательного качественного анализа при их изучении [3, 4, 11, 15, 34].
Вместе с тем, даже с учетом этих случаев, выделяется взаимосвязь стиля воспитания и восприятия одаренным ребенком отношений с родителями: чем более гармоничным является стиль воспитания, тем более вероятно, что одаренный дошкольник будет чувствовать уверенно и комфортно в отношениях с родителями.
Заключение
Проблема детско-родительских отношений приобретает особую актуальность в современных условиях быстро меняющейся действительности, так как затрагивает глубинные аспекты личностного развития, и ее решение обусловливает благополучие жизнедеятельности, как детей, так и взрослых. Трудно переоценить значение отношений с родителями для развития ребенка на этапе дошкольного детства, когда он в наибольшей степени подвержен влиянию социальной ситуации, создаваемой взрослыми. Именно в дошкольном возрасте возможно проявление ранних признаков детских способностей и дарований.
Понимание детско-родительских отношений как сложной системы взаимодействий составляет основу исследований отношений в современной семье с детьми дошкольного возраста. Исследователи выделяют влияние определенных стилей родительского воспитания на личностное, социальное, познавательное развитие дошкольников. Вместе с тем остаются малоизученными психологические аспекты детско-родительских отношений в связи с проблематикой детской одаренности.
Проведенное исследование было нацелено на выделение особенностей взаимоотношений современных родителей и одаренных дошкольников. Проводилось сравнение с данными о взаимоотношениях родителей и сверстников, чьи творческие возможности были выражены слабее.
Результаты показали, что родители проявляют заинтересованность в успешном развитии детей, стремятся уделять внимание и время их воспитанию. По мнению родителей, общение с ребенком важно выстраивать на основе уважения и доверия. Однако гармоничный стиль взаимоотношений с ребенком был выявлен только у 44,4% родителей одаренных дошкольников и 22,2% родителей детей с менее выраженными творческими возможностями.
Выделены особенности отношения к одаренному ребенку, которые могут свидетельствовать об определенных нарушениях воспитательного процесса в семье: гиперпротекция (11% родителей); недостаточное стремление к удовлетворению потребностей ребенка / неуверенность в том, что делают все необходимое для ребенка (30%); недостаточность требований-запретов (37%).
Одаренными дошкольниками отношения с родителями воспринимаются как очень значимые, что характерно для детей этого возраста. При этом, как показал комплексный анализ, комфортно и уверенно себя чувствуют в отношениях с родителями только 44,4% одаренных дошкольников и значительно меньшее число (22,2%) их
сверстников. У большей части дошкольников при анализе восприятия отношения с родителями выделяются как признаки комфортности, так и признаки (разной степени выраженности) определенного дискомфорта (признаки неуверенности, тревожности и др.).
Выделена взаимосвязь стиля воспитания и восприятия одаренным ребенком отношений с родителями: чем более гармоничным является стиль воспитания, тем более вероятно, что одаренный дошкольник будет чувствовать уверенно и комфортно в отношениях с родителями. Вместе с тем эта взаимосвязь может носить сложный характер и при изучении требует глубокого качественного анализа.
Проведенное исследование еще раз подтверждает необходимость психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих дошкольников. Гармонизация взаимоотношений в семье составляет одно из важных условий не только развития детских способностей, дарований, но и счастливого проживания ребенком замечательного и важного периода - дошкольного детства!
Работа выполнена при поддержке РФФИ проект № 18-013-00976а «Роль современной микросреды в раскрытии одаренности у детей дошкольного возраста».
Литература
1. Андреева А.Д. Жизненные смыслы и противоречия современной семьи // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума / Под редакцией: Г.А. Вайзер, Т.А. Поповой, Н.В. Кисельниковой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2019. - С. 194197.
2. Белова Е.С. Исследование одаренных дошкольников с трудностями в развитии речи // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2012. - Т. 5. - № 3. - С. 5-16.
3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук. -М., 1986. - 206 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Самая важная книга для родителей (сборник). - М.: АСТ, 2015. [Электронный ресурс]: http://www.litres.ru/ pages/biblio_book/?art=8329827.
5. Глозман Ж.М., Винникова Л.М. Детско-ро-дительские отношения как фактор личностного и социального благополучия ребенка // Современное дошкольное образование. - 2012. - № 2. - С. 52-57.
6. Головей Л.А., Василенко В.Е., Савеныше-ва С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. - 2016. - Т. 7. - № 2. - С. 5-18.
7. Денисенкова Н.С. Секреты воспитания одаренных детей // Современное дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 14-24.
8. Денисенкова Н.С., Аксенова Е.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и развития воображения дошкольника / Педагогика способностей. К 70-летию О.М. Дьяченко. Материалы Всероссийского научно-практического семинара. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. - С. 55-60.
9. Захаров В.П. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М.: Медицина, 1982. -206 с.
10. Истоки и специфика детского художественного творчества / А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская (ред.), А. Адаскина, Ф. Чубук. - М.: Навигатор, 2014. - 180 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардари-ки, 2005. - 320 с.
12. Климантова Г.И. Семья и одаренные дети
- векторы развития современного российского общества // Семья и одаренные дети. Материалы XV Международного конгресса «Российская семья» / Под редакцией Е.Ф. Лаховой, Г.И. Климантовой. - М.: Квант Медиа, 2018. - С. 10-17.
13. Комарова О.Н. Влияние особенностей семейного воспитания на личностное развитие ребенка // ЦИТИСЭ. - 2016. - № 4(8).
- С. 17-25.
14. Кузьмишина Т.Л. Манипулятивное общение между детьми дошкольного возраста и их родителями в современной семье //
Проблемы современного образования. -2018. - № 3. - С. 80-88.
15. Марковская И.М. Психология детско-роди-тельских отношений. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.
16. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования, 1912-2012: материалы конференции (Москва, 24 октября 2012 г.) / Под общ. ред. В.В. Рубцова. -СПб.: Нестор-История, 2012. - С. 812-818.
17. Матюшкин А.М. Одаренный ребенок глазами воспитателей и родителей // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюш-киной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. - С. 113122.
18. Мелентьева Е.В. Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 259-263.
19. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. -М.: Когито-Центр, 2014. - 132 с.
20. Никифорова С.Н., Долженкова К.Ю. Специфика детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего дошкольного возраста с риском возникновения игровой компьютерной зависимости // Семья и дети в современном мире. Том IV. Коллективная монография / Под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В.Л. Ситникова - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - C. 87-91.
21. Николаева Е.И., Буркова С.А., Казначеева Н.Б. Проблемы обучения одаренных детей и феномен двойной исключительности в общеобразовательной школе // Российский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 5. - С. 474-487.
22. Петрова С.О. Методология и методы изучения одаренности в современных российских психологических исследованиях // Вопросы психологии. - 2019. - № 4. - С. 78-87.
23. Поливанова К.Н. Современное родитель-ство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2015. - Т. 7. - № 3. - C. 1-11.
24. Савенков А.И. Психология детской одаренности. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.
25. Сивак Е.В. Современная родительская культура и ее значение для взаимодействия родителей и педагогов // Современное дошкольное образование. - 2019. - № 1(91). - С. 8-17.
26. Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э., Новаковская А.А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) // Вопр. психол. - 1999.
- № 6. - С. 18-28.
27. Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст / Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. - М.: Центр социологии образования РАО, 2002. - 247 с.
28. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
- 228 с.
29. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка: Дети и психологические проблемы в семье.
- Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 192 с.
30. Чернобровкина С.В., Федорова Т.В. Тип дет-ско-родительских отношений как фактор характеристик коммуникативной сферы и социометрического статуса у дошкольников // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2017. - № 2. - С. 22-32.
31. Шавырина А.А. Влияние детско-родитель-ских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: автореф. ... дис. канд. пси-хол. наук. - М., 2012. - 23 с.
32. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса // Психологическая наука и образование. -2016. - Т. 21. - № 4. - С. 83-101.
33. Щебланова Е.И. Дискуссионные аспекты концепций одаренности в XXI веке // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л.И. Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. - М.; СПб.: Нестор-История, 2017. - С. 138-148.
34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.
35. Clark B. Growing up gifted: Developing the potential of children at home and at school. - Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, 2013. - 476 p.
36. Faircloth C. Intensive Parenting and the Expansion of Parenting / E. Lee, J. Bristow, Ch. Faircloth, J. Macvarish (eds.) Parenting Culture Studies. - London: Palgrave Macmillan, 2014. -P. 25-50.
37. Parenting Gifted Children: The Authoritative Guide From the National Association for Gifted Children / J.L. Jolly, D.J. Treffinger, T. Fordlnman, and J.F. Smutny (Eds.). - Waco, TX: Prufrock Press, 2011. - 570 p.
38. Rotigel J.V. Understanding the young gifted child: Guidelines for parents, families, and educators // Early Childhood Education Journal. - 2003. - Vol. 30(4). - P. 209-214.
References
1. Andreyeva AD. Zhiznennyye smysly i pro-tivorechiya sovremennoy sem'i. Psikholog-icheskiye problemy smysla zhizni i akme: Elektronnyy sbornik materialov XXIV Mezh-dunarodnogo simpoziuma. Pod redaktsiyey: GA Vayzer, TA Popovoy, NV Kisel'nikovoy. Moscow: FGBNU «Psikhologicheskiy institut RAO», 2019:194-197 (in Russian).
2. Belova YeS. Issledovaniye odarennykh dosh-kol'nikov s trudnostyami v razvitii rechi. Teo-reticheskaya i eksperimental'naya psikhologi-ya 2012; 5(3):5-16 (in Russian).
3. Varga AYa. Struktura i tipy roditel'skogo ot-nosheniya: dis ... kand psikhol nauk. Moscow, 1986: 206 (in Russian).
4. Gippenreyter YuB. Samaya vazhnaya kniga dlya roditeley (sbornik). Moscow: AST, 2015. [URL]: http://www.litres.ru/pages/biblio_ book/?art=8329827 (in Russian).
5. Glozman ZhM, Vinnikova LM. Detsko-rodi-tel'skiye otnosheniya kak faktor lichnostnogo i sotsial'nogo blagopoluchiya rebenka. Sovre-mennoye doshkol'noye obrazovaniye 2012; 2:52-57 (in Russian).
6. Golovey LA, Vasilenko VYe, Savenysheva SS. Struktura sem'i i semeynoye vospitaniye kak faktory razvitiya lichnosti doshkol'nika. Sot-sial'naya psikhologiya i obshchestvo 2016; 7(2):5-18 (in Russian).
7. Denisenkova NS. Sekrety vospitaniya odaren-nykh detey. Sovremennoye doshkol'noye vos-pitaniye 2008; 4:14-24 (in Russian).
8. Denisenkova NS, Aksenova YeA. Vzai-mosvyaz' detsko-roditel'skikh otnosheniy i razvitiya voobrazheniya doshkol'nika. Ped-agogika sposobnostey. K 70-letiyu O.M. D'yachenko. Materialy Vserossiyskogo nauchno-prakticheskogo seminara. Moscow: FGBOU VO MGPPU, 2018: 55-60 (in Russian).
9. Zakharov VP. Psikhoterapiya nevrozov u detey i podrostkov. Moscow: Meditsina, 1982: 206 (in Russian).
10. Istoki i spetsifika detskogo khudozhestvenno-go tvorchestva. A Melik-Pashayev, Z Novly-anskaya (red), A Adaskina, F Chubuk. Moscow: Navigator, 2014: 180 (in Russian).
11. Karabanova OA. Psikhologiya semeynykh ot-nosheniy i osnovy semeynogo konsul'tirovani-ya: Uchebnoye posobiye. Moscow: Gardariki, 2005: 320 (in Russian).
12. Klimantova GI. Sem'ya i odarennyye deti -vektory razvitiya sovremennogo rossiyskogo obshchestva. Sem'ya i odarennyye deti. Mate-rialy XV Mezhdunarodnogo kongressa «Ros-siyskaya sem'ya». Pod redaktsiyey YeF Lakho-voy, GI Klimantovoy. Moscow: Kvant Media, 2018: 10-17 (in Russian).
13. Komarova ON. Vliyaniye osobennostey semeynogo vospitaniya na lichnostnoye razvitiye rebenka. TSITISE 2016; 4(8): 17-25 (in Russian).
14. Kuz'mishina TL. Manipulyativnoye obsh-cheniye mezhdu det'mi doshkol'nogo vozras-ta i ikh roditelyami v sovremennoy sem'ye. Problemy sovremennogo obrazovaniya 2018; 3:80-88 (in Russian).
15. Markovskaya IM. Psikhologiya detsko-rodi-tel'skikh otnosheniy. Chelyabinsk: Izd-vo YUUrGU, 2007: 91 (in Russian).
16. Matyushkin AM. Kontseptsiya tvorcheskoy odarennosti. Vek psikhologii. K 100-letiyu Psikhologicheskogo instituta Rossiyskoy ak-ademii obrazovaniya, 1912-2012: materialy konferentsii (Moskva, 24 oktyabrya 2012 g). Pod obshch red VV Rubtsova. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2012: 812-818 (in Russian).
17. Matyushkin AM. Odarennyy rebenok gla-zami vospitateley i roditeley. Chto takoye odarennost': vyyavleniye i razvitiye odaren-nykh detey. Klassicheskiye teksty. Pod red AM Matyushkina, AA Matyushkinoy. Moscow: CheRo, MPSI, 2006: 113-122 (in Russian).
18. Melent'yeva YeV. Psikhologicheskiye osoben-nosti vzaimodeystviya roditeley s det'mi dos-hkol'nogo vozrasta v sovremennoy sem'ye. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik 2014; 2(4):259-263 (in Russian).
19. Monks F, Ipenburg I. Odarennyye deti. Moscow: Kogito-Tsentr, 2014: 132 (in Russian).
20. Nikiforova SN, Dolzhenkova KYu. Spetsifika detsko-roditel'skikh otnosheniy v sem'yakh s det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta s ris-kom vozniknoveniya igrovoy komp'yuternoy zavisimosti. Sem'ya i deti v sovremennom mire. Tom IV. Kollektivnaya monografiya. Pod obshchey i nauchnoy redaktsiyey dok-tora psikhologicheskikh nauk, professora VL Sitnikova. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im AI Gertsena, 2018: 87-91 (in Russian).
21. Nikolayeva YeI, Burkova SA, Kaznacheyeva NB. Problemy obucheniya odarennykh detey i fenomen dvoynoy isklyuchitel'nosti v obsh-cheobrazovatel'noy shkole. Rossiyskiy guman-itarnyy zhurnal 2016; 5(5):474-487 (in Russian).
22. Petrova SO. Metodologiya i metody izucheni-ya odarennosti v sovremennykh rossiyskikh psikhologicheskikh issledovaniyakh. Voprosy psikhologii 2019; 4:78-87 (in Russian).
23. Polivanova KN. Sovremennoye roditel'stvo kak predmet issledovaniya [Internet]. Psikho-logicheskaya nauka i obrazovaniye psyedu.ru 2015; 7(3):1-11 (in Russian).
24. Savenkov AI. Psikhologiya detskoy odarenno-sti. Moscow: Genezis, 2010: 440 (in Russian).
25. Sivak YeV. Sovremennaya roditel'skaya kul'tu-ra i yeye znacheniye dlya vzaimodeystviya roditeley i pedagogov. Sovremennoye dosh-kol'noye obrazovaniye 2019; 1(91):8-17 (in Russian).
26. Smirnova YeO, Sobkin VS, Asadulina OE, Novakovskaya AA. Spetsifika emotsion-al'no-lichnostnoy sfery doshkol'nikov, zhi-vushchikh v nepolnoy sem'ye (na materiale detskikh risunkov). Vopr. psikhol 1999; 6:1828 (in Russian).
27. Sobkin VS, Marich YeM. Sotsiologiya semey-nogo vospitaniya: doshkol'nyy vozrast. Trudy po sotsiologii obrazovaniya. T VII. Vyp. XII. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO, 2002: 247 (in Russian).
28. Tikhomirova TN. Intellekt i kreativnost' v usloviyakh sotsial'noy sredy. Moscow: Izd-vo
«Institut psikhologii RAN», 2010: 228 (in Russian).
29. Khomentauskas G. Sem'ya glazami rebenka: Deti i psikhologicheskiye problemy v sem'ye. Yekaterinburg: U-Faktoriya, 2006: 192 (in Russian).
30. Chernobrovkina SV, Fedorova TV. Tip dets-ko-roditel'skikh otnosheniy kak faktor kharakteristik kommunikativnoy sfery i sotsi-ometricheskogo statusa u doshkol'nikov. Vest-nik Omskogo universiteta. Seriya «Psikhologiya» 2017; 2:22-32 (in Russian).
31. Shavyrina AA. Vliyaniye detsko-rodi-tel'skikh otnosheniy na proyavleniye neg-ativizma i upryamstva u detey starshego doshkol'nogo vozrasta: avtoref ... dis kand psikhol nauk. Moscow, 2012: 23 (in Russian).
32. Shvedovskaya AA, Zagvozdkina TYu. Obraz sem'i u detey starshego doshkol'nogo vozrasta, vospityvayushchikhsya v sem'yakh razlichno-go sotsial'no-ekonomicheskogo statusa. Psik-hologicheskaya nauka i obrazovaniye 2016; 21(4): 83-101 (in Russian).
33. Shcheblanova YeI. Diskussionnyye aspekty kontseptsiy odarennosti v XXI veke. Psikhologiya odarennosti i tvorchestva: monografiya. Pod red prof LI Larionovoy, prof AI Savenkova. Moscow; St. Petersburg: NestorIstoriya, 2017: 138-148 (in Russian).
34. Eydemiller EG, Yustitskis VV. Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i. 4-ye izd. St. Petersburg: Piter, 2008: 672.
35. Clark B. Growing up gifted: Developing the potential of children at home and at school. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, 2013:476.
36. Faircloth C. Intensive Parenting and the Expansion of Parenting. E Lee, J Bristow, Ch Fair cloth, J Macvarish (eds). Parenting Culture Studies. London: Palgrave Macmillan, 2014: 25-50.
37. Parenting Gifted Children: The Authoritative Guide From the National Association for Gifted Children. JL Jolly, DJ Treffinger, T FordIn-man, and JF Smutny (Eds). Waco, TX: Pru-frock Press, 2011: 570.
38. Rotigel JV. Understanding the young gifted child: Guidelines for parents, families, and educators. Early Childhood Education Journal 2003; 30(4):209-214.
PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN THE FAMILY WITH GIFTED PRESCHOOLER
E.S. BELOVA Psychological Institute of RAE, Moscow
The article is devoted to the problem of parent-child relationships in a modern family. The issues of their influence on the preschool child development are discussed. The psychological aspects of parent-child relationships are considered in connection with the problems of children's giftedness. Preschool age stands out as the initial and significant stage in the disclosure of high creative potential - the foundation of giftedness. At this stage the child giftedness development is mostly dependent on the influence of the microenvironment, especially on the family relationships. The results of the study of the relationship «parents - a gifted preschool child» in a modern family are presented. According to the data received, all parents sought to show respect for their children and interest in the successful development of their abilities and talents. At the same time, only 44.4% of parents had a harmonious style of relationship with the child. Some parents revealed such features of the upbringing style as: hyperprotection (11% of parents); insufficient desire to meet the needs of the child / uncertainty that they are doing everything necessary for the child (30%); insufficient requirements and prohibitions (37%). The assessments of relationship from the position of parents and from the position of the child do not always coincide. Less than half of gifted preschoolers perceived family relationships as emotionally comfortable. The necessity of providing psychological assistance to parents in understanding the features of the development of a gifted preschooler and harmonizing relationships in the family is emphasized.
Keywords: parent-child relationships, family, giftedness, gifted children, preschool age, parents.
Address:
Belova E.S., PhD
Leading Researcher, Psychological Institute of RAE
E-mail: elenasbelova@mail.ru