Научная статья на тему 'Роль межпоколенческих отношений в раскрытии детской одаренности'

Роль межпоколенческих отношений в раскрытии детской одаренности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / межпоколенческие отношения / одаренный ребенок / дошкольный возраст / родители. / giftedness / intergenerational relations / gifted child / preschool age / parents.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Елена Сергеевна

В статье вопросы межпоколенческих отношений рассматриваются в аспекте проблемы раскрытия детской одаренности. Выделяются возможности и риски детско-родительских отношений как важного фактора проявления и развития одаренности детей на этапе дошкольного детства. Приводятся результаты исследования отношений современных родителей и детей дошкольного возраста, проявляющих одаренность. Подчеркивается необходимость психологической помощи родителям в воспитании дошкольников, раскрытии их дарований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS IN THE DISCLOSURE OF CHILDREN'S GIFTEDNESS

The article discusses the issues of intergenerational relationships in the aspect of the problem of disclosing children’s giftedness. The possibilities and risks of parent-child relationships as an important factor in the manifestation and development of gifted children at the preschool age are highlighted. The results of a study of the relationship of modern parents and preschoolers with signs of giftedness are presented. The necessity of psychological assistance to parents in upbringing of preschool children and the disclosure of their talents is emphasized.

Текст научной работы на тему «Роль межпоколенческих отношений в раскрытии детской одаренности»

5. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.01. — Челябинск, ЮУрГУ. — 2006. — 22 с.

6. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. — М.: Прометей, 2012. — 103 с.

7. Шамис Е., Аншипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. No 6. С. 21—35.

8. Юревич А.В. Психология социальных явлений. — М:, 2014. — 349 с.

РОЛЬ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАСКРЫТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ1

Белова Елена Сергеевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: elenasbelova@mail.ru

Аннотация. В статье вопросы межпоколенческих отношений рассматриваются в аспекте проблемы раскрытия детской одаренности. Выделяются возможности и риски детско-ро-дительских отношений как важного фактора проявления и развития одаренности детей на этапе дошкольного детства. Приводятся результаты исследования отношений современных родителей и детей дошкольного возраста, проявляющих одаренность. Подчеркивается необходимость психологической помощи родителям в воспитании дошкольников, раскрытии их дарований.

Ключевые слова: одаренность, межпоколенческие отношения, одаренный ребенок, дошкольный возраст, родители.

THE ROLE OF INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS IN THE DISCLOSURE OF CHILDREN'S GIFTEDNESS

Belova Elena Sergeevna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: elenasbelova@mail.ru

Abstract. The article discusses the issues of intergenerational relationships in the aspect of the problem of disclosing children's giftedness. The possibilities and risks of parent-child relationships as an important factor in the manifestation and development of gifted children at the preschool age are highlighted. The results of a study of the relationship of modern parents and preschoolers with signs of giftedness are presented. The necessity of psychological assistance to parents in upbringing of preschool children and the disclosure of their talents is emphasized.

Keywords: giftedness, intergenerational relations, gifted child, preschool age, parents.

Кардинальные изменения, происходящие в последнее время во всех сферах жизнедеятельности современного человека, актуализируют проблему межпоколенческих отношений [3, 6]. Новая ситуация транзитивности, характерная для всех поколений, связана с возникновением трудностей и рисков в развитии и отношениях людей [2]. В связи с этим возрастает необходимость психологических исследований, направленных на изучение происходящих изменений, в том числе в детско-родительских отношениях.

Процесс взаимоотношений современных детей и взрослых сложный и многоплановый, в котором активно участвуют обе стороны, и именно в этом процессе, как отмечают ученые, произошли большие изменения, определяющие специфику развития современного детства, особенности его реального состояния и функционирования в качественно изменившемся социокультурном пространстве. Наблюдается тенденция снижения уровня родительской мотивации, владения навыками общения с детьми, переноса на них родительских профессиональных и личностных проблем. Все это создает

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ проект № 18-013-00976а.

138

атмосферу переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности [5].

Возникают новые модели родительства, среди которых выделяется модель интенсивного/активного родительства. Характерными ее особенностями на этапе дошкольного возраста ребенка выступают интенсивные (трудоемкие) методы воспитания и оптимизации всей среды вокруг малыша как особо определяющих, по мнению родителей, его развитие не только в настоящий момент, но и в будущем. Такие установки порождают повышенную родительскую тревожность [4], препятствует развитию инициативности, самостоятельности и ответственности детей [1]. Все это может негативно сказываться на раскрытии детских способностей и дарований в дошкольном возрасте, поскольку именно на этом важном этапе жизни ребенка закладываются основы всех психических функций, процессов, личностных качеств, проявляются первые признаки одаренности.

В современных концепциях одаренности, как отмечает Е.И. Щебланова, прослеживается различие позиций исследователей. Вместе с тем преобладающим является подход в ее изучении как сложного по структуре явления. Подчеркивается, что одаренность развивается, и процесс развития обусловлен воздействием многих факторов: психологических, генетических/биологических, социальных и др. На ранних этапах развития детей исследователи обращаются к понятию «потенциал» при выделении ключевого показателя одаренности [7].

Развитие маленьких детей в наибольшей степени подвержено влиянию микросреды и в первую очередь семейной микросреды. Сложно переоценить значение отношений с родителями для раскрытия одаренности дошкольника. Родители первыми замечают ранние проявления высокого потенциала, и от отношения родителей во многом зависит то, как он будет реализовываться.

По данным зарубежных исследований, анализ которых представлен в статье К.М. Перроне с коллегами [8], родители, которые внимательно отнеслись к проявившейся одаренности ребенка и способствовали ее развитию, имели более высокий уровень образования, более выраженное позитивное отношение к интеллекту ребенка и его достижениям. Было обнаружено, что родители одаренных детей, по сравнению с родителями сверстников, больше общались с детьми, обсуждая домашние дела и учебные, их речь отличалась более правильной грамматической формой, была более образной и метафоричной, они использовали больше аналогий и примеров при общении с детьми.

Родители одаренных детей, как правило, создавали дома своим детям условия, способствующие развитию способностей и талантов. В домах одаренных детей, по сравнению с домами их сверстников, было больше «конкретных средовых стимулов», таких как книги, игрушки и предметы искусства. Кроме того, родители одаренных детей брали часто своих детей в семейные поездки. Раннее воздействие различных стимулирующих переживаний и объектов, особенно в сочетании с частыми интеллектуально стимулирующими беседами с родителями, по мнению исследователей, могут способствовать развитию одаренности у всех детей в семье. Любовь к учебе и высокие образовательные устремления могут быть характеристиками нескольких поколений в родовой системе одаренного ребенка.

Родители и прародители одаренных детей нередко отличались неординарными способностями и талантами. Однако однозначной связи не установлено, о чем свидетельствуют и результаты исследования восприятия одаренными взрослыми одаренных поколений в своих семьях. Около трети участников указали, что оба родителя одарены, и примерно столько же заявили, что ни один из родителей не был одарен. Кроме того, равное количество участников (14 %) сообщили, что только их мать или

только их отец отличались неординарными способностями. Области воспринимаемой одаренности отличались между матерями и отцами. Большинство участников определили по крайней мере одного из своих детей как одаренного [8]. Следует отметить, что вопрос о взаимоотношениях с родителями и о семейной микросреде развития специально не изучался.

Исследование биографий выдающихся людей показало, что детство некоторых одаренных людей прошло не в столь благоприятных условиях, а в семейной среде, ха-растеризующейся такими проблемами, как эмоциональная напряженность, внутрисемейные конфликты, алкоголизм, др. Такая ситуация стимулировала развитие стойкости и самостоятельности у детей, однако выделялась большими рисками для раскрытия их дарований.

В связи с выявленной крайне недостаточной исследованностью проблемы взаимоотношений современных родителей и одаренных дошкольников именно на это было нацелено проведенное исследование. В задачи исследования входило: а) выделение группы дошкольников с высоким творческим потенциалом — основным компонентом одаренности — и группы сверстников, творческий потенциал которых проявлялся слабее; б) анализ семейного воспитания детей из двух выделенных групп; изучение особенностей восприятия дошкольниками родителей, отношений с ними.

В исследовании принимали участие 175 детей 5—6 лет, посещавшие дошкольные образовательные учреждения Москвы; родители (преимущественно матери) 54 дошкольников.

Применялся комплекс методов/методик, включавший: Фигурный тест творческого мышления Е.П. Торренса (адаптация для дошкольников Е.С. Беловой и Е.И. Щеблано-вой); наблюдения за детьми на занятиях и в условиях свободных игр; беседы с детьми, воспитателями, родителями; экспертную оценку творческих работ детей (рисунки, поделки, др.); проективную методику «Рисунок семьи»; методику «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера., В.В. Юстицкиса. Осуществлялся качественный и количественный анализ данных (SPSS Statistics 22).

По полученным данным, у всех родителей проявлялась заинтересованность в успешном развитии детей, отмечалось стремление выстраивать отношения на уважении и доверии к детям. Вместе с тем гармоничный стиль отношений с ребенком был выявлен только у 44,4 % родителей одаренных дошкольников и 22,2 % родителей детей с менее выраженными творческими возможностями (различия статистически значимы, р=0,039).

У части родителей дошкольников из обеих групп выявлены особенности отношения к ребенку, которые могут свидетельствовать об определенных нарушениях воспитательного процесса в семье. Для некоторых родителей одаренных дошкольников были характерны: гиперпротекция (11 % родителей), недостаточное стремление к удовлетворению потребностей ребенка / неуверенность в том, что делают все необходимое для ребенка (30 %), недостаточность требований-запретов (37 %).

Одаренными дошкольниками отношения с родителями воспринимаются как очень значимые, что характерно для детей этого возраста. При этом, как показал комплексный анализ, комфортно и уверенно себя чувствуют в отношениях с родителями только 44,4 % одаренных дошкольников, и значительно меньшее число (22,2 %) их сверстников. У большей части дошкольников при анализе восприятия отношения с родителями были выделены как признаки комфортности, так и признаки (разной степени выраженности) определенного дискомфорта (признаки неуверенности, тревожности, др.).

Выделена взаимосвязь стиля воспитания и восприятия одаренным ребенком отношений с родителями: чем более гармоничным является стиль воспитания, тем более вероятно, что одаренный дошкольник будет чувствовать себя уверенно и комфортно в

отношениях с родителями. Вместе с тем установлено, что эта взаимосвязь носит сложный характер и при изучении требует глубокого качественного анализа.

Проведенное исследование еще раз подтвердило важность и необходимость оказания родителям психологической помощи в выстраивании гармоничных отношений с детьми, способствующих их успешному развитию, раскрытию потенциала и эмоционально комфортному состоянию.

Литература

1. Андреева А.Д. Особенности семейной среды ребенка в постиндустриальном обществе // Научный диалог. 2018. № 7. С. 292-307. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-292-307.

2. Марцинковская Т.Д. Современная психология — вызовы транзитивности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.03.2020).

3. Митина Л.М. Смысл жизни. Ценности. Преемственность поколений // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Т.А. Поповой, Н.В. Кисельниковой. — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2019. C. 33—37.

4. Сивак Е.В. Современная родительская культура и ее значение для взаимодействия родителей и педагогов // Современное дошкольное образование. 2019. № 1 (91). С. 8—17. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10036.

5. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 3—12.

6. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 18—32.

7. Щебланова Е.И. Дискуссионные аспекты концепций одаренности в XXI веке // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. — М.; СПб.: Нестор-История, 2017. — С. 138—148.

8. Perrone K.M., Ksiazak T.M., Wright S.L., Vannatter A., Crane A.L. & Tanney A. Multigenera-tional Giftedness: Perceptions of Giftedness Across Three Generations // Journal for the Education of the Gifted. 2010. Vol. 33, No. 4. P. 606—627.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЕЙ

Валова Теодора Димитрова (Плевен, Республика Болгария), доцент, доктор, Медицинский университет — Плевен, Департамент языкового и специализированного обучения. E-mail: valova. teodora@gmail.com

Петкова Бойка Валериева (София, Республика Болгария), ассистент, доктор, Медицинский университет — София, Департамент языкового обучения и спорта. E-mail: b.v.petkova@abv.bg

Аннотация. В данной статье рассматриваются концепции, методы и подходы преподавания болгарского и английского языков в контексте коммуникации для личного, профессионального и академического взаимодействия для медицинских целей. Ключевая исследовательская идея ориентирована на представление эффективности используемых методических подходов. Эти приемы являются частью дидактического инструментариума авторов и способствуют развитию специализированных социолингвистических языковых навыков будущих медиков.

Ключевые слова: методы обучения иностранному языку, социолингвистическая компетентность, медицинские цели, интеракция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.