- Независимо от прописки или места проживания, пациента необходимо госпитализировать в ближайший травмоцентр.
От прописки:
- Пациентов всех районов Смоленской области, а также людей с пропиской других регионов госпитализируют в ОГБУЗ СОКБ,
- Пациентов г. Смоленска, а также Велижский район, Демидовский район, Духовщинский район, Кардымовский район, Краснинский район, Монастырщинский район, Починковский район (зона ответственности отделения СМП ОГБУЗ «Починковская ЦРБ»), Руднянский район, Смоленский район Ярцевский район в ОГБУЗ КБСМП [4].
От загруженности ЛПУ:
- Красный крест - это больница скорой медицинской помощи, все случаи неотложных состояний транспортируют именно в ОГБУЗ КБСМП.
- Областная клиническая больница оказывает квалифицированную медицинскую помощь, и чаще госпитализирует пациентов в плановом порядке, но при повышенной загруженности ОГБУЗ КБСМП, пациентов направляют в ОГБУЗ СОКБ.
Литература
1. Бесекерский В.А., Попов Е.П. «Медицина катастроф » - 4е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2013. -747 с.
2. Колб Л.И., Леонович С.И., Леонович И.И. Медицина катастроф в чрезвычайных ситуациях //Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 447 с.
3. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф // ГЭОТАР-Медиа, 2012 - 240 с.
4. Приказ от 19 августа 2016 года N 1164
О совершенствовании оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно -транспортных происшествиях на территории Смоленской области.
УДК: 61:371.212.3
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ПРИЗАКАМИ ОДАРЕННОСТИ Жигалова А.А., Ермашева М.А., Алексина М.М., Судакова А.А. Научный руководитель - д.м.н., профессор Шестакова В.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 [email protected] - Ермашева Марина Александровна
Резюме: Данное исследование основано на анализе клинических результатов, данных анкетирования и динамическом наблюдении за детьми с 3 до 7 летнего возраста (n=90). В исследованиях участвовали дети, которые занимались по программам «Умница» и «По дороге в школу», адаптированные для детей с признаками одаренности (n=30). Из них у 15 детей, родители занимали активную позицию по развитию ребенка (1 основная группа). Те родители, которые заняли пассивную позицию по развитию ребенка, вошли во 2 основную группу. Дошкольники, которые не занимались по данным программам, но родители активно стремились принимать участие в развитии ребенка, составляли 1 группу сравнения (n=30). Те родители, дети которых не занимались по индивидуальным программам, и заняли пассивную позицию по развитию вошли во 2 группу сравнения (n=30). Исследование проводилось в Областном центре диагностики и консультирования города Смоленска. Результаты показали, что при правильном подходе к оказанию помощи ребенку в детской дошкольной организации, достигается положительный эффект без нарушения в развитии детей с признаками одаренности. Основными направлениями работы в детской дошкольной образовательной организации должны быть созданы оптимальные условия для данного контингента детей, индивидуально подобранны программы, постоянный контроль за их развитием и здоровьем. Параллельно должно осуществляться обучение родителей воспитанию, общению, развитию ребенка с признаками одаренности.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста с признаками одаренности, семья и ее роль в воспитании, обучении и развитии ребенка.
INFLUENCE OF THE FAMILY ON THE DEVELOPMENT OF THE CHILD WITH SINS OF GIFTEDNESS
Zhigalova A. A., Ermasheva M. A., Aleksina M. M., Sudakova A. A. Scientific adviser - Doctor of Medicine, professor Shestakova V. N.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskoy St., Smolensk, 214019 Russia
Abstract. This study is based on the analysis of clinical results, questionnaires and dynamic observation of children from 3 to 7 years of age (n = 90). The studies involved children who were engaged in the programs "Clever" and "On the way to school", adapted for children with the signs ofgiftedness (n = 30). The study included 15 children, whose parents took an active position in their development (1 main group). The parents, who took a passive position in the development of the child, we included the 2nd group. Preschoolers who did not enter these programs, but whose parents actively sought to participate in the development of the child, composed the 1st comparison group (n = 30). The parents, whose children were not involved in individual programs, and took a passive position in their children's development, entered the 2nd comparison group (n = 30). The study
was conducted in the Regional Diagnostic and Counseling Center of the city of Smolensk. The results showed that with the righ t approach to assisting a child in a preschool children organization contributes to positive effect achievement without disrupting the development of children 's with the signs ofgiftedness. The main directions of work in preschool children's educational organizations should be development of optimal conditions for this contingent of children, individually selected programs, constant monitoring of their development and health. At the same time, parents should be educated in the development of a child with the signs of giftedness.
Key words: preschool children with the signs ofgiftedness, family and its role in upbringing, education and development of the child
Введение. Уникальность и неповторимость каждого человека во многом определяют его способности. Способности начинают формироваться в раннем детстве и продолжают складываться всю жизнь. О.М. Дьяченко (2010) установила, что способности имеют непреходящее значение для человека, они обеспечивают ему успешность в различных видах деятельности и помогают быстро приобретать необходимые знания, умения и навыки. Именно высокий уровень развития способностей позволяет ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные стороны для понимания отношений, находить пути решения через переструктурирование условий, создавать замыслы новых творческих продуктов, выражать свое отношение к окружающим и явлениям жизни в культурно выработанных формах. А.И. Савенков рассматривает 10 видов одаренности. Среди них выделяют: интеллектуальную, творческую, академическую (научную), художественно -изобразительную одаренность. Так же музыкальную, литературную, артистическую, техническую, лидерскую, спортивную одаренность[5]. А.А. Баранов (2009) отметил, что оценка уровня состояния здоровья невозможно без изучения индивидуальных особенностей развития ребенка, которые составляют основу адекватных профилактических мероприятий. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер (2000), Р.Н. Дорохов (2000), В.Д. Сонькин (2000), Н.И. Окко (2010) доказали, что только знание индивидуальных возможностей организма человека и прогнозирование его в онтогенезе является необходимой предпосылкой для успешного обучения и воспитания без ущерба для здоровья [1-6]. Одаренными чаще всего называют детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др. — их чаще называют талантливыми); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда чертами довольно много таких, которые часто проявляются в поведении, в общении ребенка со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в его познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями.
А.И. Савенков (2006) утверждает, что особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Необходимо помнить, что творческие способности можно и нужно развивать с раннего возраста, но не переусердствуйте, все чревато последствиями! Доказано, что почти все люди способны лучше или хуже делать много разных вещей. Основное различие проявляется в том, насколько легко каждый человек можем справиться с новыми проблемами в конкретной области. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем, и наоборот, отсутствие ярких проявлений одаренности в детстве не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Признаки одаренности - это те особенности ребенка, которые проявляются в его реальной действительности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его деятельности. Поэтому сохранение и укрепление здоровья такого контингента детей - это первостепенная задача современного общества. Многими учеными доказано, что неповторимое сочетание и уровень развития способностей определяются двумя факторами: задатками и воздействиями окружающей среды. Задатки - анатомо-физиологические особенности организма, данные природой при рождении. Немалую роль здесь играет наследственность. Окружающая среда - понятие более широкое. В него входит вся совокупность условий, в которых мы живем: культура, социум, экология, образование, семья и многое другое. Ученые разных направлений, сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья. Как показывают исследования К.Ю. Белой, Н.Е. Веракса, Н.С. Денисенковой, Т.В. Дороновой, А.И. Савенков (2006) в современном российском обществе семья проявляет все большую заинтересованность в развитии ребенка. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, которую роль играет семья в развитии способностей ребенка, как она влияет на этот процесс, чем может помочь в развитии и креативности дошкольника [5?6]. Авторы выделят несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие способностей ребенка: позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него; отношение к развитию способностей ребенка; стили детско-родительских отношений; стиль контроля и руководства ребенком и состав семьи и отношения внутри нее. В работах Е.Л. Пороцкой и В.Ф. Спиридонова выявлено, что значительное влияние на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников оказывают позиция по отношению к развитию (активная или пассивная) и способы воздействия на него (учитывающие и не учитывающие возрастные особенности, амплификация или акселерация). Доказано, что ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольника в детских дошкольных образовательных организациях [6]. Не менее важно, чтобы члены семьи были направлены на амплификацию развития: учитывали возрастные возможности и особенности дошкольников, их образное мышление, не вполне сложившийся
понятийный аппарат, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу. Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, в речи, памяти, внимании. Помимо этого, у них высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем, в школе, в дальнейшей жизни. Если родители активны, но при этом направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, читают с ним, учат писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия - способности развиваются хуже. Ребенок может демонстрировать высокий уровень осведомленности, много знать, уметь читать и считать, но его способности будут слабо развиваться. Вероятно, как считают ученые, это связано с тем, что ребенок уже использует все свои возможности, опираясь на память, в то время как творческие задачи становятся ему препятствием, а динамикой его развития. В начальной школе такие дети хорошо успевают, но затем могут снижать темп успеваемости и в старшей школе часто испытывают трудности в усвоении материала. Исследования Н.С. Денисенковой и Е.А. Клопотовой показали, что познавательная активность у этих детей снижается, им становится не интересно в классе. При этом страдают как динамический компонент познавательной активности, так и содержательный. Дети не просто задают мало вопросов, но и не стремятся проникнуть в сущность явлений, понять причинно-следственные связи. Диагностика школьной готовности также свидетельствует о деформации мотивационной готовности. Зачастую такие дошкольники не хотят идти в школу, основной их мотив - получение хороших отметок, а не познание нового. Помимо этого, отмечаются и личностные проблемы. Дети не уверенны в себе, они чувствуют себя больными, усталыми. Сталкиваясь с первыми школьными трудностями, ребенок испытывает настоящий стресс, что часто приводит к невротическим реакциям и проблемам со здоровьем. Отмечено, что пассивная позиция родителей - нежелание заниматься развитием своих детей, так же приводит к невысокому уровню развития способностей. Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, с удовольствием реализуют себя в игре, что оказывается недостаточным. У них также как и в предыдущем случае слабо развита познавательная активность. Они неуспешны на занятиях, что в свою очередь отталкивает их от дальнейшего развития. При этом, если родители понимают ценность дошкольного возраста, поощряют игры детей, рисование, конструирование, ребенок может успешно творчески развиваться, чувствовать себя эмоционально комфортно и имеет значительные шансы на успешность в школе. Если же родители не занимаются с ребенком, но при этом ожидают, что он должен читать, писать и учиться по школьной программе, перспективы развития такого малыша могут быть печальны. Он демонстрирует невысокие интеллектуальные показатели, имеет плохое воображение, низкую познавательную активность. Кроме того, он не уверен в себе, школа вызывает в нем страх. Н.С. Денисенкова (2001) считает, что наиболее благоприятной для развития способностей дошкольников является активная позиция родителей, учитывающая возрастные особенности ребенка и направленная на расширение возможностей дошкольника [3, 6]. Но в доступной литературе отсутствую данные об активном влиянии родителей на детей с явными признаками одаренности.
Целью настоящей работы явился анализ влияние родителей на особенности развития ребенка с признаками одаренности.
Методика. Объектом исследования являлись дети с 3 до 7 летнего возраста (п=90). Применялся сплошной, документальный, проспективный, ретроспективный и лонгитудинальный метод. Сбор материала проводили путем фиксированной выкопировки первичной информации из форм №026/у и №112/у. Дополнялись сведения путем анкетирования и интервьюирования родителей и педагогов, воспитателей, психологов. Клиническая оценка состояния здоровья осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями разработанные в НИИ гигиены детей и подростков. В работе использовались матрица А.И. Доровского (1997) для выявления признаков одаренности и тест, предложенный Б.Б. Айсмонтасом (2002). В исследованиях участвовали дети, которые занимались по программам «Умница» и «По дороге в школу», адаптированные для детей с признаками одаренности (п=30). Из них у 15 детей, родители активно обучались по вопросам общения с ребенком, которые имели признаки одаренности, выполняли все предложенные тесты и задания, составили 1 основную группу. Те родители, которые заняли пассивную позицию по развитию ребенка, вошли во 2 основную группу. Дошкольники, которые не занимались по данным программам, но родители активно стремились принимать участие в развитии ребенка, составили 1 группу сравнения (п=30). Те родители, детей, которые не занимались по индивидуальным программам, заняли пассивную позицию вошли во 2 группу сравнения (п=30). Исследование проводилось в Областном центре диагностики и консультирования города Смоленска. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных позволил выявить четкое влияние родителей на развитие детей в дошкольном возрасте. Среди дошкольников, которые обучались без учета индивидуального подхода, активное родительское влияние оказывало положительное воздействие на развитие речи (60,0%), памяти (50,0%), мышление (40,0%), поведение ребенка (60,0%), на его адаптационные возможности (56,7%), мотивацию к обучению (53,3%). Но более положительный эффект наблюдался в группе детей с признаками одаренности. При активном участие родителей и правильном педагогическом контроле дети данной группы наблюдения сохраняли высокую активность в получении знаний (93,3%). Они легко адаптировались к детскому коллективу (80,0%), сохраняли высокую школьную мотивацию (73,3%), имели хорошую долговременную память (66,7%), не имели дефектов речевого развития (100,0%), хорошо справлялись с интеллектуальными (70,0%) и физическими (66,7%) нагрузками. В то время как дети 2-ой основной группы и 2 группы сравнения, где родители занимали пассивную позицию по развитию своих детей, возникали проблемы в усвоении предложенного материала. Большинство детей из 2-ой группы сравнения не
чувствовали потребности в познавательной деятельности (63,3%), с удовольствием реализовали себя в игре (73,3%), что оказывалось недостаточным для их полного развития. Они имели слабо развитую познавательную активность (53,3%), большинство детей оказались неуспешными на занятиях (50,0%), что в свою очередь отталкивало их от дальнейшего развития. Они демонстрировали невысокие интеллектуальные показатели (43,3%), имеет плохое воображение (36,7%). Дети 2 основной группы сохраняли высокую мотивацию к обучению (60,0%, p<0,05), но быстро испытывали утомление (53,3%), хуже адаптировались к коллективу (46,7%). У них чаще возникала тревожность (86,7%), раздражительность (73,3%) и плаксивость (53,3%), чего не наблюдалось в 1 основной группе наблюдения.
Заключение: Родители оказывает существенное влияние на развитие ребенка. Активное участие родителей, при правильном психолого-педагогическом сопровождении, учитывая индивидуальные особенности ребенка, оказывает положительное влияние не только на его развитие, но и на обучение, общение. При работе с одаренными детьми необходимо соблюдать педагогические, медицинские показания к специализированному обучению. Все программы должны быть направлены на сохранение и укрепление всех компонентов здоровья. Индивидуально подобранные программы способствуют развитию ребенка и сохранению его здоровья. Литература:
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С.6-10.
2. Окко Н.И., Шестакова В.Н., Чижова Ж.Г. Сравнительная характеристика динамики состояния здоровья детей с признаками одаренности. // Вопросы практической педиатрии. - 2012. - №4. С.70-71.
3. Окко Н.И, Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н. Профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья одаренных и способных детей // Смоленский медицинский Альманах. - 2016. - №3. С.153-158.
4. Сиваков А.И. Психология личности // Развитие личности. - 2006. - №1. - С.46-60.
5. Шестакова В.Н., Чижова Ж.Г., Тишурова А.Я., Окко Н.И. Одаренный ребенок, подходы и пути его оздоровления. В кн.: Федорова Г.Н. (ред.) Актуальные вопросы педиатрии: Монография. Смоленск: Универсум, 2011 - С. 309-325.
6. Шестакова В.Н. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка. Смоленск, 2003. - 591с.
УДК 61+021.66
ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 3D-ПЕЧАТИ В МЕДИЦИНЕ Жорова А.А.
Научный руководитель - Миронов А.В.
Смоленский государственный медицинский университет,
Россия, 214019, Смоленск, ул.Крупской, 28.
zhorova2016@yandex. ru - Жорова Александра Александровна
Резюме. В статье рассмотрены основные направления SD-технологий, показана возможность и необходимость использования 3D-моделирования в медицине. Перечислены программы для управления SD-техникой. Указаны требования, предъявляемые к материалам для изготовления iD-моделей. Представлена готовая трехмерная модель, созданная на SD-принтере.
Ключевые слова: биопечать, 3D-принтер,3D-сканер, трехмерная модель, процесс создания трёхмерного изображения, Blender.
POSSIBILITIES OF EXISTING 3D PRINTING TECHNOLOGIES IN MEDICINE
Zhorova A. A.
Scientific adviser -Mironov A. V.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia
Abstract. In the article the basic directions of 3D technology, the possibility and the necessity of using 3D modelling in medicine are described. The programs for managing 3D technology as well as the requirements for materials for the manufacture of 3D models are given in the article as well. A 3D model created on a 3D printer is presented by the authors. Key words: 3D-bioprinting, 3D-printer, 3D-scanner, 3D-model, 3D-image creation process, Blender. Введение
Биопечать - относительно новое направление развития медицины, которое появилось благодаря стремительному развитию аддитивных технологий. В основе биопечати заложен принцип постепенного (послойного) создания твердой модели, которая «выращивается» из определённого биологического материала.
Согласно сложившейся ситуации в медицине исследуемую область классифицируют по двум большим группам: 3D-печать на основе неживых материалов (пластики, металлы) и 3D-клеточная биопечать, в которой в свою очередь принципиальным образом выделяют четыре направления, сильно различающиеся по достигнутым результатам и сложности работ, а именно биофабрикация:
• плоских элементов (например, кожа);
• сосудов (вены, артерии);
• полых органов (мочевой пузырь);
• внутренних объемных органов (печень, почка, селезенка).
3Б-сканеры могут отличаться по многим параметрам: сфере использования, габаритам, форме, технологии. Современные агрегаты применяются в промышленной и бытовой сферах, а также в медицине.