УДК 616-084+613.95
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОДАРЕННЫХ И СПОСОБНЫХ ДЕТЕЙ Окко Н.И., Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
[email protected] - Шестакова Вера Николаевна
Резюме: Целью данной работы явился анализ состояния здоровья одаренных и способных детей для уточнения и отработки профилактических мероприятий. В результате исследования было выявлено, что за период обучения в образовательной организации состояние здоровье одаренных и способных детей ухудшается, темп отклонений более выражен при интенсивных нагрузках, это обусловлено как социально-экономическими условиями, так и социально-гигиеническими факторами. Индивидуально подобранные программы в большинстве своем сохраняют здоровье ребенка, он в 4,5 раза лучше адаптируется к коллективу, в 3,6 раза реже болеет вирусными и инфекционными заболеваниями, в 3,2 раза чаще имеет хорошую резистентность организма, в 3,0 раза реже формирует хронические заболевания и сочетанные формы соматической патологии. А своевременно проведенная коррекция и медико-психолого-педагогическое сопровождение способствуют укреплению его здоровья. Ключевые слова: одаренные дети, здоровье, факторы риска.
PREVENTIVE ACTIVITIES ON PRESERVING AND STRENGTHENING OF THE HEALTH OF GIFTED AND TALENTED CHILDREN Okko N.I., Chizhova J.G., Shestakova V.N.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28
Summary: The aim of this work was to analyze the health status of gifted and talented children to refine and practice the preventive measures. The study revealed that during the period of study at an educational establishment the health of the gifted and talented children is deteriorating, the rate of deviation is more represented under intensive loads, this is due to the socio-economic conditions and socio-hygienic factors. Tailor-made programmes mostly maintain the health of the child, he is adapts in 4.5 times better to the team, he suffers in 3.6 times less from viral and infectious diseases, he has a good body resistance in 3.2 times, chronic diseases and concomitant forms of somatic
pathology form in 3.0 times more rarely. And the prompt correction and medico-psycho-pedagogical support contribute to the strengthening of his health. Key words: gifted children, health, risk factors
Введение
В современной образовательной среде обучение, воспитание, развитие и сохранение здоровья одаренных и способных детей является важным направлением, так как эти дети пополняют ряды национальной элиты нашего государства и способствуют экономическому и культурному развитию страны. В связи с этим проблема одаренности имеет государственное значение. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер (2000), В.Д. Сонькин (2000), Шестакова ВН. (2003), Чижова Ж.Г. (2007), Окко Н.И. (2012) доказали, что только знание индивидуальных возможностей организма человека и прогнозирование его в онтогенезе является необходимой предпосылкой для успешного обучения и воспитания без ущерба для здоровья. Установлено, что под влиянием ряда негативных социально-экономических, экологических факторов наблюдается выраженная тенденция ухудшения состояния здоровья, снижения уровня физического развития и функциональной дееспособности обучающихся, включая и детей дошкольного возраста. А.А. Баранов (2009) отметил, что сохранить здоровье невозможно без основ адекватных профилактических мероприятий. Важным этапом решения этой проблемы является дошкольная и первая ступень обучения, которая определяет дальнейшее развитие личности. Поэтому своевременная профилактическая и оздоровительная работа в среде детей, имевших признаки одаренности, будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.
Целью исследования является анализ состояния здоровья одаренных и способных детей на всех этапах обучения в образовательной организации для уточнения и отработки профилактических мероприятий. Материалы и методы исследования
Применялся сплошной, документальный, проспективный, ретроспективный, лонгитудинальный метод. Сбор материала проводили путем фиксированной выкопировки первичной информации из форм №026/У и №112/У. Дополнялись сведения путем анкетирования и интервьюирования родителей и педагогов. Клиническая оценка состояния здоровья осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями В.Р. Кучма, В.Н. Кардашенко, Н.Н. Суханова Н.Н. (1996), разработанные в НИИ гигиены детей и подростков. Комплексная оценка состояния здоровья проводилась с выделением пяти групп здоровья по классификации С.М. Громбах (1984). Распределение детей по группам здоровья осуществлялось согласно приказам МЗ и СР РФ № 621 от 30.12.2003, № 60 от 14.03.05 и
№1346 от 21.12.2012. Данные о структуре хронической патологии были получены при анализе историй развития ребенка (Ф. № 112/У), медицинских карт ребенка для образовательных учреждений (Ф. № 026/У). Статистическую обработку и анализ полученных результатов проводили с помощью пакета стандартных программ с использованием параметрических и непараметрических критериев (Гублер Е.В.,1978). Данные считались достоверными при I > 1,0; при р <0,05.
В исследованиях участвовали обучающиеся, которые ранее занимались по программе «Умница» и «По дороге в школу» (п=50). В последующем 25 детей продолжали занятия в классах с интенсивным обучением (1-ая основная группа), 25 человек занимались в классах общего профиля (2-ая основная группа). Группу сравнения составляли дети, которые занимались по традиционным программам (п=50). В 1-ую группу сравнения вошли дети, которые занимались в классах с интенсивным обучением (п=25), 2-ую группу сравнения составили дети, которые обучались в классах общего профиля (п=25). Результаты исследования и их обсуждения
Как выяснилось за дошкольный период рост соматической патологии по всем нозологическим группам у одаренных и способных детей, которые занимались по индивидуальным программам, не достигал 4,0%, в то время как у детей, которые обучались без учета индивидуального подхода, рост отклонений превышал 14,0% (р<0,05). Дети основной группы наблюдения при поступлении в школу чаще имели I (20,0%) и II группу здоровья (70,0 %), чем дети группы сравнения (10,0% и 54,0%, р<0,05). В основной группе на первом месте располагались нарушения сердечнососудистой системы (62,0%), на втором -патология органов пищеварения (29,0%), на третьем - нарушения опорно-двигательного аппарата (25,0%), на четвертом - патология мочевыделительной системы (20,0%). Среди дошкольников группы сравнения превалировали заболевания органов пищеварения (45,0%), нарушения центральной нервной (32,0%), сердечнососудистой системы (30,0%), смещая поражения опорно-двигательного аппарата (28,3%), органов кроветворения (23,0%), дыхания (20,0%) на более низкие позиции. У детей основной группы наблюдения достоверно реже выявлялась хроническая патология (8,0%), чем у детей группы сравнения (18,0%, р<0,05) и чаще не реализовавшийся риск по формированию тех или иных отклонений в состоянии здоровья. Следовательно, состояние здоровья одаренных и способных дошкольников, обучавшихся по индивидуальным программам лучше, чем тех детей, которые занимались без учета индивидуального подхода. Вероятно, стремление достижения высокого уровня развития по ряду показателей с раннего возраста негативно сказывается на состоянии здоровья, если ребенку не подбирается индивидуальная образовательная программа.
За период обучения в образовательной организации состояние здоровья детей 1-ой основной группы ухудшилось на 56,0%, что на 24,0% больше, чем во 2-ой основной группе и на 12,0% больше, чем у детей 1 -ой группы сравнения и на 20,0% больше, чем у респондентов 2-ой группы сравнения (р<0,05). Во 2-ой основной группе наблюдения первоначально формировались нарушения соматического (32,0%), затем психологического (28,0%) и физического (20,0%) компонента здоровья. Но не отмечалось нарушений психического и социального компонента здоровья. В 1 -ой основной группе первоначально возникали отклонения соматического (56,0%), затем психологического (48,0 %), в последующем физического (40,0 %), психического (20,0 %) и репродуктивного (16,0%) компонента здоровья, но не встречалось отклонений социального компонента здоровья. В 1 -ой группе сравнения первоначально встречались нарушения соматического (44,0%), психологического (32,0%), в последующем физического (24,0%), затем психического (16,0%), социального (12,0%) компонента здоровья. Во 2-ой группе сравнения первоначально возникали отклонения соматического (36,0%), затем психологического (28,0%), в последующем физического (24,0%) и психического (16,0,0%) и социального (8,0%) компонента здоровья.
Следовательно, за период обучения в образовательной организации состояние здоровье одаренных и способных детей ухудшается, темп отклонений более выражен при интенсивных нагрузках, это обусловлено как социально-экономическими условиями, так и социально-гигиеническими факторами. Доказано, что наиболее отрицательное воздействие на ребенка оказывают стрессовая тактика (60,0%), педагогическое воздействие (50,0%), несоответствие методик, технологий обучения (48,0%), интенсификация учебного процесса (40,0%), нерациональная организация учебной деятельности (38,0%), функциональная неграмотность педагога (36,0%), отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (30,0%). Индивидуально подобранные программы способствуют сохранению здоровья ребенка в 80,0% случаев, а своевременно проведенная коррекция и медико-психолого-педагогическое сопровождение способствуют не только сохранению, но и укреплению здоровья ребенка в самый критический период его жизни в 90,0%, когда в современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. Отмечено, что эти дети в 4,5 раза лучше адаптируются к коллективу, в 3,6 раза реже болеют вирусными и инфекционными заболеваниями, в 3,2 раза чаще имеют хорошую резистентность организма, в 3,0 раза реже формируют хронические заболевания и сочетанные формы соматической патологии. Что еще раз подтверждает мнение многих ученых о том, что своевременно проведенные адекватные мероприятия и правильно подобранные программы являются одной из важных мер профилактики.
Выводы
1. Индивидуально подобранные программы способствуют сохранению здоровья ребенка.
2. За дошкольный период дети с признаками одаренности, занимавшиеся по индивидуальной программе, теряют здоровья в 2,8 раза реже, чем за школьный период. При интенсивных учебных нагрузках темп ухудшения состояния здоровья более выражен.
3. Детям с признаками одаренности необходимо постоянное медико-психолого-педагогическое сопровождение, учитывая первоначальное состояние здоровья.
4. При работе с одаренными детьми необходимо соблюдать педагогические, медицинские показания к специализированному обучению. Все программы должны быть направлены на сохранение и укрепление как психологического, физического, соматического, психического, так и социального здоровья.
Литература
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание 2009; 9: 6-10.
2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012; 91 (3): 9-14
3. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Физиология роста и развития детей и подростков. М.: Союз педиатров России, 2000: 229-238.
4. Громбах С.М. Социально-гигиенический аспект оценки состояния здоровья детей и подростков. Вестник АМН СССР 1984; 4: 75-80
5. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005, 528 с.
6. Окко Н.И., Шестакова В.Н., Чижова Ж.Г. Сравнительная характеристика динамики состояния здоровья детей с признаками одаренности. Вопросы практической педиатрии, 2012; 4: 70-71