Научная статья на тему 'Динамика состояния здоровья детей с дефектами речевого развития, инфицированных микобактериями туберкулеза'

Динамика состояния здоровья детей с дефектами речевого развития, инфицированных микобактериями туберкулеза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДЕФЕКТЫ РЕЧИ / ИНФИЦИРОВАННОСТЬ МИКОБАКТЕРИЯМИ ТУБЕРКУЛЕЗА / ЗДОРОВЬЕ / CHILDREN / SPEECH DEFECTS / INFECTION WITH MYCOBACTERIUM TUBERCULOSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермашева М.А., Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н.

Целью данной работы явилось изучение здоровья обучающихся с речевыми нарушениями, инфицированных микобактериями туберкулеза, для разработки своевременных профилактических и реабилитационных мероприятий на этапе обучения.В результате исследования установлено, что дети, инфицированные микобактериями туберкулеза, являются группой риска по нарушению состояния здоровья на всех этапах первой ступени обучения. Более высокий риск отмечается у детей, имевших сочетанные заболевания, в том числе и речевые нарушения.Этим детям нужен строгий контроль туберкулиновых проб (р. Манту и Диаскинтеста), при изменении результатов которых необходим обязательный осмотр фтизиатра с последующим решением вопросов о профилактическом лечении и дообследовании в специализированном учреждении. Только в тесном взаимодействии всех служб возможно успешное формирование личностной готовности к школьному обучению, социализации, адаптации, сохранение здоровья без прогрессирования основных и фоновых заболеваний детей с нарушениями речевого развития, инфицированных микобактериями туберкулеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ермашева М.А., Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF HEALTH OF CHILDREN WITH SPEECH DEFECTS OF INFECTED MYCOBACTERIUM TUBERCULOSIS

The aim of this work was to examine the state of health of students with speech disorders infected with Mycobacterium tuberculosis to develop timely preventive and rehabilitative measures at the stage of training. The study found that children infected with Mycobacterium tuberculosis, are at risk of a breach of the state's health at all stages of the first stage of education, the higher the risk observed in children who had comorbidities, including voice disorders. These children needed strict control tuberculin tests (p. Mantoux and Diaskintest), changing the results of which are mandatory inspection phthisiatrician followed by addressing the issue of preventive treatment and doobsledovanii in a specialized institution. Only in close cooperation of all services possible, the successful development of personal readiness of children with impaired speech development to schooling, socialization, adapting them to the society, the preservation without progressing of the main and background diseases.

Текст научной работы на тему «Динамика состояния здоровья детей с дефектами речевого развития, инфицированных микобактериями туберкулеза»

УДК 616.22 - 008.5 - 053.2:616-002.5

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, ИНФИЦИРОВАННЫХ МИКОБАКТЕРИЯМИ ТУБЕРКУЛЕЗА

Ермашева М.А., Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Резюме:Целью данной работы явилось изучение здоровья обучающихся с речевыми нарушениями, инфицированных микобактериями туберкулеза, для разработки своевременных профилактических и реабилитационных мероприятий на этапе обучения.В результате исследования установлено, что дети, инфицированные микобактериями туберкулеза, являются группой риска по нарушению состояния здоровья на всех этапах первой ступени обучения. Более высокий риск отмечается у детей, имевших сочетанные заболевания, в том числе и речевые нарушения.Этим детям нужен строгий контроль туберкулиновых проб (р. Манту и Диаскинтеста), при изменении результатов которых необходим обязательный осмотр фтизиатра с последующим решением вопросов о профилактическом лечении и дообследовании в специализированном учреждении. Только в тесном взаимодействии всех служб возможно успешное формирование личностной готовности к школьному обучению, социализации, адаптации, сохранение здоровья без прогрессирования основных и фоновых заболеваний детей с нарушениями речевого развития, инфицированных микобактериями туберкулеза. Ключевые слова: дети, дефекты речи, инфицированность микобактериями туберкулеза, здоровье

DYNAMICS OF HEALTH OF CHILDREN WITH SPEECH DEFECTS OF INFECTED

MYCOBACTERIUM TUBERCULOSIS

ErmashevaM.A.,Chizhova J.G., Shestakova V.N.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.

Summary: The aim of this work was to examine the state of health of students with speech disorders infected with Mycobacterium tuberculosis to develop timely preventive and rehabilitative measures at the stage of training. The study found that children infected with Mycobacterium tuberculosis, are at risk of a breach of the state's health at all stages of the first stage of education, the higher the risk observed in children who had comorbidities, including voice disorders. These children needed strict control tuberculin tests (p. Mantoux and Diaskintest), changing the results of which are mandatory inspection phthisiatrician followed by addressing the issue of preventive treatment and doobsledovanii in a specialized institution. Only in close cooperation of all services possible, the successful development ofpersonal readiness of children with impaired speech development to schooling, socialization, adapting them to the society, the preservation without progressing of the main and background diseases. Key words: children, speech defects, infection with Mycobacterium tuberculosis.

Введение

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения подрастающего поколения, очень заметным стало увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Для того чтобы устранить эту проблему и сформировать речевую базу для дальнейшего успешного обучения, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса. А именно - создание

творческого союза педагогов, психологов и медицинских работников, объединенных общими целями [2]. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов необходимо создать единое коррекционно-образовательное пространство и определить предметно-развивающую среду, которая будет способствовать сохранению и укреплению его здоровья. Как известно, дети с речевыми нарушениями часто имеют отклонения в состоянии здоровья не только соматического, но и психологического, физического, психического и социального, что затрудняет им освоение образовательных программ и требует их разработку с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Медико-психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться на всем этапе его развития. Известно, что заболеваемость туберкулезной инфекцией среди детского возраста колеблется от 17,9 до 13,2%, преимущественно превалируют латентные ее формы и высокий риск по инфицированию (дети из контактных семей, но не имеющих инфекционного процесса) [1, 3]. В доступной литературе нет данных о частоте встречаемости туберкулезной инфекции у детей с речевыми нарушениями, отсутствуют рекомендации о тактике ведения таких детей в амбулаторно-поликлинических условиях и общеобразовательных организациях, что и послужило поводом для дальнейшего исследования.

Целью настоящей работы явилось изучение здоровья детей, инфицированных микобактериями туберкулеза, с речевыми нарушениями на этапе обучения, для разработки своевременных профилактических и реабилитационных мероприятий. Методика

Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у), клинического осмотра в динамике. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев, при значениях p <0,05. Результаты исследования и их обсуждение

Нами велось динамическое наблюдение за детьми, которые обучались в классах общеобразовательной организации (n=60). Основную группу составляли дети с речевыми нарушениями, инфицированные микобактериями туберкулеза (n=30 человек). В группу сравнения вошли дети, которые не имели дефектов речевого развития, но были инфицированы микобактериями туберкулеза (n=30). Все дети до поступления в общеобразовательную организацию состояли около 1,5-2 лет на учете (по VIA группе) по поводу инфицированности микобактериями туберкулеза. Оказалось, что дети основной группы наблюдения при поступлении в первый класс чаще имели хронические соматические заболевания, среди которых лидировали поражения центральной нервной (100,0%), костно-мышечной (83,3%) и сердечно-сосудистой (40,0%) систем и ЛОР-органов (36,7%). В то время как в группе сравнения среди соматической патологии первое место занимали заболевания органов пищеварения (23,3%), сердечно-сосудистой (26,7%) и костно-мышечной (33,3%) систем. Частота встречаемости их оказалась достоверно ниже, чем в основной группе (p<0,05). При выпуске из начальной школы количество обучающихся основной группы наблюдения с поражениями центральной нервной системы оставалось без изменения, с поражениями костно-мышечной (86,7%) и сердечнососудистой (43,3%) систем - возрастало. В то время как в группе сравнения прироста не наблюдалось, структура оставалась прежней.

По поводу речевой патологии дети постоянно получали логопедическую коррекцию, и при выпуске из начальной школы 83,3% обучающихся детей достигли положительной динамики. В то время как по поводу соматической патологии дети нерегулярно получали профилактические и реабилитационные мероприятия (33,3% основной группы и 13,3% группы сравнения, p<0,05), не соблюдали режимные моменты (50,0% и 16,7% соответственно, p<0,05), что, вероятно, негативно сказывалось на их здоровье. Следовательно, дети, инфицированные микобактериями туберкулеза, являются группой риска по нарушению состояния здоровья на всех этапах первой ступени обучения, более

высокий риск отмечается у детей, имевших сочетанные соматические заболевания, в том числе и речевые нарушения.

Заключение. Как известно, достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса, включая и медицинских работников. С одной стороны, это оптимальная "логопедизация" учебных и внеучебных занятий, с другой - насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их "психологизация", медикаментозная коррекция сопутствующей патологии и фоновых состояний. Этим детям необходим строгий контроль туберкулиновых проб (р. Манту и Диаскинтеста), при изменении результатов которых требуется обязательный осмотр фтизиатра с последующим решением вопросов о профилактическом лечении и дообследовании в специализированном учреждении. Только в тесном взаимодействии всех служб возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речевого развития к школьному обучению, социализации, адаптации в обществе, сохранение здоровья без прогрессирования основных и фоновых заболеваний.

Литература

1. Аксенова В.А. Туберкулез у детей и подростков: учебное пособие. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 272 с.

2. Шестакова В.Н. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка. Смоленск, 2003. - 591 с.

3. Шилова М.В. Туберкулез в России в 2012-2013гг. -М.: ПРОМО-БЮРО, 2014. - 244 с.

Сведения об авторах:

Ермашева М.А. - ординатор 2 года кафедры поликлинической педиатрии

СГМУ.miss.ermaschewa@yandex.ru -Ермашева Марина Александровна

Шестакова В.Н. - профессор, д.м.н., профессор кафедры поликлинической педиатрии

СГМУ, заслуженный врач РФ.

Чижова Ж.Г. - к.б.н. СмолГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.