УДК 613.89:091-616-053.2
ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВНЕБРАЧНЫХ ДЕТЕЙ Московская К.Д., Чижова Ж.Г., Голанцев И.А., Загдай С.П., Шестакова В.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
hristy29@bk.ru - Московская Кристина Дмитриевна
Резюме: Целью данной работы явился анализ точек зрения на семейно-брачные отношения и здоровья подростков, родившихся вне брака для формулирования принципиального подхода к вопросам профилактике и укрепления состояния данной категории детей. В результате исследования было выявлено, что состояние здоровья детей, родившихся вне брака, на всем протяжении онтогенеза достоверно хуже. У них в два раза чаще возникает поражение 3-х и более систем, в 4 раза чаще формируется хроническая патология, что требует индивидуального подхода по тактике наблюдения, ранней коррекции и своевременных профилактических мероприятий. Они должны быть включены в группу высокого риска по нарушению состояния здоровья. Дети из брачных семей в 3 раза чаще имеют функциональные нарушения и реже имеют сочетанную хроническую патологию. Ключевые слова: семейно-брачные отношения, рождаемость, дети, здоровье.
HISTORICAL AND MODERN VIEW ON THE MATRIMONIAL RELATIONSHIP AND
HEALH'S CONDITION OF ADULTERATE CHILDREN
Moskovkaya K.D., Chizhova J.G. Golanzhev I.A., Zagday S.P., Shestakova V.N.
Smolensk State Medical Iniversity, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy street 28.
Resume: The purpose of this work is the analysis of different point of view on metrimonial relatiomship and health of agulterate teenagers for creating a fundumental approach to the questions of profilaxis and strenghening condition of these children. As the result of this research it was found out that the health's condition of adulterate children is worse during ontogenesis. The had twice more often lesion of three and more systems, four time more often they had chronical pathology that is requried individual approach accorging to tactic of observation, beforehand correction and timely prophilactic actions. They muast be included in group of high risk according to lesion of health. Children from marital family have three time mre often functional defections and more seldom they have chronical pothology. The main words: metrimonial relationship, birthrate, children, health.
Введение
В науке сложилась традиция изучения семьи как социального института, и как малой группы. Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие. Ее можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребёнка, его экономическое состояние и воспитание. В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, дети приобщаются к труду. В последние годы особый интерес привлекают семьи, где дети рождены вне брака. Такое явление стало распространенным. Как известно дети - это тонкий социальный индикатор, четко реагирующий на различные экономические, политические, социальные и экологические проблемы. Поэтому важно акцентировать внимание на проблемах здоровья и образе жизни ребенка, особенно, если он воспитывается в проблемной семье.
Целью настоящей работы явился анализ точек зрения на семейно-брачные отношения и здоровья подростков, родившихся вне брака для формулирования принципиального подхода к вопросам профилактике и укрепления состояния данной категории детей. Методика
В исследовании участвовали 200 семей, дети которых имели возраст 17 лет. Эти семьи были разделены на 2 группы по 100 человек (семья безбрачная - основная группа и группа сравнения - брачная семья). Сбор материала проводился путем выкопировки сведений из истории развития ребенка ф. № 112/у, паспорта новорожденного, медицинской карты ребенка ф. №026/у; анализа данных после анкетирования родителей и клинического осмотра детей в динамике, с последующей оценкой состояния здоровья. Клиническая оценка состояния здоровья осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в НИИ гигиены детей и подростков [1, 2]. Распределение детей по группам здоровья осуществлялось согласно приказам МЗ РФ № 621 от 30.12.2003г. и № 1346н от 21.12.2012 г. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев. При определении значимых и достоверных факторов для каждого кластера вычислялись прогностические коэффициенты признаков, определялась информативность факторов при значениях р <0,05. Результаты исследования и обсуждения
Семья возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах
"Идеального государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи. Аристотель, критикуя проекты "идеального государства", развивает идею Платина о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют "селения", а соединение "селений" - государство. Подобная точка зрения господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: "Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья...". Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель, Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель - в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия "брак" и "семья", различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Формы образования супружеских пар и характер процесса брачности исторически обусловлены, подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные российские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. В большинстве случаев общество регламентирует отношениями между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные рамки института брака. Формой такой регламентации является регистрация брака, в прошлом церковная, теперь - юридическая. Но, что же такое семья? Во-первых, семья - это социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Штамп в паспорте, совместная личная собственность, право на наследование, раздел имущества при разводе, и все такое прочее. Во-вторых, семья - это социально-культурный институт. Семья создана для очень важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих. В-третьих, семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском
союзе и родственных связях. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Внутрисемейные отношения могут быть, как персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях). Семья имеет права и обязанности, которые прописаны в Семейном кодексе РФ в 63 статье. В чем особенность существующего брака в нашей стране, это единобрачие, каждый гражданин может состоять в одном браке. Существующая свобода развода находится под контролем государства. Обязанность воспитания детей. Материальная и моральная поддержка членов семьи. Охрана государством материнства и детства. При внебрачной связи партнеры не признаются окружающими за супругов и сами они, как правило, не считают друг друга мужем и женой. По данным Е.Я. Титовой, Л.Я. Оберг (1990), В.Ф. Капитонова (2000), В.Е. Радзинского, И.Н. Костина, Н.Д. Плаксиной, Т.В. Смирновой (2004); В.Н. Шестаковой, М.А. Пуниной (2007), Чижовой Ж.Г. (2012) социально-гигиеническая и клиническая характеристика женщин состоящих в гражданском браке, имеет существенные отличия. У них высокий риск экстрагенитальной и гинекологической заболеваемости, низкая медицинская активность, неблагоприятное течение беременности и родов, что повышает риск нарушения здоровья, как матери, так и ребенка.
При анализе состояния здоровья новорожденных, дети основной группы имели наиболее высокий процент патологии, чем дети из группы сравнения. У детей основной группы в годовалом возрасте преобладала патологии центральной нервной системы (до 80,0%), в 3-летнем возрасте - патологии ЦНС (41,0%) и ЛОР - органов (39,0%), в 7 лет -нарушения центральной нервной системы (59,0%), костно-мышечной (41,0%) и сердечнососудистой (46,0%) систем. В период обучения в образовательной организации у данного контингента детей частота встречаемости нарушений оставалась достоверно выше, чем у детей из брачных семей (р<0,05). У них в 2,8 раза чаще превалировали соматовегетативные нарушения, в 3,5 раза чаще встречалась низкая школьная мотивация, завышенная или заниженная самооценка, в 4 раза нарушения гармоничности физического развития. У 58% респондентов данной группы отмечался беспокойный сон, у 91% - стойко выражено утомление, у 86% - тревожность и раздражительность, у 63,5% - чувство страха, что совпадает с литературными данными [1-3]. Большинство детей из безбрачных семей до поступления в образовательную организацию, при сравнении с детьми из брачных семей, проживали в худших жилищно-бытовых условиях (31,0% и 15,0% соответственно, р<0,05). Они воспитывались в семьях с недостаточным уровнем благосостояния (52,0% и 19,0%, р<0,05), низким санитарно-культурным уровнем семьи (32% и 20,0%). В 49,0% случаев этих
семьях отмечался неблагоприятный психологический микроклимат, в 35,0% -недружелюбное отношение к ребенку, что достоверно выше, чем в брачных семьях (27,0% и 19,0% соответственно, р<0,05). У них часто возникали конфликты и стрессовые ситуации (43,0%), чего практически не наблюдалось в семьях группы сравнения (5,7%, р<0,05). Все члены семьи достоверно реже соблюдали правила личной гигиены (40,0% и 28,0%), режим дня (67,0% и 28,0%, р<0,05) и питания. В большинстве семей практиковалось нерегулярное питание (62,0% и 40,0%, р<0,05), отмечалось недостаточное потребление овощей (22% и12%) и фруктов (74,0% и 31,0%, р<0,05). Их матери чаще не имели постоянного места работы (48% и 18,0%, р<0,05). Серьезной социальной проблемой являлась высокая распространенность вредных привычек, как во время беременности, так и в дальнейшем, особенно среди матерей основной группы наблюдения (43,0% и 25,0%). Необходимо отметить, что это обусловлено низким социально-культурным уровнем семьи. А в таких условиях дети не получали необходимого воспитания (44,0% и 16,0%, р<0,05) и навыков (59,0% и 22,0%, р<0,05) по заботе о здоровье, причем родители не являлись личным примером (63,0% и 21%, р<0,05), что требовало индивидуального контроля со стороны социальных, медицинских, психологических и педагогических служб. Своевременным проведением профилактических мероприятий, обучением вопросам воспитания, здорового образа жизни родителей.
Выводы
5. Какие бы не существовали взгляды на брачность, ребенку всегда лучше расти и развиваться в полной семье.
6. Состояние здоровья детей на всех этапах онтогенеза из безбрачных семей достоверно хуже. У них в два раза чаще возникают поражения 3-х и более систем, в 4 раза чаще формируется хроническая патология, чем у детей из брачных семей.
7. У детей вне брака на первом году жизни превалируют фоновые нарушения (анемия, дерматит, дистрофия и рахит), в дошкольные годы происходит - сочетанная патология (со стороны сердечно-сосудистой, иммунной, костно-мышечной систем и желудочно-кишечного тракта), в школьном возрасте - хронические заболевания.
Литература
1. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова М.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения. Российский педиатрический журнал. 2011; 4: 42-42.
2. Рапопорт И.К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических медицинских осмотров. Гигиена и санитария. 2005; 6: 48-50.
3. Федоров Г.Н. Актуальные проблемы педиатрии. - Смоленск: Универсум, 2011, 540 с.
4. Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н., Пунина М.А. Особенности семьи и брака на современном этапе развития общества. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2010; 4: 57-66.
5. Шестакова В.Н., Кузьмич С.А., Глазырина О.В., Марченкова Ю.В., Пунина М.А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 2: 21 - 2