УДК 616-053.71-003.96
АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ МУЖСКОГО ПОЛА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В БЕЗБРАЧНЫХ СЕМЬЯХ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ Голанцев И.А.
Научный руководитель — д.м.н., профессор Шестакова В.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
[email protected] — Голанцев Игорь Александрович
Резюме. В результате исследования установлено, что мальчики подросткового возраста чаще имеют хронические заболевания, сопровождающиеся снижением адаптационных возможностей и более выраженными отклонениями в психоэмоциональном статусе. В таких случаях причинами социально-психологической дезадаптации являются дисгармоничные семейные отношения, нарушение процессов воспитания, недружелюбное отношение к ребенку родителей, учителей и сверстников, низкая санитарно-гигиеническая культура семьи.
Ключевые слова: мальчики подросткового возраста, здоровье, социально-психологическая адаптация, дезадаптация, психоэмоциональный статус, безбрачные семьи.
ADAPTATION OF ADOLESCENT MALE EDUCING IN EXTRAMARITAL FAMILIES AS A PART OF THE PROCESS OF SOCIALIZATION Golantsev I.A.
Scientific advisors — professor Shestakova V.N., Doctor of Medicine
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28. Summary. The study found that adolescent boys are more likely to have chronic diseases, accompanied by a decrease in adaptive capacity and more pronounced abnormalities in the psychoemotional status. In such cases, the causes of social and psychological disadaptation are disharmonious family relationships, disruption of upbringing processes, unfriendly attitude towards the child of parents, teachers and peers, and low sanitary and hygienic culture of the family. Key words: adolescent boys, health, social and psychological adaptation, disadaptation, psycho-emotional status, extramarital families.
Введение. Актуальность
рассматриваемой проблемы обусловлена стоящей перед образовательной организацией, педагогами и психологами задачей развития личности ребенка как объекта социализации. Образовательная организация как главный институт социализации наряду с семьей оказывает мощное психическое воздействие на сознание и здоровье детей на всех этапах их развития. В зависимости от качества этого воздействия можно говорить о положительном влиянии образовательной организации, так и считать ее источником психической травматизации личности и фактором риска по нарушению здоровья. В связи с этим проблема социализации в современном образовательном
пространстве приобретает особую значимость. Вопросам социализации
посвящено достаточно большое количество работ [1, 2, 3, 4]. В них акцентируются вопросы, связанные с механизмами и институтами
социализации, развитием личности в процессе социализации, а также особенностями ее на современном этапе развития общества. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация может рассматриваться как составная часть социализации и как ее механизм. Процесс социально-психологической
адаптации распадается на несколько стадий: ознакомление, ролевая
ориентация, самоутверждение. Таким образом, социально-психологическая
адаптация - это конкретный процесс социализации. Школьную адаптацию следует рассматривать в рамках широкого понятия социальной адаптации. Плата за адаптацию, выходящую за пределы резервных возможностей и требующую от организма все новых усилий, ведет к поломке адаптационного механизма и появлению в организме стойких патологических изменений [1-3]. Как известно подростки мужского пола чаще подвергаются стрессорным реакциям, чаще формируют хронические
заболевания, медленнее адаптируются к новым условиям [2]. Поэтому изучение данного вопроса является своевременным и актуальным, способствуя сохранению и укреплению здоровья лиц мужского пола, помогает адекватно провести оценку адаптации в общеобразовательных организациях.
Целью данной работы явилось изучение социально-психологической адаптации мальчиков как составной части социализации для отработки адекватных мер профилактики заболеваний в период обучения в общеобразовательной организации.
Методика. Первоначально в исследовании принимало участие 540 детей. Были отобраны лица мужского пола старшего школьного возраста (п=267, 49,4%), которые не имели вредных привычек. Из них первую группу здоровья имели 7,1% обучающихся, вторую - 72,3% человека, третью - 19,5% детей, четвертую
- 1,1%, что согласуется с литературными данными [3]. Основную группу наблюдения составили подростки, которые родились в безбрачных семьях (п=125, 46,8%). Среди них первую группу здоровья имели 5,6% респондентов, вторую - 66,4%, третью - 25,6% и четвертую - 2,4%. В группу сравнения вошли обучающиеся дети, рожденные в брачных семьях (п=142, 53,2%). По первой группе здоровья наблюдалось 8,5% мальчиков, по второй - 77,5%, по третьей
- 14,1%, подтверждая мнение о том, что состояние здоровья детей из безбрачных семей хуже, чем из брачных семей.
В работе использовались сплошной документальный, лонгитудинальный,
ретроспективный и проспективный методы. Сбор материала проводили путем фиксированной выборки первичной информации ф. 026/у, ф. 112/у, клинического осмотра в динамике с последующей комплексной оценкой состояния. Распределение детей по группам здоровья осуществлялось согласно приказам МЗ РФ № 621 от 30.12.2003г. и № 1346н от 21.12.2012 г. Статистическая обработка результатов проводилась по программе Статистика 6 с корреляционным анализом и вычислением коэффициента Стьюдента. Гипотеза в отношении сравниваемых долей проверялась при помощи точного критерия Фишера, автоматизированного в пакете N088.
Результаты исследования и обсуждение. Анализ зависимости показателей социально-психологической адаптации от состояния здоровья и статуса семьи показал, что более половины подростков из основной группы наблюдения имели низкие показатели адаптации, чем в группе сравнения (р<0,05). Подростки из группы сравнения достоверно чаще имели хорошие показатели адаптации (36,6%), чем низкие (10,6%, р>0,05), в то время как респонденты из основной группы на 44,8% чаще имели низкие показатели, чем хорошие (5,6%, р<0,05). В группе сравнения количество детей со средними показателями социально-психологической адаптации оказалось на 10,4% больше чем в основной группе (42,4%, р<0,05). Обращало на себя внимание, что подростки с первой группой здоровья из обеих групп наблюдения имели хорошие показатели адаптации. Установлено, что у 24,0% подростков основной группы наблюдения, состоявших по второй группе здоровья, показатели адаптации оказались низкими, в то время как в группе сравнения у 28,2% подростков с аналогичной группой здоровья они были высокими (р<0,05), что свидетельствовало о худшей адаптации детей, воспитывающихся в безбрачных семьях. У
всех подростков основной группы наблюдения, имевших третью и четвертую группу здоровья, показатели адаптации оставались низкими, у 3,5% респондентов из группы сравнения, имевших третью группу здоровья, показатели адаптации оказались удовлетворительными, у 10,6% низкими. Необходимо отметить, что за период обучения в общеобразовательной организации социально-психологическая адаптация сопровождалась умеренным психоэмоциональным напряжением. Она проявлялась снижением адаптационных возможностей при стрессовой ситуации, что важно учитывать при составлении программ по реабилитации и профилактике. При выпуске из полной средней школы 23,2% подростков основной группы наблюдения ухудшили состояние здоровья, тем самым увеличили третью группу здоровья с 25,6 до 41,6% ф<0,05), четвертую с 2,4 до 8,0%, что достоверно больше, чем в группе сравнения (р<0,05). В группе сравнения только у 8,5% подростков возникли отклонения в состоянии здоровья, что достоверно меньше, чем в основной группе наблюдения. В этой группе наблюдения сформировали хронические заболевания 7,0% респондентов, функциональные нарушения 1,4%, в основной группе 23,3% ф<0,05) и 1,6% соответственно. Количество респондентов с четвертой группой здоровья возросло с 2,4 до 8,0 %, чего не встречалось в группе сравнения. У 2/3 подростков дезадаптация проявлялась снижением
работоспособности: сонливостью (37,1 и 20,0%), снижением остроты зрения (24,2% и 10,0%), головной болью (64,5 и 40,0%, р<0,05), эмоциональной
раздражительностью (80,6 и 50,0%, р<0,05), затруднением процессов сосредоточения (83,9 и 40,0%, p<0,05), низкими показателями неспецифических факторов защиты (61,3 и 30,0%, p<0,05). У 1/3 подростков появлялись нарушения самооценки (51,7 и 20,0%, p<0,05), межличностных отношений (66,1 и 30,0%, p<0,05), эмоциональный дискомфорт (79,0 и 40,0%, p<0,05), не успешность в учебной деятельности (54,8 и 10,0%, p<0,05). То
есть у такой категории детей страдала не только социально-психологическая
адаптация, но и личностная, академическая, которая требовала немедленной коррекции, при отсутствии которой возникали нарушения поведения. Благополучное течение адаптации встречалось у 5,6% подростков основной группы наблюдения и у 36,6% респондентов группы сравнения, характеризовалось хорошей
успеваемостью (71,4 и 100,0%, p<0,05), малой выраженностью невротических реакций (28,6 и 9,6%, p<0,05), временными изменениями эмоционального статуса (42,9 и 19,2%, p<0,05).
Причины возникновения
социально-психологической дезадаптации у подростков основной группы наблюдения являлись: дисгармоничные семейные отношения (44,8%), нарушения семейного воспитания (36,0%), проекция проблем матери на ребенка (34,4%), низкие темпы морфофункционального созревания (20,0%). Также негативные установки учителя (50,0%), жесткие дисциплинарные требования (42,4%), система оценок (88,0%), избыток отрицательного внимания со стороны учителя (26,4%) и проекция многих проблем учителя на подростка (24,3 %), наличие хронической патологии (64,0%).
Прослеживаемая четкая
зависимость адаптации от состояния здоровья, статуса семьи должна учитываться при составлении программ и проведении профилактических и коррекционных мероприятий, при отсутствии которых могут возникнуть более грубые нарушения, которые потребуют более сложных мероприятий с использованием медикаментозной
терапии.
Выводы
1. Подростки мужского пола из внебрачных семей чаще имели хронические заболевания.
2. У всех подростков с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации снижены адаптационные возможности и более выражены отклонения в психоэмоциональном статусе.
3. Для подростков мужского пола из безбрачных семей характерно формирование нарушения всех видов адаптации, требующей немедленной коррекции.
4. Более благополучное течение адаптации свойственно подросткам из брачных семей, наблюдавшихся по первой и второй группам здоровья.
5. У подростков с хронической патологией причинами социально-психологической дезадаптации являются дисгармоничные семейные отношения, нарушения процессов воспитания, негативные установки учителей с жесткой системой оценок.
Литература
1. Авцын А.П. Адаптация и дезадаптация с позиций патологии. // Клиническая медицина. - 1974. - Т.54, № 2. - С. 20-29.
2. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. -М.: ГЭОТАР Медиа, 2007. - 352 с.
3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медицина, 1960. - 254 с.
4. Сердюковская Г.Н., Кантонистова Н.С., Крылов Д.Н. и др. Социальная адаптация детей как медико-психологическая проблема. // Семья в России. - 1995. - № 2. - С. 109-118.
5. Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н., Пунина М.А. Особенности семьи и брака на современном этапе развития общества. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2010. - № 4. - С. 57-66.
6. Шестакова В.Н. Концептуальный взгляд на здоровье ребенка. - Смоленск, 2003. - 592 с.