Научная статья на тему 'Адаптационные возможности обучающихся, прооперированных по поводу дефекта межпредсердной перегородки в дошкольном возрасте'

Адаптационные возможности обучающихся, прооперированных по поводу дефекта межпредсердной перегородки в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ОПЕРИРОВАННЫЕ ПО ПОВОДУ ВРОЖДЕННОГО ПОРОКА СЕРДЦА / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЗДОРОВЬЕ / CHILDREN OPERATED BECAUSE OF CONGENITAL CARDIAC DEFECT / ADAPTIVE CAPACITY / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рябкина Н.Н., Шестакова В.Н.

Целью работы явилось изучение вопросов адаптации обучающихся, прооперированных в связи с врожденным пороком сердца и разработать тактические подходы по наблюдению за данной категорией пациентов. В результате исследования было выявлено, что дети, оперированные в связи с врожденным пороком сердца в дошкольном возрасте, имеют сохранный интеллект, но темпы его развития и уровень отличаются от сверстников, у которых не диагностированы врожденные дефекты развития. У них низкие адаптационные возможности, они более быстрыми темпами теряют интерес к учебе и перестают интересоваться процессом получения знаний, реже планируют свою жизнь и не реализуют свои способности, большинство из них формируют школьную и социальную дезадаптацию. Поэтому эти дети нуждаются в постоянном индивидуальном сопровождении медицинских работников, психологов, педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рябкина Н.Н., Шестакова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADAPTIVE CAPABILITIES OF STUDENTS, OPERATED ON ATRIAL SEPTAL DEFECT AT PRESCHOOL AGE

The aim of this work was to study the adaptation of students, operated because of congenital cardiac defect and to develop tactical approaches for monitoring of this category of patients. The study revealed that the children operated because of congenital cardiac defect at preschool age have intact intelligence, but the pace of development and the level differ from their coevals who have undiagnosed congenital development. They have low adaptive capacity, they lose interest for studying more rapidly and they are not interested in the process of acquiring knowledge, they rarely plan their lives and do not realize their abilities, most of them formed a school and social disadaptation. Therefore, these children need constant individual support of medical workers, psychologists, and teachers.

Текст научной работы на тему «Адаптационные возможности обучающихся, прооперированных по поводу дефекта межпредсердной перегородки в дошкольном возрасте»

УДК 616.125.6+616-089.844-613.954

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРООПЕРИРОВАННЫХ ПО ПОВОДУ ДЕФЕКТА МЕЖПРЕДСЕРДНОЙ ПЕРЕГОРОДКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Рябкина Н.Н., Шестакова В.Н.

Смоленский Государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской 28.

miss.ermaschewa@yandex.ru - Шестакова Вера Николаевна

Резюме: Целью работы явилось изучение вопросов адаптации обучающихся, прооперированных в связи с врожденным пороком сердца и разработать тактические подходы по наблюдению за данной категорией пациентов. В результате исследования было выявлено, что дети, оперированные в связи с врожденным пороком сердца в дошкольном возрасте, имеют сохранный интеллект, но темпы его развития и уровень отличаются от сверстников, у которых не диагностированы врожденные дефекты развития. У них низкие адаптационные возможности, они более быстрыми темпами теряют интерес к учебе и перестают интересоваться процессом получения знаний, реже планируют свою жизнь и не реализуют свои способности, большинство из них формируют школьную и социальную дезадаптацию. Поэтому эти дети нуждаются в постоянном индивидуальном сопровождении медицинских работников, психологов, педагогов.

Ключевые слова: дети, оперированные по поводу врожденного порока сердца, адаптационные возможности, здоровье.

THE ADAPTIVE CAPABILITIES OF STUDENTS, OPERATED ON ATRIAL SEPTAL DEFECT AT PRESCHOOL AGE Ryabkina N.N., Shestakova V.N.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.

Summary: The aim of this work was to study the adaptation of students, operated because of congenital cardiac defect and to develop tactical approaches for monitoring of this category of patients. The study revealed that the children operated because of congenital cardiac defect at preschool age have intact intelligence, but the pace of development and the level differ from their coevals who have undiagnosed congenital development. They have low adaptive capacity, they lose interest for studying more rapidly and they are not interested in the process of acquiring knowledge, they rarely plan their lives and do not realize their abilities, most of them formed a

school and social disadaptation. Therefore, these children need constant individual support of medical workers, psychologists, and teachers.

Key words: children operated because of congenital cardiac defect, adaptive capacity, health. Введение

Врожденные пороки сердца представляют собой наиболее обширную по численности и значимости патологию в связи с высокими цифрами выявляемости и смертности среди детской популяции. По данным Л.А. Бокерия (2010) на 1000 новорожденных рождается 5 детей с ВПС, которые требуют высококвалифицированного наблюдения педиатров и кардиологов, своевременной кардиохирургической коррекции, профессиональной реабилитации и профилактических мероприятий. В современной литературе имеется достаточное количество работ, которые посвящены этиопатогенетическим, диагностическим аспектам, кардиохирургической коррекции пороков строения сердца и магистральных сосудов. Совершенно не раскрыта динамика состояния здоровья детей в период обучения образовательной организации, имевших в анамнезе оперативное вмешательство по поводу данной патологии, не отработаны аспекты профилактических мероприятий. Как известно эти дети в результате объективных и субъективных причин отличаются от практически здоровых сверстников [2,4,5]. Полученные результаты позволят разработать индивидуальные профилактические мероприятия, направленные на облегчение адаптации таких детей, что благоприятно скажется на их состоянии здоровья.

Целью работы явилось изучение вопросов адаптации обучающихся, прооперированных в связи с врожденным пороком сердца и разработать тактические подходы по наблюдению за данной категорией пациентов Методика

Объектом исследования стали подростки 10-11 классов, перенесшие оперативное вмешательство в связи с врожденным пороком сердца (ДМПП) в дошкольном возрасте. У них уточнялось состояние здоровья при поступлении в образовательную организацию и на всех этапах обучения. Для получения объективной информации применялись сплошной документальный, проспективный, ретроспективный, лонгитудинальный методы. Сбор материала проводили путем фиксированной выборки первичной информации из форм № 026/у и № 112/у. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев. При определении значимых и достоверных факторов для каждого кластера вычислялись прогностические коэффициенты признаков, определялась информативность факторов при значениях p <0,05. При комплексной оценке состояния здоровья была выделена группа детей

(n=15), перенесших оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца (ДМПП) в дошкольном возрасте. Все они проживали в одинаковых экологических условиях, не имели кроме врожденного порока сердца других хронических заболеваний. Эти дети обучались в типовых образовательных организациях с идентичными условиями образовательной среды, с равной фактической наполняемостью классов и равноценными режимами учебы. Группа сравнения представлена 15 обучающимися, которые не имели оперативного вмешательства в связи с ВПС, идентичная основной группе по возрасту, полу и однотипности фоновых состояний. Результаты исследований и их обсуждение

Проведенное нами комплексное обследование детей показало, что все дети до оперативного вмешательства по поводу врожденного порока сердца состояли на диспансерном учете по IV группе здоровья (100%), не имея других хронических заболеваний. После оперативного вмешательства все дети были взяты на учет по III группе здоровья, так у них не выявлялось признаков нарушения гемодинамики. Среди функциональных нарушений у всех исследуемых респондентов отмечались нарушение осанки, спазм аккомодации и дисфункциональные нарушения желчевыводящих путей с редкими клиническими проявлениями. При поступлении в образовательную организацию дети из обеих группы наблюдения имели высокий интерес к обучению, в группе оперированных детей этот показатель оказался на 13,3% выше (93,3%), чем в группе сравнения. Выше среднего уровень умственного развития достоверно чаще выявлялся в группе сравнения (26,7% и 6,7%, p<0,05), а ниже среднего уровня в основной группе наблюдения (26,7% и 13,3%), 73,3% этих детей имели хорошую память, что на 20,0% реже, чем в группе сравнения. Однако у оперированных детей достоверно чаще встречалось нестабильное внимание (26,7% в основной группе и 13,3% в группе сравнения, p<0,05) и психоэмоциональные нарушения (66,7% и 33,3% соответственно, p<0,05). Дети основной группы достоверно чаще испытывали страх самовыражения (20,0% и 6,6% соответственно, p<0,05) и страх достижения успехов (46,7% и 26,7%). В основной группе высокая личностная адаптация выявлялась на 20,0% реже, чем в группе сравнения (46,7%, p<0,05). Низкий уровень личностной адаптации встречался у 13,3% респондентов основной группы, что на 6,6% чаще, чем в группе сравнения. Отмечено, что в основной группе наблюдения прогрессировала костно-мышечная патология (с 10,0% до 33,3%) и органа зрения (с 6,7% до 20,0%), участились клинические проявления дискинезии желчевыводящих путей (с 6,7% до 26,7%), чего не наблюдалось среди детей группы сравнения. К окончанию обучения увеличилось количество детей со сколиозом 1 степени на 13,3%, на 6,7% выросла миопия легкой степени. В группе сравнения количество детей с нарушением осанки уменьшилось на

6,7%, частота дискинетических нарушений осталась на прежнем уровне, у 13,3% - снизились показатели миопии до средней степени тяжести, что требовало немедленной коррекции и профилактических мероприятий. К 9 классу только 40,0% детей основной группы сохраняли высокий интерес к получению знаний, что на 33,3% реже, чем среди сверстников из группы сравнения (р<0,05). Более половины оперированных детей имели низкий уровень логики (53,3%), что достоверно чаще, чем в группе сравнения (26,7%, р<0,05). У большинства подростков в обеих группах (53,3%) отмечается средний уровень развития обобщения. Высокий и средний уровень развития арифметических способностей чаще имеют дети группы сравнения (40,0% и 6,7% и 53,3% и 28,3% соответственно, р<0,05). Для оперированных респондентов характерен чаще низкий уровень данных навыков (55,3%, р<0,05), у 73,3% подростков отсутствовал высокий профессиональный интерес к каким-либо дисциплинам, что на 40,0% чаще, чем в группе сравнения (р<0,05). Интерес к общественной деятельности выше среднего уровня у подростков основной группы выявлялся в 6,7% случаев, к военным специальностям - в 13,3%, к журналистике - в 6,7% к медицине - в 13,3% и к сценическому искусству в 6,7% случаев. Никто из школьников не проявил интереса к математике, физике, иностранным языкам. В группе сравнения интересы выше среднего распределились следующим образом: 13,3% школьников интересовала физика, 13,3% -техника, 26,7% - иностранные языки, 13,3% - математика, 6,7% - военные специальности, но отсутствовал интерес к общественной деятельности и к журналистике. Средний профессиональный интерес в основной группе проявлялся к биологии - в 13,3% случаев, к химии - в 6,7%, к истории - в 6,7% случаев, в то время как в группе сравнения интерес к этим дисциплинам оказался значительно ниже. Следовательно, отсутствие высоких профессиональных интересов у большинства оперированных школьников свидетельствуют о проявлениях социальной дезадаптации. Подростки основной группы чаще формируют склонности к изучению гуманитарных дисциплин, реже к точным наукам. Обучающиеся подростки, которые не подвергаются оперативному вмешательству, имеют более разнообразные интересы к выбору профессиональной деятельности, но они отдают чаще предпочтение точным наукам и иностранным языкам.

Изучение динамики адаптационных процессов, показало, что к окончанию 11 класса в основной группе число подростков с высокой личностной адаптацией возросло на 6,7%, в группе сравнения на 20,0%. Низкий уровень академической адаптации оказался характерен для 20,0% подростков основной группы наблюдения (р<0,05), а высокий для 33,3% подростков группы сравнения (р<0,05). К окончанию образования нормальная психологическая адаптация сохранялась только у 46,7% респондентов основной группы, что достоверно реже, чем в группе сравнения (86,7%, р<0,05). Подростки, оперированные в связи

с врожденным пороком сердца, имеют сохранный интеллект, но темпы его развития и уровень отличаются от сверстников, у которых не диагностированы врожденные пороки развития. У них низкие адаптационные возможности, они более быстрыми темпами теряют интерес к учебе и перестают интересоваться процессом получения знаний, реже планируют свою жизнь и не реализуют свои способности, большинство из них формируют школьную деадаптацию. Выводы

1. Оперативное вмешательство у детей по поводу врожденного порока сердца, независимо от типа порока, является стрессорным моментом, негативно влияющим на все виды адаптации.

2. На всех этапах обучения дети, подвергавшиеся оперативному вмешательству по поводу врожденного порока сердца, формируют группу высокого риска по нарушению психоэмоционального статуса и адаптационно-резервных возможностей.

3. Все дети, перенесшие оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца, должны проходить медико-психолого-педагогическое консультирование для своевременной коррекции нарушений адаптации.

4. Совокупность нарушений психоэмоционального статуса и адаптационных процессов у школьников, имевших в анамнезе, оперативное вмешательство по поводу врожденного порока сердца, приводит к отклонению в формировании профессиональных интересов и, в конечном итоге, к десоциализации личности

5. При подготовке к поступлению в образовательную организацию и выборе обучающих программ, а также в критические возрастные периоды по нарушению медико-социальной адаптации необходимо проводить комиссионную оценку состояния здоровья, психоэмоционального статуса и течения адаптационных процессов у детей, оперированных в связи с врожденным пороком сердца.

6. Необходима постоянная информированность родителей со стороны медико-психолого-педагогических служб о состоянии здоровья, особенностях психоэмоционального статуса оперированного ребенка и участие родителей в решении вопроса о профессиональном выборе подростков в контакте с педагогом, психологом и медицинским работником.

Литература

1. Аболенская А.В. Адаптационные возможности организма и состояние здоровья детей. М.: Медицина, 1996, 131 с.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей, новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2006, 412 с.

3. Бокерия Л.А. Болезни и врожденные аномалии системы кровообращения. М.: НЦССХ им.

А.Н.Бакулева, 2007, 325 с.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Научно-методические основы изучения адаптации детей и

подростков к условиям жизнедеятельности. М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2008, 23 с.

5. Соловьев В.Н. Педагогическая адаптация и здоровьесберегающие технологии управления учебным процессом. Фундаментальные исследования. 2008; 5: 117-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.