УДК 614+342
АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ Куликова М.С., Шестакова В.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
[email protected] - Куликова Марина Сергеевна
Резюме: Целью данной работы явилось изучение адаптации подростков допризывного возраста как составная часть социализации для отработки адекватных мер профилактики. В результате исследования установлено, что подростки средних профессиональных образовательных организаций чаще имеют хронические заболевания, сопровождаясь снижением адаптационных возможностей на всем протяжении обучения и более выраженными отклонениями в психоэмоциональном статусе. В таких случаях, причинами академической дезадаптации являются дисгармоничные семейные отношения, нарушение процессов воспитания, негативные установки учителей с жесткой системой оценок.
Ключевые слова: подростки допризывного возраста, здоровье, дезадаптация.
ADAPTATION OF STUDYING TEENAGERS BEFORE CALL-UP AGE AS A COMPONENT PART OF PROCESS OF SOCIALIZATION
Kulikova M.S., Shestakova V.N.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy Street 28.
Resume: The purpose of this work is studying of adaptation of teenagers of before call-up age as a component part of socialization for working off adequate measures of prophylaxy. As the result of research it was found out that the teenagers of secondary vocational educational organizations more often have chronical diseases accompanied with the decrease of addaptational opportunities during all time of studying ang have more expressed lesions in psycho-emotional status. In these cases, the causes of academical disadaptation are disharmonious family relationship, lesions of process of bringing up, negative setting of teachers with cruel system of assessment. The main words: teenagers before call-up age, health, disadaptation.
Введение
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена стоящей перед образовательной организацией, педагогами и психологами задачей развития личности ребенка как объекта социализации. Образовательная организация как главный институт социализации наряду с семьей оказывает мощное психическое воздействие на сознание детей на всех этапах их развития. В зависимости от качества этого воздействия можно говорить о положительном влиянии образовательной организации, так и считать ее источником психической травматизации личности. В связи с этим проблема социализации в современном образовательном пространстве приобретает особую значимость. Вопросам социализации посвящено достаточно большое количество работ [1, 2, 3, 4]. В них акцентируются вопросы, связанные с механизмами и институтами социализации, развитием личности в процессе социализации, а также особенностями ее на современном этапе развития общества. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация может рассматриваться как составная часть социализации, и как ее механизм. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: ознакомление, ролевая ориентация, самоутверждение. Таким образом, социально-психологическая адаптация - это конкретный процесс социализации. Школьную адаптацию следует рассматривать в рамках широкого понятия социальной адаптации. Плата за адаптацию, выходящую за пределы резервных возможностей и требующая от организма все новых усилий, ведет к поломке адаптационного механизма и появлению в организме стойких патологических изменений [1-3]. Поэтому изучения данного вопроса является своевременным, способствуя сохранению и укреплению здоровья подростков допризывного возраста, помогает адекватно провести оценку адаптации воспитанников образовательных организаций с профессиональной направленностью.
Целью данной работы явилось изучение адаптации подростков допризывного возраста средних профессиональных образовательных организаций как составная часть социализации для отработки адекватных мер профилактики.
Методы исследования. В исследование включены 150 студентов первого курса средних профессиональных образовательных организаций, которые не имеющих вредных привычек. Первую группу наблюдения составили подростки, которые имели 1 группу здоровья (п=10 человек, 6,7%). Во 2 группу вошли студенты, наблюдавшиеся по II группе здоровья (п=55 человек, 36,7%) за счет функциональных нарушений и их сочетания. В 3 группе наблюдались респонденты, имевшие хронические заболевания в стадии компенсации (III группа здоровья, 41,3%)их количество составило 62 человека. В 4 группе наблюдались
допризывники с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, которые состояли на учете по IV группе здоровья, их количество не превышало (n=23, 15,3%). В работе использовались сплошной документальный, лонгитудинальный, ретроспективный и проспективный методы. Сбор материала проводили путем фиксированной выборки первичной информации ф. 026/у, ф. 112/у, клинического осмотра в динамике с последующей комплексной оценкой состояния. Распределение детей по группам здоровья осуществлялось согласно приказам МЗ РФ № 621 от 30.12.2003г. и № 1346н от 21.12.2012г. Статистическая обработка результатов проводилась по программе Статистика 6 с корреляционным анализом и вычислением коэффициента Стьюдента. Гипотеза в отношении сравниваемых долей проверялась при помощи точного критерия Фишера, автоматизированного в пакете NCSS. Результаты исследования и обсуждение
Приводимые сведения по I группе здоровья очень противоречивы. Одни авторы утверждают, что число детей с I группой здоровья в процессе обучения уменьшается вдвое [2], по данным других ученых их количество снижается на 9,0%-13,0% [2, 3, 4]. Имеются сведения о том, что к моменту выпуска из полной средней школы только 6,3% девочек и 29,3% мальчиков сохраняют свое первоначальное здоровье [1, 2, 3].
Анализ зависимости показателей академической, социальной и личностной адаптациями от состояния здоровья воспитанников средних профессиональных образовательных организаций показал, что у подростков с низкими показателями этих адаптаций чаще встречалась IV (87,0%), реже III (64,5%) группы здоровья (p<0,05), что свидетельствовало о недостаточных резервных возможностях у данного контингента подростков. Респонденты, имевшие средние показатели адаптации, чаще наблюдались по II (54,5%), реже по III (35,5%, p<0,05) и еще реже по IV группе здоровья (13,0% p<0,05). У 80,0% допризывников с I группой здоровья выявлялись хорошие показателей академической, социальной и личностной адаптации. Необходимо отметить, что в процессе первого года обучения школьная адаптация сопровождалась умеренным психоэмоциональным напряжением, проявляясь снижением адаптационных возможностей при стрессовой ситуации и повышением уровня функционирования элементарной биосистемы у всех подростков с IV группой здоровья, у 2/3 респондентов с III группой здоровья. Следует подчеркнуть, что у студентов с отклонениями в состоянии здоровья, нарушения психоэмоциональной сферы более выражены, особенно у тех, которые имеют хронические заболевания (3 и 4 группы наблюдения). У них оптимальный уровень адаптации достоверно ниже, чем у респондентов 1 и 2 группами наблюдения (p<0,05), что важно учитывать при составлении программ по реабилитации и профилактике. Наблюдение за этими детьми на 2 году обучения показало увеличение оптимального уровня адаптации с 5,9% до 11,8% в обеих
исследовательских группах. У респондентов 2 группы наблюдения стадия истощения уменьшилась в 2 раза. В 3 и 4 исследуемых группах стадия истощения снизилась с 41,2% до 35,3%, но увеличилось количество респондентов, имевших стадию напряжения (с 23,5 до 29,4%). Такая динамика, вероятно, свидетельствует о завершение адаптации допризывников образовательному процессу, при этом 53,3% подростком имели признаки дезадаптации. У большинства подростков дезадаптация проявлялась снижением работоспособности: сонливостью, снижением остроты зрения, головной болью, эмоциональной раздражительностью, затруднением процессов сосредоточения, низкими показателями неспецифических факторов защиты.
У 1/3 допризывников появлялись нарушения самооценки, межличностных отношений, эмоциональный дискомфорт, не успешность в учебной деятельности, то есть страдала как физиологическая, школьная, так и психологическая адаптация, которая требовала немедленной коррекции, при отсутствии которой возникали нарушения поведения. У этих респондентов снижался оптимальный уровень адаптации до 5,0%, стадия напряжения до 0,0 %, возрастала стадия резистентности до 50,0% и стадия истощения до 43,8% при физиологических показателях 20,0%, 40,0%, 30,0% и 10,0% соответственно. Благополучное течение адаптации встречалось у 46,7% допризывников, преимущественно у детей 1 и 2 группы наблюдения, характеризовалось хорошей успеваемостью (71,4%), отсутствием (57,1%) или малой выраженностью невротических реакций (18,6%), временными изменениями эмоционального статуса (24,3%).
Причины возникновения психологической дезадаптации у подростков всех групп наблюдения однотипны. Для допризывников 3 и 4 групп наблюдения причинами академической дезадаптации являлись: дисгармоничные семейные отношения (45,0%), нарушения семейного воспитания (35,0%), проекция проблем родителей на детей (32,5%), низкие темпы морфофункционального созревания (15,0%). Также негативные установки учителя (50,0%), жесткие дисциплинарные требования (42,5%), система оценок (100,0%), избыток отрицательного внимания со стороны учителя (21,3%) и проекция многих проблем учителя на школьника (21,3 %).
Прослеживаемая четкая зависимость адаптации от состояния здоровья, должна учитываться при составлении программ и проведении профилактических и коррекционных мероприятий, при отсутствии которых могут возникнуть более грубые нарушения, которые потребую более сложных мероприятий с использованием медикаментозной терапии. Выводы
1. Подростки средних профессиональных образовательных организаций достоверно чаще имели хронические заболевания.
2. У всех подростков с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации снижены адаптационные возможности на всем протяжении обучения и более выражены отклонения в психоэмоциональном статусе.
3. Для допризывников характерно формирование нарушения всех видов адаптации, требующей немедленной коррекции.
4. Благополучное течение адаптации свойственно для подростков, наблюдавшихся по первой и второй группам здоровья.
5. У подростков с хронической сочетанной патологией причинами академической дезадаптации является дисгармоничные семейные отношения, нарушение процессов воспитания, негативные установки учителей с жесткой системой оценок.
Литература
1. Авцын А.П. Адаптация и дезадаптация с позиций патологии. Клиническая медицина. 1974; 2 (54): 20-29.
2. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2007, 352 с.
3. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации. М.: Дело, 1993, 138 с.
4. Рапопорт И.К. Особенности заболеваемости школьников и учащихся профессиональных училищ в процессе завершения общего и профессионального образования. Гигиена и санитария. 2007; 1: 67-70.
5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960, 254 с.
6. Сердюковская Г.Н., Кантонистова Н.С., Крылов Д.Н. и др. Социальная адаптация детей как медико-психологическая проблема. Семья в России. - 1995. -№1-2. -с.109-118.
7. Шестакова В.Н. Концептуальный взгляд на здоровье ребенка. Смоленск. 2003, 592 с.