Научная статья на тему 'Особенности влияния организации школьного обучения на подготовленность допризывников к военной службе'

Особенности влияния организации школьного обучения на подготовленность допризывников к военной службе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРИЗЫВНИКИ / ШКОЛЬНИКИ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ОБУЧЕНИЕ ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ / YOUTH OF PREMILITARY AGE / STATE OF HEALTH / TRAINING ACCORDING TO INNOVATIVE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмерова С. Г., Нагаев Р. Я., Сафаров Р. Э., Шамгулова С. Ф., Сафарова Н. Р.

В последние десятилетия показатели, характеризующие состояние здоровья подростков, ближайшего резерва для комплектования Вооруженных Сил страны, приобрели устойчиво неблагоприятные тенденции. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья учащихся подростков школ нового типа.Проведена оценка состояния здоровья и результатов первоначальной постановки на воинский учет подростков, обучающихся по различным школьным программам. В исследовании приняли участие 675 подростков из общеобразовательных классов и 348 подростков из лицейских классов. Первоначально подростки были обследованы в 10-11-летнем возрасте, повторно при первоначальной постановке на воинский учет в 16-17 лет. В лицейских классах по сравнению с общеобразовательными классами чаще выявляются подростки с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием, относящиеся ко II и III группам здоровья с низким уровнем физической подготовки, часто и длительно болеющие.Показатели годности к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет среди юношей из общеобразовательных классов выше в сравнении с юношами из лицейских классов. Доля влияния обучения по различным видам программ на показатели годности юношей при первоначальной постановке на воинский учет составила 9,1%. Учитывая, что обучение в образовательных организациях значительно влияет на уровень подготовки подростков к военной службе, необходимы разработка и внедрение специальной системы медико-социального обеспечения подготовки школьников к военной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахмерова С. Г., Нагаев Р. Я., Сафаров Р. Э., Шамгулова С. Ф., Сафарова Н. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SCHOOLING ORGANIZATION ON READINESS OF YOUTH OF PREMILITARY AGE FOR MILITARY SERVICE

In the last decades, the indicators of health status of adolescents the nearest reserve for the country's Armed Forces equipment, have acquired steadily unfavorable trend. Of particular concern is the health status of adolescents in schools of a new type.The study included the assessment of health status and the results of the initial military registration of adolescents educated according to different school programs. The study involved 675 adolescents from comprehensive education classes and 348 adolescents from specialized lyceum classes. For the first time adolescents were examined at 10-11 years of age, then before the initialmilitary registration at the age of 16-17. The study revealed that in specialized lyceum classes, compared with comprehensive classes there are more teenagers with disharmonious and sharply disharmonious physical development, related to the second and third groups of health with low levels of physical training, and often chronically ill.The indicators of fitness for military service during the initial military registration among young men of comprehensive classes is higher in comparison with the boys of specialized lyceum classes. The share of training impact on different types of programs on the level of life of young men in the initial military registration was 9,1%.Taking into account that training in educational institutions significantly affects the level of training of teenagers for military service, it is necessary to develop and implement a special health-welfare training system to prepare pupils for military service.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния организации школьного обучения на подготовленность допризывников к военной службе»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.2-053.6/7:355.233.11:613.4/8.96

© С.Г. Ахмерова, Р.Я. Нагаев, Р.Э. Сафаров, С.Ф. Шамгулова, Н.Р. Сафарова, 2014

С.Г. Ахмерова, Р.Я. Нагаев, Р.Э. Сафаров, С.Ф. Шамгулова, Н.Р. Сафарова ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДОПРИЗЫВНИКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

В последние десятилетия показатели, характеризующие состояние здоровья подростков, ближайшего резерва для комплектования Вооруженных Сил страны, приобрели устойчиво неблагоприятные тенденции. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья учащихся - подростков школ нового типа.

Проведена оценка состояния здоровья и результатов первоначальной постановки на воинский учет подростков, обучающихся по различным школьным программам. В исследовании приняли участие 675 подростков из общеобразовательных классов и 348 подростков из лицейских классов. Первоначально подростки были обследованы в 10-11-летнем возрасте, повторно - при первоначальной постановке на воинский учет - в 16-17 лет. В лицейских классах по сравнению с общеобразовательными классами чаще выявляются подростки с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием, относящиеся ко II и III группам здоровья - с низким уровнем физической подготовки, часто и длительно болеющие.

Показатели годности к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет среди юношей из общеобразовательных классов выше в сравнении с юношами из лицейских классов. Доля влияния обучения по различным видам программ на показатели годности юношей при первоначальной постановке на воинский учет составила 9,1%.

Учитывая, что обучение в образовательных организациях значительно влияет на уровень подготовки подростков к военной службе, необходимы разработка и внедрение специальной системы медико-социального обеспечения подготовки школьников к военной службе.

Ключевые слова: допризывники, школьники, состояние здоровья, обучение по инновационным программам.

S.G. Akhmerova, R.Ya. Nagaev, R.E. Safarov, S.F. Shamgulova, N.R. Safarova INFLUENCE OF SCHOOLING ORGANIZATION ON READINESS OF YOUTH OF PREMILITARY AGE FOR MILITARY SERVICE

In the last decades, the indicators of health status of adolescents - the nearest reserve for the country's Armed Forces equipment, have acquired steadily unfavorable trend. Of particular concern is the health status of adolescents in schools of a new type.

The study included the assessment of health status and the results of the initial military registration of adolescents educated according to different school programs. The study involved 675 adolescents from comprehensive education classes and 348 adolescents from specialized lyceum classes. For the first time adolescents were examined at 10-11 years of age, then - before the initial military registration at the age of 16-17. The study revealed that in specialized lyceum classes, compared with comprehensive classes there are more teenagers with disharmonious and sharply disharmonious physical development, related to the second and third groups of health - with low levels of physical training, and often chronically ill.

The indicators of fitness for military service during the initial military registration among young men of comprehensive classes is higher in comparison with the boys of specialized lyceum classes. The share of training impact on different types of programs on the level of life of young men in the initial military registration was 9,1%.

Taking into account that training in educational institutions significantly affects the level of training of teenagers for military service, it is necessary to develop and implement a special health-welfare training system to prepare pupils for military service.

Key words: youth of premilitary age, state of health, training according to innovative programs.

В современных условиях вопросы здоровья при призыве на военную службу имеют особое значение. С одной стороны, неуклонно снижаются показатели годности юношей к службе в Вооруженных Силах страны [3,7]. С другой стороны, показатели, характеризующие состояние здоровья подростков, в последнее десятилетие имеют устойчиво неблагоприятные тенденции [6,12].

Среди подростков России появляются все новые факторы риска и социальные проблемы [13]. В том числе на учащихся подростков наиболее неблагоприятное воздействие оказывает повышенная учебная нагрузка и интенсификация умственной деятельности в условиях дефицита учебного времени [1,2,9].

Особое беспокойство вызывает ситуация в школах нового типа. Многолетние наблюдения за состоянием здоровья детей гимназических и лицейских классов подтверждают данные об увеличении числа детей с различными заболеваниями за период обучения. Установлено, что заболеваемость в школах нового типа в 1,5 раза выше, а индекс здоровья в 3 раза ниже, чем в общеобразовательных школах [5,11].

Именно поэтому состояние здоровья лиц допризывного возраста имеет медико-социальную значимость и требует неотложных мер по его улучшению [7,8,12].

С целью определения влияния организации обучения в школе на степень подготовленности допризывников к военной службе

нами проведена оценка состояния здоровья и результатов первоначальной постановки на воинский учет подростков, обучающихся по общеобразовательным и инновационным программам.

Материал и методы

Исследование проводилось в г. Сибае на двух группах прослеженного контингента допризывников: подростки, обучающиеся по общеобразовательным программам в обычных классах (далее - ОК), и школьников, обучающимся по инновационным программам в лицейских классах (далее - ЛК).

Прослеженный контингент состоял из подростков 1992 и 1993 годов рождения. Нейтральными характеристиками, которые учитывались при подборе выборочного контингента, явились социальная характеристика семьи и условия жизни. В группу школьников ОК вошло 675 юношей, в группу школьников ЛК - 348. Все необходимые исследования проводились в каждой группе дважды:

- первоначальное исследование проводилось на первом этапе системы медицинского обеспечения подготовки молодежи к военной службе в 10-11-летнем возрасте;

- повторное исследование проводилось при первоначальной постановке юношей на воинский учет в 16-17 лет. Повторное исследование дополнялось данными о степени годности юношей к военной службе.

Показатели физического развития и состояния здоровья подростков оценивались посредством анализа данных из карт амбулаторного больного и контрольных карт диспансерного наблюдения. Результаты выполнения подростками упражнений по прикладной физической подготовке анализировались по данным выполнения упражнений на контрольных занятиях по физическому воспитанию.

Оценка степени годности юношей исследуемых групп к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет проводилась посредством анализа данных из карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу [10]. Анализ структуры заболеваний, послуживших причиной ограничения годности к военной службе, временной негодности или полной негодности к военной службе проводился в соответствии с расписанием болезней, приведенным в Положении о военно-врачебной экспертизе [10].

При анализе полученных материалов использовались средние и относительные величины. Статистическая достоверность раз-

личия количественных показателей проводилась по критерию Стьюдента (1), различия считались достоверными при р<0,05. Наличие основной закономерности в изменении уровней ряда (тенденций) при анализе динамики явлений оценивалось при помощи парного линейного коэффициента корреляции (г^).

Определение степени влияния организации обучения школьников по общеобразовательным или инновационным программам на уровень годности юношей к военной службе проводилось посредством дисперсионного анализа. Использовался однофакторный дисперсионный комплекс. Исследуемый фактор -вид организации обучения школьников - был представлен двумя градациями: обучение по общеобразовательной программе (А1) и обучение по инновационным программам (А2). Оценка достоверности влияния организованных и неучтенных факторов на величину результативного признака проводилась путем сравнения отношения факториальной и случайной девиат с соответствующими табличными значениями. Определение существенности различий в степени влияния каждого вида исследуемого фактора на величину результирующего признака проводилось посредством сравнения вычисленной по специальной формуле величины с табличным значением при соответствующих уровнях вероятности [4].

Результаты и обсуждение

По данным первоначального и повторного исследований юношей, обучающихся в ЛК, по сравнению с подростками из ОК чаще определялось дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие (табл. 1). В динамике выявлено, что число подростков с гармоничным физическим развитием остается без изменений. В ОК число подростков с дисгармоничным физическим развитием за счет дефицита массы тела увеличивается в 1,2 раза, число подростков с дисгармоничным физическим развитием за счет избытка массы тела снижается в 2,1 раза.

Анализ оценки выполнения упражнений по прикладной физической подготовке показал, что уровень подготовленности подростков ОК выше в сравнении с подростками ЛК. Средняя индивидуальная оценка выполнения нормативов в ОК увеличивается с 3,7 до 4,2 балла, в ЛК - с 3,4 до 4,0 балла. Различия определены при выполнении всех упражнений (табл. 2).

Уровень заболеваемости по данным обращаемости в динамике по годам исследования снижается в обеих группах. В ОК данный

показатель снизился с 64296,3 до 59703,7 на 100000 подростков (rx,y= -0,72), в ЛК - с 64942,5 до 59770,1 на 100000 подростков (rxy=

Показатель часто и длительно болеющих подростков в начале исследования составлял в ОК 10,1%, в ЛК - 6,6% и за годы исследования уменьшился в ОК в 3,6 раза, в ЛК - в 1,5 раза. Индекс здоровья в исследуемых группах увеличился. При повторном исследовании индекс здоровья в ЛК оказался выше, чем в ОК (20,6% и 14,9% соответственно). В целом сопоставление показателей часто и длительно болеющих подростков позволяет предположить, что подростки из лицейских классов зачастую приступают к учебе раньше, чем наступает полное выздоровление, что может привести к переходу заболевания в хроническую форму, развитию

Уровень патологической пораженности ежегодно увеличивается и на протяжении всего периода исследования остается достоверно более высоким среди подростков ЛК. Данный показатель в начале исследования составил 78,5 на 100 подростков в ОК и 82,4 в ЛК, при повторном исследовании - 89,6 и 95,3 на 100 юношей соответственно.

Анализ результатов медицинского освидетельствования юношей исследуемых групп по категории годности к военной службе показал, что при первоначальной постановке на воинский учет среди юношей ОК, годных к строе-

-0,73). Достоверные различия в уровне заболеваемости по данным обращаемости среди подростков исследуемых групп не выявлены.

Таблица 1

Таблица 2

осложнений и т.д. Рост индекса здоровья при повторном исследовании среди лицеистов, по-видимому, связан с сознательным отказом учащихся от лечебно-профилактической помощи в случае заболевания в связи с необходимостью сохранения высокого уровня посещаемости занятий и подготовкой к выпускным экзаменам.

Анализ заболеваемости по данным медицинских осмотров в динамике позволил выявить неуклонное уменьшение числа здоровых подростков и увеличение числа подростков в III группе здоровья (табл. 3). В ЛК отмечено меньшее число абсолютно здоровых подростков по сравнению с ОК.

Таблица 3

вой службе (категории А и Б), было признано 77,4%, а среди юношей ЛК 55,4%, (Р<0,01). В то же время среди юношей ЛК, не годных в мирное время и не годных со снятием с воинского учета (категории В и Д), признано 22,7%, среди юношей ОК - 12,4% (Р<0,01) (табл. 4).

В структуре заболеваний, послуживших причиной признания юношей ограниченно годными, временно не годными или не годными к военной службе, первые ранговые места занимают болезни эндокринной системы (14,9% среди допризывников из ОК и 18,7% среди допризывников из ЛК), болезни костно-

Сравнительные показатели физического развития школьников общеобразовательных и лицейских классов _в динамике (на 100 учащихся, Р±т)_

Гармоничность морфологических показателей Подростки 10-11 лет Подростки 16-17 лет

мальчики ОК (n=675) мальчики ЛК (n=348) юноши ОК (n=675) юноши ЛК (n=348)

Гармоничное 55,7±1,9** 42,8±2,6 55,8±1,9** 43,1±2,6

Дисгармоничное за счет дефицита массы тела 26,1±1,6 27,0±1,6 33,3±1,7* 26,2±1,6

Дисгармоничное за счет избытка массы тела 13,6±1,1 16,1±1,3 6,4±0,8 16,9±1,3**

Резко дисгармоничное за счет дефицита массы тела 3,8±0,5 13,2±1,1** 3,4±0,5 11,5±1,1**

Резко дисгармоничное за счет избытка массы тела 0,7±0,3 0,8±0,4 1,1±0,4 2,3±0,8

* - Различие достоверно при Р<0,05; ** - различие достоверно при Р<0,01. Далее во всех таблицах

Сравнительные показатели выполнения школьниками нормативов по прикладной физической подготовке (x±m)

Подростки 10-11 лет Подростки 16-17 лет

Норматив мальчики ОК мальчики ЛК юноши ОК юноши ЛК

(n=675) (n=348) (n=675) (n=348)

Бег на 60 (100) метров 4,2±0,04** 3,6±0,03 4,4±0,04 4,3±0,04

Прыжки в высоту 3,9±0,03** 3,5±0,03 4,2±0,04* 3,9±0,04

Прыжки в длину 3,7±0,03 3,6±0,03 4,2±0,04 4,2±0,04

Метание мяча (гранаты) 3,6±0,03** 3,2±0,02 4,2±0,04* 4,0±0,04

Подтягивание на перекладине 3,2±0,02 3,0±0,02 4,0±0,04* 3,8±0,03

Индивидуальная оценка 3,7±0,03** 3,4±0,03 4,2±0,04* 4,0±0,04

Распределение подростков по группам здоровья в динамике по годам исследования (на 1000 обследованных, Р±т)

Подростки 10-11 лет Подростки 16-17 лет

Группы здоровья мальчики ОК мальчики ЛК юноши ОК юноши ЛК

(n=675) (n=348) (n=675) (n=348)

I 444,4±18,1** 216,5±21,9 81,3±10,5* 55,5±12,2

II 482,2±19,2 656,3±25,4** 750,0±16,6** 618,8±26,0

III 74,5±10,0 128,4±18,0** 169,7±14,4 327,7±25,1**

задержкой психического развития, а также детей-инвалидов, не посещающих учебные заведения.

Как следует из данных табл. 5, в целом уровень заболеваний, послуживших причиной ограничения годности и негодности к военной службе, среди юношей из ЛК выше в сравнении с аналогичным показателем среди юношей из ОК.

Среди юношей из ОК в сравнении с юношами из ЛК отмечен достоверно более высокий уровень болезней крови и кроветворных органов, болезней нервной системы, травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин. Среди юношей из ЛК в сравнении с юношами из ОК отмечен более высокий уровень психических расстройств и расстройств поведения, болезней эндокринной системы, болезней глаз и его придаточного аппарата, болезней системы кровообращения и болезней костно-мышеч-ной системы и соединительной ткани.

Таблица 5

Сравнительные показатели уровня заболеваний, послуживших причиной признания юношей исследуемых групп ограниченно годными (категория В), временно негодными (категория Г) и негодными (категория Д) к военной службе _при первоначальной постановке на воинский учет (на 100 тысяч юношей, Р±т)_

Классы болезней Юноши ОК (п=675) Юноши ЛК (п=348)

I. Инфекционные и паразитарные болезни 815,2±346,1 -

II. Новообразования 271,7±200,0 -

III. Болезни крови и кроветворных органов 3532,6±953,2* 2403,8±820,9

IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 14945,6±1372,3 18750,0±2092,3*

V. Психические расстройства и расстройства поведения 9510,8±1129,1 13461,5±1828,6*

VI. Болезни нервной системы 12500,0±127,2** 9615,4±1580,3

VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата 8152,2±1053,2 12019,2±1743,1**

VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка 7065,2±986,2* 2884,6±826,5

IX. Болезни системы кровообращения - 2403,8±820,9**

X. Болезни органов дыхания 5978,3±912,5 4326,9±1090,5

XI. Болезни органов пищеварения 9239,1±1114,5 8653,8±1507,1

XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки 6250,0±931,6 5769,2±1249,8

ХШ.Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 13586,9±1318,8 16826,9±2005,3*

XIV. Болезни мочеполовой системы 1358,6±445,5 -

XVII.Врожденные аномалии, деформации... 4891,3±830,1 2403,8±820,9

ХК.Травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин 1902,2±525,5** 480,7±370,5

Итого... 54518,5±1916,6 59770,1±2628,6*

мышечной системы (13,5% и 16,9% соответственно), болезни нервной системы (12,5% и 9,6% соответственно), психические расстройства (9,6% и 13,5% соответственно), болезни глаза и его придаточного аппарата (8,2% и 12,3% соответственно).

Таблица 4

Сравнительные показатели результатов освидетельствования юношей по категории годности при первоначальной

постановке на воинский учет (Р±т)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категории годности Юноши ОК (п=675) Юноши ЛК (п=348)

А. Годен 54,6±1,9 40,2±2,6

Б. Годен с незначительными ограничениями 22,8±1,5** 15,2±1,9

В. Ограниченно годен 11,1±1,1 21,6±2,1**

Г. Временно не годен 19,2±1,4 21,9±2,1

Д. Не годен 1,3±0,5 1,1±0,1

Данный ранжированный ряд отличается от такового, определенного в целом по городу, в котором преобладают психические расстройства и расстройства поведения. По-видимому, это объясняется исключением из выборки нашего исследования подростков из классов выравнивания, классов для детей с

По данным дисперсионного анализа доля влияния обучения по различным видам программ на уровень годности выпускников школ при первоначальной постановке на воинский учет составила 9,1%. Статистический анализ полученных данных позволяет сделать вывод о негативном влиянии обучения по инновационным программам (А2) на уровень подготовки юношей к военной службе по сравнению с обучением по общеобразовательным программам (А1) (Твыч. 108,1, при Fтабл.=6,64, Р<0,01).

Учитывая, что обучение в образовательных организациях значительно влияет на уровень подготовки подростков к военной службе,

необходима специальная система медико-социального обеспечения подготовки школьников к военной службе. Данная система в школах и лицеях может базироваться на базе Центров содействия укреплению здоровья учащихся, воспитанников образовательных организаций, а в медицинских организациях - на базе подростковых центров или Клиник дружественных к молодежи. Внедрение данной системы направлено на формирование здорового образа жизни допризывных контингентов методами и средствами гигиенического обучения и воспитания и средствами повышения физической подготовленности школьников к военной службе.

Заключение. Проведенное исследование показало, что в лицейских классах по сравнению с общеобразовательными классами чаще выявляются подростки с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием, относящиеся ко II и III группам здоровья, низким уровнем физической подготовки.

Сопоставление показателей индекса здоровья часто болеющих и длительно болеющих школьников позволяет предположить, что подростки из лицейских классов, как правило, приступают к учебе раньше, чем наступает полное выздоровление, что является одной из причин перехода заболевания в хроническую форму.

Показатели годности к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет среди юношей из ОК выше в сравнении с юношами из ЛК. Доля влияния обучения по различным видам программ на уровень годности юношей при первоначальной постановке на воинский учет составила 9,1%.

Учитывая, что обучение в образовательных организациях значительно влияет на уровень подготовки подростков к военной службе, необходимы разработка и внедрение специальной системы медико-социального обеспечения подготовки школьников к военной службе.

Сведения об авторах статьи: Ахмерова Светлана Герценовна - д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: Ahm.63@mail.ru. Нагаев Ринат Явдатович - к.м.н., доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел./факс 8(347) 272-22-19. E-mail: NagaevRY@doctorrb .ru.

Сафаров Рустэм Эрнстович - к.м.н., доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел./факс 8(347) 272-61-81. E-mail: safar_077@mail.ru.

Шамгулова Светлана Фатиховна - ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: valle1999@mail.ru. Сафарова Нелли Рустэмовна - студент 3 курса лечебного факультета ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, И.Э. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников / И.Э. Александрова, М.И. Степанова, А.С. Седова // Российский педиатрический журнал. - 2009. - № 2. - С. 11-14.

2. Безруких, М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей / М.М. Безруких // Вестник практической психологии образования - 2011. - N° 1. - С. 16-21.

3. Анализ состояния здоровья юношей Иркутской области допризывного возраста / С.Б. Белогоров, В.В. Долгих, Е.Л. Смирнов, О.А. Козлов [и др.] // Сибирский мед. журн. - 2010. - № 1. - С.108-110.

4. Гланц, С. Медико-биологическая статистика: пер. с англ. / С. Гланц. - М.: Практика, 1999. - 449 с.

5. Давыдок, А.М. Динамика функционального состояния старшеклассников, обучающихся по программам с повышенным и углубленным уровнем изучения отдельных предметов/ А. М. Давыдок, Н.А. Грекова, Н.В. Карпович, В.В. Егоренков // Здоровье и окружающая среда: сб. науч. тр. - Минск, 2007. - Вып. 10. - С. 60-71.

6. Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья подростков по результатам профилактических медицинских осмотров / И.К. Раппопорт, В.В. Чубаровский, Ю.А. Ямпольская, Л.Ф. Бережков [и др.] // Российский педиатрический журнал, 2009. - № 2. - С. 60-64.

7. Ким, А.В. Анализ состояния здоровья допризывников на основе результатов первоначальной постановки на воинский учет /

A.В. Ким, С.У. Мурсалов, Н.Г. Кучумова // Актуальные проблемы демографической политики и состояние здоровья населения Российской Федерации: труды Астраханской государственной медицинской академии. - Астрахань, 2009. - Т. 39 (LXIII). - С. 140-142.

8. Концепция Федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 134 - р.

9. Макарова, Л. П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромят-никова // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 494-496.

10. Положение о военно-врачебной экспертизе: Утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 (ред. от 23.12.2011г. № 1113).

11. Савина, Л.Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников / Л.Н. Савина // Известия ПГПУ им. в. Г. Белинского. - 2009. - № 14 (18). - С. 88-91.

12. Татанова, Д.В. Диагностика проблем в части сохранения здоровья юношей допризывного возраста / Д.В. Татанова, М.Ф. Рзян-кина // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2012. - № 3. - С.8.

13. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сборник материалов (выпуск VI) / под ред. А.А. Баранова,

B.Р. Кучмы. - М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2013. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.