УДК 316.356.2+616-084:616-053.2
РОЛЬ ОТЦА И МАТЕРИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА, ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ
Ермашева М.А., Рожковская С. И., Алексина Г.Ю., Кузьменков И.Г., Шестакова В.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
[email protected] - Ермашева Марина Александровна
Резюме: Целью данной работы явилось изучение роли отца и матери в сохранении и укреплении здоровья ребенка, воспитывающегося в многодетной семье. В результате исследования было выявлено, что состояние здоровья детей, воспитывающихся в многодетной семье несколько хуже, чем в семье с одним ребенком, основную роль в воспитании играет мать, что необходимо учитывать при разработке профилактических мероприятий как в амбулаторно-поликлиническом звене, так и в образовательных организациях. Дети из многодетной семьи в 3 раза чаще имеют сочетанные поражения как функционального, так и хронического характера, поэтому они являются группой высокого риска по нарушению здоровья с раннего возраста. Ключевые слова: многодетная семья, дети, здоровье.
THE ROLE OF FATHER AND MOTHER IN THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF HEALTH OF THE CHILD BROUGHT UP IN A LARGE FAMILY Ermasheva M.A., Rozhkovskaya S. I., Aleksina, Y. G., Kuzmenkov I. G., Shestakova V.N.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28
Summary: The aim of this work was to study the role of the father and of the mother in preserving and strengthening the health of the child brought up in a large family. The study revealed that the health status of children in a large family is slightly worse than in the family with one child, the mother plays a major role in the upbringing and that must be considered in creation preventive measures in the outpatient clinics and in educational institutions. Children from large families have concomitant lesions of both functional and chronic nature in 3 times more often, therefore they are a high risk group for health problems from an early age. Key words: large family, children, health.
Введение
Именно семья - одно из тех мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Уникальность семьи в том, что только она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, сохранить здоровье потомкам. Семья возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Э. Золя писал, что семья будет нужна всегда, пока существует человек и общество, пока существует потребность в супружеской любви, полноценном воспитании молодого поколения, в радости отцовства и материнства. Ф.М. Достоевский утверждал, что «Знайте же, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома ...». А.С. Макаренко был твердо убежден, что семья - первый и главный источник воспитания и здоровья детей. Семье обязательно нужны и отец, и мать, без этого семья считается неполной, однобокой и сколько б в ней не было детей, в этой семье всегда будут проблемы. К сожалению, количество таких семей возрастает от года к году. В научной литературе нет динамического наблюдения за детьми из многодетных семей, тем более не изучена роль родителей этих семей в сохранении и укреплении здоровья их детей. Поэтому рассмотрения этого вопроса является актуальным и своевременным.
Целью исследования явилось изучение роли отца и матери в сохранении и укреплении здоровья ребенка, особенно если он воспитывается в многодетной семье. Методика
В исследовании участвовали 100 семей, дети которых имели возраст 16-17 лет. Эти семьи были разделены на 2 группы по 50 человек (многодетная семья - основная группа и группа сравнения - семья с одним ребенком). Применялись сплошной, документальный, проспективный, ретроспективный и лонгитудинальный методы и методы статистической обработки. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев. При определении значимых и достоверных факторов вычислялись прогностические коэффициенты признаков, определялась информативность факторов при значениях p <0,05. Сбор материала проводился путем выкопировки сведений из истории развития ребенка ф. № 112/у, паспорта новорожденного и медицинской карты ребенка ф. №026/у. Также анализа данных после анкетирования родителей и подростков, клинического осмотра их в динамике, с последующей оценкой состояния здоровья, которая осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в НИИ гигиены детей и подростков [1, 2].
Результаты исследования и обсуждения.
Доказано, что во все времена велико и нечем не заменимо место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье. Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина -жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует. В нормальной и идеальной семье отец - это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах. Доказано, что отцовство -также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок -большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но, не являясь при этом чем-то патологичным. Доказано, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. Находясь рядом с детьми, отец должен проявлять лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, он должен быть другом своему ребенку. В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мысли отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и прочее. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери женившись, считает, единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети. Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях. У детей увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость. Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях. Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию
детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т. д. - это, прежде всего обязанность отца. Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам. Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Она зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она не соблюдает нормы поведения? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери. Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20,0% общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда возникают переутомление и нервозность. Они отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье, на воспитании детей, способствуют нарушению здоровья. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением. Следовательно, в семье обязательно должны быть отец и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека. [4] Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в образовательных организациях. Там, где воспитатели, педагоги и родители действует согласованно, там растет ребенок здоровый и счастливый.
Анализ оценки состояния здоровья респондентов показал, что у детей основной группы в период обучения в образовательной организации частота встречаемости хронической патологии в 2,6 раза выше, чем у детей группы сравнения (р<0,05). У них в 2,8 раза чаще превалировали соматовегетативные нарушения, в 3,0 раза нарушения гармоничности физического развития, в 3,5 раза сниженные адаптационные возможности. Большинство детей основной группы проживали в худших жилищно-бытовых условиях (31,0% и 15,0% соответственно, р<0,05), с недостаточным уровнем благосостояния (52,0% и 19,0%, р<0,05), низким санитарно-культурным уровнем семьи (32% и 20,0%), неблагоприятным психологическим микроклиматом, что достоверно выше, чем в группе сравнения (27,0% и 19,0% соответственно, р<0,05). У них чаще возникали конфликтные ситуации (43,0%), чего практически не наблюдалось в семьях группы сравнения (5,7%,
р<0,05). Все члены семьи достоверно реже соблюдали правила личной гигиены (40,0% и 28,0%), режим дня (67,0% и 28,0%, р<0,05). Мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсировало нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточал свои требования к ребенку. Необходимо отметить, что это обусловлено низким социально-культурным уровнем семьи. А в таких условиях дети не получали необходимого воспитания (44,0% и 16,0%, р<0,05) и навыков (59,0% и 22,0%, р<0,05) по заботе о здоровье, причем родители не являлись личным примером (63,0% и 21%, р<0,05), что требовало индивидуального контроля со стороны социальных, медицинских, психологических и педагогических служб. Необходимость таких мероприятий продиктована тем фактом, что общая заболеваемость в этих семьях среди детей школьного возраста почти в два раза выше, чем в семьях с одним ребенком. Поэтому, чтобы достичь цели, необходима совместная, командная работа многих специалистов и органов образования (социальные педагоги, психологи, педагоги, специалисты ДОУ, школьные инспектора), здравоохранения (участковые педиатры, школьные врачи, наркологи), органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, ЦВСНП и других компетентных в решении проблем семьи учреждений Выводы
1. Роль отца и матери играет важную роль в сохранении здоровья ребенка, особенно в многодетных семьях.
2. Состояние здоровья детей из многодетных семей на всех этапах онтогенеза достоверно хуже, чем у детей, имевших одного ребенка. У них в 3 раза чаще возникают поражения 3 -х и более систем, в 4 раза чаще формируется хроническая патология.
3. Детей из многодетных семей необходимо включать в группу высокого риска по нарушению состояния здоровья с раннего возраста.
4. В многодетных семьях необходима постоянная работа с родителями и детьми по вопросам воспитания, здорового образа жизни и профилактике инфекционной и соматической патологий.
Литература
1. Калмыкова И.В. Роль семьи в формировании гигиенического поведения подростка. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003; 4 (5): 16 - 19.
2. Капитонов В.Ф. Сельская многодетная семья в конце ХХ века. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002; 3: 12 - 15.
3. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова М.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения. Российский педиатрический журнал. 2011; 4: 42-42.
4. Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н., Пунина М.А. Особенности семьи и брака на современном
этапе развития общества. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2010; 4: 57-66.
5. Шестакова В.Н., Кузьмич С.А., Глазырина О.В., Марченкова Ю.В., Пунина М.А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 2: 21- 29.