Научная статья на тему 'Условия формирования психологических особенностей русского народа (на примере жителей Костромской области)'

Условия формирования психологических особенностей русского народа (на примере жителей Костромской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования психологических особенностей русского народа (на примере жителей Костромской области)»

Н.П. Фетискин, Е.Н. Резников, Т.И. Миронова, С.В. Шепелева

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

РУССКОГО НАРОДА (на примере жителей Костромской области)

Используя термин «условия», сформировавшие этнопсихологические особенности русского народа, мы имеем в виду «факторы», «природу» или «детерминанты», формирующие этнопсихологический облик народа. Развивая системный подход Б.Ф. Ломова, Д.Н. Завалишина и В.Н. Барабанщиков указывают, что он базируется на динамичности, нелинейности и опосредованности детерминацион-ных процессов (Завалишина, Барабанщиков, 1990). Применительно к этносу динамичность проявляется в его «открытости» к различным воздействиям (экономическим, политическим, социальным, идеологическим и пр.) и готовности к «самоорганизации» как системы. Нелинейность проявляется в том, что системный подход выражается как в отказе от объяснения влияния только одной-единственной детерминанты в изменении этнопсихологических характеристик народа, так и в поиске поликаузальности появления этнопсихологических явлений. Промежуточное накопление результатов постепенно может превращаться в некую каузальную причинную необходимость. Вместе с тем в прикладных исследованиях по конкретному этносу при анализе условий, в которых формировалась изучаемая общность, в отдельных случаях просматриваются достаточно жесткая линейная детерминация и влияние конкретных факторов на появление определенных этнопсихологических характеристик. «Нелинейность детерминации» - это отказ от понимания связи «причина - следствие» как непосредственной, близкой по времени проявления. Б.Ф. Ломов говорит о кумулятивной причине, предполагающей усиление «промежуточно накопленных факторов», увеличение некоторой критической массы изменений, чтобы каузальное отношение «сработало» (Завалишина, Барабанщиков, 1990).

Объяснить природу этнопсихологических явлений с позиций линейного детерминизма порой часто не представляется возможным. Поэтому, к объяснению появления тех или иных особенностей в психологическом облике этноса целесообразно подойти с позиций системной детермина-

ции. «В различных обстоятельствах и на разных этапах психического развития соотношение и функции этих детерминант изменяются» (Ломов, 1990).

Опосредованность системной детерминации в этнической психологии может проявляться в том, что в процессе воздействия основная детерминанта, например, может привести к возникновению других причин, которые в свою очередь приводят к реальным изменениям в этническом образе жизни народов, к появлению новых этнопсихологических характеристик.

На формирование этнопсихологических особенностей влияли природно-географические условия, распространенные в стране виды производственной деятельности, религия, история, идеология и другие факторы. Все детерминанты, как правило, действуют в едином неразрывном комплексе (иногда последовательно, а иногда одновременно), в связи, с чем порой трудно дифференцировать взаимосвязи между каждым воздействующим фактором и его результатом в этнопсихологическом облике народа. Вместе с тем, несмотря на указанные трудности, многие этнические психологи прослеживают эти взаимосвязи (особенно при исследовании конкретных этносов) (Луганский, 1968; Лебедева, 1993; Платонов, Почебут, 1993; Павленко, Таглин, 1993; Гумилев, 1994; Фетисов, 1995; Страноведение арабских стран, 2001; Резников, Багреева, 2002; Российская цивилизация, 2003).

Природно-географические условия. В этнической психологии роль географических факторов в формировании этнопсихологических характеристик достаточно выпукло нашла отражение в работах немецких исследователей В. Хелльпага и П. Хофштеттера (НеПраЛ, 1954; Hoffstеtter, 1957). В своих работах они утверждают, что при-родно-географические условия являются решающими детерминантами, так как они стабильно действуют в течение многих веков и даже тысячелетий. Обусловленные ими этнопсихологические характеристики восстанавливаются у представителей этноса после их возвращению на историческую родину, даже после весьма длительного отсутствия в родных местах. Критические выска-

© Н.П. Фетискин, Е.Н. Резников, Т.И. Миронова, С.В. Шепелева, 2006

зывания в адрес данного подхода относятся к приписыванию излишне преувеличенной роли при-родно-географических факторов в процессе формирования этнопсихологических характеристик.

К проблеме влияния природной среды на образование определенных психологических особенностей русских обращался русский ученый В.О. Ключевский (Ключевский, 1992). Л.Н. Гумилев также подчеркивал неразрывную связь развития этносов с природой, в которой они сформировались и проживают. При объяснении появления психологических особенностей и этнического стереотипа поведения среди представителей народа он выделял три группы факторов: географическую среду (привычный ландшафт и система хозяйства), культурную традицию (совокупность форм человеческой искусственной деятельности) и этнически сложившееся окружение (Гумилев, 1994).

На первых этапах развития народов, когда уровень развития производительных сил был невысок, существовала высокая зависимость жизнедеятельности этноса от природно-климатических условий. Земледелие, животноводство, охота, сбор ягод и трав обусловливались условиями, в которых проживал этнос. В зависимости от того, какие культуры возделывались земледельцами, и какие ремесла были развиты в местности, соответственно производились и пищевые продукты, одежда и предметы домашнего обихода. Это, в свою очередь, способствовало формированию определенных потребностей в еде, привычек в быту, навыков и умений в различных видах трудовой деятельности, распространенных в местах расселения народов.

Влияние природно-климатических условий проявляется в основополагающих характеристиках жизнедеятельности людей (в давлении крови, заболеваниях и пр.). Например, суровые климатические условия севера сказались в поведении и образе жизни местных жителей: движения их неторопливы, уравновешены и сдержаны; темп жизни несколько замедлен. Можно сказать, что под воздействием таких условий у подавляющей части этноса сформировался национальный флегматичный темперамент.

К условиям, в которых происходило становление русского национального характера, можно отнести природно-географическую среду. В средней, северо-западной и северо-восточной европейской части России, где в древности про-

живали русские, климатические условия характеризовались коротким теплым летом и достаточно продолжительной зимой. Эти условия вынуждали напряженно трудиться в летние месяцы (по сути, пять месяцев) и вести размеренный и порой расслабленный трудовой образ жизни в зимнее время (семь месяцев). Влияние умеренного климата, лесов и полей обусловило появление в национальном темпераменте таких особенностей как уравновешенность, терпеливость, сдержанность, интравертированность, чувствительность, умеренность в выражении эмоций и чувств. Наличие широких просторов и многочисленных лесов способствовало не очень уважительному отношению к природным ресурсам. В то же время проживание русских на равнинах, как и у других народов, проживающих в подобных условиях, формировало миролюбивость и уживчивость.

Влияние природно-географических условий на экономику страны интересно показал А.П. Пар-шев в книге «Почему Россия не Америка» (Пар-шев, 2001). Сравнивая природно-климатические условия в этих странах, автор указывает, что южная точка в нашей стране находится на широте северной границы США. Природно-климатические условия в России менее благоприятны, чем в Америке и для сельского хозяйства, и для строительства жилья, и для капитального строительства промышленных предприятий и др. В связи с продолжительным холодным периодом в нашей стране затраты на отопление квартир и промышленных объектов, не говоря уже о капитальных затратах при их строительстве, достаточно высоки (Паршев, 2001). Все это, естественно, отражается на образе жизни русских и, естественно, формирует их психологические особенности.

Вместе с тем, в настоящее время зависимость жизнедеятельности людей от влияния природно-географических условий заметно снизилось.

Виды производственной деятельности. Б.Ф. Ломов в работе «Методологические и теоретические проблемы психологии» подчеркивает мысль, что «решающая роль в процессе антропо-и социогенеза принадлежит труду» (Ломов, 1999).

Д. Берри в своей публикации «Культурная экология социального поведения» указывает, что охотничьи, земледельческие и собирательные культуры формировали разные качества у этносов, которые были заняты в соответствующих видах деятельности. В процессе социализации детей в охотнических культурах формируется уве-

ренность в себе, навыки принятия самостоятельных решений, автономность, а в земледельческих культурах - качества, связанные с подчинением и конформностью. В обобщенном виде можно утверждать, что виды производственной деятельности и природно-географические условия формируют поленезависимость (способность представителя этноса выделять стимулы из окружающего мира) и полизависимость (затрудненность выделения стимулов из окружающего мира). По мнению Д. Берри, в охотничьих и собирательных культурах этнофоры чаще полинезависимы, а в земледельческих культурах - полизависимы (Berry, 1979).

Из результатов исследований по психологии труда, управления, акмеологии и психологии управления известно, что профессиональная деятельность обусловливает специфические качества у лиц, участвующих в ней (Кабаченко, 1996; Маркова, 1996; Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства, 1999; Социальная психология экономического поведения; Карпов, 1999). Вполне естественно, что в процессе этнической социализации родители формировали у своих детей психологические особенности, которые они считали ценными, и которые были развиты у них в процессе их трудовой деятельности.

Основным видом производственной деятельности, в котором было занято население в древней Руси, включая и Костромскую область, являлось сельское хозяйство. Такой труд формировал физическую выносливость, умение концентрировать свои усилия на определенный период и интенсивно работать в этот промежуток времени1. В зимнее время мужчины занимались резьбой по дереву, а женщины пряли. Кроме этого, было развито собирательство ягод, грибов и др., которое формировало среди русских определенную наблюдательность.

Занятия сельским хозяйством обусловило у крестьян высокую значимость следующих «земля», «скот» и «хозяйство». Строительным материалом в большинстве случаев было дерево (как следствие частые пожары уничтожали жилища и хозяйственные постройки).

Чтобы обеспечить семью молочными продуктами в течение длительной зимы, корову и теленка старались держать в тепле, а в сильные морозы домашнюю живность даже переводили в избы. Так как дома отапливались «по-черному», то все это в совокупности обусловливало в доме определенный беспорядок.

Развитие кустарных ремесел и промыслов, а также промышленности в конце XIX и в начале ХХ вв. не особенно сказались на формировании национального характера русских.

Появление современных видов производственной деятельности в СССР и России (промышленности, науки, образования, информационных технологий и др.) в XX и в начале XXI века формировало среди жителей Костромской области новые профессиональные качества, которые отсутствовали у предыдущих поколений русских.

Религия. Своеобразие психологических особенностей этноса может обусловливаться и религией. «В ходе распространения мировых религий происходил своеобразный процесс накладывания сложившейся религиозно-идеологической системы на местные нравы, обычаи, традиции, верования» (Мануйлова, 1975). Убедительным примером воздействия религии на отношение к работе является трудовая этика протестантизма, ставившая во главу угла воспитание добросовестного отношения к труду (как искупления греховности человека) (Вебер, 1990; Bendix, 1962; Furnham, 1982, 1990). Влияние протестантизма, как религиозного направления христианства, наглядно видно на примере формирования отношения американцев, англичан и немцев к труду.

Большое влияние на национально-психологические особенности русского народа оказало православие. Введение христианства на Руси приобщило народ к культурным ценностям западной цивилизации. В отличие от католицизма и протестантизма, православие формировало установки не на мирские дела, а на формирование духовности и подготовку своей паствы к вечной загробной жизни. Чтобы жизнь на земле была праведной, православие также формировало у верующих духовные ценности, терпимость к земным тяготам, открытость в общении с людьми, скромность в поведении, всепрощение и самоценность отношений с людьми.

Идеология. На формирование этнопсихологических особенностей определенное влияние оказывает идеология. В обществе идет постоянная борьба за власть между различными социальными слоями и классами. Стоящие у власти политические элиты стремятся распространить свои идеологию, ценности и психологические особенности до общенациональных масштабов. Поэтому в определенные периоды истории в этническом облике могут проявляться ценности и психологи-

ческие особенности тех слоев и класса, которые управляют государством. Существующая борьба между двумя полюсами за формирование психологических особенностей может оказаться длительной и напряженной. В результате того, какие цели (политические, экономические, социальные и пр.) ставят руководители страны и правящая элита, соответствующие психологические особенности они и формируют среди этнофоров.

Влияние идеологии на психологию русского народа особенно четко просматривается в ХХ в. До 1917 г. ценностные ориентации русских формировались на основе общинных ценностей, в силу чего революционная идеология нашла благодатную почву в русском менталитете. В течение 70 лет сознательно формировались социалистические и коллективистские ценности, а после 1991 г. стали формироваться рыночные и индивидуалистические ценности. Это обусловило у определенной части населения повышенную психическую напряженность, нервные срывы и чувство неприятия проводимых реформ. Отношение к труду в советское время усреднялось и обесценивалось массовым использованием моральных и психологических стимулов. Советская идеология формировала у русских и представителей других этнических общностей высокую престижность высшего образования (среднее образование было почти обязательным). Идеология рынка потребовала более жесткой ответственности и творческого отношения к работе, повысилась престижность таких профессий, как финансист, менеджер, юрист и пр. В сфере религии атеизм был заменен традиционным православием.

Идея «единая общность советских людей» в СССР не позволяла развиваться самосознанию русского народа. Идеология и политика, проводимые в течение 70 лет административно-бюрократическим аппаратом из Москвы, отождествлялись с русскими людьми, среди многих национальных групп России и бывших республик порождала к ним часто негативное отношение. Вместе с тем, советская идеология формировала у русских и других этносов межнациональную терпимость.

После 1991 г. в России официальной «идеологией» стали рыночные отношения, и у представителей русских, татар и других народов, проживающих в России, стали формироваться соответствующие духу товарно-денежных отношений ценности, деловые и личные качества (Резников, 1997; Резников, 2003).

История этноса объясняет, какие конкретные события и каким образом повлияли на формирование определенных психологических характеристик его представителей. Значимые события в истории народа играют большую роль в формировании этнопсихологических характеристик (в общественных науках часто используется понятие «историческая память» как феномен, в котором сконцентрировались наиболее значимые события прошлого). К ним относятся длительные войны, которые вел народ, освоение новых земель, борьба со стихийными бедствиями и пр. Наиболее сильные изменения в этнопсихологическом облике происходят в период революционных преобразований в этносе.

В психологических особенностях этноса отражаются его исторические судьбы. «Одним способом формировалась психология веками порабощенных народов, другим - представителей угнетающих наций. Вековой национальный гнет может формировать у порабощенной нации такие отрицательные свойства, как приспособленчество, пассивность, двуличие, неверие в свои силы и т.п.» (Малинаускас, 1976). Например, в африканской стране Руанде представители народности тутси, составляющие 10% населения страны, многие века держала власть в своих руках. В то же время, представители народности хуту, составляющие представляющее 90% населения страны, были бедными земледельцами (Страны мира и народы, 1997). В 1962 г., когда Руанда получила независимость, представители племени хуту пришли к власти и начали жестоко преследовать представителей тутси. После гибели правительства в 1994 г в стране началось восстание, и произошла массовая резня, в результате которой безвинно погибли более полумиллиона жителей страны (как представителей племени тутси, так и хуту).

Значимые исторические события в России также сказались на национально-психологических особенностях русского народа. В нашей стране значимыми событиями является татаро-монгольское нашествие на Русь, которое, с одной стороны, обогатило русский язык, привнесло в быт некоторые традиции и обычаи, способствовало развитию торговых навыков, а, с другой стороны, формировало у населения приниженность и покорность, подрывало его экономическое благосостояние. Победа на Куликовом поле, освобождение от татаро-монгольского угнетения, деятельность московского князя Ивана Колиты по

собиранию русских земель, централизации княжеств и укрепление государственной власти - все это способствовало зарождению национального самосознания и национального чувства у русского народа.

Реформы Петра I приобщили дворянство России к западной культуре. Были заимствованы новые виды производственной деятельности, была реформирована армия, заложены основы государственного строительства, образования и науки. Но большое количество приглашенных из европейских стран специалистов породило повышенный пиетет по отношению к ним, иногда переходящий в комплекс неполноценности русских. Указы Петра I о закрепощении крестьян за помещиками усилили их бесправность и почти на 150 лет задержали отмену крепостного права.

Война 1812 г. объединила русский народ, пробудила в нем национальную гордость, национальное чувство и национальное самосознание. Офицеры, побывавшие в Европе и увидевшие происходившие там политические, экономические, социальные и культурные перемены, выступили в 1825 г. за реформы, но их восстание было подавлено. В нашей истории это были первые массовые репрессии против наиболее образованных и демократически настроенных лиц.

Отмена крепостного права в 1862 г. позволила основной массе населения России постепенно освобождаться от «рабской психологии» и «психологии холопства» и в дальнейшем приобретать чувство собственного достоинства.

Активное развитие капитализма в России в конце XIX и начале XX вв. способствовало у определенной части русского народа проявлению активности в различных сферах трудовой деятельности, формировало экономическое мышление и обусловило появление первых демократических институтов в жизни нашего общества.

В годы советской власти происходило становление экономического, научного и культурного потенциала в стране, появилась техническая и гуманитарная интеллигенция, резко поднялся интеллектуальный уровень развития всего населения, в том числе и русского народа. С другой стороны, массовые репрессии, осуществляемые, в основном, против интеллектуальной элиты общества приостановили поступательное развитие народа (примерно также, как и после подавления восстания декабристов в 1825 году). В сельской местности процесс раскулачивания крестьян, ко-

торые благодаря своей активности, инициативности, трудолюбию и честолюбию, с опорой на себя и членов своей семьи, смогли экономически укрепить свое хозяйство, на многие годы отбил охоту ответственно трудиться. В основном недальновидная экономическая политика и жесткая регламентация во многих сферах жизнедеятельности в советское время также приостановила поступательное развитие русского этноса.

Великая Отечественная война сплотила русский народ с другими народами СССР, обусловила проявление массового героизма и самоотверженности.

В конце 1980-х гг. «русская идея» (Почему в Российской Федерации отсутствует ЦК коммунистической партии РФ, защищающий интересы русского народа? Почему во всех 14 республиках СССР существует Академия наук, а в Российской Федерации ее нет? и пр.), стала активно использоваться в расшатывании государственного строя в СССР. Это, естественно, стимулировало развитие национального самосознания русских и затрагивало их национальное чувство.

К изменениям, которые наиболее сильно повлияли на русский этнос после 1991 года можно отнести: введение рыночных отношений, которые перестроили производственные отношения в трудовой деятельности; резкое повышение роли материальных ценностей; неправедная приватизация, в ходе которой появились миллиардеры и миллионеры, а часть населения стала жить за чертой бедности и др.

После 1991 г. менталитет русского и других народов, входящих в состав России, стал предметом постоянного научного обсуждения (проводятся «круглые столы» и конференции, в журналах и книгах печатаются многочисленные статьи и т.д.).

Культура. На формирование этнопсихологических особенностей народа оказывает влияние национальная культура. Под культурой мы понимаем одну из ее форм - искусство, связанное «со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения» (Искусство, 1997). Особенно это относится к воздействию на этнофоров, проживающих в странах с многочисленными историческими памятниками, произведениями искусства, духовной культурой и пр. Например, наглядно просматривается влияние культуры в таких европейских странах, как Ита-

лия, Франция, Великобритания, а в азиатских странах - в Индии, Китае и др. В. Лоннер и Д. Адамо-пулос в своей работе показывают, что этническая культура является предтечей поведения личности ^оппег, Adamopoulos, 1997). Культура влияет на задаваемые этносу генетическим кодом формы психических проявлений и на формирование характерных (приемлемых) для этнической общности форм поведения. И.С. Кон, ссылаясь на работы М. Мид, пишет, что «различия между индивидуумами, членами разных культур, как и различия между индивидуумами внутри одной и той же культуры, почти полностью сводятся к различиям в условиях их жизни, особенно в раннем детстве, причем форма, в которой реализуются эти условия, детерминирована культурой» (Кон, 1988).

В России древняя русская культура выражается в архитектуре строений (в церквях, соборах и монастырях, торговых строениях, жилых домах и пр.), в материальной и духовной культуре. В этом плане Костромская область является достаточно типичной русской областью, которая известна именами И. Сусанина, А.Н. Островского, Б.М. Кустодиева и многими другими известными на всю Россию людьми. Интересно высказывание Павла Флоренского, русского философа, который сказал, что «нет во всей России, а может быть на Земном шаре, никого более коренного по вкусам, по укладу, по организации души, чем костромичи» (Вечная Кострома, 1999). Знаменит г. Кострома и Костромская область церквами, монастырями, древними русскими постройками и особенно Ипатьевским монастырем, где происходило избрание Михаила Федоровича Романова на царство. Проживание жителей на территории Костромской области укрепляло среди них религиозную веру, верность русским традициям, формировало определенное спокойствие и несуетность.

Большое влияние оказывают миграции на формирование новых и изменение уже имеющихся у народов этнопсихологических характеристик. Под этнической миграцией понимаются случаи, когда представители того или иного этноса добровольно или вынужденно покидают территорию, на которой этнос формировался (или длительно проживал) и переселяются в иное географическое или культурное пространство (Лебедева, 1993).

В прошлом массовые миграционные потоки обходили Костромскую область. Вместе с тем, на территории области проживают представители многих национальностей, которые входили в со-

став Советского Союза (украинцы, белорусы, евреи и др.). После 1991 года стали приезжать небольшое количество представителей разных национальностей (в основном жители Северного Кавказа). Однако крупных диаспор они не представляют, и по-нашему представлению, по существу, не влияют на сложившие психологические особенности русских, проживающих в Костромской области.

Социально-экономические условия, формирующие этнопсихологические особенности, тесно связаны с видами производственной деятельности, культурой, природно-географическими условиями и цивилизацией. Остановимся на последнем понятии более подробно.

В науке выделяют два цивилизационных пути: традиционный и техногенный. Для первого характерны замедленные темпы социальных изменений. Инновации в сфере производства и в сфере регуляции социальных отношений допускаются только в рамках апробированных традиций. Прогресс, по сравнению со сроками жизни этнофо-ров и даже поколений, идет очень медленно. Виды профессиональной деятельности, средства и цели иногда столетиями не меняются в этом типе цивилизаций. В техногенной цивилизации главным условием, определяющим процессы социальной жизни народов, является развитие техники и технологии, которые проходят все более спрессованные циклы обновления. Таким образом, возникает новый тип развития общества, основанный на ускоряющемся изменении предметной среды, окружающей этнофоров. Активное обновление второй природы, в которой протекают жизненные процессы человека, в свою очередь, приводят к ускоряющимся трансформациям социальных связей. Техногенная цивилизация, возникнув в Европе, стала распространяться и среди этносов всего мира. Часть стран были полностью поглощены ею, а другие, модернизируясь, «постепенно превращались в техногенные общества, сохраняя определенные черты самобытности. Таков был путь Японии после реформ Мэйдзи, России, Китая, Аргентины и Бразилии в XX в. и т.д.» (Степин, Кузнецова, 1994). Авторы данного подхода разводят понятия «цивилизация» и «культура» следующим образом. «Никакой цивилизации (и типа социального развития, и как особого вида общества) не бывает вне культуры, как не бывает тела живого организма без свойственной этому организму генетической инфор-

мации. Поэтому противопоставление цивилизации и культуры может иметь смысл лишь в очень ограниченных контекстах, когда, например, обращают внимание на процессы духовного кризиса и увлечение материально-технической стороной социальной жизни. Однако сами эти кризисы часто предстают не просто как разрушение культуры, а как начало ее преобразования, поиск новой системы культурных ценностей и новых путей ци-вилизационного развития» (Степин, Кузнецова, 1994). Исходя из контекста, авторы понимают «культуру» в широком смысле слова. Вместе с тем, как нам видится, под понятием «культура» имеется в виду и «этническая культура», вбирающая в себя этнопсихологические особенности народа.

В настоящее время в России наглядно видно влияние социально-эконо-мических условий на

изменение коллективизме русских (молодежь являются индивидуалистами, их родители больше коллективистами, чем индивидуалистами, а бабушки и дедушки - коллективистами (Резников, Бутринова, 2002). Изменение в коллективизме, отношении к труду, выборе будущей профессии и др. психологических характеристиках отмечаются и в наших исследованиях среди русских, проживающих в Костромской области.

Примечание

1 По-видимому, впоследствии, в советское время, это способствовало проявлению указанных особенностей в форме «штурмовщины», «ав-ральности» и «выполнения и перевыполнения плана любой ценой».

М.В. Шакурова

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

Современную гуманитаристику, включая педагогические исследования, сегодня нельзя представить без широкого использования понятия «идентичность личности». В связи с усложнением современных представлений о данном феномен актуальной задачей выступает уточнение содержания относительно новых конструктов, наиболее востребованным из которых является понятие «социокультурная идентичность». Для характеристики сущности последнего необходимо обратиться к анализу содержания базовых понятий.

Классическое определение социальной идентичности принадлежит Генри Тэджфелу (Tajfel): часть индивидуальной «Я-концепции», происходящая от знаний индивида о собственном групповом членстве в сочетании с ценностными и эмоциональными проявлениями этого членства [1, с. 139]. Обобщая различные точки зрения, представляется возможным выделить следующие инвариантные характеристики социальной идентичности: знания индивида о том, что он принадлежит к определенной группе, и отнесение себя к этой группе («belonging identity» («идентичность принадлежности») А. Карле (Curle) [5]); эмоциональную значимость для индивида собственного группового членства; осознание чело-

веком своих социальных потребностей и расширения средств и способов их реализации.

В качестве продукта социальной идентичности Г. Бриквелл (Breakwell) предлагает рассматривать личностную идентичность: «перцепция социального давления и адаптация к нему - это активный и селективный процесс, и личностная идентичность является его остаточным, резиду-альным образованием» [2, с. 161]. Личностная идентичность определяется как внутренняя динамическая структура, интегрирующая представления человека о самом себе с ожиданиями значимых других, интериоризованными в самосознании этого субъекта в единое целое без потери их своеобразия (Дж. Локк (Locke), Д. Юм (Hume); В.В. Зеньковский, Л.П. Красавин, С.Л. Франк; Э. Эриксон (Erikson), В. Хесле (Husle), Д. Парфит (Parfit); Е.П. Трубина, О.В. Беляева, и др.).

Отечественные исследователи предпочитают рассматривать целостную цепочку: «социальная идентичность - личностная идентичность - самоидентичность» (Н. Паттурина [3]). При этом В.Н. Павленко отмечает: «Социальная идентичность теснейшим образом взаимосвязана с инг-рупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, личностная идентичность - с отличием от всех других людей и, что в данном контексте

58

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

© М.В. Шакурова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.