Научная статья на тему 'Природа этнопсихологического облика народов'

Природа этнопсихологического облика народов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
930
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Резников Евгений Николаевич

В статье говорится об условиях, формирующих этнопсихологические особенности народов (природно-географические, иды производственной деятельности, религия, идеология, история, культура, миграция, социально-экономические условия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature of the ethnopsychological aspect of peoples

The article deals with the conditions forming ethnopsychological peculiarities of peoples: types of productive activity, religion, ideology, history, culture, migration, natural-geographical and social-economic conditions.

Текст научной работы на тему «Природа этнопсихологического облика народов»

ПРИРОДА ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЛИКА НАРОДОВ*

E.H. РЕЗНИКОВ

Институт психологии Российская академия наук Ул. Ярославская, д. 13, 129366 Россия, Москва

В статье говорится об условиях, формирующих этнопсихологические особенности народов (природно-географические, иды производственной деятельности, религия, идеология, история, культура, миграция, социально-экономические условия).

Используя термин «природа» этнопсихологического облика», мы имеем в виду условия (факторы, или детерминанты), формирующие этнопсихологический облик народа. Рассмотрение природы базируется на системном подходе, впервые обоснованном Б.Ф. Ломова [Ломов, 1999]. Этнос всегда «открыт» к различным воздействиям (экономическим, политическим, социальным, идеологическим и пр.) и готовности к «самоорганизации» как системы. Нелинейность природы этнопсихологических феноменов проявляется в том, что объяснения влияния только одной детерминанты в изменении этнопсихологических характеристик народа не всегда правомерно. Обычно детерминизм в появлении этнопсихологических явлений обычно лежит в поликаузальности их появления. «Нелинейность детерминации» - это отказ от понимания связи «причина -следствие» как непосредственной, близкой по времени проявления. Б.Ф. Ломов говорит о кумулятивной причине, предполагающей усиление «промежуточно накопленных факторов», увеличение некоторой критической массы изменений, чтобы каузальное отношение «сработало» [Завалишина, Барабанщиков, 1990].

Все детерминанты, как правило, действуют в едином неразрывном комплексе (иногда последовательно, а иногда одновременно), в связи с чем порой трудно дифференцировать взаимосвязи между каждым воздействующим фактором и его результатом в этнопсихологическом облике народа. Вместе с тем, несмотря на указанные трудности, многие ученые прослеживают эти взаимосвязи (особенно при исследовании конкретных этносов) [Гумилев, 1994; Страноведение арабских стран, 2001].

Природно-географические условия. В этнической психологии роль географических факторов в формировании этнопсихологических характеристик достаточно выпукло нашла отражение в работах немецкого исследователя В.Хелльпага [Hellpach, 1954]. В своих работах он утверждает, что природно-географические условия являются решающими детерминантами, так как они

* Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант 04-06-00239).

стабильно действуют в течение многих веков и даже тысячелетий. Обусловленные ими этнопсихологические характеристики восстанавливаются у представителей этноса после их возвращения на историческую родину, даже после весьма длительного отсутствия в родных местах.

На первых этапах развития народов, когда уровень развития производительных сил был невысок, существовала высокая зависимость жизнедеятельности этноса от природно-климатических условий. Земледелие, животноводство, охота, сбор ягод и трав обусловливались условиями, в которых проживал этнос. В зависимости от того, какие культуры возделывались земледельцами и какие ремесла были развиты в местности, соответственно производились и пищевые продукты, одежда и предметы домашнего обихода. Это, в свою очередь, способствовало формированию определенных потребностей в еде, привычек в быту, навыков и умений в различных видах трудовой деятельности, распространенных в местах расселения народов.

У норвежцев 70% всей территории страны покрыта горными массивами, остальная часть - лесом и лишь 3% земли пригодна к возделыванию. Проживание в такой среде сформировало у норвежцев заботливое отношение к природе. Гористая местность способствовала проживанию жителей в маленьких обособленных хуторах. Ландшафт местности и отсутствие частых контактов с другими людьми может объяснить, по нашему представлению, сдержанность и немногословность в общении. Проживание в этих условиях сформировало у норвежцев выносливость, жизнестойкость, неприхотливость, а также смиренность, сдержанность и готовность к частым изменениям погоды [Резников, Багреева, 2002].

Длительное проживание японцев на островах обусловило особенности восприятия ими окружающей природы. Оно связанно с осознанием значимости ее изменения в течение года. В целом все это сформировало, к примеру, такую традицию, как любование цветением сакуры.

Борьбу вьетнамцев против голода, засухи и особенно наводнений трудно было осуществить в одиночку. Поэтому строительство и поддержание каналов и дамб выработали у них потребность в коллективистских действиях, терпеливость, самообладание и сдержанность. В силу этих и других причин, вьетнамцы относятся к коллективистской культуре.

Влияние природно-географического фактора обусловило появление определенных этнопсихологических характеристик у русских. Древние русичи проживали в северо-западной и северо-восточной европейской части России. Климатические условия характеризовались коротким теплым летом и достаточно продолжительной зимой. Эти условия вынуждали русских напряженно трудиться в летние месяцы и вести размеренный и порой расслабленный образ жизни в зимнее время. В целом это обусловило появление среди русских уравновешенности, терпеливости, сдержанности, интравертированности, чувствительности и умеренности в выражении эмоций и чувств. Наличие широких просторов способствовало не очень уважительному отношению к природным ресурсам. В древность уходят и корни общинности и уравнительства среди русских [9, 10].

Природно-климатические условия проживания арабов включают в себя равнинно-холмистые полупустыни и пустыни, с оазисами с благоприятными почвами и пресной водой. Иногда встречаются небольшие лесные массивы.

Климат жаркий, сухой, иногда субтропический или тропический. Лето жаркое, сухое, а зима мягкая, относительно влажная. Влияние этих условий сказалось на размеренном, неторопливом ритме жизни, зависящем от времени года. В связи с тем, что летом отмечаются повышенная радиация и высокие температуры, то обязательно надевается головной убор (платок, тюрбан и пр.). Чтобы продуктивно трудиться в жаркое время года, работа начинается рано утром и длится примерно до 11-12 часов дня, после чего делается перерыв до 15-16 часов по местному времени. После этого жители снова идут на работу. Суровый образ жизни кочевников и земледельцев воспитывал у арабов сдержанность, неторопливость, самостоятельность и терпеливое отношение к трудностям.

В настоящее время зависимость жизнедеятельности людей от влияния при-родно-географических условий заметно снизилось.

Виды производственной деятельности. Б.Ф. Ломов в работе «Методологические и теоретические проблемы психологии» подчеркивает мысль, что «решающая роль в процессе антропо- и социогенеза принадлежит труду» [Ломов, 1999, с. 289]. Д. Берри в своей публикации «Культурная экология социального поведения» указывает, что охотничьи, земледельческие и собирательные культуры формировали разные качества у этносов, которые были в них заняты. В процессе социализации у детей в охотнических культурах формируется уверенность в себе, навыки принятия самостоятельных решений, автономность, а в земледельческих культурах - качества, связанные с подчинением и конформностью. В обобщенном виде можно утверждать, что природно-географические условия формируют поленезависимость (способность представителя этноса выделять стимулы из окружающего мира) и полизависимость (затрудненность выделения стимулов из окружающего мира). По мнению Д. Берри, в охотничьих и собирательных культурах этнофоры чаще полинезависимы, а в земледельческих культурах - полизависимы [Berry, 1979].

Из истории Соединенных Штатов Америки видно, что основным видом производственной деятельности на первом этапе создания государства было сельское хозяйство. Пионеры-фермеры постепенно осваивали земли на Западе страны. Занятие сельским хозяйством у большинства представителей американской нации в те времена было ведущим видом трудовой деятельности. Это формировало у американцев трудолюбие, расчет на собственные силы, простоту в общении, непритязательность в своих потребностях.

В Великобритании промышленный переворот способствовал развитию старых и появлению новых отраслей промышленности, вследствие чего к середине XIX в. страна становится «мастерской мира». Занятость в промышленном производстве развили у населения такие особенности как дисциплинированность, аккуратность, деловитость и ответственность. Экономическая обеспеченность породила у них уверенность в себе, независимость и самостоятельность в поведении, активное отношение к жизни. Географические открытия вызвали перемещение торговых путей из Средиземноморья в Атлантический океан, повлекло за собой развитие военного и торгового флота и это дало возможность английским купцам выйти на мировой рынок, открыло благоприятные возможности для проведения колониальных захватов. Служба на флоте развивала среди британцев смелость, выдержку и самообладание, упорство, умение

быстро и адекватно ориентироваться в опасных ситуациях, гордость за свою профессию.

У арабов было развито скотоводство (верблюды и мелкий рогатый скот) и земледелие. У скотоводов - бедуинов формировался размеренный образ жизни, степенность, неторопливость, чувство собственного достоинства, гордость, свободолюбие, сдержанность, внимательность и наблюдательность. У земледельцев развивались трудолюбие и миролюбие.

Торговля в арабских странах традиционно считалась как одна из самых престижных профессий, так как сам пророк Мухаммед в молодости занимался ею. Восточному человеку доставляет удовольствие стоять за прилавком и торговаться (это часть своеобразного представления для него и окружающих лиц). В некоторых арабских странах после крупной покупки клиент достаточно часто приглашается выпить чашечку кофе или чая.

При появлении новых видов профессиональной деятельности у лиц, занятых в них, формируются личные и деловые качества, которые раньше не были характерны для представителей данного народа и в дальнейшем могут также формироваться среди многих его этнофоров.

Религия. Своеобразие психологических особенностей этноса может обусловливаться и религией. «В ходе распространения мировых религий происходил своеобразный процесс накладывания сложившейся религиозно-идеологической системы на местные нравы, обычаи, традиции, верования» [Мануйлова, 1975, с. 19]. Например, после распространения римско-католической религии в Западной и Центральной Европе в XVI в. началось широкое общественно-политическое и религиозное движение Реформация. В результате этого процесса возник протестантизм (как протест против католичества), имеющий в разных странах разные названия: в Германии - лютеранство, в Швейцарии - кальвинизм, в Великобритании - англиканство и пр. Последствия заключались в том, что имело место взаимное изменение как местных нравов, обычаев, привычек и пр., так и религиозных направлений. Убедительным примером воздействия религии на отношение к работе является трудовая этика протестантизма, ставившая во главе угла воспитание добросовестного отношения к труду (как искупления греховности человека) [Вебер, 1990]. Влияние протестантизма, как религиозного направления христианства, наглядно видно на примере формирования отношения американцев и немцев к труду.

Влияние религии на население также просматривается среди этносов, исповедующих ислам. В некоторых государствах он является государственной религией. Несмотря на светский характер некоторых исламских государств, его влияние на верующих в этих странах довольно значимо. Он порой пронизывает все сферы жизни своих граждан, которые являются верующими (философию, экономику, право, политику, социально-бытовую сферу, искусство и пр.). Влияние ислама проявляется в образовании и развитии искусства. Зеленый цвет стал символом в исламе и обязательной составляющей государственных символов.

Идеология. На формирование этнопсихологических особенностей определенное влияние оказывает идеология. В обществе идет постоянная борьба за власть между различными социальными слоями и классами. Стоящие у власти политические элиты стремятся распространить свою идеологию, ценности и психологические особенности до общенациональных масштабов. Поэтому в

определенные периоды истории в этническом облике могут проявляться ценности и психологические особенности тех слоев и классов, которые управляют государством. Существующая борьба между двумя полюсами за формирование психологических особенностей может оказаться длительной и напряженной. В результате того, какие цели (политические, экономические, социальные и пр.) ставят руководители страны и правящая элита, соответствующие психологические особенности они и формируют среди этнофоров. Рассмотрим влияние идеологии на психологические особенности русского народа. До 1917 г. ценностные ориентации русских формировались на основе общинных ценностей, в силу чего революционная идеология коммунистов нашла благоприятную почву в русской ментальности. В течение 70 лет в СССР сознательно культивировались коллективистские ценности (Человек человеку товарищ, друг и брат!). В советское время отношение к труду усреднялось и обесценивалось массовым использованием моральных и психологических стимулов, а экономические стимулы отвергались (в целом это, безусловно, снижало эффективность экономики). После 1991 г. коллективистские ценности резко сменились на индивидуалистские, что обусловило у большей части населения психическую напряженность, нервные срывы и чувство неприятия проводимых реформ. Идеология рынка потребовала более жесткой активности, ответственности и творческого отношения к работе. После 1991 г. в России официальной идеологией стали рыночные отношения, и у русских, татар и представителей других народов, проживающих в России, стали формироваться соответствующие духу товарно-денежных отношений ценности, деловые и личные качества [9, 10].

История этноса объясняет, какие конкретные события и каким образом повлияли на формирование определенных психологических характеристик среди его представителей. К значимым событиям относятся длительные войны, которые вел народ, освоение новых земель, борьба со стихийными бедствиями и пр.

В психологических особенностях этноса отражаются его исторические судьбы. «Одним способом формировалась психология веками порабощенных народов, другим - представителей угнетающих наций. Вековой национальный гнет может формировать у порабощенной нации такие отрицательные свойства, как приспособленчество, пассивность, двуличие, неверие в свои силы и т. п.» [Малинаускас, 1976, с. 42].

Одним из наиболее знаменательных исторических событий в Англии, оказавших влияние на формирование чувства личного достоинства, независимости и уверенности в себе англичан, явилось подписание «Великой хартии вольностей» и вскоре последовавшее за этим образование парламента. Кроме того, почти на протяжении тысячелетия на территории Англии не ступала нога завоевателей, что также формировало достаточно высокое национальное самосознание и национальную гордость.

В нашей стране значимыми событиями является татаро-монгольское нашествие на Русь, которое, с одной стороны, обогатило русский язык, способствовало развитию торговых навыков, а, с другой стороны, затормозило экономическое и культурное развитие страны, формировало у населения приниженность и покорность, подрывало экономическое состояние населения. Победа на Куликовом поле, освобождение от татаро-монгольского угнетения, деятельность мо-

сковского князя Ивана Калиты по собиранию русских земель, централизация княжеств и укрепление государственной власти - все это способствовало зарождению национального самосознания, национального чувства русского народа. Реформы Петра I приобщили дворянство к западной культуре, но большое количество приглашенных из европейских стран специалистов породило определенный пиетет по отношению к ним, иногда переходящий у отдельных лиц в комплекс неполноценности. Война 1812 г. объединила русский народ, пробудила в нем национальную гордость, национальное чувство и национальное самосознание. Отмена крепостного права в 1861 г. позволила основной массе населения России постепенно освобождаться от «рабской психологии» и «психологии холопства» и в дальнейшем приобретать чувство собственного достоинства. Великая Отечественная война сплотила русский народ с другими народами СССР, обусловила проявление массового героизма и самоотверженности [9, 10].

Таким образом, можно сделать вывод, что исторические события в жизни этноса обусловливают появление новых и изменение ранее сформировавшихся психологических особенностей.

Культура. На формирование этнопсихологических особенностей народа оказывает влияние национальная культура. Под культурой мы понимаем одну из ее форм - искусство, связанное со способностью субъекта к эстетическому восприятию и освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения. Особенно это относится к воздействию архитектурных памятников, произведений искусств, традиционных для определенных стран татуировок и пр. (например, татуировки на теле ранее были распространены среди некоторых этносов на Полинезийских островах, а сейчас стали модными и в европейских странах). У отдельных народов среди женщин модной считается длинная шея, вследствие чего на шею девочек после 8 лет надевают кольца, которые они носят всю жизнь и пр. Наглядно просматривается влияние культуры в таких европейских странах как Франция (недаром достаточно распространенным является французское слово «шарм»). В Италии велика воспитательная роль материальной и духовной культуры, которая осталась после Древнего Рима, эпохи Возрождения в средние века.

Миграция. Большое влияние оказывают миграции на формирование новых и изменений уже имеющихся у народов этнопсихологических характеристик. Миграция в США явилась главным механизмом формирования американской нации [Национальные процессы в США, 1973]. Несмотря на то, что Америка была открыта в конце XV в., активное ее заселение европейцами началось в конце XVI и начале XVII в. В Северную Америку переселялись различные социальные группы людей. Основную массу составляли крестьяне, которые не имели земли и мечтали уехать в чужие края, а там начать новую жизнь в неизведанных условиях. Такие люди привносили с собой предприимчивость, привязанность к земле, трудолюбие, упорство, смелость, индивидуализм и стремление заработать. Другая часть колонистов была привлечена перспективой быстрого и легкого обогащения. К такой категории можно отнести купцов, искателей приключений и т. д. У них проявились такие особенности, как расчетливость, смелость, рискованность, переходящая в авантюризм. Часть эмигрантов приезжали в США, чтобы скрыться от религиозных, политических и просто

уголовных преступлений. Колонизация американских земель стала осуществляться за счет прибывающих из Англии, Ирландии, Франции, Голландии и других европейских стран. Особенно массовым было заселение представителями Англии, так как там бурно происходил процесс обезземеливания крестьян, которые, не имея возможности прокормить семью у себя на родине, в поисках лучшей доли уезжали за границу. «Англичане принесли в Америку господствующий язык, свою технику и технические навыки, элементы культуры, единообразную денежную систему и многое другое» [Национальные процессы в США, 1.973, с. 18]. В силу указанных причин у американцев стали проявляться этнопсихологические черты, свойственные англичанам (например, самостоятельность, деловитость, чувство собственного достоинства и пр.).

Среди русского этноса примерами миграций могут служить добровольные и вынужденные перемещения последователей ортодоксальных течений и сект христианства из центральных регионов страны во вновь осваиваемые территории Сибири и Дальнего Востока (старообрядцы, молокане, духоборцы и др.).

Можно прогнозировать, что этномиграционные процессы в XXI в. могут быть обусловлены и перемещением трудовых ресурсов из стран Азии и Африки в развитые индустриальные регионы. Издается журнал «Международное миграционное обозрение» (International migration review), в котором периодически печатаются статьи по психологии мигрантов.

Социально-экономические условия, формирующие этнопсихологические особенности, тесно связаны с видами производственной деятельности, культурой, цивилизацией и природно-географическими условиями. В этом плане рассматривают новый, цивилизационный подход к рассмотрению названной выше проблемы. Выделяют два цивилизационных пути: традиционный и техногенный. Для традиционного характерны замедленные темпы социальных изменений. Инновации в сфере производства и в сфере регуляции социальных отношений допускаются только в рамках апробированных традиций. Прогресс, по сравнению со сроками жизни этнофоров и даже поколений, идет очень медленно. Виды профессиональной деятельности, средства и цели иногда столетиями не меняются в этих типах цивилизаций. «Соответственно в культуре приоритет отдается традициям, канонизированным стилям мышления, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков. В техногенной цивилизации темпы социального развития резко ускоряются, экстенсивное развитие сменяется интенсивным. Высшей ценностью становятся инновации и творчество, формирующие новые оригинальные идеи и образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Традиция должна не просто воспроизводиться, а постоянно модифицироваться под влиянием инноваций» [Степин, Кузнецова, 1994, с. 4]. Главным условием, определяющим процессы социальной жизни народов, является развитие техники и технологии, которые проходят все более спрессованные циклы обновления. Таким образом, возникает новый тип развития общества, основанный на ускоряющемся изменении предметной среды, окружающей этнофоров. Активное обновление второй природы, в которой протекают жизненные процессы человека, в свою очередь, приводят к ускоряющимся трансформациям социальных связей. Научно-технический прогресс в техногенной цивилизации постоянно изменяет типы общения и формы коммуникации людей. «В ней на протяжении жизни одного поколения может радикально трансформироваться

система социальных отношений, виды деятельности, их средства и ценностно-целевые структуры» [Степин, Кузнецова, 1994, с. 4]. Техногенная цивилизация, возникнув в Европе, стала распространяться и среди этносов всего мира. Часть стран были полностью поглощены ею, а другие, модернизируясь, «постепенно превращались в техногенные общества, сохраняя определенные черты самобытности. Таков был путь Японии после реформ Мэйдзи, России, Китая, Аргентины и Бразилии в XX веке и т. д.» [Степин, Кузнецова, 1994, с. 3].

Особенно наглядно видно влияние социально-экономических условий в стране на изменение этнопсихологических особенностей народов в настоящее время в России. После 1991 г. влияние рыночных отношений сказалось на ценностях русского народа, его коллективизме, изменении межличностных отношений между людьми и других особенностях [Резников, Садов, Фетискин, Ко-лиогло, 2003]. Во Вьетнаме также видно изменение в этнопсихологических особенностях вьетнамцев на представителях малых народов Северного Вьетнама [Резников, Тхыонг, 1999].

В целом можно сказать, что психологический облик народа не является застывшей, статической системой; его изменение медленно происходит и в наши дни под влиянием разнообразных причин. Вместе с тем, этнопсихологические характеристики относительно стабильны, консервативны и имеют большую инерцию. «В этой преемственности и относительной устойчивости - одна из отличительных черт национальной психологии, но в этом таится и опасность ее консерватизма» [Малинаускас, 1976, с. 47].

Заканчивая рассмотрение условий, влияющих на формирование национально-психологических особенностей представителей народа, необходимо отметить, что происходит и взаимовлияние, т. е. обратное воздействие этнопсихологических феноменов (психических процессов, состояний и свойств каждого народа) на детерминанты, которые обусловливают происхождение этнопсихологических характеристик. Это наглядно видно на примере влияния этнического экологического сознания англичан (или норвежцев) на природно-географи-ческую среду (бережное, ресурсосберегающие и пр.). У других народов такого отношения к природе не наблюдается. В целом, проблема взаимовлияния является очень важной не только в теоретическом, но и в прикладном планах и представляет собой самостоятельное перспективное научно-прикладное направление в этнической психологии.

В данном исследовании были выделены лишь основные причины, детерминирующие этнопсихологические особенности народов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990, с. 61-273.

2. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М., 1994.

3. Завалигиина Д.Н., Барабанщиков В.А. Детерминация и развитие психики // Принцип системности в психологических исследованиях. - М., 1990.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1999.

5. Малинаускас КО. О национальной психологии и условиях ее формирования // Коммунист. - Вильнюс, 1976, № 6, с. 42.

6. Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. -М., 1975.

7. Национальные процессы в США. - М., 1973.

8. Резников Е.Н., Багреева Е.В. Факторы, сформировавшие этнопсихологический облик норвежцев // Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад: Тезисы докладов участников Ш Международной научной конференции (18-19 сентября 2002 г.). - Набережные Челны, 2002, с, 187-190.

9. Резников Е.Н. Природа этнопсихологических особенностей русского народа // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (Краткосрочные и долгосрочные горизонты): Материалы международного психологического конгресса, посвященного 30-летию кафедры психологии. Кострома, 23-24 октября 2003 г. Т. 2. - Москва-Кострома, 2003, с. 59-63.

10. Резников Е.Н. Изменения в психологии русского народа // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (Краткосрочные и долгосрочные горизонты): Материалы Международного психологического конгресса, посвященного 30-летию кафедры психологии. Кострома, 23-24 октября 2003 г. Т. 2. - Москва-Кострома, 2003, с. 63-66.

11. Резников Е.Н., Садов В.А., Фетискин Н.П., Колиогло Н.В. Сравнительный анализ ценностных ориентации русских (на примере городских и сельских жителей Костромской области) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - М., 2003, с. 166-175.

12. Резников Е.Н., Тхыонг, Нгуен Нгок. Изменение социально-психологичесских особенностей малых народностей Северного Вьетнама в новых социально-экономических условиях // Социальная психология экономического поведения. - М.: Наука, 1999, с. 208-213.

13. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: Институт философии РАН, 1994.

14. Страноведение арабских стран. Разработано Куликовым И.Д. Юнита 1 и 2. - М.: Современный гуманитарный университет, 2001.

15. Berry J.W. A cultural ecology of social behavior // Advances in experimental social psychology / Berkowitz L. Vol. 12. -N.Y., 1979, p. 177-207.

16. Hellpach W. Der Deutsche character. - Bonn, 1954.

THE NATURE OF THE ETHNOPSYCHOLOGICAL ASPECT

OF PEOPLES

E.N. REZNIKOV

Institute of Psychology Russian Academy of Sciences 13, Yaroslavskaya St., Moscow, Russia

The article deals with the conditions forming ethnopsychological peculiarities of peoples: types of productive activity, religion, ideology, history, culture, migration, natural-

geographical and social-economic conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.