Научная статья на тему 'Этнос тыва как социальная группа макрообщности: факторы формирования облика'

Этнос тыва как социальная группа макрообщности: факторы формирования облика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
287
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнос тыва как социальная группа макрообщности: факторы формирования облика»

Психологические науки

УДК 159.9.072

ЭТНОС ТЫВА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА МАКРООБЩНОСТИ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА

Н.О. Товуу. Тувинский государственный университет (Россия, Кызыл)

Уважаемые участники конференции, студенты и преподаватели. В первую очередь разрешите поблагодарить всех организаторов в лице доктора психологических наук Владимира Григорьевича Морогина за такую уникальную и актуальную конференцию.

Хакасию и Туву роднят наш высокогорный Саян и быстротечный Енисей. Осенью этого года Тува отметила 100-летний юбилей единения с Россией (объявления российского протектората над изолированным Урянхайским краем). С 1727 года по 1914 год край относился к Китаю. По сей день, на территории Монголии и Китая малочисленными группами проживают этнические тувинцы. А история присоединения Хакасии к России насчитывает около 400 лет. После объявления российского протектората над изолированным Урянхайским краем (17 апреля 1914 года), она втягивается в орбиту российской экономики. С этого периода социальная среда и условия быта народа тыва существенно меняются. В это время также был основан первый город (Кызыл, столица Республики Тыва). По данным переписи 1919 года, численность всего населения края составлял 60 тыс. человек (в том числе тувинцы - 48 тыс. человек, а русские и др. национальности - 12 тыс. человек). В августе 1944 года Малый Хурал принял Декларацию о вхождении Тувинской Народной Республики в состав СССР в качестве Тувинской автономной области. В 1961 году ее статус снова изменился, и Тува вошла в РСФСР как Тувинская автономная Советская

Социалистическая Республика. Современная Республика Тыва (Тува) один из субъектов Российской Федерации с численностью населения 306,2 тыс. человек.

С древних времен базовые этнические характеристики -территория, язык, культура и образ жизни выделяли тувинцев как этническую общность среди других народов. Исторический путь к созданию суверенной государственности этноса тыва пролегал через империю Чингисхана, правление Алтын-ханов, джунгарских ханов, маньчжурского богдыхана. Будучи малочисленным народом, этнос тыва смог сохранить свою самобытность, не раствориться в волнах этнических смешений, нашествий завоевателей, унаследовав богатейшие древние культуры скифского, гуннского, древнетюркского, уйгурского и кыргызского периодов. Особую роль сыграли исторические факторы и принадлежность народа к кочевой цивилизации, формирующие своеобразный менталитет. Менталитет, как своеобразная специфика психологической характеристики народа, раскрывается через систему ценностей, норм и социальных установок. В современный период развития общества психологический облик представителя народа тыва в связи с изменением политических, исторических, социально-экономический и других условий (Интернет, связь, информационные технологии и др.) постепенно изменился. Вместе с тем, тувинец осознает свое происхождение и историческое прошлое своего этноса. Основная категория современных тувинцев владеет родным языком (тувинским), а также русским, осваивает прошлый опыт и различные сферы этнической культуры. Факторы и условия, сформировавшие психологический облик тувинского народа, это: на первых этапах, когда уровень развития производительных сил был невысок, существовала высокая зависимость жизнедеятельности этноса от природно-климатических условий. Земледелие, животноводство, охота, сбор ягод и трав диктовались условиями, в кото- рых проживал этнос тыва. В зависимости от того, какие культуры возделывались земледельцами, и какие ремесла были развиты в местности, производились и пищевые продукты, одежда и предметы домашнего обихода. Это, в свою очередь, способствовало формированию определенных потребностей в еде,

привычек в быту, навыков и умений в различных видах трудовой деятельности, распространенных в местах расселения народов.

Влияние природно-географического фактора обусловило появление определенных этнопсихологических характеристик народа тыва. Тыва от других республик, краев, государств отделена высокой горной грядой Сая-но-Алтая, Танну-Ола, она находится севернее обширных степных просторов Гоби. Все это способствовало относительной изолированности народа, накладывало определенный отпечаток на их психологические черты, обусловившее особенности восприятия ими окружающей природы. Для этноса тыва характерна целостность и труднодоступность территории проживания. По площади территории (168,6 тыс.кв.км.) среди республик Российской Федерации она занимает пятое место, уступая лишь республикам Бурятия, Карелия, Коми и Саха (Якутия). Как было отмечено, она расположена в широкой полосе Алтае-Саянской горной страны, на стыке сибирских таежных и центрально-азиатских пустынно-степных ландшафтов, основная часть населения которого проживает в межгорных котловинах, таких как Тувинской, Турано-Уюкской, Хемчикской, Убсу-Нурской, Тоджин-ской. В целом горные системы занимают около 82% всей территории республики и лишь 18% приходится на межгорные котловины.

В межгорных котловинах природные ландшафты располагаются в соответствии с высотной поясностью: днища котловин заняты степными и сухостепными ландшафтами, склоны горных хребтов - хвойными и лиственными лесами, в высокогорье преобладают субальпийские и альпийские луга, горная тундра. Почти половина территории Тувы покрыта лесами, примерно одну треть их площади занимают степи, остальную часть - горная тундра и кустарники. Проживание в такой живописной среде сформировало у тувинцев чувство любви к своей природе, заботливое и бережное отношение к окружающему его миру, Вселенной, а также умение наблюдать, находить и оберегать полезное в разных природных условиях. Тем самым чувство неразрывной связи с прошлым у народа тыва глубоко развито. Такие свойства, как целостность, устойчивость и стабильность этнического состава обеспечивали длительность его существования и устойчивость этических норм и

ценностей.

Образ жизни в суровых климатических условиях (самая низкая температура, отмеченная зимой - - 58 градусов, а самая высокая летняя - + 38), сформировал у тувинцев немногословность в общении, выносливость, неприхотливость, готовность к частым изменениям погоды, умение приспосабливаться к суровой природе местности.

Таким образом, местоположение территории проживания оказало влияние на психологические характеристики этноса. Тува расположена за Саянскими горами в удалении от экономически развитых регионов России, находится в непосредственной близости от перифирийных аймаков (районов) Монголии и разделена с ней государственной границей. Издревле совершавшиеся набеги монголов, порабощение китайцами, способствовало формированию у тувинцев таких черт, как склонность к относительной изолированности, к тесным родственным отношениям, что наложило определенный отпечаток на психологические черты народа.

Горный рельеф, способствовал изолированности естественными рубежами как от соседних государств, так и внутри страны между кожуу-нами - все это в совокупности с другими причинами определило этногео-графический регионализм этноса тыва. Географическое место проживания может способствовать или затруднять общение этноса с другими народами, что, в свою очередь, влияет на формирование психологического облика его представителей.

Плотность населения в Республике Тыва в среднем составляет 1,8 человек на кв. км.

Борьба этноса тыва за выживание в условиях резко континентального климата сформировала такие психологические черты, как терпение, выносливость, практичность, рационализм, спокойствие и уравновешенность, а разнообразие географических и климатических зон -горная, степная и лесистая - обусловило деление народа на ряд типов -северный, западный, южный. Горная, степная и лесная местности и отсутствие частых контактов с другими людьми обусловили у народа сдержанность и немногословность в общении. Образ жизни в суровых климатических и географических условиях сформировал у тувинцев

выносливость, жизнестойкость, неприхотливость, а также смиренность, сдержанность, терпимость. Месторасположение края и другие факторы, способствовали проживанию народа в степной зоне в войлочных юртах, а в тундровой - в чумах.

Климатические условия, характеризующиеся резкой континенталь-ностью, коротким летом и достаточно холодной продолжительной зимой, обусловили появление у тувинцев таких черт как уравновешенность, терпеливость, сдержанность и умеренность в выражении эмоций и чувств. Суровый климат и образ жизни кочевников-скотоводов, охотников воспитало у них самостоятельность и терпеливое отношение к трудностям, способствовало формированию самоограничения, самоуспокоенности, умеренности во всем, стремлению к балансу и гармонии в жизни (особенно к явлениям окружающего мира). Таким образом, суровые климатические условия сказались в поведении и образе жизни населения региона издревле: движения их неторопливы, уравновешены и сдержаны; темп жизни несколько замедлен. Под воздействием этих условий у подавляющей части этноса сформировался национальный флегматичный темперамент. В современный период, когда усилилось влияние глобальных социальных факторов, зависимость жизнедеятельности людей от природно-географических условий заметно снизилось, но этногеографический регионализм среди тувинцев сохранился и до наших дней.

Своеобразие психологических особенностей этноса может обусловливаться и религией. «В ходе распространения мировых религий происходил своеобразный процесс накладывания сложившейся религиозно-идеологической системы на местные нравы, обычаи, традиции, верования» [Мануйлова, 1975]. Духовно-нравственный потенциал религии признавали даже критики религиозного учения.

Религиоведы отмечают, что религия содержит в себе методологию решения политических, экономических, юридических и этических проблем. А. Тойнби и С. Хантингтон высказывали мысль о том, что религия является одной из основных характеристик цивилизации и даже определяет цивилизацию. Неприятие этого тезиса наблюдается у Н.Н. Моисеева: «Слов нет, религия оказывает огромное влияние на формирование духовного

мира человека и тем самым на утверждение тех или иных цивилизацион-ных догм. Вряд ли можно отрицать, что существует и обратное влияние цивилизации на формирование религии». Н.Н. Моисеев считает, что не столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизация не только «выбирает» ту или иную религию, но и адаптирует ее к своим духовным и материальным потребностям. «В самом деле, ведь любая цивилизация возникает гораздо раньше религии, принятой теми или иными народами, а цивилизационные стандарты меняются весьма медленно» [Моисеев, 1995].

Воздействие шаманизма способствовало формированию у тувинцев бережного отношения к природе, ее одухотворению, терпимости ко всему, что его окружает. Шаманы оказывали психотерапевтическую помощь и поддержку человеку, членам его семьи, в целом этносу. К шаманизму, его истории в Туве в современный период возрастает интерес не только у туристов, но и исследователей.

Официальное принятие буддизма в форме ламаизма произошло в 1753 году. Буддизм проник в край из Монголии и народ приспособил «желтую религию» к своему миропониманию. После распространения среди народа тыва буддизм одновременно приобрел национально-специфические формы в зависимости от психологических особенностей этноса. Наряду с шаманизмом буддизм тогда был признан государственной религией. После разгрома в 1757 году Джунгарского ханства мань-чжурско-китайской армией и вплоть до 1911 года Танды-Урянхай находился в зависимости от маньчжурских правителей Китая, которые, впрочем, не смогли утвердить своего прямого господства. В целом, религия способствовала формированию у тыва этноса таких качеств, как уважительное отношение ко всему окружающему его миру, самоограничению.

История этноса объясняет, какие конкретные события и каким образом они повлияли на формирование определенных психологических характеристик среди его представителей. В психологических особенностях этноса отражаются его исторические судьбы. «Одним способом формировалась психология веками порабощенных народов, другим - представителей угнетающих наций. Вековой национальный гнет может формировать у

порабощенной нации такие отрицательные свойства, как приспособленчество, пассивность, двуличие, неверие в свои силы и т.п.» [Малинаускас, 1976].

Описывая значительную разбросанность кочевий этноса тыва, путешественники объясняли ее как причинами географическими, так и политическим положением - территория современной Республики Тыва к концу XVI века принадлежала династии Алтын-ханов, потомков халских князей, господствовавших в те времена и считавших себя наследственными владетелями хотогойтов (уйгуров) и тыва (урянхайцев), и захват Урянхайского края (так китайские завоеватели называли современную территорию Республики Тыва) Алтын-ханами из Северной Монголии, распространение их власти на северную сторону Западного Саяна и на мелкие племена Минусинской котловины означал для тыва этноса опасность китайской колонизации. Но огромные пространства степи Гоби, гористый характер местности, где жили их племена, мешали китайским завоевателям укрепить свое могущество. Этот период в истории этноса наложил определенный отпечаток на психологический облик народа. В 20-ом веке в 1914 году было принятие российского протектората, а затем и вхождение в 1944 году Тувинской Народной Республики (ТНР) в состав Союза Советских Социалистических Республик.

Все эти исторические преобразования нашли отражение в Конституциях ТНР (1924, 1926, 1930, 1941). Все социально-экономические изменения проходили под влиянием Тувинской Народно-Революционной партии, затем (до 1991 года) под руководством Тувинского обкома КПСС.

Также значимыми событиями в истории народа тыва является его поддержка и участие тувинцев-добровольцев в Великой Отечественной Войне. С 1941 году народ тыва активно помогал и поддерживал СССР в борьбе с фашистскими захватчиками. В ней тувинцы участвовали как добровольцы. ТНР перестраивал свою экономику в интересах помощи и поддержки Советскому государству в период Великой Отечественной Войны. По историческим сведениям, народ тыва активно стремился помочь Красной Армии на фронте и дать как можно больше продуктов питания, одежды и обмундирования. По сведениям историка З.Ю. Доржу только с

февраля 1942 года по декабрь 1943 из Тувы на фронт было отправлено 389 вагонов подарков на сумму более 10 млн. руб.: 52 тыс. пар лыж, 12 тыс. полушубков, 15 тыс. пар валенок, 67 тонн шерсти, 10 тыс. индивидуальных посылок др. [Доржу, 1993].

По данным из личного семейного архива (подтверждения имеются в государственном архиве ТНР за 1942-43 годы) моего отца - Товуу Оюна Силбировича и его родных значится, что он лично сдал фронту не только деньги, но и весь свой личный скот. В этот период он был ответственным организатором за сбор и оказание помощи Красной Армии. Из его воспоминаний, на средства, собранные в помощь Красной Армии, на фронт был отправлен самолет с надписью «От трудящихся Тандинского кожууна». Развитое чувство патриотизма, коллективизма и интернационализма у народа тыва подтверждается действиями патриотически-настроенных тувинцев в указанные годы в ТНР.

Приобщение к русской и мировой культурам, большое количество приглашенных специалистов из СССР породило определенные психологические особенности в облике коренного народа, иногда переходящие у отдельных лиц в комплекс неполноценности. Великая Отечественная война и вхождение ТНР в состав СССР, сплотили народ тыва с другими народами СССР.

Политические элиты, стоящие у власти, также стремятся распространить свою идеологию, верование, ценности и психологические особенности до общенациональных масштабов. Поэтому в определенные периоды истории в этническом облике любого народа могут проявляться ценности и психологические особенности тех слоев и классов, которые управляют государством. Существующая борьба между двумя полюсами за формирование психологических особенностей может оказаться длительной и напряженной. В результате того, какие цели (политические, экономические, социальные и пр.) ставят руководители и правящая элита, соответствующие психологические особенности они и формируют среди народа.

С 1944 года после вхождения ТНР в состав СССР тувинцы активно вписываются в историю новых отношений с народами, проживающими в

СССР, строят свою жизнедеятельность под идеологией и руководством КПСС. В СССР течение 70 лет сознательно культивировались коллективистские ценности, например, «Человек человеку товарищ, друг и брат», но отношение к труду усреднялось и обесценивалось массовым использованием моральных и психологических стимулов, а экономические стимулы отвергались (в целом это, безусловно, снижало эффективность экономики). После 1991 года в России официальной идеологией стали рыночные отношения, и у представителей русских, тувинцев и других народов, проживающих в России, в частности в Туве, стали формироваться ценности, деловые и личные качества, соответствующие духу товарно-денежных отношений. Идеология рынка потребовала от населения более жесткой активности, ответственности, профессионализма и творческого отношения к работе. Коллективистские ценности резко сменились на индивидуалистские, что обусловило у большей части населения России, в частности Тувы, психическую напряженность, нервные срывы и чувство неприятия проводимых реформ.

В связи с происходящими в СССР изменениями, в Туве с конца 1980 годов начинают происходить определенные изменения в сознании этноса тыва: предпринимались попытки возродить традиционную духовность, национальную культуру, восстановить моральные нормы и ценности в качестве живых ориентиров в сознании и поведении этноса. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные во многих областях общественных наук.

За годы советского периода в двадцатом веке Тува сумела подготовить квалифицированные национальные кадры, построить объекты культурно-просветительского характера с учетом духовных традиций народа, потребностей и способностей людей и общечеловеческих ценностей: здание музыкально-драматического театра, национального музея и т.п.

Современная жизнь в России, в частности в Туве, все глубже погружает людей в сферу потребительской цивилизации, отторгнутой от духовной культуры. В современный глобализационный период культурное наследие народа, развитие тувинской письменности, родного языка, обра-

зовательного уровня этноса играет определенную роль в формировании психологического облика молодого поколения. Родной (тувинский) язык и литература в научных кругах развивался достаточно интенсивно.

Социально-экономические условия, формирующие этнопсихологические особенности, очень тесно связаны с производственной деятельностью, культурой, цивилизацией и природно-географическими условиями региона. В этом плане рассматривают новый, цивилизационный подход к исследованию названной выше проблемы. Выделяют два цивилизацион-ных пути: традиционный и техногенный.

А для народа тыва, как было отмечено, характерны замедленные темпы социальных изменений; инновации в сфере производства и в сфере регуляции социальных отношений допускаются ими только в рамках апробированных традиций. Научно-технический прогресс, по сравнению со сроками жизни представителей этноса и даже целых поколений, идет медленно. Меняется привычный уклад жизни, питание и социальная среда. Многие тувинцы уже не следуют традиционному животноводческому труду, а выбирают другие виды трудовой деятельности, и он происходит медленно, с некоторыми трудностями. Например, когда мужчина начинает осваивать новое, непривычное распределение социальных ролей, расставшись с традиционным трудом и укладом жизнедеятельности.

Вместе с этими преобразованиями в социально-экономической сфере происходило и обратное воздействие этнопсихологических феноменов (психических процессов, состояний и свойств) на социальные детерминанты.

По статистическим данным после вождения Тувы в состав СССР численность населения в 1959 году составила 171,9 тыс. человек, а этнический состав был следующим: тувинцев — 98,0 тыс. человек, русских и других этнических групп 73,9. Численность населения Республики Тыва составляет 306,2 тыс. человек (на 1 января 2005 года). Коренное население Республики Тыва - тувинцы - в современный период составляет более 62%.

Таблица динамики этнического состава Республики Тыва в XX веке

Годы Всего, тыс. чел. Тыва этнос Русские и др. этносы

1919 60 48 12

1944 95 81,1 14,3

1959 171,7 98 73.9

1970 238 135,3 95.6

1979 266,3 161,9 96,8

1989 301,9 198,4 110,1

2000 311,2 208,8 93,3

После 1991 года влияние рыночных отношений сказалось на ценностях и изменении межличностных отношений людей. Остро встала проблема незанятости, безработицы, бедности, преступности, социального сиротства детей, которая не характерна для традиционных семей и родо-племенных отношений народа тыва. Эти факты свидетельствуют, что постепенно с изменением социально-экономических условий произошло нарушение стабильности родовых связей (отношений) среди тувинцев, изменилось отношение к труду, у народа тыва появились новые психологические особенности.

Необходимо отметить роль политических лидеров, ученых, учителей, простых тружеников и добровольцев в истории народа тыва, которые внесли и оставили свой вклад в формирование психологического облика будущего поколения, его научной и национальной интеллигенции. Вышеназванные и другие условия повлияли на формирование этнопсихологических особенностей представителей народа тыва. К ним можно отнести: разумное природопользование и бережливость, чувство единой родопле-менной и этнической принадлежности, тесные родственные отношения, умение приспосабливаться к суровой природе местности, этногеографиче-ский регионализм. К ним необходимо добавить также способность переносить трудности, эмоционально-волевую устойчивость, терпимость, непри-

хотливость, настойчивость, чуткость, искренность, вежливость, уважение достоинства и чести других людей, гостеприимность и др.

В исследованиях этноса тыва как социальной группы макрообщности в отечественной социальной психологии применяется системный подход. Он, во-первых, заключается в целостном выявлении и рассмотрении психологического облика этноса. Во-вторых, этнопсихологические характеристики представляются в форме иерархической системы. Сопоставляя авто- и гетеростереотипы на основе системного подхода, включающего три уровня: ценностные ориентации этноса, отношения народа к окружающей действительности - межличностные, властные, семейные и пр., а также особенности проявления психических процессов и темперамента, дается целостное описание психологического облика этноса, мужчин и женщин тыва.

На большой выборке были выявлены качественно-количественные характеристики целостного облика народа тыва. Полученные данные используются как в теоретическом, так и в прикладном планах.

Перспективными теоретическими проблемами этнической психологии в настоящий период являются природа, функции и структура этнопсихологии тыва, психологические аспекты миграции и эмиграции. Распределение этнопсихологических характеристик среди различных этнических групп и другие прикладные проблемы определяются запросами, связанными с исследованием психологических характеристик этносов, населяющих Россию, психологических особенностей народов ближнего и дальнего зарубежья, а также с методиками подготовки российских граждан к межэтническому общению.

— • —

Сведения об авторе

Товуу Наталья Оюновна, зав. кафедрой психологии и акмеологии образования Тувинского государственного университета, доктор психологических наук, профессор (Россия, Кызыл).

© Н.О. Товуу, 2014.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.