Научная статья на тему 'Этнопсихологические особенности жителей Российской Федерации'

Этнопсихологические особенности жителей Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2578
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЖИТЕЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ETHNOS / ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES / RESIDENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна, Хворова Екатерина Михайловна

В статье рассматриваются особенности Российской Федерации как полиэтнического и многонационального государства. Раскрывается сущность понятия «этническая идентичность» и «этническое самосознание», выделяются условия формирования этнической идентичности, факторы, связанные с развитием этноса. Описывается взаимопроникновение этносов, близких территориально и по особенностям культуры. Обобщаются особенности многочисленных субэтносов страны, связанных географически, исторически и культурно. Подчеркиваются сложность культурных процессов и специфика диалога культур на территории России как страны, включающей в себя этносы, присоединенные как добровольно, так и путем войны. Выделяется русский этнос как объединяющий вокруг себя остальные. Описывается влияние географических, климатических, исторических, политических и социальных характеристик на становление русского этноса. Перечисляются основные черты русского национального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the features of the Russian Federation as a multiethnic and multinational state. The essence of the concept of "ethnic identity" and "ethnic self-awareness" is revealed, conditions for the formation of ethnic identity, factors associated with the development of ethnos are singled out. It describes the interpenetration of ethnos geographically close to each other and according to the peculiarities of culture. Features of numerous sub-ethnoses of the country, geographically, historically and culturally related, are generalized. The complexity of cultural processes and the specificity of the dialogue of cultures in the territory of the Russian Federation as a country including ethnics, joined both voluntarily and through war, are emphasized. The Russian ethnos is distinguished as uniting the rest around itself. The influence of geographic, climatic, historical, political and social characteristics on the formation of the Russian ethnos is described. The main features of the Russian national character are presented.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические особенности жителей Российской Федерации»

УДК: 316.347(470) DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-5-255-262

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Карабущенко Н.Б., Хворова Е.М.1

В статье рассматриваются особенности Российской Федерации как полиэтнического и многонационального государства. Раскрывается сущность понятия «этническая идентичность» и «этническое самосознание», выделяются условия формирования этнической идентичности, факторы, связанные с развитием этноса. Описывается взаимопроникновение этносов, близких территориально и по особенностям культуры. Обобщаются особенности многочисленных субэтносов страны, связанных географически, исторически и культурно. Подчеркиваются сложность культурных процессов и специфика диалога культур на территории России как страны, включающей в себя этносы, присоединенные как добровольно, так и путем войны. Выделяется русский этнос как объединяющий вокруг себя остальные. Описывается влияние географических, климатических, исторических, политических и социальных характеристик на становление русского этноса. Перечисляются основные черты русского национального характера. Теоретическое и эмпирическое исследования выполнены при финансовой поддержке РФФИ, грант № 17-06-00834 «Интеллектуальные основания распознавания эмоций представителями разных культур».

Ключевые слова: этнос, этнопсихологические особенности, жители Российской Федерации.

ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES OF RESIDENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

KARABUSHCHENKO N.B. - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia (Russian Federation, Moscow), e-mail: n_karabushenko@inbox.ru

KHVOROVA E.M. - Postgraduate Sudent, Assistant of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia (Russian Federation, Moscow), e-mail: ekaterina.mikhailovna.boite@gmail.com

The article considers the features of the Russian Federation as a multiethnic and multinational state. The essence of the concept of "ethnic identity" and "ethnic self-awareness" is revealed, conditions for the formation of ethnic identity, factors associated with the development of ethnos are singled out. It describes the interpenetration of ethnos geographically close to each other and according to the peculiarities of culture. Features of numerous sub-ethnoses of the country, geographically, historically and culturally related, are generalized. The complexity of cultural processes and the specificity of the dialogue of cultures in the territory of the Russian Federation as a country including ethnics, joined both voluntarily and through war, are emphasized. The Russian ethnos is distinguished as uniting the rest around itself. The influence of geographic, climatic, historical, political and social characteristics on the formation of the Russian ethnos is described. The main features of the Russian national character are presented. Theoretical and empirical research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research, grant No. 17-06-00834 "Intellectual grounds for recognizing emotions by representatives of different cultures".

Keywords: ethnos, ethnopsychological features, residents of the Russian Federation.

Карабущенко Наталья Борисовна - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, адрес: 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: n_karabushenko@inbox.ru

Хворова Екатерина Михайловна - аспирант, ассистент кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов, адрес: 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6, e-mail: ekaterina.mikhailovna.boite@gmail.com

Расово-этнические общности, с одной стороны, имеют биологическую основу, общие психофизиологические особенности, связанные с определенной областью проживания и единством происхождения, а с другой стороны, участвуют в культурном процессе, смешиваются с другими этническими группами, составляют сложные социокультурные образования. Таким образом, в современном мире нация может включать в себя не только один этнос, но и несколько этносов и их смешений. В целом этническая обусловленность выражается в определенном этническом самосознании, в быту, фольклоре, этикете, традициях, нравах и обычаях1.

Термины «этническая идентичность» и «этническое самосознание», тождественные ему в междисциплинарных течениях, очень активно используются в этнопсихологических исследованиях234. Под этнической идентичностью Т.Г. Стефаненко понимает результат когнитивно-эмоционального самоосознания личностью себя как представителя определенного этноса через осознание «своего» и обособление от других этносов5. Этнической идентичностью, по мнению Г.У. Солдатовой, являются этническое самосознание и этническое бессознательное. Исследования этнического самосознания выявили противоречивые результаты. Так, с одной стороны, социальные глобализационные процессы приводят к интеграции и унификации культуры, нивелированию этнической уникальности, а с другой стороны - к усилению отрицательных тенденций в национальном самосознании. Этническая идентичность лежит в основе всего самосознания, т.к. является самой древней формой самоопределения. Этническая идентичность состоит из когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов, что позволяет интегрировать представление о собственной этнической группе, чувствах, возникающих при осознании принадлежности к этому этносу, установки по отношению к своему и другим этносам67.

Российская Федерация является многонациональным и полиэтническим государством, вследствие этого можно говорить о регионально-исторических культурных общностях, которые заключаются в определенной близости разных народов, относящихся к одной расе, в родственности языков, пересекающейся истории, сходных культурных связях8. Так, на территории Российской Федерации проживает множество субэтносов, которые являются результатом ассимиляции разных этносов, которые объединены определенной зоной, систематизированными знаниями о ней, приемами жизнеобеспечения. При проживании на единой территории личность определенным способом адаптируется к особенностям окружающей среды, вырабатывает свои виды деятельности, правила мышления, общий язык, что и составляет этничность. Этническим центром самой Российской Федерации считается

1 Юшкова-Борисова Ю.Г. Этнические особенности населения России и их влияние на процессы производства в регионах// Регионология. - 2011. - №2. - URL.: [http://regionsar.ru/ru/node/710.

2 Арутюнян Ю. В. Этносоциология: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998; Верещагина, М. В. К вопросу о соотношении этнопсихологических категорий // Вестн. Гос. ун-та управления. - 2008. - № 10. - С. 31-33.

3Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

4Там же.

5 Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН: Академ. проект, 1999.

6 Дробижева Л. М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова. М.: Мысль, 1996).

7Корниенко Д. С. Особенности этнической идентичности коми-пермяков и русских в связи с местом проживания // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 33 (324). Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. - С. 51-56.

8Овсянникова Н.В. Этническая идентификация русского народа в контексте современной культуры// Культурология, искусствоведение, с. 117-123.

русский этнос, как образующий, являющийся исторически объединяющим другие народы. Население русифицировалось, и территориальная культура подстраивалась под доминирующую.

Россия относится к тем странам, в которых внешняя и внутренняя политика обусловлена этнокультурным разнообразием. Анализ территориальных сдвигов в составе этнического пространства России проводится на основе трех основных компонентов:

1) русское мегаядро, т.е. массив русских областей и краев1;

2) национальные регионы, которые дифференцируются по доле этносов;

3) переходные этноконтактные зоны. Многонациональность России приводит к усложнению этнических процессов на ее территории, влияет на формирование этнической идентичности и ее устойчивости2.

Одна из важнейших тем психологических исследований - это проблема диалога представителей разных культур. В отечественной науке она приобретает большое значение засчет того, что на территории современной России проживает более ста этносов. В целом под этносом понимается генетически и социально устойчивая группа людей, объединённых языком, культурой и самосознанием3. Современная Россия характеризуется многочисленностью и разнообразием народов и этносов, определенными климатическими и природными условиями их существования, этнически смешанными семьями. Взаимопроникновение культур и традиций этносов происходит благодаря единству геополитического пространства, взаимной аккультурации и проживанию на единой территории. Так, наблюдается, с одной стороны, единство и схожесть культур, а с другой -разнообразие. Процесс культурного сближения разных народов России шел на протяжении ее становления через активное взаимодействие с северными народами, народами Поволжья. Русские выступили как объединяющий фактор, чему способствовало усиление экономических связей. В современности народы, вошедшие в состав Российской Федерации добровольно или через завоевания, стали неотрывной частью единого её культурно-исторического пространства.

На территории Российской Федерации, как на территории многонационального и полиэтнического государства, проживают представители 193 национальностей, которые на протяжении её становления вносили вклад в развитие государства и его культуры4. Можно поделить население Российской Федерации на три основные группы:

1) носители государствообразующей национальной культуры;

2) этнические сообщества, смешанные с русскими нациокультурными массами (например, народы Севера);

3) жители России, сохраняющие свою изначальную этнокультурную идентичность и обладающие российской нациокультурной идентичностью (например, татары, башкиры,

1 Стрелецкий В. Н. Россия в этнокультурном измерении: факторы регионализации и пространственные структуры // Региональное развитие и региональная политика России в переходный период. - М., 2011. -С. 146-176.

2 Сафронов С.Г. Современные тенденции трансформации этнического состава населения России// Балтийский регион. - № 3. - 2015. - С. 138-153.

3 Калита В.В., Сапожникова Е.Е. Решение задач межкультурного взаимодействия: опыт разработки культурного ассимилятора для межэтнических (русско-корейских) семей// Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - №6. - 2013. - С. 76-83.

4Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Городское и сельское население по субъектам Российской Федерации. - URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm_

народы Северного Кавказа)1. На территории Российской Федерации региональная самоидентификация более свойственна народам республик Северного Кавказа. Связано это в основном с тем, что там самая высокая концентрация коренного нерусского населения, которое достаточно поздно и посредством военных действий было присоединено к России. Ряд этнических групп, включая чеченцев и ингушей, в большей степени помнят о насильственном характере присоединения к России, другие, например адыги, балкарцы, кабардинцы, черкесы, карачаевцы, сохраняют собственное региональное самосознание. Включение большого количества коренных этнических групп привело к выработке высокой способности к адаптации к другим культурам, т.к. традиции малых народов включались в структуру русского этноса. Таким образом, этническое пространство, образовавшееся после Советского Союза, отличается и от Российской империи, и от СССР. В состав Российской Федерации вошло большое количество разных этнических групп, вследствие чего она стала государством разных народов: русских, татар, башкир, чувашей, тувинцев, якутов, народов Северного Кавказа и др.2.

Источниками идентификации, по С. Хантингтону, являются:

1) возраст, пол, родство, этническая и расовая принадлежность, т.е. аскриптивные источники;

2) принадлежность к опрделенному премени, клану, нации, вероисповедание, язык, т.е. культурные источники;

3) климатическая зона, регион проживания, т.е. территориальные источники;

4) политические взгляды, идеология, т.е. политические источники;

5) рабочее окружение, работа, профессия и соответствующие классы и профсоюзы, т.е. экономические источники;

6) друзья, социальный статус и окружение, т.е. социальные источники3. Этносы, входящие в состав Российской Федерации, не относятся к иммигрантам, поэтому не могут полностью согласиться на слияние в один народ, отказавшись от культуры, традиций и языка.

Народы, проживающие на территории Российской Федерации, характеризуются уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Большинство из них формировалось как этническая общность на территории России. Сюда относятся национальные республики, автономные округа и области. На современном этапе их общее количество включает примерно 83 единицы. Возникновение России как единого государства имело свой путь, изначально появившись как Московия, главным этническим центром которой стал русский народ, объединивший сначала Московское, а потом Российское государство. Современная Россия тоже остается полиэтнической, т.к. объединяет народы различных языковых групп, конфессий и культур. Её этническим ядром остаются русские, составляющие около 80% населения. Россия также является исторической родиной других народов, не ассимилировавшихся с русским большинством, сохранивших свою культурную самобытность и проживающих на ее территории4.

Этнос является открытым и подвержен экономическим, политическим, социальным и т.п. воздействиям. Так, роль географических факторов также присутствует при формировании

1Галимова И.М. Концепт национально-государственной идентичности в академическом дискурсе // Вестник Пермского университета. Серия Политология. - 2011. - № 3.

2 Гарунова Н. Н., Байдулаева Н. Р. Эническое пространство России как способ формирования российской

идентичности // Известия ВолгГТУ. - 2014. - №16 (143). - С.26-29.

3Хантингтон, С. 2004. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ.)

4 Минеева Е. К. Национально-территориальные образования и историческая обусловленность межэтнических

отношений в Российской Федерации на современном этапе // Вестник ЧГУ. - 2013. - №4. - С. 43-51.

этнопсихологических характеристик. Они относятся к стабильным, т.к. действуют на протяжении веков. На первых этапах развития влияние на формирование этноса также оказывают природно-климатические условия, так как земледелие, животноводство и охота определяются этими условиями. Так формировались определенные бытовые привычки, навыки и умения, потребности в еде. Древние русичи проживали на территории северозападной и северо-восточной европейской части Европы, которая характеризовалась коротким летом и продолжительной зимой. Для выживания необходимо было трудиться летом, чтобы вести относительно размеренный образ жизни зимой. Это привело к формированию таких качеств, как: уравновешенность, терпеливость, чувствительность, умеренность в выражении эмоций, интравертированность, сдержанность1. Идеология также влияет на становление психологических особенностей русского народа. Русская ментальность до революции 1917 г. формировалась на основе общинных ценностей, советская власть после революции формировала коллективистские ценности, после распада СССР коллективистские ценности сменились индивидуалистическими, вызвав напряженность и неприятие. Большое влияние на формирование русского этноса оказало татаро-монгольское нашествие, которое, с одной стороны, усилило торговые отношения и развило торговые навыки, но, с другой стороны, затормозило экономическое и культурное развитие. Победа над игом и освобождение привели к зарождению национального самосознания. Война 1812 года также объединила русский народ, пробудив национальную гордость, отмена крепостного права в 1861 году освободила сознание и позволила укрепить чувство собственного достоинства, Великая Отечественная война объединила русских с другими народами СССР, сформировав самоотверженность и героизм в людях. Социально-экономические условия также оказали влияние на изменения этнопсихологических особенностей русских в настоящее время. Доминирование рыночных отношений отразилось на ценностях русских, коллективизме и особенностях межличностных отношений. Кроме того, на формирование этноса повлияли особенности производственной деятельности, религия, культура (искусство, эстетическое восприятие мира, ресурсы творческого воображения), миграция (старообрядцы по территории Российской Федерации).

Русскую культуру можно отнести к реципиентным, т.к. она была подвержена влиянию византийской культуры, включая религию и государственное устройство. Кроме того, огромное влияние оказала Монгольская империя во время татаро-монгольского ига. Стоит отметить, что культурное влияние накладывалось на уже существующие этнические особенности. Например, православие было наложено на язычество, даже в современном обществе это прослеживается через самосознание и поведенческие стереотипы. На протяжении веков православие и Церковь являлись вторым столпом власти, а набожность почиталась и считалась добродетельностью. Однако после репрессий 1917 г. в менталитете русского человека место Церкви заняла партия и КПСС. Коммунистическая идеология стала единственно верной и допустимой. Несмотря на десятки лет атеистического развития страны, религия в современном обществе и политическом строе занимает важное место и является важной частью национальной культуры. Церковь активно выражает свое мнения на события светской жизни, формируя общественное мнение. Для русского менталитета характерно своеобразное и облегченное отношение к процедурным нормам и законодательству, что прослеживается и на уровне пословиц и выражений. Это обусловлено тем, что при познании окружающего мира русский человек больше опирается на интуитивно-чувственное и

1 Резников Е. Н. Природа этнопсихологического облика народов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2004. - №2. - С.57-65.

морально-оценочное восприятие, а не на рационально-логический анализ, присущий западным культурам. Русский человек склонен к консерватизму, откладыванию решения ситуации до тех пор, пока она не разрешится спонтанно, бесконтрольно и самостоятельно. Это заложено в русском архетипе географическими, климатическими и социальными условиями формирования крестьянского менталитета и приводит к нежеланию и неумению планировать свои действия наперед. Стоит также отметить, что русский коллективизм основан на идеологии крестьянской общины, которая являлась большей частью населения и характеризовалась общим трудом, распределением благ и совместным владением орудиями производства. Другая важная черта крестьянской общины - ограниченность прав личности и ее свободы. После отмены крепостной системы эта черта получила продолжение в колхозной системе при советской власти. Близость друг другу, знание всего и обо всех, поучение младших старшими, духовная близость, свойственные русской общине, также присущи современному русскому человеку. Высоко ценятся бескорыстная дружба без границ и ограничений, открытость человека и отсутствие лицемерия, за которое может быть принята воспитанность представителей других культур. Русскому человеку свойственна готовность высказываться по любому поводу и без особых церемоний.

С точки зрения исторического анализа необходимо отметить, что Россия постоянно находилась в состоянии войны с соседними кочевыми и оседлыми народами, нападала и подвергалась нападениям. Вследствие этого огромную важность играет военная функция, позволяющая сохранять внутреннюю целостность и подавлять сопротивление на огромной многонациональной территории с подвижными границами. Решения внутри страны также отличаются бескомпромиссностью, жесткостью и кардинальностью, примером которых являются события Гражданской войны. Это также наложило отпечаток на формирование русского этноса - уничтожить все старое и построить кардинально новое вместо попытки усовершенствовать старое. Для русского человека важнее решить задачу, чем обращать внимание на детали, поэтому многие законы либо остаются в стадии проекта, либо работают не так, как было задумано.

Русский человек больше полагается на смекалку и не терпит однообразные длительные действия. В русском характере прослеживается желание жить ярко и широко, впадать в крайности и контрасты. Пока речь идет о чувствах и эмоциях, русский человек способен на многое, но вот уязвимым местом является механический и монотонный труд. Русский человек оригинален в своих рассуждениях, активен в нестандартных ситуациях, которые требуют повышенного эмоционального тонуса и импровизационных решений, может пренебрегать нормами, если это приведет к решению проблемы.

В целом русский характер отличается выносливостью и терпением, ведь русский человек может работать в очень тяжелых условиях, что обусловлено географическими, климатическими и территориальными особенностями; эмоциональной открытостью; простотой в общении и несоблюдением этических норм; непунктуальностью, безалаберностью; веселостью и оптимизмом; суровостью в межличностных отношениях.

Библиография/References:

1. Арутюнян Ю.В., ДробижеваЛ.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учеб. пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 1998.

2. Верещагина М.В. К вопросу о соотношении этнопсихологических категорий // Вестник университета. - 2008. - № 10. - С. 31-33.

3. Галимова И.М. Концепт национально-государственной идентичности в академическом дискурсе // Вестник Пермского университета. Серия Политология. - 2011. - № 3.

4. Гарунова Н.Н., Байдулаева Н.Р. Эническое пространство России как способ формирования российской идентичности // Известия ВолгГТУ. - 2014. - № 16 (143). - С.26- 29

5. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М.: Мысль, 1996.

6. Калита В.В., Сапожникова Е.Е. Решение задач межкультурного взаимодействия: опыт разработки культурного ассимилятора для межэтнических (русско-корейских) семей // Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 6. -С.76- 83

7. Корниенко Д.С. Особенности этнической идентичности коми-пермяков и русских в связи с местом проживания // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 33 (324). - С. 51-56.

8. Минеева Е.К. Национально-территориальные образования и историческая обусловленность межэтнических отношений в Российской федерации на современном этапе // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 4. - С.43- 51.

9. Овсянникова Н.В. Этническая идентификация русского народа в контексте современной культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 78. - С. 117-123.

10. Резников Е.Н. Природа этнопсихологического облика народов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2004. - № 2. - С.57- 65.

11. Сафронов С.Г. Современные тенденции трансформации этнического состава населения России // Балтийский регион. - 2015. - № 3. - С. 138 - 153.

12. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.

13. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Ин-т психологии РАН; Академ. проект, 1999.

14. Стрелецкий В.Н. Россия в этнокультурном измерении: факторы регионализации и пространственные структуры // Региональное развитие и региональная политика России в переходный период. - М., 2011. - С. 146- 176

15. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М.: АСТ, 2004.

16. Юшкова-Борисова Ю.Г. Этнические особенности населения России и их влияние на процессы производства в регионах // Регионология - 2011. - №2. -URL: http://regionsar.ru/ru/node/710.

1. Arutiunian, Iu.V., Drobizheva, L.M., Susokolov, A.A. (1998) Etnosotsiologiia [Ethnosociology]: ucheb. posobie dlia vuzov - M.: Aspekt Press. (In Russ.)

2. Vereshchagina, M.V. (2008) K voprosu o sootnoshenii etnopsikhologicheskikh kategorii [On the question of the correlation of ethnopsychological categories] // Vestnik universiteta [Vestnik Universiteta]. - № 10. - P. 31-33. (In Russ.)

3. Galimova, I.M. (2011) Kontsept natsional'no-gosudarstvennoi identichnosti v akademicheskom diskurse [The concept of national-state identity in academic discourse] // Vestnik Permskogo universiteta. Seriia Politologiia [Review of Political Science]. - № 3. (In Russ.)

4. Garunova, N.N., Baidulaeva, N.R. (2014) Enicheskoe prostranstvo Rossii kak sposob formirovaniia rossiiskoi identichnosti [The Enic space of Russia as a way of forming a Russian identity] // Izvestiia VolgGTU [Izvestia VSTU]. - № 16 (143). - P.26-29 (In Russ.)

5. Drobizheva, L.M., Aklaev, A.R., Koroteeva, V.V., Soldatova, G.U. (1996) Demokratizatsiia i obrazy natsionalizma v Rossiiskoi Federatsii 90-kh godov [Democratization and images of nationalism in the Russian Federation in the 1990s]. - M.: Mysl'. (In Russ.)

6. Kalita, V.V., Sapozhnikova, E.E. (2013) Reshenie zadach mezhkul'turnogo vzaimodeistviia: opyt razrabotki kul'turnogo assimiliatora dlia mezhetnicheskikh (russko-koreiskikh) semei [Solving problems of intercultural interaction: the experience of developing a cultural assimilator for interethnic (Russian-Korean) families] // Gumanitarnye issledovaniia v vostochnoi Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Humanities Research in the Russian Far East]. - № 6. - P. 76- 83 (In Russ.)

7. Kornienko, D.S. (2013) Osobennosti etnicheskoi identichnosti komi-permiakov i russkikh v sviazi s mestom prozhivaniia [Peculiarities of the ethnic identity of the Komi-Permyaks and Russians in connection with the place of residence] // Vestnik ChelGU [CSU Bulletin]. - № 33 (324). -P. 51-56. (In Russ.)

8. Mineeva, E.K. (2013) Natsional'no-territorial'nye obrazovaniia i istoricheskaia obuslovlennost' mezhetnicheskikh otnoshenii v Rossiiskoi federatsii na sovremennom etape [National-territorial formations and historical conditioning of interethnic relations in the Russian Federation at the present stage] // Vestnik Chuvashskogo universiteta [Bulletin of the Chuvash University]. - № 4. - P.43- 51. (In Russ.)

9. Ovsiannikova, N.V. (2008) Etnicheskaia identifikatsiia russkogo naroda v kontekste sovremennoi kul'tury [Ethnic Identification of the Russian People in the Context of Contemporary Culture] // Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences]. - № 78. - P.117-123. (In Russ.)

10. Reznikov, E.N. (2004) Priroda etnopsikhologicheskogo oblika narodov [The nature of the ethnopsychological appearance of peoples] // Vestnik RUDN. Seriia: Psikhologiia i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics]. - № 2. - P.57- 65. (In Russ.)

11. Safronov, S.G. (2015) Sovremennye tendentsii transformatsii etnicheskogo sostava naseleniia Rossii [Modern trends in the transformation of the ethnic composition of the population of Russia] // Baltiiskii region [The Baltic region]. - № 3. - P. 138-153. (In Russ.)

12. Soldatova, G.U. (1998) Psikhologiia mezhetnicheskoi napriazhennosti [Psychology of interethnic tension]. - M.: Smysl. (In Russ.)

13. Stefanenko, T.G. (1999) Etnopsikhologiia [Ethnopsychology]. - M.: In-t psikhologii RAN; Akadem. proekt. (In Russ.)

14. Streletskii, V.N. (2011) Rossiia v etnokul'turnom izmerenii: faktory regionalizatsii i prostranstvennye struktury [Russia in the Ethnocultural Dimension: Regionalization Factors and Spatial Structures] // Regional'noe razvitie i regional'naia politika Rossii v perekhodnyi period [Regional Development and Regional Policy of Russia in the Transition Period]. - M. - P. 146-176 (In Russ.)

15. Khantington, S. (2004) Kto my? Vyzovy amerikanskoi natsional'noi identichnosti [Who are we? The challenges of American national identity]. - M.: AST. (In Russ.)

16. Iushkova-Borisova, Iu.G. (2011) Etnicheskie osobennosti naseleniia Rossii i ikh vliianie na protsessy proizvodstva v regionakh [Ethnic peculiarities of the population of Russia and their influence on the production processes in the regions] // Regionologiia [Regionology] - № 2. - URL: http://regionsar.ru/ru/node/710. (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.