Философия. Культурология
80 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011, № 2 (22), с. 80-85
УДК 130.2
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ
© 2011 г. Е.В. Кузнецова
Международный институт экономики и права, г. Набережные Челны
Поступила в редакцию 5.04.2011
Представлены взгляды различных отечественных и иностранных исследователей в области философии, истории, культурологии на проблему национального менталитета, выделяются географический, политический, экономический и культурный факторы, определяющие характер народа. Автор приходит к выводу, что национальный характер или менталитет - это сложный социокультурный феномен, обладающий комплексной структурой и включающий в себя все продукты деятельности народа (язык, искусство, религию). В контексте современной социокультурной ситуации необходимо определить связь менталитета одной этнической общности с другими.
Ключевые слова: менталитет, национальный характер, климат, нация, социальный характер, социокультурный феномен, продукты деятельности народа, этническая общность.
Человек как личность формируется под мощным влиянием многих социальных групп, в которые он входит и которые участвуют в становлении его «Я».
Зигмунд Фрейд неоднократно подчеркивал, что каждый человек всегда является составной частью какой-либо социальной общности: сословия, церковной общины, этноса, государства, и т.д. [1; 131]. В процессе социализации субъект интериоризирует социокультурные (в том числе этнонациональные) нормы и ценности, в результате чего он приобретает национальную идентичность, позволяющую рассматривать его как носителя определенного национального менталитета.
Осознание того, что различные народы отличаются друг от друга «свойствами своей души», происходит в истории культуры довольно рано и связано с архетипической дихотомией «своего - чужого». Так, уже во времена Античности существовали развернутые описания нравов различных народов, их образа жизни и особенностей характера. Например, Геродот в своих исторических работах часто сопоставлял обычаи и манеру поведения представителей многочисленных народностей, населявших Ойкумену, в частности греков и персов. Геродот отмечал, что персам, например, присуще чувство особой гордости: «Сами они, по их собственному мнению, во всех отношениях далеко превосходят всех людей на свете». Античный историк высоко оценивал воинскую доблесть персов, их стремление иметь в семье больше сыновей, их правдивость и нежелание лгать:
«Нет для них ничего более позорного, как лгать, а затем делать долги. Последнее - по многим причинам, а особенно потому, что должник, по их мнению, неизбежно должен лгать».
При описании характера греков Геродот обращал внимание на их смекалку, хитрость, свободолюбие, способность к самопожертвованию ради интересов своей родины. В качестве наиболее яркого примера проявления стойкости греков можно упомянуть битву трехсот спартанцев с превосходящими силами Ксеркса при Фермопилах [2; 90].
В культуре Античности и Средних веков знание о специфических чертах различных народов часто носило описательный, собирательный характер и имело сугубо практическую направленность. В Новое Время ситуация изменилась. В этот период быстрыми темпами стали развиваться разнообразные науки, впоследствии давшие толчок сравнительному изучению народов (история, география, антропология, языкознание и проч.), происходит глубокое и всестороннее обобщение накопленного ранее этнографического материала, появляются первые теоретические модели, нацеленные на познание механизмов и закономерностей поведения народов в рамках исторического процесса.
С другой стороны, наблюдаются существенные изменения в активности народных масс: впервые они стали принимать активное участие в решении исторических судеб своих стран, кроме того, резко активизируется процесс формирования европейских наций. Все это привело к тому, что ментальные (и иные) различия меж-
ду народами превратились в предмет постоянного интереса и научного анализа многих мыслителей данного времени.
В рамках философии Просвещения особенности менталитета и поведения того или иного народа объяснялись, как правило, с точки зрения географического детерминизма. Например, Ш. Монтескье полагал, что «общий дух народа» (т.е., его менталитет) есть результат взаимодействия многих факторов: климата, условий обитания и ведения хозяйства, религии, законов, форм организации властных отношений, принципов правления, нравов, обычаев [3; 412]. По мнению Ш. Монтескье, данные факторы влияют на менталитет народа как непосредственно, так и опосредованно. Особое значение в процессе формирования сознания и душевных качеств народа имеет ритмичность природных событий, чередование сезонов, четкая смена одного природного явления другим: благодаря этому закладывается регулярность культурной жизни, формируются традиции, преемственность, которые закрепляются в обычаях и ритуалах, приходит осознание стабильности и собственной силы. Напомним, что данные идеи Ш. Монтескье разделяли и многие русские мыслители. Так, Н. С. Трубецкой неоднократно подчеркивал обусловленность сознания и характера того или иного народа природными условиями его обитания. «Душа народа, - писал Н.С. Трубецкой, - находится в живой и таинственной взаимосвязи с его природными условиями и потому не может быть достаточно объяснена и понята без этой взаимосвязи» [4; 136]. С его точки зрения, многие особенности русского национального характера объясняются в первую очередь спецификой географических детерминант, совокупностью природных факторов. Бескрайние равнины России представляют собой зону с резко континентальным климатом, с длинной холодной зимой и коротким засушливым летом. Климат такого рода, отмечал Н.С. Трубецкой, определил нерегулярный, неритмичный характер труда русского народа и наложил серьезный отпечаток на формирование его темперамента. Аритмичный труд (интенсивная работа в течение трех-четырех месяцев и вынужденное бездействие в течение восьмидевяти месяцев) обусловили формирование таких черт русского этноса, как мечтательность, созерцательность, иррациональность, фатализм, предрасположенность к ничегонеделанию. Обширные территории, которые не могли быть освоены из-за своего сурового климата, стали, по Н.С. Трубецкому, основной причиной формирования так называемой «широкой русской души».
Несколько иной подход к вопросам формирования менталитета народа развивался в работах К. Гельвеция, который придавал решающее значение формам правления и ставил изменения в характере народа в прямую зависимость от общественных переворотов [5; 183]. Он полагал, что недемократические формы правления порождают такие негативные черты народа, как вероломство, трусость, варварство, жестокость. Для свободных народов характерно мужество и прямодушие.
Обусловленность менталитета народа и его характера образом жизни, воспитанием, политическим строем подчеркивал И.Г. Гердер. Он полагал, что для адекватного познания и понимания менталитета народа необходимо изучить его историю, культуру, наиболее важные традиции, обычаи, ритуалы [6; 274].
Другой выдающийся немецкий философ Г.-В. Гегель обращал внимание на факт «рационализации» менталитета народа в ходе его культурной, исторической эволюции. Рассматривая понятие «дух народа» как эквивалентное понятию «сознание народа», Г.-В.Гегель полагал, что зрелость народного менталитета определяется его способностью к рациональному мышлению. Данная способность обусловливает социальный и технический прогресс, развитие наук и искусств, место народа среди других народов в рамках мировой истории, а также степень развития его самосознания. Исходя из развиваемого им подхода, немецкий философ довольно критично относился к неевропейским народам. В частности, он отмечал: «Негров следует рассматривать как младенческую нацию, не выходящую еще из состояния незаинтересованной и чуждой всяких интересов непосредственности... внутренние влечения к культуре они не проявляют» [7; 72]. Особое значение для становления сознания народа, по Г.-В. Гегелю, имеет религиозный фактор. В религии отражается душа народа, проявляются его духовные качества, обосновываются цели исторического движения. Религиозная вера является для многих народов той «духовной субстанцией», в которой, как правило, скрыты причины их коренных различий. При оценке специфики души народа как сложного противоречивого единства Г.-В. Гегель использовал диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, выделяя сильные и слабые стороны в характере и менталитете каждого народа. Например, немцев он описывал как глубоких, но часто поверхностных мыслителей. Как правило, они хотят понять внутреннюю природу и закономерную связь вещей, обладают высокой степенью систематичности анализа, но при этом
слишком часто впадают в «формализм внешнего конструирования» [7; 81].
Большую роль в формировании менталитета народа отводил религии также один из основателей «психологии народов» - Г. Лебон. Он считал, что религиозные верования всегда составляют один из важнейших элементов народной жизни и истории [8; 123]. С точки зрения Г. Лебона, человек сам создает себе богов. Однако впоследствии он «быстро был ими пленен», ибо боги - «не сыновья страха», но «сыновья надежды», а потому их влияние на души людей и народов чрезвычайно велико и продлится вечно. Поскольку менталитет и характер народа определяется верованиями, которые он принял, постольку именно верования являются ключом к разгадке судьбы того или иного народа. Г. Лебон неоднократно предупреждал об опасности нигилистического отношения к религии, так как для народа «нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов». С его точки зрения, каждый народ в силу специфики своего характера и менталитета по-разному воспринимает и развивает различные сферы и формы культуры. Одни народы лучше проявляют себя в искусстве, другие - в государственном строительстве, третьи - в научно-техническом творчестве. Например, если древние греки достигли больших успехов в искусстве, то римляне - в правовой и политической сферах.
В отличие от Г. Лебона крупнейший немецкий ученый и философ В. Вундт при формировании менталитета народа ведущую роль отводил языку, мифу и обычаю. Он полагал, что именно в исторической, культурной динамике мифов и обычаев проявляется «живая душа народа», отражается его специфическое миропонимание, мирочувствование, объективируются особые психологические законы. Ключевую роль в процессе формирования характера народа и его менталитета играет язык, так как именно он «является внешней формой выражения внутренней индивидуальности народа» [9; 81]. Посредством языка функционирует феномен коллективной памяти, складывается менталитет народа как устойчивая совокупность установок и предпочтений, «сплав чувств и умонастроений».
Роль языка в формировании и объективации характера народа и его менталитета подчеркивал также крупнейший отечественный философ Г. Шпет. Он отмечал: «Можно говорить об устойчивости диспозиций, приобретенных в коллективном опыте..., постоянстве выработанных «внутренних установок», только не нужно за ними предполагать «готовой врожденности» [10; 190]. По его мнению, любая историческая общ-
ность (народ, нация, этнос), носит в себе способность самостоятельно развивать волевое единство, подчиняющее в определенной мере отдельных лиц, ее составляющих. Общий язык, система духовных ценностей, символы, способы поведения передаются из поколения в поколение. Унаследованные способы поведения и оценивания реальности служат образцами для будущих действий, образуя относительно устойчивые системы. Они воплощают культурно-исторический опыт народа и отражают своеобразие пройденного им пути. Г. Шпет делал вывод, что ключ к пониманию менталитета народа лежит в его истории, в конкретной структуре социальной действительности, воплощающей «коллективный дух нации».
В XX веке изучение проблем характера народа, его ментальных структур и форм их культурно-исторического воплощения заменяется комплексными исследованиями национального менталитета и национального характера.
Следует подчеркнуть, что в вопросе о сущности, природе и специфике национального характера среди специалистов до сих пор не существует единого мнения. Различные исследователи по-разному смотрят на проблему национального характера и его культурно-историческое значение.
Например, Л.Н. Гумилев считает, что национальный характер - это миф. Для каждой новой эпохи черты характера того или иного этноса всегда трансформируются согласно реальной ситуации, даже при сохранении последовательности фаз этногенеза [11; 432]. Поэтому в качестве устойчивого, универсального образования национальный характер рассматривать некорректно. Л.Н. Гумилев приводит в качестве иллюстрации динамику национального характера русского этноса, черты которого претерпели существенные изменения на разных исторических отрезках его существования.
Такой подход В.К. Трофимов в своей работе «Русский менталитет: истоки, сущность, социально-культурные проявления» называет «методологическим релятивизмом», поскольку в данном случае при трактовке национального характера абсолютизируется момент его исторической подвижности, но совершенно игнорируется феномен устойчивости некоторых его черт [12; 39].
Сложность национального характера и национального менталитета как предмета научных исследований приводит к существованию в современной научной литературе нескольких доминирующих трактовок данных явлений. Под национальным характером понимают:
1) психологические особенности, присущие всем представителям той или иной нации и отличающие их от всех других людей;
2) совокупность психологических черт и качеств, которая имеется у большинства представителей данной нации;
3) тип личности, который позиционируется в качестве идеального, образцового, репрезентативного для данной нации;
4) типичные особенности поведения и мышления, которыми отличаются представители той или иной нации и которые объективируются в различных формах культуры;
5) особый склад ума, выражающийся в картине мира, миропонимании, мировидении, поведенческих и мотивационных установках;
6) совокупность ценностей, идеалов, убеждений, которая детерминирует образ жизни того или иного этноса.
Данные трактовки отражают два типа методологических установок в отношении национального характера: этнопсихологический и этнокультурный. Оба указанных типа подвергаются справедливой критике за свою односторонность.
Сторонники этнопсихологического подхода полагают, что национальный характер - исторически сложившаяся совокупность устойчивых психических черт представителей той или иной этнической группы. Совокупность устойчивых психических черт определяет привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей определенного этноса и проявляется в их отношении к социальнобытовой среде, к окружающему миру, к чужим этническим общностям. Самым главным в этой концепции является то, что национальный характер определяется не через качества и свойства отдельного индивида, но через качества и свойства, приписываемые целой этнической общности, которая имеет присущую только ей культуру (символы, обычаи, традиции).
Этнопсихологический подход к пониманию национального характера неоднократно подвергался критике в работах крупнейшего современного американского социолога русского происхождения П. А. Сорокина. Он обращал внимание на то, что характерные черты отдельных индивидов, особенно при нерепрезентативной выборке, никаким образом не являются идентичными характерным чертам организованной группы, и наоборот. «Ведь свойства Н2О отличаются от свойств водорода и кислорода, взятых в отдельности» [13; 464]. Свойства социокультурных общностей не могут быть сведены к качествам составляющих их индивидов: поведение отдель-
ного индивида и характер нации в целом не тождественны. П.А. Сорокин подчеркивал, что культурные характеристики индивида не наследуются биологически, а приобретаются в процессе разнообразных взаимодействий с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образование. В процессе культурных взаимодействий человек усваивает специфические черты характера своей национальной группы. Известны примеры, когда представитель одной этнической группы оказывается в раннем возрасте в другой стране и растет, формируется в другом этнокультурном окружении: впоследствии он считает себя по языку, мыслям, манере поведения представителем именно этого этнокультурного окружения.
П. А. Сорокин полагал, что отношение личности и нации есть отдельный случай диалектики единичного и общего, индивида и рода. Личность, безусловно, несет в себе черты, характеризующие нацию в целом. Специфические национальные черты характера присутствуют в той или иной степени и в том или ином сочетании у значительного числа индивидов, составляющих данный народ, данную нацию.
Динамическую природу национального характера, его связь с характеристиками социокультурного бытия пытался осмыслить в своих работах Э. Фромм. Через раскрытие социального потенциала национального характера он объяснял многие происходящие в обществе социальные трансформации [14; 178]. В частности, он использовал понятие национального характера в процессе осмысления причин прихода нацистов к власти в Германии. С его точки зрения, немецкой нации присущи такие качества, как любовь к сильному и ненависть к слабому, ограниченность, враждебность, скупость в чувствах и в деньгах. Эти качества сформировали ту «социальную и человеческую основу», которая стала благоприятной почвой для укрепления позиций нацизма.
Исследуя динамическую природу национального характера, Э. Фромм полагал, что характер может быть определен как система стремлений, лежащих в основе поведения, но не идентичных самому поведению. Национальный характер, таким образом, может быть рассмотрен как совокупность внутренне присущих большинству этнофоров стремлений, желаний, мотивов, соответствующих этнонациональным нормам и ценностям, направленных на адаптацию к внешним условиям с целью самосохранения.
Национальный характер нельзя сводить только к способам поведения, это сложный, системный механизм адаптации народа к тем или
иным природным и социальным условиям своего существования.
Э.А. Баграмов отмечает, что национальный характер - «совокупность некоторых особенностей духовного облика народа, которые проявляются в свойственных его представителям традиционных формах поведения, восприятия окружающей среды» [15; 135]. В интерпретации В.Г. Николаева под национальным характером понимается «наличие у представителей той или иной культурной традиции таких общих личностных элементов и структур, которые обеспечивают общие для всех них (или доминирующие у них) формы мировосприятия, поведения и мышления. Национальный характер - это сложнейший социокультурный феномен, проявляющийся в различных видах культурной деятельности. Но термин «национальный характер» в последние десятилетия заменяется термином «менталитет» [16; 174].
Менталитет может быть определен как «живая, изменчивая и при всем том обнаруживающая устойчивые константы магма жизненных установок и моделей поведения, эмоций и настроений, которая опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу и культурной традиции» [17; 454].
Менталитет отражает и воплощает картину мира народа, унаследованную от предшествующих поколений и лежащую в основе его смысложизненных ориентаций.
Менталитет - относительно устойчивая совокупность предпочтений, которые складываются на уровне коллективного сознания, отличаются определенной инерционностью и консерватизмом. Менталитет имеет сложную структуру и включает в свой состав, по мнению В.В. Козловского, несколько «измерений»:
• систему значений (актуальные для данного типа мышления идеи);
• ценности (принципы личного и группового восприятия в значимых социальных ситуациях);
• типичные интеллектуальные и аффективные реакции (способы рационального и эмоционального освоения мира);
• коды культуры;
• формы принимаемого и отвергаемого поведения (поведенческие установки, стереотипы, ожидания);
• социальные представления (мир мнений социальных групп);
• габитус (система предрасположенностей к усвоению определенных культурных ценностей) [18; 37].
Национальный менталитет до сих пор часто рассматривается как своеобразный эквивалент
понятия «душа народа». В социальной философии термин «национальный менталитет», также как и термины «душа народа», «дух народа» синонимичны и используются для описания родственных по своему внутреннему содержанию духовных и социальных аспектов жизни этносов, наций.
При трактовке национального менталитета могут подчеркиваться различные детерминанты.
В рамках натуроцентрических ориентаций на первый план выходят природно-климатические или биологические факторы формирования менталитета.
Теоцентрические установки подчеркивают доминирующую роль религии в становлении и функционировании национального менталитета.
Сциоцентрические ориентации абсолютизируют социально-экономические детерминанты в формировании менталитета.
Наконец, антропоцентрические установки в понимании менталитета подчеркивают значение процессов инкультурации, воспитания и образования.
Следует подчеркнуть, что абсолютизация любой из названных установок по отношению к определению детерминант развития и функционирования национального менталитета может привести к нелепым и абсурдным выводам: исследование национального менталитета - сложная, комплексная проблема, требующая интеграции подходов, концепций, теорий, являющихся продуктом антропологии, психологии, этнологии, истории, культурологии и т.п.
Задача современной философии, на наш взгляд, заключается в обобщенном теоретическом анализе сущности национального менталитета.
Менталитет - ключевая константа национального бытия, и сегодня на фоне разворачивающихся модернизационных и глобализационных процессов особенно важно правильно определить ментальные особенности каждого народа, атрибутировать причины, обусловившие появление тех или иных специфических черт национального характера, чтобы избежать возможных межэтнических столкновений и конфликтов.
Менталитет каждого народа уникален, нет «плохих» и «хороших» народов. Одно и то же «ментальное свойство» в зависимости от условий может быть и сильной, и слабой стороной сознания этноса. Современная социокультурная ситуация требует разностороннего изучения национального менталитета: сегодня особенно важно научное прогнозирование того, как то
или иное ментальное свойство (или совокупность свойств) может определять поведение народа или отдельных его представителей в определенной культурно-исторической, социально-экономической ситуации.
Список литературы
1. Фрейд З. Психология масс. Самара: Бахрах, 1998. 384 с.
2. Геродот. История // Историки античности: В 2х томах. Т.1. Древняя Греция. М.: Правда. 1989. С. 31-202.
3. Монтескье Ш. О духе законом // Избранные произведения. М.: Политиздат, 1955. 735 с.
4. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. 616 с.
5. Гельвеций К. Г. О человеке // Гельвеций К. Г. Соч. в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1974. 687 с.
6. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.
7. Гегель Г. Философия духа // Гегель Г.Ф. Соч. в 3 т. Т.3. Энциклопедия наук, Ч.3. М.: Политиздат, 1956. 372 с.
8. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Наука, 1998. 329 с.
9. Вундт В. Проблемы психологии народов // Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ веков. Хрестоматия. М.: Наука, 1994. С. 75-90.
10. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М.: Наука, 1997. 574 с.
11. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: Ди-Дик, 1994. 544 с.
12. Трофимов В.К. Русский менталитет: истоки, сущность, социально-культурные проявления. Ижевск: Издательство ИЭ и Удмуртского университета, 2002. 189 с.
13. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. С. 463-489.
14. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. 250 с.
15. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М.: Наука, 1973. 140 с.
16. Николаев В. Г. Концепции национального характера // Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Университетская книга, 1998. С 74.
17. Гуревич А. Я. Ментальность. М.: Прогресс, 1989. 454 с.
18. Козловский В. В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология. Межвузовский сборник / Под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. СПб.: Але-тейя, 1997. С. 37.
SELF-CONSCIOUSNESS OF PEOPLE: NATIONAL MENTALITY E. V. Kuznetsova
The author of the article analyses points of view of different Russian and foreign scientists- representatives philosophy, history, culturology concerning the problem of national mentality and defines geographical, political, economical and cultural factors as factors which determine the mentality of people. The author comes to the conclusion that national character or mentality is a difficult sociocultural phenomenon. It has got a difficult structure and includes all products of people’s activity (language, arts, religion). In the context of modern sociocultural situation it’s necessary to define the connection of mentality of one ethnic community with others.
Keywords: mentality, national character, climate, nation, social character, sociocultural phenomenon, products of people’s activity, ethnic community.