Научная статья на тему 'Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий'

Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / РОЛЕВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИГРА / КОМПЬЮ- ТЕРИЗАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ / ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИЙ / PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES / DESIGN AND GRAPHIC ACTIVITY / DIDACTIC SYSTEM / THE ESTHETIC ORGANIZATION OF THE ENVIRONMENT / SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS / COMPUTER MODELING / THE ROLE PROFESSIONAL-FOCUSED GAME / THE PASSPORT OF COMPETENCES / A COMPUTERIZATION OF THE WORKING PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хворостов Д. А.

Конец XX и начало XXI века можно назвать периодом информационно-коммуникативных перемен. Достижения информационных технологий вызвали существенные изменения в картине мира и мышлении общества, оказав активное влияние на развитие науки, искусства и проектно-графической деятельности. На современном этапе развития общества одним из основных способов освоения и преобразования мира ста- новятся компьютерные технологии. Разумная, научно обоснованная мера сочетания ручных приёмов рабо- ты с компьютерными разработками - залог профессионализма выпускников соответствующих отделений художественно-графических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS OF FORMING STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE PROCESS OF MASTERING DESIGN TECHNOLOGIES

It is possible to call the end of the XX and the beginning of the XXI century the period of inform-communicative changes. The achievements of information technologies caused essential changes in the picture of the world and thinking of the society, having an active impact on the development of science, art and design and graphic activity. At the present stage of the society development the computer technologies become one of the main ways of development and transformation of the world. Rational, science-based measure of combining the manual methods of working with computer design is a key to the professionalism of graduates of graphic arts departments.

Текст научной работы на тему «Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий»

References

1. Alexandrova E.A . Pedagogical support of high school students in the process of development and realization of individual educational trajectories / / Synopsis. Dissertation for the degree of Doctor of Pedagogy. Tambov. 2007. Pp. 2-9.

2. Vasilieva E.N. Innovative Russian socio-cultural paradigm of education / / Synopsis. Dissertation for the degree of Doctor of Pedagogy. Tyumen. 2007. C. 5.

3. Gushchina T.N. Socio-pedagogical support of socio-gifted high school student / / Innovations in Education. 2012. № 7. S. 29.

4. Mironov V.G. Innovative orientation - a factor of university competitiveness / / Pedagogy. 2012. Number 1. S. 73.

5. Professional standard of educational activities (ed. Y. I. Kuzmin, V.L. Matrosov, W.D. Shadrikov / / Journal of Education. 2007. № 7. S. 21-37.

УДК 378.03 UDC 378.03

Д.А. ХВОРОСТОВ D.A. KHVOROCTOV

кандидат педагогических наук, доцент кафедры сandidate of Pedagogy, associate professor of the

декоративно-прикладного искусства и технической Department of Decorative-Applied Art and Technical

графики Орловского государственного университета Graphics, Orel State University

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

THE CONDITIONS OF FORMING STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE PROCESS OF MASTERING DESIGN TECHNOLOGIES

Конец XX и начало XXI века можно назвать периодом информационно-коммуникативных перемен. Достижения информационных технологий вызвали существенные изменения в картине мира и мышлении общества, оказав активное влияние на развитие науки, искусства и проектно-графической деятельности. На современном этапе развития общества одним из основных способов освоения и преобразования мира становятся компьютерные технологии. Разумная, научно обоснованная мера сочетания ручных приёмов работы с компьютерными разработками - залог профессионализма выпускников соответствующих отделений художественно-графических факультетов.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, информационные технологии, проектно-графическая деятельность, дидактическая система, эстетическая организация среды, система профессиональной подготовки студентов, компьютерное моделирование, ролевая профессионально-ориентированная игра, компьютеризация рабочих процессов, паспорт компетенций.

It is possible to call the end of the XX and the beginning of the XXI century the period of inform-communicative changes. The achievements of information technologies caused essential changes in the picture of the world and thinking of the society, having an active impact on the development of science, art and design and graphic activity. At the present stage of the society development the computer technologies become one of the main ways of development and transformation of the world. Rational, science-based measure of combining the manual methods of working with computer design is a key to the professionalism of graduates of graphic arts departments.

Keywords: professional competence, information technologies, design and graphic activity, didactic system, the esthetic organization of the environment, system of vocational training of students, computer modeling, the role professional-focused game, a computerization of the working processes, the passport of competences.

Конец XX и начало XXI века можно назвать пе- ности. На современном этапе развития общества

риодом информационно-коммуникативных перемен. одним из основных способов освоения и преобразо-

Достижения информационных технологий вызвали вания мира становятся компьютерные технологии.

существенные изменения в картине мира и мышле- Их применение привело к глобальным изменениям

нии общества, оказав активное влияние на развитие в мировоззрении современного человека, что в свою

науки, искусства и проектно-графической деятель- очередь затронуло основы профессиональной подго-

© Д.А. Хворостов © D.A. Khvoroctov

товки специалиста высшей школы.

Опираясь на основные положения и достижения электронных технологий, нами была разработана и предложена своевременная авторская концепция построения дидактической системы профессиональной подготовки студентов в таком современном и необходимом вопросе, как проектная деятельность по эстетической организации внутренней и внешней среды.

Общество всегда проявляет заботу об уровне профессиональной квалификации специалистов и влияет на этот процесс через создание соответствующих обучающих систем. Основные цели профессионального образования включают в себя подготовку квалифицированного специалиста высокого уровня и соответствующего профиля. Он должен быть конкурентоспособен на рынке труда. Его качества - компетентность, ответственность. Он должен свободно владеть своей профессией, квалифицированно ориентироваться в смежных областях деятельности. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Нельзя не считаться и с тем, что вошедшие за последние годы в нашу жизнь цифровые компьютерные технологии полностью изменили привычный образ нашей жизни. Глобальная компьютеризация рабочих процессов произошла во всех профессиональных областях.

Процесс обучения тоже кардинально изменился. Наряду с традиционными методами и средствами обучения, появились совершенно новые. Как показывает практика, компьютер может во многом изменить и дополнить систему обучения он расширит возможности и позволит добиться более высокого педагогического результата. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, электронные средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты - цели, содержание, формы, методы. Выпускник художественно-графического факультета уже немыслим без знания нескольких компьютерных технологий и умения профессионально применять их на практике. Это относится не только к будущим учителям изобразительного искусства, но и к будущим дизайнерам, которых художественно-графический факультет Орловского государственного университета выпускает на протяжении последних одиннадцати лет. Поэтому сегодня на первый план выходит разработка и внедрение педагогической системы профессиональной подготовки студентов к проектной деятельности с активным использованием компьютерных технологий. Эта сложнейшая задача, требующая напряжения всего потенциала художественно-графического факультета.

Профессиональная подготовленность студентов к грамотным проектно-графическим работам основывается на изучении специфики рисунка, живописи, черчения, начертательной геометрии, декоративно-прикладного искусства и других спецдисциплин, традиционно изучаемых на художественно-графических факультетах. Причём, активное использование

компьютерных технологий не должно подавлять у студентов стремление и умение работать карандашом, кистью, рейсфедером. Чертёжно-графическая и живописная подготовка - непременное условие профессионализма и компетенции подготовки будущего специалиста по проектированию внешней и внутренней среды. Проводя экспериментальные исследования по созданию системы профессиональной подготовки дизайнеров, мы убедились, что особое значение приобретают ролевые профессионально ориентированные игры с использованием компьютерных технологий. В ходе обучения студентов направлений подготовки «Дизайн среды», «Искусство интерьера», «Декоративно-прикладное искусство» ролевые игры необходимо вводить в учебный процесс с первого года обучения. Особую важность они имеют в процессе подготовки студентов к проектным и производственным практикам. В этом случае ролевые профессионально ориентированные игры готовят студентов к адаптации в новом коллективе, знакомят с технологическими и психологическими особенностями выбранной профессии, развивают профессионально значимые качества. После завершения практики, на стадии подведения итогов, также необходимо провести несколько ролевых профессионально-ориентированных игр для закрепления и обобщения полученных в ходе практики навыков и передачи приобретенного личного опыта студентов.

Общей целью ролевой профессионально-ориентированной игры в курсе обучения студентов является развитие образовательных и, в конечном итоге, профессиональных компетенций. Образовательные (общекультурные) компетентности - это способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. Профессиональные компетенции - это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности - задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.

Если рассмотреть Паспорт компетенций по направлению подготовки 072500 Дизайн, профили: Графический дизайн, Дизайн костюма, Дизайн среды, то мы увидим, что в нем обозначены пятнадцать образовательных (общекультурных) компетентно-стей и шесть профессиональных компетентностей. Их формированию и развитию в полной мере способствует разработанная нами система профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров на художественно-графических факультетах.

В будущей профессиональной практике студента по направлениям подготовки «Дизайн», постоянно будут возникать сложные и неоднозначные производственные и личностно-психологические ситуации, которые необходимо будет решать мгновенно, без опоры на домашнюю, наработанную и накопленную архивную базу. Часто практикующему дизайне-

ру не оставляют резерва времени для обдумывания и переноса решения возникшей проблемы «на потом». Такие ситуации постоянно возникают на стадии финишной сдачи разрабатываемого объекта. Если не подготовить студента к подобным ситуациям в ходе обучения в вузе, то в дальнейшей профессиональной деятельности ему не обойтись без серьезных психологических травм и материальных потерь. В наших руках, в руках преподавателей, дающих знания студентам в ходе подготовки их к профессиональной деятельности, помочь избежать им подобных просчетов и ошибок.

Работа над конкретным дизайн-проектом предполагает несколько основных этапов деятельности, а именно:

- проведение переговорного процесса с заказчиком;

- планирование этапов работы на объекте;

- выполнение проекта «от руки» или на компьютере;

- подбор финишных материалов (настенная и напольная плитка, обои, декоративные покрытия, потолочные и напольные покрытия) мебели, оборудования и аксессуаров;

- донесение идеи проекта до исполнителей;

- воплощение дизайн-проекта в материале, осуществление авторского надзора.

Все эти этапы необходимо изучить и детально разобрать со студентами в ходе ролевых профессионально-ориентированных игр. В ходе игр студенты должны меняться ролями в сценарии игры, рассматривать поведенческие и профессиональные аспекты со всех сторон. Преподаватель четко определяет ситуацию с тем, чтобы студенты полностью поняли, что должно произойти в процессе ролевой игры. Ролевая подготовка включает ознакомление с ролевыми сценариями, которые содержат определенные задачи с различными временными параметрами - от нескольких минут до нескольких часов. В последнем случае ролевая подготовка выполняется как домашнее задание. После проведения ролевой игры преподавателем проводится анализ смоделированной ситуации.

Ролевая профессионально-ориентированная игра может быть составной частью другой интерактивной технологии, а именно, проектной методики по организации среды. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического и теоретического знания деятельности дизайнера среды. Это путь познания, способ организации процесса познания и закрепления профессиональных навыков. Когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным наглядно-демонстративным образом (планшеты с планами и перспективами разрабаты-

ваемого объекта) или Паспортом дизайн-проекта. Ценность проектной работы по организации среды заключается, прежде всего, в том, что она поощряет студентов к реальному использованию коммуникативных умений в эффективном временном отрезке. Особо следует выделить следующие характеристики проектной работы по организации среды.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, разработка сложного многоэтажного интерьерного проекта в определенном историческом стиле - барокко, классицизм, с использованием современных отделочных материалов и компьютерных технологий).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, участие в региональной или республиканской выставке студенческих дизайн-проектов, публикация итоговых материалов в сборнике студенческих научных статей, презентация результатов в ходе итоговой отчетной конференции).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации выбранного дизайн-проекта.

4. Структурирование содержательной части выбранного дизайн-проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформления конечных результатов выполненного дизайн - проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);

- обмеры, сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6. Базирование на сотрудничестве для решения и выполнения поставленных целей, а не на конкуренции.

7. Ориентированность на интеграцию умений обработки информации из разных источников и использования ее в коммуникативных профессионально-ориентированных целях.

8. Содействие укреплению уверенности студентов, их самоуважения и самостоятельности, развития познавательных, образовательных и профессиональных способностей.

Реализация метода проектов по организации сре-

ды, исследовательского метода и метода ролевых профессионально-ориентированных игр на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, и в конечном итоге профессиональной деятельности своих

студентов.

Разумная, научно обоснованная мера сочетания ручных приёмов работы с компьютерными разработками - залог профессионализма выпускников соответствующих отделений художественно-графических факультетов.

Библиографический список

1. Хворостов Д.А. Эстетическое воспитание студентов отделения «Искусство Интерьера». Ученые записки Орловского государственного университета. №1. 2010. С. 364 - 365.

2. Хворостов Д.А. Дизайн среды. Проектирование. Использование компьютерных технологий на занятиях со студентами художественно-графических факультетов. Орел, Оттиск, 2012, 180 с., ил.

3. Хворостов Д.А. О профессиональной подготовке художника-проектанта. Компьютер и работа «от руки». Вестник Орловского государственного университета. № 4, 2011.

4. Хворостов Д.А. Компьютерные средства обучения студентов художественно-графического факультета. Вестник Орловского государственного университета. № 5, 2011.

5. Хворостов ДА. Проектные работы в наследии архитекторов Захарова и Барановского. Ученые записки Орловского государственного университета. №6. 2011. С. 493 - 497.

6. Хворостов Д.А. Компьютер как новое средство обучения студентов художественно-графического факультета. Международная научно-практическая конференция «Перспективные разработки науки и техники». Педагогические науки, современные методы преподавания. Польша, Перемышль. 07 - 15 ноября 2011.

7. Хворостов Д.А. Проектирование Дизайна среды. Использование компьютерных технологий на занятиях со студентами художественных вузов. Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing. ISBN-13: 978-3-8484-0566-4, Германия Саарбрюккен, 2012, 324 с., ил.

8. Хворостов Д.А. Взаимосвязь традиционных методов обучения и современных компьютерных технологий в подготовке студентов художественно-графических факультетов. Международная научно-практическая конференция «Дни науки». Педагогические науки, современные методы преподавания. Чехия, Прага. 27 марта - 05 апреля 2012.

9. Хворостов А. С., Хворостов Д.А. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве. Зависимость подготовительного рисунка от материала и технологии исполнения декора. LAP LAMBERT Academic Publishing. ISBN: 978-3-659-18963-0, Германия Саарбрюккен, 2012, 276 с., ил.

10. Хворостов Д.А. Значение ролевой профессионально-ориентированной игры в подготовке студентов художественно-графических факультетов к организации среды. Международная научно-практическая конференция «Образование и наука XXI века». Педагогические науки, современные методы преподавания. Болгария, София. 17 - 25 октября 2012.

11. Хворостов Д.А. Профессиональное использование фотографии и фотодизайна в подготовке студентов художественно-графических факультетов к организации среды. Международная научно-практическая конференция «Новости научной мысли». Педагогические науки, современные методы преподавания. Чехия, Прага. 27 октября -05 ноября 2012.

References

1. Khvorostov D.A. Esthetic education of students of the department "Interior Art". Scientific Notes of Orel State University. № 1. 2010 . - Pp. 364-365.

2. Khvorostov D.A. The environment design. Use of computer technologies at the lessons with students of art-graphic faculties. Orel, 2012, - 180 p., print.

3. Khvorostov D.A. About vocational training of the artist and the designer. Computer and work "by hand". Bulletin of Orel State University. № 4, 2011.

4. KhvorostovD.A. Computer tutorials of students of art and graphic faculty. Bulletin of Orel State University. № 5, 2011.

5. Khvorostov D.A. Project works in the heritage of architects Zaharov and Baranovsky. Scientific Notes of Orel State University. № 6. 2011 . - Pp. 493 - 497.

6. Khvorostov D.A. Computer as a new method of teaching students of art-graphic faculty. International scientific and practical conference "Perspective Development of Science and Equipment". Pedagogical sciences, modern methods of teaching. Poland, Peremyshl. 07 - November 15, 2011.

7. Khvorostov D.A. Projecting the design of environment. Use of computer technologies at the lessons with students of art higher education institutions. Monograph. LAP LAMBERT Academic Publishing. ISBN-13: 978-3-8484-0566-4, Germany Saarbruecken, 2012. - 324 p., print.

8. Khvorostov D.A. The interrelation of traditional methods of training and modern computer technologies in teaching students art-graphic faculties. International scientific and practical conference "Days of Science". Pedagogical sciences, modern methods of teaching. Czech Republic, Prague. On March 27 - on April 05, 2012.

9. Khvorostov A. C., Khvorostov D.A. The specifics of drawing in arts and crafts. Dependence of prepared drawing on a material and technology of performance of decor. LAP LAMBERT Academic Publishing. ISBN: 978-3-659-18963-0, Germany Saarbruecken, 2012. - 276 p., print.

10. Khvorostov D.A. The role professional focused game in preparing the students of art and graphic faculties for the environment organization. International scientific and practical conference "Science and Education of the XXI Century". Pedagogical sciences, modern methods of teaching. Bulgaria, Sofia. 17 - October 25, 2012.

11. Khvorostov D.A. The professional use of the photo and photodesign in preparing of students of art and graphic faculties for the environment organization. International scientific and practical conference "News of Scientific Thought". Pedagogical sciences, modern methods of teaching. Czech Republic, Prague. On October 27 - on November 05, 2012.

УДК 378.14.026.9 Н.Г.ШУМИЛИНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Орловского государственногоуниверси-тета

Е-mail: [email protected]

UDC 378.14.026.9 N.G. SHUMILINA

candidate of Pedagogy, associate professor of the theory and methodology of the primary and general music education, Orel State University Е-mail: [email protected]

РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE ROLE OF MATHEMATICAL MODELING IN TEACHING UNDERGRADUATE TEACHER EDUCATION

Умение строить математические модели реальных процессов и явлений, исследовать их является одной из главных задач изучения математики на всех этапах образования. В соответствии с ФГОС, современный учитель должен владеть методом математического моделирования и уметь сформировать его основы у учащихся. Целенаправленное обучение математическому моделированию способствует фундаментальности и профессиональной направленности образования будущих учителей начальных классов и математики.

Ключевые слова: математическая модель, математическое моделирование, математическая подготовка будущих учителей начальных классов и математики.

The ability to construct mathematical models of real processes and phenomena and to investigate them is the main problems of mathematics at all levels of education. A modern teacher should have the method of mathematical modeling and be able to form pupils' basic knowledge in it. Teaching mathematical modeling promotes fundamentally and professional orientation of the education offuture primary school teachers and teachers of mathematics.

Keywords: mathematical model, mathematical modeling, mathematical training future primary school teachers and teachers of mathematics.

Традиционная модель образования в России, которая была направлена, в первую очередь, на формирование знаний, умений и навыков, стала непродуктивной в условиях современного общества. Модернизация образования призвана обеспечить его фундаментальность, профессиональную и практическую направленность. Только в этом случае оно сможет своевременно реагировать на запросы производства, науки и культуры, учитывать социальные, экономические и духовные процессы, происходящие в обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указано, что получение качественного образования, достижение его не© Н.Г.Шумилина © N.0. ВИишДта

обходимого уровня и глубины на любом этапе жизнедеятельности является одной из важнейших ценностей граждан.

Это требование распространяется на все направления обучения, в том числе и на математическую подготовку бакалавров по направлению 050100 Педагогическое образование. В соответствии с Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, она характеризуется не только математической компетентностью будущего учителя, но и интегративной характеристикой личности, которая выражает способность и готовность использовать математические знания, умения, навыки и накопленный опыт для решения профессиональных задач [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.