УДК 74 -741/744 ХВОРОСТОВ Д.А.
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 74 -741/744
KHVOROSTO V D.A.
Doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of chair of arts and crafts and technical graphics,
Orel State University E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
THE ACTUAL TRAJECTORY OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS FOR SECONDARY MODERN SCHOOLS
Компьютерные программы нашли применение практически во всех сферах нашей жизни. Компьютеризация затронула все слои общества. Не уделять должного внимания использованию компьютера в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе - значит отказаться от мощного, современного инструмента, помогающего учителям изобразительного искусства при объяснении учебного материала, составлении декоративных и орнаментальных композиций, создании компьютерных реконструкций картин известных художников, и многого другого.
Ключевые слова: Компьютерные технологии, изобразительное искусство, методы преподавания, картины известных художников, учитель изобразительного искусства, трехмерная реконструкция
The computer program hasfound application in almost all spheres of our life. Computerization has affected all sectors of society. Not to pay due attention to the use of computers in teachingfine arts in secondary school means having to give up a powerful, modern tool that helps teachers fine arts in explaining the training material, the preparation of decorative and ornamental compositions, creating computer reconstructions ofpaintings by famous artists, and much more.
Keywords: Computer technologies, fine arts, methods of teaching, picture of the famous artists, art teacher, three-dimensional reconstruction.
Методика подготовки учителей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах и факультетах дизайна, которые в недавнем прошлом были художественно-графическими, богатая устоявшимися традициями, вот уже несколько лет, претерпевает существенные изменения. История искусств, академический рисунок, живопись и скульптура продолжают оставаться в учебных планах. А декоративно-прикладное искусство, черчение и начертательная геометрия, эти в недавнем прошлом, обязательные для студентов художественно-графических факультетов дисциплины, проверенные временем, с отточенными методиками обучения и подготовки специалистов постепенно уходят из расписаний занятий.
Традиционные художественные материалы пока еще держат свои позиции. Лист бумаги и карандаш, мягкий материал - уголь, сангина, акварель, тушь, резец по линолеуму и офортная игла участвуют в подготовке студентов. Холст, кисть, масляные, акриловые и гуашевые краски, мастихин, эти родные инструменты живописца и графика, пока тоже остаются в арсенале будущих учителей изобразительного искусства.
А вот резцы и стамески для резьбы по дереву, чеканы по металлу, гончарный круг и барабан для коклюшек - то, без чего не обходятся студенты на занятиях
декоративно-прикладным искусством, к сожалению уходят. Циркуль и линейка, рейсшина и рейсфедер, все эти испытанные временем, верные инструменты, всегда помогавшие студентам на занятиях черчением и начертательной геометрией, переходят в арсенал студентов-дизайнеров.
Многое меняется и развивается в методиках преподавания художественных дисциплин. Инструменты не остаются замкнутыми в своих технологических рамках, они переходят из одной сферы творческой деятельности студента в другую. Инструмент «Карандаш» необходим на любых занятиях. Инструмент «Кисть» применяется и на живописи и в черчении - архитектурные отмывки, на занятиях графикой и декоративно-прикладным искусством для выполнения набросков и эскизов тушью, гуашью и акварелью. Без циркуля и линейки не обойтись на занятиях по черчению и при освоении графического и средового дизайна.
То же самое происходит и с методиками обучения. Понятия «Тень», «Блик», «Рефлекс» изу чаются и применяются и на рисунке и на живописи и в черчении (технический рисунок) и на занятиях декоративно-прикладным искусством, дизайном. Толщина линии, столь значимая в черчении, очень существенна и в рисунке и в живописи. Линейная перспектива изучается на занятиях черче-
© Хворостов Д. А. © Khvorostov D.A.
нием, рисунком, живописью, декоративно-прикладным искусством (маркетри, роспись и др.). И все эти знания, и навыки дополнительно закрепляются и приобретают теоретическую базу на занятиях историей искусств, при рассмотрении произведений мастеров прошлого и настоящего. Все это, традиционно, изучают и будущие учителя изобразительного искусства.
Таким образом, мы видим устойчивую, отработанную межпредметную взаимосвязь обучающих методик, по различным дисциплинам, поддержанную рабочими, технологическими функциями инструментов и материалов. которые входят в систему технических средств обучения будущих учителей изобразительного искусства.
Изменяются учебные планы, отражая в себе изменение в государственных стандартах. Сокращаются бюджетные места, что подобно лавине сметает преподавательские ставки, кафедры и целые факультеты. Но остаются народное искусство, народные промыслы, изобразительное и декоративно-прикладное искусство России, которые необходимо настойчиво и профессионально преподавать в общеобразовательных школах. Государство уделяет народному искусству достаточное внимание. Образы, взятые из народного искусства и промыслов, присутствуют в элементах фирменных стилей практически всех официальных государственных мероприятий - спортивных чемпионатов, олимпиад, универсиад, дней республик, городов и т.п. Именно народное искусство и произведения народных промыслов являются сувенирной базой нашей страны. Некоторые народные промыслы считаются брендами России -Палех, Хохлома, Гжель, Жостово, Оренбургские платки и матрёшки. А из практических занятий будущего школьного учителя общеобразовательной школы они уходят.
Казалось бы, все в методическом мире изучения дисциплин художественно-графического цикла устоялось, обрело многолетнюю практику. Но не так давно родилось новое явление - компьютер, который сразу вошел в нашу жизнь. А закрепившись в повседневной жизни компьютер начал, проявлять себя и в обучающем процессе. Вначале робко - печатные редакторы и программы просмотра фотографий, затем все активнее - программы редактирования изображений, двух и трехмерные графические редакторы. На данный момент компьютер прочно вошел в учебную жизнь ВУЗов. И, как нам кажется, возникла необходимость определить его место в системе методов и технических средств обучения.
После проведенных исследований мы установили, что в настоящее время Существует две крайности:
1. Полное отрицание компьютера как рабочего инструмента студента художественно-графического факультета - Только работа руками! Только кисть и карандаш! Компьютер - это очень просто и примитивно, нажал кнопку и все готово!
2. Полная подмена компьютером всех прошлых инструментов и материалов при изучении ряда дисциплин, например «Проектирование
изделий декоративно-прикладного искусства», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Народные художественные промыслы», «Основы дизайн-проектирования» и другие.
И то, и другое неверно и отчасти опасно. Нельзя в современном мире отрицать компьютер и запрещать студентам на нем работать. Если не привить навыки работы с профессиональными программами, то студенты выйдут из стен ВУЗа совершенно не подготовленными к реальным требованиям условий общеобразовательной школы и окажутся не подготовленными как профессиональные специалисты.
Есть и другая крайность - если полностью перейти на изучение только компьютерных программ, то студент останется без крайне необходимых в дальнейшей педагогической работе навыков выполнения набросков и эскизов. Он не сможет понять секрета образования рефлекса и блика на поверхности предмета. Ведь понять движение света и тени можно только на пленэре, а разобраться с линейной перспективой помогают ночи, проведенные над листами ватмана с карандашом и линейкой в руках. Но почувствовать и разобраться в этих нюансах он не сможет и за него все механически, без объяснений, сделает умная компьютерная программа с помощью умной электронной машины. Если не привить студенту данные навыки и умения, то он станет только обслуживающим персоналом компьютера, не способным понять сути художественных процессов и построений.
Таким образом, нам видится, что решение назревающей проблемы в разработке методов использования компьютерных технологий в органичном сочетании с традиционными инструментами художников и дизайнеров, и включении этих методов, как дополнения, в уже существующие методики обучения студентов направлений подготовки педагогическое образование на художественно-графических факультетах и факультетах дизайна.
Компьютер должен дополнять навыки работы карандашом, кистью и рейсфедером. С помощью компьютерных программ учитель общеобразовательной школы имеет возможность наглядно и доступно объяснить детям многие непонятные моменты, возникающие в ходе проведения урока. Например, проиллюстрировать, как рождается рефлекс на поверхностях вращения, на шаре, на вазе. Эффектно и мгновенно стилизовать реалистичное фотоизображение в графику или плакат. После таких наглядных пояснений учебная деятельность школьников пойдет намного плодотворнее. Это уже проверено на практике.
Таким образом, взаимно дополняя друг друга, проверенные традиционные и новые компьютерные методы обучения смогут совместно, не конфликтуя решать задачу подготовки профессионального специалиста - учителя изобразительного искусства в стенах художественно-графического факультета и факультетов искусств и дизайна.
Два прошедших десятилетия характерены стре-
мительным развитием цифровых технологий. Компьютерные программы нашли применение практически во всех сферах нашей жизни. Компьютеризация затронула все слои общества. Не уделять должного внимания использованию компьютера в преподавании изобразительного искусства в средней школе - значит отказаться от мощного, современного инструмента, помогающего учителям изобразительного искусства при объяснении учебного материала, составлении декоративных и орнаментальных композиций, создании компьютерных реконструкций картин известных художников, и многого другого.
Профессиональные компьютерные технологии могут во многом дополнить уже сложившуюся систему обучения школьников изобразительному искусству, расширить образовательные возможности и помочь добиться более высокого педагогического результата. Поэтому необходимо менять методические подходы к подготовке учителя изобразительного искусства в вузах.
Необходимо широко использовать современный инновационный компонент и инструмент обучения -компьютер не только на уроках изобразительного искусства. Учитель изобразительного искусства может и должен использовать возможность преподавать изобразительную грамоту на уроках информатики.
К этому надо готовить еще в вузах, на направлениях подготовки педагогическое образование. В настоящее время кардинально изменился процесс обучения студентов в высшей школе. Наряду с традиционными, апробированными формами, методами и средствами обучения, в современном учебном процессе участвуют и совершенно новые, цифровые, ранее неизвестные. «В современных условиях, уже невозможно отказаться от использования компьютера в повседневной жизни и в учебном процессе. Поэтому требуется предложить систему созидательного, развивающего применения компьютера в общеобразовательной школе. Создать безопасную для детской психики образовательную среду с использованием современных цифровых технологий. А полученные в школе интересные, творческие направления в использовании компьютера во многом могут изменить «компьютерный досуг» ребенка дома. И наша цель, и задача найти и предложить проект подобной безопасной образовательной среды» [1, с. 372]. Сегодня перед преподавателями высшей школы на первый план выходит проблема разработки, апробации и внедрения в учебный процесс слаженной педагогической системы профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства к преподавательской деятельности с активным использованием компьютерных технологий и современных графических программ.
Профессиональнаяподготовленность студентов-будущих педагогов изобразительного искусства в средних школах к плодотворной педагогической деятельности, основывается на изучении специфики преподавания рисунка, живописи, черчения, начертательной геометрии, декоративно-прикладного искусства, истории искусства. истории дизайна и других спеццисциплин. тра-
диционно изучаемых на художественно-графических факультетах. Активное использование компьютерных технологий в учебном процессе не должно подавлять у студентов стремление и умение работать карандашом, кистью, рейсфедером, резцом, стамеской, скульптурным стеком, штихелем. Чертёжная, графическая, живописная и декоративно-прикладная подготовка -непременное условие формирования профессиональных компетенций и всесторонней подготовки будущего специалиста по преподаванию изобразительного искусства в средней школе. «Активное использование компьютерных технологий в учебном процессе не должно подавлять у студентов стремление и умение работать карандашом, кистью, рейсфедером, резцом, стамеской, скульптурным стеком, штихелем. Чертёжная, графическая. живописная и декоративно-прикладная подготовка - непременное условие формирования профессиональных компетенций и всесторонней подготовки будущего специалиста по преподаванию изобразительного искусства в средней школе. Во время обучения необходимо изучение и определение специфических особенностей преподавания рисунка и живописи на уроках изобразительного искусства». [2, с. 276].
В системе подготовки будущих учителей изобразительного искусства мы разработали и применяем учебное задание - трёхмерную реконструкцию ин-терьерных картин известных художников. Действия многих сюжетов своих картин, художники, размещали в интерьерах различных исторических эпох. Мебель, аксессуары, шторы и детали интерьера участвовали в действии, происходящем на картинном полотне. Кроме своих художественных достоинств многие картины показались нам интересными и в плане компьютерного реконструирования интерьерного пространства. Мы посчитали, что, трёхмерная реконструкция написанных и нарисованных в картинах интерьеров может помочь студентам в освоении специальных художественных дисциплин. Трёхмерная реконструкция картин известных художников очень хорошо зарекомендовала себя в средней общеобразовательной школе. Мы начали с педагогических практик студентов направления подготовки педагогическое образование. Не секрет, что наладить учебный и деловой контакт с детьми достаточно сложно. Дети в настоящее время крайне компьютеризированы. Они живут в мире компьютерных игрушек, и заинтересовать детей традиционным показом слайдов и иллюстрациями в книгах не всегда получается. Мы применили приём сочетания компьютерных технологий и изобразительного искусства. Предложили воссоздать с помощью компьютера интерьер комнаты, в которой была написана картина. Для реконструирования была выбрана картина В.Е. Маковского «Объяснение», 1889 г., ГТГ. В ходе реконструкции школьники обратили внимание, что дверное полотно на ближайшей к зрителям стене не имеет навесных петель и парит в воздухе. Большое прямоугольное зеркало на дальней стене висит параллельно стене, а отражает предметы мебели расположенные под углом к ней. Благодаря отражению
удалось определить расположение оконных проемов в дальней от зрителя комнате. Было также замечено, что плинтус и часть ближней к зрителю стены, расположенная под роялем находиться под углом к той части ближней стены, в которой расположен дверной проём. А переплет оконного проема не соответствует угловому расположению стены. При проведении трехмерной реконструкции эти наблюдения было подтверждены. Таким образом, школьники подошли к освоению изобразительного искусства с нетипичной стороны. Они вначале пробовали создать интерьер на компьютере, но столкнулись с проблемами перспективного построения и взялись за лист бумаги и карандаш. Для того, чтобы разобраться с цветовым решением деталей картины использовали акварель, гуашь, цветные карандаши. И традиционные приёмы изобразительного искусства, от которых они до этого отказывались, оказались востребованы и необходимы.
Проводя трёхмерную реконструкцию, школьники также приобщались к глубокому, а не поверхностному анализу произведений. Учились по незначительным деталям строить планы интерьеров. Реконструируя живописные произведения, школьники имели возможность восстанавливать также и планы зданий, в которых разворачивались действия сюжетов, делать интересные интерьерные находки. Большое внимание мы уделяли рассмотрению композиционных построений в реконструируемых картинах. С помощью трёхмерного моделирования получалось наглядно и убедительно продемонстрировать школьникам особенности законов композиции. Одно из мест расположения виртуальной камеры должно было соответствовать точному расположению точки зрения на реконструированном полотне. Таким образом, мы повторяли авторскую композиционную точку зрения. Остальные ракурсы школьники располагали с различным смещением относительно точки зрения автора. Это давало возможность проанализировать и сравнить возможные композиционные изменения. Наглядно понять, почему художник выбрал именно эту точку зрения на интерьер, изображенный в картине для своего сюжета, чем она отличается от других возможных углов зрения. Сравнения чаще всего подтверждали композиционную концепцию автора живописного произведения.
Компьютерная реконструкция интерьеров, изображенных на картинах, помогла школьникам освоить перспективные построения в начертательной геометрии. Изменение расположения источников освещения - понять особенности образования бликов и рефлексов, закрепить знания в теории теней. Цветовые настройки дневного и вечернего освещения наглядно показали изменения колористической гаммы реконструированного интерьера. Построение сложных профилей позволило на практике изучить сложный раздел полигонального лофтингового моделирования в компьютерной программе 3D studio Мах.
Занимаясь трёхмерной реконструкцией с помощью
компьютера, дети не только осваивали изобразительную грамоту и изучали историю искусств, но и избавлялись от нервозности и агрессивности. До наших занятий компьютер для детей был инструментом разрушения, насилия и агрессии. К сожалению, практически во всех компьютерных играх стреляют, взрывают, разрушают, тем самым расстраивают детскую психику. На наших занятиях компьютер стал инструментом созидания. И не только на уроках в школе. Дети начали приносить свои домашние самостоятельные поиски и разработки трёхмерных реконструкций различных картин выбранных ими. Следовательно, и дома дети уже не стреляют и разрушают на компьютере, а строят, создают и изучают изобразительное искусство, архитектуру, дизайн и творческое наследие декоративно-прикладного искусства.
Мы уже рассматривали данную проблему применительно к подготовке студентов в вузе [3, с. 107-110]. Но и в условиях средней общеобразовательной школы наша методика трёхмерного реконструирования оказалась востребована и принесла свои плоды в освоении детьми творческого наследия.
Мы не одиноки в данном вопросе. Например, О.П. Савельева предлагает решение проблемы восприятия детьми творческого наследия и изобразительной действительности в научной работе «Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы» [4, с. 238]. Г.А. Горбунова рассматривает методик изучения народных художественных промыслов в общеобразовательной школе [5, с. 268].
К сожалению, в средней общеобразовательной школе, особенно в сельской местности, мало учебных часов изобразительного искусства. И учителю изобразительного искусства сложно получить полную нагрузку. Как Следствие профессиональные учителя изобразительного искусства не остаются работать в школе. Учебные часы изобразительного искусства отдают не профессионалам. Мы предлагаем попробовать решить эту проблему передачей учителю изобразительного искусства учебной нагрузки по информатике. Мы аргументируем это тем, что на уроках информатики в средней школе преподают компьютерные азы, и в лучшем случае работают с офисными программами на основе MS Office или создают презентации. Дети уже все это знают. И им не интересно на уроках информатики. Мы же предлагаем новый подход к этому учебному предмету. Через изобразительное искусство и историю искусств, архитектуры, дизайна. С изучением профессиональных компьютерных программ 3D studio Max. VRay. Adobe Photoshop, CorelDraw. Adobe Illustrator. Это. кроме повышения культурного уровня и приобщения к искусству, даст еще и пред вузовскую подготовку школьников. Подавляющее большинство профессиональных двумерных и трёхмерных компьютерных программ связаны с искусством и дизайном. А после создания трёхмерной реконструкции весь творческий процесс можно описать в Microsoft Word и создать презентацию.
Библиографический список
1. Хворостов Д.А. Педагогические факторы проектирования безопасной образовательной среды в общеобразовательной школе // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: гуманитарные и социальные науки. №4 (73). 2016, С. 371-376.
2. Хворостов Д.А. Возможности применения изобразительного искусства при проектировании безопасной образовательной среды в общеобразовательной школе // European Social Science Journal. (Европейский журнал социальных наук). 2016. № 10. С. 275-282.
3 . Хворостов Д.А. Традиции и инновации в современном преподавании дизайна // Вестник Омского государственного университета. Гуманитарные исследования. Научный журнал. 2015. №4 (8). С. 105 - 111.
4. Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность Материалы международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2014. С. 237-241.
5. Горбунова Г. А., Савельева О.П. Методика изучения народных художественных промыслов в общеобразовательной школе с применением рабочих тетрадей // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5 С. 268. URL: www.science-education. ru/111-10742 (дата обращения: 25.08.2015).
References
1. Khvorostov D. A. Pedagogical factors of designing a safe learning environment in the secondary school // Scientific notes of Orel state University. The scientific journal. Series: Humanities and social Sciences. №4 (73). 2016. P.p 371-376.
2. Khvorostov D. A. Possibilities of application of visual art in the design of a safe learning environment in the secondary school // European Social Science .Tournai. (European journal of social Sciences). 2016. No. 10. Pp. 275-282.
3. Khvorostov D. A. Tradition and innovation in contemporary design teaching // Herald of Omsk state University. Humanitarian research. The scientific journal. 2015. No. 4 (8). Pp. 105 - 111.
4. Sawlieva O. P. The creative development of the child in fine art: trends and problems // Actual problems of theoretical and applied research: language, culture, mentality Materials of international scientific-practical conference. Magnitogorsk state technical University. G. I. Nosov. 2014. Pp. 237-241.
5. Gorbimova G. A., Savelieva O. P. The methodology for the study of folk arts and crafts in a secondary school with the use of workbooks//Modem problems of science and education. 2013. No. 5 p. 268. URL: www.science-education.ru/lll-10742 (reference date: 25.08.2015).