Научная статья на тему 'Педагогические факторы проектирования безопасной образовательной среды в общеобразовательной школе'

Педагогические факторы проектирования безопасной образовательной среды в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / КАРТИНЫ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ / УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ТРЕХМЕРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPUTER TECHNOLOGIES / FINE ARTS / TEACHING METHODS / INTERSUBJECT COMMUNICATIONS / PICTURES OF THE FAMOUS ARTISTS / ART TEACHER / THREE-DIMENSIONAL RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хворостов Д.А.

Современные цифровые компьютерные технологии способны дополнить уже сложившуюся систему обучения школьников изобразительному искусству, расширить методические возможности учителя, помочь ему добиться более высокого педагогического результата и спроектировать безопасную образовательную среду. Поэтому в настоящее время крайне актуально вносить изменения в методические подходы к подготовке учителя изобразительного искусства в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FACTORS OF DESIGN OF THE SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT COMPREHENSIVE SCHOOL

Modern digital computer technologies are capable to add to already developed system of teaching fine arts to school students, to expand methodical opportunities of the teacher, to help it to achieve higher pedagogical result and to design the safe educational environment. Therefore, now, it is extremely urgent to make changes to methodical approaches to training of the art teacher in higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Педагогические факторы проектирования безопасной образовательной среды в общеобразовательной школе»

УДК 74-741/744 ХВОРОСТОВ Д. А.

доктор педагогических наук, доцент, кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: aqua_storm@mail.ru

UDC 74 -741/744

KHVOROSTOV D.A.

Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Department of Arts and crafts and technical graphics, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: aqua_storm@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

PEDAGOGICAL FACTORS OF DESIGN OF THE SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT COMPREHENSIVE SCHOOL

Современные цифровые компьютерные технологии способны дополнить уже сложившуюся систему обучения школьников изобразительному искусству, расширить методические возможности учителя, помочь ел1у добиться более высокого педагогического результата и спроектировать безопасную образоват&чьную среду. Поэтому в настоящее время крайне актуально вносить изменения в методические подходы к подготовке учителя изобразительного искусства в вузах.

Ключевые слова: безопасная образовательная среда, компьютерные технологии, изобразительное искусство, методы преподавания, межпредметные связи, картины известных художников, учитель изобразительного искусства, трехмерная реконструкция.

Modern digital computer technologies are capable to add to already developed system of teaching fine arts to school students, to expand methodical opportunities of the teacher, to help it to achieve higher pedagogical result and to design the safe educational environment. Therefore, now, it is extremely urgent to make changes to methodical approaches to training of the art teacher in higher education institutions.

Keywords: Safe educational environment, computer technologies, fine arts, teaching methods, intersuhject communications, pictures of the famous artists, art teacher, three-dimensional reconstruction.

Два прошедших десятилетия характерны стремительным развитием компьютерных технологий. Цифровые программы нашли применение практически во всех областях нашей жизни. Компьютеризация затронула все слои общества. Большое значение приобретают компьютерные технологии в сфере не только высшего образования, но и общеобразовательной школы. Не использовать компьютер в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе - значит отказаться от мощного, современного инструмента, помогающего учителям изобразительного искусства при объяснении учебного материала, составлении декоративных и орнаментальных композиций, создании компьютерных реконструкций картин известных художников, разработки презентаций уроков, оформленных с использованием исторически сложившихся художественных стилей, и многого другого.

Современные цифровые компьютерные технологии способны во многом дополнить уже сложившуюся систему обучения школьников изобразительному искусству, расширить образовательные возможности и технологические инструменты учителя и помочь ему добиться более высокого педагогического результата.

Кроме вышеперечисленного с помощью компьютерных технологий можно спроектировать и создать

безопасную образовательную среду в школе.

Поэтому, в настоящее время, крайне актуально вносить изменения в методические подходы к подготовке учителя изобразительного искусства в вузах и преподавания этого предмета в школах.

Как часто бывает, наряду с положительными и созидательными свойствами и качествами новый технологический инструмент - компьютер принес и отрицательные, разрушительные. В доступном для ребенка Интернет-пространстве находится огромное количество компьютерных игр в основном агрессивного содержания. Дети, оставленные без присмотра взрослыми, по многу часов «живут» в жестоком виртуальном мире. С развитием цифровой техники и появлением смартфонов дети получили доступ к компьютерным играм в неограниченном объеме и практически круглосуточно. Ребенок, идущий в школу, из школы, сидящий на лавочке в парке, едущий в транспорте и непрерывно «играющий в телефон», явление, к сожалению, повсеместное. Агрессивные компьютерные игры разрушительно влияют на детскую психику. Приучают ребенка к жестокости и вседозволенности. Поэтому необходимо как можно больше отвлекать ребенка от виртуального мира, в котором он находится часами. Родители часто не вникают, во что играет их ребенок. Им удобно, что

© Хворостов Д. А. © Khvorostov D.A.

ребенок дома, чем-то занят и не требует их внимания. А то, что они способствуют разрушению психики своего ребенка, понимают слишком поздно.

Но в то же время, в современных условиях уже невозможно отказаться от использования компьютера в повседневной жизни и в учебном процессе. Поэтому требуется предложить систему созидательного, развивающего применения компьютера в общеобразовательной школе. Создать безопасную для детской психики образовательную среду с использованием современных цифровых технологий. А полученные в школе интересные, творческие направления в использовании компьютера во многом могут изменить «компьютерный досуг» ребенка дома. И наша цель и задача найти и предложить проект подобной безопасной образовательной среды.

Современная образовательная среда общеобразовательной школы требует серьезной корректировки. Необходимо изменить педагогический подход к развитию творческого потенциала ребенка.

«Развивающая творческая среда и грамотное педагогическое руководство способны раскрыть во всей полноте творческий потенциал ребёнка. Вопрос о творческом потенциале имеет важный возрастной аспект. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте творческий потенциал рассматривается в психолого-педагогической науке как универсальная, общая способность. С возрастом эта способность приобретает специфические черты и определённую предметную направленность. Педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Вот почему для школы важным является вопрос проектирования развивающей творческой среды» [1, с. 30].

Современному учителю изобразительного искусства требуется широко использовать инновационный компонент и технологический инструмент обучения -компьютер не только на уроках изобразительного искусства. Учитель изобразительного искусства может и должен использовать возможность создавать межпредметные связи и корректировать преподавание изобразительной грамоты на уроках мировой художественной культуры, истории, информатики, факультативах по краеведению. И создавать межпредметные связи помогут компьютерные технологии.

К подобному использованию компьютерных технологий необходимо готовить еще в вузах, на направлениях подготовки «педагогическое образование», на занятиях по информационным технологиям, истории искусств. В настоящее время кардинально изменился процесс обучения студентов в высшей школе. Наряду с традиционными, апробированными формами, методами и средствами обучения, в современном учебном процессе участвуют и совершенно новые, цифровые, ранее неизвестные. «Электронные средства обучения уже являются обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса и оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

По современным требованиям работодателей выпускники дизайнерских и художественно-графических факультетов обязаны знать нескольких компьютерных программ и уметь профессионально применять их на практике» [4, с. 66]. Сегодня перед преподавателями высшей школы на первый план выходит проблема разработки, апробации и внедрения в учебный процесс слаженной педагогической системы профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства к преподавательской деятельности с активным использованием компьютерных технологий и современных цифровых графических программ.

Педагогическаяпрофессиональная подготовленность студентов - будущих учителей изобразительного искусства в общеобразовательных школах к плодотворной педагогической деятельности основывается на изучении специфики преподавания рисунка, живописи, черчения, начертательной геометрии, декоративно-прикладного искусства, истории искусства, истории дизайна и других спеццисциплин, традиционно изучаемых на художественно-графических факультетах, факультетах искусств и дизайна. Активное использование компьютерных технологий в учебном процессе не должно подавлять у студентов стремление и умение работать карандашом, кистью, рейсфедером, резцом, стамеской, скульптурным стеком, штихелем. Чертёжная, графическая, живописная и декоративно-прикладная подготовка - непременное условие формирования профессиональных компетенций и всесторонней подготовки будущего специалиста по преподаванию изобразительного искусства в средней школе. Во время обучения необходимо: изучение и определение специфических особенностей преподавания рисунка и живописи на уроках изобразительного искусства, также необходимы: «Изучение творчества ведущих мировых специалистов в области художественно-эстетического освоения окружающей среды. Посещение со студентами памятников архитектуры, проектно-художественных выставок, специализированных салонов, архитекту рных студий, проектно-дизайнерских бюро. Обмерная практика. Проектная практика. Изучение, обсуждение и оценка проектно-графических, проектно-художественных. как учебных, так и творческих работ студентов». [5, с. 148].

В системе подготовки будущих учителей изобразительного искусства мы разработали и применяем учебное задание - трёхмерную реконструкцию ин-терьерных картин известных художников. Действия многих сюжетов своих картин художники размещали в интерьерах различных исторических эпох. Мебель, шторы, аксессуары и детали интерьера участвовали в действии, происходящем на картинном полотне. Кроме своих художественных достоинств многие картины показались нам интересными и в плане компьютерного реконструирования интерьерного пространства. Мы экспериментально доказали, что трёхмерная реконструкция написанных и нарисованных в картинах интерьеров может помочь студентам в освоении специальных художественных дисциплин. «Например, реконструкция интерьера картины Луиджи Премацци

«Эрмитаж. Галерея фламандской живописи» помогла студентам освоить перспективные построения в начертательной геометрии, изменение расположения источников освещения, понять особенности образования бликов и рефлексов, закрепить знания в теории теней. Цветовые настройки дневного и вечернего освещения наглядно показали изменения колористической гаммы реконструированного интерьера. Построение сложных профилей молдингов и калёвок позволило на практике изучить сложный раздел полигонального лофтингового моделирования в программе ЗБв Мах» [6, с. 134].

При проектировании безопасной образовательной среды в общеобразовательной школе мы воспользовались опытом подготовки учителей изобразительного искусства. Трёхмерная реконструкция картин известных художников положительно зарекомендовала себя в средней общеобразовательной школе. Внедрение подобных заданий мы начали с учебных педагогических практик студентов направления подготовки педагогическое образование. Не секрет, что наладить учебный и деловой контакт с детьми достаточно сложно, особенно студентам-практикантам. Но у них, в силу их возраста, есть преимущество перед учителями старшего поколения - студенты на «ты» с компьютером. Дети в настоящее время крайне компьютеризированы. Они живут в мире компьютерных игрушек, и заинтересовать детей традиционным показом слайдов и иллюстрациями в книгах не всегда получается. Мы применили приём сочетания компьютерных технологий и изобразительного искусства. Предложили школьникам воссоздать с помощью компьютера трёхмерный интерьер комнаты, в которой была написана та, или иная картина. Для трёхмерной реконструкции было выбрано живописное полотно В.Е. Маковского «Объяснение», 1889 г.. холст, масло, ГТГ. В ходе совместной со студентами-практикантами компьютерной трёхмерной реконструкции интерьера картины школьники обратили внимание на любопытные, а порой сложно объяснимые моменты.

- Дверное полотно на ближайшей к зрителям стене не имеет навесных дверных петель и парит в воздухе. Художник забыл или не посчитал необходимым написать эти технологические элементы?

- Большое прямоугольное зеркало на дальней стене висит параллельно стене, об этом можно судить по одинаковой ровной тени которую зеркало отбрасывает на стену, а отражает предметы мебели, расположенные под углом к зеркалу. Художник не стал писать наклонно висящее зеркало. Почему? Для того чтобы не усложнять композицию картины или по другой причине?

- Благодаря отражению в зеркале удалось определить расположение оконных проемов в дальней от зрителя комнате и также воссоздать ее интерьер.

- Было также замечено, что плинтус и часть ближней к зрителю стены, расположенная под роялем, находится под углом к той части ближней стены, в которой расположен дверной проём. А переплет оконного проема не соответствует угловому расположению стены. При проведении трехмерной реконструкции эти наблю-

дения были подтверждены.

В ходе трёхмерной реконструкции выбранной картины школьники провели целое детективное расследование. Они обратились к учителям истории и мировой художественной культуры, чтобы получить сведения об особенностях исторического стиля времен написания картины. Посетили краеведческий музей и встречались с мастерами мебельного производства с целью найти аналоги «забытых» художником навесных дверных петель. С помощью учителя информатики проводили поиски в интернете образцов обоев и ткани XIX века. В проектно-строительной студии консультировались по поводу архитектурных особенностей здания, в котором проходило действие картины. На время реконструкции интерьера практически перестали играть в компьютерные игры. Им было интереснее использовать компьютер как инструмент созидания. Естественно, что во всех этих поисках школьниками необходимо было ру ководить и вести их в правильном направлении. Этим занимался учитель изобразительного искусства и студенты-практиканты. Но это было только с первой картиной. В дальнейшем школьники уже сами искали подходящие живописные или графические произведения и проводили свои трёхмерные реконструкции и свои расследования. Появилась даже своеобразная специализация школьников. Одни строили интерьеры. Другие подбирали материалы и аксессуары. Третьи проводили исследования в музеях, библиотеках и интернете.

На вопрос: Играете ли вы сейчас в компьютерные игры?

Отвечали: Почти нет.

- Нет времени на них.

- Неинтересно стало играть, наши исторические поиски интереснее.

Успеваемость школьников по предметам изобразительное искусство, история, литература, мировая художественная культура, информационные технологии улучшилась. Агрессивность и нервозность снизились. Школьники стали больше и лучше общаться друг с другом. Перестали дерзить учителям.

Таким образом, начала создаваться безопасная образовательная среда в школе. Школьники стали сами способствовать ее развитию. Они рассказывали о своих поисках и показывали полученные трехмерные реконструкции друзьям и подругам из других классов, обменивались ими в социальных сетях. В школе стало «немодно» просто играть в игры. В школе стала расти успеваемость.

Школьники подошли к освоению изобразительного искусства с нетипичной стороны. Они вначале пробовали создать интерьер на компьютере, но столкнулись с проблемами перспективного построения и взялись за лист бумаги, линейку и карандаш. Для того чтобы разобраться с цветовым решением деталей картины использовали акварель, гуашь, цветные карандаши. И традиционные приёмы изобразительного искусства, от которых они до этого отказывались, оказались востребованы и необходимы.

Проводя трёхмерную реконструкцию, школьники

также приобщались к глубокому, а не поверхностному анализу произведений. Учились по незначительным деталям строить планы интерьеров. Реконструируя живописные произведения, школьники имели возможность восстанавливать также и планы зданий, в которых разворачивались действия сюжетов, делать интересные интерьерные находки. Большое внимание мы уделяли рассмотрению композиционных построений в реконструируемых картинах. С помощью трёхмерного моделирования получалось наглядно и убедительно продемонстрировать школьникам особенности законов композиции. Одно из мест расположения виртуальной камеры должно было соответствовать точному расположению точки зрения художника на реконструированном полотне. Таким образом, мы повторяли авторску ю композиционную точку зрения. Остальные ракурсы школьники располагали с различным смещением относительно точки зрения автора. Это давало возможность проанализировать и сравнить возможные композиционные изменения, наглядно понять, почему художник выбрал именно эту точку зрения на интерьер, изображенный в картине для своего сюжета, чем она отличается от других возможных углов зрения. Сравнения чаще всего подтверждали композиционную концепцию автора живописного произведения.

Реконструкция интерьера картины Луиджи Премацци «Эрмитаж. Галерея фламандской живописи» помогла школьникам освоить перспективные построения в черчении, познакомиться с начертательной геометрией. Изменяя расположения источников освещения, понять особенности образования бликов и рефлексов, закрепить знания в теории теней. Цветовые настройки дневного и вечернего освещения наглядно показали изменения колористической гаммы реконструированного интерьера. Построение сложных профилей молдингов и калёвок позволило на практике изучить сложный раздел полигонального лофтингового моделирования в компьютерной программе 3D studio Мах.

Занимаясь трёхмерной реконструкцией с помощью любимого компьютера, дети не только осваивали изобразительную грамоту и изучали историю искусств, но и избавлялись от нервозности и агрессивности. До наших занятий компьютер для детей был инструментом разрушения, насилия и агрессии. К сожалению, практически во всех компьютерных играх стреляют, взрывают, разру-

шают, тем самым расстраивают детскую психику. На наших занятиях компьютер стал инструментом созидания. И не только на уроках в школе. Дети начали приносить свои домашние самостоятельные поиски и разработки трёхмерных реконструкций различных картин, выбранных ими. Следовательно, и дома дети уже не стреляют и разрушают на компьютере, а строят, создают и изучают изобразительное искусство, архитектуру, дизайн и творческое наследие декоративно-прикладного искусства.

Мы уже рассматривали данную проблему применительно к подготовке студентов в вузе [7, с. 107-110]. Но и в условиях средней общеобразовательной школы наша методика трёхмерного реконструирования оказалась востребована и принесла свои плоды в освоении детьми художественного творческого наследия и создания безопасной образовательной среды.

Мы не одиноки в данном вопросе. Например, О.П. Савельева предлагает решение проблемы восприятия детьми творческого наследия и изобразительной действительности в научной работе «Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы» [3, с. 238]. Совместно с Г. А. Горбуновой разрабатывают методику изучения народных художественных промыслов в общеобразовательной школе с учетом современных условий и требований [2, с. 368].

В средней общеобразовательной школе учитель изобразительного искусства может спроектировать и создать безопасную образовательную среду. Совместно с учителями истории, мировой художественной культуры, информатики, литературы организовать межпредметные связи в изучении учебного материала. Ведь трёхмерные компьютерные реконструкции можно выполнять и по литературным описаниям. И создавать комнаты, в которых жили любимые литературные герои. А на уроках информатики в средней школе работать не только с офисными программами на основе MS Office или создавать презентации. Мы предлагаем новый подход к учебному процессу школы, через изобразительное искусство и историю искусств, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства, с изучением профессиональных компьютерных программ 3D studio Мах, VRay. Adobe Photoshop, CorelDraw. Это, кроме повышения культурного уровня и приобщения к искусству, ухода от агрессивных и жестоких компьютерных игр, даст еще и предвузовскую подготовку школьников.

Библиографический список

1. Дидковская Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 29-36.

2. Горбунова ГЛ., Савельева О.П. Методика изучения народных художественных промыслов в общеобразовательной школе с применением рабочих тетрадей // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5 С. 268. URL: www.science-education. rii/111-10742 (дата обращения: 25.08.2015).

3. Савельева О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность Материалы международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2014. С. 237-241.

4. ХворостовД.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов направлений подготовки «дизайн» в ходе освоения проектных технологий //European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014, №2 (41). Том 1. С. 66-72.

5. Khvorostov D.A. Use of traditions of the Russian art in teaching of the environmental design // Международная научно-практическая конференция Proceedings of the 4th International Academic Conference «Applied and Fundamental Studies». Hosted by the Publishing House «Science and Innovation Center», November 29-30, 2013, St. Louis, Missouri, USA.

6. Хворостов Д.А. Проектирование учебно-развивающей среды общеобразовательной школы : монография. Орел, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 2016. 201 с.

7. Хворостов Д.А. Традиции и инновации в современном преподавании дизайна // Вестник Омского государственного университета. Гуманитарные исследования. Научный журнал. 2015. №4 (8). С. 105-111.

References

1. Didkovskava N. Е. Design of the developing educational environment at comprehensive school in the conditions of realization of FSFS //Problems and the prospects of development of education: Materials of the international scientific conference. (Perm, April, 2015). Perm: Mercury, 2015. Pp. 29-36.

2. Gorbimova G. A., Savelyeva O. P. Methods of studying of national art crafts at comprehensive school with application of work-books//Modem problems of science and education. 2013. No. 5, P. 268. URL: www.science-education.ru/lll-10742 (date of the address: 8/25/2015).

3. Savelyeva O. P. Creative development of the child in graphic activities: tendencies and problems/AJrgent problems of theoretical and applied researches: language, culture, mentality Materials of the international scientific and practical conference. Magnitogorsk state technical university named after G. I. Nosov. 2014. Pp.237-241.

4. Khvomstov D. A. Formation of professional competences at students of the directions of preparation "design" during development of design teclmologies//European Social Science Journal (The Furopean journal of social sciences). 2014. No. 2 (41). Volume 1. Pp. 66 - 72.

5. Khvorostov D. A. Use of traditions of the Russian art in teaching of the environmental design // Materials of the international scientific and practical conference, Proceedings of the 4th International Academic Conference «Applied and Fundamental Studies». Hosted by the Publishing House «Science and Innovation Center», November 29-30, 2013, St. Louis, Missouri, USA.

6. Khvorostov D. A. Design of the educational developing environment of comprehensive school: monograph. Orel, FSBEI HE "Orel State University named after I.S. Turgenev". 2016. 201 p.

7. Khvorostov D. A. Traditions and innovations in modem design teaching //the Bulletin of the Omsk state university. Humanitarian researches. Scientific magazine. 2015. No. 4 (8). Pp. 105 - 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.