УДК 371.134:7 ЧАЙКА Н.М.
ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего заведения «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта
E-mail: [email protected] ХВОРОСТОВ Д.А.
доктор педагогических наук, профессор РАО, профессор кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-та /7; aqua_storm@ma ft г и
UDC 371.134:7 CHAIKA N.M.
Assistant of Department of Fine Arts, Methods of Teaching and Design of Humanities and Education Science Academy (branch] of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in
Yalta
E-mail: [email protected] KHVOROSTO V D.A.
Doctor of pedagogical sciences, Professor Russian Academy of education, Professor of chair of arts and crafts and technical graphics, Orel State University E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
STUDIES ON FORMATION OF THE CREATIVE PERSONALITY OF FUTURE FINE ARTS TEACHERS
Результаты исследования формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства: уточнена составляющая термина «творческая индивидуальность», разработана модель формирования с учетом необходимых условий, охватывающая все структурные составляющие становления личности будущего педагога-художника, разработано методическое обеспечение. Для реализации цели и задач исследования предложены следующие теоретико-методологические основы: определение психолого-педагогических условий формирования индивидуальности, современные подходы к преподаванию специальных художественных дисциплин.
Ключевые слова: индивидуальность, специальныедисциплины, методикапреподавания, творчество, формирование.
The results of the studies on formation of the creative personality of the future fine arts teacher are the following: the component of the term «creative personality» is detailed, the formation model taking into account all the necessary conditions and covering all the structural components of the personality formation as a future teach er-artistis suggested, methodological materialsare worked out. To implement the aim and objectives of the study, the follmving theoretical and methodological statementsis suggested: the definition of psycho-pedagogical conditions ofpersonality formation, modem approaches to the teaching of specific artistic disciplines.
Keywords: personality, specific disciplines, methods of teaching, creativity, formation.
В современных условиях педагогика высшей школы в области изобразительного искусства все более направлена на личностно-ориентированное развитие будущих учителей изобразительного искусства. Проведя исследования. направленные на формирование творческой индивидуальности мы убедились, чтонаиболее более эффективно онабудет развиваться и формироваться если:
- анализ научных источников позволит уточнить структурную составляющую понятия «творческая индивиду а льно сть»;
- разработать модель формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процесс образования с учетом нормативной документации, который будет носить системный характер, охватывая все структурные составляющие про-
фессионального становления студентов направления подготовки «Изобразительное искусства»;
- реализовать педагогические условия, направленные на формирование творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства, включающие следующие группы: общие (с эффективностью изучения общих дисциплин), специфические (с организацией художественно-творческого процесса обучения. где учитываются индивидуальные качества личности, взаимодействие с преподавателем и окружением, профессиональное становление) и частные (с учетом личностного саморазвития);
- разработать методическое обеспечение формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процессе изучения
© Чайка Н.М., Хворостов Д.А. © Chaika N.M., Khvorostov D.A.
специальных дисциплин, обеспечивающее подготовку творческого педагога-художника.
Методы исследования определены следующие: анализ философских, психологических, педагогических, методических, искусствоведческих источников информации по изучаемой проблеме; анализ исторического развития преподавания специальных дисциплин; сравнительный анализ деятельности педагогов-художников в отечественном и зарубежном профессиональном обучении и в условиях перехода на новое образовательное пространство; анализ содержания специальных дисциплин в профессиональных учебных заведениях; метод теоретического структурного моделирования; метод педагогического наблюдения за творческим становлением студентов, беседы, сопоставление полученных в результате исследования данных, обработка результатов художественно-творческой и выставочной деятельности студентов.
Для реализации цели и задач исследования предполагаются следующие теоретико-методологические основы:
- определение психолого-педагогических условий формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин (В. А. Сластенин) [8];
- условия формирования творческой индивидуальности (С.А. Аманжолов, С.П. Ломов) [5];
- общая теория профессионального образования (Ю.Ф. Катханова) [4];
- современные подходы к преподаванию специальных дисциплин и решение проблемы профессиональной подготовки студентов (Д.А. Хворостов) [10];
- методика преподавания рисунка, живописи и композиции (H.H. Ростовцев) [6];
- концепция формирования творческой индивидуальности (Н.Ю. Камракова) [3];
- методологические исследования художественной формы, восприятия (К.А. Абульханова-Славская) [1];
- классические формы художественного профессионального образования (В.А. Фаворский) [9];
- исследования области педагогики в изобразительном искусстве (Т.Б. Гребенюк) [2];
- направленность преподавателя на гуманистическое воспитание студента, развитие индивидуальных особенностей через деятельный подход в изучении специальных дисциплин (С.Д. Смирнов) [7].
На первом - аналитико-поисковом - этапе (октябрь 2011 - май 2012 гг.) проанализированы отечественная и зарубежная литература по философии, педагогике, психологии, диссертационные исследования по изучаемой проблематике; установлено состояние изученности проблемы и степень ее разработанности в теории и практике профессионального образования; определены актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; исследован понятийный аппарат, уточнено понятие «творческая индивидуальность учителя изобразительного искусства»; проведен анализ основных образовательных программ по на-
правлениям подготовки «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а также анализ диссертационных исследований по изучаемой проблематике.
На втором - теоретическом Этапе (май 2012 - август 2013 гг.) выявлены и научно обоснованы общие, специфические и частные педагогические условия как способствующие формированию творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства; разработана модель формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства, определены подходы, принципы, разработаны этапы и содержание работы.
На третьем - практико-ориентированном этапе-(2013 - 2015 учебный год) выявлены исходные уровни сформированности творческой индивидуальности; осуществлена апробация общих, психолого-педагогических специфических и частных условий и модели формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства; изучены результаты их внедрения в учебный процесс высших учебных заведений; произведена обработка и интерпретация данных, сформулированы выводы, проведены обобщение и систематизация материалов диссертационного исследования, проанализированы полученные данные.
Результатом исследования стало следующее:
1. Выявлены показатели сформированности творческой индивидуальности, включающие:
- «творчество» - восприятие и создание работ, воплощение в жизнь новых идей в искусстве, когнитивные и некогнитивные способности личности, творческий потенциал и влияние окружения на развитие личности;
- «индивидуальность» - отличительные черты характера с задатками, система отличительных признаков, самосознание, система отношений в самовыражении, творческое мышление и потенциал, подсознание, инновационный опыт, организация личностного смысла, ценностные установки, психологические и психофизиологические характеристики, коммуникативность, индивидуальные особенности и способности, ум, наблюдательно сть;
- «формирование» - окончательное развитие взглядов, организма, характера человека, его деятельности в коллективе;
- «творческая деятельность» - взаимосвязь интеллектуально-операционных и личностно-мотивационных составляющих, этапами которой являются: редуцирование новой цели, ее осознание (анализ, синтез, ассоциативное мышление, индукция и логика); конструирование и доказательство идеи, применение знаний, интерес к ней, самостоятельный поиск, воображение, эмоции; доказательство и проверка идеи, вариация образов, оборудование, технологии, присутствие смелости и некомформизма, способностей синтезировать замыслы; оценка результатов, соответствие задуманному;
- «одаренность» - в личностях с задатками, внутренними согласованными действиями, высшей мотива-
ционной сущностью, чувствительностью с собственной познавательной активностью, системой способностей высокого уровня, саморазвитием, наличием «креативного поля», возрастными особенностями, определенными позитивными условиями развития, позволяющими добиться успехов;
- «творческая индивидуальность учителя» - компоненты: конструктивный, организационный и коммуникативный; социальная и профессиональная позиция педагога, профессиональное творчество, характеристика (убежденность, целостность, направленность личности, самоуправление, самоутверждение, мотивация, потребности, интересы, потребности, эмоции, воля, обладание знаниями, навыками); воспитание (передача накопленного опыта), окружающая социальная среда (характерная деятельность и мировозрение людей), условия для саморазвития, система мотивов, характерных качеств, художественного мышления, задатки (одаренность); условия «педагогики творчества», профессиональной деятельности, способности к саморегуляции, самосовершенствованию; умения организовывать и реализовывать учебный процесс; знать и владеть современными материалами и технологиями; иметь широкий кругозор.
2. Специальные дисциплины определяют творческую педагогическую направленность и представляют основу профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства. Требования, предъявляемые к личностибудущего педагога, предполагают, что студенты должны профессионально самоопределиться, научиться развивать и формировать профессиональноз-начимые личностные качества.
Здесь учитывается: направленность на раскрытие внутреннего художественно-творческого потенциала обучаемых (формирование мысленного процесса в данной области, его реализация в материале, критическая оценка выполненной работы и коррекция); формирование умения моделировать творческий процесс обучения - выбору заданий, технологий, методов и приемов; взаимосвязь конкретных этапов процесса изображения с интуитивным подходом к созданию образа, творчества будущих преподавателей и подхода к организации творческого процесса у обучаемых.
3. Выявлены педагогические условия формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства: общие, специфические и частные.
В общих педагогических условиях формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства рассматривается эффективность целостности образования; системность; интеграция знаний; применение общих знаний для решения профессиональных проблем; формирование целостной картины мира.
Специфические - включают в себя художественно-педагогическое образование с учетом его особенностей. Это приобретение когнитивного, художественно-практического и художественно-творческого опыта. Важными
элементами специфических условий развития творческой индивидуальности являются развитие качеств личности - ответственности, самовнушения, самоконтроля, самоотчета, интуиции, обоснованного формирования уверенности в себе, положительные эмоции, мотивации к самостоятельной творческой деятельности, способности к обоснованному риску, воображения, тренировке продуцирования идей, применении проблемных методов обучения для развития способностей к открытиям, обучении эвристическим приемам решения педагогических задач через искусство, совместная с преподавателеми сследо-вательскаяд еятельность, поддержка стремления быть самим собой. Взаимодействие преподавателя и студентов в процессе изучения специальных дисциплин выступает как благоприятные условия профессионального формирования будущих учителей изобразительного искусства.
Частные условия формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства предусматривают: личностное развитие; освоение различных видов художественного творчества; свободу в творческой педагогической деятельности; наличие творческого потенциала для профессиональной деятельности, творческого поиска, быстрого и необычного способа решения проблемы, внутреннего конфликта имеющего и делаемого, механического воздействия, уровня признания и познания, проекта ее дальнейшего развития; наличия характеристик индивидуальности -профессионального интереса к творчеству, желания заняться новой деятельностью, высокий интеллект, умения строить ассоциативные связи, воображения, воли, саморегуляции; наличия саногенного мышления, способствующего оздоровлению психики и развивающего творческую активность в деятельности; умения вести эвристический поиск - желание достичь цели, мобилизация интеллектуальных ресурсов, способность доводить дело до конца, глубоко, быстро переходить от одного аспекта задачи к другому, извлекать нужную информмацию для решения задачи: поэтапного изучения своей личности - познание и изучение себя как личности, разработка проекта самовоспитания, реализация проекта; учет обществом творческого непослушания личности, самоутверждения, пассионарности; наличиягениальности.
4. Определены критерии сформированности творческой индивидуальности студентов (мотивационно-ценностный, содержательно-опфационный, когнитивно-деятельносгный, эмоционально-ассоциативный) и уровни (высокий, вышесреднего, средний, нижесреднего, низкий), позволяющие исследовать тенденции формирования личности студента в процессе изучения специальных дисциплин.
В мотивационно-ценностном критерии высокий уровень предполагает наличие у обучеющегося задатков, ценностей, чувств, интересов, убеждений, личност-ногомировоззрения. индивидуальныхсвойствхарактера, способностей и качествличности, изобретательности, системы учений, потребности.
Содержательно-операционный критерий выделяет смыслжизни, здоровье, систему умений, навыков, ин-
дивидуальныеособенности, разум (интуиция, понятие, суждение, оригинальныепредставления), память, волю.
Когнитивно-деятельностный критерий раскрывает самореализацию, качества творческой личности: наблюдательность, пытливость, зоркость, воображение, аналитическое мышление, цельность восприятия, сближение понятий, избирательность памяти, самозащита, готовность памяти, легкость генерирования идей, гибкость мышления, беглость речи, творческая направленность, инновационная деятельность, рефлексия, способы учета ограничений.
В эмоционально-ассоциативном критерии высоким уровнем считается реализация желания получать необходимые знания, использовать новые знания в профессиональной деятельности, превосходить себя, эмоциональное восприятие, результативность деятельности, психологически комфортная атмосфера деятельности, самопознание.
На этой основе предложенатеоретическая модель, которая содержит комплекс критериев, показателей и уровней формирования творческой индивидуальности студентов.
5. Подобраны методики исследования, которые содержат тесты, опросники и другой материал для исследования. которые обеспечивают возможность выя-витьсостояние и тенденцииформированиятворческой индивидуальности студентов в процессе профессиональной подготовки. Для мотивационно-ценностного критерия применена методика диагностики мотивов учебной деятельности студентов (авторы: В. Тютюнник, В. Якунин) Определение типа личности (А. Адлер), методика диагностики способностей к обучению (И. Спирмен, Б. Теплов). Содержательно-операционный критерий вычисляется с помощьюэкспресс-опросника креативности Д. Джонсона, Э. Торренса, психобиографического метода В. Куницыной. практические задания по методике Т. Костенко.
Когнитивно-деятельностный критерий предполагает применение методики диагностики самооценки учебных способностей и уровня притязаний шкала Дж. Бруковера (модификация), шкалу умственного развития А. Бине-Симонс, практические задания по методике В. Устина, методику креативного решения заданий (Л. Хуснутдинова). В эмоционально-ассоциативном критерии логично использование методики Е. Романова и С. Потемкина, проективный тест рисунок«Автопортрет», задания по методике Л. Мироновой «Абстракции».
6. Внедрена модель формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин. Модель формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин включает в себя взаимосвязанные части: цель; методологические подходы; показатели творческой индивидуальности (критерии, компоненты, уровни); создание педагогических условий (общие, специфичесике. частные: методы, этапы, средства обучения) и ожидаемый результат - цель.
7. Результаты исследования корректируются, обрабатываются на контрольном этапе. Онипоказывают эффективность разработанных условий, в которых показатели студента преобразовываются в новообразования сформированной творческой индивидуальности будущего педагога-художника. Сравнительный анализ полученных показателей в экспериментальных и контрольных группах во время проведения исследования среди студентов, где проходила апробирация по одному условию (Ег Е,, Е3 Е( К1 К2 К, К4), привел незначительную неоднородность тенденций сформированное™ творческой индивидуальности, в сравнении с эксери-ментальною группой Е , К4 где проверялась совокупность педагогических условий.
Анализируя полученные данные относительно уровня сформированности творческой индивидуальности, можно утверждать, что. несмотря на приблизительно одинаковые данные на констатирующем этапе эксперимента, значительно увеличились показатели в экспериментальных группах, чем в контрольных группах на контрольном этапе эксперимента. Изучая сформиро-ванность творческой индивидуальности студентов контрольной и экспериментальных групп на контрольном этапе эксперимента, укажем, что в экспериментальной группе Вр где внедрялось первое условие, преобладал мотивационо-ценностный критерий. Данные относительно изменений в экспериментальной группе Е,-где внедрялось второе педагогическое условие, свидетельствуют о повышении уровня содержательно-операционного критерия. Третье педагогическое условие внедрялось в экспериментальную группу Е где проверялосьпо когнитивно-деятельностному критерию.
Анализируя полученные данные относительно изменений сформированности творческой индивидуальности, выявлено, что высочайшие результаты зафиксированы в экспериментальной группе Е , где внедрялось совокупность педагогических условий формирования творческой индивидуальности будущими учителями изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин. Следует отметить, что в контрольных группах К1 К, К, К4 значительных изменений не состоялось. Вариативность эксперимента обеспечивалась сравнением результатов исследования, как между экспериментальными группами, так и каждой экспериментальной группы с контрольными, а также реализации разработанных педагогических условий.
В ходе педагогического эксперимента подтвердилось, что формирование творческой индивидуальности студентов в процессе изучения специальных дисциплин будет более эффективным, если реализовать следующие педагогические условия: стабильный интерес, мотивация и осознание картины будущего профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства; погружение в динамичную творческую деятельность с учетом изменчивости ее видов и методов по формированию творческой индивидуальности; ориентация специальных дисциплин на формирование творческой индивидуальности.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
2. Гребенюк Т.Е. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Ярославль: ЯГПУ, 2000. 452 с.
3. Камракова Н.Ю. Оценка креативности учащихся музыкальных школ педагогами с разным уровнем развития качеств творческой личности. Ярославль: ЯГПУ, 2011. 25 с.
4. Катханова Ю. Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. М.: Высшая школа, 1994. 256 с.
5. Ломов С.П., ¿Алшнжолов С„4.Методология художественного образования. М.: Прометей, 2011. 188 с.
6. РостовцевН.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995. 239 с.
7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: отдеятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 272 с.
8. Сластетш В.А. Стратегические направления развития теории педагогического образования. Белгород: БГУ, 1999. С.7-10.
9. Фаворский В.А. Литературно-творческое наследие. М.: Советский художник, 1988. 587 с.
10. Хворостов Д.А. Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий. Орел: Ученые записки ОГУ Серия: Гуманитарные и социальные науки.Выпуск № 2 / 2013. С. 337-341/
References
1. Abulkhcmova-Slcn'slictya КА. Activity and Personality Psychology. M., 1980. 335 p.
2. Grebenyuk T.B. Formation of a future teachens individuality in the course of professional training. Yaroslavl: YAGPU, 2000. 452 p.
3. Kamrakova N. Y. Evaluation of music schools pupils > creativity by the teachers with different levels of the creative personality traits development. Yaroslavl: YAGPU, 2011. 25 p.
4. Katkhanova Yu.F. Development of creative abilities of pupils and students of art-graphic department in graphic activity. M.: Vysshayashkola, 1994. 256 p.
5. LomovS.P., Amanzholov S.A. Methodology of art education. M.: Prometheus, 2011. 188 p.
6. RostovtsevH.H. Academic drawing. M : Prosveshenie, 1995. 239 p.
7. Smimov S.D. Pedagogy and Psychology of Higher Education: from the activity to the personality. M .: Aspekt Press, 1995. 272 p,
8. Slastenin VA. Strategic directions of teacher education theory development. Belgorod: BGU, 1999. Pp. 7-10.
9. Favorsky VA. Piterature and artistic heritage. M.: Sovietskyhudojnik, 1988. 587 p.
10. Khvomstov D.A. Conditions of formation of students' professional competence in the course of studying of design technology. Orel: Scientific notes of OSU. Series: Humanities and Social Sciences. Issue number 2/2013 pp 337-341.