Научная статья на тему 'Исследование формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства'

Исследование формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДИКАПРЕПОДАВАНИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ / PERSONALITY / SPECIFIC DISCIPLINES / METHODS OF TEACHING / CREATIVITY / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайка Н.М., Хворостов Д.А.

Результаты исследования формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства: уточнена составляющая термина «творческая индивидуальность», разработана модель формирования с учетом необходимых условий, охватывающая все структурные составляющие становления личности будущего педагога-художника, разработано методическое обеспечение. Для реализации цели и задач исследования предложены следующие теоретико-методологические основы: определение психологопедагогических условий формирования индивидуальности, современные подходы к преподаванию специальных художественных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайка Н.М., Хворостов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES ON FORMATION OF THE CREATIVE PERSONALITY OF FUTURE FINE ARTS TEACHERS

The results of the studies on formation of the creative personality of the future fine arts teacher are the following: the component of the term «creative personality» is detailed, the formation model taking into account all the necessary conditions and covering all the structural components of the personality formation as a future teacher-artistis suggested, methodological materialsare worked out. To implement the aim and objectives of the study, the following theoretical and methodological statementsis suggested: the definition ofpsycho-pedagogical conditions ofpersonality formation, modern approaches to the teaching of specific artistic disciplines.

Текст научной работы на тему «Исследование формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства»

УДК 371.134:7 ЧАЙКА Н.М.

ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего заведения «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта

E-mail: chaika-604@mail.ru ХВОРОСТОВ Д.А.

доктор педагогических наук, профессор РАО, профессор кафедра декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-та /7; aqua_storm@ma ft г и

UDC 371.134:7 CHAIKA N.M.

Assistant of Department of Fine Arts, Methods of Teaching and Design of Humanities and Education Science Academy (branch] of V.I. Vernadsky Crimean Federal University in

Yalta

E-mail: chaika-604@mail.ru KHVOROSTO V D.A.

Doctor of pedagogical sciences, Professor Russian Academy of education, Professor of chair of arts and crafts and technical graphics, Orel State University E-mail: aqua_storm@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

STUDIES ON FORMATION OF THE CREATIVE PERSONALITY OF FUTURE FINE ARTS TEACHERS

Результаты исследования формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства: уточнена составляющая термина «творческая индивидуальность», разработана модель формирования с учетом необходимых условий, охватывающая все структурные составляющие становления личности будущего педагога-художника, разработано методическое обеспечение. Для реализации цели и задач исследования предложены следующие теоретико-методологические основы: определение психолого-педагогических условий формирования индивидуальности, современные подходы к преподаванию специальных художественных дисциплин.

Ключевые слова: индивидуальность, специальныедисциплины, методикапреподавания, творчество, формирование.

The results of the studies on formation of the creative personality of the future fine arts teacher are the following: the component of the term «creative personality» is detailed, the formation model taking into account all the necessary conditions and covering all the structural components of the personality formation as a future teach er-artistis suggested, methodological materialsare worked out. To implement the aim and objectives of the study, the follmving theoretical and methodological statementsis suggested: the definition of psycho-pedagogical conditions ofpersonality formation, modem approaches to the teaching of specific artistic disciplines.

Keywords: personality, specific disciplines, methods of teaching, creativity, formation.

В современных условиях педагогика высшей школы в области изобразительного искусства все более направлена на личностно-ориентированное развитие будущих учителей изобразительного искусства. Проведя исследования. направленные на формирование творческой индивидуальности мы убедились, чтонаиболее более эффективно онабудет развиваться и формироваться если:

- анализ научных источников позволит уточнить структурную составляющую понятия «творческая индивиду а льно сть»;

- разработать модель формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процесс образования с учетом нормативной документации, который будет носить системный характер, охватывая все структурные составляющие про-

фессионального становления студентов направления подготовки «Изобразительное искусства»;

- реализовать педагогические условия, направленные на формирование творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства, включающие следующие группы: общие (с эффективностью изучения общих дисциплин), специфические (с организацией художественно-творческого процесса обучения. где учитываются индивидуальные качества личности, взаимодействие с преподавателем и окружением, профессиональное становление) и частные (с учетом личностного саморазвития);

- разработать методическое обеспечение формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процессе изучения

© Чайка Н.М., Хворостов Д.А. © Chaika N.M., Khvorostov D.A.

специальных дисциплин, обеспечивающее подготовку творческого педагога-художника.

Методы исследования определены следующие: анализ философских, психологических, педагогических, методических, искусствоведческих источников информации по изучаемой проблеме; анализ исторического развития преподавания специальных дисциплин; сравнительный анализ деятельности педагогов-художников в отечественном и зарубежном профессиональном обучении и в условиях перехода на новое образовательное пространство; анализ содержания специальных дисциплин в профессиональных учебных заведениях; метод теоретического структурного моделирования; метод педагогического наблюдения за творческим становлением студентов, беседы, сопоставление полученных в результате исследования данных, обработка результатов художественно-творческой и выставочной деятельности студентов.

Для реализации цели и задач исследования предполагаются следующие теоретико-методологические основы:

- определение психолого-педагогических условий формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин (В. А. Сластенин) [8];

- условия формирования творческой индивидуальности (С.А. Аманжолов, С.П. Ломов) [5];

- общая теория профессионального образования (Ю.Ф. Катханова) [4];

- современные подходы к преподаванию специальных дисциплин и решение проблемы профессиональной подготовки студентов (Д.А. Хворостов) [10];

- методика преподавания рисунка, живописи и композиции (H.H. Ростовцев) [6];

- концепция формирования творческой индивидуальности (Н.Ю. Камракова) [3];

- методологические исследования художественной формы, восприятия (К.А. Абульханова-Славская) [1];

- классические формы художественного профессионального образования (В.А. Фаворский) [9];

- исследования области педагогики в изобразительном искусстве (Т.Б. Гребенюк) [2];

- направленность преподавателя на гуманистическое воспитание студента, развитие индивидуальных особенностей через деятельный подход в изучении специальных дисциплин (С.Д. Смирнов) [7].

На первом - аналитико-поисковом - этапе (октябрь 2011 - май 2012 гг.) проанализированы отечественная и зарубежная литература по философии, педагогике, психологии, диссертационные исследования по изучаемой проблематике; установлено состояние изученности проблемы и степень ее разработанности в теории и практике профессионального образования; определены актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; исследован понятийный аппарат, уточнено понятие «творческая индивидуальность учителя изобразительного искусства»; проведен анализ основных образовательных программ по на-

правлениям подготовки «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а также анализ диссертационных исследований по изучаемой проблематике.

На втором - теоретическом Этапе (май 2012 - август 2013 гг.) выявлены и научно обоснованы общие, специфические и частные педагогические условия как способствующие формированию творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства; разработана модель формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства, определены подходы, принципы, разработаны этапы и содержание работы.

На третьем - практико-ориентированном этапе-(2013 - 2015 учебный год) выявлены исходные уровни сформированности творческой индивидуальности; осуществлена апробация общих, психолого-педагогических специфических и частных условий и модели формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства; изучены результаты их внедрения в учебный процесс высших учебных заведений; произведена обработка и интерпретация данных, сформулированы выводы, проведены обобщение и систематизация материалов диссертационного исследования, проанализированы полученные данные.

Результатом исследования стало следующее:

1. Выявлены показатели сформированности творческой индивидуальности, включающие:

- «творчество» - восприятие и создание работ, воплощение в жизнь новых идей в искусстве, когнитивные и некогнитивные способности личности, творческий потенциал и влияние окружения на развитие личности;

- «индивидуальность» - отличительные черты характера с задатками, система отличительных признаков, самосознание, система отношений в самовыражении, творческое мышление и потенциал, подсознание, инновационный опыт, организация личностного смысла, ценностные установки, психологические и психофизиологические характеристики, коммуникативность, индивидуальные особенности и способности, ум, наблюдательно сть;

- «формирование» - окончательное развитие взглядов, организма, характера человека, его деятельности в коллективе;

- «творческая деятельность» - взаимосвязь интеллектуально-операционных и личностно-мотивационных составляющих, этапами которой являются: редуцирование новой цели, ее осознание (анализ, синтез, ассоциативное мышление, индукция и логика); конструирование и доказательство идеи, применение знаний, интерес к ней, самостоятельный поиск, воображение, эмоции; доказательство и проверка идеи, вариация образов, оборудование, технологии, присутствие смелости и некомформизма, способностей синтезировать замыслы; оценка результатов, соответствие задуманному;

- «одаренность» - в личностях с задатками, внутренними согласованными действиями, высшей мотива-

ционной сущностью, чувствительностью с собственной познавательной активностью, системой способностей высокого уровня, саморазвитием, наличием «креативного поля», возрастными особенностями, определенными позитивными условиями развития, позволяющими добиться успехов;

- «творческая индивидуальность учителя» - компоненты: конструктивный, организационный и коммуникативный; социальная и профессиональная позиция педагога, профессиональное творчество, характеристика (убежденность, целостность, направленность личности, самоуправление, самоутверждение, мотивация, потребности, интересы, потребности, эмоции, воля, обладание знаниями, навыками); воспитание (передача накопленного опыта), окружающая социальная среда (характерная деятельность и мировозрение людей), условия для саморазвития, система мотивов, характерных качеств, художественного мышления, задатки (одаренность); условия «педагогики творчества», профессиональной деятельности, способности к саморегуляции, самосовершенствованию; умения организовывать и реализовывать учебный процесс; знать и владеть современными материалами и технологиями; иметь широкий кругозор.

2. Специальные дисциплины определяют творческую педагогическую направленность и представляют основу профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства. Требования, предъявляемые к личностибудущего педагога, предполагают, что студенты должны профессионально самоопределиться, научиться развивать и формировать профессиональноз-начимые личностные качества.

Здесь учитывается: направленность на раскрытие внутреннего художественно-творческого потенциала обучаемых (формирование мысленного процесса в данной области, его реализация в материале, критическая оценка выполненной работы и коррекция); формирование умения моделировать творческий процесс обучения - выбору заданий, технологий, методов и приемов; взаимосвязь конкретных этапов процесса изображения с интуитивным подходом к созданию образа, творчества будущих преподавателей и подхода к организации творческого процесса у обучаемых.

3. Выявлены педагогические условия формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства: общие, специфические и частные.

В общих педагогических условиях формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства рассматривается эффективность целостности образования; системность; интеграция знаний; применение общих знаний для решения профессиональных проблем; формирование целостной картины мира.

Специфические - включают в себя художественно-педагогическое образование с учетом его особенностей. Это приобретение когнитивного, художественно-практического и художественно-творческого опыта. Важными

элементами специфических условий развития творческой индивидуальности являются развитие качеств личности - ответственности, самовнушения, самоконтроля, самоотчета, интуиции, обоснованного формирования уверенности в себе, положительные эмоции, мотивации к самостоятельной творческой деятельности, способности к обоснованному риску, воображения, тренировке продуцирования идей, применении проблемных методов обучения для развития способностей к открытиям, обучении эвристическим приемам решения педагогических задач через искусство, совместная с преподавателеми сследо-вательскаяд еятельность, поддержка стремления быть самим собой. Взаимодействие преподавателя и студентов в процессе изучения специальных дисциплин выступает как благоприятные условия профессионального формирования будущих учителей изобразительного искусства.

Частные условия формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства предусматривают: личностное развитие; освоение различных видов художественного творчества; свободу в творческой педагогической деятельности; наличие творческого потенциала для профессиональной деятельности, творческого поиска, быстрого и необычного способа решения проблемы, внутреннего конфликта имеющего и делаемого, механического воздействия, уровня признания и познания, проекта ее дальнейшего развития; наличия характеристик индивидуальности -профессионального интереса к творчеству, желания заняться новой деятельностью, высокий интеллект, умения строить ассоциативные связи, воображения, воли, саморегуляции; наличия саногенного мышления, способствующего оздоровлению психики и развивающего творческую активность в деятельности; умения вести эвристический поиск - желание достичь цели, мобилизация интеллектуальных ресурсов, способность доводить дело до конца, глубоко, быстро переходить от одного аспекта задачи к другому, извлекать нужную информмацию для решения задачи: поэтапного изучения своей личности - познание и изучение себя как личности, разработка проекта самовоспитания, реализация проекта; учет обществом творческого непослушания личности, самоутверждения, пассионарности; наличиягениальности.

4. Определены критерии сформированности творческой индивидуальности студентов (мотивационно-ценностный, содержательно-опфационный, когнитивно-деятельносгный, эмоционально-ассоциативный) и уровни (высокий, вышесреднего, средний, нижесреднего, низкий), позволяющие исследовать тенденции формирования личности студента в процессе изучения специальных дисциплин.

В мотивационно-ценностном критерии высокий уровень предполагает наличие у обучеющегося задатков, ценностей, чувств, интересов, убеждений, личност-ногомировоззрения. индивидуальныхсвойствхарактера, способностей и качествличности, изобретательности, системы учений, потребности.

Содержательно-операционный критерий выделяет смыслжизни, здоровье, систему умений, навыков, ин-

дивидуальныеособенности, разум (интуиция, понятие, суждение, оригинальныепредставления), память, волю.

Когнитивно-деятельностный критерий раскрывает самореализацию, качества творческой личности: наблюдательность, пытливость, зоркость, воображение, аналитическое мышление, цельность восприятия, сближение понятий, избирательность памяти, самозащита, готовность памяти, легкость генерирования идей, гибкость мышления, беглость речи, творческая направленность, инновационная деятельность, рефлексия, способы учета ограничений.

В эмоционально-ассоциативном критерии высоким уровнем считается реализация желания получать необходимые знания, использовать новые знания в профессиональной деятельности, превосходить себя, эмоциональное восприятие, результативность деятельности, психологически комфортная атмосфера деятельности, самопознание.

На этой основе предложенатеоретическая модель, которая содержит комплекс критериев, показателей и уровней формирования творческой индивидуальности студентов.

5. Подобраны методики исследования, которые содержат тесты, опросники и другой материал для исследования. которые обеспечивают возможность выя-витьсостояние и тенденцииформированиятворческой индивидуальности студентов в процессе профессиональной подготовки. Для мотивационно-ценностного критерия применена методика диагностики мотивов учебной деятельности студентов (авторы: В. Тютюнник, В. Якунин) Определение типа личности (А. Адлер), методика диагностики способностей к обучению (И. Спирмен, Б. Теплов). Содержательно-операционный критерий вычисляется с помощьюэкспресс-опросника креативности Д. Джонсона, Э. Торренса, психобиографического метода В. Куницыной. практические задания по методике Т. Костенко.

Когнитивно-деятельностный критерий предполагает применение методики диагностики самооценки учебных способностей и уровня притязаний шкала Дж. Бруковера (модификация), шкалу умственного развития А. Бине-Симонс, практические задания по методике В. Устина, методику креативного решения заданий (Л. Хуснутдинова). В эмоционально-ассоциативном критерии логично использование методики Е. Романова и С. Потемкина, проективный тест рисунок«Автопортрет», задания по методике Л. Мироновой «Абстракции».

6. Внедрена модель формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин. Модель формирования творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин включает в себя взаимосвязанные части: цель; методологические подходы; показатели творческой индивидуальности (критерии, компоненты, уровни); создание педагогических условий (общие, специфичесике. частные: методы, этапы, средства обучения) и ожидаемый результат - цель.

7. Результаты исследования корректируются, обрабатываются на контрольном этапе. Онипоказывают эффективность разработанных условий, в которых показатели студента преобразовываются в новообразования сформированной творческой индивидуальности будущего педагога-художника. Сравнительный анализ полученных показателей в экспериментальных и контрольных группах во время проведения исследования среди студентов, где проходила апробирация по одному условию (Ег Е,, Е3 Е( К1 К2 К, К4), привел незначительную неоднородность тенденций сформированное™ творческой индивидуальности, в сравнении с эксери-ментальною группой Е , К4 где проверялась совокупность педагогических условий.

Анализируя полученные данные относительно уровня сформированности творческой индивидуальности, можно утверждать, что. несмотря на приблизительно одинаковые данные на констатирующем этапе эксперимента, значительно увеличились показатели в экспериментальных группах, чем в контрольных группах на контрольном этапе эксперимента. Изучая сформиро-ванность творческой индивидуальности студентов контрольной и экспериментальных групп на контрольном этапе эксперимента, укажем, что в экспериментальной группе Вр где внедрялось первое условие, преобладал мотивационо-ценностный критерий. Данные относительно изменений в экспериментальной группе Е,-где внедрялось второе педагогическое условие, свидетельствуют о повышении уровня содержательно-операционного критерия. Третье педагогическое условие внедрялось в экспериментальную группу Е где проверялосьпо когнитивно-деятельностному критерию.

Анализируя полученные данные относительно изменений сформированности творческой индивидуальности, выявлено, что высочайшие результаты зафиксированы в экспериментальной группе Е , где внедрялось совокупность педагогических условий формирования творческой индивидуальности будущими учителями изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин. Следует отметить, что в контрольных группах К1 К, К, К4 значительных изменений не состоялось. Вариативность эксперимента обеспечивалась сравнением результатов исследования, как между экспериментальными группами, так и каждой экспериментальной группы с контрольными, а также реализации разработанных педагогических условий.

В ходе педагогического эксперимента подтвердилось, что формирование творческой индивидуальности студентов в процессе изучения специальных дисциплин будет более эффективным, если реализовать следующие педагогические условия: стабильный интерес, мотивация и осознание картины будущего профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства; погружение в динамичную творческую деятельность с учетом изменчивости ее видов и методов по формированию творческой индивидуальности; ориентация специальных дисциплин на формирование творческой индивидуальности.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.

2. Гребенюк Т.Е. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Ярославль: ЯГПУ, 2000. 452 с.

3. Камракова Н.Ю. Оценка креативности учащихся музыкальных школ педагогами с разным уровнем развития качеств творческой личности. Ярославль: ЯГПУ, 2011. 25 с.

4. Катханова Ю. Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. М.: Высшая школа, 1994. 256 с.

5. Ломов С.П., ¿Алшнжолов С„4.Методология художественного образования. М.: Прометей, 2011. 188 с.

6. РостовцевН.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995. 239 с.

7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: отдеятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 272 с.

8. Сластетш В.А. Стратегические направления развития теории педагогического образования. Белгород: БГУ, 1999. С.7-10.

9. Фаворский В.А. Литературно-творческое наследие. М.: Советский художник, 1988. 587 с.

10. Хворостов Д.А. Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий. Орел: Ученые записки ОГУ Серия: Гуманитарные и социальные науки.Выпуск № 2 / 2013. С. 337-341/

References

1. Abulkhcmova-Slcn'slictya КА. Activity and Personality Psychology. M., 1980. 335 p.

2. Grebenyuk T.B. Formation of a future teachens individuality in the course of professional training. Yaroslavl: YAGPU, 2000. 452 p.

3. Kamrakova N. Y. Evaluation of music schools pupils > creativity by the teachers with different levels of the creative personality traits development. Yaroslavl: YAGPU, 2011. 25 p.

4. Katkhanova Yu.F. Development of creative abilities of pupils and students of art-graphic department in graphic activity. M.: Vysshayashkola, 1994. 256 p.

5. LomovS.P., Amanzholov S.A. Methodology of art education. M.: Prometheus, 2011. 188 p.

6. RostovtsevH.H. Academic drawing. M : Prosveshenie, 1995. 239 p.

7. Smimov S.D. Pedagogy and Psychology of Higher Education: from the activity to the personality. M .: Aspekt Press, 1995. 272 p,

8. Slastenin VA. Strategic directions of teacher education theory development. Belgorod: BGU, 1999. Pp. 7-10.

9. Favorsky VA. Piterature and artistic heritage. M.: Sovietskyhudojnik, 1988. 587 p.

10. Khvomstov D.A. Conditions of formation of students' professional competence in the course of studying of design technology. Orel: Scientific notes of OSU. Series: Humanities and Social Sciences. Issue number 2/2013 pp 337-341.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.