Научная статья на тему 'Традиции и инновации в современном преподавании дизайна'

Традиции и инновации в современном преподавании дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ДИЗАЙН СРЕДЫ / АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ТРЕХМЕРНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хворостов Д.А.

Профессиональные компьютерные технологии и другие современные инновации могут во многом изменить и дополнить уже сложившуюся систему обучения студентов-дизайнеров, расширить образовательные возможности и помочь добиться более высокого педагогического результата. Но их необходимо сочетать с традиционными методами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE MODERN TEACHING OF DESIGN

Professional computer technologies and other modern innovations can change in many respects and add to already developed system of design students' training, as well as expand educational opportunities and help in higher pedagogical results achievement. But they should be combined with traditional methods of training.

Текст научной работы на тему «Традиции и инновации в современном преподавании дизайна»

разработанной П. П. Чистяковым [2], Н. Н. Ростовцевым [3], Л. Г. Медведевым [4] и др.

Н. Н. Волков отмечал, что надо учить логике восприятия объемных форм для решения более сложных вопросов перспективного построения. Надо идти от предметов с ясным каркасом к предметам, в которых конструкция скрыта и может быть обнаружена «умелым глазом» [5].

Метод линейно-конструктивного рисунка помогает сформировать профессиональное восприятие студента, настраивать его на выборку нужной информации о модели. Особо следует подчеркнуть, что без выявления структуры, конструкции модели не может быть и речи о грамотном академическом рисунке.

Анализ учебных занятий и рисунков студентов убедительно показал, что выполнение вводных, краткосрочных упражнений при построении объемной формы на начальном этапе обучения положительно влияет на формирование и развитие общепрофессиональных компетенций студентов. И в то же время в процессе дальнейшего обучения наступал и противоречивый момент. При переходе к изображению сложной модели (интерьер) студентам сложно было выполнить задачи передачи целостности, ритма и т. д.

Кризисный момент в обучении наступает и в другом случае: когда студент не понимает цели заданий на линейно-конструктивное построение и поэтому рисует «сетку» на модели, а не аналитический рисунок. Данные недостатки указывают на то, что студент не настроился на исследование, познание модели или он не может передать полученную в ходе осознания информацию с помощью графического языка. При внимательном руководстве со стороны педагога указанные недостатки могут быть преодолены. Педагогу важно вовремя объяснить учащемуся методы изображения на плоскости. Необходимо подчеркнуть, что данные упражнения не являются догмами. Они - инструмент, с помощью которого студенты смогут овладеть азами академического рисунка за более короткий период времени.

В дальнейшем, овладев данным методом, студенты уверенно справлялись с заданиями на извлечение опорных точек модели. В ходе выполнения академического рисунка студенты могли уже сразу опускать предварительное построение и сразу намечать общую массу модели, ее характерные черты.

Мы могли наблюдать, что студенты, успешно справившиеся с заданием, начинали с того, что находили в модели совокупность простых геометрических тел, так или иначе сочетавшихся между собой и приближенно образующих данную форму. Тем самым студенты демонстрировали свое понимание того, что дифференциация сложной формы на простые геометрические тела значительно упрощает понимание ее конструктивной основы, ее структуры. Данный метод помогал увидеть основные формы объекта, его постоянную структуру.

1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с.

2. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.: Искусство, 1953. 590 с.

3. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Русской и советской школы рисунка: учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1982. 240 с.

4. Медведев Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. Омск: Издат. дом «Наука», 2008. 290 с.

5. Волков Н. Н. Восприятие предмета и восприятие рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1950. 332 с.

© Сухарев А. И., 2015

УДК 747

традиции и инновации в современном преподавании дизайна

Профессиональные компьютерные технологии и другие современные инновации могут во многом изменить и дополнить уже сложившуюся систему обучения студентов-дизайнеров, расширить образовательные возможности и помочь добиться более высокого педагогического результата. Но их необходимо сочетать с традиционными методами обучения.

Ключевые слова: компьютерные технологии, инновации в образовании, дизайн среды, актуальные методы преподавания, ролевые игры, трехмерная реконструкция.

Как и в прошлом веке в подготовке современного дизайнера и студента направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» серьезную роль

fl. A. XBopocmoB D. A. Khvorostov

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE MODERN TEACHING OF DESIGN

Professional computer technologies and other modern innovations can change in many respects and add to already developed system of design students' training, as well as expand educational opportunities and help in higher pedagogical results achievement. But they should be combined with traditional methods of training.

Keywords: computer technologies, innovations in education, environmental design, actual methods of teaching, role-playing games, three-dimensional reconstruction.

играет умение рисовать графическими материалами детали, аксессуары, мебельные группы, интерьерные и ландшафтные сцены. Владение навыками рисунка не только

помогает в дальнейшем освоить графические компьютерные программы, но и развивает эстетические качества будущих дизайнеров и «прикладников». Рисунок в подготовке студентов этих направлений должен быть особенный, не только академический. К сожалению специальных методических разработок, на тему особенностей преподавания рисунка для студентов прикладных направлений и дизайнеров пока мало. Решению этой проблемы большое внимание уделяет А. С. Хворостов. В своих работах «Использование специфики рисунка в прикладном искусстве для эстетического воспитания и художественного образования студентов» [1] и «Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве» [2] он раскрывает значение рисунка в современном образовательном пространстве.

Художники, ученые, педагоги во всем мире постоянно обращались к вопросам развития и совершенствования методик преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство всегда входили важнейшими составными частями в мировую художественную культуру, дизайн интерьеров и экстерьеров. Проблема разработок современных методик обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, в данное время значима и актуальна. В. М. Белый и О. П. Савельева исследуют научные основы методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству [3]. Не менее важными остаются методические разработки в области использования народных художественных промыслов в обучении не только студентов, но и школьников. Подготовка к восприятию особенностей народного искусства в современном дизайн-образовании в довузовской подготовке подробно рассматривают Г. А. Горбунова и О. П. Савельева в научной работе «Методика изучения народных художественных промыслов в общеобразовательной школе с применением рабочих тетрадей» [4]. Решение проблемы восприятия детьми творческого наследия и изобразительной действительности О. П. Савельева предлагает в научной работе «Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы» [5]. Г. А. Горбунова [6], С. Е. Игнатьев [7], С. П. Ломов [8], Е. С. Лыкова [9; 10] рассматривают вопросы художественно-творческого развития учащихся в изобразительной деятельности.

К традиционным, проверенным временем научным исследованиям относятся методики преподавания черчения и начертательной геометрии. Без уверенного знания этих предметов немыслима профессиональная подготовка дизайнеров. Чертежная, графическая, живописная и декоративно-прикладная подготовка - непременное условие формирования профессиональных компетенций и всесторонней подготовки как будущего дизайнера среды, так и художника декоративно-прикладного искусства. Для формирования у студентов профессиональных компетенций необходимо: «Изучение творчества ведущих мировых специалистов в области художественно-эстетического освоения окружающей среды. Посещение со студентами памятников архитектуры, проектно-художественных выставок, специализированных салонов, архитектурных студий, проектно-дизайнерских бюро. Обмерная практика. Проектная практика. Изучение, обсуждение и оценка проектно-графических, проектно-худо-

жественных, как учебных, так и творческих работ студентов. Личная (собственно-авторская) проектно-творческая деятельность по воплощению проектных разработок в реальные объекты в материале с использованием традиций русского искусства» [11, с. 148].

Но наука и мировой прогресс не стоят на месте. Научно-технические изыскания конца ХХ - начала XXI веков во многом изменили методические процессы обучения в высшей школе. Вместе с известными всем традиционными, проверенными формами, методами и средствами обучения, в учебном процессе теперь участвуют и инновационные, кардинально новые методики. «Электронные средства обучения уже являются обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса и оказывают большое влияние на все другие его компоненты - цели, содержание, формы, методы» [12, с. 66]. Уделяя большое внимание профессиональным компьютерным технологиям, используемым в современной учебной подготовке дизайнеров среды и художников декоративно прикладного искусства, мы используем и традиционные методики. Предлагаем рассмотреть некоторые инновационные составляющие системы обучения студентов направления подготовки «Дизайн среды», которые мы считаем значимыми:

1. Проведение ролевых профессионально ориентированных игр с закреплением полученных знаний, умений и навыков на проектных, производственных и преддипломных практиках. «Ролевые профессионально ориентированные игры готовят студентов к адаптации в новом коллективе, знакомят с технологическими и психологическими особенностями выбранной профессии, развивают профессионально-значимые качества» [13, с. 338].

Как показали наши исследования, для развития образовательных и профессиональных компетенций студентов особое значение приобретают ролевые профессионально ориентированные игры. В ходе обучения студентов направлений подготовки «Дизайн среды», «Искусство интерьера», «Декоративно-прикладное искусство» ролевые игры необходимо вводить в учебный процесс с первого года обучения. Особую важность они имеют в процессе подготовки студентов к проектным и производственным практикам. После завершения практики, на стадии подведения итогов, также необходимо провести несколько ролевых профессионально-ориентированных игр для закрепления и обобщения полученных в ходе практики навыков и передачи приобретенного личного опыта студентов. В будущей профессиональной практике студента по направлениям подготовки «Дизайн среды» и «Искусство интерьера», постоянно будут возникать сложные и неоднозначные производственные и личностно-психологические ситуации, которые необходимо будет решать мгновенно, без опоры на домашнюю, наработанную и накопленную архивную базу. Часто практикующему дизайнеру не оставляют резерва времени для обдумывания и переноса решения возникшей проблемы «на потом». Такие ситуации постоянно возникают на стадии финишной сдачи разрабатываемого объекта. Если не подготовить студента к подобным ситуациям в ходе обучения в вузе, то в дальнейшей профессиональной деятельности ему не обойтись без серьезных психологических травм и материальных потерь. В наших руках, в руках преподавателей,

дающих знания студентам в ходе подготовки их к профессиональной деятельности, помочь избежать им подобных просчетов и ошибок.

Работа над конкретным дизайн-проектом предполагает несколько основных этапов деятельности, а именно:

- проведение переговорного процесса с заказчиком;

- планирование этапов работы на объекте;

- выполнение проекта «от руки» или на компьютере;

- подбор финишных материалов (настенная и напольная плитка, обои, декоративные покрытия, потолочные и напольные покрытия) мебели, оборудования и аксессуаров;

- донесение идеи проекта до исполнителей;

- воплощение дизайн-проекта в материале - авторский надзор.

Все эти этапы необходимо изучить и детально разобрать со студентами в ходе ролевых профессионально ориентированных игр. В ходе игр студенты должны меняться ролями, рассматривать поведенческие и профессиональные аспекты со всех сторон.

На состоянии определения ситуации и постановки цели игры преподаватель четко определяет ситуацию с тем, чтобы студенты полностью поняли, что должно произойти в процессе ролевой игры.

Ролевая подготовка включает ознакомление с ролевыми сценариями, которые содержат определенные задачи с различными временными параметрами: от нескольких минут до нескольких часов. В последнем случае ролевая подготовка выполняется как домашнее задание. После проведения ролевой игры проводится анализ смоделированной ситуации.

2. В ходе подготовки студентов в профессиональной деятельности необходимо привлекать к учебным занятиям и производственным практикам практикующих специалистов - консультантов по разрабатываемым семестровым, курсовым, итогово-квалификационным дизайн-проектам. Консультанты - профессионалы различных профилей, задействованных в дизайне среды: юристы, психологи, руководители и работники дизайнерских студий, профессиональные художники, скульпторы, кузнецы, витражисты, резчики по дереву, бригадиры строительных бригад, электрики, маляры, производители мебели, керамической плитки, обоев, штор, работники багетных мастерских и т. п. Таким образом, студентам-дизайнерам еще на стадии обучения раскрываются многие нюансы работы средового дизайнера и прививаются навыки профессионального общения со специалистами участвующими в воплощении разработанного дизайн-проекта в материале. Внимание к подготовке дизайнера подробно и профессионально уделяется в диссертационном исследовании А. Д. Григорьева «Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки» [14], а также в научных статьях, среди которых «К проблеме креативного мышления в профессиональном становлении архитекторов и дизайнеров» [15].

3. Студентам-дизайнерам необходимы глубокие знания в области истории искусств. «Личность архитектора прошлых веков значима тем, что кроме глубочайших знаний строительных конструкций, сопротивления материалов, пропорций она включала в себя прекрасного художника,

проектировщика и, как сейчас принято говорить, «дизайнера». Один человек являл собой целый проектный институт. Разработка стилевого решения здания со всеми фасадами, лестницами, богатейшими дверными группами, мебелью, светильниками, живописью, скульптурой, аксессуарами осуществлялась под руководством одного человека, а зачастую и им одним. Архитекторы обладали колоссальными знаниями и умениями не в одной строительной области, а в самых различных сферах. Это были уникальные, универсальные мастера своего дела. Создавалось единое, завершенное целое - архитектурно-интерьерная среда. Продуманное единство архитектурного образа фасадов и стилевого решения интерьеров превращали здание в настоящий шедевр» [16, с. 493].

Архитекторы и художники тысячелетиями создавали поистине уникальные интерьерные шедевры. Нас завораживают и потрясают воображение пирамиды в Гизе, развалины Эфеса и Афин, храмы и дворцы Санкт-Петербурга, Москвы, Рима, Милана, Парижа, Барселоны. Бродя по великолепным залам, задрав голову и ежесекундно восхищаясь, невольно ловишь себя на мысли «Как же они это сделали! Как же им хватило терпения и мастерства!». Все продумано до мелочей. Все добротно, все искусно, и уж точно - на века. Это готовые школы для подражания, копирования и подробного изучения. Студентам направлений подготовки «Искусство интерьера», «Дизайн среды» и «Декоративно-прикладное искусство» необходима хорошая «насмотрен-ность» реальных, оригинальных, а не только в журналах и альбомах, интерьеров. Та же Третьяковская галерея в Лаврушенском переулке. После толчеи Ордынки и огромных серых многоэтажных домов-блоков вдруг открывается сказочный теремок-ларец. Вы еще не знаете, что ждет вас внутри, но уже предвкушаете праздник. Театр начинается с вешалки, здание - с фасада и входного портала. Массивные резные дубовые двери неспешно пропускают нас внутрь. Третьяковская галерея ассоциируется с шедеврами живописи, нас же сейчас интересует, как они «поданы», в каком окружении живут. Просторные холлы, широкие лестницы, выставочные залы с мягким, продуманным освещением. Все торжественно и в то же время уютно. В таких помещениях можно находиться бесконечно. Из современной неизбежности - белые датчики влажности и откровенные, «пищащие» рамки металлоискателей при входе. При таком посещении студентам можно показать и рассказать, кроме основной экскурсии по живописи и графики, про отделку стен, напольные покрытия, дверные группы и порталы. Рассмотреть, как решается освещение залов и коридоров. Это будет приучать к изысканной, хорошо продуманной и организованной красоте интерьеров.

Дворцовые интерьеры прекрасны в Санкт-Петербурге. Посещение Эрмитажа и Дворцовых комплексов пригородов остается в памяти на многие годы. Сама атмосфера города заряжает высокими творческими и эстетическими идеями. После таких экскурсий и натурных занятий уже сложно будет сочинять скучные и примитивные интерьеры.

Москва и Санкт-Петербург - наиболее доступные из крупных центров мировой культуры с огромным количеством сохранившихся памятников разных стилей и эпох. Экскурсии в эти города необходимо включать в учебный

процесс и проводить регулярно, а не раз за все годы обучения.

В современном решении среды человека нельзя идти только от материала, пусть даже самого модного. Подвесные потолки не должны давить на вас и прижимать к холодным и скользким сайдинговым панелям, а старинные особнячки, украшенные резьбой и лепниной смотреть на вас пустыми глазницами пластиковых окон. Материал придуман, чтобы служить человеку, а не наоборот. Поэтому все новейшее надо применять разумно, с учетом комфорта человека и сложившихся традиций.

4. Творческое начало в процессе обучения - применяемое нами учебное задание - трехмерная реконструкция интерьерных картин известных художников. Действия многих сюжетов своих картин художники размещали в интерьерах различных исторических эпох. Мебель, аксессуары, шторы и детали интерьера участвовали в действии, происходящем на картинном полотне. Кроме своих художественных достоинств многие картины показались нам интересными и в плане интерьерного проектирования. Реконструкция написанных и нарисованных в картинах интерьеров может помочь студентам в освоении специальных художественных дисциплин. Например, реконструкция интерьера картины Луиджи Премацци «Эрмитаж. Галерея фламандской живописи» помогла студентам освоить перспективные построения в начертательной геометрии, изменение расположения источников освещения - понять особенности образования бликов и рефлексов, закрепить знания в теории теней. Цветовые настройки дневного и вечернего освещения наглядно показали изменения колористической гаммы реконструированного интерьера. Построение сложных профилей молдингов и калевок позволило на практике изучить сложный раздел полигонального лофтингового моделирования в компьютерной программе 3D studio Max.

Особое внимание мы уделяли изучению композиционных построений в реконструируемых картинах. С помощью трехмерного моделирования получалось наглядно и убедительно продемонстрировать студентам особенности законов композиции. Одно из мест расположения виртуальной камеры должно было соответствовать точному расположению точки зрения на реконструированном полотне. Таким образом, мы повторяли авторскую композиционную точку зрения. Остальные ракурсы студенты располагали с различным смещением относительно точки зрения автора. Это давало возможность проанализировать и сравнить возможные композиционные изменения. Наглядно понять, почему художник выбрал именно эту точку зрения на интерьер, изображенный в картине для своего сюжета, чем она отличается от других возможных углов зрения. Сравнения чаще всего подтверждали композиционную концепцию автора живописного произведения.

Реконструируя живописные произведения, студенты имели возможность восстанавливать также и планы зданий, в которых разворачивались действия сюжетов, делать интересные интерьерные находки. Например, картина В. Е. Маковского «Объяснение» (1889 г., Государственная Третьяковская галерея). В ходе реконструкции студенты обратили внимание, что дверное полотно на ближайшей к зрителям стене не имеет навесных петель и парит в воздухе. Большое

прямоугольное зеркало на дальней стене висит параллельно стене, а отражает предметы мебели, расположенные под углом к ней. Благодаря отражению удалось определить расположение оконных проемов в дальней от зрителя комнате. Было также замечено, что плинтус и часть ближней к зрителю стены, расположенная под роялем, находятся под углом к той части ближней стены, в которой расположен дверной проем. А переплет оконного проема не соответствует угловому расположению стены. При проведении трехмерной реконструкции эти наблюдения было подтверждены.

Таким образом, проводя трехмерную реконструкцию, студенты привыкали к глубокому, а не поверхностному анализу произведений. Учились по незначительным деталям строить планы интерьеров.

Система формирования профессиональных компетенций и всесторонней подготовки студентов-дизайнеров среды к проектной деятельности, разработанная нами, позволила получить конкретные педагогические и творческие результаты и доказала, что существует реальная возможность использовать богатейшее наследие мировой художественной культуры при проектировании окружающей среды. Полученный нами опыт дал возможность подготовить в печати и опубликовать ряд монографий, учебно-методических пособий, научных статей. Формирование профессиональных компетенций требует от педагога объединения всех разнообразных составляющих в единое содержательное целое: специфическое содержание, объединяющее традиционные, привычные для нас темы с инновационными предложениями; эффективные и нестандартные формы, приемы и методы обучения и воспитания студентов, подготавливающие их к современным, реальным условиям деятельности после окончания учебного процесса на факультетах.

1. Хворостов А. С. Использование специфики рисунка в прикладном искусстве для эстетического воспитания и художественного образования студентов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. № 4. С. 404-407.

2. Хворостов А. С. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2009. № 3. С. 336-339.

3. Белый В. М., Савельева О. П. Научные основы методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству : учеб. пособие. Магнитогорск : МаГУ, 2014. 110 с.

4. Горбунова Г. А., Савельева О. П. Методика изучения народных художественных промыслов в общеобразовательной школе с применением рабочих тетрадей // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 268. URL: http://www.science-education.ru /111-10742 (дата обращения: 25.08.2015).

5. Савельева О. П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Магнитогорск: Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова. 2014. С. 237-241.

6. Горбунова Г. А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.

7. Игнатьев С. Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.

8. Ломов С. П. Образовательная область «Искусство» в системе общеобразовательных дисциплин стандартов второго поколения // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 4(29). С. 118-124.

9. Лыкова Е. С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.

10. Лыкова Е. С. Изображение натюрморта школьниками младших классов // Образование и наука. 2014. № 8(117). С. 136-148.

11. Khvorostov D. A. Use of traditions of the Russian art in teaching of the environmental design // Международная научно-практическая конференция Proceedings of the 4th International Academic Conference «Applied and Fundamental Studies». Hosted by the Publishing House «Science and Innovation Center», November 29-30, 2013, St. Louis, Missouri, USA. С. 146-151.

12. Хворостов Д. А. Формирование профессиональных компетенций у студентов направлений подготовки «дизайн»

в ходе освоения проектных технологий // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 2 (41). Т. 1. С. 66-72.

13. Хворостов Д. А. Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2013. № 2(52). С. 337-341.

14. Григорьев А. Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2007.

15. Григорьев А. Д. К проблеме креативного мышления в профессиональном становлении архитекторов и дизайнеров: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию архитектурно-строительного факультета ФГБОУ ВПО «МГТУ» // Архитектура. Строительство. Образование. 2012. № 1(3). С. 204-214.

16. Хворостов Д. А. Проектные работы в наследии архитекторов Захарова и Барановского // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2011. № 6 (44). С. 493-497.

© Хворостов Д. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.