УДК 004.921 ПИЛЮГАЙЦЕВА Ю.И.
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: pilugaiceva@yandex,ru
UDC 004.921
PILYIGAITSEVA J.I.
Candidate of pedagogical sciences, Senior teacher, Department of arts and crafts and technical graphics,
Orel State University E-mail: pilugaiceva @yandex. ru
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE COMPETENCY OF THE STUDENTS OF DESIGN
В статье рассматривается одно из главных профессиональных качеств студентов-дизайнеров - владение компьютерными технологиями. Использование графических программ позволяет создавать проекты, отвечающие современным требованиям. В статье приведена последовательность проектирования интеръера с использованием программы ArchiCAD.
Ключевые слова: компьютерные технологии, профессиональные качества, проектирование, чертеж, ArchiCAD.
The article deals with the one of the relevant aspect of competency of the students of design - acquirement of the computer technologies. Using graphical programs allows creating the projects conformed to the contemporary requirements. The order of interior design using ArchiCAD is described in the article.
Keywords: computer technologies, competency, design work, drawing, ArchiCAD.
Основой успешной трудовой деятельности специалиста в области дизайна выступают его личностные и профессиональные качества, которые являются определяющими факторами продуктивности деятельности и качества продукта в ее результате. В связи с этим одна из основных целей образовательного процесса - необходимость подготовки квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией, готового к творческому росту, мобильности в профессиональной сфере, целенаправленной реализации своих возможностей в деятельности дизайнера.
Степень профессионализма дизайнера зависит, во-первых, от уровня освоения умений, связанных непосредственно с проектированием какого-либо объекта: знания основ конструирования, современных материалов, методов проектирования и т.д. Во-вторых, успешность деятельности дизайнера определяется уровнем развития его коммуникативных навыков, поскольку процесс проектирования постоянно сопровождается общением с заказчиками и представителями строительных фирм. В соответствии со спецификой деятельности дизайнера можно выделить следующие профессиональные качества, которыми должен обладать студент-дизайнер для успешного решения профессиональных задач:
- наблюдательность, сосредоточенность, способность работать с большим объемом информации;
- коммуникабельность, умение работать в команде, ответственность;
- аналитический склад ума, широкий кругозор;
- развитое воображение, образное мышление, способность находить оригинальные решения в стандартных ситуациях;
- эстетический и художественный вкус, развитые творческие способности, владение компьютерными программами.
Для развития профессиональных качеств в процессе обучения студенты-дизайнеры изучают комплекс самых различных предметов: культурологию, историю, педагогику и психологию, философию, правоведение, социологию и т.д. Основой профессиональной подготовки дизайнеров являются специальные дисциплины, такие как: рисунок и живопись, проектирование, история искусств, история дизайна, информационные технологии, компьютерная графика. Также студенты в процессе обучения изучают основы производственного мастерства, макетирование и конструирование, садово-парковое проектирование. На занятиях студенты знакомятся с современными методами проектирования, формами ведения проектов, современными технологиями производства и конструктивными решениями, особенностями общения с заказчиками и коллегами. В процессе изучения стилей в дизайне и архитектуре, основ композиции, цветоведения и колористики, методов проектирования, компьютерных программ студенты развивают профессионально значимые качества, необходимые для выполнения дизайн-проектов.
Одним из основных инструментов для развития про-
© Пилюгайцева Ю.И. © Pilyigaitseva J.I.
фессиональных качеств на современном этапе являются компьютерные технологии. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе уже на протяжении длительного времени является обязательным компонентом учебного процесса. В соответствии с современными требованиями к уровню подготовки студентов и требованиями работодателей студенты-дизайнеры должны владеть несколькими компьютерными программами для решения профессиональных задач на высоком уровне.
Одним из направлений деятельности дизайнера является проектирование интерьеров. Для выполнения проектов интерьера студенты должны владеть программами двухмерного и трехмерного компьютерного моделирования. Для выполнения чертежей можно использовать программу ArchiCAD. Для представления проекта в 3D. кроме ArchiCAD, можно применить такие программы как Cinema 4D, Blender, 3D Studio Max, Autodesk Maya.
Деятельность дизайнера интерьеров заключается в создании проекта предметно-пространственной среды. Процесс подготовки проекта включает в себя несколько этапов, а именно:
- анкетирование заказчиков, составление функциональной программы на основе задания на проектирование, определение концепции интерьера;
- подбор аналогового материала и изучение нормативной документации (СНиП, ГОСТ);
- выполнение эскизов, набросков, чертежей планов, перспективы, раскрывающих основную идею, выполнение визуализации проекта;
- подбор отделочных материалов, осветительных установок, декора, текстиля;
- представление проекта.
Рассмотрим возможности программы ArchiCAD на первых этапах проектирования интерьера - выполнении обмерочного плана, плана пола с расстановкой мебели и оборудования, плана потолка с осветительными установками, а также возможности программы в визуализации.
Основными особенностями программы ArchiCAD являются «встроенная технология "виртуальное здание", возможность создания сметных строений и чертежей, а также презентаций фотореалистичных проектов» [4, с. 256]. В процессе работы в программе возможно создание не только чертежей, но и комплекта строительно-технической документации.
При построении плана интерьера используются стандартные библиотечные элементы - стены, окна, двери, плиты перекрытия. Для оформления планов в соответствии с ГОСТами и правилами оформления архитектурно-строительных чертежей в ArchiCAD предусмотрены инструменты черчения: линии, штриховки, дуги, размерные линии (линейные, радиальные и угловые размеры), выносные надписи, отметки уровня, координационные оси. Для расстановки мебели и оборудования, источников света используются библиотеки ArchiCAD, либо стандартные, либо устанавливаемые
пользователем. Каждый элемент имеет настройки - общие и специальные параметры, позволяющие создавать индивидуальные проектные решения (рис.1).
а ■ ; / " " -!- -!' ■ - — ■ £м'.1 I - ■ ^ I г * - .
4 1
ж
•о — -> -
к — ■I — Я
о —
£1 а
л — i
г -
ПЛАН nD/IA h 1;75
□
Во ° ¡Ц
©
%
»—
—f.-■ * — *
;
Рис. 1. Построение плана пола с расстановкой мебели и оборудования в программе АгсЫСАБ.
АгсЫСАО автоматически на основе плана выстраивает фасады, разрезы, развертки стен, а также объемное решение (рис.2).
Рис. 2. Построение объемного решения интерьера в программе ArchiCAD.
Для получения реалистичного изображения перспективы интерьера используется визуализация (рендеринг), которая необходима для того, чтобы наглядно представить замысел проекта. Визуализация позволяет получить трехмерное изображение на основе плана. В ArchiCAD для выполнения визуализации следует назначить всем объектам используемые в проекте материалы, на плане пола установить камеры, а также отрегулировать настройки источников освещения. Принцип визуализации в ArchiCAD основан на механизме Light Works Rendering Engine (рис.3).
Результатом визуализации является фотореалистичное изображение интерьера, на котором отображены используемые в проекте материалы, текстуры, условия освещения (тени, блики, отражения). Реалистичность изображения зависит от настроек визуализации - расстановки камер, настроек освещения, размера и качества изображения (рис. 4).
Компьютерные программы в определенной степени облегчают процесс проектирования интерьера, поскольку они автоматически выстраивают объемные модели на основе плана. Можно сказать, что «современные технические средства оказывают значительное влияние на методы проектирования и архитектурную графику» [2, с. 268].
Однако не только техническая сторона процесса проектирования определяет качество получаемого продукта. При проектировании студенты ограничены функциональными возможностями программы и используемыми библиотечными элементами, но несмотря на это, при разработке концепции интерьера определяющим фактором должен быть именно дизайн помещения, а не ресурсы графических редакторов. Часто студенты увлекаются техническими вопросами выполнения какой-либо операции в программе, забывая об общей концепции интерьера, его стилевом решении. Большинство интерьеров, созданных с использованием компьютерных технологий, являются «безликими», они лишены индивидуальности. Для того чтобы проектные решения интерьеров были оригинальными. а готовые проекты были созданы на высоком профессиональном уровне, студентам-дизайнерам следует больше внимания уделять освоению таких категорий дизайна, как «стиль», «образ», «цветовая гармония». Для этого подготовка студентов «основывается на изучении специфики рисунка, живописи, черчения, начертательной геометрии, декоративно-прикладного искусства, истории искусства, истории дизайна и других спеццис-циплин, традиционно изучаемых на дизайнерских и художественно-графических факультетах» [3,с. 133]. Дня формирования представлений о качественном дизайне следует как можно чаще посещать различные выставки, как архитектурно-дизайнерские, так и художественные, мастер-классы, знакомиться с творчеством современных дизайнеров и мастеров прошлого, участвовать в различных конкурсах. Обогащение зрительного опыта и расширение кругозора в целом способствует поиску более оригинальных и интересных проектных решений в творческой практике. Воплотить свои идеи в дальнейшем возможно с использованием компьютерных технологий, но для того, чтобы готовый проект совпадал с задуманным, необходимо постоянно совершенствовать навыки работы с графическими редакторами.
Таким образом, проектирование интерьера с использованием компьютерных технологий позволяет создавать проекты, отвечающие современным требованиям. Владение графическими редакторами на хорошем уровне обуславливает уровень сформированное™ профессиональных качеств будущего специалиста, что во многом определяет успешность его будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, на современном этапе использование компьютерных технологий является одним из основных компонентов процесса обучения. В сочетании с традиционными методиками они значительно расширяют образовательные возможности, позволяя готовить студентов к реальным условиям их будущей профессиональной деятельности.
Рис. 3. Установка камер в программе ArchiCAD.
Рис. 4. Результат визуализации в программе ArchiCAD -реалистичное изображение перспективы интерьера.
Для редактирования итоговых изображений, полученных в результате визуализации в ArchiCAD. можно воспользоваться программой Adobe Photoshop CS. Например, в данном случае Adobe Photoshop CS использовался для деталировки перспективы - нанесения изображений на планшеты (рис.5).
Рис. 5. Постобработка перспективы интерьера в программе Adobe Photoshop CS.
Библиографический список
1. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне. Спб.:БХВ Петербург, 2008. 560с.
2. Пилюгайцева ЮЛ. Работа с графическими программами в процессе подготовки специалистов среднего звена по направлению «Архитектура» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №5 (68). С.267-270.
3. Хворостов Д.А. Проблемы современного преподавания дизайна среды // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна: периодический научный журнал. Вып. 12. Москва-Магнитогорск, 2015. С. 131-136.
4. Черникова ( AI. Лекция-визуализация в преподавании «Инженерной графики» // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 1 (70). С.255-256.
References
1. Mironov D.F. The computer graphics in design. Spb.: BHV Petersburg, 2008. 560p.
2. Pilyigaitseva J.I. Working with graphical programs during the training of: the vocational school specialists of architecture // Scientific Notes of Orel State University. Series «Humanities and social sciences». 2015. №5 (68). P.p267-270.
3. Khvorostov D.A. Problems of the modem teaching design of the environment // Contemporary tendencies of development of arts, crafts and design: periodical scientific journal. 2015. Vol. 12. Pp.131-136.
4. Chernikova SM. Lecture-imaging in teaching «Engineering graphics» // Scientific Notes of Orel State University. 2016. №1(70). Pp.255-256.