Научная статья на тему 'Условия формирования правовой культуры будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе'

Условия формирования правовой культуры будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая культура / правовая компетентность / условия формирования правовой культуры / интерактивные формы обучения / повышение мотивации / организация самостоятельной работы. / legal culture / legal competence / conditions for the formation of legal culture / interactive forms of training / increasing motivation / organization of independent work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. Б. Кузнеченкова

Статья посвящена рассмотрению проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе, раскрывается понятие правовой культуры будущего педагога, условия ее формирования в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе. Активизация процесса формирования правовой культуры возможна путем внедрения в вариативную часть ОПОП ВО спецкурса «Правовое регулирование отношений в сфере образования». При разработке теоретических правовых положений данного спецкурса акцент мы делали на ценности и значимости овладении системой прикладных правовых знаний в профессиональной педагогической деятельности. В рамках спецкурса предлагаются ситуационные задачи с образцами решений с применением нормативно-правовых актов, регулирующих конкретную правовую ситуацию. В качестве педагогических условий формирования правовой культуры предлагается использование интерактивных форм обучения, внедрение в учебный план вуза спецкурса, направленного на формирования правовой культуры, а также организация самостоятельной работы студентов, которая способствует повышению мотивации и развитию ряда профессиональных качеств будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г. Б. Кузнеченкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONDITIONS FOR FORMING LEGAL CULTURE IN FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING PEDAGOGICAL DISCIPLINES IN A UNIVERSITY

The article is dedicated to a problem of professional training of future teachers at a university, reveals a concept of legal culture of the future teacher, conditions for its formation in the process of studying pedagogical disciplines at a university. In the development of the theoretical legal provisions of this special course, the author focuses on values and importance of mastering the system of applied legal knowledge in professional pedagogical activities and regulations governing a specific legal situation. As pedagogical conditions for the formation of legal culture, it is proposed to use interactive forms of education, the introduction of a special course in the curriculum of a university aimed at the formation of legal culture, as well as the organization of independent work of students, which helps to increase motivation and develop a number of professional qualities in future teachers

Текст научной работы на тему «Условия формирования правовой культуры будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе»

ства восстановительных процессов после дозированной нагрузки; удовлетворительной трудоспособности сердечно-сосудистой системы.

В то же время, как отмечают учёные [1 - 5], рост заболеваемости во время обучения в образовательной организации МВД России свидетельствует о неблагоприятном влиянии совокупности: условия обучения и быта, режим организации учебных процессов, лекций и другое. Выделяют две группы факторов, которые влияют на здоровье: независимые от вида образовательной организации (наследственность и социальные факторы), зависимые от вида образовательной организации (правильность использования помещений и оборудования, соответствующие учебным процессам, распорядок занятий и их организация, знания, умения и навыки курсантов по вопросам сохранения своего здоровья и здоровья окружающих).

Для преодоления проблем, связанных с недостаточной двигательной активностью будущих полицейских, многие учёные - теоретики и практики - предлагают усилить самостоятельную физическую подготовку курсантов, сформировать у них навыки организации ежедневной физической активности, чтобы за период обучения сформировалась готовность и потребность в постоянной двигательной активности, хотя бы на уровне ежедневного специального выделения времени.

Управление процессом физической тренировки во многом определяется выбором наиболее эффективных средств и их оптимальным соотношением. Поэтому представляется важным на основе теоретического анализа и обобщения литературных источников выявить эти средства.

Ряд исследований свидетельствует о целесообразности использования и упражнений различной направленности. Содержание самостоятельной физической подготовки во многом должно определяться характером профессиональной деятельности специалистов. Рекомендуется включать в тренировку циклические упражнения, спортивные игры и различные сложные координационные упражнения, упражнения с эспандером, резиновым жгутом, гимнастической палкой, гантелями, а также бег трусцой, пешие походы.

Установлено, что состояние здоровья и уровень работоспособности человека зависят также от его силовых возможностей и подвижности в суставах. Умеренная силовая тренировка снижает негативные возрастные изменения в организме. Вместе с тем в изученной литературе не удалось обнаружить данных, свидетельствующих о последовательности (алгоритме) формирования знаний, умений, навыков самостоятельной физической подготовки у курсантов образовательных организаций МВД России. Отсутствуют достоверно обоснованные рекомендации по объему и интенсивности физической нагрузки при выполнении физических упражнений, методика проведения физической тренировки, самоконтроль при самостоятельной физической тренировке, что требует научного подхода к формированию структуры физического самовоспитания курсантов в процессе обучения.

На основе анализа научной литературы можно увидеть, что в структуре содержания процесса самовоспитания исследователи выделяют, как правило, основные его элементы: формирование мотива - цели, деятельности по дости-

Библиографический список

жению цели, результата. Овладение методами физического самовоспитания значительно расширяет возможности самостоятельной физической тренировки. К наиболее распространенным методам, используемым в физическом самовоспитании, можно отнести следующие: группу методов самопознания, включающих самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самоконтроль; методы самопрограммирования - целеполагание, самообязательство, личные правила и программы; методы самовоздействия - самовнушение, самообладание, самопоощрение, самоприказ, самокритика [4].

Умение использовать эти методы выражается богатством средств физического самовоспитания: программы самовоспитания, дневники самоконтроля, самохарактеристики и взаимохарактеристики, карты, схемы личностного саморазвития, результаты тестирования и так далее.

Таким образом, содержание физического самовоспитания определяется его многофункциональностью и выражено следующими основными составляющими: решением задач физического воспитания и физической подготовки, формированием личностных качеств, созданием предпосылок для самостоятельной работы по физическому совершенствованию.

В связи с этим весьма значительна роль преподавателя в формировании готовности курсантов к самостоятельной физической тренировке, поскольку даже незначительные положительные сдвиги от исходного уровня дают возможность ощутить собственные успехи и удовлетворение от работы. В то же время торможение динамики роста результатов указывает на необходимость корректировки тренировочного процесса. Исходя из того, что в процессе самостоятельной физической тренировки большую роль имеют знания и умения по организации занятий, преподавательскому составу необходимо за период обучения курсанта научить его особенностям самостоятельной физической тренировки. Из литературного обзора по теме исследований вытекает, что в условиях недостаточного лимита времени на занятия физической подготовкой у курсантов слабо формируются навыки самостоятельной физической тренировки и самоконтроля за функциональным состоянием организма, в связи с чем необходимо плодотворно использовать время, выделяемое на самостоятельную работу. Самостоятельная работа является условием становления личности офицера полиции. Главное значение ее состоит в том, чтобы обучаемые осмыслили учебный материал, закрепили и углубили знания, умения и навыки, полученные в ходе всех видов занятий, приобрели новую информацию, выработали самостоятельность мышления, культуру труда, целеустремленность, настойчивость, инициативу, необходимые для становления гармонично развитой личности. Важное место при планировании самостоятельной работы обучаемыми должно отводиться проведению занятий физическими упражнениями и спортом.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что самостоятельная физическая подготовка и её грамотная организация является важным условием становления профессионализма будущего сотрудника системы МВД России. Самостоятельная физическая подготовка имеет крайне большое значение для формирования необходимых профессионально важных качеств полицейского, что детерминирует значимость её организации в образовательном процессе.

1. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Москва, 2017.

2. Соловьев ГМ., Кашин С.Н. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие. Москва, 2014.

3. Соловьев ГМ., Кашин С.Н. Теория и методика оздоровительной физической культуры в структуре физической самоподготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: учебное пособие. Ставрополь, 2016.

4. Торопов В.А., Шевцова К.Ю., Васькова К.А. Физическая подготовка - эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников полиции. Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Международной научно-практической конференции: в 2-х томах: 300 - 305.

5. Кашин С.Н., Петренко Д.А. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России: монография. Ставрополь, 2010.

References

1. Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii fizicheskoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Moskva, 2017.

2. Solov'ev G.M., Kashin S.N. Fizicheskaya kul'tura lichnosti (teoriya i tehnologiya formirovaniya): uchebnoe posobie. Moskva, 2014.

3. Solov'ev G.M., Kashin S.N. Teoriya imetodika ozdorovitel'noj fizicheskojkul'tury v strukture fizicheskojsamopodgotovkikursantov islushatelejobrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii: uchebnoe posobie. Stavropol', 2016.

4. Toropov V.A., Shevcova K.Yu., Vas'kova K.A. Fizicheskaya podgotovka - 'effektivnoe sredstvo povysheniya professional'nogo masterstva sotrudnikov policii. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv: materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h tomah: 300 - 305.

5. Kashin S.N., Petrenko D.A. Fizicheskaya podgotovka kursantov vuzov MVD Rossii: monografiya. Stavropol', 2010.

Статья поступила в редакцию 23.03.20

УДК 37

Kuznechenkova G.B., postgraduate, Kaluga State University n.a. K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), E-mail: kuznechenkovagb@bk.ru

CONDITIONS FOR FORMING LEGAL CULTURE IN FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING PEDAGOGICAL DISCIPLINES IN A UNIVERSITY. The article is dedicated to a problem of professional training of future teachers at a university, reveals a concept of legal culture of the future teacher, conditions for its formation in the process of studying pedagogical disciplines at a university. In the development of the theoretical legal provisions of this special course, the author focuses on values and importance of mastering the system of applied legal knowledge in professional pedagogical activities and regulations governing a specific legal situation. As pedagogical conditions for the formation of legal culture, it is proposed to use interactive forms of education, the introduction of a special course in the

curriculum of a university aimed at the formation of legal culture, as well as the organization of independent work of students, which helps to increase motivation and develop a number of professional qualities in future teachers.

Key words: legal culture, legal competence, conditions for the formation of legal culture, interactive forms of training, increasing motivation, organization of independent work.

Г.Б. Кузнеченкова, аспирант, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, г. Калуга, Е-mail: kuznechenkovagb@bk.ru

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Статья посвящена рассмотрению проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе, раскрывается понятие правовой культуры будущего педагога, условия ее формирования в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе. Активизация процесса формирования правовой культуры возможна путем внедрения в вариативную часть ОПОП ВО спецкурса «Правовое регулирование отношений в сфере образования». При разработке теоретических правовых положений данного спецкурса акцент мы делали на ценности и значимости овладении системой прикладных правовых знаний в профессиональной педагогической деятельности. В рамках спецкурса предлагаются ситуационные задачи с образцами решений с применением нормативно-правовых актов, регулирующих конкретную правовую ситуацию. В качестве педагогических условий формирования правовой культуры предлагается использование интерактивных форм обучения, внедрение в учебный план вуза спецкурса, направленного на формирования правовой культуры, а также организация самостоятельной работы студентов, которая способствует повышению мотивации и развитию ряда профессиональных качеств будущего педагога.

Ключевые слова: правовая культура, правовая компетентность, условия формирования правовой культуры, интерактивные формы обучения, повышение мотивации, организация самостоятельной работы.

Одной из задач высшего профессионального образования является развитие личности будущего специалиста, целенаправленное формирование профессионально значимых качеств, которые необходимы не только в профессиональной деятельности, но и в преодолении личных и профессиональных трудностей. Период обучения в вузе - это возможность активного формирования и развития личности в профессионального и компетентного специалиста.

У выпускника вуза должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Правовая культура будущих педагогов является и общекультурной компетенцией будущего педагога, и общепрофессиональной компетенцией, и профессиональной компетенцией, представляющую собой категорию, характеризующую профессиональные качества будущего педагога с учетом специфики его профессиональной деятельности.

Под профессиональной деятельностью педагога понимают, прежде всего, социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Конкретная совокупность компетенций определятся Федеральными государственными образовательными стандартами и соответствует профилю обучения подготовки в вузе, но если мы говорим о формировании правовой культуры у будущего педагога, то нам представляется возможным говорить о формировании совокупности компетенций, которую можно охарактеризовать как правовую компетентность будущего педагога. Таким образом, под правовой компетентностью мы будем понимать развитие таких личностно значимых качеств, приобретаемых будущими педагогами в процессе изучения педагогических дисциплин, которые в дальнейшем будут способствовать успешной профессиональной деятельности в применении полученных правовых знаний, умений и навыков.

Как показывает анализ исследований, в современных гуманитарных науках нет единого подхода к определению правовой культуры и правовой компетенции. Однако, несмотря на множество толкований, многие исследователи включают в эти понятия определённый потенциал личности, позволяющий применять систему правовых знаний, умений и навыков в осуществлении своей профессиональной деятельности. Например, по мнению Л.А. Высоцкого, под правовой компетентностью следует понимать «совокупность полномочий, прав и обязанностей, которыми должен или может обладать человек по окончании высшего профессионального образования, - некий максимальный набор правовых возможностей, знаний, умений и навыков, используемых в профессиональной деятельности специалиста» [1].

Правовая культура специалистов различных отраслей специфична в части отражения особенностей определенной области профессиональной деятельности. Определение правовой культуры различными учеными происходит в рамках конкретной методологии, в которую невозможно включить все компоненты данной дефиниции, поэтому практически у всех дефиниций есть недостатки. Правовая культура будущих педагогов также имеет свою специфичность и требует своей методологии формирования, поэтому проблема теоретической разработки научно обоснованной концепции процесса формирования правовой культуры будущих педагогов очевидна.

Определением сущности понятия «правовая культура» занимаются представители целого ряда областей знания, особое внимание данной проблеме уделяют правоведы (юристы), что вполне закономерно в связи с их профессиональной деятельностью. Вместе с тем в юридической науке нет единой дефиниции «правовая культура», различные определения включают в себя правовые ценности, существовавшие в стране в определённый период времени и этику взаимоотношений субъектов общественной жизни в соответствии с правовыми нормами, обычаями и другими юридическими фактами. Профессор В.В. Лазарев

в своей работе по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом. «Но, - пишет Лазарев, - преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий развития правовой культуры» [2]. Вопросы формирования правовой культуры педагога, личности студента рассматриваются и анализируются учеными-психологами. С точки зрения педагогической психологии развитие правой культуры не может определяться только наличием совокупности правовых знаний у будущего педагога. Сформи-рованность правовой культуры проявляется в отношении к правовым нормам, эмоциональному восприятию правовых явлений, способствующих развитию мотивов правомерного поведения. Данное положение находит свое подтверждение в исследованиях Л.С. Выготского [3] о том, что «превращение правовых знаний в убеждения осуществляется путем переживания их, т.е. подключения эмоциональной сферы ребенка».

В контексте исследования понятия правовой культуры педагога с позиций педагогической науки важно, что все научные исследования говорят о наличии воспитательной функции права. По мнению Б.Т. Лихачева, «воспитательная функция исходит из того, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. На этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук: педагогика движется от воспитания нравственных норм к правовым, юриспруденция - от правовых к нравственным. Обе науки решают единую задачу формирования в человеке нравственно-правовой культуры» [4].

Правовая культура будущего педагога рассматривается и как компонент профессиональной компетентности педагога, и как сфера развития его личности, что, в свою очередь, отражается на его педагогической деятельности. Профессиональная правовая культура педагога представляет собой особую форму проявления общей правовой культуры личности, которую специалист последовательно реализует в условиях образовательной среды средствами обучения и воспитания [5].

В структурно-содержательном плане основными компонентами правовой культуры будущего педагога являются следующие: совокупность правовых знаний базовых отраслей права, умение использовать нормативно-правовые акты в профессиональной деятельности, система правовых ценностей и убеждений, «понимание своего правового статуса» и уважение законов. По нашему мнению, повышение правовой культуры у будущего педагога в процессе обучения в вузе - это естественный процесс при условии системного подхода к формированию правовой культуры студентов. Эта задача должна решаться не отдельно, а в совокупности образовательных и воспитательных задач в течение всего периода обучения в вузе.

Эффективность формирования правовой культуры будущих педагогов должна обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий учебно-воспитательного процесса. Под организационными условиями мы понимаем те, от которых зависит процесс формирования правовой культуры у будущих педагогов в процессе изучения дисциплин педагогического цикла. При анализе педагогических условий, необходимых для целенаправленного процесса формирования правовой культуры у будущих педагогов, мы исходили из подхода В.И. Андреева, который под педагогическими условиями понимает «комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания» [6].

В качестве педагогических условий формирования правовой культуры мы предлагаем использование интерактивных форм обучения, в которых ведущую роль играет диалоговое обучение, коллективное обучение, взаимодействие обучающихся, принимающих участие в образовательном процессе. Например, де-

ловые игры, круглый стол (дискуссия), творческие задания, использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии) и другие.

Например, практико-ориентированная технология «учебная фирма» при подготовке студентов педагогических направлений за основу берет построение образовательного учреждения: детского сада, школы, вуза. В режиме активизации познавательной деятельности будущим педагогам предоставляется возможность развить в себе необходимые профессиональные качества, такие как чувство ответственности за принятые решения, грамотное и этичное поведение в критических ситуациях, адекватное восприятие критики, умение планировать различные мероприятия и другие. Технология «обучение через развертывание сюжетных линий на основе бинарных тематических оппозиций» подразумевает изучение материала путем его предоставления в форме истории или рассказа, где происходит определение личностно-эмоциональной значимости [7]. Основу преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла составляют ориентированные на современную образовательную ситуацию технологии, методы и формы учебно-профессиональной деятельности. Все они обеспечивают дея-тельностный подход в подготовке будущих педагогов [8]. В частности, кейс-метод, т.е. разработка проблемных заданий на основе реальных ситуаций с целью нахождения будущими педагогами оптимального решения конкретной правовой ситуации. Кейс-метод позволяет студентам не только получать новые теоретические знания, но и практически развивать умения и навыки использования нормативно-правовых актов в профессиональной деятельности. Кроме того, применения кейс-метода способствует созданию комфортной обстановки работы в команде, развитию критического мышления, чувства ответственности и временного пространства. Главной чертой использования различных технологий обучения является форма взаимодействия студентов, опора на текущие знания, обмен мнениями. Результат собственного труда всегда вызывает положительные эмоции, что повышает мотивацию студентов в процессе изучения учебных дисциплин. Интерактивные формы обучения позволяют студентам самостоятельно регулировать и анализировать учебную деятельность, способствуют пониманию будущими педагогами своего профессионального уровня, осознанию потребности в профессиональном развитии и повышении своих компетенций. Происходит осмысление содержания учебных дисциплин и формирование личностных целей в процессе обучения. Процесс самооценки своей деятельности, возможность сформировать и отстаивать свое мнение способствует формированию самостоятельного мышления и способности анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков. Формированию правовой культуры у будущих педагогов

Библиографический список

в процессе изучения педагогических дисциплин способствует организация самостоятельной работы студентов. Особенно ценны задания, требующие самостоятельного исследования и анализа литературы, задания проблемного и творческого характера, кейсы. Они развивают стремление к поиску различных способов решения не только учебных задач, но и жизненных ситуаций и проблем [9]. Самостоятельная работа при изучении педагогических дисциплин способствует повышению мотивации обучения, формированию самостоятельности мышления, приобретению дополнительных знаний по учебным дисциплинам.

Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим» [10].

Необходимо систематически включать студентов в активную деятельность в рамках учебного процесса и вне его, дополнительно внедрять в учебный план вуза спецкурсы, направленные на формирование правовой культуры будущего педагога в профессиональной деятельности. Активизация процесса формирования правовой культуры возможна путем внедрения в вариативную часть ОПОП ВО спецкурса «Правовое регулирование отношений в сфере образования». При разработке теоретических правовых положений данного спецкурса акцент мы делали на ценности и значимости овладения системой прикладных правовых знаний в профессиональной педагогической деятельности. В рамках спецкурса предлагаются ситуационные задачи с образцами решений с применением нормативно-правовых актов, регулирующих конкретную правовую ситуацию. Особенности изучения спецкурса предполагают создание особых педагогических условий, правовой среды, учитывающих развитие профессионально-правового мышления у будущих педагогов через разработанный комплекс правовых знаний. Базой исследования выступали студенты Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, профиль подготовки «Педагогика и методика дошкольного образования». Полученные результаты педагогического исследования свидетельствуют о целесообразности внедрения данного спецкурса для более эффективного формирования правовой культуры у будущих педагогов. В процессе изучения педагогических дисциплин также необходимо своевременно дополнять учебный материал правовыми актами и сведениями практического характера по их применению, которые в дальнейшем могут быть использованы на практике как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

1. Высоцкий Л.А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа на основе интегративно-модульных технологий обучения. Человек и образование. 2G11; № 4 (29): 1G5 - 1G9.

2. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Москва, 2G11.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1991.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. Москва: Прометей, 1992.

5. Донец А.Н., Мишин Ю.Д., Шабалин А.В. Профессиональная культура специалиста и ее формирование в вузе. Профессиональная педагогика: новые идеи и технологии: материалы Межрегиональной научно-методической конференции. Новосибирск, 2GG1: 55 - 56.

6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Издательство КГУ 1988.

У. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Григорян К.М. Развитие soft-skills в условиях формирования конкурентоспособности студентов педагогических направлений. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2G2G; Выпуск 66, Ч. 3: ЗУ - 4G.

8. Кузнеченкова ГБ. Формирование правовой культуры у будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2G2G; Выпуск 66, Ч. 3: 134 - 136.

9. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Виртуальная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студентов вуза. Вестник Мининского университета. 2G18; Т. 6, № 25: У.

1G. Макаренко А.С. Сочинения: в У т. Москва, 195У - 1958; Т. 5.

References

1. Vysockij L.A. Formirovanie pravovoj kompetentnosti studentov kolledzha na osnove integrativno-modul'nyh tehnologij obucheniya. Chelovekiobrazovanie. 2G11; № 4 (29): 1G5 - 1G9.

2. Lazarev V.V. Obschaya teoriya prava i gosudarstva. Moskva, 2G11.

3. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Pedagogicheskie sochineniya. Moskva: Pedagogika, 1991.

4. Lihachev B.T. Pedagogika. Kurs lekcij. Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij i slushatelej IPK i FPK. Moskva: Prometej, 1992.

5. Donec A.N., Mishin Yu.D., Shabalin A.V. Professional'naya kul'tura specialista i ee formirovanie v vuze. Professional'naya pedagogika: novye idei i tehnologii: materialy Mezhregional'noj nauchno-metodicheskoj konferencii. Novosibirsk, 2GG1: 55 - 56.

6. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya isamovospitaniya tvorcheskoj lichnosti. Kazan': Izdatel'stvo KGU, 1988.

У. Bystrova N.V., Kaznacheeva S.N., Grigoryan K.M. Razvitie soft-skills v usloviyah formirovaniya konkurentosposobnosti studentov pedagogicheskih napravlenij. Problemy sovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2G2G; Vypusk 66, Ch. 3: ЗУ - 4G.

8. Kuznechenkova G.B. Formirovanie pravovoj kul'tury u buduschih pedagogov v processe izucheniya pedagogicheskih disciplin. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2G2G; Vypusk 66, Ch. 3: 134 - 136.

9. Ponachugin A.V., Lapygin Yu.N. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty studentov vuza. Vestnik Mininskogo universiteta. 2G18; T. 6, № 25: У.

1G. Makarenko A.S. Sochineniya: v У t. Moskva, 195У - 1958; T. 5.

Статья поступила в редакцию 25.03.20

УДК 37

Kuzmina A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Samara State Technical University (Samara State Technical University), E-mail: fadeevaaleksa1983@yandex.ru

METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF A TEACHER OF A COMPREHENSIVE SCHOOL. The article substantiates the relevance of the methodological substantiation of the socio-pedagogical activity of a teacher of a comprehensive school, analyzes the features and determines the structural components of the socio-pedagogical activity of a teacher of a comprehensive school. By analyzing the basic philosophical, psychological, socio-pedagogi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.