использования образовательных эпистем в музыкальной сфере; способность адекватно использовать образовательные эписте-мы в переводческом продукте в процессе аннотирования текстов музыкальной направленности, базируясь на опыте овладения эпистемами), рефлексивный (способность анализировать переводческий продукт, включающий в себя образовательные эписте-мы, полученный в процессе аннотирования текстов музыкальной направленности; способность вносить коррективы в переводческий продукт).
Формирование готовности будущих переводчиков к аннотированию текстов музыкальной направленности будет эффективным, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
а) погружение студентов в профессионально-направленную среду, обеспечивающую эффективное аннотирование текстов музыкальной направленности;
б) использование поэтапной системы заданий, отражающей специфику аннотирования текстов музыкальной направленности
Библиографический список
с учетом особенностей образовательных эпистем в музыкальной сфере (использование комплекса упражнений, направленных на идентификацию, дифференциацию, соотнесение, сравнительно-сопоставительный анализ, присвоение образовательных эпистем в условиях погружения в музыкальную среду, а также применение системы профессионально-направленных переводческих опор;
в) соблюдение стратегии предъявления учебного материала в рамках образовательной эпистемы в соответствии с разработанным алгоритмом;
г) развитие глобального эпистемического мышления на основе применения когнитивно-рефлексивных технологий;
д) применение информационных и телекоммуникационных технологий в процессе формирования готовности студентов к аннотированию текстов музыкальной направленности;
е) интеграция аудиторной, самостоятельной, научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности студентов-переводчиков.
1. Шиманов А.Е. Аннотирование и реферирование в издательском деле: конспект лекций. Москва: МГУП, 2004.
2. Никитенкова Н.А. Аннотация. Правила подготовки. Российская книжная палата. Москва, 2002. bookresearch.ru: Портал поиска книг. Avaliable at: http://www.bookresearch.ru/creatingAnnotation.htm
3. Шумаков Д.Г. Модель формирования социокультурной компетенции будущего переводчика на основе эпистемического подхода. Вестник Тамбовского университета. 2013; Серия: Гуманитарные науки; Выпуск № 7 (123).
4. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2008.
5. Пасов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. Москва: ГЛОССА ПРЕСС, 2006.
References
1. Shimanov A.E. Annotirovanie ireferirovanie vizdatel'skom dele: konspektlekcij. Moskva: MGUP, 2004.
2. Nikitenkova N.A. Annotaciya. Pravila podgotovki. Rossijskaya knizhnaya palata. Moskva, 2002. bookresearch.ru:Portalpoiskaknig. Avaliable at: http://www.bookresearch.ru/creatingAnnotation.htm
3. Shumakov D.G. Model' formirovaniya sociokul'turnoj kompetencii buduschego perevodchika na osnove 'epistemicheskogo podhoda. Vestnik Tambovskogo universiteta. 2013; Seriya: Gumanitarnye nauki; Vypusk № 7 (123).
4. Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2008.
5. Pasov E.I. Sorok let spustya ili sto i odna metodicheskaya ideya. Moskva: GLOSSA PRESS, 2006.
Статья поступила в редакцию 24.05.16
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan
State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: krik020304@mail.ru
ABOUT POSSIBILITIES OF INTERACTIVE TEACHING TECHNOLOGIES AND DEVELOPMENT OF LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article is based on an analysis of psychological and pedagogical literature, theoretical justification of relevance of a problem of development of legal competence of students in conditions of a pedagogical higher education institution. The author describes possibilities of modern interactive learning technologies in formation of legal culture and development of legal competence of future teachers. The research identifies psychological and pedagogical conditions of formation of legal competence of students. The author comes to the conclusion that the formation of legal culture of a future specialist in conditions of a pedagogical university is a holistic educational process, which includes the following components: organization and implementation of joint activity of subjects of educational process: teachers, leaders, practice specialists; independent activity of students.
Key words: competence, competence approach, legal competence, interactive teaching technologies.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный
педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: krik020304@mail.ru
О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В данной статье, на основании анализа психолого-педагогической литературы, дано теоретическое обоснование актуальности проблемы развития правовой компетентности студентов в условиях педагогического вуза; охарактеризованы возможности современных интерактивных технологий обучения в формировании правовой культуры и развитии правовой компетентности будущих педагогов; определены психолого-педагогические условия формирования правовой компетентности студентов. Автор приходит к выводу, что формирование правовой культуры будущего специалиста в условиях педагогического вуза представляет собой целостный образовательно-воспитательный процесс, который включает в себя следующие компоненты: организация и реализация совместной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса: преподавателей, руководителей практики специалистов; самостоятельная деятельность студентов.
Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, правовая компетентность, интерактивные технологии обучения.
Современные общественные преобразования, сопряжённые с формированием правового государства в целом и поддержкой каждого гражданина в отдельности, обозначи-
ли одну из серьезнейших проблем современного общества, которая выражается в низком уровне правовой культуры граждан РФ. Процесс развития нашего общества напрямую
связан с необходимостью повышения правовой культуры в целом.
В профессиональной подготовке студентов становится всё более очевидным тот факт, что расширение сферы деятельности будущих специалистов требует адекватного изменения образовательного процесса с тем, чтобы каждый выпускник имел необходимые правовые знания и элементы правовой культуры.
Таким образом, современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость изучения такого феномена, как «правовая компетентность».
Современное общество всё больше осознает свою зависимость от качества правового образования, так как уровень и система юридических знаний существенно влияют на эффективность деятельности человека в социуме [1, с. 5].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить правовую компетентность как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами.
Опираясь на практический опыт, можем полагать, что правовая компетентность человека включает в себя несколько компонентов: знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни; умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию; определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации; умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий; готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.
Таким образом, в структуре правовой компетентности четко выделяются три компонента-когнитивный, деятельностный и мотивационный. Они и определяют конкретные условия формирования правовой компетентности. Правовая компетентность в старшей школе формируется поэтапно: I этап - информационно-познавательный; II этап - ценностно-ориентированный; III этап - регулятивно-поведенческий; IV этап - коммуникативный. На каждом этапе перед учителем стоят различные цели: на I этапе - дать знание о праве, на II этапе - сформировать правомерное поведение, на III этапе - привить готовность следовать правовым нормам в повседневной жизни, на IV этапе - осуществление конструктивного взаимодействия учащихся с другими членами общества на основе правовых норм при выполнении различных общественных ролей.
Для формирования правовой компетентности учащихся используются различные педагогические технологии, которые в современной педагогике подразделяются на два типа: традиционные и инновационные, которые создают для учащихся возможность занимать активную позицию, т. е. инициативную позицию в учебном процессе, стимулирует поиск учащимися решения проблем, обогащают их личностный опыт. Именно инновационные технологии дают возможность формировать правовую компетентность.
На современном этапе наиболее эффективными и широко применяемыми считаются технологии интерактивного обучения, а именно: игровые технологии (ролевые, деловые, сюжетно-ро-левые, имитационные, соревновательные, дидактические игры) через которых идёт процесс переживания, осмысление полученного опыта, затем рефлексия и применение опыта на практике. Ролевая игра предусматривает наделение каждого учащегося
Библиографический список
какой-то своей ролью, которую ему надо проиграть и найти правильное решение. Игра может быть с уже задуманными ролями и ситуацией, и надо прийти к правильному решению. А может быть задание самим придумать ситуацию с ролями и решением. А может быть, что к решению будут идти другие учащиеся, просмотрев данную ситуацию. Обычно такие задания выполняют группы. Деловые игры моделируют реально существующий сложный механизм взаимодействия нескольких объектов. Дискуссионные технологии обучения (дебаты, дискуссия, мозговой штурм, работа в малых группах, анализ ситуаций, решение юридических задач и т. п.), тренинговые технологии обучения, способствующие раскрытию творческого потенциала обучающегося, формированию креативного мышления в условиях активного участия в различного вида тренингах; проектная технология обучения. Проектная технология является сегодня актуальным направлением развития образования, так как предполагает соединение теоретических знаний, практических знаний и умений с формированием активной жизненной позиции. Социальный проект учащихся объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления, анализа проблемы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения. Социальное проектирование в правовом образовании формирует уважение к праву, воспитывает правовую культуру. Во внеурочной деятельности учащихся по правовому образованию социальное проектирование занимает очень важное место. При подготовке социальных проектов изучается общественное мнение с помощью социологического исследовании, формируются актуальные социальные проблемы, изучаются имеющиеся ресурсы, определяется круг обязанностей, идёт сбор информации, разрабатываются собственные варианты решения проблемы [2 - 4].
Таким образом, под интерактивными технологиями обучения следует понимать систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Важно квалифицированно направить педагога на достижение поставленных учебных целей [5, с. 123].
На основании вышеизложенного, под правовой компетентностью следует понимать интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения.
Для эффективности работы по формированию правовой компетентности будущего педагога необходимо определить модель право-культурной личности студента. Модель право-культурной личности характеризует студента как индивида способного осознавать социальную значимость права и правопорядка, признавать уважительное отношение к правам другого человека, имеющего привычки правомерного поведения и занимающего позицию гражданско-правовой активности. Формирование правовой культуры будущего специалиста в условиях педагогического вуза, представляет собой целостный образовательно-воспитательный процесс, который включает в себя следующие компоненты: организация и реализация совместной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса: преподавателей, руководителей практики специалистов; самостоятельная деятельность студентов.
1. Гаджиева П.Д. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся. Инновации в образовании. 2012; 10: 5-13.
2. Гурин СВ. Правовая компетентность как составляющая высшего профессионального образования. Наука и образование 2003: материалы Всероссийской научно-технической конференции (Мурманск, 2-16 апреля 2003 г.) Мурманск, 2003: 122-124.
3. Доронина Ю.К. Формирование правовой культуры студентов вузов педагогического профиля. Диссертация кандидата ... педагогических наук.
4. Жигулин А.А. Развитие правовой компетентности студента профессионального учреждения. Автореферат диссертация кандидата ... педагогических наук. Воронеж, 2010.
5. Панина С.В. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. 4-е издание. Москва, 2008.
References
1. Gadzhieva P.D. Interaktivnoe obuchenie kak sovremennoe napravlenie aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayuschihsya. Innovacii v obrazovanii. 2012; 10: 5-13.
2. Gurin SV. Pravovaya kompetentnost' kak sostavlyayuschaya vysshego professional'nogo obrazovaniya. Nauka i obrazovanie 2003: materialy Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii (Murmansk, 2-16 aprelya 2003 g.) Murmansk, 2003: 122-124.
3. Doronina Yu.K. Formirovanie pravovoj kul'tury studentov vuzov pedagogicheskogo profilya. Dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk.
4. Zhigulin A.A. Razvitie pravovoj kompetentnosti studenta professional'nogo uchrezhdeniya. Avtoreferat dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2010.
5. Panina S.V. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshego uchebnogo zavedeniya. 4-e izdanie. Moskva, 2008.
Статья поступила в редакцию 26.05.16
УДК 377.112.4
Derehovskaya A.G., postgraduate, Department of the People's Scenic,Hhistorical and Everyday Contemporary Dance, Moscow
State Academy of Choreography (Moscow, Russia), E-mail: Danse_18@mail.ru
PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF SPECIAL DISCIPLINES AT CHOREOGRAPHIC EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article deals with problems of pedagogical competence of teachers of special subjects in dance education. The competencies of teachers of special subjects are considered by the author in the context of modern pedagogical problems of teaching, taking into account the specificity of some of the most important disciplines of training future ballet dancers. The research is based on features of the teaching process in the choreographic educational institutions and the character of work of graduates, competencies should be built and meet the specifics of the training. The author identifies the main requirements for admission and training in dance education. Such subjects as "Classical dance", "Skill historical and domestic dance" and the like, require special knowledge and skills of teachers. They comprise a complex professional task that every teacher, who works with future dancers or choreographers, should realize.
Key words: dance education, competence, special disciplines.
А.Г. Дереховская, аспирант каф. народно-сценического, историко-бытового и современного танца, Московская
государственная академия хореографии, г. Москва, E-mail: Danse_18@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье рассматриваются проблемы педагогических компетенций преподавателей специальных дисциплин в хореографических учебных заведениях. Компетенции преподавателей специальных дисциплин рассматриваются в контексте современных педагогических задач преподавания с учетом специфики отдельных наиболее значимых дисциплин профессиональной подготовки будущих артистов балета. Основываясь на особенностях процесса обучения в хореографических образовательных организациях и характере деятельности выпускников, компетенции должны строиться и соответствовать данной специфике обучения. Выявляются основные требования для поступления и обучения в хореографические учебные заведения. Такие дисциплины, как «Классический танец», «Мастерство историко-бытового танца» и им подобные, требуют специальных знаний, умений и навыков педагогов, и овладение ими - сложная профессиональная задача, реализовать которую должен каждый педагог, работающий с будущими танцовщиками или балетмейстерами.
Ключевые слова: хореографическое образование, компетенции, специальные дисциплины.
В каждой области педагогической деятельности реализуются как общепедагогические, так и специальные, характерные только для данной сферы, компетенции работников образования. Чем более своеобразна деятельность выпускников образовательных организаций, тем выраженнее специализация педагогов, и тем более незаменим опытный преподаватель, обладающий соответствующими компетенциями. В области хореографии это положение тем более актуально, что максимально эффективно проводить занятия по специальным хореографическим дисциплинам может только педагог, обладающий сценическим опытом, что характерно отнюдь не для всех педагогов в системе хореографического образования.
В настоящее время хореографические образовательные организации в нашей стране испытывают организационно-педагогические проблемы, связанные с неоднородностью своего педагогического состава, сильным дисбалансом в профессиональном образовании и опыте деятельности педагогов. Поэтому формирование научного представления о профессиональных компетенциях педагогов хореографических учебных заведений и системы требований к их знаниям, умениям и навыкам, представляют собой насущную задачу, на данный момент еще не обеспеченную соответствующими методическими решениями.
Педагогические компетенции преподавателей в системе хореографического образования значительно отличаются от аналогичных компетенций в других секторах единого поля педагогической деятельности. Педагогические компетенции педагогов-хореографов должны основываться на особенностях процесса обучения в хореографических образовательных организациях и характере деятельности их выпускников.
Обучение в хореографических училищах проходит в течение 8 лет. Отбор в учебные заведения данного типа достаточно строг. Предъявляются четкие требования к здоровью, физической готовности, уровню психоэмоционального и интеллектуального развития ребенка [1]. Н.И. Тарасов, балетный педагог, детально обосновал, что начало профессионального обучения танцу должно происходить не позднее десятилетнего возраста: «Упущенные детские годы, как начальный период обучения будущего танцовщика, непременно в чем-то и где-то скажутся в его исполнительском искусстве как некая теневая и не до конца раскрытая сторона» [2, с. 117]. Важно обращать внимание на физическую подготовку, развитие пластичности и чувства ритма ребёнка. Не стоит начинать учить детей танцам, прежде чем они усвоят основные элементы хореографической грамоты, иначе преподавание потеряет свой смысл. Н.М. Дудинская, балерина и педагог, говорила: «На уроке надо вырабатывать характер, волю, дисциплину» [3, с. 27]. Всё это показывает, насколько специфичен педагогический процесс в хореографии.
В хореографическом образовании также необходимо учитывать и следующие важные особенности педагогического процесса:
• Обучение в хореографическом училище начинается с 10-11-летнего возраста и является главным образом профессиональной подготовкой;
• Между специальными и общеобразовательными дисциплинами сложно провести разграничение, так как они совмещаются в едином учебном процессе;
• Элементы общего образования включаются в программу среднего профессионального образования, таким образом, происходит раннее освоение гуманитарных и искусствоведческих дисциплин;