9. Бег к вершинам мастерства А.Лидьер, Г.Шимор. - 1999
10. Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкова . -2002
© Веселова А., Меркина Т., Артемьева Л.Б. , 2016
УДК 37.01
Гаджиева Патимат Дайитбеговна
канд.пед.наук., доцент ДГПУ Е-mail: [email protected] г.Махачкала, РД
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ПРАВА)
Аннотация
В данной статье описывается практический опыт работы по формированию правовой культуры будущих педагогов в условиях образовательного пространства педагогического вуза; охарактеризованы возможности правовых дисциплин в формировании правового сознания и правовой культуры студентов.
Ключевые слова культура, правовая культура, преподавание правовых дисциплин.
Формирование будущего специалиста в системе образования опосредуется всей складывающейся и динамично изменяющейся социокультурной ситуацией в обществе. Специфика обучения и подготовки специалиста - правоведа выдвигает на первый план проблемы профилактики безнадзорности, предупреждения и борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, защита прав ребенка, проблемы совершенствования юридической, правовой, психолого-педагогической подготовки специалистов на факультете права, выпускники которого, работая в системе образования и правоохранительных органов, будут иметь реальные возможности полноценно использовать весь свой профессионально-теоретический и практический потенциал знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности [2, ^91-102].
Одним из важнейших педагогических условий для формирования культуры общения учителя права в учебной деятельности являются учебные дисциплины, включаемые в учебный план для изучения студентами и их коммуникативный аспект содержания и методики преподавания.
Формирование готовности студентов к формированию правовой культуры школьников в процессе учебной деятельности, прежде всего, строится на базе содержания психолого-педагогических дисциплин. При изучении блока психолого-педагогических дисциплин ведущее место занимает организация речевой деятельности будущего педагога: в учебный план факультета введены спецкурсы, факультативы по выработке техники речи, культуры диалога, риторики и ораторского искусства («Технология организации умственного труда студентов», «Интерактивные формы обучения», «Культура общения и профессиональная этика учителя») [1].
Специфика профессиональной подготовки будущего учителя права обязывает студентов изучать и знать права ребенка на образование, полноценное развитие, защиту от насилия и эксплуатации, участие в жизни своих сообществ и т.д. На факультете права ведется целенаправленное изучение Конвенции о правах ребенка. Преподаватели кафедры теории и методики преподавания права ведут курс «Методика преподавания прав ребенка», выполненного в рамках совместного проекта Дагестанского государственного педагогического университета Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), предусматривающего обучение студентов второго курса истории создания документов о правах ребенка, а студентов пятого курса -методике преподавания Конвенции ООН о правах ребёнка. Изучение Конвенции не может быть сведено
только к усвоению правовых норм. Это означает, что студент, будущий педагог, должен научиться строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и уметь соотносить права, установленные Конвенцией с реальной ситуацией в жизни, в установлении гуманных отношений «учитель-ученик».
В этих целях учебная работа по курсу методики преподавания Конвенции о правах ребенка проводится в форме лекций и тренинговых занятий, а также в виде самостоятельной работы студентов.
Студенты, завершившие изучение курса «Методика преподавания прав ребенка» должны уметь: решать типичные воспитательные задачи, возникающие в процессе нарушения прав ребенка; ориентироваться в понятиях, терминах, категориях прав; использовать интерактивные методы в обучении правам человека и ребенка; проводить занятия с детьми дошкольного, школьного возраста, а также со студентами средних специальных и высших учебных заведений.
С проблемами правового воспитания, правовой социализации, формирования правовой культуры школьников студенты знакомятся в процессе изучения дисциплин: история образования, педагогика межнационального общения, теория и методика обучения праву, социальная педагогика. Учитывая характер информации, образовательный процесс построен на методах активного и интерактивного обучения. Таким образом, пользуясь интерактивными методиками, вовлекая участников в процесс поиска путей решения проблем и задач, стимулируя творческий поиск, можно добиться эффективного усвоения материала и понимания прав ребенка и принципов их реализации в жизнедеятельности детей [3].
Формирование правовой культуры у будущих учителей права представляет собой сложный комплекс коммуникативно-воспитательного воздействия, состоящий из таких взаимосвязанных частей, как обеспечение осведомленности в правовых вопросах, в вопросах формирования правового сознания, а также выработка умений, навыков и привычки вести себя в строгом соответствии с требованиями морали и права. Обязательной и неотъемлемой частью правовой культуры здесь становится формирование коммуникативной культуры будущего специалиста, так как ему придется в жизни выступать добрым наставником, надежным адвокатом, справедливым судьей, грамотным юрисконсультом для детей, родителей и руководству в образовательных учреждениях. Для этого необходимы блестящие ораторские способности, уверенность в себе, компетентность в выбранной профессии и большая любовь к детям.
Список использованной литературы:
1.Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом обучении учащихся. Учебно - методическое пособие. - Махачкала, ДГПУ, 2014 г.
2.Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Учебное пособие для студентов вуза. -М.; 2003 г.
3.Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву. Учебное пособие. -Екатеринбург, 2010 г.
© Гаджиева П.Д., 2016
УДК 378.1; 371.3
Гирько Мария Евгеньевна,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
Аннотация
В статье рассматриваются возможности уточнения категории «самореализация» в структуре изучения