Научная статья на тему 'Организация опытноэкспериментальной работы и динамика результативности формирования правовой культуры студентов, будущих бакалавров педагогического образования'

Организация опытноэкспериментальной работы и динамика результативности формирования правовой культуры студентов, будущих бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / BACHELOR OF EDUCATION / LEGAL CULTURE / EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронков С. В.

Данная статья посвящена проблеме формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования в системе университетского образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. В статье представлено описание организации опытно-экспериментальной работы и динамика результативности по формированию правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования. Представленный в статье материал может быть рекомендован для использования преподавателями образовательных организаций среднего специального профессионального и высшего профессионального образования в процессе формирования у студентов ценностного отношения к правовой культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронков С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF THE FORMATION OF LEGAL CULTURE OF THE STUDENTS, THE FUTURE BACHELORS OF EDUCATION

This article is devoted to the problem of formation of legal culture of the students, the future bachelors of education in the University education system in the direction of training 050100 «Pedagogical education». The article presents a description of the organization of experimental work and the dynamics of indicators for the formation of legal culture of students, future bachelors of education. Presented in the article material can be recommended to teachers of educational institutions of secondary vocational and higher professional education in the process of formation of students value attitude to the legal culture.

Текст научной работы на тему «Организация опытноэкспериментальной работы и динамика результативности формирования правовой культуры студентов, будущих бакалавров педагогического образования»

Разработка средств контроля качества формируемых компетенций в зависимости от этапа обучения может идти по пути создания дифференцированных блоков компетенций с последующим определением возможных оценочных средств для каждого из них. В настоящее время данный подход получил практическую реализацию для оценки общекультурных компетенций первокурсников (Н.Ф. Ефремова). Применительно к профессиональным компетенциям подобных разрабо-

ток нами не выявлено.

Таким образом, оценка качества формируемых компетенций в условиях реализации ФГОС ВПО является сложной многокомпонентной задачей. Одним из перспективных направлений ее решения может стать создание оценочных средств для разных ступеней освоения студентами ООП с учетом специфики профильной подготовки.

Библиографический список

1. Бубнова С.Ю. Практика организации контроля качества профессиональной подготовки студентов в вузе. Ученые записки Орловского государственного универститета. Научный журнал. 2013. № 2 (52). С. 282-285.

2. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. В. А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В. А. Тарлыков, А.А. Шехонин. М.: Изд-во МГУ, 2007. 148 с.

References

1. Bubnova S.U. Practical organization of professional preparation's quality control in universities // Scientific notes of Orel State University. Scientific journal. 2013. № 2 (52). Pp. 282-285.

2. Methodical recommendations for the designing of estimation tools for the implementation of multilevel educational programmes for the higher professional education under the competence approach / V.A. Bogoslovsky, E.V.Karavaeva, E.N.Kovtun, O.P.Melekhova, S.E.Rodionova, V.A.Tarlykov, A.A.Shekhonin.-Moscow, Moscow State University Publishing house, 20007. 148 p.

УДК 378.035.4 UDC 378.035.4

С.В. ВОРОНКОВ S.V. VORONKOV

аспирант Орловского государственного университета postgraduate of Orel state University

E-mail: pedagog57@mail.ru E-mail: pedagog57@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INDICATORS OF THE FORMATION OF LEGAL CULTURE OF THE STUDENTS, THE FUTURE BACHELORS OF EDUCATION

Данная статья посвящена проблеме формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования в системе университетского образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. В статье представлено описание организации опытно-экспериментальной работы и динамика результативности по формированию правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования.

Представленный в статье материал может быть рекомендован для использования преподавателями образовательных организаций среднего специального профессионального и высшего профессионального образования в процессе формирования у студентов ценностного отношения к правовой культуре.

Ключевые слова: бакалавр образования, правовая культура, опытно-экспериментальная работа.

This article is devoted to the problem offormation of legal culture of the students, the future bachelors of education in the University education system in the direction of training 050100 «Pedagogical education». The article presents a description of the organization of experimental work and the dynamics of indicators for the formation of legal culture of students, future bachelors of education.

Presented in the article material can be recommended to teachers of educational institutions of secondary vocational and higher professional education in the process offormation of students ' value attitude to the legal culture.

Keywords: bachelor of education, legal culture, experimental work.

© С.В. Воронков © S.V. Voronkov

Теоретический анализ проблемы развития правовой культуры и изучение практических аспектов подготовки бакалавров образования на современном этапе профессионально-педагогической подготовки дали возможность организовать и провести опытно-экспериментальную работу.

Экспериментальная работа была проведена в соответствии с программой педагогического эксперимента, разработанной с учётом принципа единства теории и практики, объективности и всесторонности.

Поиск эффективных способов и педагогических условий формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования осуществлялся в соответствии с разработанной структурно-содержательной моделью и технологией формирования правовой культуры в условиях университетского образования в рамках культурологической и проблемно-деятельностной концепции обучения.

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности структурно-содержательной модели и технологии формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров в образовательной среде университета проводилась в три этапа: подготовительный, формирующий и заключительно-обобщающий.

На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

- осуществлено изучение состояния проблемы в теории и практике формирования правовой культуры студентов в системе высшего профессионального образования;

- проведен анализ научной литературы философской, культурологической, правовой и психолого-педагогической направленности, опыта формирования правовой культуры студентов в системе профессионально-педагогической подготовки в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование [5];

- определены исходные параметры исследования, объекта, предмета, цель, задачи, рабочая гипотеза, проведён выбор методов научного исследования;

- разработана программа экспериментальной работы по формированию правовой культуры студентов в системе университетского образования в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование;

- разработаны: структурно-содержательная модель и технология формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования; система мероприятий, направленных на формирования правовой культуры студентов; учебно-методический комплекс спецкурса «Основы правовой культуры бакалавров педагогического образования», который включает в себя программу, методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации по изучению нормативно-правовых документов, лекции, план научно-исследовательских и воспитательных мероприятий;

- проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлен уровень готовности студентов к повышению личной правовой культуры, их мотивация и исходный уровень правовой культуры.

Констатирующий эксперимент был проведен с целью выявления готовности студентов к самосовершенствованию и исходного уровня их правовой культуры.

Была проведена психолого-педагогическая диагностика студентов по выявлению уровня сформиро-ванности мотивационной сферы, их теоретической осведомленности и правовой подготовленности, правового поведения и готовности к повышению правовой культуры,

Выборка студентов включала 38 студентов экспериментальной и 38 студентов контрольной групп, которые обучались на историческом факультете и факультете педагогики и психологии Орловского государственного университета. Студенты первой группы составили экспериментальную группу (ЭГ), они были включены в экспериментальную ситуацию, где за счет реализации структурно-содержательной модели и технологии формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования и создания соответствующих педагогических условий, сложилась возможность проследить динамику уровневой сфор-мированности правовой культуры студентов. Студенты второй - контрольной группы (КГ) не были включены в экспериментальную деятельность, процесс обучения строился с использованием традиционных форм и методов работы. Выборка студентов носила смешанный характер: сначала определялся курс, затем группа.

Уровень готовности студентов к повышению правовой культуры был определён с помощью теста «Готовность к саморазвитию». Тест способствует определению готовности респондента к саморазвитию: готовность изменяться, познавать себя, оказывать влияние на формирование и развитие личностных качеств и личности в целом. По итогам тестирования нами был получен следующий результат. В экспериментальной и контрольной группах студенты показали достаточный уровень готовности к саморазвитию. Так в экспериментальной группе из 38 человек высокий уровень готовности знать себя был выявлен у 2 человек, средний уровень - у 10 человек, низкий - у 7 человек. Готовность менять себя: высокий уровень у 4 человек; средний уровень - 7 человек; низкий уровень - 8 человек.

Данные выводы потребовали от нас выявить истинные мотивы студентов, для этого мы использовали методику изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Данная методика имеет три шкалы: «приобретение знаний»; «овладение профессией»; «получение диплома». Обработка результатов тестирования позволила нам определить истинные стремления студентов. Результаты первой шкалы свидетельствуют о том, что у респондентов имеется любопытство и интерес к получению знаний; итоги второй шкалы подтверждают стремление овладеть профессиональными знаниями, сформировать профессионально важные

качества. О стремлении приобрести диплом при формальном усвоении знаний и поиске обходных путей при сдаче зачетов и экзаменов свидетельствуют результаты третьей шкалы. Итоги тестирования представлены в таблице 1.

Для выявления исходного уровня правовой культуры студентов нами разработана тестовая карта оценки уровня правовой культуры студентов, будущих бакалавра образования. Она составлена на основе анализа диагностической программы изучения уровней правовой культуры студентов Э.З. Генешера [2] и методики выявления педагогической культуры студентов Т.Ф. Белоусовой и Е.В. Бондаревской [4]. В тестовой карте указаны критерии и показатели сформированно-сти правовой культуры студентов, которые были определены на основе теоретического анализа. Исходными критериями развития правовой культуры студентов мы считаем: когнитивный, личностный, аксиологичекий, деятельностный, рефлексивный компоненты. Данные критерии формирования правовой культуры студентов были включены в тестовую карту, которая позволяет изучать уровень развития правовой культуры, эффективность правообразовательной и воспитательной работы со студентами в системе профессионально-педагогической подготовки бакалавров образования в системе университетского образования, определять динамику изменений, анализировать и совершенствовать педагогическую деятельность по формированию правовой культуры студентов.

На данном этапе опытно-экспериментальной работы в итоге исходное положение правовой культуры студентов в экспериментальных и контрольных группах примерно равнозначно (см. табл. 2.)

Статистическая обработка данных производилась с использованием пакета прикладных программ StatPlus 2009 Professional и Microsoft Exsel. Для оценки достоверности различий между исследуемыми группами использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Достоверными считались результаты при р<0,05. Расчеты, произведенные согласно данному алгоритму, представлены в приложениях 1, 2, 3, 4, 5

Анализ достоверности различий по U-критерию Манна-Уитни между студентами контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента не выявил различие.

35 30 25 20 15 10 5 0

Ш

□ Контрольная группа (начало эксперимента)

□ Экспериментальная группа (начало эксперимента)

/ У J

J? J

* / / /

Рис. 1. Уровень сформированности правовой культуры студентов в экспериментальной и контрольной группах на начало эксперимента.

Формирующий этап эксперимента проводился с целью апробации и проверки эффективности разработанной структурно-содержательной модели, технологии и комплекса педагогических условий формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования; отслеживания итогов формирующей деятельности и корректировки модели и технологии формирования правовой культуры студентов в экспериментальных группах.

В ходе формирующего эксперимента уточнялась гипотеза исследования, корректировались критерии и показатели оценки эффективности экспериментальной работы. В качестве частной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования может быть достигнуто в результате научно обоснованной педагогической системы воздействия на этот процесс, дидактическую основу которого может составить программа и содержание спецкурса «Основы правовой культуры бакалавра образования».

Процесс формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования в рамках педагогического эксперимента включал:

- организацию экспериментального обучения, задача которого состояла в том, чтобы при максимальной мобилизации интеллектуального, творческого потенциала студентов и преподавателя в сжатые сроки обеспечить активное овладение студентами большим количеством специально отобранного учебного материала, направленного на формирование правовой культуры студентов в рамках преподавания спецкурса «Основы правовой культуры бакалавра образования».

- работу по формированию мотивационно-ценностного отношения студентов к формированию правовой культуры, то есть принятия правовых знаний,

Таблица 1.

Мотивация студентов в профессионально-педагогической подготовке

45

40

Экспе риментальная группа Контрольная группа

Приобретение знаний Овладение профессий Получение диплома Приобретение знаний Овладение профессией Приобретение диплома

9 11 18 11 12 15

24% 29% 47% 29% 32% 39%

правовых норм как ценностей, формирования потребности к самосовершенствованию и готовности применять правовые знания, умения и навыки как средство педагогической деятельности в различных ситуациях в образовательных организациях.

- организацию самостоятельной работы студентов по решению правовых педагогических задач и проведение научно-исследовательских, воспитательных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса формирования правовой культуры студентов: дискуссии, научно-практические конференции, конкурс студенческих социально-педагогических проектов.

Программа составлена на основе современных требований к общей и профессионально-педагогической культуре студентов-будущих бакалавров педагогического образования и в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование». Спецкурс «Основы правовой культуры бакалавров педагогического образования» изучался в 5 семестре, и на его освоение отводится 36 часов. Программа спецкурса рассчитана на правовую подготовку студентов, в ходе которой осуществляется процесс формирования правовой культуры будущих бакалавров педагогического образования, которым предстоит работать в образовательных организациях и руководствоваться правовыми нормами, принятыми в рамках Федерального Закона «Об образовании в РФ» и формировать правовую культуру обучающихся и их родителей. Цель курса - формирование правовой культуры студентов посредством

предоставления теоретико-инструментальных знаний по правовым основам педагогической деятельности бакалавра образования и формирования умений и навыков применять их в реальной педагогической деятельности.

Спецкурс выступает основным средством формирования у студентов правовой культуры и направлен на решение следующих задач:

- вооружение студентов системой правовых знаний, представлений, понятий в сфере образовательного права;

- формирование позитивного правосознания и правоприменительных умений и навыков в области их будущей профессионально-педагогической деятельности;

- формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к правовому поведению;

- включение студентов в активную правопозна-вательную и правоприменительную деятельность в рамках педагогического процесса вуза и социально-образовательной среды региона;

- формирование рефлексивных умений студентов.

Спецкурс включает в себя: лекции, семинары, практикум по решению правовых педагогических задач, систему организации самостоятельной работы студентов и психолого-педагогического сопровождения по формированию готовности к самосовершенствованию и развития правовой культуры.

Особенностью данного этапа эксперимента является: развитие у студентов индивидуальных правовых качеств, наличие которых придает педагогической дея-

Таблица 2.

Уровень сформированности правовой культуры студентов на начало эксперимента

Критерии правовой культуры бакалавра педагогического образования Контрольная группа (на начало эксперимента) Экспериментальная группа (на начало эксперимента)

когнитивный 19,34 20,42

личностный 39,13 42,16

аксиологический 31, 95 33,79

деятельностный 31, 97 33,47

рефлексивный 6,18 65,58

Итого 128,5 146,4

Критерий Манна-Уитни на начало эксперимента

U эмп U кр Вывод о достоверности различий

Когнитивный

599 563 497 >0,05 > 0.01 Различий нет

Личностный

565 563 497 >0,05 > 0.01 Различий нет

Аксиологический

575,5 563 497 >0,05 > 0.01 Различий нет

Деятельно стный

611 563 497 >0,05 > 0.01 Различий нет

Рефлексивный

589,5 563 497 >0,05 > 0.01 Различий нет

Таблица 3.

тельности юридически значимый смысл; формирование мотивации на дальнейшее правовое самообразование и самовоспитания и ориентацию на применение правовых знаний умений и навыков в профессиональной деятельности.

Занятия со студентами были проведены по следующим темам: система образовательного законодательства РФ и правовое регулирование образовательной системы; правовое регулирование управлением деятельностью образовательных учреждений; обучающиеся и их правовой статус в образовательных учреждениях общеобразовательного уровня; правовой статус педагогических работников; правовое образование в школе; организация правового воспитания в образовательном учреждении; педагогические технологии в области правового образования и воспитания; педагогическая деятельность в области защиты прав ребенка.

В ходе реализации экспериментальной программы спецкурса применялись разнообразные формы организации занятий: лекции, семинары, практикум по решению педагогических правовых задач, дискуссии, научно-практические конференции, а также использовались методы формирования сознания: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, диспут, метод примера, способствующие накоплению правовых знаний и формированию правового сознания студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во время занятий в рамках спецкурса сначала для каждого студента были созданы индивидуальные условия для развития правовых качеств, через систему психолого-педагогического сопровождения (1), решение правовых педагогических задач, выполнение творческих заданий, которые оказывали влияние на формирование их способности к освоению правовых знаний, правовых умений и правового поведения. Особое внимание уделялось развитию рефлексии студентов, использовались следующие приёмы: разъяснение возможностей и перспектив, заложенных в теоретических правовых знаниях, необходимости применения и использования права, создание положительного эмоционального фона на занятиях.

Процесс формирования правовой культуры студентов осуществлялся в образовательной среде «кафедра-факультет-университет-социум» и включал три уровня: первый уровень - аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях и семинарских занятиях в рамках спецкурса «Основы правовой культуры бакалавра образования». Второй уровень - самостоятельная работа студентов, в ходе которой они решали проблемно-ситуационные правовые задачи по применению изучаемых нормативно-правовых документов в деятельности педагога (не только управленца - завуча, директора, но и рядового учителя и гражданина). Такая деятельность позволяла проследить связь теории и практики и ориентирована на формирование правовой культуры и готовности студентов вести правовоспитательную и правозащитную деятельность в сфере прав ребенка. Третий уровень - деятельность студентов в вузовской и региональной образовательной среде через включение их в организацию и про-

ведение научно-исследовательских и воспитательных, социально-значимых мероприятий для оптимизации процесса формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования.

Студенты самостоятельно реализовали в различных типах образовательных учреждений свои педагогические идеи, социально-образовательные программы, направленные на формирование правовой культуры учащихся.

Такая система организации процесса формирования правовой культуры студентов позволила обеспечить диалоговый и субъектный характер взаимодействия преподавателя и обучающихся, студенты заняли активную позицию в учебной и научно-исследовательской деятельности, проявили самостоятельность, что сказалось на изменении их уровня правовой культуры и её компонентов: когнитивного, личностного, аксиологического, деятельностного и рефлексивного.

По завершению мероприятий, направленных на проверку эффективности теоретической модели, технологии и педагогических условий формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров была проведена диагностика с целью определения динамики формирования правовой культуры. Данные представлены в табл. 4.

60 п

Рис. 2. Уровень сформированности правовой культуры студентов в экспериментальной и контрольной группах на конец эксперимента.

Статистическая обработка данных производилась с использованием пакета прикладных программ StatPlus 2009 Professional и Microsoft Exsel. Для оценки достоверности различий между исследуемыми группами использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Достоверными считались результаты при р<0,05. Расчеты, произведенные согласно данному алгоритму представлены в приложениях 6, 7,8 ,9,10.

Анализ достоверности различий по U-критерию Манна-Уитни между студентами контрольной и экспериментальной групп на конец эксперимента выявил различие.

Так у студентов экспериментальной группы, где процесс формирования правовой культуры осуществлялся на остове теоретической модели и технологии формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования, имели место более высокие баллы по исследуемым показателям, чем у студентов контрольной группы. Данные представлены в табл.5.

Достоверность различий по каждому из критериев до эксперимента и после окончания эксперимента составляет 95% и 99%. Более высокие показатели каждого из показателей после эксперимента неслучайны, а явля-

□ Контрольная группа (конец эксперимента)

□ Экспериментальная группа (конец эксперимента)

ются результатом реализуемой методики.

Заключительно-обобщающий этап был направлен на реализацию следующей цели: выявить эффективность формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования на этапе итогового эксперимента.

На данном этапе была проведена следующая работа:

- качественно-количественный анализ и интерпретация полученных в ходе эксперимента результатов, их сопоставление с поставленной целью и прогнозируемыми и желаемыми результатами;

- корректировка модели и технологии формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования, исходя из итогов эксперимента;

- описание хода и результатов опытно-экспериментальной работы;

- подготовка методических рекомендаций по формированию правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования для профессиональных образовательных организаций.

Нами были сопоставлены полученные результаты в контрольных и экспериментальных группах на первом и втором этапе исследования.

Анализ полученных данных позволяет говорить о более высоком уровне правовой культуры студентов на втором этапе по сравнению с первым. Рассмотрим их более подробно по каждому показателю развитости правовой культуры студентов (см. табл. 6).

60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -

Ш

И

ша

□ Контрольная группа На начало

□ Контрольная группа На конец эксп

□ Экспериментальная группа На начало

□ Экспериментальная группа На конец эксп

Рис. 3. Сравнительный анализ уровневой сформированности правовой культуры студентов на начало и конец эксперимента

Как видно из таблицы 6, в экспериментальной группе в результате реализации структурно-содержательной модели и технологии формирования правовой культуры студентов, при создании соответствующих педагогических условий произошли существенные изменения в распределении респондентов по уровням. В экспериментальной группе у респондентов прослеживается динамика изменений по каждому критерию - компоненту правовой культуры за счет перехода респондентов с низкого уровня на средний и высокий. Так у студентов экспериментальной группы, где процесс обучения протекал с опорой на структурно-содержательную модель и технологию формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров, имеют место более высокие баллы по исследуемым показателям, чем у студентов контрольной группы.

Таблица 4.

Уровень сформированности правовой культуры студентов на конец эксперимента

Критерии правовой культуры бакалавра педагогического образования Контрольная группа (на конец эксперимента) Экспериментальная группа (на конец эксперимента)

когнитивный 21.79 27,13

личностный 41,92 51,42

аксиологический 34,82 43,95

деятельно стный 38,66 42,11

рефлексивный 6,95 8,18

Итого 128,5 146,4

Таблица 5.

Критерий Манна-Уитни на конец эксперимента

U эмп U кр Вывод о достоверности различий

Когнитивный

212 563 497 <0,05 < 0.01 Достоверно различимы

Личностный

219,5 563 497 <0,05 < 0.01 Достоверно различимы

Аксиологический

144,5 563 497 <0,05 < 0.01 Достоверно различимы

Деятельно стный

361,5 563 497 <0,05 < 0.01 Достоверно различимы

Рефлексивный

290,5 563 497 <0,05 < 001 Достоверно различимы

Достоверность различий по каждому из критериев до эксперимента после окончания эксперимента составляет 95% и 99%. Более высокие показатели каждого из показателей после эксперимента неслучайны, а являются результатом реализуемой методики.

Для исследования тесноты связи между показателями в ЭГ по окончании эксперимента вычислили значение коэффициента корреляции между рассматриваемыми показателями по формуле [3]:

rxx =-

nE xii

i=i

-IE xii . i=1

nE -|E

i=i

nE 4 -l E

i=i

Мы выдвинули гипотезу, что Н0 свидетельствует об отсутствии связи между двумя показателями. Нулевая гипотеза отвергается, если

t „,._ = r

n - 2

\2 ^ t КР

1 " ^2 )2

Критическое значение 1-статистики равно значению распределения Стьюдента с п — 2 степенями свободы для текущего уровня значимости: /^=2,028094001.

Следовательно, нулевая гипотеза об отсутствии связи между двумя показателями отклоняется и принимается альтернативная ей гипотеза об их взаимосвязи.

Для визуального (качественного) сравнения результатов исследования тесноты связи между показателями построим поле корреляции для каждой пары показателей.

Результаты педагогического эксперимента наглядно показывают эффективность разработанной структурно-содержательной модели и технологии формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования. Экспериментальная модель и технология более эффективно обеспечивают формирование правовой культуры студентов. Проведенные измерения эффективности модели на конец эксперимента показали, что уровень всех показателей в экспериментальной системе имеет значительный прирост, а в традиционной системе вырос незначительно.

Рис. 4. Корреляционное поле между показателями когнитивный и личностный.

Таблица 6.

Сравнительный анализ уровневой сформированности правовой культуры студентов на начало и конец эксперимента

x

2i

i=i

2

2

x

x

i=i

i=i

Критерий Контрольная группа Экспериментальная группа

На начало На конец эксп На начало На конец эксп

Когнитивный i9,34 2i,79 20,42 27,i3

Личностный 39,i3 4i,92 42,i6 5i,42

Аксиологический 3i,95 34,82 33,79 43,95

Деятельно стный 3i,97 38,66 33,47 42,ii

Рефлексивный 6,i8 6,95 6,58 8,i8

Таблица 7.

Критерий Манна-Уитни на конец эксперимента

U эмп U кр Вывод о достоверности различий

когнитивный

2i2 563 497 <0,05 < 0.0i Достоверно различимы

личностный

2i9,5 563 497 <0,05 < 0.0i Достоверно различимы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аксиологический

i44,5 563 497 <0,05 < 0.0i Достоверно различимы

деятельностный

36i,5 563 497 <0,05 < 0.0i Достоверно различимы

рефлексивный

290,5 563 497 <0,05 < 0.0i Достоверно различимы

Таблица 8.

Корреляционная матрица

!' 1 1 кр[ когнитивный личностный аксиологический деятельностный рефлексивный

когнитивный Коэффициент корреляции 1

личностный Коэффициент корреляции 0,6066 1

!' 1 1 кр] 4,5785

Н (5%) отклонена

аксиологический Коэффициент корреляции 0,5828 0,7358 1

!' 1 1 кр] 4,3030 6,5200

Н (5%) отклонена отклонена

деятельно стный Коэффициент корреляции 0,4424 0,5660 0,4340 1

!' 1 1 кр] 2,9599 4,1194 2,8901

Н (5%) отклонена отклонена отклонена

рефлексивный Коэффициент корреляции 0,4381 0,4142 0,3617 0,5537 1

| 1 кр] 2,9245 2,7304 2,3276 3,9897

Н (5%) отклонена отклонена отклонена отклонена

Рис. 5. Корреляционное поле между показателями когнитивный и аксиологический.

Рис. 6. Корреляционное поле между показателями когнитивный и деятельностный.

Рис. 8. Корреляционное поле между показателями личностный и аксиологический.

Рис. 9. Корреляционное поле между показателями личностный и деятельностный.

35

0

8

Рис. 7. Корреляционное поле между показателями Рис. 10. Корреляционное поле между показателями

когнитивный и рефлексивный. личностный и рефлексивный.

Рис. 11. Корреляционное поле между показателями аксиологический и деятельностный.

Рис. 12. Корреляционное поле между показателями аксиологический и рефлексивный.

Рис. 13. Корреляционное поле между показателями деятельностный и рефлексивный.

В целом по результатам педагогического эксперимента было установлено, что структурно-содержательная модель и технология формирования правовой культуры студентов-будущих бакалавров педагогического образования эффективна, а также под-

тверждена гипотеза и получены экспериментальные данные, которые позволяют сделать следующие выводы:

1. экспериментально доказано, что в системе университетского образования применение структурно-содержательно модели и технологии формирования правовой культуры будущих бакалавров образования обеспечивает единство сформиро-ванности структурных компонентов правовой культуры: когнитивный, личностный, аксиологический, деятельностный, рефлексивно-оценочный.

2. Экспериментальное обучение в рамках спецкурса «Основы правовой культуры бакалавра образования» создаёт необходимые педагогические условия, способствующие формированию правовой культуры будущих бакалавров образования.

3. Формирование правовой культуры педагога должно протекать поэтапно, опираясь на структурно-содержательные характеристики самого процесса.

4. Оценку сформированности правовой культуры студентов целесообразно проводить комплексно, учитывая параметры её компонентов, с опорой на разработанную тест-карту оценки уровня правовой культуры бакалавров образования.

5. Усвоение студентами комплекса правовых знаний в сфере образовательного права позволяет активизировать их правовоститательную и правозащитную деятельность в образовательной организации любого типа.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены применением комплекса взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов, адекватных целям, задачам и логике исследования; четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процесса; репрезентативностью эмпирических результатов, опытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендаций; статистической значимостью опытных данных, их сопоставимостью с массовой практикой; сочетанием качественного и количественного анализа; воспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике Орловского государственного университета.

Библиографический список

1. Воронков С.В. Психолого-педагогическое сопровождение как условие эффективности процесса формирования правовой культуры вуза.//Комплексное сопровождение развития личности в системе непрерывного образования: вопросы теории и практики./Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.:Педагогическое общество России. 2012. 574.

2. Генишер Э.З. Педагогические условия развития правовой культуры студентов. Автореферат. Оренбург, 1999. 21с.

3. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 573с.

4. Кукушкин В.С. Введение в педагогичсекую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Дону: издательский центр «МарТ», 2002. 224 с. С.135-142.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 788. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

References

1. Voronkov S.V. Psychological and pedagogical support as a condition of effectiveness of process of formation of legal culture of the students of the University//Comprehensive support for the development of a personality in the system of continuous education: issues of theory and practice. Proceedings of the international scientific-practical conference. Pedagogical society of Russia, 2012. 574 p.

2. GenisherA.Z. Pedagogical conditions of the development of legal culture of the students. Author's abstract. Orenburg, 1999. 21 p.

3. Kremer N.Sh. Probability Theory and mathematical statistics: Textbook for universities. 2-e Izd., rev. and extra. M: UNITY-DANA, 2004. 573p.

4. Kukushkin V.S. Introduction to pedagogical activity: textbook. Series «Pedagogical education». Rostov-on-Don: publishing center «March», 2002. 224p.

5. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated December 22, 2009 № 788// http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

УДК 378.026.9 Н.С. ГЕДУЛЯНОВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С.Ю. Витте E-mail: Lambrador2@gmail.com М.Т. ГЕДУЛЯНОВ учащийся школы № 5 г. Орла E-mail: Lambrador2@gmail.com

UDC 378.026.9

N.S. GEDULYANOVA

doctor of pedagogical sciences, Professor of Education, Psychology and Social and Humanities of the Moscow

University S.U. Witte E-mail: Lambrador2@gmail.com M.T. GEDULYANOV learning School №5 of Orel E-mail: Lambrador2@gmail.com

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ COMPETENCE APPROACH IN TRAINING ENGINEERS-TEACHERS

В статье представлен анализ подходов к оценке профессиональных качеств инженеров, зарубежный опыт подготовки международного инженера-педагога, компетентностная модель подготовки инженеров, состоящая из двух частей: функциональной и гуманитарно-инженерной, которая обладает профессионально-личностным характером.

Ключевые слова: компетенции, компетентностная модель инженера, международная практика подготовки инженера-педагога.

This article presents an analysis of approaches to assessing the competencies of engineers, international experience in training international engineering teacher competence model of engineers consisting of two parts: functional and Humanities and the engineering part, which has a professional and personal character.

Keywords: competence, competence model of the engineer, the international practice of engineer-teacher training.

В настоящее время происходит кардинальное изменение подходов к оценке профессиональных качеств работников. Сформированные ранее и реализуемые по сей день образовательные модели, рассчитанные в первую очередь на передачу теоретических знаний и профессиональных навыков, более не в состоянии обеспечить подготовку профессионалов, в которых нуждается современная промышленность.

Поэтому одной их особенностей Федерального государственного профессионального стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения является его ориентация не столько на ресурсы и содержание образования, сколько на результаты обучения. Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой совокупность знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, которые студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы. В первую очередь, студент должен

иметь способность самостоятельно добывать и применять знания, а также использовать умения, навыки и личностные качества в профессиональной деятельности, значит при решении нестандартных задач.

Таким образом, в образовательном стандарте отражается современная мировая практика проектирования образовательных программ, основанная на планировании результатов обучения, получившая название «ком-петентностный подход».

Многие хотят знать, есть ли разница между компетентностью и компетенцией. Сформировалось общее убеждение среди отечественных и зарубежных ученых, согласно которому понятия «компетенция» и «компетентность» передают следующие смыслы:

- способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы, чаще всего определяется как компетентность.

- способность, отражающая необходимые стандарты поведения, определяется как компетенция.

© Н.С. Гедулянова, М.Т. Гедулянов © N.S. Gedulyanova, M.T. Gedulyanov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.