15. Leont'ev A. N. Motivy, jemocii i lichnost' [Motives, Emotions and Personality]. Psihologija lichnosti, eds. Ju. B. Gippenrejter, A. A. Puzyrej. Moscow, 1982, pp. 71-79. (In Russian).
16. Zeer Je. F. Jemocional'nyj komponent v professional'nom stanovlenii pedagoga [Emotional Component in the Professional Development of a Teacher.] Mir psihologii, 2002, no. 4 (32), pp. 190-203. (In Russian).
17. Salovey P., Mayer J. Emotional Intelligence. Imagination. Cognition. Personality, 1990, vol. 9 (3), pp. 185-211. (In English).
18. Gardner H. Intelligence: Multiple Perspectives. New York, 1995. 351 p. (In English).
19. Goleman D. Emotional Intelligence. Why It Can Matter More than IQ. New York, 2016. 544 p. (In English).
20. Cedyh D. V. Pedagogicheskoe obespechenie processa obu-chenija studentov vuza v polilingval'noj obrazovatel'noj srede. Dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support of the learning process for university students in a multilingual educational environment. Thesis of Ph. D. habil.]. 2019, 231 p. (In Russian).
21. Sedyh D. V., Graborskaja I. V. Razvitie tvorcheskogo myshlenija studentov v processe obuchenija inostrannomu jazyku [Develop-
ment of Creative Thinking of Students in the Process of Teaching a Foreign Language]. Linguistic education in a non-linguistic university: theory and practice, ed. L. S. Znikina. Kemerovo, 2015, pp. 150-179. (In Russian).
22. Anikeeva N. P. Vospitanie igroj [Education through Play]. Moscow, 1987. 143 p. (In Russian).
23. Stanislavskij K. S. Rabota aktera nad soboj v tvorcheskom processe perezhivanija. Dnevnik uchenika. Akterskij trening [The Actor's Work on Himself in the Creative Process of Experiencing. Student's diary. Acting training]. Moscow, 2009. 416 p. (In Russian).
24. Loza O. Akterskij trening po sisteme Stanislavskogo. Uprazh-nenija i jetjudy. [Acting training according to the Stanislavsky system. Exercises and studies]. Moscow, 2010. 192 p. (In Russian).
25. Bystraj E. B., Belova L. A., Znikina L. S. Ispol'zovanie kollabo-racionnyh proektov s vkljucheniem tehnologii «dramatizacii» pri obuchenii inostrannomu jazyku [The Use of Collaboration Projects with the Inclusion of "Dramatization" Technology in Tea ching a Foreign Language]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2023, no. 3 (51), pp. 106-111. (In Russian).
УДК/UDC 37.013
DOI10/54509/22203036_2024_1_185 EDN BKJEEG
Карпов Владислав Алексеевич
аспирант кафедры теории и технологии социальной работы, ФГАОУ ВО Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, г. Самара
Karpov Vladislav A.
Postgraduate Student of Department of Theory and Technology of Social Work, Samara National Academician S. P. Korolev Research University, Samara
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ ПО БАСКЕТБОЛУ
CONDITIONS FOR FORMING PEDAGOGICAL SKILLS OF BASKETBALL COACHES
Аннотация. В статье анализируются условия формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу. Формирование педагогического мастерства - важный педагогический процесс, от которого зависят будущие профессиональные компетенции педагога. Он включает в себя такие элементы, как содержание учебно-воспитательного материала, педагога, обучающегося, средств передачи информации и средств педагогической коммуникации. Процесс обучения тренеров по баскетболу имеет особенности, которые отражаются в условиях формирования у них педагогического мастерства. Автор на основе классификации В. И. Смирнова выделяет две группы условий формирования педагогического мастерства тренера по баскетболу, объективные и субъективные. Объективные усло-
вия можно поделить на две подгруппы условий, включающие в себя ресурсные и организационные. Анализ показал, что главная задача организационных условий - создание развивающей творческой среды, которая способствует моделированию эффективного образовательного процесса тренера.
Abstract. In the article authors analyze conditions of formation of basketball coaches" pedagogical skill. The formation of pedagogical skills is an important pedagogical process on which on which the future professional competencies of a teacher depend. It includes such elements as content of learning and upbringing information, pedagogue, student, means of informations delivery and means of pedagogical commutation. The process of basketball coaches" training has features which reflect in conditions of their pedagogical skill"s
formation. Authors using classification of V. I. Smirnov, identifies two groups of these conditions of formation of basketball coaches' pedagogical skill, objective and subjective. Objective conditions include two sub-groups, resourceful and organizational. The analysis indicated the main task of organizational conditions is to create improving creative environment which helps to simulate an effective education process of coach.
Ключевые слова: тренер по баскетболу, тренерская деятельность, педагогическое мастерство, педагогический процесс, условия формирования педагогического мастерства, развивающая творческая среда.
Keywords: basketball coach, coach's activity, pedagogical skill, pedagogical process, conditions of pedagogical skill's formation, improving creative environment.
Введение
Педагогическое мастерство как важнейший аспект профессионализма педагога в современном мире является неотъемлемой частью профессиональных компетенций тренеров. Тренерская деятельность, которая состоит из таких элементов, как умение тренировать, принимать управленческие решения, способность устанавливать и поддерживать социальный контакт с игроками, учитывая их личные психологические особенности, умение оказывать психологическую и первую медицинскую помощь, зависит и от уровня педагогического мастерства тренера.
Не исключением в данном вопросе является и тренер по баскетболу. Современный баскетбол как один из самых разносторонних и комплексных видов спорта состоит из множества технических и атлетических элементов, требующих постоянного оттачивания и тренировок. Поэтому педагогическое мастерство тренера является важным фактором качества тренировочного процесса, успеха спортсменов и успешности выступлений команды.
Тренер как педагог должен уметь не только научить игроков правильным движениям, но и воспитать в игроках определенные трудовые ценности по отношению к баскетболу, а также научить игроков играть максимально эффективно. Но так же как и для игроков должны быть созданы определенные условия для улучшения их спортивных достижений, так и для тренеров требуются условия, при которых они смогут реализо-вывать свои профессиональные и творческие компетенции и при которых будет формироваться их педагогическое мастерство.
Актуальность настоящего исследования заключается в необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов в области спорта, в которой
важное значение придается формированию педагогического мастерства.
Цель данного исследования - выявить условия формирования педагогического мастерства тренера по баскетболу.
Задачи исследования:
- проанализировать основные элементы педагогического процесса;
- выявить группы условий формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу;
- определить особенности каждой группы условий.
Новизна данного исследования заключается в разработке классификации условий формирования педагогического мастерства, при соблюдении которых будет возможно его формирование у тренеров по баскетболу.
Практическая значимость исследования заключается в потребности общества в профессиональных тренерах высокого уровня мастерства, которые смогут помочь в достижении спортивных целей и успешном выступлении спортсменов. Соответствие тренеров высокому уровню мастерства возможно только при соблюдении условий, которые способствуют формированию педагогического мастерства тренеров. Анализ таких условий, выявление их особенностей являются необходимыми аспектами в исследовании формирования педагогического мастерства.
Методология
Анализируемая в данном исследовании проблема находится на стыке педагогических и психологических исследований, поэтому в работе используется интеграция методологических основ, концепций и теорий педагогики и психологии.
В исследовании были использованы и проанализированы работы и труды таких исследователей в области педагогической и психологической наук, как С. Л. Рубинштейна и Л. С. Выготского (концепция о единстве личности и деятельности); Л. В. Куриленко, И. В. Горлинского, В. Я. Кикоть (теории о средствах профессиональной подготовки); И. А. Зязюна и И. Ф. Харламова (концепции педагогического мастерства); С. Я. Батищева, В. П. Бес-палько, Н. В. Краевского (теории о сущности и структуре педагогической системы и педагогического процесса). Отдельно стоит упомянуть известного отечественного исследователя, профессора Н. В. Кузьмину, внесшую огромный вклад в исследования педагогической системы и педагогического мастерства.
Также в данном исследовании были проанализированы работы в области подготовки тренеров. Среди наиболее значимых исследователей, посвятивших свои труды данной проблеме, стоит отметить Е. Д. Никитину,
И. Х. Кобер, А. А. Деркач, в работах которых исследуются как подготовка тренеров, так и их педагогическое мастерство.
Результаты
Формирование педагогического мастерства -важный педагогический процесс, от которого зависят будущие профессиональные компетенции педагога. Формирование педагогического мастерства так же, как и все педагогические процессы, состоит из определенных элементов, благодаря которым данные процессы существуют и функционируют. Известный педагог и исследователь Н. В. Кузьмина выделяет четыре элемента, которые участвуют в педагогическом процессе: содержание учебно-воспитательного материала, который является достоянием общества и который педагог должен передать обучающемуся; педагог (воспитатель, преподаватель, тренер), выступающий посредником между обучающимся и источником информации; обучающийся (ученик, студент, игрок); средства передачи информации и средства педагогической коммуникации [1].
«Особенностью каждой из сторон педагогического процесса является то, что они (стороны) существуют не только во взаимодействии, но и самостоятельно, независимо друг от друга» [1, с. 10]. Формирование педагогического мастерства тренеров по баскетболу как педагогический процесс в первую очередь заключается в актуальной информации преподаваемого обучающимся тренерам игрового и тренерского материала. Педагогическое мастерство тренера по баскетболу должно включать в себя самостоятельность, творчество в тренировочном процессе, быстроту реакции на изменяющиеся игровые тенденции, умение применять инновационные методы тренировок. Помимо этого, формирование педагогического мастерства тренеров по баскетболу несет в себе ряд особенностей: в педагогическом процессе и педагог, и обучающиеся являются, как правило, действующими тренерами, а среди средств передачи информации должны присутствовать наглядные разборы игровых ситуаций с участием реальных игроков на площадке. Помимо этого, в процессе обучения, которое способствует формированию педагогического мастерства, могут использоваться различные средства передачи информации и педагогической коммуникации: к таким средствам можно отнести онлайн-, офлайн- и гибридное обучения, различные способы ведения учебных занятий, внедрение инновационных технологий и методов и т.д. Такие особенности имеют свое отражение и в условиях формирования педагогического мастерства у тренеров по баскетболу.
Формирование педагогического мастерства тренеров по баскетболу так же, как и в любом другом педагогическом процессе, обретает свою эффективность и возможность только если выполнены соответствующие условия. Для определения эффективности педагогического процесса исследователями предлагаются различные подходы к определению условий. Данные условия зависят от специфики педагогического процесса. Так, формирование педагогического мастерства тренеров по баскетболу зависит не только от материальных компонентов (доступное место проведение обучения, обеспечение необходимыми техническими средствами и т.д.), но включает в себя и более сложные элементы.
Среди наиболее актуальных классификаций условий формирования педагогического мастерства стоит выделить классификацию, предложенную профессором и доктором педагогических наук В. И. Смирновым: он выделяет среди всего многообразия условий эффективности педагогического процесса две большие группы: объективные, в которые входят организационные и средовые, а также ресурсные, и субъективные [2].
«Субъективные условия:
- наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мотивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности;
- опыт организации и осуществления деятельности: теоретическая подготовленность, сформирован-ность умений и практических действий и операций;
- соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;
- эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.
Объективные условия:
а) организационные и средовые:
- убедительная мотивировка и четкая постановка цели деятельности, рациональное планирование, организация контроля, объективная оценка;
- благоприятный нравственно-психологический климат в группе;
- соответствующие принятым нормам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности;
б) ресурсные условия:
- материально-техническое обеспечение деятельности;
- информационное обеспечение деятельности;
- кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители и организаторы, соисполнители, исполнители» [2, с. 137; 3].
Соблюдение данных условий делает возможным максимально оптимизировать процесс обучения, в ходе которого обучающиеся смогут повысить свои знания, умения, сформировать новые навыки, в чем и заключается мастерство. Таким образом, влияние условий эффективности педагогического процесса на формирование педагогического мастерства выражается в оптимизации всех аспектов образовательного мероприятия.
На основе предложенной В. И. Смирновым классификации условий эффективности педагогического процесса и в соответствии с особенностями тренерской деятельности в баскетболе можно выделить две большие группы условий формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу: объективные (внешние), которые включают организационные и материальные условия, и субъективные (внутренние).
К субъективным условиям относятся:
- наличие на протяжении всей тренерской карьеры у тренера по баскетболу устойчивой и выраженной мотивации и потребности в знаниях, постоянном обучении, поиске новых средств и форм совершенствования игрового и тренировочного процессов;
- отбор квалифицированных специалистов и опыт проведения обучающих мероприятий со стороны организаторов - теоретическая и практическая подготовленность преподавательских кадров обучения, что выражается в предоставлении наиболее актуальной информации и признанной среди высокого уровня мастерства тренеров по ведению игрового и тренировочного процесса;
- соответствие содержания обучающей программы и характера тренерской деятельности индивидуальным особенностям обучающихся тренеров по баскетболу, где в первую очередь должен учитывается уровень команды тренера (детский или взрослый, мужская команда или женская команда и др.).
Субъективные условия формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу обуславливают эффективность личностно-профессионального развития и самоопределения обучающегося тренера. Такие условия содержат ценностную и смысловую сферы личности тренера, уровень его мотивации к изучению нового материала или повышению квалификации, особенности личности обучающегося тренера, выключающие в себя особенности характера и ценностный аппарат.
Особенностью профессионала любой сферы деятельности является отношение к своей профессии как к ценности. Ценности баскетбольного тренера как педагога включают в себя «не только образованность,
ответственность, воспитанность - все то, что в целом соответствует образу зрелой личности» [7, с. 117], -но и высокие моральные ориентиры, которые отражаются в постоянном желании повышать свой уровень знаний, соблюдении трудовой спортивной этики и стремлении помочь своим игрокам достигать максимальных результатов в игре.
К субъективным условиям формирования педагогического мастерства обучающихся тренеров по баскетболу также относится опыт тренерской деятельности, так как освоение новых получаемых знаний во время обучения труднореализуемо без погружения в практику профессиональной тренерской деятельности. В психолого-педагогических исследованиях отмечается консенсус «в признании влияния приобретаемого опыта профессиональной деятельности в качестве одного из условий успешной профессионализации» [7, с. 116]. Опыт является основой для дальнейшего развития профессиональных качеств тренера, его умений, способностей, на которые накладываются получаемые во время обучения профессиональные знания, повышающие профессионализм тренера по баскетболу.
Приобретение тренерского опыта в любом виде спорта, в том числе и в баскетболе, является важной составляющей профессиональной компетентности тренера, которая связывается с уровнем педагогического мастерства, а также с результатами в профессиональной тренерской деятельности.
Объективные условия можно поделить на две подгруппы. Стоит заметить, что субъективные условия имеют свои особенности в отношении тренерской деятельности, в то же время объективные условия хоть и включают в себя ряд отличительных черт (подгруппа «а»), но являются более общими, касающимися обучения не только тренеров, но и педагогов любой сферы (подгруппа «б»):
а) организационные и средовые:
- убедительная мотивировка, четкая постановка цели проведения обучения, рационально подобранный график обучения, в котором должен учитываться игровой сезон (график игр команд тренеров, участвующих в обучении, перерывов внутриигрового сезона и т.д.), а также организация контроля и оценки полученных знаний;
- благоприятный нравственно-психологический климат в группе обучающихся тренеров, что зависит от способности организаторов создать подходящий «микроклимат» в процессе обучения.
б) ресурсные условия:
- материально-техническое обеспечение обучения, включая предоставления игровой площадки в слу-
чае необходимости демонстрации определенных элементов игры;
- информационное обеспечение обучения;
- кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители и организаторы,соисполнители, исполнители;
- соблюдение норм производственно-бытовых и санитарно-гигиенических условий обучения.
Организационные и средовые условия составляют тот блок, который в современном научном сообществе отражается в понятии «развивающая творческая среда» [4]. Развивающая творческая среда -комплексное определение. Российский исследователь В. В. Перепелкин в своей работе, посвященной развивающей творческой среде в работе педагога, отмечает, то творческая педагогическая среда обозначает «педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный, представляющий собой совокупность как социальных и духовных, так и предметно-материальных феноменов, т.е. все окружение, присущее процессу обучения» [4, с. 10]. Далее он развивает мысль, что «развивающая творческая среда способствует формированию личности тренера, характеризующейся активностью освоения подаваемого материала, высокой степенью самостоятельности, готовностью к активному общению, а также умение свободно рассуждать на профессиональные темы. В развивающей творческой среде обеспечивается саморазвитие тренера, которое происходит за счет использования ими всего спектра предоставленных возможностей в обучающем процессе» [4, с. 10].
Создание условий проявления творческой активности обучающихся тренеров в развивающей среде способствует стимулу творческой деятельности, но не всегда гарантирует усвоение преподаваемого материала. Это объясняется тем, что усвоение материала у каждого из обучающихся тренеров может проходить по-своему, в соответствии с личностными характеристиками, поэтому в первую очередь важно создать благоприятную для усвоения знаний обучающую атмосферу, в которой тренеры смогут максимально повысить уровень своего мастерства.
Некоторые из исследователей отмечают «важность этапа профессиональной подготовки педагога, во время которого творческая среда влияет на лич-ностно-профессиональные характеристики обучающегося» [7, с. 115]. Помимо этого, обучающая творческая среда помогает обучающемуся тренеру воспринять «многоаспектность профессиональной педагогической деятельности, что позволит ему выстроить про-
цесс саморазвития профессионализма и стать конгруэнтным предмету своей деятельности» [2, с. 139].
В то же время подгруппа материальных объективных условий также имеет свои особенности в образовательном процессе тренера по баскетболу. Объективные материальные условия формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу включают в себя не только техническое обеспечение во время обучения, но и предоставление игровой площадки или подходящего помещения для демонстрационного обучения, рациональное распределение времени обучения, приглашение высококвалифицированных тренеров в качестве преподавательского состава. Процесс современного обучения тренеров по баскетболу должен проходить «с использованием современных психолого-педагогических подходов, что выражается в предоставлении возможности обучающимся тренерам самостоятельно освоить способы анализа и реализации профессиональных задач, например, посредством предоставления дополнительного видеоматериала» [2]. Помимо этого, обучение тренеров по баскетболу должно проходить в благоприятной тренерской деятельности среде, что увеличит эффективность педагогического процесса их обучения.
Анализ условий формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу показывает комплексность, многосторонность образовательного процесса. От соблюдения условий зависит и итог обучающего мероприятия: любое отклонение может снизить эффективность проводимого обучения, что отразится на познавательной активности обучающегося, полученной информации, формировании новых навыков и формировании педагогического мастерства в целом. В то же время положительные инновационные внедрения, поиск новых методов и методик обучения тренеров, повышение их заинтересованности в обучении будет способствовать и повышению педагогического мастерства тренера.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить, что формирование педагогического мастерства тренеров по баскетболу является важным педагогическим процессом, от которого зависят будущие профессиональные компетенции тренера-педагога. Результаты научной работы и представленные выводы расширяют знания о профессиональной подготовке тренеров по баскетболу: так же, как и у любого педагогического процесса, формирование педагогического мастерства будет возможно и эффективно реализовано, если будут соблюдены опреде-
ленные условия. Поэтому на основе предлагаемой В. И. Смирновым классификации условий формирования педагогического мастерства учителя авторами проанализированы элементы педагогического процесса обучения тренеров по баскетболу; были выделены условия формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу, которые включают в себя две группы условий: субъективные и объективные (организационные и материальные).
Субъективные условия формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу обуславливают эффективность личностно-профессионального развития и самоопределения обучающегося тренера. Такие условия содержат ценностную и смысловую сферы личности тренера, уровень его мотивации к изучению нового материала или повышения квалификации, особенности личности обучающегося тренера, выключающие в себя особенности характера и ценностный аппарат.
К объективным организационным условиям относится создание развивающей творческой среды для обучения тренеров. Развивающая творческая среда способствует формированию личности тренера, характеризующейся активностью освоения подаваемого материала, высокой степенью самостоятельности, готовностью к активному общению, а также умением свободно рассуждать на профессиональные темы.
Объективные материальные условия формирования педагогического мастерства тренеров по баскетболу включают в себя техническое обеспечение во время обучения, предоставление помещение или игровой площадки, рациональное распределение времени обучения, приглашение высококвалифицированных тренеров в качестве преподавательского состава.
Результаты исследования показывают важность изучения формирования педагогического мастерства в контексте обучения тренеров по баскетболу, анализа условий для эффективного действия данного педагогического процесса, а также раскрывает необходимость для дальнейших исследований педагогического мастерства тренеров по баскетболу.
Литература
1. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970. 114 с.
2. Романова К. Е., Кашицын А. С. Условия формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-i-razvitiya-pedagogicheskogo-masterstva-buduschih-uchiteley (дата обращения: 09.04.2022).
3. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2009. 416 с.
4. Перепелкин В. В. Творческая образовательная среда как эффективное условие подготовки будущих учителей [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ 2011. № 72. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/tvorcheskaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-effektivnoe-uslovie-podgotovki-buduschih-uchiteley (дата обращения: 06.12.2023).
5. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности. М., 2002. 204 с.
6. Кокорев А. С., Николюкина Н. Б. Социальный портрет преподавателя высшей школы (на основе анализа вузов Тамбовской области) [Электронный ресурс] // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy- portret-prepodavatelya-vysshey-shkoly-na-osnove-analiza-vuzov-tambovskoy-oblasti (дата обращения: 09.04.2023).
7. Ларионова М. Психологические условия и факторы профессионального развития личности вузовского преподавателя [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2008. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-i-faktory-professionalnogo-razvitiya-lichnosti-vuzovskogo- prepodavatelya (дата обращения: 09.04.2023).
References
1. Kuz'mina L. V. Metody issledovanija pedagogicheskoj dejatel'nosti [Investigation methods of pedagogical activity]. Leningrad, 1970. 114 p. (In Russian).
2. Romanova K. E., Kashicyn A. S. Uslovija formirovanija i razvitija pedagogicheskogo masterstva budushhih uchitelej [Conditions of formation and improvement of pedagogical skill of future teachers]. Vestnik ChGPU im. I. Ja. Jakovleva, 2013, no. 3 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-i-razvitiya- pedagogicheskogo-masterstva- buduschih-uchiteley (accessed 02.12.2022). (In Russian).
3. Smirnov V. I. Obshhaja pedagogika v tezisah, definicijah, illjus-tracijah [General pedagogy in thesises, definitions, illustrations]. Moscow, 2009. 416 p. (In Russian).
4. Perepelkin V. V. Tvorcheskaja obrazovatel'naja sreda kak jef-fektivnoe uslovie podgotovki budushhih uchitelej [Art education environment as effective condition of preparing of future tutors]. Nauchnyj zhurnal KubGAU, 2011, no. 72. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/tvorcheskaya- obrazovatelnaya-sreda-kak-effektivnoe-uslovie-podgotovki-buduschih-uchiteley (accessed 06.12.2023). (In Russian).
5. Mjasishhev V. N. Struktura lichnosti i otnoshenie cheloveka k dejstvitel'nosti [Structure of person and attitude of human to reality]. Moscow, 2002. 204 p. (In Russian).
6. Kokorev A. S., Nikoljukina N. B. Social'nyj portret prepodavatelja vysshej shkoly (na osnove analiza vuzov Tambovskoj oblasti) [Social portrait of university lecture (based on analysis of Tambov region universities)]. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 2000, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-portret-prepodavatelya- vysshey-shkoly-na-osnove- analiza-vuzov-tambovskoy-oblasti (accessed 09.04.2023). (In Russian).
7. Larionova M. Psihologicheskie uslovija i faktory professional'nogo razvitija lichnosti vuzovskogo prepodavatelja [Psychological conditions and factors of professional improvement of person of university lecture]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2008, no. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-i-faktory- professionalnogo-razvitiya- lichnosti-vuzovskogo-prepodavatelya (accessed 09.04.2023). (In Russian).