УДК 371.12+796.077.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ТРЕНЕРА ПО БАСКЕТБОЛУ В РАБОТЕ СО СТУДЕНЧЕСКИМИ КОМАНДАМИ
Карпов Владислав Алексеевич
аспирант,
Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королева, г. Самара, Россия E-mail: shaqill-1997@mail.ru
Научный руководитель: Куриленко Людмила Васильевна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и
технологии социальной работы, Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королева, г. Самара, Россия E-mail: srludmila@mail.ru
PEDAGOGICAL SKILLS OF A BASKETBALL COACH IN WORKING
WITH STUDENT TEAMS
Karpov Vladislav Alekseevich
postgraduate student,
Samara national research university named of academician S.P. Korolev,
Samara, Russia E-mail: shaqill-1997@mail.ru
Scientific supervisor: Kurilenko Ludmila Vasilievna
PhD of pedagogy, professor,
head of department of theory and technology of social work, Samara national research university named of academician S.P. Korolev,
Samara, Russia E-mail: srludmila@mail.ru
Аннотация. В статье анализируется педагогическое мастерство тренера по баскетболу в работе со студенческой сборной командой по баскетболу. Автор дает определение «педагогическому мастерству», отмечая, что педагогическое мастерство является системой, в которой присутствуют коммуникативный, организаторский, гностический, проектировочный, прогностический и конструктивный компоненты. Анализ системы педагогического мастерства показал важность учета особенностей педагогической деятельности тренера по баскетболу в работе со студенческой сборной.
Abstract. In the article author analyzes pedagogical skill of basketball coach in work with all university student basketball team. Author gives definition of «pedagogical skill» noticing that pedagogical skill is system with communicative, organizational, gnostic, projecting, prognostic and constructive components. Analysis of the system indicated the importance of features of basketball coach's pedagogical activity in working with all university team.
Ключевые слова, тренер по баскетболу, педагогическое мастерство, педагогическая система, компоненты педагогической системы.
Keywords, basketball coach, pedagogical skill, pedagogical system, components of pedagogical system.
Роль педагога в процессе обучения и воспитания молодежи в современном мире нельзя переоценить. Важность и необходимость наставника для обучающегося с каждым годом только усиливается, чему свидетельствует и
объявленный 2023 год в России «годом педагога и наставника». Педагоги всех уровней образования являются важным компонентом как в передаче молодежи нравственных и моральных норм и ценностей, так и в активизации познавательной деятельности, развитии критического мышления обучающихся. Большая роль в этом отводится преподавателям высшей школы, среди которых стоит отметить преподавателей кафедр физического воспитания, многие из которых являются тренерами и работают не только в рамках учебных занятий, но и участвуют в организации, тренировках и играх сборных команд университетов, спортивных школ и клубов. Большой интерес в работе тренеров-преподавателей высшей школы вызывают тренера сборных команд по баскетболу, вида спорта, который набирает большую популярность в России.
Отметим, что к современном педагогу предъявляются все большие и сложные критерии, соответствие которым будет свидетельствовать об его профессионализме. Для этого педагог должен обладать такими характеристиками, которые бы подтверждали его мастерство. Решением такой задачи по праву можно считать педагогическое мастерство.
Проблеме «педагогического мастерства» уделяли внимание в своих работах многие известные отечественные исследователи, среди которых отметим И.А. Зязюна [5; 6], Н.В. Кузьмину [1, 2] и А.С. Макаренко [3; 4]. Их перу принадлежит огромное количество исследований и работ, так или иначе касающихся «педагогического мастерства». В частности, наиболее точное определение «педагогическому мастерству» дал И.А. Зязюн - «Педагогическое мастерство есть комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности» [5, с. 128]. Такой комплекс может включать в себя множество культурных и профессиональных компетенций: владение знаниями теории и технологии педагогической науки, включающие в себя всевозможные методики; умение организовать образовательный процесс, налаживать контакт с обучающимися; способность оптимизировать педагогический процесс; умение внедрять в педагогический процесс инновационные методы и технологии и т. д. Помимо этого
педагогическое мастерство - это система, главными компонентами которой И.А. Зязюн определяет «педагогическую направленность личности учителя, профессиональные знания, способность к педагогической деятельности и педагогическую технику» [5, с. 30]. Поэтому педагог, обладающий педагогическим мастерством, должен владеть соответствующими профессиональными знаниями обучения и воспитания, иметь умения и способности обучать и воспитывать, а также владеть педагогическим техниками.
Как система педагогическое мастерство тренера университетской сборной команды по баскетболу находит свое отражение в таких компонентах, как коммуникативный, организаторский, гностический, проектировочный, прогностический и конструктивный. Именно эти компоненты входят в модель взаимосвязи структурных и функциональных компонентов педагогической системы Н.В. Кузьминой [2]. Каждый компонент находит свое отражение в работе тренера следующим образом:
1) Коммуникативный - умение тренера построить диалог со своими подопечными как в рамках тренировочного и игрового процессов, так и за их пределами.
2) Организаторский - способность тренера собрать и пригласить лучших игроков, а также умение организовать тренировочный процесс.
3) Гностический - владение высоким уровнем знаний педагогических техник и методик в области игры.
4) Проектировочный - умение поставить цели и задачи, а также следовать им во время тренировочного и игровых процессов.
5) Прогностический - умение создать условия для максимального роста баскетбольного мастерства игроков, для их дальнейшего занятия спортом.
6) Конструктивный - способность давать и доносить до подопечных нужную информацию.
Также тренер должен обладать гармоничным единством его ценностных установок и психолого-педагогической подготовки.
Помимо этого, система педагогического мастерства должна учитывать особенности тренерской работы с баскетбольной сборной в университете, которые определяются отличительными чертами обучения в высшей школе. Среди таких особенностей стоит выделить следующие: довольно короткий срок обучения студентов; селекция и просмотр студентов со всех институтов и факультетов и отбор лучших из них; уровень готовности университета оказывать поддержку сборной в различных чемпионатах и соревнованиях; желание отобранных игроков поддерживать профессиональный уровень и регулярно играть и тренироваться; постоянная смена игроков-выпускников на обучающихся первый год и их гармоничное включение в игровую систему с продолжающими свое обучение; готовность игроков-студентов ответственно подходить к обучению в университете и поддерживать достойный уровень академической успеваемости; уровень тренерских амбиций, его желание представлять университет на соревнованиях, в чемпионатах высокого уровня и некоторые другие. Поэтому тренер должен в кратчайшие сроки суметь организовать команду, выстроить систему игр и наработать тактические моменты, а также обучить игроков новым умениям и сделать их лучше. В связи с чем особо важную роль играет педагогическое мастерство, способное помочь тренеру в реализации командных и тренерских целей и задач.
Педагогическое мастерство в работе тренера сборной университета по баскетболу заключается в оптимизации всех видов учебно-тренировочной деятельности, направлено на всестороннее развитие и совершенствование подопечных игроков-студентов, формирование навыков и умений, способных помочь игроку в будущем, если он решит продолжить игровую карьеру в профессиональном клубе. Тренер сборной университета по баскетболу должен уметь создавать такие новые способы решения педагогических задач, которые бы наилучшим образом могли помочь игрокам раскрыть свои способности за время обучения и игры в университете.
Таким образом, педагогическое мастерство тренера по баскетболу в работе со студенческой сборной включает в себя необходимый комплекс
качеств тренера, которые способны помочь в реализации педагогических задач. В то же время, педагогическое мастерство как педагогическая система, состоящая из коммуникативного, организаторского, гностического, проектировочного, прогностического, и конструктивного компонентов, включает в себя и ряд особенностей деятельности тренера по баскетболу в университете, которые влияют на педагогические задачи и способы их решения. Среди таких особенностей стоит отметить краткосрочность обучения в университете, отбор лучших студентов-спортсменов в сборную команду со всех факультетов и институтов и их гармоничное внедрение в игровой и тренировочной процессы, а также уровень поддержки университета, желанием игроков-студентов сочетать обучение и тренировки и тренерские амбиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования // под ред. Н.В. Кузьмина. - 2-е изд. - М.: Народное образование, 2002. - С. 7-52.
2. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина (Головко-Гаршина). - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.
3. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / Педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1984. - Т. 4. - С. 235 -236.
4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.С. Невская. - М.: ИТРК, 2003. - С. 18-19.
5. Зязюн I.A. Педагопка добра: щеали i реали / I.A. Зязюн. - К.: МАУП, 2000. - 312 с.
6. Педагопчна майстершсть. Пщручник / За ред. I.A. Зязюна. 2 -ге вид. -К.: Вища шк., 2004. - 422 с.