Научная статья на тему 'Структура и содержание курсов повышения квалификации детских тренеров по видам спорта (на примере баскетбола)'

Структура и содержание курсов повышения квалификации детских тренеров по видам спорта (на примере баскетбола) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FURTHER VOCATIONAL EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР / CHILDREN''S COACH / ВИДЫ СПОРТА / SPORTS / СЕМИНАРЫ / SEMINARS / БАСКЕТБОЛ / BASKETBALL / FURTHER VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченкова Татьяна Викторовна, Новицкий Виталий Сергеевич

В статье проанализированы структура и содержание курсов повышения квалификации детских тренеров по баскетболу. На основе проведенного анализа выявлено, что в основном в системе дополнительного образования детских тренеров продолжительность обучения составляет 72 часа. Содержание обучения включает в себя теоретический и практический разделы, теоретический раздел составляет около 55-60 % времени. При этом тренеры отмечают большую заинтересованность в практико-ориентированных курсах и семинарах. Это подтверждают данные их анкетирования. Результаты опроса детских тренеров по баскетболу показали, что наиболее востребованы курсы и семинары продолжительностью обучения от 8 до 12 часов, тематика которых связана с непосредственной практической деятельностью, т. е. тренировочным процессом и подготовкой к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченкова Татьяна Викторовна, Новицкий Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF FURTHER VOCATIONAL TRAINING COURSES FOR CHILDREN''S COACHES (THROUGH THE EXAMPLE OF BASKETBALL)

The article analyses the structure and content of the further vocational training courses for children's basketball coaches. The analysis has shown that the general period of training courses for children's coaches in the system of further vocational education is 72 hours. These training courses contain both theoretical and practical sections, with theoretical taking around 55-60% of the overall course time. However, coaches show more interest in practice-oriented courses and workshops. This is confirmed by the coaches’ survey data. According to the children's basketball coaches' survey results, the most significant demand is for courses and seminars lasting from 8 to 12 hours and which are practice-oriented such as training process or preparation for competitive events.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание курсов повышения квалификации детских тренеров по видам спорта (на примере баскетбола)»

УДК 378.046.4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕТСКИХ ТРЕНЕРОВ ПО ВИДАМ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА)

STRUCTURE AND CONTENT OF FURTHER VOCATIONAL TRAINING COURSES FOR CHILDREN'S COACHES (THROUGH THE EXAMPLE OF BASKETBALL)

Т. В. Левченкова, В. С. Новицкий T. V. Levchenkova, V. S. Novitsky

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», г. Москва

Аннотация. В статье проанализированы структура и содержание курсов повышения квалификации детских тренеров по баскетболу. На основе проведенного анализа выявлено, что в основном в системе дополнительного образования детских тренеров продолжительность обучения составляет 72 часа. Содержание обучения включает в себя теоретический и практический разделы, теоретический раздел составляет около 55-60 % времени. При этом тренеры отмечают большую заинтересованность в практико-ориентированных курсах и семинарах. Это подтверждают данные их анкетирования. Результаты опроса детских тренеров по баскетболу показали, что наиболее востребованы курсы и семинары продолжительностью обучения от 8 до 12 часов, тематика которых связана с непосредственной практической деятельностью, т. е. тренировочным процессом и подготовкой к соревнованиям.

Abstract. The article analyses the structure and content of the further vocational training courses for children's basketball coaches. The analysis has shown that the general period of training courses for children's coaches in the system of further vocational education is 72 hours. These training courses contain both theoretical and practical sections, with theoretical taking around 55-60% of the overall course time. However, coaches show more interest in practice-oriented courses and workshops. This is confirmed by the coaches' survey data. According to the children's basketball coaches' survey results, the most significant demand is for courses and seminars lasting from 8 to 12 hours and which are practice-oriented such as training process or preparation for competitive events.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, детский тренер, виды спорта, семинары, баскетбол.

Keywords: further vocational education, further vocational training, children's coach, sports, seminars, basketball.

Актуальность исследуемой проблемы. Реформирование системы образования в России затронуло все ее звенья - от дошкольного до высшего профессионального и постдипломного. Изменения коснулись и системы дополнительного профессионального образования. Постоянное совершенствование своих профессиональных компетенций является значимым для педагогов. Об этом говорится в статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которой отмечается, что дополнительное профессиональное образование должно быть направлено на удовлетворение профессиональных потребностей, развитие человека и обеспечение соответствия профессио-

нальной квалификации изменяющимся условиям деятельности и социальной среды. Новые знания возможно получать как самостоятельно, так и через систему дополнительного профессионального образования. Актуальность исследования связана с поиском новых форм организации дополнительного профессионального образования для детских тренеров и специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта.

Достижение высоких и значимых результатов педагога на сегодняшний день обеспечивается его личностной профессиональной позицией, знаниями, дидактическими умениями, организаторскими способностями, опытом профессиональной деятельности.

Вопросу о том, каким должен быть современный педагог, посвящено большое количество научных исследований (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Р. И. Платонова и др.) [2], [3],

[4], [5], [6].

Чрезвычайно важна профессиональная деятельность детских тренеров, которые работают в различного типа образовательных учреждениях и решают задачи не только подготовки высококвалифицированного спортивного резерва, но и формирования гармонично развитой личности, человека с активной жизненной позицией, способного быть адаптированным и конкурентоспособным в современном динамично развивающемся мире. Поэтому в настоящее время получение дополнительного профессионального образования необходимо каждому тренеру-преподавателю на различных этапах профессионального становления. Новая актуальная информация - главный стратегический ресурс тренера. Тренеру нужно стремиться к созданию многоаспектного информационного обеспечения своей деятельности [7], [8], [9].

Анализ содержания семинаров, которые проводятся для детских тренеров по баскетболу, поможет тренерам и менеджерам в сфере физической культуры и спорта эффективнее определять структуру и содержание дополнительного профессионального образования.

Материал и методика исследований. Для анализа структуры и содержания курсов повышения квалификации и семинаров для детских тренеров нами изучались программы курсов и семинаров для педагогов, имеющих высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, продолжительность этих курсов, а также отношение детских тренеров по баскетболу к повышению своей профессиональной квалификации. Для изучения мнения тренеров нами разработана анкета, содержащая вопросы по наиболее актуальным темам обучения, срокам проведения обучения. Всего было опрошено 43 детских тренера по баскетболу, проходивших курсы повышения квалификации.

Результаты исследований и их обсуждение. Каждый тренер независимо от профессионального стажа на определенной стадии профессионального становления нуждается в новой актуальной информации. Для этого в настоящее время наряду с методической литературой и интернет-источниками существуют дополнительные профессиональные образовательные программы, которые нацелены на оказание помощи тренеру на разных этапах его деятельности. К ним относятся краткосрочные семинарские занятия, а также длительные - 72- и 108-часовые - курсы, которые проводятся по специально разработанным программам. Мы проанализировали несколько подобных семинаров, прошедших в период с 2012 по 2014 год.

Московский учебно-спортивный центр Москомспорта в 2014 г. провел обучение по 72-часовой программе повышения квалификации сотрудников подведомственных Москомспорту учреждений по теме «Инновационные технологии подготовки спортсменов в избранном виде спорта (баскетбол)». Обучение было очное с отрывом от основной деятельности. Занятия проводились в ГБПОУ «МССУОР № 4 им. А. Я. Гомельского» Москомспорта [10], [11].

Эти 72-часовые курсы повышения квалификации были организованы с целью совершенствования компетенций тренеров по баскетболу в обеспечении физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки спортсменов к соревнованиям путем внедрения новейших методик подготовки в практику тренировочного процесса. Совершенствовать процесс повышения квалификации специалистов - это значит регулировать его таким образом, чтобы параметры обучения приближались к тем требованиям, которые заложены в дополнительную профессиональную образовательную программу [6].

Вторым примером является краткосрочный семинар «Школа современного баскетбола», проходивший 14-16 мая 2013 г. [10], [11] в г. Екатеринбурге в Уральском федеральном университете (Спортивном комплексе игровых видов спорта). На семинарском занятии были рассмотрены следующие темы:

1. Подготовка спортивного резерва в баскетболе:

- комплекс упражнений на развитие техники игрока в возрасте 15-18 лет;

- индивидуальная физическая подготовка;

- техника владения мячом при ведении;

- техника броска в движении;

- техника броска со средней и дальней дистанции;

- техника передач;

- комплекс упражнений для центровых игроков;

- комплекс упражнений для обучения зонной защите;

- комплекс упражнений для обучения личной защите;

- построение быстрого нападения;

- обучение заслону;

- планирование годового цикла:

а) для детей 8-10 лет;

б) для детей 10-12 лет;

- обучение командной защите для групп начальной подготовки.

2. Правила игры в баскетбол и повышение качества судейства.

3. Система подготовки, переподготовки и лицензирования тренеров, судей и специалистов по баскетболу в рамках региональных учебно-методических центров Российской Федерации.

Научно-практический семинар дал возможность участникам пройти переподготовку и повысить квалификацию в области работы с молодыми баскетболистами и специалистами по баскетболу. Участники семинара получили свидетельство Российской Федерации баскетбола о повышении квалификации и комплект методической литературы по изложенным темам [9].

Нами было проведено анкетирование на одних из краткосрочных курсов в СШОР № 49 «ТРИНТА» им. Ю. Я. Равинского, целью которого было выявление мнения тренеров о необходимости повышения уровня профессионального образования. Анкета состояла из 12 вопросов, и тренерам необходимо было указать свою должность, образование, стаж работы, тренерскую категорию, профессиональные достижения, степень необходимости прослушивания курсов, частоту посещения курсов. Опрос тренеров показал, что большинство из них искренне любят свою работу, с уважением относятся к своим ученикам и отдают приоритет собственно работе, а затем думают о вознаграждении за нее.

Тренер должен настраивать своих подопечных на победу, поддерживать в них боевой дух и стремление брать все новые и новые высоты. Для этого ему необходимо обладать

большим авторитетом у своих учеников во всем: в отношении к работе, в образе жизни, в своих взглядах и оценках на происходящие события. Мы считаем, что помимо всего этого тренеру необходимо иметь достаточный объем знаний и со временем пополнять его, анализировать свою деятельность, действия своей команды и команды соперника в зависимости от изменившихся условий (социальных, материально-технических, возраста занимающихся и т. д.). Он должен находить быстрые решения разнообразных проблем, возникающих как на баскетбольной площадке во время игры, так и при ведении тренировочного процесса.

Кроме вышеописанных семинарских занятий также можно пройти обучение в Высшей школе тренеров (ВШТ), занимающее более длительное время.

По окончании обучения в Высшей школе тренеров по баскетболу слушатели получают диплом государственного образца и тренерскую лицензию на право работать с баскетболистами высокой квалификации. Программа обучения рассчитана на 502 часа. График обучения увязан с календарем регулярного чемпионата России. Обучение тренеров в ВШТ осуществляется в три сессии. Ориентировочные сроки сессий: 1 сессия - вторая половина июня: занятия по специализации и стажировка на базе резервной сборной команды России; 2 сессия - первая половина сентября: занятия по общим дисциплинам и специализации; 3 сессия -вторая половина октября: занятия по специализации, защита выпускной аттестационной работы и сдача итогового экзамена. Слушатели школы обеспечиваются современной методической литературой и видеоматериалами. Но процесс обучения в ВШТ длительный и не может повторяться часто. Поэтому наиболее востребованы и привлекательны для тренеров краткосрочные семинары, продолжительность которых составляет от 8 до 12 часов.

Данные семинары повышения квалификации проводились с целью совершенствования компетенций тренеров по баскетболу в обеспечении физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки, осуществления подготовки спортсменов к соревнованиям путем внедрения новейших методик подготовки в практику тренировочного процесса. Преподавателями на таких семинарских занятиях обычно выступают авторитетные специалисты в области баскетбола, как отечественные, так и приглашенные из-за рубежа.

Проанализировав 23 семинара, прошедших за последние 2 года, мы отметили, что продолжительность семинаров составляет в среднем от 1 до 3 дней. Такие курсы включают в себя как теоретический, так и практический блок. Наиболее интересными и актуальными являются практические блоки. Основная тематика данных семинаров различна, но чаще всего около 70 % всех семинаров делают акцент на технику нападения, а также технику защиты баскетболистов. За это время в среднем удавалось обсудить порядка 6-12 тем в зависимости от количества дней семинара. В таблице 1 представлен список тем, наиболее часто встречающихся на семинарских занятиях.

Таблица 1

Примерная тематика семинарских занятий для тренеров по баскетболу

Теоретический блок Практический блок

1. Развитие детско-юношеского баскетбола 1. Тактика игры в нападении

2. Правила баскетбола. Нововведения 2. Тактика игры в защите

3. Индивидуальный подход 3. Техника нападения

4. Особенности психологического развития детей 4. Техника защиты

5. Планирование многолетней подготовки юных баскетболистов 5. Укрепление опорно-двигательного аппарата баскетболистов

6. Инновационные технологии в баскетболе 6. Предыгровая разминка в баскетболе

7. Управление конфликтами в баскетболе 7. Методика совершенствования физических качеств юных баскетболистов

Необходимость дополнительного профессионального образования определяется изменившимися условиями профессиональной деятельности, потребностями организации и собственно тренера [1]. Тренеры, принявшие участие в опросе, ответили, что получать новые знания в процессе профессиональной деятельности необходимо, т. к. молодым специалистам новая информация нужна для того, чтобы привязать уже полученные в университете знания к профессиональной деятельности, а тренерам со стажем - для разучивания новых методик ведения спортивной тренировки. Отметим, что 80 % тренеров посещают курсы дополнительного профессионального образования 1 раз в 6 месяцев, но считают необходимым проведение краткосрочных практических семинаров (от 2 до 6 часов) примерно 1-2 раза в квартал.

Резюме. Проведя анализ краткосрочных семинарских занятий, мы сделали вывод, что наиболее эффективными считаются краткосрочные семинарские занятия продолжительностью от 1 до 3 дней, которые включают небольшой перечень тем, необходимый как для опытных, так и начинающих тренеров, в зависимости от тематики данного семинара. Подтверждает данное мнение большое количество слушателей - от 40, а в некоторых случаях - свыше 100 человек, присутствующих на данных семинарах. Краткосрочные курсы позволяют тренеру за короткий срок получить конкретную практико-ориентированную информацию, которая включается в естественный учебно-тренировочный процесс сразу после прослушивания семинара. Главная цель краткосрочных семинаров - предоставить специалистам-практикам новую актуальную информацию, которая при включении ее в практическую деятельность дает срочный тренировочный (образовательный) эффект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гомельский А. Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. - М. : Гранд-фаир, 2002. - 340 с.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2008. -

383 с.

3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М. : Высшая школа, 1990. - 96 с.

4. Левченкова Т. В. Социально-педагогические основы подготовки кадров в фитнес-индустрии // Наука и образование. -2013. - № 3 (71). - С. 78-82.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

6. Платонова Р. И. Специфика формирования конкурентоспособного специалиста спортивно-педагогического профиля : опыт регионального вуза РС (Я) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 85-90.

7. Портнов Ю. М. Баскетбол : учеб. для вузов физ. культуры. - М. : Астра семь, 1997. - 479 с.

8. Свищев И. Д., Чистова Н. А. Концепция дополнительного профессионального образования специалистов РГУФКСиТ по физической культуре и спорту // Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех : мат. 12 Междунар. науч. конгресса. - М., 2008. - С. 223-224.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.

10. http://pk-mossport.ru/index.php/news/179-basketball-otchet.

11. http://rud.exdat.com/docs/index-751544.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.