Научная статья на тему 'Организация и проведение работы по подготовке арбитров по баскетболу в условиях спортивного класса'

Организация и проведение работы по подготовке арбитров по баскетболу в условиях спортивного класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ КЛАСС / SPORTS CLASS / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / TRAINING METHOD / АРБИТРЫ / REFEREES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишбулдина И.В., Конеева Е.В.

О необходимости повышения уровня подготовки арбитров по баскетболу говорят многие специалисты. В то же время в примерной программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва говорится о необходимости включения судейской подготовки в образовательный процесс, однако такая работа практически не ведется. Разработанный элективный курс «Подготовка арбитров по баскетболу» позволяет разрешить данное противоречие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTING UP AND IMPLEMENTING TRAINING OF BASKETBALL REFEREES WITHIN THE FRAMEWORK OF A SPORTS ORIENTED CLASS

The need to improve training of basketball referees has been risen by many experts. At the same time a preliminary program of sports training for youth sports schools, specialized youth sports schools of Olympic reserve refers to the need to include judicial training in the educational process, but such work is virtually non-existent. The designed elective course «Preparation of basketball referees» allows us to solve this contradiction.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение работы по подготовке арбитров по баскетболу в условиях спортивного класса»

#

мяти, мышления, воображения, эмоций и формированию таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. - Дубна, 1997. - Ч. I.

2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Шиянов Е. Н. Педагогика. - М., 2008.

3. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 2001.

4. Яновицкая Е. В., Адамский М. Я. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении. - СПб., 2005.

5. Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. - М., 1979.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ АРБИТРОВ ПО БАСКЕТБОЛУ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОГО КЛАССА

SETTING UP AND IMPLEMENTING TRAINING OF BASKETBALL REFEREES WITHIN THE FRAMEWORK OF A SPORTS ORIENTED CLASS

И. В. Ишбулдина, Е. В. Конеева

О необходимости повышения уровня подготовки арбитров по баскетболу говорят многие специалисты. В то же время в примерной программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва говорится о необходимости включения судейской подготовки в образовательный процесс, однако такая работа практически не ведется. Разработанный элективный курс «Подготовка арбитров по баскетболу» позволяет разрешить данное противоречие.

I. V. Ishbuldina, E. V. Koneeva

The need to improve training of basketball referees has been risen by many experts. At the same time a preliminary program of sports training for youth sports schools, specialized youth sports schools of Olympic reserve refers to the need to include judicial training in the educational process, but such work is virtually non-existent. The designed elective course «Preparation of basketball referees» allows us to solve this contradiction.

Ключевые слова: спортивный класс, методика под- Keywords: sports class, training method, referees. готовки, арбитры.

Для работы по подготовке юных арбитров по баскетболу из числа учащихся спортивного класса были проведены: теоретический анализ специальной литературы, педагогические наблюдения, изучение передового опыта подготовки арбитров по баскетболу, опросы профессиональных арбитров, диагностика уровня теоретических знаний, специальной теоретической и физической подготовленности, личностных особенностей учащихся спортивного класса. Реализация элективного курса «Подготовка арбитра по баскетболу» проходила в три этапа: 1) диагностический, в ходе которого осуществлялась диагностика подготовленности учащихся спортивного класса к судейской деятельности; 2) обучающий, который включал в себя обучение учащихся спортивного класса по элективному курсу; 3) практико-деятельностный, с самостоятельным судейством соревнований по баскетболу

учащимися спортивного класса различного уровня - от внутригрупповых до студенческих.

Подготовка проходила экспериментальную проверку в ГОУ СОШ № 31 г. Калининграда в 2006/07 и 2007/08 учебных годах. В табл. 1 представлено соотношение теоретической и практической подготовки элективного курса.

Помимо занятий элективного курса в программу подготовки юных арбитров по баскетболу входила летняя учебная практика (80 часов).

Содержание методики подготовки арбитров по баскетболу:

1. Теоретические занятия. Сообщение общих сведений в области физической культуры и спорта; изучение правил и методики судейства в баскетболе.

2. Практические занятия по судейству.

Основными формами работы с учащимися являлись

лекции, семинарские и практические занятия, а также са-

Ф

Таблица 1

Распределение количества часов по разделам программы элективного курса «Подготовка арбитра по баскетболу»

Учебный год Общее количество часов Лекционные занятия Практические занятия

2006/07 68 48 20

2007/08 68 20 48

мостоятельная работа юных арбитров. Использовались активные формы и методы обучения - творческие задания, деловые игры.

Весь программный материал элективного курса и его распределение в часах представлен в табл. 2, 3.

Как видно из программного материала, на первом этапе преобладали мотивирующие обзорные лекции, которые способствовали повышению интереса у учащихся к деятельности арбитра, созданию стимула для дальнейшей деятельности, а также углублению знаний о правилах баскетбола и их интерпретации; проблемные лекции, в которых моделировались игровые спорные ситуации, главная цель таких занятий - получение учащимися знаний как бы самостоятельно; проводились дискуссии по предотвращению конфликтов на площадке и поведению в них арбитров.

На этом этапе педагогическое воздействие было направлено на то, чтобы учащиеся могли убедиться в неполноте своих знаний о деятельности арбитра, стали воспринимать ее как сложный процесс, включающий в себя различные стороны подготовки, и, следовательно, чтобы у них возникло желание преодолеть данную проблему. Это вызвало у учащихся готовность к усвоению нового теоретического и практического материала.

Основная задача преподавателя заключалась в усилении у учащихся мотивов по овладению ими базовой системой знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности арбитра.

Важную часть учебной деятельности составило изучение основных понятий, благодаря чему у учащихся систематизировались знания из сферы деятельности арбитров.

Занятия по теоретической подготовке проходили с использованием технических средств обучения, включающих просмотр определенных отрезков видеозаписей с играми команд российской суперлиги, демонстрирующих спорные моменты в баскетбольных матчах. Учащимся объяснялись решения и действия арбитров в той или иной ситуации. Такая форма занятий позволила показать учащимся, что их уровень знаний теоретического и практического материала, связанного с правилами баскетбола, судейством и организацией соревнований, является обыденным, не соответствующим подготовленности действующих арбитров. Это послужило мотивацией для дальнейшего продолжения изучения теоретического и практического материала.

Также учащиеся неоднократно приглашались на заседание арбитров по баскетболу, которые проводились Областной федерацией баскетбола и в ходе которых они получали новые сведения об изменениях правил и их интерпретации. Все результаты таких заседаний обсуждались на тео-

ретических занятиях, что также побуждало учащихся ответственно относиться к учебному процессу.

В связи с частыми выездами участников педагогического эксперимента, числившихся в группе спортивного совершенствования, на российские и товарищеские международные соревнования, некоторые из занятий проводить в форме семинаров в других городах России и Европы с участием судей из Самары, Костромы, Санкт-Петербурга, Литвы и Польши.

По окончании каждого занятия учащиеся получали домашнее задание. Задания включали в себя теоретические вопросы, вопросы-иллюстрации, в которых были приведены игровые ситуации, и учащимся предлагалось выбрать действие арбитра в конкретном игровом моменте. На занятиях, посвященных просмотру видеозаписей с играми команд российской суперлиги, юные арбитры самостоятельно называли нарушение, увиденное ими на экране, обосновывали его и давали заключение о действии арбитра при таком нарушении и его жестикуляции и др.

Практические занятия проводились на базе СДЮС-ШОР № 9 г. Калининграда. Содержание практических занятий приведено в табл. 3.

В ходе практических занятий отрабатывались навыки в судействе соревнований, в том числе навыков жестикуляции. В начале занятия учащиеся отрабатывали все жесты судей перед зеркалом. Ученикам объясняли, что судье важно знать и совершенствовать точные жесты, которые приводятся в книге правил ФИБА и производят впечатление на всех присутствующих во время игры. Во время демонстрации фрагментов игр учащимся стало очевидно, что если один из судей жестикулирует правильно и уверенно, это чувство передается игрокам, тренерам и зрителям, так как они имеют право знать, что происходит или произошло во время игры. Также в ходе практических занятий большое внимание уделялось артистичности -выразительности жестов, являющихся проявлением педагогической позиции судьи. В процессе ролевых игр отрабатывалось взаимопонимание между судьями, которое помогает избежать проблем в процессе матча.

В ходе этих занятий отрабатывалась техника ведущего судьи, то есть арбитра, имеющего преимущество перед ведомым судьей. Ученикам необходимо было освоить следующее: не смотреть вверх во время игры, постоянно двигаться по площадке, то есть необходимо быть в нужное время в нужном месте и не пропускать нарушения. Учитывать ситуацию: мяч по отношению к защитнику, чтобы можно было отслеживать передвижение по площадке игрока и мяча. Отходить назад от лицевой линии площадки в зависимости от игрового момента, чтобы расширить

Таблица 2

Тематика и организация теоретических занятий элективного курса «Подготовка арбитров по баскетболу»

№ Тема урока Кол-во часов

1 Физическая культура как вид культуры 2

2 История физической культуры в России. Великие спортсмены СССР и России. История международного олимпийского движения 4

3 История физической культуры за рубежом. Системы физической культуры в различных странах. История международного олимпийского движения 4

4 Характеристика физических качеств 4

5 Классификация физических упражнений для различных мышечных групп 2

6 Гигиенические требования во время занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена спортсмена 2

7 Основы безопасности во время занятий физической культурой и спортом 2

8 Роль физической культуры в различные периоды жизни человека 2

9 Физическая культура в семье 2

10 Формы и значение внеклассных занятий по физической культуре 2

11 Формы и значение закаливания 2

12 История возникновения и эволюция игры, состояние и развитие баскетбола в России 2

13 Сущность игры в баскетбол. Размеры площадки и оборудование 2

14 Судейство в баскетболе, общие вопросы 2

15 Правила игры и их современная интерпретация 2

16 Механика и техника судейства 2

17 Общие вопросы подготовки судей к соревнованиям 2

18 Судьи, судьи за столиком и комиссар: их обязанности 2

19 Команды. Игровые положения. Нарушения. Фолы 2

20 Игровые положения. Игровое время, ничейный счет и дополнительные периоды. Начало игры 2

21 Нарушения (несоблюдение правил) 2

22 Фолы (несоблюдение правил, вследствие персонального контакта с соперником и/или неспортивного поведения) 2

23 Общие положения. Жесты судей 2

24 Судейская документация и организационные аспекты работы судейских коллегий 2

25 Самоконтроль в процессе занятий судейством 2

26 Психологическая подготовка судей по баскетболу 2

27 Роль судьи в формировании личности спортсмена 2

28 Известные в России судьи по баскетболу 2

29 Конфликтные ситуации, возникающие в баскетболе 2

30 Управление конфликтами в спорте 2

31 Контрольное тестирование. Подведение итогов 2

Итого 68

обзор. Просматривать пространство между игроками при опеке, чтобы определить нарушение правил, так как отсутствие дистанции может привести к фолу.

Также на практических занятиях отрабатывалась техника ведомого судьи, не имеющего преимущества. Для овладения этим ученикам предлагалось, так же как и ведущему судье, постоянно двигаться по площадке. Контролировать периферическим зрением мяч, даже если мяч не находится в зоне ответственности ведомого судьи. При попадании мяча внутрь ограниченной зоны после передачи, дриблинга или броска предлагалось выполнять движение (больше или меньше) к линии штрафного броска, для того чтобы помочь партнеру в судействе борьбы под кольцом. В связи с тем, что большинство контактов в игре происходит в ограниченной зоне, отрабатывался просмотр пространства между игрока-

ми при опеке, так как отсутствие дистанции может привести к фолу. Также учитывалась ситуация: положение мяча по отношению к защитнику. Осуществлялась помощь партнеру: не отходили назад, когда атакующая команда бросала по кольцу. После того, как защищающаяся команда завладела мячом, отрабатывалась готовность сделать ускорение к противоположному кольцу в случае быстрого прорыва. Если судья не сумел опередить быстрый прорыв, выполнялся выбор лучшей позиции позади игроков.

В ходе практических занятий отрабатывалась техника взаимодействия между судьями. В процессе судейства им необходимо было обратить внимание на следующее: не сосредотачивать внимание на мяче, если он не в твоей зоне ответственности; держать всех игроков на площадке в «коробочке» (между судьями), насколько это возможно; менять-

Таблица 3

Тематика и организация практических занятий элективного курса «Подготовка арбитров по баскетболу»

№ Тема урока Кол-во часов

1 История возникновения и эволюция игры, состояние и развитие баскетбола в России 2

2 Судейство в баскетболе, общие вопросы 2

3 Правила игры и их современная интерпретация 4

4 Механика и техника судейства 6

5 Общие вопросы подготовки судей к соревнованиям 3

6 Игра в баскетбол. Размеры площадки и оборудование 2

7 Судьи, судьи за столиком и Комиссар: их обязанности 5

8 Команды. Игровые положения. Нарушения. Фолы 8

9 Общие положения. Жесты судей 8

10 Судейская документация и организационные аспекты работы судейских коллегий 6

11 Самоконтроль в процессе занятий судейством 2

12 Психологическая подготовка судей по баскетболу 6

13 Воспитательная функция судьи 2

14 Конфликтные ситуации, возникающие в спорте и в баскетболе. Управление конфликтами в спорте 6

15 Сущность, движущие силы процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Методы, формы и средства воспитания. Механизмы воздействия в воспитании. Виды влияния в воспитании 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Контрольные занятия 2

Итого 68

ся местами после всех фолов и при спорных мячах, обращая внимание на то, что рефери с мячом первым меняет позицию; осуществлять визуальный контакт по возможности.

В процессе практических занятий уделялось внимание обнаружению и исправлению своих ошибок. Учащиеся, находящиеся в позиции старшего судьи, оценивали свое умение в подбрасывании мяча, то есть достаточно ли высоко был подброшен мяч, прямо ли подброшен мяч, дало ли мое подбрасывание равные возможности прыгающим игрокам.

В процессе занятий школьники учились производить анализ своих действий: был ли он в правильной позиции, чтобы видеть всех игроков; дал ли он отмашку на включение времени; предупредил ли он нарушения до того, как они случились; направился ли он немедленно на позицию ведущего судьи; осуществлял ли он зрительный контакт с партнером; дал ли он свисток, если мяч был плохо подброшен или совершено нарушение.

Школьники в ходе занятий обучались контролировать и анализировать действия в фиксации фолов: поднял ли он прямую руку над головой, чтобы остановить время; был ли его кулак сжат; находясь слишком далеко, сделал ли он пару шагов к игроку, совершившему фол; показал ли он на талию игрока, совершившего фол, другой рукой (ладонью вниз); быстро ли он двигался к секретарскому столику для показа фола; использовал ли он правильно

жесты для показа; были ли все его жесты понятны каждому; насколько быстро возвратился он в свою позицию; поменялся ли он местами с партнером.

Летом в рамках подготовительного этапа подготовки учащиеся совершенствовали судейское мастерство в спортивном лагере.

Во время второго года обучения соотношение количества практических и теоретических занятий увеличилось в пользу практических. Одновременно количество тренировочных занятий в спортивном зале и отработка навыков судейского мастерства стала занимать меньше времени, чем непосредственное обслуживание встреч в качестве арбитра.

По окончании педагогического эксперимента был выявлен существенный прирост в результатах, показанных членами экспериментальной группы по сравнению с контрольной по теоретической и специальной подготовке, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики подготовки юных арбитров по баскетболу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Железняк Ю. Д. Система планирования и комплексного контроля в специализированных Детско-юношеских спортивных школах Олимпийского резерва по баскетболу. - М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.