Научная статья на тему 'Структурно-компонентный состав профессиональных умений баскетбольного арбитра'

Структурно-компонентный состав профессиональных умений баскетбольного арбитра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СУДЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУДЕЙСКИЕ УМЕНИЯ / ЗНАЧИМОСТЬ / СЛОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ / REFEREES / ACTIVITIES / SKILLS / SIGNIFICANCE / FORMATION COMPLEXITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковригин В. Е.

Рассматриваются судейские умения как составляющие профессиональной компетентности баскетбольного арбитра. Приведены результаты исследования значимости и сложности формирования профессиональных умений судейства соревнований по баскетболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural component composition of basketball referees' professional skills

Referees' skills as components of professional competence are viewed in the article. The results of the investigation devoted to the significance and complexity of professional basketball referees' skills forming are also given here.

Текст научной работы на тему «Структурно-компонентный состав профессиональных умений баскетбольного арбитра»

Проблемы двигательной активности и спорта

УДК 796.323.2

СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БАСКЕТБОЛЬНОГО АРБИТРА

В.Е. Ковригин

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Рассматриваются судейские умения как составляющие профессиональной компетентности баскетбольного арбитра. Приведены результаты исследования значимости и сложности формирования профессиональных умений судейства соревнований по баскетболу.

Ключевые слова: судейская деятельность, судейские умения, значимость, сложность формирования.

Введение. Одна из основных проблем существующей системы подготовки судей по баскетболу -ее нацеленность на подготовку профессиональных арбитров для обслуживания соревнований высокого уровня (чемпионат России и международные соревнования), при этом большинство детских и любительских соревнований испытывают большую потребность в квалифицированных арбитрах.

В любительском баскетболе судейство не является профессиональной деятельностью и арбитрами здесь, как правило, выступают тренеры спортивных школ, студенческих команд, учителя физического воспитания. Тем не менее и на этом уровне судейство следует рассматривать как специальность, которой необходимо целенаправленно обучаться [7].

Практика показывает, что далеко не все спортсмены и тренеры быстро и успешно осваивают эту деятельность. Многим из тех, кто долгие годы так или иначе был связан с баскетболом, не удается стать квалифицированными арбитрами. Связано это в первую очередь с тем, что для качественного выполнения судейских функций одного лишь полного знания теоретических аспектов и личного опыта игрока или тренера недостаточно. Важно умение на практике правильно применять существующие положения правил и их интерпретации, то есть обладать набором сформированных судейских умений [6].

Наиболее благоприятный период для формирования умений судейства соревнований по баскетболу, на наш взгляд, это процесс обучения в вузе физической культуры. Получив базовый набор судейских умений, выпускник может квалифицированно выполнить судейство любительских соревнований или продолжить обучение и стать профессиональным арбитром. Однако существующая система судейской подготовки в вузе фи-

зической культуры не выполняет данной функции. Связано это в первую очередь с отсутствием конкретизированного состава судейских умений, которыми должен овладеть студент в процессе обучения, а вследствие этого неразработанностью средств и методов формирования данных умений.

Цель. Выявить структурно-компонентный состав, значимость и сложность формирования профессиональных умений баскетбольного арбитра.

Организация и методика исследования. На основе анализа и обобщения специальных работ [1-5], бесед с высококвалифицированными баскетбольными арбитрами и анализа судейской деятельности нами была определена структура и содержание профессиональных умений баскетбольного арбитра. Всего было выделено 42 умения, объединенных в восемь групп (см. таблицу).

С целью определения значимости и сложности формирования исследуемых умений, было проведено анкетирование. Для осуществления экспертной оценки мы привлекли 16 высококвалифицированных специалистов, в том числе четырех судей международной категории, четырех судей республиканской категории, пять судей первой категории, одного профессора и двух доцентов кафедры теории и методики спортивных игр Уральского государственного университета физической культуры. Экспертам предлагалось оценить значимость и сложность формирования умений по пятибалльной шкале, по принципу - чем выше значимость умения и чем труднее сформировать его, тем выше балл. Под значимостью понималась важность роли умения для судейской деятельности, а под сложностью - трудность формирования умения. Для наглядности полученные данные были переведены в относительные величины в виде процентов от максимального балла (см. таблицу).

Значимость и сложность формирования профессиональных умений баскетбольного арбитра

№ п/п Умения Значимость умения Сложность формирования умения

Балл % Балл %

1 2 3 4 5 6

КОНТРОЛЬ ЗА БРОСКОМ

1 Контроль за полетом мяча после броска и засчитывание попадания 1,7 34 2,6 52

2 Определение стоимости забитого мяча 2,9 58 3 60

ТЕХНИКА СУДЕЙСТВА

3 Техничное передвижение 3,7 74 2,2 44

4 Использование судейских жестов 4,5 90 3,9 78

5 Подача сигнала свистком 3,5 70 3,4 68

6 Подбрасывание мяча для розыгрыша спорного броска 3,3 66 3,1 62

7 Выполнение передачи мяча 2,9 58 2,5 50

МЕХАНИКА СУДЕЙСТВА

8 Действия при розыгрыше спорного броска 3,1 62 3,3 66

9 Выбор позиции 4,8 96 4,8 96

10 Постоянное движение 4,1 82 4,3 86

11 Концентрация внимания на игровых ситуациях, происходящих в зоне ответственности 4,7 94 4,9 98

12 Предвидение ситуации 4,8 96 5 100

13 Перемещения при переходе мяча из тыловой зоны в передовую 3,3 66 3,3 66

14 Переключение позиций 3,1 62 3,3 66

15 Организация вбрасывания из-за лицевой линии 3,3 66 3,2 64

16 Действия при выполнении штрафных бросков, замен и минутных перерывов 3,4 68 3,5 70

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПАРТНЕРАМИ

17 Установление визуального контакта с партнерами 3,2 64 3,7 74

18 Установление визуального контакта с секретарским столом 2,9 58 3,4 68

19 Оказание помощи партнеру 4,7 94 4,7 94

ФИКСАЦИЯ НАРУШЕНИЙ

20 Определение нарушения «игрок за пределами игровой площадки, мяч за пределами игровой площадки» 4,8 96 4,3 86

21 Определение «неправильного ведения мяча» 4,4 88 4 80

22 Определение «пробежки» 4,7 94 4,5 90

23 Фиксация нарушения «3 секунд» 4,3 86 4,6 92

24 Определение нарушения «плотноопекаемый игрок» 3,4 68 4,8 96

25 Определение «8 секунд» 4,1 82 3,9 78

26 Определение нарушения «мяч, возвращенный в тыловую зону» 3,2 64 4 80

27 Определение нарушения «игра ногой» 3,8 76 3,9 78

28 Определение нарушений при касании мяча выше уровня кольца 3,9 78 4,7 94

ФИКСАЦИЯ ФОЛОВ

29 Фиксация персонального фола 5 100 5 100

30 Фиксация неспортивного фола 4,9 98 5 100

31 Фиксация технического фола 4,7 94 4,8 96

32 Фиксация обоюдного фола 4,9 98 5 100

33 Фиксация дисквалифицирующего фола 4,6 92 4,9 98

КОНТРОЛЬ НАД ИГРОЙ

34 Демонстрация уверенности в принятии решений 4,9 98 4,6 92

35 Последовательность в судействе 4,8 96 5 100

Проблемы двигательной активности и спорта

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6

36 Предвидение возможных проблем и конфликтных ситуаций 4,3 86 4,9 98

37 Немедленное пресечение действий игроков и тренеров, оказывающих давление на судью 4,5 90 4,8 96

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

38 Психологический настрой на судейство 4,1 82 4,7 94

39 Противодействие давлению со стороны игроков, тренеров и зрителей 4,9 98 5 100

40 Игнорирование личных симпатий к игрокам, командам и тренерам 4,7 94 4,9 98

41 Продолжение объективного судейства после совершения ошибки 4,7 94 4,8 96

42 Сохранение спокойствия и концентрации внимания в ответственные моменты игры 5 100 5 100

Для установления количества и границ уровней значимости и сложности формирования судейских умений была использована градация в пять уровней: максимальный - от 4,5 до 5 баллов (90-100 %), высокий - от 3,5 до 4,5 баллов (70-90 %), средний - от 2,5 до 3,5 баллов (50-70 %), низкий -от 1,5 до 2,5 баллов (30-50 %) и очень низкий -от 0 до 1,5 баллов (0-30 %).

Результаты исследования и их обсуждение. Наиболее низкие оценки в пределах среднего и низкого уровня значимости и сложности формирования, согласно мнению экспертов, получили умения из группы контроль за броском. Невысокую значимость и сложность формирования данных умений можно объяснить тем, что фиксация забитого мяча и стоимости броска являются наиболее простыми и наименее спорными моментами в судействе.

Техника судейства. Значимость и сложность формирования умений в данной группе несколько выше. Умение использовать судейские жесты получило оценки в пределах максимального уровня значимости и высокого уровня сложности формирования. Жесты - язык судейства, с помощью которого происходит общение арбитра с партнерами, игроками и зрителями. Следовательно, умелое владение жестами крайне важно для понимания игры и передачи информации партнерам.

В пределах высокого уровня значимости лежат два умения: техничное передвижение и подача сигнала свистком. При этом умение технично передвигаться имеет средний уровень сложности формирования, а умение подавать сигналы свистком - низкий.

Еще два умения получили оценки в пределах среднего уровня значимости и сложности формирования: умение подбрасывать мяч для розыгрыша спорного броска и умение выполнить передачу мяча.

Низкую значимость не получило ни одно умение.

Механика судейства. Максимальный уровень значимости и сложности формирования получили три умения: выбор позиции; концентрация внимания на игровых ситуациях в зоне ответственности; предвидение ситуации. Правильный выбор позиции - важнейшая предпосылка для точного определения нарушения, фола и любого другого игрового действия. Концентрация внимания на игровых действиях, происходящих в зоне ответственности, дает возможность арбитрам качественно контролировать всю область игровой площадки. Предвидение ситуации позволяет занять наиболее правильную позицию для фиксации игрового действия, которое, по мнению судьи, должно произойти в определенный момент времени, в определенном месте исходя из данного развития событий игры.

Умение находиться постоянно в движении получило высокий уровень значимости и сложности формирования. Постоянное движение позволяет выбирать наилучший угол для обзора игрового момента.

К умениям средней значимости эксперты отнесли пять умений: перемещение при переходе мяча из тыловой зоны в передовую; действия при розыгрыше спорного мяча; переключение позиций; организация вбрасывания из-за лицевой линии; действия при выполнении штрафных бросков, замен и минутных перерывов. При этом большинство из вышеуказанных умений лежат в пределах среднего уровня сложности формирования, за исключением умения организовывать процедуру штрафных бросков, замен и минутных перерывов. Его эксперты отнесли к высокому уровню.

Низкую значимость не получило ни одно умение.

Взаимодействие с партнерами. Максимальный уровень значимости и сложности формирования, по мнению экспертов, получило умение оказывать помощь партнеру. В течение всей игры исключительно важно, чтобы судьи действовали как единая команда, подстраховывали друг друга и

по необходимости оказывали взаимную помощь в принятии решений.

Средний уровень значимости и высокий уровень сложности формирования получило умение устанавливать визуальный контакт с партнером, который важен для согласованности действий и оказания помощи в сложных игровых ситуациях.

К среднему уровню значимости и сложности эксперты отнесли умение устанавливать визуальный контакт с секретарским столиком.

Низкую значимость не получило ни одно умение.

Фиксация нарушений. Максимальный уровень значимости и высокий уровень сложности получило умение фиксировать выход мяча за пределы игровой площадки. Это объясняется тем, что в случае упорной борьбы за мяч противоборствующих игроков, бывает очень трудно определить от кого «ушел мяч» и дальнейшее направление вбрасывания. Умение фиксировать нарушение «пробежка» также получило максимальный уровень значимости и максимальный уровень сложности формирования. Пробежка - одно из наиболее распространенных нарушений в баскетболе. Очень важно, чтобы арбитр умел определять различные варианты данного нарушения в сложных игровых ситуациях.

Большинство умений, представленных в данной группе, получило оценки значимости в пределах высокого уровня: определение нарушения «неправильное ведение мяча»; определение нарушения «3 секунды»; определение нарушения «8 секунд»; фиксация нарушения «игра ногой»; определение нарушений при касании мяча после броска выше уровня кольца. При этом два из вышеперечисленных умений, согласно оценке экспертов, получили максимальный уровень сложности формирования: определение нарушения «3 секунды»; определение нарушений при касании мяча выше уровня кольца, а остальные были отнесены к высокому уровню.

Средний уровень значимости получили два умения: определение нарушения «плотноопекае-мый игрок»; определение нарушения «мяч, возвращенный в тыловую зону». При этом первое эксперты отнесли к максимальному уровню сложности формирования, а второе - к высокому.

Низкую значимость не получило не одно умение.

Фиксация фолов. Все умения, представленные в данной группе, получили оценки в пределах максимального уровня значимости и сложности формирования. Это объясняется тем, что фол наиболее распространенное и спорное нарушение правил. От того насколько четко, быстро и объективно арбитр умеет фиксировать фолы, во многом зависит успех судейства игры, его авторитет и контроль над игровой ситуацией.

Стоит отметить, что умения фиксировать персональный, неспортивный и обоюдный фол получили

максимально возможные оценки сложности формирования, а умение фиксировать персональный фол при этом еще и максимально возможную значимость.

Низкую значимость не получило ни одно умение.

Контроль за игрой. Оценки в пределах максимального уровня значимости и сложности формирования получили три умения: демонстрация уверенности в принятии решений; последовательность в судействе; немедленное пресечение действий игроков и тренеров, оказывающих давление на судью. Арбитр должен немедленно пресекать действия игроков и тренеров, оказывающих на него давление, иначе игра выходит из-под контроля. Во время игры арбитру исключительно важно демонстрировать полную уверенность в своих действиях, в этом случае игроки будут больше доверять решениям, принятым судьей и меньше вступать с ним в споры. Не менее важно быть последовательным в судействе, это позволяет игрокам приспособится к манере судейства и значительно снизить число конфликтных ситуаций.

Высокий уровень значимости и максимальный уровень сложности формирования получило умение предвидеть возможные проблемы и конфликтные ситуации. Выявление агрессивно настроенных и психически неуравновешенных игроков, обнаружение конфронтации между игроками позволит избежать конфликтов в будущем.

Низкую значимость не получило ни одно умение.

Психологическая устойчивость. Оценки в пределах максимального уровня значимости и сложности формирования получили четыре умения: противодействие давлению со стороны игроков, тренеров и зрителей; игнорирование личных симпатий; продолжение объективного судейства после совершения ошибки; сохранение спокойствия и концентрации внимания в ответственные моменты игры. Важнейшим фактором высококлассного судейства является психологическая устойчивость арбитра. Фактор психологической устойчивости судьи, приобретает в современном баскетболе подчас решающее значение. Встреча с возможной конфликтной ситуацией, негодования тренера и личные симпатии арбитра никоим образом не должны сказываться на принятии объективных судейских решений.

Высокий уровень значимости и максимальный уровень сложности формирования получило умение психологического настроя на судейство. Значимость психологического настроя особенно возрастает при судействе ответственных матчей, при встрече принципиальных и бескомпромиссных соперников. Противодействие неблагоприятным стрессовым факторам должно осуществляться специальным овладением приемами саморегуляции психического состояния.

Низкую значимость не получило ни одно умение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы двигательной активности и спорта

Заключение. Разработанная структура профессиональных умений баскетбольного арбитра, представленная 42 умениями, объединенными в восемь групп, была подтверждена экспертами. Полученные данные указывают на то, что большинство выделенных судейских умений имеет высокие показатели значимости и сложности формирования. При этом в большинстве случаев значимость и сложность формирования умений совпадают.

Наиболее высокие показатели значимости и сложности формирования получили умения, связанные с фиксацией фолов, контролем над игрой и психологической устойчивостью. То есть те действия и операции, где арбитр непосредственно взаимодействует с участниками матча и фиксирует наиболее спорные игровые ситуации.

При разработке методики формирования профессиональных умений судейства соревнований по баскетболу следует опираться на полученные оценки значимости и сложности формирования данных умений. Это позволит целесообразно распределить объем учебной нагрузки по разделам и большее внимание уделить формированию наиболее значимых для судейства умений.

Литература

1. Баскетбол. Подготовка судей: учеб. пособие /под ред. С.В. Чернова. - М.: Физическая культура, 2009. - 256 с.

2. Давыдов, М.А. Судейство в баскетболе / М.А. Давыдов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -128 с.

3. Дулин, А.Л. Формирование навыков судейства у юных баскетболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Л. Дулин. - М.: ВНИИФК, 1984. -19 с.

4. Ерофеев, С.Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров: дис. ... канд. пед. наук / С.Д. Ерофеев. - М.: РГАФК, 2002. - 127 с.

5. Нефедов, В.М. Подготовка судей по баскетболу / В.М. Нефедов. - М.: Салам, 2009. - 247 с.

6. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Оценка и совершенствование / С.А. Полиевский, Л.В. Костикова, А.М. Давыдов, С.Д. Ерофеев. - М.: Физкультура и спорт, 2005. -168 с.

7. Фомин, С.Г. Теоретические и практические основы подготовки молодых арбитров (на примере баскетбола) / С.Г. Фомин, В.П. Губа. - М.: ТОО ИКА, 2000. - 82 с.

Поступила в редакцию 2 сентября 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.